Что нужно сказать о важности праздника Пасхи? Праздник Пасхи – праздников праздник и торжество торжеств. О нем св. Григорий Богослов говорит: «Пасха Господня выше всех других праздников, и выше столько, сколько солнце превосходнее звёзд своим светом». Это потому, что воскресением Своим И. Христос утвердил спасительную веру Свою и положил начало нашему блаженному воскресению. Воскресши после крестной смерти за спасение людей, И. Христос показал, что Его крестные страдания приняты правосудием Бож. как искупление человеческих грехов; вера, проповеданная Им – есть истинная; Он воскрес, воскресить и умирающих людей. И кроме дня Пасхи, событие Воскресения Христова, как главнейшего торжества веры христианской, празднуется всякую неделю в первый день, как в день, в который совершилось воскресение. Что нужно заметить о времени празднования Пасхи? Празднуется она иногда в марте, а иногда в апреле, в дни от 22 марта до 25 апреля. Так празднуется потому, что празднуется, подобно еврейской Пасхе, после весеннего равноденствия и первого весеннего или мартовского полнолуния, что обыкновенно бывает между сими числами, и, по постановлению 1-го Вселенского собора, чтобы не праздновать вместе с евреями, – в первый воскресный день после равноденствия и полнолуния. В каком году когда бывает Пасха, это расчислено в так называемой Церковной Пасхалии, печатающейся при церковных книгах. Пятница светлой недели – празднование Живоносному Источнику Какое воспоминание соединено с пятницей светлой недели? Воспоминается обновление, т.е. освящение храма во имя Пресвятой Богородицы Живоносного Источника. Это храм, устроенный при одном чудотворном, по молитвам Богородицы, источнике близ Константинополя. Одно из чудес при этом источнике было таково. Источник находился в лесу, в весьма заросшем деревьями месте. Здесь заблудился слепец и крайне изнемогал от жажды. Проходивший воин, увидев блуждающего и изнемогающего слепца, вышел из чащи леса и начал искать для него воды, и вдруг услышал голос: «Не трудись искать воды далеко: она близко здесь. Войди в эту чащу рощи, возьми воды, которую там найдешь, и дай жаждущему слепцу, а тину от источника возложи на его очи. Кто – Я, дивная обитательница этого места, узнаешь после, и при моей помощи соорудишь здесь же во имя мое храм, в котором приходящие с верою будут получать исцеление от болезней и исполнение своих прошений». Так и сделалось: слепец исцелен и впоследствие когда этот воин сделался царем, здесь воздвиг он храм, при котором доселе источаются чудеса исцелений. Суббота светлой недели

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Он начинается сразу после Богоявления и продолжается до Пасхи; входящий в состав этого периода общецерковный 40-дневный пост, оканчивающийся в Великий четверг, проводится более строго. Принятые в V-VI вв. в Риме для В. п. 6 седмиц без воскресений дают в совокупности только 36 дней, поэтому не позднее VII в. В. п. в Римской Церкви был удлинен еще на 4 дня - его начало с 6-го воскресенья (к-рое собственно и называется Quadragesima - Четыредесятница) до Пасхи было перенесено на предшествующую среду. В таком виде В. п. стал в лат. Церкви общепринятым, хотя первоначально практика пощения в разных областях различалась (напр., в Испании В. п. длился 5 седмиц, а в Милане - 6, без прибавочных 4 дней). В VI-VII вв. В. п. был дополнен подготовительным периодом - предварительными воскресеньями т. н. 70-цы, 60-цы и 50-цы (Septuagesima, Sexagesima, Quinquagesima), к-рые являются воскресными за 3, за 2 и за 1 (или за 1/2) седмицы до поста. В итоге период аскетической подготовки к Пасхе достиг продолжительности в 9 седмиц. Месса в течение В. п. первоначально совершалась, видимо, только по воскресеньям. По средам и пятницам В. п. в Риме в IV в. совершалась только литургия Слова; в V-VI вв. к этим дням были добавлены понедельник, вторник и суббота; после VI в. во все эти дни уже совершалась полная месса; при папе Римском Григории II (715-731) мессу стали совершать и по четвергам В. п. В позднейших памятниках месса совершается во все дни В. п. (единственные дни без мессы в рим. обряде - Великие пятница и суббота). В Риме, как и в др. городах христ. мира, В. п. был связан с огласительным циклом, а также с принятием кающихся. Днями, особо связанными с оглашением, были среда, пятница и суббота 3-й и 4-й седмиц В. п. (соответствуют визант. 4-й и 5-й седмицам). Оглашаемые принимали Крещение на Пасху (см. ст. Великая суббота ), кающиеся же допускались к покаянию в среду перед воскресеньем Quadragesima и вновь принимались в церковное общение в Великий четверг . С течением времени огласительные обряды вышли из практики, что повлияло на структуру великопостного рим.

