Сохранились 40 композиций, относящихся к 4 тематическим циклам (двунадесятых праздников, Страстному, Цветной Триоди, Богородичному), и 288 отдельных фигур. Росписи утрачены в верхней зоне стен, а также на фронтонах нефа и трансепта. Большинство фресок, несмотря на влажность, сохранилось в удовлетворительном состоянии. Они были отреставрированы в 1953-1956 гг. под рук. Ф. Захариу. Впосл. было установлено, что под слоем фресок палеологовского времени сохранились фрагменты росписи средневизант. периода ( Τσιγαρδας. 2008. Σ. 20). В 2001-2008 гг. были проведены картография и точное копирование всех фресок для фиксации их состояния. Росписи нефа расположены в 5 регистров разной высоты (верхний - 1,66 м, 2-й и 3-й регистры - 1,91 и 1,93 м, 4-й регистр - 2,4 м, в нем представлены фигуры святых). В трансепте, внешние стены которого ниже, фрески размещены в 3 регистра, а в угловых компартиментах - в 4 регистра на внутренних стенах и в 3 - на внешних. Композиции в апсиде - «Причащение апостолов» и «Платитера» - были повреждены в результате протечек (новое изображение «Платитеры» в конхе было выполнено в кон. XVII в.). Фигуры иерархов в композиции «Служба св. отцов» не подписаны. На внутренних сторонах арок между алтарем, диаконником и жертвенником изображены 4 диакона (сщмч. Лаврентий, сщмч. Евпл, прп. Роман Сладкопевец, первомч. Стефан). На вост. стороне предалтарных столбов в обрамлении арок из стука помещены поклонные образы Христа Вседержителя и Богоматери с Младенцем, к-рые сидят на тронах, над ними - погрудные изображения апостолов Петра и Павла. Христос Пантократор на престоле. Роспись храма Протата. Ок. 1300 г. Христос Пантократор на престоле. Роспись храма Протата. Ок. 1300 г. Сцены двунадесятых праздников размещены во 2-м сверху регистре на юж., зап. и сев. стенах центрального нефа (утрачены «Благовещение», «Воскрешение прав. Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим», располагавшиеся на вост. и зап. стенах), а сцены Страстного цикла - в 1-й (верхней) зоне рукавов трансепта и на сев. и юж. стенах алтаря. Сцены цикла Цветной Триоди, иллюстрирующие евангельские чтения от Пасхи до Пятидесятницы, сосредоточены в 3 компартиментах: в юго-восточном - «Жены-мироносицы и Христос» (3-я Неделя по Пасхе), в юго-западном - «Христос учит иудеев» (понедельник Светлой седмицы), «Изгнание торгующих из храма» (пятница Светлой седмицы), «Исцеление расслабленного» (4-я Неделя по Пасхе), «Исцеление слепого» (6-я Неделя по Пасхе), «Христос и самарянка» (5-я Неделя по Пасхе), в сев.-западном - «12-летний Христос учит в Иерусалимском храме» (Преполовение Пятидесятницы). Цикл Цветной Триоди, по замечанию Цигаридаса, стал широко распространенным в палеологовский период (Ibid. Σ. 24). Этот цикл продолжается в алтарной части: на северной стене алтаря изображено «Уверение ап. Фомы» (2-я Неделя по Пасхе), в конхах жертвенника и диаконника - Христос «в ином образе» (при явлении апостолам Луке и Клеопе по дороге в Эммаус) и «Трапеза в Эммаусе» (вторник Светлой седмицы).

