Деяний святых апóстол чтéние В те дни, при наступлéнии дня Пятидесятницы все апóстолы были единодушно вмéсте. И внезáпно сдéлался шум с нéба, как бы от несущегося сильного вéтра, и напóлнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы óгненные, и почили по одному на кáждом из них. И испóлнились все Духа Святóго, и нáчали говорить на иных языкáх, как Дух давáл им вещáть. В Иерусалиме же находились иудéи, люди нáбожные, из всякого нарóда под нéбом. Когдá сдéлался этот шум, собрáлся нарóд, и пришёл в смятéние, ибо кáждый слышал их говорящих егó нарéчием. И все изумлялись и дивились, говоря между собóю: «Сии говорящие не все ли Галилéяне? Как же мы слышим кáждый сóбственное нарéчие, в котóром родились. Пáрфяне, и Мидяне, и Эламиты, и жители Месопотáмии, Иудéи и Каппадокии, Пóнта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежáщих к Киринéе, и пришéдшие из Рима, иудéи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нáшими языкáми говорящих о великих делáх Бóжиих!» ( Деян 2:1–11 ) Перевод архимандрита Ианнуария В те дни, когдá испóлнился день Пятидесятницы, все они собрались на том же мéсте. И внезáпно с нéба раздáлся шум, как будто нёсся бурный вéтер, и этот шум напóлнил весь дом, где они сидéли. И явились им как бы óгненные языки, котóрые, разделившись, опустились на кáждого из них. И они все испóлнились Духа Святóго, и нáчали вещáть на иных языкáх – так, как давáл им изрекáть Дух. В Иерусалиме же находились иудéи, люди нáбожные, из всякого нарóда под нéбом. Когдá же случился этот шум, собралóсь мнóго нарóда, и все недоумевáли, почему то, что тé вещáли, кáждый слышал на своём сóбственном языкé. И вне себя от удивлéния они говорили: «Посмотрите, все эти, котóрые вещáют, – рáзве они не галилéяне? Почему же кáждый из нас слышит свой роднóй язык? Пáрфяне, и мидяне, и эламиты, и жители Месопотáмии, Иудéи и Каппадокии, Пóнта и Áзии, Фригии и Памфилии, Египта и окрéстностей Кирéны в Ливии, и прибывшие сюдá римляне, – иудéи и прозелиты, – критяне и аравитяне, – все мы слышим, что они нáшими языкáми вещáют о великих делáх Бóжиих!»

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

И вот венец совершенства служения Христова: «Я воскрешу его в последний день». Господь неоднократно повторяет это слово в беседе о хлебе жизни. Он хочет, чтобы мы знали, что Он может все совершить. Среди отчаяния мира да будет непоколебима наша надежда на дар жизни, который Бог откроет для нас в полноте в последний день. Пятница Ин, 23 зач., 6, 48–54 Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Господь – хлеб, прообразом и символом которого была манна. Манны было достаточно для всех. Так и у Христа достаточно благодати для всех верующих в Него. Кто собрал много манны, не имеет лишнего – для употребления ее в своем служении. Кто собрал мало, узнает, что не имеет недостатка, когда достигнет славы небес. Дух Святой открывает нам здесь и за каждой Божественной литургией пасхальный пир веры, непостижимое единство с Богом, таинственнейшее и теснейшее, не сравнимое ни с чем, что может быть на земле. Господь отдает Свою плоть и кровь за жизнь мира. Его плоть и кровь – искупление мира от греха. И предложение вечной жизни всему миру. Потому плоть и кровь Сына Человеческого являет Христа и Христа распятого. Дар Его искупления. В ней – обетование Нового Завета и вечной жизни. Вечная жизнь куплена для нас дорогою ценою – Его Телом ломимым и Его Кровью проливаемой – во оставление грехов. Это – пища и питие для нас. До этого Господь сравнивает Себя с хлебом – с тем, что питает человека. Его плоть – не видимость и не тени, которыми мир прельщает прилепляющихся к нему. Это истинная пища и истинное питие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И как дóлго не éли, то Пáвел, став посреди них, сказáл: «Мужи! надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежáли бы сих затруднéний и вредá. Тепéрь же убеждáю вас ободриться, потомý что ни однá душá из вас не погибнет, а тóлько корáбль. Ибо áнгел Бóга, Котóрому принадлежу я и Котóрому служу, явился мне в эту ночь и сказáл: ‘Не бóйся, Пáвел! Тебé дóлжно предстáть пред кéсаря, и вот, Бог даровáл тебе всех плывущих с тобóю’. Посему