РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Первое заседание Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви русской 29 ноября 2014 24 ноября 2014 года в Храме Христа Спасителя состоялось первое заседание Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Заседание открылось докладом пред седателя, в котором он подробно осветил положение в этой области, начиная с Юбилейного Архиерейского Собора, состоявшегося в 2000 году, и по настоящее время. Затем члены Совета обсудили проекты документов: «Поручения и рекомендации Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской» и «Рекомендации правящим архиереям в дополнение к определению Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», которые были составлены на основе предложений руководителей Синодальных отделов и комиссий, а также были учтены предложения епархиальных архиереев и их опыт в реализации постановления Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». Члены Совета провели конструктивное обсуждение и внесли свои дополнения. По результатам обсуждения были приняты окончательные тексты документов.     Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на заседании Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви русской 24 ноября 2014 г.   Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Возлюбленные участники заседания!   Сердечно приветствую вас на нашем первом заседании. Совет создан решением Священного Синода в декабре 2012 года (Журнал от 25–26.12.2012 г.) и первоначально его председателем являлся Святейший Патриарх. Однако Священный Синод своим решением от 12 марта 2013 года (Журнал внес изменения в определения Священного Синода от 25—26 декабря 2012 года и переименовал Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских в Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также назначил меня председателем данного Совета. На этом же Синоде было утверждено Положение о Совете.

http://fond.ru/novosti/236-pervoe-zaseda...

Образ принятия в церковь отступников был неодинаков смотря потому, когда они отпали от веры, до 15 лет своего возраста, или после. В первом случае, по испытании искренности их желания возвратиться в лоно церкви, их обязывали в течение 40 дней со слезами каяться, поститься и молиться день и ночь. По прошествии этого времени, их вводили в церковь, и здесь священник, в присутствии многочисленного народа, миропомазывал кающихся. Если же они отпадали в зрелом возрасте, то на них возлагаема была эпитимия, по древним правилам на 6 или 7 лет, по истечении коих они были принимаемы в Церковь . 639 В течение 15 и 16 века в константинопольской церкви установлены были новые празднования памяти святых. Перечислим эти дни, как они показаны у Никодима Святогорца в его книге Συναξαρις. 640 Январь 13. Память иже во святых отца нашего Марка Эфесского Евгеника, поборника и охранителя православия восточных греков. Февраль 11. Св. новомученик Георгий серб, замученный в Софии в 1515 г. 23. Преподобно-мученик Дамиан, подвизался прежде на Афонской горе, в окрестностях монастыря, называемого филофей, а потом в Лариссе за веру Христову замучен в 1568 году. 26. Св. новомученик Иоанн Калфа, усечен мечем в 1545 году. Март 10. Св. новомученик Михаил Мавруд, сожженный в Фессалониках в 1544 году. 19. Св. новомученик Димитрий Торнара, скончавшийся от меча в 1564 году. Апрель 4. Преподобный Феона, подвизавшийся сначала в обители Пантократор, потом епископ фессалоникский. 18. Новомученик Иоанн из Янины, пострадавший в Константинополе от меча и огня в 1526 году. – Новомученик Иоанн Кулика пострадал в 1564 году. 24. Новомученик Дука, митиленец, пострадавший в Константинополе в 1564 году; с него содрана кожа. Июнь 8. Новомученик Феофан, пострадавший в Константинополе в 1559 году. Июль 8. Преподобный Феофил Келлиот, мироточивый. Он в отрочестве был похищен турками, но Богоматерь чудесно избавила его от их насилия и ввела в монастырь неапольский. Потом он прибыл на Афонскую гору, и здесь подвизался сначала в келии св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

