Мы все сегодня здесь его наследники, мы все здесь сегодня собраны именно потому что он 200 лет назад основал Православную Церковь Молдовы. В этом году мы празднуем также 1025-летие исторического бытия нашей Церкви. Особенно вспоминая об этом 1025-летнем пути, мы обращаем внимание на небольшой, но важный отрезок — последние 25 лет. Ведь перемены в церковной жизни начались ровно 25 лет назад. И что же произошло на просторах нашей Церкви за эти годы? Такое возрождение веры, которое не происходило никогда ни в одном народе, ни в одной стране за всю историю. За 25 лет десятки тысяч храмов построены и возрождены, сотни монастырей, почти что сотни духовных учебных заведений. Церковь вошла во все сферы человеческой жизни. Это произошло после атеистического господства, продолжавшегося в течение более 70 лет. Все это мы воспринимаем как великий Божий дар. Дар этот принадлежит всем странам, на которые простирается пастырская ответственность Русской Православной Церкви. Молдова — это та часть Церкви, в которой перемены последних 25 лет особенно разительны. Мы должны возблагодарить Господа и за эти 1025 лет и за 25 лет нашего возрождения, и за 200 лет существования Православной Церкви в Молдове. Все это дает нам исторический опыт. Историческая память дает нам надежду на будущее. Верим и надеемся, что по милости Божией сохранится единство нашей Церкви. По милости Божией Церковь Молдовы, прославившаяся своими подвижниками, святыми и исповедниками, прославившаяся своим благочестивым народом будет восходить от силы к силе. Я хотел бы выразить особую благодарность Вам, Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Владимир, Преосвященным владыкам, которые трудятся на земле Молдовы, всему многочисленному духовенству и всем вам, мои дорогие, за тот подвиг, который был совершен здесь, на этой земле, который дает нам возможность во славе отпраздновать 200-летие Церкви в Молдове». В дар Христорождественскому собору Предстоятель передал икону Божией Матери «Одигитрия», привезенную со Святой Горы Афон. Верующим были розданы иконки Пресвятой Богородицы «Владимирская» с Патриаршим благословением. Патриархия.ru Наверх

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Осенью 1929 года срок заключения святителя Илариона заканчивался. Однако уже в октябре владыка был сослан на три года в Среднюю Азию. Во время следования по этапу владыка заразился сыпным тифом. Когда поезд проезжал через Ленинград, его высадили и привезли в ленинградскую тюрьму. Помочь ему было уже невозможно. 28 (15) декабря 1929 года святитель Иларион скончался. В бреду он говорил: «Вот теперь я совсем свободен!» Врач, присутствовавший при его кончине, был свидетелем того, как святой благодарил Бога, радуясь близкой встрече с Ним. Он отошел ко Христу со словами: «Как хорошо! Теперь мы далеки от…» Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) , занимавший в 1929 году Ленинградскую кафедру, добился от властей разрешения взять тело владыки Илариона для погребения. В тюремную больницу поставили белое архиерейское облачение и белую митру. Покойного облачили и перевезли в церковь Новодевичьего монастыря. Родные и близкие не узнали владыку. В гробу лежал худой, обритый, седой старичок. Одна из родственниц покойного, увидевшая его в гробу, упала в обморок. Так он был непохож на прежнего Илариона… В погребении владыки участвовали восемь архиеереев. Святитель Иларион первоначально был похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могил своих родственников. В 1998 году его честные останки были обретены и размещены в Казанской церкви обители. Икона святителя Илариона (Троицкого). Источник: fond.ru В 1999 году архиепископ Иларион был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии. Мощи святителя на маленьком самолете ЯК-40 были доставлены из Петербурга в Москву и размещены в месте служения владыки — московском Сретенском монастыре. Юбилейным Архиерейским собором 2000 года святитель Иларион был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. См. житие священномученика Илариона (Троицкого),    составленное игуменом Дамаскином (Орловским) Читайте также: Священномученики Василий Покровский и Емелиан Киреев: «Это мы проповедовали о загробной жизни»

http://pravmir.ru/svyatitel-ilarion-troi...

