Толкователи, считающие образ сожжения Гога и Магога строго библейским, приводят два рода данных в подтверждение своего мнения: 1) исторические показания Библии , относительно чудесного сожжения небесным огнем людей нечестивых, и 2) символические описания Богоявлений, открывающих величие Бога, как Судии. По отношению к первым из указанных данных, мы ограничимся общей цитацией: – это Быт.19:24 , Лев.10:2 , Чис.16:35 , 2Цар.1:10 , 2Цар.1:12 и 2Цар.1:14 (ср. Лк.9:54 ). Что касается до изображения теофаний, то мы приведем некоторые из наиболее типичных в данном отношении библейских мест: у Ис.66:15 читаем: Приидет Господь в огне и Колесница Его, как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и крещение Свое с пылающим огнем; в псалмах и торжественные Богоявления нередко изображаются, как огненная буря, напр., в псалме Пс.96:3 : пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его, или в Пс.49:3 : грядет Бог наш и не в безмолвии, пред Ним огонь поедающий, и вокруг Него сильная буря (ср. 2Фес.1:8 ). Если поставить вопрос, какое из двух приведенных толкований предпочтительнее, то более оснований склонится в пользу второго, ведущего изъяснение на почве строго-библейской. Несомненно, что Тайнозритель говорит о том же, что имел в виду Апостол Петр, по которому нынешние небо и земля предназначены сгореть в день суда и погибели нечестивых людей ( 2Пет.3:7 ), так что нет нужды видеть в данном месте Апокалипсиса только библейский троп, по образцу Притч.1:26 : Я посмеюсь вашей погибели, порадуюсь, когда придет на вас ужас, когда придет на вас ужас, как буря и беда, как вихрь принесется на вас; или Пр. Сына Сирахова: Сборище беззаконных, – куча пакли и конец их, – пламень огненный ( Сир.21:10 ). В описании казни Гога в Откровении можно усматривать желание подчеркнуть таинственный характер этого события: Тайнозритель допустил, как бы излишнюю полноту в описании, – огонь, пожирающий Гога, ниспадает не только с неба, но и от Бога, последнее выражение, повидимому, должно было устранить выше упомянутое нами представление древних, что землю постигнет естественный огненный потоп пред временем ее окончательного разрушения, хотя допустим и внутренний логический параллелизм членов в том месте Откровения: огонь нисходит от Бога на воинство сатаны и он нисходит с неба на землю, тогда это т. н. амплификация.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Это те, которые не осквернились с женами. Неужели брак оскверняет? Нет, освящаемый Церковью брак (через таинство венчания, молитвы и все благодатные средства Церкви) честен и непорочен ( Евр. 13:4 ). Но все-таки «не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» ( 1Тим. 2:14 ). «От жены начало греха и чрез нее все мы умираем» ( Сир. 25:27 ). «Кто может вместить, да вместит» ( Мф. 19:12 ). Во-вторых, это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел . Агнец Божий, Иисус из Назарета, еще ходя по земле, «сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мф. 16:24 ). «Кто любит отца и мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Мф. 10:37–38 ). Эти же 144000 оставили все: отказались от брака, имущества, земных почестей и славы, мирских занятий и всего, прилепляющего к земле, и, возвысив ум свой горе, последовали за Христом. Это о них говорит апостол: «Вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» ( Кол. 3:3 ). («Моя жизнь во Христе» – так дерзнул назвать свою книгу великий подвижник земли русской протоиерей Иоанн Кронштадтский ). Куда бы Он ни пошел – а куда идет Агнец? Куда следовать за Ним? Он идет в воды Иордана – следуешь ли за Ним во святом крещении? Он идет в пустыню искушения и побеждает лукавого – следуешь ли за Ним? Он идет в дома грешников и презренных – следуешь ли за Ним? Он уединяется в пустынные места для долгой молитвы – следуешь ли за Ним? Он переносит зной дня и холод ночи, не имея где главы приклонить, умаляясь тем не только перед ангелами ( Евр. 2:7 ), но и перед лисицами и птицами, – следуешь ли за Ним? Он предстает перед учителями и правителями мира сего и свидетельствует им об Истине и обличает их – следуешь ли за Ним? Он переносит невыразимые муки и страдания – следуешь ли за Ним? Он идет на крест – следуешь ли за Ним?.. Эти 144000 не указывают Христу место, где они хотят быть с Ним, но следуют за Ним, куда бы он ни пошел! Не указывай и ты, душа, но – иди, тебя зовет Христос!