90 Помощью Польского Короля Болеслава Храбраго. Истор. Российского Государства – Карамзина, т. II издание 1842 года стран. 74–75. 91 По свидетельству Соловьева, в древнем Географическом отрывке Голотичск упоминается в числе городов Литовских. Истор. Российск. Государства т. II стр. 77. 93 Летописец говорит, что это было месяца марта 22 дня. Истор. Российск. Государства т. II стр. 385, примеч. 127 95 Из современного Немецкого Летописца Ламберта Ашаффенбурского. Карамзина История Российского Государства т. II стр. 385 примеч. 128. 96 Там же, стр. 78. Сравн. также Истор. Росс. Соловьева т. II стр. 23; Истор. Российск. Церкви. Преосвящ. Макария. издан. 1867 года стр. 256 97 Истор. Госуд. Российск. т. II, стр. 80. По свидетельству Карамзина Григорьево к Болеславу письмо от 12 Мая, есть в Epiel. Gregur. VII, кн. 2. (Там же стр. 386. примеч. 130). 100 Таковы Specimen Ecclesiae Кульчинского; Ad. Capponianae Ruthenue tabulas sommantarius Фалько и др. 102 Wiara prawoslawna Pismem Swietym, Soboram, oycamy... et cet .. obiasniona przez X Jana–aloyzego Knleaze Societatis Jeeu Teologa odiasniona. W Wilnie. Roku 1074, стр. 71–72. 106 Вероятно, как догадывается Карамзин, какой либо знаменитый Духовный чиновник, коего Изяслав мог узнать в Польше (Истор. Росс. Госуд т. II, стр. 386. примечан. 130) 111 К этому времени, между прочим, относится «стязанье с Латынею» тогдашнего митрополита Георгия, которое, как говорите Пр. Макарий, было вызнано изложенными обстоятельствами, и разумеется, имело впоследствии не малое влияние на дальнейшее поведение Ярополка по отношению к католикам. Желающие могут читать подлинник этого стязания у Пр. Макария. И crop. Русской Церкви т. II, стр. 309 – 314, примеч. 273. 112 «Приходи Ярополк ко Всеволоду на велик день. В сеже время вбегоста Ростиславича от Ярополка и пришедше прогнаша Ярополка». 113 Мономах сам пишет в своем завещании: «на ту зиму ходил к Ярополку совокупляться на Броды, и любовь велику сотворихом». Собр. Лит. Т. I, стр. 103 115 По мнению Соловьева – выражение летописца: «Иде Звенигороду», можно понимать в смысле похода воинского. Истор. Росс. Т II, стр. 33

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Время появления термина «новомученик» (греч.: νεομρτυς) и его хронологические рамки определяются исследователями по-разному. В визант. агиографических источниках эпитет «новый» (νος) и обозначение «новый мученик» (νος μρτυς), или «новомученик», обычно прилагались к святым, пострадавшим от мусульман и от иконоборцев начиная с VII-VIII вв. Вероятно, эпитет «новый» использовался для того, чтобы отличить мученика, пострадавшего в недавнее время, от «древнего» святого (I-VII вв.) ( Τσμης. 1999. Σ. 108). Эпитет «новый» встречается в агиографических текстах VIII в., что видно на примере Мученичества шестидесяти святых новых мучеников, пострадавших от арабов в Иерусалиме в 725 г. (текст издан А. И. Пападопуло-Керамевсом: ППС. 1892. Т. 12. Вып. 1. С. 1-7). Первоначально Мученичество было написано на сирийском языке, однако сохранилось лишь в переводе на греческий. Также термин «новомученик» присутствует: в груз. Мученичестве Або Тбилисского († 786; пам. 8 янв.), араба по происхождению, принявшего христианство; в греч. Мученичестве Илии Дамасского († 779; пам. сир. 1 февр.; пам. визант. 4 февр.), пострадавшего за отказ отречься от Христа (текст издан А. И. Пападопуло-Керамевсом: ППС. 1907. Т. 19. Вып. 3(57). С. 42-59); в греч. Мученичестве Вакха Нового († 786/7; пам. греч. 15, 16, 17, 18 дек., 11 апр.), к-рый воспитывался в семье мусульманина и христианки, затем принял веру матери и не пожелал отступить от нее (изд.: Combefis F. Christi martyrum lecta trias: Hyacinthus Amastrensis, Bacchus et Elias novi martyres. P., 1666. P. 61-126); в синаксарном сказании о Феофиле Новом († 780; пам. греч. 30 янв.), попавшем в плен к арабам (SynCP. Col. 434); в груз. переводе греч. Мученичества Романа Нового († 780; пам. греч. 1 мая), монаха, жившего в период иконоборчества ( Peeters P. S. Romain le néomartyr († 1 mai 780) d " après un document géorgien//AnBoll. 1911. Vol. 30. P. 393-427). Раннее свидетельство употребления термина «новомученик» содержится в «Душеполезных рассказах» прп. Анастасия Синаита († после 701), в частности в повествовании о христианке Евфимии,- рабыне аристократа мусульманина из Дамаска, который жестоко избивал ее за посещение церкви ( Binggeli A. Anastase le Sinaïte: Récits sur le Sinaï et Récits utiles à l " âme. Éd., trad., comment. P., 2001. P. 252 [diss]).