Почему в Церкви горит так много свечей? Потому что. — С.32. Говорят, что женщина в церкви должна молчать. На самом деле... — С.32. Часто спрашивают: отчего в храме хочется плакать? Отвечаем. Фото Yoksel Zok /Unsplash — С.33. [Ответ священника:] Как священники относятся к «числу зверя» в быту?// Спрашивает Дмитрий. Отвечает иерей Виктор Никишов //Фома. май 2023. — С.33. — (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что »). Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), научный руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Священномученик Сергий (Рохлецов). 23.09.1876-8.05.1938 . На фото: Священник Сергий Рохлецов с супругой Ольгой Ивановной; Протокол допроса священномученика Сергия; Протоиерей Сергий. 1937; Высланные семьи у церкви Троице-Гледенского монастыря. Великий Устюг. Фото 1930; Выписка из постановления о заключении в лагерь священномученика Сергия//Фома. май 2023. — С.34-37. — (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Священномученик Сергий родился 23 сентября 1876 года в городе Великом Устюге Вологодской губернии в семье священника Димитрия Ивановича Рохлецова и его супруги Марии Александровны. В 1890 году Сергей окончил Устюжское духовное училище, в 1896 году — Вологодскую духовную семинарию и 18 января 1897 года был назначен псаломщиком в Покровскую церковь на погосте Близ-Лальском Великоустюжского уезда. Здесь он заведовал Турковской школой грамоты и преподавал пение в церковноприходской школе. Вскоре он обвенчался с девицей Ольгой, дочерью настоятеля храма великомученицы Параскевы Пятницы в селе Погорелово в Великоустюжском уезде священника Иоанна Попова. 3 февраля 1901 года Сергей Дмитриевич был рукоположен к Покровской церкви во диакона, а 27 января 1904 года — во священника ко храму великомученицы Параскевы Пятницы, где прослужил всю свою жизнь до дня ареста. 23 августа 1917 года отец Сергий был назначен благочинным 5-го округа Устюжского викариатства. За многолетнюю беспорочную службу он был возведен в сан протоиерея и награжден митрой. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря 1937 года, протоиерей был арестован и заключен в расположившуюся в зданиях бывшего монастыря тюрьму Великого Устюга.   6 декабря, собрав ложные свидетельства, следователь допросил отца Сергия. — Вы обвиняетесь в проведении активной контрреволюционной деятельности. Признаете ли себя виновным в этом? — В проведении контрреволюционной деятельности я виновным себя не признаю, — ответил священник. Следствие продолжалось шесть дней. 10 декабря 1937 года тройка УНКВД по Вологодской области приговорила отца Сергия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Протоиерей Сергий скончался в тюрьме в Великом Устюге 8 мая 1938 года.

http://foma.ru/bibliografija-foma-5-241-...

Елена Черкасова и Жан-Франсуа Тири. Фото Юлии Маковейчук — Есть православные святые, которые вам особенно дороги? — Конечно, больше всего меня потрясают новомученики и исповедники Российские. Когда у нас в центре проходил вечер памяти митрополита Серафима (Чичагова) , меня потряс рассказ о его расстреле. Он лежал больной, не мог встать, тогда его вынесли и расстреляли. Очень многие в ХХ веке в России отдали свою жизнь за Христа. — А католические? — Уже когда я жил в России, сюда привозили мощи святой Терезы. После этого я прочитал о ней, узнал много нового, и это стало основой для глубоких внутренних переживаний. Еще мне очень близки святые первых веков. Они напоминают, что Церковь изначально была единой, что двух Церквей быть не может. То, что произошло разделение и сегодня есть разные Церкви — большой соблазн для мира. На выставке картин Елены Черкасовой Для католиков главный праздник — Пасха — В российской православной публицистике чуть ли не как аксиома утверждается, что на Западе, в отличие от России, главный праздник не Пасха, а Рождество. Насколько это соответствует действительности? — Отчасти это правда. Помню, когда мне было 12 лет, наша преподавательница религии спросила у класса, какой главный праздник в Церкви — Пасха или Рождество? Класс разделился примерно поровну: одна половина ответила, что Рождество, а вторая, что Пасха. Я утверждал, что Рождество, так как если бы Христос не родился, Он не мог бы и умереть. Такой рационалистический подход! Но осознанно вернувшись в Церковь, я понял, что для всех католиков главный праздник — Пасха. Вокруг Пасхи строится вся литургическая жизнь. К ней готовимся мы 40 дней, а к Рождеству — только четыре недели. И службы пасхальные, начиная с четверга, торжественнее. А главное — Своим Воскресением Христос основал христианство. Несомненно, в Католической Церкви, как и в Православной, Пасха — главный праздник. Но нецерковные и малоцерковные люди больше любят Рождество: зимние каникулы, новый год, подарки, веселье. Пасха для них сложнее. Воскресению предшествует Смерть, в Страстные дни не до веселья, христиане сопереживают Христу — не все хотят задумываться об этом. В западном мире действительно главный праздник Рождество. Но около Церкви, а не в ней самой. Кризис и возрождение — параллельные процессы

http://pravmir.ru/zhan-fransua-tiri-samo...