http://pravenc.ru/text/1681041.html

31. Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий): «Общее воскресение…»; «Слава»: «Спогребшеся Тебе…», «И ныне»: «На престоле на небеси…». Примечание. Если в указанные субботы или недели случится полиелейный, бденный, храмовый или двунадесятый (Сретение, Благовещение) праздник, пред- или попразднство двунадесятого праздника, то следует руководствоваться соответствующими Марковыми главами Типикона (30 января, 1, 2, 24 февраля, 9, 25, 26 марта), а также храмовыми главами. е) Период Цветной Триоди 32. Неделя Пасхи и Светлая седмица: «Христос воскресе…» (единожды), «Предварившия утро яже о Марии…»; «Слава, и ныне»: «Аще и во гроб…». 33. Неделя Антипасхи: тропарь праздника, «Слава, и ныне»: кондак праздника. 34. Седмица Антипасхи: тропари праздника и святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника. 35. Неделя 3-я по Пасхе: тропари: «Егда снизшел…», «Благообразный Иосиф…», «Мироносицам женам…». «Слава»: кондак Триоди («Радоватися мироносицам…»), «И ныне»: «Аще и во гроб…». 36. Седмица 3-я по Пасхе: тропари: «Благообразный Иосиф…», «Егда снизшел…», «Мироносицам женам…», святого Минеи. «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак Триоди («Радоватися мироносицам…»). 37. Недели 4-я и 6-я по Пасхе: тропарь воскресный; «Слава»: кондак Триоди, «И ныне»: «Аще и во гроб…». 38. Понедельник и вторник 4-й седмицы; четверг, пятница и суббота 5-й седмицы; понедельник и вторник 6-й седмицы по Пасхе: тропари: воскресный (прошедшей недели) и святого Минеи. «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак Триоди (прошедшей недели). 39. Преполовение Пятидесятницы, Вознесение Господне, Пятидесятница, дни отдания этих праздников, День Святого Духа: тропарь праздника, «Слава, и ныне»: кондак праздника. 40. Попразднство Преполовения Пятидесятницы, Вознесения Господня, Пятидесятницы: тропари праздника и святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника. 41. Неделя 5-я по Пасхе: тропари: воскресный (4-й глас), Преполовения. «Слава»: кондак Триоди, «И ныне»: кондак Преполовения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Когда привели Иисуса в преторию, говорят эти толкователи, ночь еще не совсем прошла, и, так как можно есть пасху в продолжение всей ночи (что вовсе еще не так ясно доказано), то спутники Иисуса еще не ели пасхи. Выражение ν δ πρω· «было утро», вместо чего находится в соответствующем месте Луки (22, 66) κα ς γνετο μρα, и как настал день, толкуется вопреки естественному смыслу, связи и очень ясному, только что упомянутому параллельному месту так, что под этим разумеются последние часы ночи». В опровержении этого, действительно странного толкования, которое, в сущности, само по себе, также не заслуживало бы внимания, замечательно то, что наш автор одно выражение Ев. Иоанна поясняет параллельным выражением Ев. Луки, и этим способом действительно уясняет вопрос, – не главный, составляющий предмет рассуждения, а случайно возбужденный странным соображением какого-то экзегета (толкователя). Нельзя не пожалеть, что автор не приложил того же способа изъяснения – чрез снесение между собою параллельных мест – и к главному пункту кажущегося противоречия в сказаниях Евангелистов. Тогда он увидел бы, что выражение Ев. Матфея поясняется выражением Ев. Марка; выражение Ев. Марка поясняется и пополняется выражением Ев. Луки; а выражения всех трех первых Евангелистов поясняются соответствующим, более точным выражением Ев. Иоанна, который наперед прочитал до него написанные, одно за другим, Евангелия. Но об этом скажем после. „Место Ев. Иоанна ( Иоан. 19:14 ), где говорится, что был шестой час παρασκευ το πσχα, буквально! приготовительный день к Пасхе«, когда Пилат воссел на судилище, толкуется так, что этим подразумевается только пятница Пасхи, а не пятница пред Пасхою. В этом смысле они объясняют слово Παρασκευ просто как однозначущее с пятницей, а не в смысле кануна праздника. Однако, по пониманию этих толкователей должно было гласить (в гл. 19, 14): παρασκευ ν τ πσχα. Потом мы дальше увидим, что пятница действительно называлась παρασκευ, но только потому, – что в этот день приготовлялась пища к субботе, которую запрещено было варить; но пятницу, в которую был большой праздник., – в которую, как выше замечено, запрещено было варит пищу на следующую субботу, 44 – никак не могли назвать так.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

