В это время ему явился нищий, одетый в лохмотья и дрожащий от холода. М. сжалился над ним, привел в свою палатку, отдал ему часть плаща, накормил и напоил. Во сне святой увидел Христа, Который явился ему в образе нищего и обещал помощь в сражении и победу над варварами за благодеяние, оказанное Ему. Утром полководец собрал солдат и приказал им вооружиться, однако они отказались, сославшись на многочисленность неприятельского войска. Тогда М. заявил, что пойдет на врага один. Эти слова внушили смелость солдатам. Когда армия М. была уже готова к сражению, варвары прислали послов с многочисленными дарами, прося о пощаде. Мир был заключен, и М. вернулся в Рим, где его триумфально встретили императоры и сенат. Он объявил, что победа совершилась по милости Христа и что он решил посвятить остаток своих дней служению Богу. Этот сюжет занимает центральное место в 1-й части Жития, затем неск. строк посвящено 7-летнему уединению и епископству М., а остальная, более обширная часть - описанию чудес. При этом многочисленные чудеса, описанные Сульпицием, были заменены на другие, т. к., по-видимому, не удовлетворяли автора. Новые чудеса он заимствовал из Житий др. святых и нравоучительной лит-ры, среди них 3 чуда о воскрешении мертвых, чудо о превращении живого голубя в золото ради помощи должнику (ср. чудо свт. Спиридона с аналогичным превращением змеи в золото) и др. Так, М. воскресил из мертвых некоего должника, к-рого заимодавец не разрешал хоронить, пока тот не выплатит ему деньги. После того как покойник восстал из мертвых и обличил лживого заимодавца, тот скончался. Также в греч. Житии рассказывается о воскрешении юноши, к-рый повесился, будучи одержим бесом. Др. воскрешенного им язычника М. наставил в христ. вере и крестил, а также уничтожил умертвившего его змея. М. обратил в христианство богатую язычницу после того, как она увидела во сне, какие наказания ожидают тех, кто не почитают Истинного Бога. Также слова епископа привели к покаянию развратную актрису в некоем городе.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

е. за освобождение страны от варваров. «Слово о потопе» (De cataclysmo//PL. 40. Col. 693-700; CPL, N 407; CCSL. Vol. 60. P. 409-420), посвящено силе и значению таинства Крещения; К. обращается к типологическому толкованию перехода евреев через Чермное море («крещение Моисеево») и последующего празднования ветхозаветной пасхи как прообраза крестной Жертвы Христа. Автор и здесь высказывается против ересей (прежде всего против арианства, а также против манихейства, пелагианства и донатистского раскола), к-рые сравнивает со змеями егип. чародеев (De cataclysmo. 5. 5-7). Два «Слова о приступающих к благодати» (De accedentibus ad gratiam Sermones 1-2//CCSL. Vol. 60. P. 441-458; 459-470; CPL, N 408-409; Mai. NPB. T. 1. P. 251-274), произнесены одно за другим и имеют смысловую связь ( Braun. 1986. Col. 2884). Слова сочетают тему нравственного обновления готовящихся к вступлению в Церковь с объяснением членов Символа веры и обличением нечестия язычников, иудеев и ариан. Во 2-м Слове автор дает типологическое толкование танца царя Давида перед ковчегом завета (см.: 2 Цар 6. 14, 16) как прообраза восхождения Христа на Голгофу. Два «Слова о варварских временах» (De tempore barbarico Sermones 1-2//PL. 40. Col. 699-708; Morin G., ed. Sancti Aureli Augustini tractatus sive sermones inediti ex codice Guelferbytano 4096. Kempten; Münch., 1917. P. 200-218; CPL, N 411-412; CCSL. Vol. 60. P. 423-437, 473-486), произнесены предположительно в марте и окт. 439 г. соответственно ( Braun. 1986. Col. 2884); автор рассуждает о бедствиях, обрушившихся на Римскую империю после нашествия варваров. Опираясь на библейские сюжеты (страдание Иова, притча о блудном сыне и др.), К. показывает, что, допуская подобные случаи, Бог поступает справедливо, посредством бедствий призывая всех к покаянию, исправлению нравов и верности Церкви. К. также предостерегает паству от «заразы арианства», принесенной захватчиками. В Словах К. описывает ужасающую картину бедствий, обрушившихся на Карфаген во время его захвата вандалами, призывает верующих к терпению, покаянию и упованию на милосердие Божие.