Вернее, внезапно обретается и то, и другое, и третье. Разве не сказал Господь: «Отплыви на глубину»? Что значит эта глубина? Глубина — это слово Божие. Услышать то, что Христос говорил народу с лодки, узнать силу слова Божия, которым мир сотворен, ощутить правду и сладость этого слова, которое больше, чем мир и все, что в мире. Но это Слово, как говорит апостол Иоанн Богослов, должно быть в нас. Глубина — это любовь. Это Крест, которым, как удицей, будут уловлять души людей. «Отойди от меня, Господи, — говорит Петр, потому что я человек грешный». Великая разница между Петром, который трижды отречется от Христа, и Петром, который в день Пятидесятницы словом крестным обратит тысячи людей ко Христу. Господь предлагает нам задуматься не только о секрете нашего материального успеха, но и о тайне успеха проповеди Церкви. Там, где сети пустые, где нет ничего, где как будто никто не хочет придти ко Христу, мы должны смотреть на море жизни глазами Христа и Его любовью. Что пережили святой Патриарх Тихон и архипастыри наши, новомученики и исповедники Российские, когда началось массовое отступничество от веры? Что переживает Церковь сегодня? Какие возможности были, когда открылись в стране перемены, когда распахнулись двери храмов и, казалось, вот-вот войдут в Церковь миллионы вчерашних атеистов! Кто вспугнул их, как рыб, так что все повернули и мимо проплыли? Кто поманил их обильной прикормкой? И вот, сколь многих в грязных, отравленных водах несет по течению, потому что против течения могут плыть только живые! Мы потерпели поражение и здесь, и там. У большинства из нас опускаются руки, некоторые готовы отказаться от всех усилий. Самые благоприятные обстоятельства для ловли мы упустили, всё теперь против нас. Но по-прежнему в самой гуще зла — Крест Христов, от которого, чем больше неистовствует зло в мире, тем больше исходит благодать. И апостол Петр говорит: «Какие бы ни были неблагоприятные обстоятельства, мы попытаемся снова». Слишком часто мы ничего не делаем, ожидая, когда наступят благоприятные дни, в то время как они могут никогда не наступить!

http://moral.ru/zemnoe_blagopoluchie/

Строительство началось в 1810 году, а завершилось через 22 года в 1832-м; Колокола : В 1888 году под Харьковом произошла железнодорожная катастрофа, в которой чуть не погибла семья императора Александра III и сам государь. В честь чудесного спасения для шуйской колокольни отлили колокол в 20 тонн (Фото) — седьмой по весу в России. При перевозке колокола через реку Тезу лед проломился, и колокол затонул. Но сразу нашлись добровольцы, которые, ныряя в ледяную воду, продели канаты через уши колокола и извлекли его на берег. В мае 1891 года при огромном стечении народа колокол вручную на тросах подняли на третий ярус шуйской колокольни. В советские годы почти все колокола были уничтожены. Сохранились лишь два; Шпиль : Двести лет само здание колокольни стоит крепко. А вот шпиль всё же пришлось поменять. Деревянный шпиль 45,5 м не выдерживал напора ветра, кренился и ломался. В 1868 году инженер Журавский перестроил шпиль, взяв за основу стальной каркас Эйфелевой башни; « Шуйское дело »: В 1922 году вышел декрет «Об изъятии церковных ценностей». Формально он был направлен на помощь голодающим Поволжья. Но на самом деле советская власть намеревалась использовать изъятие для провокаций и начала гонений на Церковь. Прихожане Воскресенского Шуйского собора несколько дней не пускали комиссию в церковь. 15 марта по защитникам стали стрелять. Многих ранили, некоторых убили. Собор был разграблен. По итогу 19 человек были арестованы, трое, в том числе и настоятель собора протоиерей Павел Светозаров (Фото), — расстреляны. А «шуйское дело» использовали как прецедент для начала массовых репрессий духовенства по всей стране. В 2000 году семеро пострадавших во время шуйских событий 1922 года были причислены к лику новомучеников и исповедников Российских. А рядом с колокольней в Шуе в 2007 году установили памятник (Фото)//Фома. декабрь 2022. — С.42-45. — (раздел « Вера », рубрика « Дорога к храму »). ЛЮДИ (раздел). — С. 46-77. Священник Давид Проскуряков : « Мурка поднимается на амвон, в алтарь и через минуту выходит ».

