15. Пятница 2-й седмицы по Пасхе. Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима. Служба апостолов не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди, глас 1-й – 3, и апостолов, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Дверем заключенным...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Прикоснися, Фомо...». По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й. Каноны: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и апостолов на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – кондак апостолов, глас 4-й; седален апостолов, глас 1-й. «Слава, и ныне» – ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде учеников...». По 6-й песни – кондак и икос праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Триоди: «Моих удов...». «Слава, и ныне» – ин светилен Триоди: «Днесь весна благоухает...». «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Дверем заключенным...». «Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 4-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Прикоснися, Фомо...». По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...» (единожды). На часах – тропарь праздника Триоди (Антипасхи). Кондак только праздника Триоди (Антипасхи). На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 8-я – 6 (со ирмосом). По входе – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого; кондак храма святого. «Слава» – кондак апостолов, «И ныне» – кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.) Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника Триоди (Антипасхи). Апостол и Евангелие – дня. Задостойник Пасхи. ← предыдущий день   следующий день → Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-28/

Когда Он поведал ближайшим друзьям о своих намерениях, Петр, мы знаем, отверг саму идею как неразумную. Но преданность Учителю возобладала. Не совсем понимая, что происходит, они собрались с духом, готовясь к испытанию, и последовали за Ним. У Марка описано, в каком настроении они шли: " Были они в пути, восходя в Иерусалим, и шел впереди их Иисус, и они ужасались, и сопровождающие были в страхе " . Приход свой в Иерусалим Он приурочил к Пасхе, то есть к марту — апрелю. Именно тогда в город стекались толпы паломников, и можно было проповедовать множеству народа. Более того: это был праздник исхода Израиля из Египта, праздник рождения народа. Именно в том году Пасха должна была ознаменоваться новым рождением истинного Народа Божьего. Иисус правильно выбрал время для проповеди в Иерусалиме. Мы можем только предполагать, где были и что делали Иисус и Его ученики между октябрем и апрелем; данные Евангелий противоречивы и плохо стыкуются. Достоверные сведения у нас есть лишь о том времени, когда они уже перешли из Заиорданья на западный берег Иордана. Останавливались в Иерихоне и в Вифании. Оба города — на пути между Иорданом и Иерусалимом. Здесь-то Иисус и начал осуществлять свой заранее продуманный план. До тех пор они передвигались, как обычно, пешком, но когда дошли до пригородов, Он остановился (сообщает Иоанн) и, " найдя осла, сел на него " . Марк обстоятельно повествует (этот же рассказ приводится у Матфея и у Луки) о том, как осел был " найден " . Очевидно, он был " привязан к воротам в переулке " , на краю деревни (то ли Вифании, то ли соседней Виффагии) и ждал посланных, которые скажут заветные слова: " Он нужен Господу " . Рассказ звучит вполне правдоподобно, если допустить, что Иисус и до того бывал в Иерусалиме и в его окрестностях и там у Него завелись знакомые. По- видимому, так оно и было. И даже если (подобно многим историкам) мы отвергнем его как вымысел, полный прикрас, вряд ли оправданно сомнение в том, что Иисус въехал в город на осле. Едва ли Он ехал так ради удобства. Скорее это действие символическое, " притча-действо " в духе ветхозаветных пророков. Смысл ее мы, быть может, лучше постигнем, всмотревшись в само событие.