http://pravenc.ru/text/1684079.html

Святоотеческое наследие Помочь сайту Аврелий Августин, блаженный (Augustinus Aurelius) Век: IV — V Дата Рождения: 13.11.354 Дата Смерти: 28.08.430 Страна: «Блаженный Августин» — величайший отец Запада, философ, влияние которого ощущается в европейской мысли до сих пор. Сын язычника и христианки. Блаженный Августин проделал долгий и трудный путь от наивной детской веры через манихейство, скептицизм и неоплатонизм к зрелой, обогащен «Блаженный Августин» — величайший отец Запада, философ, влияние которого ощущается в европейской мысли до сих пор. Сын язычника и христианки. Блаженный Августин проделал долгий и трудный путь от наивной детской веры через манихейство, скептицизм и неоплатонизм к зрелой, обогащенной опытом, выстраданной вере во Христа. До своего обращения (около 30 лет) Августин имел карьеру преподавателя. «Исповедь» описывает этот путь таким образом, что он становится философским анализом пути человека к Богу вообще (не просто так «Исповедь» — одна из самых читаемых христианских книг, ставшая парадигматичной для Средневековья). «О граде Божьем» — книга, написанная в ответ на катастрофу античного мира — взятие варварами Рима. В ней Августин развивает великую христианскую историософию: град небесный, созидаемый в истории, движущийся к эсхатологической радости против града земного, основанного на крови убитого брата (Ромул и Рем, Каин и Авель). «О Троице» — один из главных триадологических трактатов Церкви, где Августин делает попытку вывести тринитарное богословие из образа Божьего в человеке (таким образом, это еще одно из важнейших свидетельств христианской антропологии). Разработанные Августином темы памяти, времени, свободы, личности стоят в центре всего дискурса западной культуры.   Категории Категории Группа Вконтакте Новинки Новинки/ По алфавиту По алфавиту Собрание переводов Илария Пиктавийского, Мария Викторина, Амвросия Медиоланского, Иеронима, Августина, Пруденция, Павлина Ноланского, Иоанна Кассиана, Льва Великого, Боэтия, Кассиодора, Григория Великого, Григория Турского, Исидора Севильского и др. < читать далее >

http://predanie.ru/avgustin-avreliy-blaz...

VI в., и позже, и даже самые строгие меры не могли полностью их уничтожить. Опорой язычества были, с одной стороны, аристократическая и образованная часть населения, не склонная отказываться от традиц. религии, так тесно связанной с былым величием Рима, а с др. стороны, крестьянство, традиционно консервативное; язычество удерживалось и среди варваров на приграничных территориях. Повсеместно язычники покорно принимали офиц. запрещение старого культа, не поднимаясь открыто на борьбу за прежнюю веру, но их пассивное сопротивление было широким и продолжительным. Иоанн Эфесский, посещавший в 40-х гг. VI в. столицу Византии, сталкивался со множеством язычников среди образованных горожан. В течение 7 лет (с 542) он по поручению имп. Юстиниана занимался миссионерством в провинциях М. Азии, окрестив более 70 тыс. чел. и построив 98 церквей и 12 мон-рей. Ему же принадлежит сообщение о преследовании в 578 г. язычников в Гелиополе (Финикия), где они все еще составляли большинство населения, включая и городские власти ( Ioan. Ephes. Hist. eccl. II 44, III 27 и 36-37). Имеются и др. многочисленные свидетельства как для этого, так и для более позднего периода (см.: Jones. Vol. 2. P. 938-943, de Labriolle. P. 15-30). А. В. Храпов Окончание христологических споров Крест имп. Юстина II. 565-578 гг. (сокровищница собора св. Петра. Ватикан) Крест имп. Юстина II. 565-578 гг. (сокровищница собора св. Петра. Ватикан) 2-я пол. VI - нач. VII в. отмечены усилением тенденций, проявившихся в последние годы правления Юстиниана. Отколовшиеся монофизиты оставались основной проблемой для имп. власти и офиц. Церкви. Продолжалось оформление самостоятельной монофизитской церковной организации в вост. провинциях. Пытаясь восстановить единство христиан, имп. власть то склонялась к терпимости и религ. примирению, то вновь прибегала к репрессиям. В 565-571 гг. имп. Юстин II предпринял решительную попытку выработать платформу для объединения на основе «умеренного неохалкидонизма». На Соборе в Каллинике представителям монофизитов был зачитан имп.

