16 сентября 2015 года По самым скорбным местам России Патриарх Кирилл: « Я всех вас сердечно поздравляю с очень важным событием — с закладкой храма в Норильске в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской. Это те самые люди, которые остались верны Христу, верны своим убеждениям, верны Божией правде даже до смерти. Никакие тяжкие обстоятельства — ни тюрьмы, ни ссылки, ни допросы, ни мучения, ни каторжный труд — не сломили их духа. Из множества репрессированных в тяжелые годы XX века именно те, кто пострадал за веру, за убеждения, за Божию правду, и были причислены к лику святых. По-гречески мученик — μρτυς , что в дословном переводе означает «свидетель». Каждый мученик — это свидетель, свидетель о высших ценностях, о Божием законе, о правде Божией. На Норильской земле много было новомучеников и исповедников. Имена многих нам не известны, но от этого не умаляется подвиг их жизни и значение их мученической кончины. » Япония 4–18 сентября 2012 года По следам апостола Страны восходящего солнца  Патриарх Кирилл: « И в Хакодате, и в Сендае, и в Токио — куда бы я ни приходил, с каким бы православным местом ни соприкасался — везде виден след трудов равноапостольного Николая. Это совершенно удивительный результат миссии того, кто приехал в Японию совсем молодым человеком, не зная ни языка, ни культуры, но, отождествив себя с народом японским, впитав в себя японскую культуру и соединив ее с Православием, дал столь обильный плод в лице тысяч и тысяч уверовавших японцев. » Мос ква Центр патриаршего служения Патриарх Кирилл: « Наша главная проблема заключается в том, что катастрофически не хватает храмов и приходов — тех самых приходов, которые были бы центрами молитвы и одновременно образовательной, культурной, социальной деятельности; где проводилась бы работа с молодежью и с пожилыми людьми; приходов, вокруг которых объединялись бы жители микрорайона. Ведь, собственно говоря, по этому принципу строилась вся церковная жизнь в России: приход был центром села; приходы были центрами небольших общин, проживающих на территории городов. И люди знали друг друга, и священник знал своих прихожан, и был постоянный духовный контакт. К батюшке приходили с проблемами, с вопросами, с заботами. Приход был местом духовного и физического исцеления; именно здесь люди знакомились со словом Божиим, получали толкование этих великих слов, назидание в практической жизни — будь то семейная или даже профессиональная. » Крымск

http://foma.ru/puteshestviya-i-vospomina...

Игорь Цуканов. «Мы были у самых врат смерти». Как мучился и переносил изоляцию святитель Иоанн Златоуст . [Клевета и изгнание с египетской кафедры, ссылка на окраины страны, грубое обращение охранников, холод и изнурительные болезни... Всё это довелось пережить на склоне лет Иоанну Златоусту. Тем не менее он находил в себе силы благодарить Бога за всё, что пережил сам, и еще утешал в письмах свою верную помощницу — диакониссу Олимпиаду. Советы святителя Иоанна, как не отчаиваться в трудных обстоятельствах, пригодятся и нам сегодня]. Ил.: Святитель Иоанн Златоуст. Иконография; Путь в ссылку. Фото Павла Каюкова; Иоанн Златоуст был архиепископом Константинополя — столицы Восточной Римской империи. Константинополь. Фото; Императрица Евдоксия судит архиепископа Иоанна и заключает его в темницу. Миниатюра, Эфиопия, XVII b.; Одним из мест ссылки святителя Иоанна была Армения. Фото; Иоанн Златоуст отправляется в изгнание. Книжная миниатюра, Византия, 985; Храм Иоанна Златоуста в Каманах в Абхазии. Здесь святитель умер, не выдержав тяжелых условий ссылки. Фото; Перенос мощей Иоанна Златоуста. Миниатюра, Византия, XI в.//Фома. март 2021. — С.22-29. — (раздел « Вера »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает народный художник России Иван Глазунов //Фома. март 2021. — С.98-99/3-я стр. обложки/. — (рубрика « Эпилог »). Протоиерей Димитрий Харцыз . « У меня котик умер, я его отпеть хочу ». Удивительная история из жизни священника. Подготовила Анастасия Спирина . Фото Бориса Корчевникова//Фома. март 2021. — С.30-31. — (раздел « Вера »). Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Преподобномученик Филарет (Пряхин) . 29.08.1880-7.03.1942. Ил.: Игумен Филарет (Пряхин). Фото из следственного дела; Строители Беломорско-Балтийского канала. Фото Александра Родченко//Фома. март 2021. — С.32-35. — (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-215-...

