Св. Иоанну, как Божию посланнику и предтече Спасителя, предстояло прежде всего очистить души людей от плевел лжеучения, а затем и возвестить необходимость решительной перемены всего существа грешника – его мыслей, желаний, поступков. И великий пророк всей силой вдохновенного слова звал народ оставить навсегда губящие его предрассудки, принести глубокое искреннее раскаяние в совершённых грехах, удалиться от всякого зла и направить свою волю, свои расположения только к тому, что есть добро, чисто, свято сотворить «достойный плод покаяния» ( Мф. 3, 8 ). «И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же». Другим вопрошавшим он отвечал: «Ничего не требуйте более определенного вам... Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием» ( Лк. 3, 10–14 ). Такое покаяние и плоды его вселяли в каждую сокрушающуюся душу надежду на близ стоящее совершенное прощение грехов ( Мк.1, 4 ). Эта надежда наполняла сердца окружающих св. Иоанна великим духовным утешением и отрадой, ибо, по слову Константинопольского Святителя, «прежде креста Христова нигде не видно отпущение грехов: оно везде приписывается крови Его» 152 . – Св. Предтеча явился первым вестником милосердия Божия о наступившем времени прощения грехов через достойное покаяние. Призывая к крещению покаяния, св. Иоанн требовал от приходящих к нему исповедовать свои грехи. «И крестились от него в реке Иордане, – повествует св. ев. Марк, – исповедуя грехи свои» ( Мк.1, 5 ). Эта исповедь складывалась из сердечного сокрушения и устного перечисления содеянных проступков перед избранным Божиим служителем. В законе Ветхого Завета есть прямая заповедь об исповеди – «И сказал Господь Моисею, говоря, – читаем в книге Числ, – скажи сынам Израилевым, если мужчина или женщина сделает какой-либо грех... то пусть исповедуется во грехе своем» ( Числ.5, 5–7 ). В том же Ветхом Завете имеется немало указаний грешнику не коснеть в тайне в своих грехах ради ложного стыда, а исповедовать их ( Сир. 4, 30 ), показывается гибельность коснения во зле и раскрывается спасительность откровенного раскаяния. " Я, – восклицает псалмопевец Давид, – открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «Исповедую Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» ( Пс.31, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Творения. Т. 7, кн. 1. СПб., 1901. С. 101). Святой Предтеча явился первым вестником милосердия Божия о наступившем времени прощения грехов через достойное покаяние. Призывая к крещению покаяния, святой Иоанн требовал от приходящих к нему исповедовать свои грехи. И крестились от него в реке Иордане, – повествует святой евангелист Марк, – исповедуя грехи свои ( Мк.1:5 ). Эта исповедь складывалась из сердечного сокрушения и устного перечисления содеянных проступков перед избранным Божиим служителем. В законе Ветхого Завета есть прямая заповедь об исповеди – И сказал Господь Моисею, говоря, – читаем в книге Чисел, – скажи сынам Израилевым, если мужчина или женщина сделает какой-либо грех... то пусть исповедуется во грехе своем (5:5–7). В том же Ветхом Завете имеется немало указаний грешнику не коснеть в тайне в своих грехах ради ложного стыда, а исповедовать их ( Сир.4:30 ), показывается гибельность коснения во зле и раскрывается спасительность откровенного раскаяния. Я, – восклицает псалмопевец Давид, – открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: Исповедую Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего ( Пс.31:5 ). Надо думать, что исповедующиеся не спешили уйти от Крестителя Господня, а раскрывали перед ним всё сокровенное, все тайны души. Несомненно, подробная исповедь служила верным залогом искреннего раскаяния, давала возможность духовному врачу применить нужные лекарства и таким образом вела к полному искоренению греха из сердца. Проходила исповедь, скорее всего, перед одним свидетелем – святым Иоанном. Строгий ревнитель душевной чистоты, каким был Предтеча Спасов, не мог допустить, чтобы открытое покаяние в неведомых никому грехах могло смутить совесть других. К тому же открытое исповедание по разным причинам могло привести к утаиванию отдельных проступков и падений, а это равносильно было бы лицемерию, против которого всегда восставал великий обличитель лжи. Дорогие отцы, братья и сестры! Что же мы сегодня должны чувствовать, вспоминая великого учителя покаяния святого Иоанна Крестителя? Не смущение ли от образа своей жизни?! Не осуждение ли за свою греховность?! Предтеча Спасов и ныне зовёт всех нас к покаянию и добрым делам покаяния. Но слышим ли мы этот призыв? Не возлагаем ли своей вины на других, а себя самоуверенно и горделиво оправдываем? Пусть совесть каждого из нас ответит на эти вопросы. Покайтесь, – было началом проповеди святого Иоанна ( Мф.3:2 ), – веруйте в Христа Спасителя – Агнца Божия, Который берет на Себя грех мира, – было продолжением его наставлений ( Ин.1:29 ), – и получите прощение грехов ( Мк.