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Разбирая указанные затруднения, некоторые писатели утверждали, что именно рассматриваемая пятница и была 14-й день месяца Нисана. Потому-то, думали они, первосвященники и старейшины не хотели входить в преторию, чтобы можно было им есть агнца пасхального вечером. Господь наш, говорили они, не вкушал истинного агнца пасхального, предписанного законом, но совершил только вечерю в память этого агнца, ибо Он предвидел, что вечером будет взят врагами и что поэтому Ему невозможно будет вкушать агнца пасхального по закону. Защитники этого мнения, чтобы усилить свои доказательства, употребляли еще аналогии. Прилично было, говорили они, Спасителю нашему, Первообразу прообразовательных агнцев, Которого святой апостол Павел называет Агнцем пасхальным, закланным от нас ( 1Кор. 5:7 ), умереть в тот самый час, когда был закалаем прообразовательный агнец пасхальный. Конечно, аналогии ничего не доказывают; но когда они так поразительны, как выставленные теперь, то придают некоторую силу мнениям, особенно, когда говорится о Пасхе, которая была богата символами. Кроме того, ссылаются на новейшие астрономические вычисления, по которым 14-е число месяца Нисана было в пятницу в 33 году нашего летосчисления, а этот год многими хронологами признается за действительный год смерти нашего Спасителя; тогда как по другим вычислениям 14-е число месяца Нисана рассматриваемого года приходилось в четверг. Как бы то ни было, мы не имеем никакого основания думать, что иудеи были хорошие астрономы и могли делать сложные астрономические вычисления с такою точностью, до какой не только тогда, но даже ныне можно достигнуть с большим трудом. Известно, как трудно было христианам, даже в то время, когда, под правлением христианских императоров – все пособия науки находились в их распоряжении – определить в каждый год, по правилам астрономическим, тот день, в который надлежало праздновать христианскую Пасху. И мы впали бы в большие ошибки, если бы стали судить об астрономических сведениях иудеев по удивительной точности их юбилейного периода, которая давала их хронологии такую степень верности, какой не имеет даже хронология григорианская. Юбилейный период их установлен был Моисеем по откровению Божию: он был результатом таких соображений, которых иудеи не знали. Они так мало упражнялись в астрономических знаниях, что, если верить раввинам, каждый месяц подстерегали на горах явление новой луны для точнейшего определения своих праздников; этот метод часто, конечно, поставлял их сведения в зависимость от облаков и туманов. Таким образом, астрономические вычисления в рассматриваемом вопросе не могут быть приняты во внимание по невозможности приложить их к делу с какою-нибудь достоверностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

«Да по погостам, и по селам, и по волостем, – говорил также царь на Стоглавом Соборе, – ходят лживые пророки, мужики, и женки, и девки, и старыя бабы, наги и босы, и, волосы отрастив и распустя, трясутся и убиваются и сказывают, что им являются св. Пятница и св. Анастасия и велят им заповедати христианом каноны завечивати; они же заповедают крестьяном в среду и пятницу ручнаго дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати, и иныя заповедают богомерзкия дела творити кроме Божественных писаний» (Стоглав. Гл. 41, вопрос 21). Были и «невегласы попы», которые по суеверию клали в Великий Четверг соль под престол и держали ее там до седьмого четверга по Пасхе, а потом давали на врачевание людям и скотам (гл. 41, вопрос 26); принимали от мирян сорочки, в которых дети родятся, и те сорочки клали на престол на шесть недель (гл. 41, вопрос 2); принимали также по желанию прихожан мыло, которое они приносили на освящение церкви, и держали на престоле до шести недель (гл. 41, вопрос 3). Только при таком состоянии религиозных верований, при таком глубоком невежестве и преобладании суеверий в среде духовенства и мирян могло случиться у нас то странное, доселе небывалое явление, какое представила собою ересь жидовствующих. Некто жидовин, наученный «всякому чародейству и чернокнижию, звездозаконию и астрологии», составлявшим тогда наиболее господствовавший вид суеверия, случайно прибыл в Новгород и начал дерзко говорить против христианства, отвергал троичность Лиц в Боге, Божество Христа, таинство искупления и вообще все собственно христианские догматы и установления, а взамен христианства предлагал свою жидовскую веру. И что же? Тотчас нашел себе последователей... В ком? В новгородских попах. Они не сумели ничего сказать в защиту самых основных истин своего православного исповедания, «прельстились» чарованиями и темными знаниями жидовина, отверглись от Христа