ЖМП 7 июль 2018 /  4 февраля 2019 г. 14:40 Протоиерей Владимир Воробьев: «Мы должны сохранить память о новомучениках для наших потомков» Музейная выставка новомучеников и исповедников Российских в Епархиальном доме в Лиховом переулке стала закономерным этапом увековечивания памяти пострадавших за Христа после открытия в Москве в 2012 году выставки «Преодоление». Об опыте создания этого музея, перспективах объединения церковно-музейного движения и практике сохранения памяти о новомучениках для будущих поколений ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета рассказал «Журналу Московской Патриархии».  PDF-bepcuя. От выставки к музею — Ваше Высокопреподобие, как появилась идея создать музей памяти новомучеников и исповедников Российских?   — Наш университет с самого начала своего существования собирал материалы о новомучениках. В итоге это оформилось в базу данных «за Христа пострадавшие», которая на сегодняшний день включает в себя более 36 тыс. человек. Мы постепенно ее издаем. Пока вышло пять томов. В университете работает отдел новейшей истории Русской Православной Церкви. Его научной основой стал доставшийся нам архив историка Русской Православной Церкви в XX веке М. Е. Губонина, состоящий из 17 тыс. машинописных страниц и документов. Сегодня ПСТГУ — один из ведущих центров изучения истории Русской Церкви в XX веке. В 1998 году митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Комиссии по канонизации святых, пригласил меня принять участие в работе комиссии. Университет тоже включился в эту деятельность. Наши сотрудники участвовали в подготовке канонизации Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года и воссоединения с Русской Православной Церковью Заграницей. Прославление новомучеников стало одним из главных моментов, способствовавших преодолению раскола между двумя ветвями Русской Православной Церкви.   За все это время у нас скопилось множество артефактов, документов, материалов из миссионерских поездок, и возникла идея создать свой исторический архив и музей. Первая выставка по истории новомучеников прошла в 2012 году. Это был год 20-летия университета, и совместно с Музеем современной истории России на Тверской мы организовали выставку «Преодоление». Она получилась очень интересной, было выставлено много подлинных документов, экспонатов. Потом мы сделали эту выставку интерактивной, ездили с ней в разные епархии и страны: в Италию, Австрию, США. Она и сегодня успешно путешест­вует по России. Экспозиция представляет собой фотовыставку, которую дополняет компьютерная версия. Фотографии развешиваются в зале, и по ним проводится виртуальная экскурсия.

http://e-vestnik.ru/interviews/protoiere...

Он подчеркивал, что дело вовсе не только в масштабных политических и экономических страхах, но скорее в многочисленных мелких, «держащих человека на каждом шагу», лишающих надежды и силы жить. И человек задыхается среди пугающе сильных, но не животворящих кумиров силы, славы, богатства и власти. Ответом на эту мертвящую пустоту в течение тысячи лет стали святые, принявшие всерьез Евангельскую весть: «они приняли ее и стали жить по ней, а если нужно и умирать». И к современным людям обращался владыка Антоний с призывом принять свидетельство святых. С 1988 года в Русской Православной Церкви начался процесс небывалой канонизации святых, особенно, сотен Новомучеников и Исповедников советского времени. Чтобы оценить эту «небывалость», достаточно вспомнить, что к 1903 году Русская Церковь почитала 318 святых, из которых лишь 11 были канонизированы c XVII по ХХ век, а с 1988 года по 2000 было канонизировано 1097 Новомучеников и Исповедников Российских [Митрофанов, 2011:с.153]. Прошло почти четверть века с праздничного года Крещения Руси, но все острее звучит предупреждение владыки Антония: «если мы только хвалим святых и не подражаем им, они не могут принять эту похвалу, потому что такой похвалой должна быть наша жизнь, а не слово, или вернее — слово, звучащее, гремящее изнутри жизни, достойной Спасителя Христа, Который так нас полюбил, что Свою жизнь и смерть нам отдал» [Антоний, 2003:с.231]. 2. Что же означает достойное, животворящее принятие свидетельства святых в нашей постатеистической ситуации, когда государство уже не ведет войны с Церковью, но в обществе нет и мира? Контуры современного духовного кризиса можно обозначить, последовав за предложенной Э. Левинасом аналитикой войны и мира. Для него катастрофическое событие войны есть обнажение реальности насилия, которое «состоит не столько в том, чтобы ранить и уничтожать, сколько в разъединении связанных друг с другом людей, которых принуждают играть чуждые им роли, отказываться от обязательств и даже от собственной субстанции». «Война создает такой порядок, который полностью поглощает человеческую личность» [Левинас, 2000:с.67].

