– Ага, – промычал я. – Так вот, я хотела спросить: как ты расцениваешь свой поступок? – Какой поступок?.. – А вот сейчас, во дворе… Я молчал, обалдело глядя на эту странную тетку. А тетка отвела руку с сигаретой далеко в сторону, и тоже молчала, и тоже смотрела на меня круглыми светлыми глазами со слипшимися от краски ресницами. – Я… я не помню никакого поступка, – пробормотал я. – Очень жаль! – молвила тетя Соня и снова застыла, сжав губы бантиком. Я взмок от напряжения, но так и не понял, что ей от меня надо. – Хорошо. Я тебе подскажу, – смилостивилась наконец тетя Сопя, – Вот тебя ребята позвали смотреть белых крыс. Я понимаю, крысы, конечно, дело важное, но ято все-таки не пустое место. А? Тут я молча кивнул. – А как же ты поступил? Тебя позвали, и ты, не оглянувшись на меня, не спросив, как я к этому отнесусь, взял да и пошел к ребятам. Словно и нет меня. По-товарищески это, как ты полагаешь? Я совершенно не понимал, что в моем поступке могло быть нетоварищеского, но на всякий случай качнул головой. Тетя Соня затянулась сигаретой, выпустила дым. – Так что же, по-твоему, теперь надо сделать? – Попросить прощения, – в страшной тоске промямлил я. – Умница! – воскликнула тетя Соня. – Давай лапу! Я была уверена, что мы с тобой душа в душу заживем. – Лешка! Ну, скоро ты? – донеслось со двора. Я уже знал, как надо себя вести. – Тетя Соня, можно я пойду? – К этим самым… крысам? – Тетя Соня помолчала. – Крысы, я понимаю, – это очень интересно, только знаешь, что я тебе скажу!.. Давай такой уговор: сначала дело, а потом развлечения. Ага? Я спросил, какое дело она имеет в виду. – А дело оч-чень, оч-чень важное. Мы сейчас займемся составлением распорядка дня. Я не стал возражать. Я пошел в комнату, лег на подоконник и сказал ребятам, что к Антону не пойду. – Эта… длинноносая не пускает? – приглушенно спросила Аглая. Я молча кивнул. Тетя Соня так увлеклась составлением распорядка дня, что забыла приготовить обед, и мы пообедали “Геркулесом”, сваренным, правда, на молоке. Теперь, согласно “распорядку”, я мог гулять только два часа перед обедом и столько же перед ужином, а остальную часть дня мне предстояло заниматься “осмысленным времяпрепровождением”. Под этим тетя Соня подразумевала утреннюю гимнастику (я ее и так делал), уборку своей комнаты, мытье чайной посуды (столовую посуду тетя Соня взяла на себя), повторение пройденного в школе, чтение художественной литературы (два часа), послеобеденный отдых (один час). Где-то между этим отдыхом и вечерней прогулкой тетя Соня написала: “Свободное время”. Но потом она спросила меня, чем я люблю в свободное время заниматься. Я сдуру ответил, что люблю мастерить, что сейчас клею из картона фрегат. Тут тетя Соня зачеркнула “свободное время”, а сверху написала: “Труд”.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-jurij-...