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Для христианина важно познать себя, увидеть себя в свете Истины. Исаак Сирин говорит о том, что познать себя для человека гораздо важнее, чем научиться воскрешать мёртвых. И Кьеркегор говорит о том, что познаёт себя человек как раз через страдания. Но как часто люди, называющие себя христианами, не хотят проходить этот путь самопознания. “Люди весьма желают что-нибудь изучать, они охотно изучат что-то, что поможет им чем-то стать, изучат что-то, от чего они получат пользу, или изучат нечто такое, зная что, они смогут сказать, что зная это, они многое знают. Но когда дело идёт о том, чтобы узнать самого себя с помощью страданий, тогда они теряют мужество или способность воспринимать, тогда они, как они полагают, легко видят, что затруднительность этого дела несравненно больше, чем тот доход, который оно способно им принести”. Какое сегодня самое популярное таинство — таинство, привлекающее больше всего людей? Это соборование. Ведь тут, как кажется, никуда идти не надо. Тут сама Церковь к тебе приходит и подаёт тебе некий знак здоровья — ведь люди воспринимают это не как знак исцеления, цельности, а как знак здоровья прежде всего, языческого здоровья. Что у нас самое популярное в церковных традициях? Крещенская вода. Люди толпами приходят за ней, и именно этим проявляют свою христианскую идентичность. В этом смысле Кьеркегор так важен сегодня как раз потому что, как сам он сказал однажды, он постоянно пытается действовать так, чтобы лишить нас иллюзии, будто мы — христиане. Нам надо честно увидеть себя и дать себе отчёт в том, хотим ли мы действительно следовать за Христом. И если хотим, то будем тогда следовать словам Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова, повторённым многими святыми подвижниками, опытно проходившими этот путь: Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горниле уничижения. Веруй Ему, и Он защитит тебя; управь пути твои и надейся на Него (Сир. 2:1–6).

http://pravmir.ru/o-knige-s-kerkegora/

Есть вещи, которые мы можем и должны постигать; есть вещи, которые мы можем постигать, но они необязательны; есть вещи, которые мы можем постигать, но не должны; а есть вещи, которые мы не можем и не должны постигать. В этом и заключается христианское смирение. Что мы можем и должны – это то, что касается спасения нашей души, исправления нашей жизни, жизни по воле Божией. Все, что касается соединения с Богом и преображения нашей жизни, мы можем и должны делать. Есть вещи, которые мы можем познавать, но их знать не обязательно. Это касается знаний о природе вещей. Можно заниматься наукой, а можно ею и не заниматься. В этом нет никакого греха, если ты не пытаешься противопоставить науку Богу. Это вещь не плохая, но и не обязательная. Есть вещи, которые можно узнать, но делать их, ни в коем случае нельзя. Речь идет о зле – знать зло можно, но делать, ни в коем случае недопустимо. А есть вещи, которые нельзя узнать и пытаться не стоит. То есть это вещи непостижимые, которые отражают природу, сущность Самого Бога, Его внутреннюю сущность, как Он живет Сам в Себе. Мы это знать не можем, и пытаться не стоит. Поговорим о разуме. Очень многие люди говорят, что Бог знает все, но при этом от Него всё-таки можно спрятаться. Я читал рассказ, как одна девочка хотела утащить у мамы конфеты, и, чтобы Бог этого не заметил, она повернула иконы к стене. Такая модель поведения существует и у взрослых людей. Но Бог знает и видит все. В Библии очень хорошо об этом сказано. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова говорит так: « Человек, который согрешает против своего ложа, говорит в душе своей: „кто видит меня? Вокруг меня тьма, и стены закрывают меня, и никто не видит меня: чего мне бояться? Всевышний не воспомянет грехов моих“. Страх его – только глаза человеческие, и не знает он того, что очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца, и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные » ( Сир.23:24-28 ). Бог знает все дела людские, абсолютно все, без исключения. Все нераскаянные грехи человеческие, которые не омыты Кровью Спасителя, предстанут перед лицом Господа и будут брошены Им в лицо грешникам. И все люди увидят.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