ободритесь, мужи, ибо я вéрю Бóгу, что будет так, как мне скáзано. Нам дóлжно быть выброшенными на какóй-нибудь óстров». В четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом мóре, óколо полуночи корабéльщики стáли догáдываться, что приближáются к какóй-то землé, и, вымерив глубину, нашли двáдцать сажéн; потом на небольшóм расстоянии, вымерив опять, нáшли пятнáдцать сажéн. Опасáясь, чтóбы не попáсть на каменистые местá, брóсили с кормы четыре якоря, и ожидáли дня. Когдá же корабéльщики хотéли бежáть с корабля и спускáли на мóре лóдку, дéлая вид, будто хотят брóсить якоря с нóса, Пáвел сказáл сóтнику и вóинам: «Éсли они не остáнутся на кораблé, то вы не мóжете спастись». Тогдá вóины отсекли верéвки у лóдки, и она упáла. Перед наступлéнием дня Пáвел уговáривал всех принять пищу, говоря: «Сегóдня четырнадцатый день, как вы, в ожидáнии, остаётесь без пищи, не вкушáя ничегó. Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранéнию вáшей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадёт вóлос с головы». Сказáв это и взяв хлеб, он возблагодарил Бóга перед всéми и, разломив, нáчал есть. Тогдá все ободрились и тáкже приняли пищу. Было же всех нас на кораблé двéсти сéмьдесят шесть душ. Насытившись же пищею, стáли облегчáть корáбль, выкидывая пшеницу в море. Когдá настáл день, земли не узнавáли, а усмотрéли тóлько нéкоторый залив, имéющий отлóгий бéрег, к котóрому и решились, éсли мóжно, пристáть с кораблём. И, подняв якоря, пошли по мóрю и, развязáв рули и подняв мáлый пáрус пó ветру, держáли к бéрегу. Попáли на косу, и корáбль сел на мель. Нос увяз и остáлся недвижим, а кормá разбивáлась силою волн.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Иоанна, вернее. 108 Из сделанных нами вычислений оказывается, что полнолуние в год страданий Спасителя наступило около часу по полуночи в пятницу (т. е. с четверга на пятницу), а следовательно и Пасха у евреев должна была быть в пятницу: но из повествования евангелиста Иоанна видно, что Пасха праздновалась тогда в субботу: «не вошли в преторию (в пятницу), чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (18:28. Значит, пасху совершали в тот год евреи с пятницы на субботу): «тогда была пятница пред пасхою (ν δ παρασκευ το πσχα – был же день приготовительный к пасхе, 19:14). Три первых евангелиста (синоптики) повествуют, что Господь послал двух из учеников Своих (Петра и Иоанна) приготовить место для совершения Тайной Вечери в первый день опресночный ( Мф. 26:17 ; Мк. 14:12 ; Лк. 22:7 ), а из слов евангелиста Иоанна: »пред праздником пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу»... делают заключение, что пасхальная вечеря совершена была Иисусом Христом до праздника Пасхи. В свое время 109 не соглашаясь с предложенной Д. А. Хвольсоном гипотезой, будто бы произошло в еврейском еще тексте Евангелия от Матфея повреждение, состоявшее в том, что вместо слов: первый день опресночный приблизился и приблизились ученики к Иисусу и сказали, текст, по ошибке переписчика явился в таком виде: первый день опресночный приблизились ученики к Иисусу и сказали... и так как это не составляло правильного предложения, то прибавили в начале предлог в и стали читать: в первый день опресночный приблизились ученики к Иисусу и сказали, 110 – не соглашаясь с этой гипотезой Д. А. Хвольсона, мы согласились однако же с ним в том, что действительно произошло повреждение, только не в еврейском, а уже в греческом тексте и предложили вместо: τ δ πρτ τν ζμων, читать: τ δ πρ τς τν ζμων... т. е. в день же предопресночный. В настоящий раз берем свое слово назад и утверждаем, что никакого повреждения ни в еврейском, ни в греческом тексте не произошло, с одной стороны, потому что трудно допустить повреждение текста во всех трех Евангелиях, в особенности, когда текст варьируется: в первый же день...