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-236...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Валериан Кречетов Новомученики Российские " loading="" decoding="" title=""/> Собор новомучеников и исповедников Российских празднуется 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет – то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля) Сегодня празднуется память всех Российских Новомучеников и Исповедников. Святейший Патриарх Алексий II u Cbящehhый Синод Русской Православной Церкви постановили праздновать собор Российских Новомучеников в ближайшее воскресенье после тоже недавно установленного дня памяти одного из первых мучеников среди Новомучеников, митрополита Киевского и Галицкого Владимира. Его житие свидетельствует, что он благословил тех, кто его расстреливал, и просил у Бога, как и первомученик архидиакон Стефан, чтобы Господь не поставил им это во грех. Наш храм сподобился особой милости Божией. У нас перед алтарем, в церковной ограде, покоятся мощи тех самых исповедников, память которых сегодня мы празднуем. Это митрополит Нафанаил, который многие годы был в заключении, в гонении, скрывался до самой своей праведной кончины, погребен сначала в селе Федоскине, потом перенесены были его мощи уже после войны сюда, в Отрадное. Они нетленны. Рядом с ним покоится праведный Сергий и еп. Стефан. Епископ Стефан в молодости был врачом невропатологом. Он – духовный сын о. Сергия Мечева , был в близком духовном общении со старцем преп. Нектарием Оптинским . Отсидел 8 или 10 лет в лагерях и ему грозил еще десятилетний срок за то, что как врач он старался облегчить участь заключенных, неправедно осужденных, которых в то время было множество, особенно священнослужителей. По совету медсестры, которая видела все его добрые дела, сочувствовала ему, он в молитве обратился за помощью к блаженной Матренушке. Имея возможность, как врач, выходить за зону, он трижды прокричал в лесу: «Матренушка! Помоги мне, я в беде!» И был освобожден. После того, как освободился, – он не домой поехал, а поехал поблагодарить Матренушку. И когда зашел в дом, который указали ему, – то, поскольку она, больная, лежала в ящичке и некого было спросить, где она, он сказал: «Здравствуйте!» И услышал голос «Здравствуй, раб Божий Сергий!» Он в миру был Сергей Алексеевич Никитин. «Откуда ты, – говорит он, – меня знаешь?» – «Да ты ведь, – отвечает она, – меня кликал, звал. Я и услышала».

http://azbyka.ru/propovedi/novomucheniki...

Вот сейчас столько разговоров о санкциях, о том, что будет с валютой, отдыхом, выездами за границу… страхи по поводу банковских карточек. Иногда кажется, что эти разговоры и треволнения вообще вытеснили из жизни все остальное. И что же? Получается, мы живем для того, чтобы… избегать дискомфорта и страданий?.. Но вот вопрос: а всегда ли и непременно ли страдания — это плохо? Конечно, христианин не должен бежать навстречу страданиям. Но он, очевидно, не должен от них и убегать. «Дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день», — говорит молитва Оптинских старцев, которую многие справедливо считают квинтэссенцией христианского отношения к повседневности. Разве там сказано: «дай мне с душевным спокойствием встретить все, кроме отключения горячей воды и невозможности выехать в отпуск за границу»? Или — жестче — все, кроме того, с чем я не согласен по политическим или иным важным мотивам? Когда мы с воодушевлением говорим о том, через какие страдания ради Христа прошли новомученики и исповедники земли русской, то подчас — с искренним или деланным сожалением — вздыхаем о том, что на нашу долю такого уже не выпадет… Не выпадет, Бог даст. У каждого времени — свои испытания. Готовы ли мы идти путем наших отцов и дедов, не сломаемся ли на иных, простых, житейских вопросах? «Собирался менять машину, а теперь вот даже не знаю: а вдруг нас сейчас переведут на отечественный автопром?!» — говорит мне человек, церковный человек. И в его глазах такое переживание: а как жить-то дальше?.. Нет, я не смеюсь над такими проблемами. Это все не пустяки, хотя дела и житейские. Но вот сравнить бы: а столь же глубоко мы переживаем из-за того, что вчера походя написали в «Фейсбуке» (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) гадость о ближнем? Сильно ли горюем, что годами не можем избавиться от какого-нибудь постыдного греха? Обстоятельства бывают разные. И христианское мировоззрение определяет мое отношение к этим обстоятельствам. Что должно прежде всего измениться, когда человек приходит в Церковь? Угол зрения, отношение к происходящему. Паническая реакция, душевные тревоги — не из-за реальных страданий даже, а из-за возможного дискомфорта — это не из Евангелия.