http://pravmir.ru/svyatost-i-svidetelstv...

Архив Пн Состоялось очередное заседание Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской 4 ноября 2016 г. 10:39 2 ноября 2016 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось заседание  Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской . Митрополит Ювеналий представил доклад о деятельности Совета. На заседании были заслушаны сообщения заместителя председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумена Митрофана (Шкурина) о работе Синодального отдела, а также главного редактора Издательства Московской Патриархии протоиерея Владимира Силовьева о ходе исполнения поручения по подготовке брошюр с краткими житиями новомучеников и исповедников Церкви Русской. После обсуждения доклада митрополита Ювеналия состоялась дискуссия по проблемам, которые возникают при реализации принятых Архиерейским Собором постановлений. Это касалось разработок маршрутов паломнических поездок по местам, связанным с новомучениками, установления мемориальных досок, наименования улиц и площадей именами новомучеников. Затем состоялась дискуссия по вопросам работы Совета. Московская областная епархия /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4659223.ht...

Дмитрий Михайлович, Мария Михайловна и Елизавета Михайловна на Бутовском полигоне Бутовская семья Место захоронения отца Михаила семье удалось выяснить только в 1994 году. Тогда стараниями энтузиастов (в частности, бывшего политзаключенного Михаила Миндлина и дочери политзаключенного Ксении Любимовой) были рассекречены расстрельные книги НКВД. Так был обнародован список расстрелянных на Бутовском полигоне под Москвой. В списке значился и отец Михаил. В один день с отцом Михаилом 27 сентября 1937-го в Бутово были расстреляны епископ Серпуховской Арсений (Жадановский) и отец Сергий Сидоров. Всего в этот день расстреляно 272 человека, а за период с августа 1937 по октябрь 1938 г. — более 20 тысяч человек, в том числе более 400 священнослужителей. Усилиями сына отца Михаила Шика Дмитрия Михайловича 7 мая 1994 года на Бутовской Голгофе был установлен первый поклонный крест (к настоящему времени он уже обветшал, но в Бутово поставлен новый, точная копия прежнего). На следующий день, 8 мая 1994-го при огромном стечении народа в Бутово была отслужена первая панихида по невинно убиенным. Через год в Бутово появился первый храм во имя новомучеников и исповедников Российских . Дмитрий Михайлович был автором проекта и руководителем строительства. Дмитрий Михайлович Шаховской, сын отца Михаила Шика, скульптор, 1928 г.р. Время с 1994 по 1996 год, когда строился первый бутовский храм, Дмитрий Михайлович вспоминает с воодушевлением. «Два года я там провел, как на работе», — рассказывает он. Согласно замыслу Дмитрия Михайловича, храм был построен простой и скромный: «Я видел, что здесь не должен был быть богатый разукрашенный храм. По скромности своей он должен был соответствовать месту. Как первые христианские храмы — они ведь тоже строились на местах погребений мучеников и были убогими, нищенскими…». Новый большой каменный храм новомучеников и исповедников Российских, построенный в Бутово несколько лет спустя, Дмитрию Михайловичу до сих пор трудно принять: «Он смешанного стиля, не совсем соответствующего всей значимости этого места… Мы, старожилы прихода, любим больше в маленьком храме молиться. Там очень уютно». Потомки