http://pravenc.ru/text/372674.html

В BHG, N 365n рассказывается, как К. якобы принимал участие в традиц. празднике на арене ипподрома, где император должен был своей рукой убить медведя и льва (или леопарда) и провести ритуальный бой и разогнать 30 воинов, к-рые бросались в него бутафорскими камнями из сухой губки. Галерий якобы испугался это сделать, но К. со всем справился, хотя воины бросали в него настоящими камнями. Затем К. бежал к отцу, спасаясь от гнева Галерия. Похожие описания подвигов К. есть и у др. визант. авторов: у Иоанна Зонары - как К. на охоте поймал сильного льва, а во время войны с сарматами победил в поединке вождя варваров и привел его в ставку Галерия ( Zonara. Epit. hist. Vol. 2. P. 623). Подобные же события упомянуты и в «Библиотеке» свт. Фотия (IX в.), к-рый ссылается на прочитанную им книгу некоего писателя-язычника Праксагора из Афин ( Phot. Bibl. 62. Праксагор по др. источникам неизвестен, и неясно, читал ли Фотий его подлинный текст). Поклонение Кресту. Гобелен по эскизу П. Рубенса. 1625 г. (Художественный музей, Филадельфия) Поклонение Кресту. Гобелен по эскизу П. Рубенса. 1625 г. (Художественный музей, Филадельфия) Третий эпизод, история видения креста К. во время войны с Максенцием, утвердившаяся уже среди авторов IV-V вв., также продолжает развиваться в средневек. легендах. В агиографии наряду с традиционными появляются новые элементы. В BHG, N 365 К. видел сон накануне явления креста: гигант, состоявший полностью из света, ударил его так, что у К. пошла кровь из носа; император проснулся, вышел из шатра и увидел крест ( Opitz. 1934. P. 545). Рассказ о самом видении креста, как правило, расцвечивается различными эпитетами ( Guidi. 1908. P. 22-24; Opitz. 1934. P. 545, 554-556; Halkin. 1959. P. 79-80). К. видел лучи в форме креста, сиявшие на небе ярче солнца (слепящим светом; в BHG, N 365n К. видел столб света) и победную надпись. Затем Христос явился ему и приказал сделать изображение (εκν) увиденного из земных материалов (в BHG, N 365n Господь также приказывает основать город на Востоке и посвятить его Пресв.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Посему исполнение пророческих слов в ст. 6–9 не должно относить к одному какому-нибудь времени, но оно открывалось постепенно в обращении язычников при Апостолах, распространялось при Константине В., при благоверном князе Владимире, при обращении варварских народов: Готов, Вандалов и др. около и после времен Карла В. на западе; но совершенное исполнение его последует в будущем, когда все царства мира будут одним царством Господа Иисуса Христа. ВТОРАЯ ЧАСТЬ этого отделения излагает: А) знаменитые происшествия к царстве Мессии (ст. 10–16); В) следствия их – благодарственную песнь Церкви (гл. 12, 1–6). А) Три знаменитые происшествия в царстве Мессии Первое происшествие есть обращение язычников. Ст. 10. И будет в тот день, к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой ею будет слава. Первым знаменитым происшествием в царстве Мессии будет то, что язычники, оставив своих оракулов, ложных пророков и учителей, обратятся к Мессии, у Него (в Его Евангелии) будут просить совета касательно истинной веры и пути спасения. Корнем Иессея, по разумению Св. Ап. Павла ( Рим.15, 12 ) и Иоанна Богослова ( Апок.5, 5. 22, 16 ), называется Мессия, Иисус Христос В ст. 1-м Он назван отраслью от корня Иессеева по естественному происхождению от дома Иессеева, от рода Давида; а здесь называется корнем Иессея потому, что дом Иессеев, род Давида, умаленный в числе, доведенный до уничиженного состояния, только на Иисусе Христе, как на основании, как дерево на корне, стоит, утверждается, сохраняется, процветает; сам Иессей, Давид и все, происшедшие из их рода, получают от Иисуса Христа – Богочеловека духовную жизнь, духовное благословение и спасение. Потому Он и называется по преимуществу родом Давида ( Апок.22:16 ) Этот корень Иессеев будет выставлен, как знамя для народов, т. е. Иисус’ Христос посредством Евангельской проповеди будет представлен всему миру, как единственный виновник спасения, к которому должны притекать и вступать в общение все, желающие безопасности и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Киевская епархия Мужские: Виноградский Свято-Успенский , зашт., в 45 в. от г. Черкасс. Основан в пол. XVIII в. В. Выдубицкий Михайловский , 1 кл., в Киеве, на окраине города, у самого бер. р. Днепра. Основан вел. кн. Всеволодом Ярославичем в пол. XI в. на том месте, куда во время крещения киевлян приплыл низверженный идол Перун. «Выдыбай (выплывай), наш боже» кричали язычники; отсюда и название мон. – Выдубицкий. Каменная церковь Архистратига Михаила построена вел. Кн. Всеволодом, но алтарная часть вследствие подмыва Днепра обрушилась и возобновлена митр. П. Могилой. В XVII в. в нем водворена была уния; в 1637 г. очищен от униатов. В церкви св. Георгия пред иконой этого святого находится ковчег с частицами мощей: св. Георгия, вел.