49). На то, что Тайная вечеря совершалась до начала пасхального торжества, может указывать и свидетельство Мк 14. 2, где говорится о сомнениях иудейских первосвященников и книжников относительно ареста Иисуса Христа «в праздник» - маловероятно, что собрание Синедриона и допрос Господа происходили непосредственно в пасхальную ночь (Мк 14. 55). Непосредственной целью освобождения узника ради праздника Пасхи (Мк 15. 6) было его последующее участие в праздничной трапезе. Симон Киринеянин вряд ли мог идти с поля (Мк 15. 21) в день праздника, скорее это имело место накануне. В праздничный день было бы крайне трудно купить плащаницу (Мк 15. 46). В Евангелии от Иоанна есть ряд на первый взгляд прямых указаний на то, что время крестной смерти и погребения Спасителя соответствовало времени вкушения иудейской пасхальной трапезы: в Ин 18. 28 говорится о том, что арестовавшие Иисуса Христа не вошли в преторию, чтобы не оскверниться и чтобы можно было «есть пасху» (ср.: Лев 7. 19-21); в Ин 19. 14 днем Распятия называется «пятница перед Пасхою» (παρασκευ το πσχα, букв.- пятница Пасхи). Наконец, хронология Евангелия от Иоанна подтверждается рядом апокрифических свидетельств. Так, о крестной смерти Христа накануне Пасхи говорится в апокрифическом «Евангелии Петра» (2. 5; см. также: Барайта Санхедрин. 43a). В то же время изложение событий последних дней жизни Спасителя в Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки тоже подтверждается рядом обстоятельств, а его отличия от рассказа евангелиста Иоанна не столь значительны. Прежде всего, в повествованиях евангелистов под «Пасхой», очевидно, не всегда понимается одно и то же. Так, в Евангелии от Марка (Мк 14. 1) сказано отдельно о «Пасхе» (15 нисана) и об «опресноках» (7 дней с 15 по 21 нисана). В параллельном месте Евангелия от Матфея (Мф 26. 2) упоминание дней опресноков отсутствует и говорится или о празднике 15 нисана, т. е. только о Пасхе, или о всем периоде дней опресноков, первым из к-рых является Пасха. Однако в Лк 22. 1 говорится, что праздник опресноков называется Пасхой.

http://pravenc.ru/text/348067.html

Впервые за сто лет в главном храме Соликамска совершена Божественная литургия Соликамск, 11 июня 2018 г. Фото: solikamsk-eparh.cerkov.ru      8 июня 2018 года, впервые за сто лет, в главном храме Соликамска — Свято-Троицком соборе — прошла Божественная литургия, сообщает Патриархия.ru . Богослужение в девятую пятницу по Пасхе возглавил архиепископ Соликамский и Чусовской Зосима. Выбор дня празднования связан с событиями в летописи города, который готовится встретить 600-летний юбилей. В начальный период своей истории Соликамск, расположенный на окраине русских земель, не имел ни крепостных сооружений, ни военной силы и неоднократно страдал от набегов соседей — манси, ногайских и сибирских татар. Самый кровопролитный набег произошел 25 мая 1547 года, когда на Усолье Камское, как тогда назывался Соликамск, напали ногайцы. Они сожгли город и окрестные селения, побили, согласно летописным сведениям, 886 человек, остальные в ужасе рассеялись по лесу. Однако усольцы организовались и с помощью подоспевшего отряда из Искора, посланного великопермским наместником, победили ногайцев 30 мая — в том году девятую пятницу после Пасхи. В память о спасении Соликамска с конца XVI века горожане стали ежегодно проводить крестный ход. В 1709 году Церковь запретила его, ввиду отсутствия в этот день православных праздников. В течение почти десятилетия крестный ход в девятую пятницу не проводился, но богомольцы продолжали по привычке сходиться в город со всей округи. Местные священники и горожане неоднократно направляли челобитные в Вологодскую епархию, к которой тогда относился Соликамск, с просьбами о возобновлении праздника в девятую пятницу. При этом подчеркивалось, что не соблюдается древний обет предков, утрачена традиция, скудеет церковная казна от потери большого количества богомольцев, но на все челобитные следовал новый запрет. В 1718 году соликамские священники и горожане направили к архиепископу Вятскому и Великопермскому Алексию новую делегацию во главе с земским старостой Тучнолобовым, человеком настойчивым и красноречивым. Разрешение на возобновление крестного хода было получено, и девятая пятница по Пасхе прочно заняла свое место в православном календаре Верхнекамья. Традиции празднования дополнились проведением крестного хода вокруг всех церквей, а с начала XIX века в этот день в Соликамске стали проводить и ярмарку. В наше время традиция отмечать девятую пятницу по Пасхе возрождена.