http://pravenc.ru/text/2577845.html

300 Летописец, описывая эти явления, не раз замечает: «се же знаменье не добро бысть», или: «се же проявляше не на добро». Собран. Русск. Лет. I, стр. 70, 71 Истор. Госуд. Российск. Карамз. II, стр. 71, 100 и 166; III, стр. 242. 301 «Се же бысть за грехи наши, повторяет летописец почти при каждом из этих случаев,… се же наведе на ны Бог , веля нам имети покаяние»…; или: ««и сия видяще знаменья, благовернии человеци со воздыханием моляхуся к Богу и со слезами, дабы Бог обратил знаменья сии на добро». Собран. Русск. Лет. I, стр. 92, 96 и 117. Истор. Госуд. Российск. Карамз, II, стр. 110. 309 Собр. Русс. Лет. I, стр. 176; II, стр. 100. «Сотворися велико зло в Русстей земли, восклицает летописец, якогоже зла не было от крещенья надъ Киевом»… 310 Посему-то в старинных наших песнях народных нередко с Ладо и Лели (доказательства самого жалкого невежества и безрассудства!), воспеваются Пречистая Богородица и Пресв. Троица. См. Русск. простанарод. праздн. Снегирева, част. I. 314 Как известно из церковного правила Митрополита Иоанна и ответов Святителей Новгородских на вопросы Кирика. 316 Собр. Русск. Лет. I, стр. 67. Сюда же относится и свидптельство Митрополита Илариона (1051), который, описывая быстрое распространение в России Христианства, говорит, между прочим: «монастыреве на горах сташя; черноризцы явишася». Прибавл. к Твор. св. Отцов в Русск. перев. II, стр. 241. 318 Вообще сведения о монастырях наших изложены в Истор. Российск. Иерарх. в алфавитном порядке от части 2-й до последней: оттуда мы эти сведения и заимствуем. 319 Подробнее как о начале Киево-Печергкой Лавры, так и о чудесном построении великой Киево-Печерской каменной церкви см. Собр. Русск. Лет. I, стр. 67–69, 79–85, 89 и 254–258, также Описан. К.-Печер. Лавры изд. в 1831 г., стр. 2–14, и с этим снес. весьма важное замечание о времени жизни препод. Антония в Русск. Истор. Сборн. том. IV, стр. 394–409. Москва 1840. 322 См. древнейшую из подлинных княжеских грамот, данную Новгор. Юрьевскому монастырю В. К. Мстиславом на земли и судные пошлины. Карамз. II, примеч. 256 и в прибавл. к Акт. Истор. I, 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