http://pravenc.ru/text/150109.html

Мои мысли Предисловие Интересоваться этим вопросом мы начали еще в семинарском богословии. Но это было книжно, школьно, больше – памятью, для ответов на уроках, а не сердцем, не жизненно. Однако, должно сказать, что в жизни нашей этот догмат имел уже большое значение: вера в Спасителя (от чего-то Он спасал же нас?!) была твердым камнем нашего сердца и тогда; годовой быт складывался по праздникам: в школе ждали «роспуска» уже с Введения, когда Церковь запевала катавасию «Христос раждается»; потом радостное Рождество; а уж о светлой Пасхе и говорить нечего: все играло в нас и кругом. А перед ней – Страстная Пятница с выносом Плащаницы: на юге прибавлялись к этому пассии – чтения Евангелий специально о «Страстях», кончая распятием и погребением Господа... Не вдумывались мы в это, но уже жили этими праздниками... Крестили нас... И надевали кресты, коими мы очень дорожили. А если кто не носил креста, это было греховно и отделяло таких людей, как некрещеных, – от «крещеных». Пред всяким делом молились, полагая кресты на себя: проснулись – с молитвой; кушали – с молитвой, крестясь; мимо Церкви идешь – перекрестишься; начнешь какое дело – с крестом; строишь дом – сначала ставили крест; пьешь лекарство – перекрестишься; отъезжаешь – сначала сядем, потом помолимся, родители же в слезах благословят крестообразно; перед венцом – тоже благословляют иконой; «гром грянет» – перекрестишься; умрем, отпоют и на могилу понесут с крестом впереди; землей засыпят, а вверху крест поставят. Так от рождения и до могилы везде нам сопутствует крест. При крещении присутствует «крестный» и «крестная». Побратались крестами, стали «крестными братьями». Я уже не говорю о крестах на храмах и колокольнях. На перекрестках (на западе) – кресты. Самое имя дали народу [себе] русские: крестьяне. На груди – крест. В богослужении – постоянно слышишь о кресте. Среда и пятницапосвящены кресту. На стихирах, а особенно во втором каноне – славословим крест, распятие, страдания. У священников – крест. При освящении воды и прочего – крест. На Иордане – крест. Отпущение на исповеди делается крестообразно. Причащение, или Евхаристия, совершается с крестным знамением. После обедни и всякой требы – дают целовать крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

По Новокузнецку пройдет крестный ход в честь покровителя Кузнецкой земли 26 июня 2008 г. 11:26 Крестный ход, посвященный покровительству святого пророка Илии жителям Кузнецкой земли, пройдет 27 июня в Новокузнецке. Шествие, протяженностью 12 км, организуется в рамках восстановления древней традиции, согласно которой жители Кузнецка и окрестных сел ежегодно в период XVII-XIX вв. совершали по своей территории благодарственный крестный ход с иконой пророка Илии. Как повествует «Памятная историческая записка» именитого жителя старого Кузнецка Ивана Конюхова (1791-1881), крестный ход проводился в девятую пятницу по Пасхе от храма святого Ильи Пророка села Ильинского (Старая Ильинка) до главного храма Кузнецка Спасо-Преображенского собора. «Ильинский крестный ход просуществовал до установления в 1919 году в Кузнецке большевистской власти, рассказал сотрудник Кемеровского епархиального управления Александр Клещевский. Если традиция и продолжала какое-то время держаться, то вряд ли долго, так как повсеместно по России с закреплением за собой очередной территории большевики неизменно устраивали волну «классового» насилия, центральным «номером» которого было устройство церковного погрома». В 2008 году девятая пятница по Пасхе приходится на 27 июня. Шествие начнется утром от храма святого пророка Илии и пройдет по маршруту: перекресток Бызовского шоссе Новоильинский мост дер. Телеуты ул. Лесозаводская района Садовой ост. Верхняя Островская Томский проезд бетонное дорожное полотно ул. Водопадная Спасо-Преображенский собор. В крестном ходе примут участие священнослужители, студенты Новокузнецкой Духовной семинарии, воспитанники Братства православных следопытов (г. Кемерово) и местные верующие. Крестоходцы будут шествовать с сохранившимся в Ильинском храме образом пророка Илии, написанным, судя по письму и форме иконной доски, в начале XIX века. Мероприятие проводится по благословению епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха по инициативе Миссионерского отдела Кемеровской епархии . Сайт Кемеровской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/428415.htm...