http://pravoslavie.ru/113648.html

6 июня суббота Троицкая родительская суббота Божественная Литургия Панихида Всенощное бдение 7 июня воскрес. Неделя 8-я по Пасхе. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА Божественная Литургия Вечерня Утреня 8 июня понедел. День Святого Духа Божественная Литургия 12 июня пятница Вечерня, утреня 13 июня суббота Отдание праздника Пятидесятницы Божественная Литургия Всенощное бдение 14 июня воскрес. Неделя 1-я по Пятидесятнице, всех святых. Заговенье на Петров пост Божественная Литургия 16 июня вторник Вечерня, утреня 17 июня среда Божественная Литургия 19 июня пятница Вечерня, утреня 20 июня суббота Божественная Литургия Всенощное бдение 21 июня воскрес. Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Российской просиявших Божественная Литургия 23 июня вторник Вечерня, утреня 24 июня среда Божественная Литургия 26 июня пятница Вечерня, утреня 27 июня суббота Божественая Литургия Всенощное бдение 28 июня воскрес. Неделя 3-я по Пятидесятнице. Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца Божественная Литургия 30 июня вторник Вечерня, утреня 1 июля среда Божественная Литургия           Расписание в формате Word Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 ноября, 2013 25 мая, 2011 20 января, 2011 16 сентября, 2010 19 августа, 2010 23 июня, 2010 23 сентября, 2009 14 августа, 2009 12 августа, 2009 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/raspisanie-bogosluzhen...

Архив Пн В Соборной палате ПСТГУ пройдет VII фестиваль «Весна Духовная. На пути к Пасхе» 25 марта 2024 г. 16:45 С 26 марта по 15 мая 2024 года в Соборной палате ПСТГУ в Москве пройдет фестиваль христианской культуры «Весна Духовная. На пути к Пасхе». Тема этого года — обращение к истокам: история просвещения Руси, первые русские святители, равноапостольный князь Владимир, княгиня Ольга, князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Фестиваль раскроет одну из главных идей древнерусской культуры — покаянная мысль о разрушаемом единстве. Эта идея нашла отражение спустя почти тысячу лет и в восстановлении празднования Собора русских святых в 1918 году, и актуальна сегодня. В программе: — Открытый лекторий. 5 авторских лекций от преподавателей ПСТГУ, СПбДА, МГИМО, Библейско-богословского института святого апостола Андрея. О древнерусском искусстве; истории киевского распева с «живыми» образцами, которые исполнят студенты Факультета церковного пения ПСТГУ; историческом выборе князя Владимира; формировании древнерусской народности; роли Киевской духовной академии в богословском образовании и русской духовной культуре. — Концерты духовной и светской музыки. Герман Киткин с избранными фортепианными произведениями С.В. Рахманинова и Симфонический оркестр МГУ имени М. В. Ломоносова с концертом «Русская музыка. Золотой век». — Выставка Церковно-археологического музея ПСТГУ, собравшего уникальную в России коллекцию икон XX столетия. Этот пласт русского искусства мало изучен и почти не представлен в государственных музеях. — Экскурсии. «Московский Епархиальный дом: призыв к вере в эпоху революций» и «Патриарх Тихон». Все мероприятия, кроме концертов, бесплатные. Узнать подробнее можно по ссылке . Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев: «Фестиваль с самого начала своего существования задумывался как дар, приглашение от Университета, адресованное широкому кругу людей — всем тем, кто интересуется богословием, историей, христианской культурой. Кроме того, это возрождение одной из дореволюционных традиций Московского епархиального дома (ныне главное здание ПСТГУ), который каждый год Великим постом становился особым центром проведения культурных, просветительских и духовных мероприятий — настоящим центром духовного притяжения в Москве». Пресс-служба ПСТГУ /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г. Поделитесь с друзьями