и приняли иудейство с своими семействами. А потом? Они же, эти жалкие попы, сделались фанатическими проповедниками новой ереси, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Аллилуиа: 1 . Слóвом Госпóдним небесá утвердишася, и Дýхом уст Егó вся сила их. 2 . С небесé призрé Госпóдь, виде вся сыны человéческия. Понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице ДЕНЬ СВЯТОГО ДÝХА Прокимен, глас 6: Спаси, Гóсподи, люди Твоя,/и благослови достояние Твоé. Стих: К Тебé, Гóсподи, воззовý, Бóже мой, да не премолчиши от менé. Ко ефесéем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия, поступáйте, как чáда свéта, потому что плод Духа состоит во всякой блáгости, прáведности и истине. Испытывайте, что благоугóдно Бóгу, и не учáствуйте в бесплóдных делáх тьмы, но и обличáйте. Ибо о том, что они дéлают тáйно, стыдно и говорить. Всё же обнаруживаемое дéлается явным от свéта, ибо всё, дéлающееся явным, свет есть. Посемý «встань, спящий, и воскрéсни из мёртвых, и осветит тебя Христóс». Итак, смотрите, поступáйте осторóжно, не как неразумные, но как мудрые, дорожá врéменем, потомý что дни лукáвы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавáйте, что есть вóля Бóжия. И не упивáйтесь винóм, от котóрого бывáет распутство; но исполняйтесь Дýхом, назидáя самих себя псалмáми и славослóвиями и песнопéниями духóвными, поя и воспевáя в сердцáх вáших Гóсподу. ( Еф 5:9–19 ) Аллилуиа: 1 . Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоéй. 2 . Не отвéржи менé от лицá Твоегó и Дýха Твоегó Святáго не отыми от менé. Вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице Прокимен и аллилуарий Пятидесятницы К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Пáвел, раб Иисýса Христá, призванный апóстол, избранный к благовéстию Бóжию, котóрое Бог прéжде обещáл через прорóков Своих, в святых писáниях, о Сыне Своём, Котóрый родился от сéмени Давидова по плóти и открылся Сыном Бóжиим в силе, по духу святыни, через воскресéние из мёртвых, о Иисусе Христé Гóсподе нáшем, через Котóрого мы получили благодáть и апóстольство, чтóбы во имя Егó покорять вéре все нарóды, между котóрыми нахóдитесь и вы, призванные Иисýсом Христóм, – всем находящимся в Риме возлюбленным Бóжиим, призванным святым: благодáть вам и мир от Бóга Отцá нáшего и Гóспода Иисýса Христá.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Я спрашиваю: уж не могильный ли? Мефистофель отвечает: да! Решено, чтоб было к Пасхе. Чуть стушевался собеседник, помасливается другой, вроде Николаки Каллироина, называет прежнего шпионом, а себя преследуемым за то, что он «израелит». Обедня с Царским молебном. Чай у именинницы – сестры милосердия. Визит паломнице-траурнице, оказавшейся уроженкою киевскою, много претерпевшею от мачехи, 17 лет бывшею на службе (акушеркою) в Дербенте и получающею малую пенсию. Дома еще чай. Списывание грузинских каракуль. Самаан с богородскою травою для московского вертограда, иже в Старой Басманной 998 . Г. Апостолиди 999 с своим «национальным» паспортом. Горнские шейхи, требующие уплаты за то, что Патриарх был в Горней... baculus in angulo 1000 . Ведь пришлось, не без скрежета зубов, выложить поганцам 20 франков! О всех подобных, чуть не ежедневных, расходах знает ли и помышляет ли кто-нибудь в Св. Питере? Обед с гостем. Умненький выходит русапетик. Расспрашивание его о подноготной тамошней. Всенощная. Г-жа Богданова с письмом от Ивана Григ Сабурова. Берется сделать иконостас для ел церкви за 2000 рублей, или 5283 франка... не бесконечно дешевле Филипповой цены за мраморный иконостас. 4 планеты. «Церк Вестник». Чай. 2 ½ имама, поздравляющие Якуба с гостем, имеющим стать, по-видимому, предметом всемирного внимания. Скоро 11 ч. Комарам числа и меры нет. Нашли убитым в поле брата нашего Ханны Хури. Воскресение, 12 июля Когда-то всеторжественный день окончания академического учения. Встал по будильнику. Служение внизу. Малолюдство. Зато в алтаре лишний молящийся. Когда б из него вышел в будущем служитель алтаря! На экзамен των γορων 1001 некогда, да и не хочется идти. На чаю чада с их гостьей. Противное писание инструкций ссорящимся иерихониткам. Письмо в Москву, сопровождающее богородскую траву. Выбор старых монет для гимназического курса города Ананьева 1002 . Обед. Надписи. М-г et m-me Lambrou. Вторичное на сей день томление души. Не гожусь я для дел сего рода. Еще копирование. Сидение и quasiropebahue наверху.