Пасхальная таблица И. Р. определяет не только дату 14-го дня луны, или иудейской пасхи, но и день недели, на к-рый она приходится, что позволяет быстро вычислить дату христ. Пасхи. Принятая в таблице форма 7 двойных октаэтерид удобна тем, что через 16 лет день недели одной и той же юлианской даты смещается на 1 день назад, а через 7 таких циклов (112 лет) возвращается в исходное место. Наиболее ранняя дата пасхального полнолуния по таблице - 18 марта. По мнению Ришара, Пасхалия И. Р. является рим. адаптацией несохранившейся октаэтериды свт. Димитрия Александрийского ( Richard. 1974). Требование праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, выдвинутое свт. Дионисием Александрийским в сер. III в. ( Euseb. Hist. eccl. VII 20), нарушается в таблице И. Р. неск. раз. В списке сочинений на статуе отмечается существование пояснений к таблице. Поскольку они утеряны, вся система может быть реконструирована лишь гипотетически. В «Толковании на Книгу пророка Даниила» четко указан 5500 г. ( Hipp. In Dan. IV 23. 3). Эта дата выведена на основе толкования Исх 25. 10-11 (о ковчеге Завета). В. Грюмель доказал, что в основе таблицы также лежит символический 5500-й год мира ( Grumel V. La Chronologie. P., 1958. P. 7-9). Дата Рождества Христова 25 дек. в «Толковании на Книгу пророка Даниила» является поздней интерполяцией ( Ogg. 1962). Оригинальной датой является 2 апр., как и в пасхальной таблице. Дата Страстей по Пасхалии - пятница 25 марта 29 г. н. э., что подразумевает 30-летний возраст Христа. Помимо таблиц и пояснений к ним (если они написаны И. Р.) известен еще трактат И. Р. «О Пасхе» (CPG, N 1895 (1)), который цитируется в «Пасхальной хронике» (Chron. Pasch. PG. 92. Col. 80). Его появление, вероятно, было связано со спорами о различии между Иоанновой хронологией Страстей и свидетельствами евангелистов-синоптиков. В Hipp. Refut. X 30. 1, 5 упоминается некий труд автора по библейской хронологии, но идет ли речь о трактате «О Пасхе», о Хронике или о др. сочинении, не ясно.

http://pravenc.ru/text/Ипполит ...

Глава 3. Пятница 7-й седмицы по Пасхе. Отдание Вознесения    Поем все последование праздника неизменно, как и в праздник Вознесения, кроме входа, паримий, литии и полиелея.    На Литургии Блаженна праздника, песнь 9-я обоих канонов, на 8. По входе тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак.    Службу святых из Минеи поем на повечерии. СВЯТАЯ ТРОИЦА. ПЯТИДЕСЯТНИЦА Глава 1. Суббота 7-й седмицы по Пасхе. Троицкая родительская суббота    Служба вся в Триоди на ряду. Порядок ее такой же, как в субботу мясопустную.    На Литургии Блаженна Триоди, песни 3-я и 6-я, на 8. По входе – тропарь «Глубиною мудрости», «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – «Тебе и Стену». Прокимен, глас 6-й – «Души их во благих водворятся». Апостол дня: Деян., зач. 51, и за упокой: 1 Кор., зач. 163. Евангелие дня: Ин., зач. 67, и за упокой: Ин., зач. 21. По «Изрядно...» – «Достойно есть». Причастен «Блажени, яже избрал и приял». Вместо «Видехом Свет истинный» по обычаю поется «Глубиною мудрости».    Службы святых из Минеи поем на повечерии. Глава 2. Неделя Святой Пятидесятницы. День Святой Троицы    Служба вся по Триоди.    На великой вечерне «Блажен муж», кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10, «Слава, и ныне» – «Приидите, людие». Вход. Прокимен дня. Паримии – 3. На литии стихиры самогласны – 3, «Слава, и ныне» – «Егда Духа Твоего послал еси нам». На стиховне стихиры, глас 6-й – «Не разумеюще языцы», «Господи, Святаго Духа нашествие», «Царю Небесный», «Слава, и ныне» – «Языцы иногда». По «Ныне отпущаеши» – тропарь, глас 8-й:    «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго и теми уловлей вселенную. Человеколюбче, слава Тебе» (трижды).    На утрене, на «Бог Господь» – тропарь праздника (трижды). Кафизмы. Седальны. Полиелей. Величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим».    Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й – «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву». Стих – «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое». Евангелие – Ин., зач. 65. «Воскресение Христово видевше» не поется, но тотчас по Евангелии – псалом 50-й, «Слава» – «Молитвами апостолов», «И ныне» – «Молитвами Богородицы». Стихира, глас 6-й – «Царю Небесный». Каноны праздника два. Ирмосы обоих канонов (дважды). Тропари на 12. Если не стихословятся Библейские песни, то к тропарям припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе». Катавасия – ирмосы обоих канонов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