96 В те времена псалмы наибольшею частью были не читаемы, а петы по стихам, так как в церковных уставах почти нет и выражения: чтем псалтырь, но всегда говорится: стихословим псалтирь. Смотр. Церковный устав. 97 Высотский монастырь получил свое существование со времени преподобного Сергия, игумена Радонежского, и благоверного князя Владимира Андреевича, сподвижника Донскому, именно с 6882 (1384) года; ибо древний летописец говорит так: «Пойде игумен Сергий из своего монастыря в Серпухов, и соглядав место, где есть подобно и прилично быть монастырю, и молитву сотворив, основания церкви положи своима рукама во имя Пречистыя Богородицы месяца Декабря в 9 день, егда св. Анна зачат св. Богородицу, и благословив князя, преподобный игумен Сергий возвратися в Радонежво свой монастырь. Князь же Володимир Андреевич подвизался о начатом монастыре, иже в Серпухове, и монастырь созда, и кельи устрои, и всех потребных довольно исполнив, и иконами, и книгами, и священными сосуды; и бысть тот монастырь общее житие. Бысть же в том монастыре первый игумен Афанасий, ученик преподобного Сергия, его же испроси у него князь Володимир Андреевич, и пребысть несколько лет во игуменстве того монастыря». Древнего летописца часть 1, стр., 281, 282. 99 Митрополит Варлаам хиротонисан в 1511 году Июля 27 дня, а оставил кафедру в 1521 году Декабря 17. Смотр. примеч. 75 к VII тому Истории Российск. Государства Карамзина. 100 Рукописное житие и пролог. Этот плен должен быть в 1512-м году; ибо в Мае 1512 года сыновья Крымского хана Менгли-Гирея Ахмат и Бурнат-Гиреи, нарушив постоянно сохранявшуюся до сего времени дружественную связь с Великим Князем Василием Иоанновичем, ворвались с многолюдными шайками в Русские владения и злодействовали, между прочим, около Алексина, Воротынска, Коломны и проч. Карамзин. Истор. Госуд. Российск. Т. VII, стр. 51 и примеч. 86. Другой Крымский набег был в 1526 году; но он ограничился только Рязанскими владениями. За Оку в это время враги нигде допущены не были. Карамзин. История Госуд. Российск. Том VII, стр. 149.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

…А теперь я читал протоколы допросов. И это тоже был по-своему интересный документ (орфография оригинала сохранена): Протокол допроса свидетеля. 19 октября 1937 года. Вопрос: С кем имеет связь Петров З С? Ответ: Тесную связь имеет Петров с попом Архангельским Василием Михайловичем. Я знаю, что поп Архангельский часто ходит в дер. мал. Редькино и заходит к бывшему кулаку Петрову З. С. Мне так же известно, что поп Архангельский ходит по деревням, и ведет анти Советскую агитацию». Якобы скоро война, всех антихристов коммунистов уничтожуть и тогда вся православная вера будет на нашей стороне». Протокол допроса свидетеля. 18 октября 1937 года. Поп Архангельский проповедует Байбакову и Петрову вовремя богослужения о том, чтобы (подчеркнуто красным) в настоящее время нужно избовляться от антихристов коммунистов, и заваевывать (зачеркнуто) и превликать как больше верующих на сторону религии тагда мы сможем только избавиться от идолов коммунистов». В настоящее время я стал замечать, что из села М. Редькино стали ходить молодежь даже из числа пионеров в церьков». Протокол допрос свидетеля. 19 октября 1937 года. Мне известно из разговоров моей матери, что поп Архангельский часто ходит по селу м. Редькино агитирует детей дошкольного возраста что бы они ходили в церков, заявляя детям: что скоро коммунистов уничтожать и будут всех вешать, вам сейчас подросткам нужно часто посещать церков». В настоящее время в дер. М. Редькино очень много детей дошкольного возраста ходют в церькву. Протокол допроса свидетеля. 17 октября 1937 года. Вопрос: Что вам известно о контрреволюционной деятельности Архангельского? Ответ: я знаю, что Архангельский явно враждебно настроен к советской власти. Он впрошлом будучи раскулачен в настоящее время (нрз) вокруг себя (нрз) из бывших кулаков… и оказывает на них антисоветское влияние. (…) Архангельский группирует вокруг себя религиозных женщин, оказывая через них влияние на молодежь, он через церковную старосту Седову Прасковью втянул в посещения церкви рабочего Широкова (?) Андрея, который раньше в церковь не ходил. Стали активно посещать церковь молодые работницы ф-ки среди которых я знаю Караулова Мария Куликова Федосья которые начали посещать церковь.

http://pravmir.ru/iz-sledstvennogo-dela-...