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Он облекся нашею плотию не с тем, чтобы опять оставить ее, но чтобы всегда иметь ее с Собою. А если бы не так, то Он не удостоил бы ее Царского престола и, нося ее, не был бы поклоняем от всего Горнего воинства Ангелов, Архангелов, Престолов, Господств, Начал и Властей (39,76). Для того Слово Божие всецело и отдало Самого Себя телу и сделалось плотью… чтобы мы, не будучи в состоянии иметь (ранее) общения с Ним как со Словом, приобщились бы Ему, принявшему плоть, сделав по возможности сродной свою плоть с Духовной Плотью, и дух – со Святым Духом, чтобы стать подобными Христу, соделавшись храмами Духа (39,932). Потому-то Господь мой и снисшел с Неба на землю, чтобы я мог взойти с земли на Небо (43,913). Не должно искать естественных доказательств на то, что превыше естества. Ибо хотя Слово и соделалось Истинною Плотию, однако же Христос… вочеловечившийся Бог, в обоих естествах единый Божий Сын (47,229)… Добропобедный Царь небес, для спасения людей совершивший Свое Пришествие на землю, как некоего варвара покорил Себе все грешное; после победы умилосердился над тем, как над Своею собственностью (48,321). ПЯТНИЦА. Ин. Зач. 47. (14,1–11) О ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ И ЦАРСТВИИ БОЖИЕМ Имейте попечение о вере и надежде, от которых рождается любовь боголюбивая и человеколюбивая, приводящая к Вечной Жизни (30,257). По нашему учению, конец, для которого все делается и к которому стремимся, есть блаженная жизнь в Будущем Веке. И конец сей достигается, когда предоставляем над нами царствовать Богу. Лучше всего для разумной природы доселе ничего не изобрел еще разум (1,301). Всякий желающий Жизни Вечной, как скоро обрящет Сына Божия, разумею, истинного и не лживого, обретает в Нем все, чего искал, поскольку и Сам Он есть Жизнь и в Самом Себе имеет жизнь (19,180). Ничто не пребывает вовек, кроме Истины, Правды и Жизни, какую обетовал Спаситель наш, и кроме любящих Его, сохраняющих заповеди Его (25,508). В пристани Царя Христа упокоеваются все подвизавшиеся, творившие и исполнявшие волю Его, сохранявшие все заповеди Его (25,527).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

     Великая Пятница Утром дети идут в школу. Родители дома могут почитать Царские часы, хотя бы небольшую часть их. До времени возвращения старших детей из школы мама успеет сделать творожную пасху. Даже пятилетний малыш может помочь маме. Например, собрать деревянную пасочницу, застелить готовую форму тканью. Успели приготовить пасхи – и теперь все основные пасхальные блюда, к тому же домашние (а значит, действительно самые вкусные и натуральные), готовы. Дети вернулись из школы – собираемся на вынос Плащаницы. Не обязательно на всю службу, чтобы дети не устали, но попробуем хотя бы попасть в храм. Если вдруг не получается пойти в храм – например, на руках новорождённый малыш, а папа на работе и не может помочь маме с детьми, то можно помолиться дома. Зажечь свечи, ладан, и прочитать вместе с детьми – с теми, кто захочет присоединиться, – эту службу, или некоторые молитвы из нее. А потом сесть и почитать детям по-русски те пророчества, которые будут читаться на погребении Плащаницы. В таком случае дети будут лучше готовы к вечернему богослужению.   Теперь из всех домашних дел у нас остались окончательная и совсем небольшая уборка к Пасхе и приготовление блюд для ночного разговенья. Убираться мы можем всей семьей. Просто собираем все, что оказалось на полу, пылесосим, моем раковины и убираемся на кухне. Если чего-то не успели – не переживаем, это того не стоит. Можно встретить праздник с зеркалом, на котором проступают отпечатки детских ладошек, и с невыглаженным постельным бельём – нельзя встречать Пасху с раздражением по этим мелким поводам, с мыслями о том, какая из меня вышла плохая хозяйка. Если что-то можно приготовить уже сегодня – готовим. Варим и запекаем овощи, если они нам понадобятся для праздничных блюд. Самое главное – не суетиться, не раздражаться. Если дети не заняты помощью маме, то можно им включить заранее приготовленный фильм о страданиях Спасителя, фильмы о терновом венце Спасителя, или о Кресте, на котором был распят Христос, или о Туринской Плащанице .