Затем мальчика приняли в обычную музыкальную школу. Дела его шли столь успешно, что за два года до выпуска преподавательница сказала: «Тебе здесь делать уже нечего». И на ближайшем концерте известной пианистки, с которой школьная преподавательница была в недальнем родстве, случилась вторая «картинка», мало чем отличающаяся от первой. В антракте отрока привели в консерваторскую артистическую, он что-то сыграл, и пианистка удивленно промолвила: «Интересный мальчик, оч–чень интересный». Потом музыкантши остались поговорить, а ученик ждал за дверью. Концерт известной пианистки они не дослушали: преподавательница, выбежав из артистической, взяла его за руку и потащила по лестнице к выходу. — «Не наш», видите ли, «не наш», — разгневанно повторяла она. — Нельзя же зарывать талант в землю! Разве мальчик виноват, что родился русским? Батюшка сказал, что поначалу повторял эту строчку, словно стишок: «Разве мальчик виноват, что родился русским?» А потом забыл… Вскоре после этого разговора у преподавательницы возникли сложности на работе, пришлось оставить учеников и перейти в какую–то подмосковную школу. Музыкальная карьера «оч-чень интересного мальчика» бесславно закончилась. — Так кто же кого притеснял и зажимал? — смеялся батюшка. — Кто кому не давал ходу?.. На самом–то деле все наоборот! — И простодушно изумлялся: — Разве мальчик виноват, что родился русским? Мусульманин Как–то, после службы на одном из отдаленных приходов, все никак не могли найти транспорт, чтобы отправить меня домой. Там, впрочем, частенько такая незадача бывала: ехать надо восемьдесят километров, по бездорожью, богослужения же выпадали обычно на воскресные дни, когда колхозный гараж был закрыт, а народ утруждался на своих огородах. Сидел, сидел я на паперти, притомился и решил погулять. Возле храма был небольшой погост, и в куче мусора, среди старых венков с выгоревшими бумажными цветами заметил я несколько позеленевших черепов… Беда! Здесь так по всем кладбищам: если при рытье новой могилы попадаются кости, их выбрасывают на помойку. Сколько раз втолковывал: это косточки ваших предков — быть может, деда, бабки, прабабки… Смотрят с недоумением: ну и что, мол? Полежали — и хватит… Нет, видать, все–таки прав был архиерей, написавший в одном циркуляре: «Степень духовного одичания нашего народа невероятна»…

http://azbyka.ru/fiction/nacionalnyj-vop...

Ветер еще темного утра острыми ударами бил по брустверу НП, сек по глазам, мешая смотреть, выдавливая слезы; Бессонов достал носовой платок, вытер лицо, глаза и потом приник к окулярам стереотрубы. Он окончательно хотел убедиться в том, во что трудно было поверить, но что не вызывало уже никакого сомнения. Там, на южном берегу, в раздавленных танками траншеях, на разгромленных позициях батарей, начали вести огонь, вступали в бой те оставшиеся в окружении, отрезанные от дивизии, кто, по всем расчетам, никак не должен был уцелеть и не числился в живых. — Мои, мои хлопцы! Товарищ командующий, видите! Дышат, оказывается! Расчудесные мои ребятки! Молодцы! Оч-чень молодцы! — растроганно и взволнованно говорил где-то рядом крепкий молодой голос Деева среди ветреного гула на НП, захлестывающего брустверы, среди криков связистов, оживления вокруг. И эта прорвавшаяся ликованием нежность Деева и вместе молодая хвастливость его теми, своими ребятками из первых траншей, казалось давно обреченными, но вот же продолжавшими бороться, — эта открытая его размягченность, слабость не раздражали Бессонова, а наоборот: услышав возгласы Деева, он, не обернувшись, с горькой судорогой в горле опять подумал, что судьба все-таки благодарно наградила его командиром дивизии. Сумрак декабрьского утра разверзался багряными щелями танковых выстрелов, гремел перекатами эха, соединенными волнами грома над степью, все слитнее клокотал моторами, пронзался стремительными светами беспорядочно то там, то тут распарывающих небо немецких ракет. Немецкие танки, как разбуженные, поднятые облавой звери, злобно огрызаясь, в одиночку и сбитыми в отдельные стаи группами отползали от берега под натиском наших «тридцатьчетверок», с ходу захвативших две переправы, по донесению, пять минут назад полученному Бессоновым. Выбравшись на южный берег, «тридцатьчетверки» шли наискось, ускоряя движение, наперерез, охватывали справа и слева неприкрытые фланги вплотную сгрудившихся и будто тершихся друг о друга немецких танков.

http://azbyka.ru/fiction/gorjachij-sneg-...