http://pravmir.ru/evrejskie-rodstvenniki...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 6, 2011 год Святые XXI века — кто они?.. ХХ век в России явил число мучеников и исповедников, сопоставимое с первыми веками христианства. К Юбилейному Архиерейскому Собору в 2000 году готовилась канонизация «поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу новомучеников и исповедников Российских ХХ века». Из них на данный момент прославлено более 1700 человек. Пострадал — еще не значит святой Собирают материал и изучают архивные свидетельства о людях, пострадавших за веру, в епархиальных комиссиях по канонизации. Основной источник информации — следственные дела ФСБ. «В Санкт-Петербургском отделении ФСБ хранится 94000 дел,— говорит протоиерей Владимир Сорокин.— Из них надо вычленить тех, кто пострадал по признаку веры. Это означает внимательно просмотреть все дела: сажали ведь не только священно-служителей и мирян, но много других людей. В Москве сотрудники Синодальной комиссии по канонизации уже перебрали практически все дела, а нам еще предстоит большая работа». Сейчас в картотеке комиссии — 4731 имя: дела этих людей тщательно проверены. Что необходимо проверять? Многие думают: пострадал за веру — значит, святой. Но если для канонизации священномученика протоиерея Петра Скипетрова, зверски убитого в 1918 году, не требовалось никаких особых доказательств, то с теми, кто пострадал в 1930е, уже сложнее: причислить к лику святых возможно лишь тех, кто не просто был репрессирован, но проявил стойкость. " Мы в Церкви, здесь свои законы и критерии. Наша задача — найти как можно больше материалов. Желательно выявить всех, кто пострадал за веру в нашем регионе и вообще в Русской Церкви«,— говорит отец Владимир. Секретарь комиссии по канонизации Лидия Соколова в архиве ФСБ фотографирует материалы. Потом члены комиссии их исследуют, сопоставляют, анализируют, и только после этого можно ставить вопрос о возможной канонизации. «Когда рабочая часть сделана, нужно посмотреть, как человек себя вел, с кем был связан, с какими людьми общался,— объясняет отец Владимир.— Можно было вести себя по-разному: кто малодушничал, кто вел себя смело, кто — находчиво. Чекисты тоже по-разному подходили к каждому человеку».

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/6/91...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Избранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской 2 мин., 31.10.2015 Дамаскин (Орловский), игумен. Избранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2015. — 648 с.: ил.. Каждое издание имеет конкретного адресата. Но про эту книгу можно сказать: ее надо прочесть всем. Игумен Дамаскин (Орловский) в свое время подготовил семитомное издание биографий новомучеников и исповедников Российских — всего около девятисот имен. В новую книгу вошли журнальные варианты этих биографий, печатавшиеся в «Фоме» в течение нескольких лет. 94 судьбы из полумиллиона пострадавших за веру православную. В них отразились судьбы всех, кто предпочел смерть отречению от Христа. Разнятся только детали личной судьбы, но крестный путь у всех был один. Последняя строчка почти в каждой главе: «Расстрелян, погребен в безвестной общей могиле». О немногих сказано: «Умер от истощения/болезни в ссылке». И совсем единицы — те, кто пережил ад сталинских репрессий. «Житие его было честно и успение со святыми». Так писал будущий Патриарх Алексий (Симанский), узнав о расстреле епископа Кирилловского Варсонофия. Эти слова применимы ко всем героям этой книги и тысячам погибших за веру. Все они — «в кротости страдания приемля». Страдания запредельные подчас. К примеру, митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) забила насмерть пьяная толпа во главе с анархистами. Архиепископ Пермский Андроник (Никольский) — закопан живьем. А епископа Тобольского Гермогена (Долганева) сбросили с корабля, привязав к ногам камень… Но эта книга — вовсе не расширенный мартиролог с живописаниями страданий мучеников. Она — о «красоте души человеческой», которая проявлялась у этих людей во всем. Не только о священниках рассказывается здесь. Блаженная Матрона Анемнясевская, Татьяна Гримблит, которая так раздражала власти своей помощью ближним и открытым исповеданием веры, что ее несколько раз арестовывали и в конце концов расстреляли в Бутове. «За Бога не только в тюрьму, хоть в могилу пойду с радостью», — писала она из тюрьмы.

http://foma.ru/izbrannyie-zhitiya-muchen...