Конечно, жертвоприношения и милостыни приносят пользу умершим, но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным. Ибо для отошедших без веры, споспешествуемой любовью и без общения в таинствах, напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имеют в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию и собирая себе не милосердие, а гнев. Для умерших, когда совершается для них что-либо доброе, заслуги извлекаются из имеющихся прежде или положенных ими добрых начинаний. " Поминайте наставников ваших... " (Евр. 13:7). " Ибо для того и мертвым было благовествуемо... " (1 Пет. 4:6). " ... вы приступили... к небесному Иерусалиму... и к духам праведников, достигших совершенства " (Евр. 12:23). В книге Сираха читаем: " Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости " (Сир. 7:36). Подавая милостыню, мы, тем самым, увеличиваем число людей, молящихся о спасении души усопшего. В книге Премудрости Соломона говорится следующее: " Души праведников — в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими и исход их считался гибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия " (Прем. Солом. 3:1-4). Иуде Маккавею во сне явился Ония, скончавшийся в вере первосвященник, который молился за весь народ иудейский, т.е. был ходатаем пред Богом за их помилование (2 Мак. 15:11). Все без исключения ученики апостолов засвидетельствовали о том, что души находятся и живут до второго Воскресения в предназначенных им местах (Варнава, Климент, Иустин-мученик, Игнатий Богоносец, Поликарп Смирнский, Ириней, Тертуллиан, Ипполит, Киприан, Августин). О крещении младенцев Простой вопрос к баптистам, считают ли они крещение таинством или это простой обряд? Одни из них скажут, подумав: " Ну конечно, таинство! " Хорошо, если это таинство, которое имеет в лексическом значении слова " тайну " , т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Люди на берегу видели всего лишь бедного плотника, нищего паренька, безымянного, незаметного. Для людей – ничего не случилось, был обычный, будничный день, и река, как и столетия назад, расточительно катила свои воды к Мертвому морю. Но река, безмолвная, безгласная, безликая – опознала Владыку. Только вода понимала трепет Предтечи, только безмолвная, немая природа содрогнулась от прикосновения Создателя, Сочинителя – вспомнила, узнала в этом прикосновении то первое касание любящих рук, из которых однажды вылились эти воды в бытие, обрели себя, нашли себя существующими и живыми. Почему вода? Сестра-вода – она особенная. Все мудрецы ей удивлялись, ее славили. Только по-настоящему мудрый человек способен любоваться водой, так ладно скроенной нашей сестрицей. Гибкая, снежная, ледяная, утоляющая – всё о ней. Как красиво у Сираха сказано о снеге: «Он сыплет снег подобно летящим вниз крылатым, и ниспадение его – как опускающаяся саранча; красоте белизны его удивляется глаз, и ниспадению его изумляется сердце. И как соль, рассыпает Он по земле иней, который, замерзая, делается остроконечным. Подует северный и холодный ветер, и из воды делается лед: он расстилается на всякое вместилище вод, и вода облекается как бы в латы» (Сир 43:19-22). Сестра-вода – и в ледяных латах! Как красиво! А вот как загадочно Бог намекает Иову о тайном сговоре, который у Него, у Бога, с водой: «Входил ли ты в хранилище снега и видел ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны?» (Иов. 38:22-23). Что это за хранилище снега, что это за секреты у Бога с водой, что они там задумали? Кого Он собирается забросать снегом, с кем намерен расправиться крепкими и веселыми снежками? Узнаем. Но не скоро. Фото: Synoptic/Panoramio Что же делает воду святой? Ведь это всего лишь вода. Она может замерзнуть, испортиться, даже заплесневеть. Чин освящения не меняет химический состав воды или ее физику. Освящение воды – чудо метафизическое, поэтому церковная древность среди других таинств знала и таинство освящения воды.