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Исследуйте Писания, – говорит Господь. Прочтите всю Библию, сравните одни тексты с другими, старайтесь проникнуть в их целостность и глубину. Нам вспоминается слово преподобного Серафима Саровского: «Кто возьмет на себя труд с молитвой прочитать все Писание, Бог просветит ум такого человека истинным разумением». Всякий, кто ищет Христа, должен исследовать Писание. Можно, оказывается, знать наизусть все Писание, как это было с фарисеями, и не видеть главного. Целью этого исследование должна быть действительно вечная жизнь. В том состоит жизнь вечная, да знают Бога и посланного Им Иисуса Христа. Все Писание, в том числе Ветхий Завет, свидетельствуют о Христе, и через них Бог свидетельствует о Нем. Христос – сокровище, сокрытое на поле Писаний, вода, навеки утоляющая жажду среди пустыни жизни, говорят святые отцы. У Христа – вечная жизнь. Единственная причина, по которой грешники умирают, – та, что они не хотят придти ко Христу. Отвечая на клевету, будто Он ищет собственной славы, призывая всех придти к Нему, Христос говорит, что Он не ищет славы от человеков. Вместо славы и чести Он претерпевает поношение и бесчестие от людей. Знаю вас, – говорит Господь, – вы не имеете в себе любви к Богу. Все изучили книжники и фарисеи, и сделали своей профессией религию, но не имели любви к Богу. Бог приемлет от нас любовь, а не что-то иное. Христос видит нас сквозь нашу внешнюю видимость. Он знает нас лучше, чем мы знаем себя. Мы можем обманывать себя, но мы не можем обмануть Его. Я пришел во имя Отца Моего, – говорит Господь, – и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. Во имя свое приходят лжепророки и «человек беззакония», антихрист придет во имя свое. Праведно будет со стороны милостивого Бога попустить быть обманутыми ложью тем, кто не принимает истины. Те, кто нарочно закрывает глаза на свет, будут блуждать во тьме, без конца гоняясь за призрачными светами. Господь говорит, что к этому приводит их гордыня, тщеславие, и неверие. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога не ищете? Человеколюбие и любовь к мирской славе – великое препятствие для веры во Христа. Как могут они веровать, если вся их забота – показать себя, а не найти истину.

http://pravoslavie.ru/3193.html

Иудейская пасха была домашним праздником, и главная ее часть проходила в стенах дома. На небольшую широкую подставку, которая заменяла стол, нужно было поставить чашу соленой воды в память о слезах, пролитых во времена египетского рабства, именно в эту чашу с соленым раствором Христос и обмакнул опреснок и подал его Иуде ( Ин.13:26–27 ). Приготовлялся к пасхальному столу и набор горьких трав: хрен, цикорий, лук, чеснок и другие «горькие травы», их ели до тех пор, пока из глаз не начинали течь слезы в память о слезах утопленных младенцев. Делалась и специальная паста «из яблок, фиников, гранатов и орехов», так чтобы ее цвет напоминал глину, с помощью которой рабы-евреи строили города для фараона. Опресноки клались на стол тремя стопками, отделенными друга от друга салфетками в знак того, что есть три социальных уровня: еврей богатый, еврей среднего достатка и еврей бедный. Это должно было означать, что любой еврей, независимо от своего социального статуса, мог прийти на эту трапезу и принять участие в Пасхе. Если одна семья не могла себе позволить приобрести пасхального агнца, то бедные семьи объединялись. Сказано: «а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца» ( Исх.12:4 ). Двери всех домов с вечера четверга на пятницу не запирались, и в любое время после шести часов вечера, то есть когда с заходом солнца в четверг начиналась богослужебная пятница, 15-го дня месяца нисана, гости могли войти в дом и сесть за стол. Один опреснок прятался взрослыми – это была игра для детей, и тот ребенок, который находил его, получал в подарок сладости. В пасхальной трапезе принимали участие и взрослые и дети. Сказано: «И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу [Богу нашему]» ( Исх.10:9 ). – На этом основании в Православии причащают не только взрослых, но и детей (малолетних). Сказано: «а никакой необрезанный не должен есть ее» ( Исх.12:48 ) – на этом основании мы причащаем только крещенных, ибо обрезание (евр. брит мила – «завет обрезания») прообразовывало собой крещение (см. Кол.2:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Между просто рассуждающим о Боге и молящимся Ему огромная разница. Как для правителя Феста: иудеи спорят «о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждает, что