Сер. попросите) сделать нужные выписки.– Весьма пригодится и избавит раз навсегда от новых перечитываний и разыскиваний «текстов».– И вы долго еще не будете в силах покупать много книг, и я все – не могу отдать вам – теперь, так как при всем моем желании бросить мое неутешительное писательство – нельзя еще этого сделать.– [Еще прилагаю 2–3 выписочки мои из Дж. Стюарта Милля и Спенсера, которые, полагаю, вам пригодятся.-] Нет; сейчас нельзя.– Это после.– Исходите всегда мыслию из идеи развития, осложнения и смешения – и вы – редко будете ошибаться.– Ибо это реальнее всего – и дает мало простора пристрастиям и несбыточным мечтам.– Как видите – идею эту можно с успехом и к религии приложить, не  рискуя ни погрешить, ни согрешить.– Ибо и религия – вещь вполне естественная.– 1 Испанцы,  Поляки, Французы, южные Немцы, Итальянцы – лет 300, 400 тому назад (и даже много  ближе)  все  одинаково  и  единовременно исповедывали  Римский  Католиц. ; а разница  государствен. строя,  общественн. духа, вкусов и умственн. жизни была между ними очень большая.– Я ему писал об этом. 2 Что ж это Аф.  Васильев – (Благовест) так глуп,  что ли,  что указывая вам в своей заметке на наши с Соловьевым отношения к  старому Славянофильству, не  может  понять  глубокой между нами разницы в том, что Соловьев враг не политического Панславизма, на который он даже не прочь надеяться, для Католицизма.– Он ненавидит именно особый культурный Руссизм.– Я же наоборот.– Суются судить;– а глупы! 4 Потрудитесь  прочесть  внимательно  и  строго в «Благовесте» (Вып. 6 и 7,  1 Ноября 90 г. т 16 Ноября) статью – Ал. Ст. Хомяков как богослов.– Понимаете ли Вы что-нибудь кроме отдельных и высоких слов?– Я ничего не понимаю!  Напр. ,  Вып.  6  стр.167. « Церковь – это сам человек в его высшем нравственном определении»!? Можно ли представить себе что-нибудь живое на  основании  такой фразы! Это ужасно! 5 Впрочем,  Соловьев,  кажется,  и  до этого домечтался (или – «до-хитрил» – не знаю).– Астафьев еще в 83 году рассказывал мне следующее: –  Он  спросил у Вл.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Сергей 3 февраля 2011, 23:14 Удивительно, но в коментариях все взрослые говорят о хождении в храм. В статье все дети говорят о посещении церкви. Храм и церковь, это одно и то же? Пелагея 2 февраля 2011, 15:04 Я люблю ходить в Храм, потому что мне нравиться там быть. Я люблю прикладываться к иконкам, молиться Богу, чтобы Бог был с нами и помогал нам.Я люблю запах, который в Церкви,службу, как поют,красиво, как горят свечи. В храме очень красиво, люблю праздничные службы и когда дают хлебушек. После службы настроение у меня радостное, я чувствую себя очень хорошо и стараюсь меньше грешить. Мне 7 лет. Евгения 2 февраля 2011, 01:10 Очень понравилась статья.думаю:что бы я ответила,будучи ребенком? Дорогая Лариса,может быть я чем-то смогу помочь: моей дочери 5 лет,и у нее тоже проблемы с цнс (поражение мозга,аутизм),в храм ходить очень непросто(да и в др. общественн. места тоже),ребенок не разговаривает,может закричать внезапно,сорваться с места.до сих часто держим на руках и так подносим к Причастию.но мы ходим вместе с мужем(точнее ездим на машине),приходим, когда читается уже Отче наш,стараемся быть с ней по очереди,если истерика-выводим из храма(или даже выносим на руках).так причащаем ее каждую неделю.когда хотим причаститься сами-ходим по очереди,получается побыть на всей службе,спокойно причаститься,исповедаться без ребенка.очень большую роль имеет отношение батюшки: он никогда не высказывает,ни неудовольствует,всегда поддерживает и даже рад,когда мы приходим.хотя прихожане многие не могут терпеть,часто слышу:и зачем вы вообще приходите,мешаете... Очень было тяжело первое время,всё плакала.батюшка сказал:не обращай внимания,ты ничего изменить с ней не сможешь,а Причащать надо. Господи,помоги нам всем! Виктор_Л 1 февраля 2011, 22:09 " Без веры человек становится тупым, готовым сделать всё, что ему скажут, таковыми являлись коммунисты. " Неправда это. У коммунистов тоже была своя вера. И те коммунисты, которые были в партии не из карьерных соображений, не по обязаловке, а по идейным соображениям, искренне верили в возможность построения такого общества, где люди не будут обижать друг друга, не будут обманывать друг друга, не будут издеваться друг над другом. Другое дело, что реальная жизнь, к сожалению, так и не приблизилась к этим идеалам. Наверное, их вера оказалась неправильной. Простите нас, если сможете.