-муч. Варвары, Иоанна Дамаскина и др.; в церкви Преображения Господня обращает на себя внимание вырезанный в виде родословного дерева иконостас, среди ветвей которого изображены праотцы Иисуса Христа по плоти, в положении возлежащих. Из других достопримечательностей мон. обращают внимание: Евангелие Львовской печати 1636 г. и служебник 1629 г. При мон. дом для призрения бедных престарелых священнослужителей, приют со школой для детей бедных родителей и сирот всех сословий. При приюте состоит школа ремесленного труда – столярного, малярного, кровельного и портняжного, и школа церковного пения, а также лечебница с постоянными кроватями. Голосеевская пуст., в 8 в. от Киева, приписанная к Киево-Печерской лавре. Основана в 1631 г. митр. Петром Могилой , устроившим здесь церковь во имя св. Иоанна Сочавского. С 1845 г. здесь была построена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В настоящее время эта пустынь служит местом для летнего пребывания Киевских митрополитов. Здесь находится небольшая гостиница и главный хозяйственный двор Лавры. Занимаемая пустынью местность отличается замечательной красотой. Екатерининский Греческий , 2 кл., в Киеве, на Подоле; зависит от Синайского Екатерининского мон. Основан в 1748 г. проживающими в Киеве греками. В церкви св. вел.-муч. Екатерины замечательны: Тихвинская икона Божией Матери, принесенная в Киев в 1740 г. из Финляндии и древний образ св. Николая чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Человек, неимущий высоких запросов духа - материалист, " ни холоден, ни горяч " (Апок.3:15,16). Такой человек подобен животному, живет в сфере земных интересов, не смея поднять глаза к небу. Вера, надежда, любовь - вот главные добродетели христианина; ревность к славе Божией, правильному богопознанию и богопочитанию и распространению Его Святой Церкви выражается в молитве: " Да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое " . Эгоизм - это вражда к Богу, духовная смерть, а ложная ревность о вере - фанатизм, стремление охранить и распространить Славу Божию недостойными средствами, насилием, иезуитством; такие ревнители, ослепленные страстью, " ревность Божию имут, но не по разуму " (Рим.10:2). Хищники и язычники - душою говорят, что человек человеку - волк, а на другие народы смотрят с алчностью, а то и с ненавистью и завистью. Евангелие вещает: человек человеку - брат. Истинные христиане проповедуют равенство всех перед Богом. Война - величайшее зло человечества и не согласна с религией мира и любви, но на несовершенной земле войны неминуемы, " подобает бо всем сим быти " (Мф.24:6,7) - говорит Господь. Церковь Христова призывает всех к миру, молиться о мире и в исключительных случаях терпеть войны, когда они восстанавливают нарушенное право слабых и защищают духовные ценности и отечество от поработителей и варваров. Война - неизбежное зло, испытание Божие. Спаситель никогда прямо не осуждает войны, но все же учение Его направлено против насилия, а между воинами находятся люди великой веры (евангельский сотник, у коего болел слуга, другой сотник на Голгофе - Лонгин и др.) Иоанн Предтеча не осуждает воинов (Лк.3:14) и ап. Павел говорит о носящих меч на страх злым (Рим.13:4) Большинство христиан молится, когда у них какая-нибудь нужда, или несчастье; эгоизм их толкает на молитву. Великое благородство души, когда она восхваляет Бога и благодарит Его. Если после случайной, краткой молитвы человек не получает помощи от Бога, то обижается на Него, а кругом сам виноват, что не всегда чтил Его, а только когда пришлось плохо. Люди слишком поглощены мелочными, житейскими делами и им некогда делать самое главное в жизни - молиться, без чего нет духовной жизни. Они обращаются к Богу с корыстной целью, от Него что-либо получить, а не считают общение с Ним необходимым; еще смотрят на молитву, не как на радость общения с Источником Света и своей жизни, а как на нудный долг. Получив просимое, не благодарят.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/408/...