Т акже, если кто, будучи и мирским человеком, быв одержим какою-либо страстью и находящийся под запрещением от архиерея или иерея – своего духовного отца, и, пренебрегая того, к иному духовнику без разрешения перейдет и дерзнет Пречистых Тайн Тела и Крови Иисуса Христа причаститься, тоже пострадает и как богоубийца осудится. Е сли о смертном грехе обличает иерея совесть, то не дерзает литургисать, пока не очистит себя от этого греха сокрушением и болезнью сердечной и устным исповеданием перед своим духовным отцом, имея крепкое намерение больше не возвращаться к этому греху. Е сли же находящийся в смертном грехе, дерзнет, не исповедавшись и покаянием не очистив себя, литургисать, то к греху смертному, в котором находится, другой более тяжкий смертный грех приложит, и Божественные Тайны в суд себе и во осуждение (недостоинства ради) примет. Е сли во время служения Божественной Литургии иерей познает, что находится в смертном грехе, то насколько сможет, великим болезнованием и жалостью умилит и сокрушит свое сердце, имея непременное намерение вскоре полно и сокрушенно исповедаться в своем грехе. О чень сильно препятствует к достойному служению и Пресвятых Тайн причащению и следующее: если кого иерей или диакон унизил, оскорбил или оболгал и знает, что тот гневается и скорбит на него, или если сам иерей и диакон, быв оболган или оскорблен от кого, гневается и скорбит, то никак да не дерзает литургисать. Но, идя прежде, по Господню повелению, помирится со своим братом и потом литургисает. Е сли же оскорбленный находится далеко, а в служении имеется большая необходимость, то иерей должен иметь доброе настроение, что когда увидится с ним, полностью помирится. И, сожалея крепко сердцем, по нужде литургисает. Н аконец же, всякий иерей и диакон, имеющий жену, перед литургисанием должен воздержаться несколько дней от общения с ней, а также и в день служения. Не воздержавшийся и служивший – тяжко согрешит. От этих препятствий не только иерей, но и всякий христианин, хотящий достойно причаститься Божественных Христовых Тайн (кроме людей, находящихся в смертной нужде), должен весьма себя блюсти.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Впрочем, я ничуть не расстроился: я, когда был человеком, тоже не отличался особенной красотой и аккуратностью. Подумаешь, курносый так курносый. Взъерошенный так взъерошенный. Не в этом дело. Дело в том, что я во-ро-бей и что теперь мне никто и ничто не может испортить моего замечательного воробьиного настроения. А настроение у меня было действительно замечательное! Ещё бы! В голове совершенно пусто — ни забот, ни мыслей, ни тревог! И так будет весь день! Целый день-день-день-день! Ну и день-день-день! Вот так день-день-день! Я напился дождевой воды и ударил крылом по своему отражению, обдав брызгами Костю Малинина, скакавшего по ту сторону лужицы. — Костю-чок-чок-чок! Ну, как жизнь? — Заме-ча-тельная! — чирикнул Малинин, брызгая в меня водой. — А что я тебе говорил? А ты говорил: «Превратимся лучше в бабочек»! Давай искупаемся! — Холодно! Давай лучше овёс искать. Очень-чень есть хочется. Найти овёс на нашем дворе оказалось делом нелёгким. Мне попадались и конопляные зёрнышки, и арбузные семечки, и семечки обыкновенные, а вот овса всё не было. — Ты че-чего дерёшься! — услышал я вдруг за спиной Костин голос. — Юр-чик! Он у меня из хвоста перо выдернул! Хулиган какой! Я оглянулся и увидел, что невдалеке от меня Костю Малинина гоняет по траве здоровенный бесхвостый воробей. — Я скачу, — затрещал Костя, подбегая вприпрыжку и прячась за мою спину, — вижу, в траве овёс лежит, нагнулся — слышу, у меня из хвоста кто-то перо дёргает! Хулиганство какое! — Ты че-чего к маленьким пристаёшь? — спросил я, подскакивая к здоровенному воробью. — Че-чего ты людям выходной день-день портишь? — Я ни-че-че-го! А че-че-го этот птен-чик на мой овёс разлетелся? На чу-чу-жой двор заявились да ещё распоряжаются здесь! Что-то я вас здесь раньше никогда не замечал! Я хотел по-хорошему объяснить воробью, почему он не мог нас раньше видеть на дворе, но верзила-воробей и не стал меня слушать. Он подскочил ко мне и, не говоря ни слова, ударил меня по-воробьиному крылом в грудь. Ударил. Отскочил. Ноги расставил и крылья для устрашения распустил.

http://azbyka.ru/fiction/barankin-bud-ch...