2)». Из 14-й главы того же сочинения видно, что указанными днями считались пятница и суббота: «если апостол совершенно уничтожил всякое соблюдение времен, дней, месяцев и лет ( Кол. 2, 16–17 ), спрашивает у православных Тертуллиан , то почему же мы все таки празднуем Пасху непременно в первый месяц года? Почему проводим с ликованием следующие за ней 50 дней? Почему посвящаем среду и пятницу каждой недели воздержанию от пищи до вечера, а пасхальную пятницу (parasceven) – посту? Вы иногда воздерживаетесь от пищи даже и в субботу, в которую согласно вышесказанному следует поститься лишь на Пасхе 3 ». Как соблюдали пасхальный пост сами монтанисты, из сочинения Тертуллиана ясно не видно: судя по тому, что в словах о пасхальных пятнице и субботе он говорить – «мы», нужно полагать, что практика тогдашних монтанистов еще не отличалась от православной. Данное сочинение написано было Тертуллианом против нападок православных на монтанистов за то, что последние ввели у себя некоторый новый пост, именно, по словам Тертуллиана , «посвящали Богу в году две неполных седмицы (за исключением суббот и воскресений) сухоядения, воздерживаясь не от того, употребление чего они совсем бы отвергали, но лишь отказываясь от этого временно (гл. 15)». Впоследствии, в V-м в., как увидим ниже, у монтанистов, действительно, предпасхальный пост продолжался две недели. Но из сочинения Тертуллиана не видно, чтобы он разумел именно этот пост. К концу III-ro века на Востоке, по-видимому, начал складываться обычай – продолжать пасхальный пост целую неделю. В «Дидаскалии», памятнике сирииского или палестинского происхождения второй половины III-ro века, читаем: «на Пасхе поститесь от 10-го дня (раз. нисана), т.е. от понедельника и до пятка употребляйте одни лишь хлеб, соль и воду в девятом часу (т.е. в 3 ч. пополудни), пятницу же и субботу поститесь целиком, не вкушая ничего 4 ». Кроме чувства благоговения, которое побуждало христиан достойным образом проводить дни страданий Господних и приготовляться к празднику Воскресения, в установлении недельного срока поста важное значение имело еще одно обстоятельство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Учение достаточно знает.    Поэтому я обещал в будущее Вербное воскресенье принять ее в лоно Православной Церкви.    В Соборе отпета дочь диакона Павла Такахаси, Иоанна, бывшая за чиновником; от родов померла.      2/15 апреля 1910. Пятница.    Уволил из Семинарии и отправил в Харбин одного из русских учеников Емельяна Родионова. Упорно не желает учиться и просится вон. Без должного выбора дрянных казачат понаслали.    Вечером Преосвященный Сергий говорил проповедь в Церкви Хондзё, которая оживает, благодаря усердному катихизатору, иподиакону Николаю Всех ораторов на проповеди было до семи.      3/16 апреля 1910. Суббота.    Николай настаивает, чтобы начат был здесь, в Соборе, обычай ходить с кружкой для сбора пожертвований во время богослужения. Решили делать это, и путь будет сборщиком. Я нашел готовую кружку, велел ее вычистить и вручить ему.      4/17 апреля 1910. Воскресенье.    Служил Литургию Преосвященный Сергий. После обычной проповеди вместо причастна выступил на амвон иподиакон Николай и объявил христианам, что со следующей Литургии начнется в Соборе кружечный сбор, чтобы готовились жертвовать по силам; и много говорил в пояснение сего благочестивого обычая, всегда наблюдавшегося и в Ветхозаветной, и в Христианской Церкви.    После обеда Преосвященный Сергий уехал с о. Романом Циба посетить Церковь в      5/18 апреля 1910. Понедельник.    Иподиакон Моисей Кавамура, заведующий постройкою Церкви в Оосака, прибыл оттуда на праздники здесь и рассказывал о состоянии постройки, которая благополучно близится к концу.    Иконостас, окна и все прочее в Соборе стали чистить и готовить к Пасхе.    Из Мацуяма о. Феодор Такеока запросил дорожных, несообразно с действительною нуждою. Хорошо, что Преосвященный Сергий, путешествуя по Церквам, ведет подробную запись всем дорожным расходам; послано ныне в Мацуяма сообразно с его расчетом.      6/19 апреля 1910. Вторник.    Осмотрел изъян циновок в училищных комнатах, чтобы решить, какой должен быть произведен ремонт к Пасхе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Крестный ход в честь небесного покровителя города состоится в Новокузнецке Кемерово. 26 июня 2008 г. Крестный ход, посвященный чудесному покровительству св. Пророка Илии жителям Кузнецкой земли, пройдет 27 июня в Новокузнецке, сообщает сайт Кемеровской епархии . Шествие, протяженностью 12 км, организуется в рамках восстановления древней традиции, согласно которой жители Кузнецка и окрестных сел ежегодно в период 17 - 19 веков совершали по своей территории благодарственный крестный ход с иконой Пророка Илии. Как повествует «Памятная историческая записка» именитого жителя старого Кузнецка Ивана Конюхова (1791-1881), крестный ход проводился в 9-ю пятницу по Пасхе от храма святого Ильи Пророка села Ильинского (Старая Ильинка) до главного храма Кузнецка - Спасо-Преображенского собора. «Ильинский крестный ход просуществовал до установления в 1919 году в Кузнецке большевистской власти, - говорит сотрудник Кемеровского епархиального управления Александр Клещевский. - Если традиция и продолжала какое-то время держаться, то вряд ли долго, так как повсеместно по России с закреплением за собой очередной территории большевики неизменно устраивали волну «классового» насилия, центральным «номером» которого было устройство церковного погрома». В 2008 году 9-я пятница по Пасхе приходится на 27 июня. Шествие начнется в 8 часов от храма святого Пророка Илии и пройдет по маршруту: перекрёсток Бызовского шоссе – Новоильинский мост – дер. Телеуты – ул. Лесозаводская района Садовой – ост. Верхняя Островская – Томский проезд – бетонное дорожное полотно – ул. Водопадная – Спасо-Преображенский собор. В крестном ходе примут участие священнослужители, студенты Новокузнецкой духовной семинарии, воспитанники Братства православных следопытов (г. Кемерово) и местные верующие.  Крестоходцы будут шествовать с сохранившимся в Ильинском храме образом Пророка Илии, написанным,  судя по письму и форме иконной доски, в начале 19 века. Мероприятие проводится по благословению епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха по инициативе Миссионерского отдела епархии. 26 июня 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/26997.html