Глава 1. Эпоха Юстиниана Великого 1. Новый Рим – столица эйкумены В середине 1 тысячелетия от Рождества Христова запад Римской империи, захваченный германцами и поделенный ими на варварские королевства, лежал в руинах. Лишь местами сохранились островки эллинистической цивилизации, к тому времени уже преображенной светом Евангелия. Германские короли, кафолические, арианские, языческие, сохраняли еще пиетет перед римским именем, но центром притяжения для них был уже не полуразрушенный, опустошенный и обезлюдевший город на Тибре, а Новый Рим, созданный творческим актом святого Константина на европейском берегу Босфора, культурное превосходство которого над городами Запада было бесспорной очевидностью. Исконно латиноязычные, а также латинизированные жители германских королевств усваивали себе этнонимы своих завоевателей и господ – готов, франков, бургундов, в то время как римское имя давно стало привычным для былых эллинов, уступивших на востоке империи малочисленным язычникам свой исконный этноним, питавший в прошлом их национальную гордыню. Впоследствии у нас на Руси, по крайней мере в писаниях ученых монахов, парадоксальным образом «еллинами» именуются язычники любого происхождения, даже самоеды. Римлянами, или, по-гречески, ромеями, называли себя также выходцы из других народов – армяне, сирийцы, копты, если только они были христианами и гражданами империи, которая отождествлялась в их сознании с эйкуменой – вселенной, не потому, конечно, что они воображали на ее границах край света, а потому, что мир, лежащий за этими границами, был лишен в их сознании полноценности и самоценности и в этом смысле принадлежал кромешной тьме – меону, который нуждался в просвещении и приобщении благам христианской римской цивилизации и в интеграции в подлинную эйкумену или, что то же, в Римскую империю. С этих пор новокрещенные народы, независимо от своего реального политического статуса, уже в силу самого факта крещения считались включенными в имперское тело, а их правители из варварских суверенов становились племенными архонтами (др.-греч. ρχων – правитель, глава, начальник), полномочия которых проистекают от императоров, на службу которым они, по крайней мере символически, поступали, удостаиваясь в качестве вознаграждения чинов из дворцовой номенклатуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В одном из писем Нила Анкирского, подлинность к-рого оспаривается (Ep. IV 62 (в рус. пер. IV 59)//PG. 79. Col. 580-581 (к силенциарию Илиодору)), превозносится сила веры мч. Платона Анкирского и упоминается о некоем старце из Галатии и его сыне, которые жили среди аскетов «на горе, называемой Синай, где Моисей принял от Бога Закон». Автор письма повествует от 3-го лица о том, как однажды язычники-варвары внезапно вторглись на Синай, напали на монахов и увели в плен сына старца Галатянина. Связав пленникам руки за спиной, кочевники совершили с монахами много длинных переходов по пустыне, гоня их, голодных, нагих и босых, по безводным и каменистым местам, заставляя бежать. Старец, скрывшись в какой-то пещере, проливал горькие слезы не в силах вынести утраты сына и умолял Христа помиловать его по ходатайству их соотечественника мч. Платона. В это же время сын, находясь в плену, просил Бога по молитвам того же мученика умилостивиться над ним и совершить чудо. Молитвы отца и сына были услышаны, и мч. Платон явился внезапно отроку сидящим на коне, приказал ему встать, сесть на коня бедуинов и следовать за ним. Вскоре мч. Платон и юный монах достигли пещеры старца Галатянина и мученик сделался невидим. Это письмо не входило в состав древнейшего сборника писем, приписываемых Нилу Анкирскому. Оно получило известность лишь потому, что было прочитано (вместе с Ep. IV 61 (в рус. пер. IV 58) к епарху Олимпиодору) в ходе 4-й сессии Вселенского VII Собора (1 окт. 787) в качестве древнего свидетельства иконопочитания (ACO II. Vol. 3(2). P. 330-332). При этом в Актах Собора упоминается о том, что «на предыдущем Соборе» (вероятно, имеется в виду иконоборческий Собор 754 г.) подлинность письма оспаривалась (Ibid. P. 340). Нек-рые исследователи считают, что письмо подлинное, но рассказ о видении мч. Платона Анкирского является позднейшей интерполяцией, сделанной иконопочитателями ( Heussi. 1917. S. 80; Cameron. 1976. P. 189; Th ü mmel. 1978. S. 19-21). Мч. Платон упоминается в др. письме Нила Анкирского (Ep. II 178 (в рус. пер. II 168)//PG. 79. Col. 291). В свидетельствах почитания икон в IV в. нет ничего невероятного. Так, свт. Григорий , еп. Нисский, упоминает об иконе вмч. Феодора Тирона в г. Евхаиты, который находился недалеко от Анкиры ( Greg. Nyss. De S. Theodor.//PG. 46. Col. 737).

http://pravenc.ru/text/2577647.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010