Какого же замечательного наставника встретил здесь молодой священник! Отец Иоанн научил его и молиться, и с людьми разговаривать. - Собирал, собирал меня по камешку, - вспоминает батюшка. - Многое у меня не получалось, ошибался. А отец Иоанн на вопрос о новеньком неизменно отвечал: оч-чень способный. У меня аж слезы наворачивались. По любви он всегда поступал и со мной, и со всеми. Сейчас ему 92 года, но любое свое решение я, теперь уже сам настоятель, согласую с ним: заметил, если он что не благословит, какие бы усилия я ни предпринимал, ничего хорошего не получится. Охота за душами Как саранча налетели баптисты на Сапожок, начав «охоту» за неокрепшими душами молодежи. Мы веру вам принесли, говорили они людям. Как будто в Сапожке жили какие-то дикари, а не народ с тысячелетней православной культурой, великой историей. - А ты, батюшка, борись с ними их же методами, - подал идею глава города. - Это что значит? Ходить по улицам, заманивать книжечками, подарочками, билетиками на «мероприятия»? Нет, это не по мне, - ответил отец Олег. А городской глава гнет свое: - Так ты ж, батюшка, спортсмен, борец. Возьми да открой секцию спортивную. Мы тебе поможем. Батюшка даже рассмеялся: - Да вы что! Нельзя же соединить несоединимое. И отказался. Но зернышко все-таки упало в подготовленную почву. - Думал, а почему бы и нет, - вспоминает отец Олег. - Наверняка придут мальчишки, уличные авторитеты, с мнением которых считается ребятня, а за ними потянутся и другие. Так и вышло. И секция самбо родилась. Теперь сто с лишним мальчишек каждую субботу вместо дискотеки с куревом да наркотой тренируются у батюшки. Пришло время администрации сдержать обещание о помощи. И она оказалась на высоте: отдала церкви бывшее купеческое двухэтажное здание, почти совсем развалившееся. Отец Олег предложил ребятам поработать за небольшое вознаграждение на стройке. «Да тебя, батюшка, - предостерегали его, - обвинят в эксплуатации детского труда». Тогда он собирает родительское собрание. Родители горячо поддержали его, даже написали заявление о своем согласии, только лишь бы дети не болтались во время летних каникул на улице. После рабочего дня батюшка возил своих воспитанников на речку. Купание, игра в футбол как рукой снимали усталость.

http://radonezh.ru/analytics/v-khrame-i-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 63  голоса:  3.7 из  5) IV. Экзамен по географии – Повелевай мною! – продолжал Хоттабыч, глядя на Вольку преданными глазами. – Нет ли у тебя какого-нибудь горя, о Волька ибн Алёша? Скажи, и я помогу тебе. – Ой! – всплеснул руками Волька, кинув взгляд на бодро тикавший на его столе будильник. – Опаздываю! Опаздываю на экзамен!.. – На что ты опаздываешь, о драгоценнейший Волька ибн Алёша? – деловито осведомился Хоттабыч. – Что ты называешь этим странным словом «эк-за-мен»? – Это то же самое, что испытания. Я опаздываю в школу на испытания. – Знай же, о Волька, – обиделся старичок, – что ты плохо ценишь моё могущество. Нет, нет и ещё раз нет! Ты не опоздаешь на экзамен. Скажи только, что тебе больше по нраву: задержать экзамены или немедленно оказаться у врат твоей школы? – Оказаться у врат, – сказал Волька. – Нет ничего легче! Сейчас ты будешь там, куда ты так жадно тянешься своей юной и благородной душой, и ты потрясёшь своими познаниями учителей своих и товарищей своих. С приятным хрустальным звоном старичок снова выдернул из бороды сначала один волосок, а за ним другой. – Боюсь, что не потрясу, – рассудительно вздохнул Волька, быстренько переодеваясь в форменную одежду. – По географии я, честно говоря, на пятёрку не вытяну. – По географии? – вскричал старик и торжественно поднял свои иссохшие волосатые руки. – Тебе предстоит экзамен по географии?! Знай же, о изумительнейший из изумительных, что тебе неслыханно повезло, ибо я больше кого-либо из джиннов богат знаниями по географии, – я, твой верный слуга Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб. Мы пойдём с тобой в школу, да будут благословенны её фундамент и крыша! Я буду тебе незримо подсказывать ответы на все вопросы, которые будут тебе заданы, и ты прославишься среди учеников своей школы и среди учеников всех школ твоего великолепного города. И пусть только попробуют твои учителя не удостоить тебя самых высочайших похвал: они будут иметь дело со мной! – Тут Хоттабыч рассвирепел. – О, тогда им придётся очень, оч-чень плохо! Я превращу их в ослов, на которых возят воду, в бездомных собак, покрытых коростой, в самых отвратительных и мерзких жаб, вот что я с ними сделаю!.. Впрочем, – успокоился он так же быстро, как и рассвирепел, – до этого дело не дойдёт, ибо все, о Волька ибн Алёша, будут восхищены твоими ответами.