1. Пятница 6-й седмицы по Пасхе. Попразднство Вознесения. Мч. Иустина Философа. Прав. Иоанна Кронштадтского (службу зри 20 декабря) . Прп. Дионисия, игумена Глушицкого. Прп. Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах. Служба мч. Иустина Философа не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Вознесения (Триоди) (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прав. Иоанна Кронштадтского (см. в Минее 20 декабря) в соединении со службой попразднства Вознесения (Триоди) (Б) . А. На великой вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 1-й – 3, и мученика, глас 2-й – 3. «Слава, и ныне» Триоди, глас тот же: «Родился еси...». Вход. Прокимен великий, глас 7-й: «Бог наш на Небеси...», со стихами. Ектения сугубая: «Рцем вси...», и прочее по обычаю. На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» Триоди, глас 6-й: «На горах святых зряще...». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же. Отпуст: «Иже во славе...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны Триоди (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника Вознесения 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика). Примечание. С этого дня до отдания Вознесения на утрене, когда поется великое славословие, катавасия праздника Вознесения: «Спасителю Богу...», кроме Недели 7-й по Пасхе и отдания Вознесения. По 3-й песни – кондак мученика, глас 2-й; седален мученика, глас 5-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Всед на облаки...» (см. в праздник Вознесения, по 3-й песни канона). По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Учеником зрящим Тя...» (см. в праздник Вознесения). «Слава, и ныне» тот же светилен.

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-14/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010