Он жив». Ибо для просто рассуждающих о Боге Он – мертвый, а для молящихся Ему Он – Живой. Ведь что происходит, когда человек в молитве призывает имя Божие? – в этот миг исчезает время и пространство, рушатся стены и преграды, становятся бессильными бесы и их пособники, и мы – пред нашим Отцом Небесным!.. но есть одно необходимое условие: «Отец Сам любит вас», – сказал Господь, – но только «потому, что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога». Да, наше право на молитву только в том, если мы Христовы, и наша молитва будет настоящей молитвой, если мы веруем в Него, знаем о Нем и учимся у Него. И не случайно у христиан принято перед молитвой осенять себя крестным знамением. Это – как краткое и исчерпывающее свидетельство о праве на молитву, о соблюдении условий, поставленных Христом. Осеняя себя крестным знамением, мы как бы говорим: «Вот, Отче, на этом кресте Твоим Сыном за Меня заплачено, за все мои грехи, прошлые и будущие, заплачено, за все мои грехи, прошлые и будущие, заплачено с лихвой. Я знаю это, всегда помню, бесконечно ценю, – прости же меня!» «Просите и получите», – говорит Господь. Поэтому, вставая утром на молитву, скажем себе: «вот, я приступаю к самому главному делу, без которого никакие другие дела не пойдут, как должно». И среди наших дневных занятий будем помнить, что вечером предстоит во всем отчитаться перед Богом. А отходя после молитвы ко сну, радостно помыслим о том моменте, когда Господь снова воздвигнет нас от одра «во еже утреневати и славословити» Его державу. Слава Богу, давшему нам такое право! «Просите и получите, – говорит Господь, – чтобы радость ваша была совершенна». О буре и надежде Пятница Ин. 17:18–26 Деян. 27:11–44 Вынужденное путешествие Апостола Павла в Рим было очень трудным. Говорится, что «многие дни не было видно ни солнца, ни звезд, и продолжалась немалая буря».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Мысль о том, что на кресте страдал не человек обоженный, а Бог воплотившийся, Создатель неба и земли, является лейтмотивом богослужений Страстной седмицы. В антифонах, исполняемых в Православной Церкви в Великую пятницу, встречаются образы и идеи, близкие к поэме Мелитона Сардийского «О Пасхе»: Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы… Сегодня на древе висит повесивший землю на водах; Царь ангелов облачается в терновый венец; одевающий небо облаками одевается в ложную багряницу; освободивший Адама получает заушение; Жених Церкви прибивается гвоздями; Сын Девы пронзается копием… Подобно Мелитону, авторы богослужебных текстов Страстной седмицы употребляют теопасхитские выражения, такие как как «распятый Бог», «мертвый и нагой Бог», «оскорбляемый Бог», говорят о «Боге таящемся», то есть скрывающем Свое Божество под человеческой природой: Одеяйся светом, яко ризою, наг на суде стояше, и в ланиту ударение прият от рук, ихже созда: беззаконнии же людие на Кресте пригвоздиша Господа Славы: тогда завеса церковная раздрася, солнце померче, не терпя зрети Бога досаждаема, Егоже трепещут всяческая… Одевающийся светом, как ризой, нагим стоит на суде и принимает ударение по ланите от тех рук, которые создал; а беззаконные люди пригвоздили ко кресту Господа славы: тогда разодралась церковная завеса, померкло солнце, не вынося видеть оскорбляемого Бога, перед которым все трепещет… 5. Воины у креста Иисуса 31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. 32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. 33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, 34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. 35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. 36 Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. 37 Также и в другом месте