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Сосуд с манной, хранившийся в Ковчеге Завета был прообразом Богородицы: Рчка сщенна, и манна независтна из пречты оутробы, изливаетъ влк: потреб всческю почерпемъ (Триодь Цветная, Пятница Светлой Седмицы, Утреня, Стихира на Хвалитех, Богородицы 4-я). Златокованна стамно, из неже истеч мро животворное врнымъ, им дш мое и тла недгъ, и скверн, застпленьми твоими чта бгородительнице (Октоих, Глас 8, В понедельник на повечерии, Песнь 7, Слава). Кадильный жертвенник во святилище прообразовал Богородицу: злата кадильнице, страстей моихъ воню жен, и оутверди м колеблемаго прилогми льстиваг борца (Октоих, Глас 2, В понедельник на утрени, Канон 1, Песнь 3, Богородичен). Стол для хлебов предложения прообразовал Богородицу: Бысть чрево тво ста трапеза, имща нбный хлбъ: негже вскъ дый не оумираетъ, коже реч всхъ бгородительнице питатель (Триодь Цветная, Среда 4-й седмицы по Пасхе (Преполовение Пятидесятницы), Утреня, Канон 2, Песнь 5, Богородичен, также: – Неделя 5-я по Пасхе, Утреня, Канон 1, Песнь 5, Богородичен). Радйс, пртоле гненный. радйс, свщниче всезлатый. радйс, свта блаче. радйс, палато слова, и оумна трапезо, хлбъ жизни достойн хрта носивша (Триодь Цветная, Неделя 5-я по Пасхе, Утреня, Канон 2, Песнь 1, Богородичен). Светильник во святилище был прообразом Богородицы: Зрще златовидный свта свщникъ негасимый, множествомъ грхвъ дшы пристпимъ: даетъ бо и вское гонетъ (Минея праздничная, 26-е октября Димитрия Солунского, Утреня, Канон 2, Песнь 6, Богородичен). Свщникъ многосвтлый сщи, бгоневсто, днесь въ дом гдни, и зареши ны чтными чта, чдесъ твоихъ, бце всепта (Минея праздничная, 21-е ноября Введение во храм Пресвятой Богородицы, Утреня, Канон 1, Песнь 5, Тропарь 4). Слнца блаче размнаг, бжтвеннаг свта свтильниче златокованный, нескверна, неблазна, всенепорочна влчце, мраченню дш мою страстей, зарею просвт, молюс, и скверненое мо сердце мый потки же слезами: и м чисти длъ моихъ, да зов ти: бце прнодво, мол хрта бга, подати м, тебе бо имю надежд рабъ твой (Минея общая, Служба обща священномучеником двема и многим, Утреня, Седален по 1-й кафизме, Слава, и ныне, Богородичен). Приложение 2. Толкования против иконоборцев