http://pravoslavie.ru/44389.html

Преподобнаго Панкратия, в Дальних пещерах noчubaющaro (XIII) 10 февраля Святаго священномученика Харалампия, епископа Магнезийскаго, и с ним святых мученик Порфирия, Ваптоса, Феоктиста и 3х святых мучениц жен (†202) Преподобнаго Прохора Лебедника, в Ближних пещерах почивающаго (†1107) Преподобнаго Лонгина Коряжемскаго (†1540) Святыя благоверныя княгини Анны Новгородския (†1056) 11 февраля Преподобнаго Димитрия Прилуцкаго, Вологодскаго (†1392) Святаго священномученика Власия, епископа Севастийскаго, и с ним 2х отроков и 7ми жен († ок. 316) Святаго благовернаго князя Псковскаго Всеволода, во святом Крещении Гавриила (†1138) Святаго мученика Георгия Софийскаго (†1515) 12 февраля Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Eя «Ubepckuя» (IX; службу зри 13 октября) Святителя Алексия митрополита, Московскаго и всея Руси чудотворца (†1378) Святителя Мелетия, архиепископа Антиохии Великия (†381) Святителя Мелетия, архиепископа Харьковскаго и Ахтырскаго (†29 февраля 1840) 13 февраля Преподобнаго Мартиниана Афинскаго († ок. 422) Преподобнаго Симеона Мироточиваго, Сербскаго (†1200) 14 февраля Святаго равноапостольнаго Кирилла Философа, учителя Словенскаго (†869) Преподобнаго Авксентия (†470) Преподобнаго Исаакия Затворника, в Ближних пещерах почивающаго († ок. 1090) Преподобнаго Марона, пустынника Cupuйckaro (IV) Святых мученик и исповедник благовернаго князя Михаила Черниговскаго и болярина его Феодора (пренесение мощей, 1578) Преподобных дванадесяти греков, здателей Великия Успенския церкви Киево-Печерскаго мohacmыpя (XI) 15 февраля Святаго апостола от 70-ти Онисима († ок. 109) Преподобнаго Пафнутия Затворника, в Дальних пещерах noчubaющaro (XIII) 16 февраля Святых мученик Памфила пресвитера, Валента (Уалента) диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии († ок. 307–309) 17 февраля Святаго великомученика Феодора Тирона († ок. 306) Святаго священномученика Ермогена, Патриарха Московскаго и всея Руси (†1612) Преподобнаго Варнавы Гефсиманскаго, Радонежскаго

http://azbyka.ru/zelenye-minei

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010