http://azbyka.ru/fiction/starik-hottabyc...

- Сказать, что у нас не было сложных ситуаций, нельзя. Но я воспринимала их как урок усмирения собственной гордыни. Говорила - переломи себя, будь терпеливее, смиреннее. Вставала перед Казанской иконой Божьей Матери, молилась и черпала в этом силы, кото-рые сглаживали возникшие трения. В семейной жизни очень важно правильно подбирать слова, а не хлестать ими. Если любишь не себя, а мужа, это даётся не трудно. И если в семье всё ладно, то вряд ли стоит терять её ради карьеры. Обоим супругам нужно быть готовыми к тому, что кому-то придётся пожертвовать. В моём случае своей профессией по-жертвовала я и никогда об этом не пожалела. - В чём успех женщины, - Андрис явно гордится своей женой, - в семье и детях. Сегодня женщины пытаются добиться того, что раньше по праву принадлежало мужчинам. Но это ведь две разные субстанции. При попытках посягнуть на инородное, женщины становятся мужеподобными. Как-то известный в Москве протоиерей Дмитрий Смирнов пришёл в Госдуму на встречу с женщинами. Он оглядел зал и спросил: «А если бы к каждой из вас прискакал рыцарь на белом коне - оставили бы карьеру ради него?..» В ответ - вздох сожаления. Бабушка Андриса была лютеранкой и крестила своего внука в лютеранской церкви. В тридцать лет он принял православие. Но сознательно пришёл к вере только в тридцать три года, когда вместе со своей Катюшей поехал в Паломничество в Иерусалим. Поездке предшествовали серьёзные события, о которых следует рассказать. И сделает это сам Андрис: - В Вашингтоне я упал и разорвал крестовидную связку, так что танцевать не мог. Однажды всё-таки рискнул выйти на сцену. Боль была такая, что из глаз посыпались искры. Вот когда я понял смысл этого выражения: от боли в глазах появилась яркая вспышка, озарившая всё вокруг. Эта физическая кара немного охладила моё самомнение, как в известном мультфильме: «Я. я, я превращаюсь в муравья». Пока я болел, мы с Катей сделали подборку из моих интервью. Дело оказалось оч-чень поучительное. Что же я увидел? Красной нитью в них проходит мысль, что я слепил себя сам. Какое самомнение! Как же много талантливых людей из-за такой звёздности теряли в зените славы голос, писательский, актёрский дар. И тогда я, можно сказать, на своей коже ощутил эфемерность своих горделивых переживаний по поводу успеха.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Только заговелись в Филипповки, 14 ноября, к Рождественскому посту, а уж по товарным станциям, особенно в Рогожской, гуси и день и ночь гогочут, — «гусиные поезда», в Германию: раньше было, до ледников-вагонов, живым грузом. Не поверите — сотни поездов! Шел гусь через Москву — с Козлова, Тамбова, Курска, Саратова, Самары… Не поминаю Полтавщины, Польши, Литвы, Волыни: оттуда пути другие. И утка, и кура, и индюшка, и тетерка… глухарь и рябчик, бекон-грудинка и… — чего только требует к Рождеству душа. Горами от нас валило отборное сливочное масло, «царское», с привкусом на-чуть-чуть грецкого ореха, — знатоки это о-чень понимают, — не хуже прославленного датчанского. Катил жерновами мягкий и сладковатый, жирный, остро-душистый «русско-швейцарский» сыр, верещагинских знаменитых сыроварен, «одна ноздря». Чуть не в пятак ноздря. Никак не хуже швейцарского… и дешевле. На сыроварнях у Верещагина вписаны были в книгу анекдоты, как отменные сыровары по Европе прошибались на дегустациях. А с предкавказских, ставропольских, степей катился «голландский», липовая головка, розовато-лимонный под разрезом, — не настояще-голландский, а чуть получше. Толк в сырах немцы понимали, могли соответствовать знаменитейшим сырникам-французам. Ну и «мещерский» шел, — княжеское изделие! — мелковато-зернисто-терпкий, с острецой натуральной выдержки, — требовался в пивных-биргаллях. Крепкие пивопивы раскусили-таки тараньку нашу: входила в славу, просилась за границу, — белорыбьего балычка не хуже, и — дешевка. Да как мне не знать, хоть я и по полотняной части, доверенным был известной фирмы «Г-ва С-вья», — в Верхних Рядах розничная была торговля, небось слыхали? От полотна до гуся и до прочего харчевого обихода рукой подать, ежели всё торговое колесо представить. Рассказать бы о нашем полотне, как мы с хозяином раз в Берлине самого лучшего полотна венчальную рубашку… нашли-таки! — почище сырного анекдота будет. Да уж, разгорелась душа, — извольте. На пребойкой торговой улице, на Фридрихштрассе, зашли в приятное помещение.