http://foma.ru/rzhavchina-komforta.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Исповедники и предатели 7 мин., 19.11.2015 После гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке не так-то просто спустя много лет определить, кто является мучеником, а кто пострадавшим предателем. Священник Александр Протопопов снял с себя сан в 1929 году. В 1930 году он выступил как лжесвидетель по делу иеромонаха Гавриила (Гура), который по его показаниям был приговорен к трем годам заключения в концлагере. Александр Протопопов впоследствии под давлением власти стал служить в Михаило-Архангельской церкви в Подольском районе Московской области. В 1938 году он был арестован, на допросах не признал себя виновным, был приговорен к расстрелу и 17 февраля 1938 года расстрелян. Погребен на полигоне Бутово под Москвой, где за три месяца до него был расстрелян иеромонах Гавриил. Так в одном и том же месте, на Бутовском полигоне, были расстреляны и погребены снявший с себя сан священник, выступавший лжесвидетелем против других, и исповедник. Преподобномученик Гавриил родился в 1898 году в деревне Огородники Слуцкого уезда Минской губернии в семье крестьянина Ивана Гура. Образование получил в церковноприходском училище в городе Гжатске Смоленской губернии. После смерти отца в 1918 году он поступил послушником в монастырь, в 1925 году был пострижен в монашество и в том же году рукоположен во иеродиакона. Иеромонах Гавриил (Гур). Москва, Таганская тюрьма. 1937 В 1929 году он был рукоположен во иеромонаха к Успенской церкви села Левкиево Шаховского района Московской области. До отца Гавриила здесь служил священник Александр Протопопов, но в 1929 году он снял с себя сан «по тем причинам, — как он заявил, — что я учел момент и чувствовал, что наша работа являлась тормозом в проведении мероприятий советской власти я считаю, что религия — это есть опиум». Во время служения в Успенской церкви отец Гавриил произнес две проповеди. Не наделенный даром слова, он читал проповеди по книгам, в основном священника Григория Дьяченко, или составлял их сам, пользуясь книгами.

http://foma.ru/ispovedniki-i-predateli.h...

Вот сейчас все возбужденно обсуждают санкции. Многие осознали, что это неизбежно скажется и на их частной жизни. Но мы за последние годы настолько расслабились, нам стало уже так привычно жить комфортно, что сама мысль, что придется этим комфортом отчасти поступиться, вызывает панику. Я совсем не против бытового и прочего комфорта, скорее, наоборот. Просто, несмотря на наши «за» и «против», ситуация все равно может измениться. И надо и в ней суметь остаться христианами. — А разве нужно было жить в соответствии с народной мудростью: не жили хорошо, нечего и привыкать? — А это не так просто, особенно когда у тебя нет личного опыта преодоления трудностей. А даже если и есть — к хорошему привыкаешь быстро. Это же так легко затягивает: ты вроде бы все такой же и в жизни своей ничего радикально не меняешь, и вдруг — бац! — у тебя уже хороший автомобиль, сотрудники-помощники, кабинет, и ты жалуешься, что телефоны звонят, не переставая. А если завтра они замолчат? Если у тебя вообще не будет никакой связи, потому что ее нечем будет оплатить? Обстоятельства бывают разные. И отношение к ним определяется твоим мировоззрением. Что должно измениться, когда человек приходит в церковь? Угол зрения, отношение к происходящему. Трагические времена гонений на христиан в России давно в прошлом. И когда мы с воодушевлением говорим, через какие страдания ради Христа прошли новомученики и исповедники российские, мы редко спрашиваем себя: а мы-то готовы идти путем наших отцов и дедов? Не сломаемся ли на иных, простых, житейских проблемах? Просто жить по Евангелию — это и есть самый главный вызов. Никто не призывает бежать навстречу страданиям. Но христианин не должен от них убегать. Моя любимая молитва — оптинских старцев: «Дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день». Не «все, кроме отключения горячей воды и невозможности покупать в супермаркете любимый французский сыр», или «все, кроме того, с чем я не согласен по политическим мотивам». Там нет сноски: в ситуации международных конфликтов это не действует, и ты можешь с утра до вечера рыдать и перестать быть христианином.

http://pravmir.ru/vladimir-legoyda-tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010