http://pravmir.ru/trepet-vodyi/

Ни решимости переменить свою жизнь, ни даже мысли об этом; поэтому Церковь и бессильна им помочь. Войдите в Церковь, примите весь чин церковной жизни, и тогда трудности разрешатся сами собой». Украшение Божиего мира Святитель Иоанн Златоуст утверждает, что на семейном мире «утверждается благосостояние всего мира». «Смотри, — говорит он, — мир состоит из городов, города из семейств, семейства — из мужей и жён. Итак, когда возникнут ссоры между мужами и жёнами, низвратятся города, а затем и весь мир должен наполниться смутами и войнами». Этими словами Святитель возлагает на супругов ответственность за мировые судьбы. Действительно, если люди не могут объединиться в мирной семье, то могут ли они иметь прочное государство, составлять собой народ? Искать семейного согласия и счастья в совокупности тех или иных благ бессмысленно, так же, как и ожидать прихода Царствия Божия от каких-либо внешних условий. «Не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17:20-21 ). Если внутренний наш мир — это Царствие Божие: сердечный покой, смирение, кротость, долготерпение, милосердие, благость, вера, любовь, — то он обязательно отразится и во внешней жизни, в первую очередь, в семейной. Но если внутренний наш мир — это распря, интрига, себялюбие, гордыня, любоначалие, тщеславие, то он тоже проявится во внешней жизни, и, скорее всего, в семейных горестях. Стремясь к семейному согласию, будем помнить, что это великое благо даёт нам возможность радостной и спокойной жизни, способствует общему согласию и служит нашему спасению. И ещё вспомним слова Священного Писания, что украшение мироздания — это «единомыслие между братьями и любовь между ближними, и жена и муж, согласно живущие между собою» ( Сир. 25:2 ). Крестины Тысячу лет на Руси радость о рождении человека для жизни земной соединялась с радостью о рождении его для Жизни Небесной. В Таинстве крещения чадо земной семьи становилось чадом Церкви и наследовало обетование Вечной Жизни.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Понятие о святой воде встречается еще в Ветхом Завете: и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд (Чис. 5, 17). Господь наш Иисус Христос явился на Иордане, чтобы освятить водное естество и сделать его источником освящения для человека. Потому-то при Крещении Господнем на Иордане как бы повторилось чудо творения: разверзлись небеса, сошел Дух Божий и был слышен голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). Смысл освящения церковью воды Мы, люди падшие, всегда носим в себе семя прародительской греховной нечистоты и потому всегда можем грешить и грешим, и тем самым вносим в мир нечистоту и разрушение. Поэтому Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам Свое живое и животворящее слово, даровал верующим возможность силой веры и молитвы низводить на землю благословение Божие, ниспослал Утешителя Духа, Который всегда пребывает в Церкви Христовой, чтобы Церковь, вопреки действующему в сердце человеческом семени греха и нечистоты, всегда имела источник освящения и жизни. Храня эту заповедь Господню, Святая Церковь словом Божиим, Таинствами и молитвой освящает всегда самого человека и все, чем он пользуется в мире. Этим Церковь кладет предел распространению греховных нечистот, предотвращает умножение гибельных последствий наших грехов. Церковь освящает землю, испрашивая ей у Бога благословение плодородия, хлеб, служащий нам пищей, и воду, утоляющую нашу жажду: Не роды плодов питают человека, но слово Твое сохраняет верующих в Тебя (Прем. 16, 26). Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту, низводит на воду молитвой благословение Господне, благодать Святого Духа. И эта освященная вода очищает верующих людей от духовных скверн и страстей, освящает и укрепляет нас к подвигу спасения в Боге, отгоняет злых духов. Поэтому святая вода обязательно сопровождает всю жизнь каждого православного христианина. Почему церковь молится о водных источниках Главное из всех потребностей для жизни человека – вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда: все это благочестивым служит в пользу, а грешникам может обратиться во вред (Сир. 39, 32–33).