http://predanie.ru/book/221299-khristov-...

— Боже мой, сэр! — воскликнула она, вставая ему навстречу. — Как я рада, что вы пришли! — И я тоже очень рад, что пришел, — отвечал мистер Пексниф, — если могу быть полезным. Я очень рад, что пришел. В чем дело, миссис Льюпин? — Один джентльмен заболел в дороге и остановился у меня, он лежит наверху и очень плох, — отвечала сквозь слезы хозяйка. — Один джентльмен заболел в дороге, лежит наверху и очень плох, вот как? — повторил мистер Пексниф. — Ну-ну! В этом замечании не было решительно ничего такого, что можно было бы назвать оригинальным, нельзя также сказать, чтобы в нем содержалась какая-нибудь особенная мудрость, дотоле неизвестная человечеству, или чтобы оно открывало какой-нибудь неведомый источник утешения. Но мистер Пексниф смотрел так благосклонно и кивал головой так успокоительно, и во всей его обходительной манере сквозило такое чувство собственного превосходства, что и всякий на месте миссис Льюпин утешился бы от одного присутствия и звука голоса такого человека; и хотя бы он сказал всего-навсего, что «глагол должен согласоваться в роде и числе с существительным, любезный мой друг», или что «восемью восемь шестьдесят четыре, почтеннейший», — все же слушатель был бы глубоко благодарен мистеру Пекснифу за его мудрость и человеколюбие. — А сейчас как он себя чувствует? — спросил мистер Пексниф, стаскивая перчатки и грея руки перед огнем с таким сострадательным видом, как будто это были чьи-то чужие руки, а не его собственные. — Ему легче, он успокоился, — отвечала миссис Льюпин. — Ему легче, и он успокоился, — произнес мистер Пексниф. — Хорошо, оч-чень хорошо! И тут опять, хотя это утверждение принадлежало миссис Льюпин, а не мистеру Пекснифу, мистер Пексниф присвоил его себе и утешил им миссис Льюпин. В устах миссис Льюпин это было не бог весть что, а в устах мистера Пекснифа — целое откровение. «Я замечаю, — казалось, говорил он, — а через мое посредство и все нравственное человечество в целом усматривает, что ему легче и он успокоился». — А все-таки что-то, должно быть, тяготит его совесть, — сказала хозяйка, покачивая головой, — потому что разговор у него, сударь, до того чудной, что вы такого и не слыхивали. Видно, на душе у него очень нелегко и он нуждается в совете такого человека, который по добродетели своей мог бы ему помочь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010