Итоги конференции подвел митрополит Ювеналий: «Дорогие друзья! Я с большим вниманием выслушал все выступления и мое сердце ликует, потому что, много прожив и много повидав, я считаю, что сегодня в Московской области одержана огромная, значимая победа — мы молитвами новомучеников приобрели Вас, дорогие педагоги! Из столетнего периода истории нашей страны сегодня на конференции мы избрали только одну тему — о новомучениках. Для Церкви это имеет огромное значение. Но была победа в Великой Отечественной войне, и ее герои являются героями для всех. Новомученики и исповедники Церкви Русской являются героями Русской Православной Церкви, и они сегодня соединили нас. Я это говорю с особым волнением, потому что знаю о том, какое значение имели школа и педагоги в Советском Союзе. Новомученики и исповедники Церкви Русской приняты педагогами душой и сердцем. И для нас сегодня нет другого оружия в борьбе против зла, с которым мы повседневно встречаемся, кроме подвига новомучеников. Они победили силой своей веры и примером своего подвига. Очень важно, чтобы мы вместе — и школа, и Церковь, и родители — попытались воспитать будущее поколение России верными Родине, своему народу и подвигу наших героев — церковных и гражданских. Спасибо вам всем за участие в этой конференции, за ваши самоотверженные, подвижнические повседневные труды. И пусть Господь благословит всех вас. Христос Воскресе!» В фойе дворца спорта митрополит Ювеналий, М.Б. Захарова, О.В. Хромов и все гости познакомились с выставкой Видновского благочиния «1917-2017: уроки столетия», на которой были представлены видео-презентации о храмах района и деятельности воскресных школ благочиния. Часть выставки была подготовлена управлением образования Ленинского района, которая включала в себя детские работы на религиозные и презентацию о сотрудничестве Видновского благочиния и образовательных учреждений Ленинского района. Во время осмотра выставки дети подарили митрополиту Ювеналию и М.Б. Захаровой пасхальные яйца, сделанные своими руками.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Четырех епископов, правивших в Великолукской епархии в 1926–1937 годы, неоднократно арестовывали, фабрикуя на них ложные дела — и в 1937 году расстреляли. Один из них — епископ Иоанн (Троянский) — впоследствии был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. А потом началась Великая Отечественная война, после кровопролитных боев в конце августа 1941 года город был оккупирован и почти полтора года находился под властью захватчиков. Жители города и близлежащих сел испытали на себе зверства нацистских карателей. И только в конце 1942 года, почти одновременно со Сталинградской битвой, под Великими Луками удалось окружить и разгромить немецко-фашистские войска. Гитлер лично отдал приказ не сдавать оккупированный город и за это обещал своим солдатам и офицерам кресты и отпуск на родину, а полковнику фон Зассу, начальнику гарнизона, обещал назвать Великие Луки его именем — Зассенбург. Великолукская наступательная операция длилась почти два месяца, с 24–25 ноября 1942 года по 20 января 1943 года. За этот подвиг город был назван Малым Сталинградом. Но освобождение от гитлеровских войск в очередной раз стоило Великим Лукам огромных разрушений. От города не осталось практически ничего: 3083 из 3391 дома были полностью разрушены или сожжены. Великие Луки: вид сверху И все же Великие Луки возрождаются снова. Сегодня это город с более чем 95 тысячами жителей, важный торгово-промышленный центр, известный своими электротехническими и машиностроительными предприятиями, и культурно-образовательный центр Псковской области. В 2016 году Великие Луки будут отмечать 850-летний юбилей. Постепенно восстанавливается и церковная жизнь. 25 декабря 2014 года была воссоздана самостоятельная Великолукская епархия в составе Псковской митрополии. В городе четыре действующих храма — Свято-Вознесенский кафедральный собор; храм святителя Тихона, Патриарха Всероссийского и Новомучеников и Исповедников российских; храм Казанской иконы Божией Матери, не закрывавшийся в советские годы, и домовый храм святителя Николая в здании епархиального управления Великолукской епархии. Между прочим, святитель Тихон родился в погосте Клин, недалеко от Великих Лук. Foto Shirokaya.n

http://foma.ru/velikie-luki.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010