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Святая Троица Учение о Св. Троице ясно и определенно выразил нам Иисус Христос. Посылая учеников на проповедь, Он сказал им: Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). (Здесь Отцу и Сыну и Святому Духу приписывается единство, ибо сказано во имя, а не во имена.) История крещения Господа нашего Иисуса Христа во Иордане от Иоанна Предтечи ясно учит тайне Пресвятой Троицы. Ясно выражает то же учение о Святой Троице и евангелист Иоанн: Трие суть свидетельствующая на небеси, Отец, Слово и Св. Дух; и сии три едино суть, – говорит он ( 1Ин.5:7 ) – говорит о Троих и приписывает Им единство. Учение о Святой Троице известно было и в Ветхом завете, например, пророку Исайи. Исайя видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и серафимов, взывавших друг к другу: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его ( Ис.6:3 ). Здесь троекратным повторением славословия пророку было открыто, что Бог троичен в лицах. Или еще: Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их ( Пс.32:6 ). (Но, впрочем, особенно ясных указаний на учение о Святой Троице, в Ветхом завете не было, потому что люди до Рождества Христова не могли бы усвоить этого возвышенного учения). Учение о Святой Троице есть основное учение христианской веры. В единого Бога веруют и евреи, и магометане, – христиане же веруют, что единый Бог – в трех Лицах, так что, кто не верует во Святую Троицу, тот и не христианин. Учение о Святой Троице непонятно для нашего разума, но мы веруем ему, по прямому свидетельству слова Божия: Божия никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор.2:11 ). И этому не должно удивляться, потому что познание наше ограничено, несовершенно. «Помышления смертных нетверды», – говорит Премудрый, – «и мысли наши ошибочны; ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум. Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах, кто исследовал» ( Прем.9:14–16 )? Мы должны веровать в Святую Троицу, но не должны исследовать, как Бог – един в трех лицах. «Сын мой, – говорит премудрый сын Сирахов, – сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа. Много высоких и славных; но тайны открываются смиренным. Ибо велико могущество Господа, и Он смиренными прославляется. Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй, ибо не нужно тебе, что сокрыто… Многих ввели в заблуждение их предположения, и лукавые мечты поколебали ум их» ( Сир.3:17–24 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Святой евангелист Марк говорит: Господь, “подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною” ( Мк.8:34 ). Господь Иисус Христос всех нас зовет следовать за собой: Он каждого из нас позвал идти за Собой еще тогда, когда не раскрылось наше сознание, еще в дни нашего младенчества, когда Дух Святый сходил на нас в святой купели крещения, когда Дух Святый освятил в таинстве миропомазания наши очи, наше чело, наши руки и ноги, всё наше существо, напитав нас Своей благодатью. Еще тогда Господь сказал нашему сердцу: “Иди за МЕЮЙ”. И всякий раз, когда верующая мать приносила нас младенцами на своих руках в храм Божий, а потом приводила за руку и Святая Церковь питала нас Божественной Кровью, Господь повторял чистой детской душе каждого из нас: “Следуй за Мной”. Он не перестает нас звать идти за Ним всякий раз, когда мы входим в храм Божий. Он зовет нас не только в Своем храме, но и вне его: и днем и ночью, и среди работы нашей и в часы отдыха; когда говорит с нами через пашу совесть; когда посылает скорби; когда подает радости и благополучие. Бесчисленны и многообразны пути, какими Спаситель повторяет Свой призыв. И вы слышите, мои дорогие, как говорит Господь об этом следовании за Ним: “Кто хочет идти за Мною…” Господь никого не принуждает, никого не заставляет силой идти за Ним. Господь дал каждому из нас свободную волю. Он никогда не отнимает от человека этого бесценного Своего дара. Человек свободной волей своей решает: идти за Господом или не идти. Еще в дни Ветхого Завета в одной священной книге сказано о Господе Боге: “Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою” ( Сир.15:16 ). Бог не покоряет сердце человека силой Своего всемогущества. Он пленяет его силой Своей правды, силой истины Своего учения, Своей Божественной любовью. Он говорит: “Сын мой! отдай сердце твое Мне…” ( Притч.23:26 ), то есть: “Сын мой, не разделяй твое сердце между Мной, Богом твоим, и грехом, которому ты служишь; отдай всецело сердце твое Мне”. Вы слышите: Он только зовет, только просит. Он не хочет, чтобы мы веровали в Него и любили Его по принуждению. Он хочет, чтобы мы шли за Ним свободно, по убеждению нашего сердца, чтобы мы сердцем сами почувствовали, что нет для нас большей радости на земле, нет для нас большего счастья, большего блага, как веровать в Господа Бога своего, Его знать, Его святой воле подчиняться, за Ним идти и Его, нашего Небесного Отца, ощущать в своем грешном сердце.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010