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

На 1-м часе – тропарь воскресный, «Слава» – Вознесения, «И ныне» – Богородичен. Кондак – Вознесения. На 3-м часе – тропарь воскресный, «Слава» – отцов, «И ныне» – Богородичен. Кондак отцов. Так же и на прочих часах, попеременно. На Литургии – Блаженна гласа на 4, Вознесения песнь 4-я на 4, отцов песнь 6-я на 4. По входе – тропари: воскресный, Вознесения и отцов, «Слава» – кондак отцов, «И ныне» – кондак Вознесения. Прокимен, глас 4-й, песнь отцев: «Благословен еси, Господи, Боже отец наших». Апостол: Деян., зач. 44. Евангелие: Ин., зач. 56. Задостойник – «Тя паче ума». Причастны «Хвалите Господа» и «Радуйтеся». О служении в Неделю 7-ю по Пасхе с бдением святому или храмовому святому и некоторых особых примечаниях см. том 1, с. 122–124. Глава 3. Пятница 7-й седмицы по Пасхе. Отдание Вознесения Поем все последование праздника неизменно, как и в праздник Вознесения, кроме входа, паримий, литии и полиелея. На Литургии Блаженна праздника, песнь 9-я обоих канонов, на 8. По входе тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак. Службу святых из Минеи поем на повечерии. СВЯТАЯ ТРОИЦА. ПЯТИДЕСЯТНИЦА Глава 1. Суббота 7-й седмицы по Пасхе. Троицкая родительская суббота Служба вся в Триоди на ряду. Порядок ее такой же, как в субботу мясопустную. На Литургии Блаженна Триоди, песни 3-я и 6-я, на 8. По входе – тропарь «Глубиною мудрости», «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – «Тебе и Стену». Прокимен, глас 6-й – «Души их во благих водворятся». Апостол дня: Деян., зач. 51, и за упокой: 1 Кор., зач. 163. Евангелие дня: Ин., зач. 67, и за упокой: Ин., зач. 21. По «Изрядно...» – «Достойно есть». Причастен «Блажени, яже избрал и приял». Вместо «Видехом Свет истинный» по обычаю поется «Глубиною мудрости». Службы святых из Минеи поем на повечерии. Глава 2. Неделя Святой Пятидесятницы. День Святой Троицы Служба вся по Триоди. На великой вечерне «Блажен муж», кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10, «Слава, и ныне» – «Приидите, людие». Вход. Прокимен дня. Паримии – 3. На литии стихиры самогласны – 3, «Слава, и ныне» – «Егда Духа Твоего послал еси нам». На стиховне стихиры, глас 6-й – «Не разумеюще языцы», «Господи, Святаго Духа нашествие», «Царю Небесный», «Слава, и ныне» – «Языцы иногда». По «Ныне отпущаеши» – тропарь, глас 8-й:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На другой день по просьбе израильских старейшин (боявшихся, что ученики Иисуса украдут Его Тело и объявят о воскресении) Понтий Пилат приказал римским солдатам, опечатав пещеру, охранять ее, а на следующий день произошло событие Воскресения Христова, наряду с Боговоплощением и Распятием являющееся главным событием в истории человечества. Вера в то, что Сын Божий воплотился, пострадал и воскрес, составляет основу и главное благовестие Христианства (см., напр.: Деян 2. 23; 3. 13-18; 4. 10; 1 Кор 1. 18, 23; 2. 2; 15. 3-4), поэтому Великой Пятницы, Великая суббота и Пасха (т. н. пасхальное триденствие) - центральные в церковном календаре. Богослужение Великой Пятницы полностью посвящено воспоминанию событий от окончания Тайной вечери и до погребения Пречистого тела Господа Иисуса Христа (подобно др. дням Страстной седмицы, Великая Пятница как литургический день открывается не вечерней, а утреней и заканчивается на повечерии). Вопрос о праздновании Великой Пятницы в ранней Церкви неотделим от вопроса о праздновании Пасхи, которая во II-III вв. отмечалась в разных местностях по-разному и часто понималась не как праздник Воскресения, а как воспоминание Распятия (поскольку Страсти Христовы приходились именно на празднование иудейской Пасхи) - напр., в соч. Epistula apostolorum, написанном в М. Азии во II в., воскресший Господь Иисус заповедует апостолам " праздновать воспоминание Его Смерти, т. е. Пасхи " . У Тертуллиана " Пасхой " называется день Распятия и Крестной Смерти (Tertull. De orat. 18; ср.: [Ps.-Cyprian]. De pascha computus//CSEL. Vol. 3. P. 3), а Ориген в беседах на Книгу пророка Исаии объясняет, что на Пасху вспоминаются Страдания Христа по той причине, что Его Воскресение и так празднуется каждую неделю (Orig. In Is. 5. 2). У мн. ранних авторов само слово " Пасха " понимается как производное от греческого глагола paschein (страдать) (напр., Мелитон. О Пасхе. 46; Iren. Adv. haer. 4. 10. 1; Iust. Martyr. Dial. 40.1; 91. 4; 92. 1-2; Lact. Div. inst. 4. 26; Ioan. Chrysost. In Ep. I ad Tim. V. 3//PG. 62. Col. 530; подробнее см.: Mohrmann Ch. Pascha, Passio, Transitus//Ephemerides Liturgicae. R., 1952. Vol. 66. P. 37-52). Даже там, где Пасха понималась как праздник Воскресения, пасхальной литургии предшествовал многочасовой пост (древнейшее свидетельство - Tertull. De orat. 18; De jejun. 2. 2), долженствовавший напомнить о Распятии.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010