http://pravoslavie.ru/78436.html

Последования богослужений предшествующих праздников и времен церковных размещены в Триоди постной, а последующих – в Триоди цветной. Выше было указано, какие из Двунадесятых праздников являются подвижными, а какие неподвижными. Здесь к списку подвижных праздников будут добавлены времена церковные, которые входят в Пасхальный цикл. Триодь постная Подготовительные к Великому посту Недели и седмицы 23 1 . Неделя (без предшествующей ей седмицы) мытаря и фарисея. 2 . Неделя о блудном сыне и предшествующая ей седмица. 3 . Суббота мясопустная, родительская (то есть суббота перед Неделей (воскресеньем) мясопустной, масленицей) и предшествующая ей седмица. 4 . Неделя о Страшном Суде (мясопустная). 5 . Седмица сырная (масленица). 7 . Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Великий пост (Святая Четыредесятница) 1 . Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. 2 . Неделя 2-я Великого поста. Память святителя Григория Паламы , архиепископа Солунского. 3 . Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная. 4 . Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника . 5 . Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской. 6 . Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря (суббота 6-й седмицы Великого поста). 7 . Неделя 6-я Великого поста. Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим. 8 . Страстная седмица: а) Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери; б) Великая Пятница. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. в) Великая Суббота. Сошествие Христа во ад. Триодь цветная 1 . Светлое Христово Воскресение – Пасха. 2. Светлая седмица. 3 . Неделя 2-я по Пасхе (Аятипасха). Воспоминание уверения апостола Фомы. 4 . Радоница, день особого поминовения усопших (вторник 2-й седмицы по Пасхе). 5 . Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. 6 . Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. 7 . Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. 8 . Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. 9 . Вознесение Господне (40-й день по Пасхе). 10 . Неделя 7-я по Пасхе, святых Отцев I Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  Пасхальное послание    3   РАЗДЕЛ 1. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ВЕРУЮЩИХ   10   РАЗДЕЛ 2. ПРОПОВЕДИ    21   Воскресение Христово «Я семь путь и истина и жизнь...»    23 «Радуйтесь!»    26 Тайна Воскресения Христова    28 «Я с вами во все дни до скончания века»    30 Действительность Воскресения Христова    33 Пасхальная радость    38 «Праздников Праздник и Торжество торжеств»    42 «Христос бо воста, веселие вечное!»    50 Радость Воскресения    53 «Смерти празднуем умерщвление...»    55 «Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших»    58 Тридневное Воскресение    60 Праздник великой радости    61 «Если Христос не воскрес, то тщетна и вера ваша»    62 Торжество жизни    65 Значение Воскресения Христова    68   Светлая седмица Живоносный Источник. Пятница Светлой седмицы    71 Воскресение Христово — победа над смертью    73   Неделя 2-я по Пасхе. Антипасха, апостола Фомы «Блаженны не видевшие и уверовавшие»    75 Мир Христов   78   «Мир вам!»    81   Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц Миро благоухания    85 Слово о женщине   87   Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном «Хочешь ли быть здоров?»    91   Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке Поклонение Богу    95   Неделя 6-я по Пасхе, о слепом Праздничные дни    99 Вознесение Господне    103   Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора «Сия же есть жизнь вечная...»    107   День Святой Троицы. Пятидесятница Трехипостасное Божество    111 #Православие в Украине #Украина Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/book/397864

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010