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Не хочу, брáтия, остáвить вас в невéдении, что я многокрáтно намеревáлся прийти к вам (но встречáл препятствия дáже доныне), чтóбы имéть нéкий плод и у вас, как и у прóчих нарóдов. Я дóлжен и эллинам и вáрварам, мудрецáм и невéждам. Итак, что до меня, я готóв благовествовáть и вам, находящимся в Риме. Ибо я не стыжусь благовествовáния Христóва, потомý что оно есть сила Бóжия ко спасéнию всякому вéрующему, во-пéрвых, иудéю, потом и эллину. В нём открывáется прáвда Бóжия от вéры в вéру, как написано: «Прáведный вéрою жив будет». ( Рим 1:1–7; 13–17 ) Среда 1-й седмицы по Пятидесятнице Прокимен и аллилуарий Пятидесятницы К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия, открывáется гнев Бóжий с нéба на всякое нечéстие и непрáвду людéй, подавляющих истину непрáвдою. Ибо, что мóжно знать о Бóге, явно для них, потомý что Бог явил им. Ибо невидимое Егó, вéчная сила Егó и Божествó, от создáния мира через рассмáтривание творéний видимы, так что они безотвéтны. Но как они, познáв Бóга, не прослáвили Егó, как Бóга, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сéрдце; назывáя себя мудрыми, обезумели, и слáву нетлéнного Бóга изменили в óбраз, подóбный тлéнному человéку, и птицам, и четверонóгим, и пресмыкáющимся, – то и прéдал их Бог в пóхотях сердéц их нечистотé, так что они сквернили сáми свои телá. Они заменили истину Бóжию лóжью, и поклонялись, и служили твари вместо Творцá, Котóрый благословéн во веки, аминь. Потому прéдал их Бог постыдным страстям: жéнщины их заменили естéственное употреблéние противоестéственным; подóбно и мужчины, остáвив естéственное употреблéние жéнского пóла, разжигáлись пóхотью друг на друга, мужчины на мужчинах дéлая срам и получáя в самих себé дóлжное возмéздие за своё заблуждéние. ( Рим 1:18–27 ) Четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице Прокимен и аллилуарий Пятидесятницы К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Поскóльку язычники не забóтились иметь Бóга в рáзуме, то прéдал их Бог преврáтному уму – дéлать непотрéбства, так что они испóлнены всякой непрáвды, блудá, лукáвства, корыстолюбия, злóбы, испóлнены зáвисти, убийства, рáспрей, обмáна, злонрáвия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвáлы, горды, изобретáтельны на зло, непослушны родителям, безрассудны, веролóмны, нелюбóвны, непримиримы, немилостивы. Они знáют прáведный суд Бóжий, что дéлающие такие делá достóйны смéрти; однáко не тóлько их дéлают, но и дéлающих одобряют.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Он – Альфа и Омега, начало и конец. И середина. Он – истинный и живой путь. Все другие пути могут только казаться истинными, но конец их – смерть. «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня», – говорит Христос. Отпавший от Бога человек не может придти к Богу иначе, как через Христа. «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего». Они знали Христа, но они еще не знали Его, как следовало бы знать. Однако, несмотря на их немощь, Господь радуется их искренней устремленности к Богу. Многие из учеников Христовых имеют большие познания о Боге, чем они думают. И, взирая на Христа, они видят славу Отца. «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас». Они хотят видеть еще больший свет. И мы также хотим. Нет у нас иного желания. Но мы не знаем, как этого достигнуть. И пути Господни – не наши пути. «Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?» С первого дня, как Филипп пришел к Нему, он исповедал Его Мессией, и все-таки до сего дня он не познал Отца во Христе. «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» Всякий, кто видел Христа по плоти, мог бы видеть в Нем Отца. Всякий, кто видел Христа очами веры, видел в Нем Отца, хотя он и не сразу это осознал. «Я в Отце и Отец во Мне», как и раньше Он говорил: «Я и Отец одно». Познавая Христа, мы познаем Отца, и, видя Его, мы видим Отца. Мы должны верить этому – ради Его слова. «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя». Христос говорит не от Себя, но от Божественного разума, по Превечному Совету. И мы должны верить этому – ради Его дел. «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела». Потому сами дела Христа свидетельствуют об Отце. Такой же ответ дал Христос посланным от Иоанна на вопрос, Мессия ли Он, или они должны ждать другого. «Пойдите, скажите Иоанну, – говорит Господь, – что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют, и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11, 2–6).

http://pravoslavie.ru/3295.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010