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Удостоившись, по дару, отпущения грехов, со всяким тщанием храни себя, чтобы отпущение грехов зависело от Бога, а хранение – от тебя. Как же этого достичь? Помни всегда Христову притчу, это будет для тебя самым лучшим и совершенным пособием. Вышел из тебя нечистый дух, изгнанный Крещением ( Лк. 11, 24–26 ). Ему несносно гонение, нетерпимо быть бездомным и бесприютным. Проходит он «по безводным местам» ( Лк. 11, 24 ), где пересох Божественный поток, ибо он любит там быть, скитается, ища покоя и не находя. Приступает к душам крещеным, в которых порчу омыла купель. Боится воды, душит его очищение – целый легион погиб в море. Опять возвращается в дом, из которого вышел, потому что бесстыден и упорен, приступает снова, делает новые покушения. Если найдет, что Христос водворился и занял место, оставленное им, то снова, отраженный, уходит без успеха, продолжая свое жалкое скитание. Если же найдет в тебе место выметенное и убранное, но пустое, ничем не занятое, равно готовое к принятию того или другого, кто бы ни пришел первым, поспешно входит, поселяется с еще большим удобством, и бывает для человека того последнее хуже первого. Ибо прежде была надежда на исправление и осторожность, а теперь стало явно повреждение, привлекающее к себе лукавое удалением от добра, потому для поселившегося обладание местом сделалось надежней. Святитель Григорий Богослов ( 115, 737–738 ). Грехи можно загладить, кроме всеобщей благодати Крещения и мученичества, многими делами покаяния. Ибо к вечному спасению средств много: 1 . Прежде всего о покаянии говорит апостол Петр: «Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» ( Деян. 3, 19 ), говорят Иоанн Креститель и Сам Господь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 3, 2 ). 2 . Но и «любовь покрывает множество грехов» ( 1Пет. 4, 8 ). 3 . И милостыней врачуются раны души нашей, потому что как «вода угасит пламень огня», так и «милостыня очистит грехи» ( Сир. 3, 30 ). 4 . И слезы омывают грехи, ибо Давид, сказав: «Каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою» ( Пс. 6, 7 ), далее говорит, что он не напрасно проливал их: «Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего» ( Пс. 6, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 41. Об искушении Христа Теперь нам предстоит рассмотреть искушение Христа, в связи с чем будет исследовано четыре пункта: 1) приличествовало ли Христу быть искушаемым; 2) о месте [искушения]; 3) о времени [искушения]; 4) о модусе и порядке искушения Раздел 1. Приличествовало ли Христу быть искушаемым? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Христу не приличествовало быть искушаемым. В самом деле, искушение является опытом, который ставится в отношении чего-либо неизвестного. Но демоны знали о власти Христовой, в связи с чем читаем, что «Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он – Христос» ( Лк. 4, 41 ). Следовательно, похоже, что Христу не приличествовало быть искушаемым. Возражение 2. Далее, Христос пришел ради разрушения дел дьявола, согласно сказанному [в Писании]: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» ( 1Ин. 3, 8 ). Но разрушать дела кого-либо – это одно, а претерпевать от них – совсем другое. Следовательно, похоже, что Христу не приличествовало претерпевать от искушений дьявола. Возражение 3. Далее, у искушения есть три источника: плоть, мир и дьявол. Но Христос не был искушаем ни плотью, ни миром. Следовательно, Он не должен был быть искушаемым и дьяволом . Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Иисус выведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» ( Мф. 4, 1 ). Отвечаю: Христос пожелал быть искушаемым. Во-первых, чтобы укрепить нас против искушений. Поэтому Григорий в своей проповеди говорит: «Нашему Избавителю, пришедшему для того, чтобы быть подвергнутым смерти, приличествовало также пожелать и быть подвергнутым искушению, дабы подобно тому как Своею смертью Он преодолел нашу смерть, точно так же Своим искушением победить наши искушения» 154 . Во-вторых, чтобы предупредить, что никто, а наипаче святой, не может быть защищен или свободен от искушения. Поэтому Он пожелал быть искушаемым после Своего крещения, а именно потому что, как говорит Иларий, «дьявол со своими искушениями нападает в первую очередь на освященных, поскольку больше всего желает одолеть святых. По этой причине читаем: «Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу, Богу, то приготовь душу твою к искушению» ( Сир. 2, 1 )».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

– Что же нам делать? Иоанн отвечал: – У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища – делай то же. – А нам что делать? – спрашивали его мытари и воины, также приходившие к нему креститься. – Не берите более определенного вам, – учил Иоанн первых. – Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием, – внушал он вторым. Когда же многие были в недоумения и думали об Иоанне: не Христос ли он? Иоанн торжественно говорил о себе: – Я крещу вас водой, но идет сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень у обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Страной Иорданской называется равнина, простирающаяся по берегам Иордана от Галилейского до Мертвого моря, и заключенная с востока и запада двумя горными цепями, которые как две неприступные стены, тянутся по ту и другую стороны реки. Равнина сия около Вифсана имеет в ширину 7 верст (2 часа), а около Иерихона 10 верст (по Флавию 60 стадий). Посреди ее пролегает долина, в глубине которой извивается змейкой Иордан. Он выходит из Галилейского моря и впадает в Мертвое море, протекая между ними 15 миль. В летнее время он имеет обыкновенно 10 саженей ширины и около 1 сажени глубины. В марте и апреле он выходит из своих берегов и широко разливается ( Нав. 3, 15 . Сир. 24, 28 ). Вода его чиста, прозрачна и приятна на вкус. Разнообразные ивы и тростники, сплетенные вместе с олеандрами и опутанные свежим плющом, висят с обоих берегов над быстро несущимися водами сей благословенной реки. Иорданская долина ниже страны Иорданской на 16 саженей и имеет в ширину около 1 версты (¼ часа) 9 § 13. Крещение Иисуса Христа Mф. III:13–17 ; Mk. I:9–11 ; Лk. III:21–22 . Когда Иоанн проповедовал на Иордане, между грешниками, приходившими для крещения, явился к нему из Назарета и сын Марии – Иисус. Иоанн, чувствуя пред Ним свое недостоинство, не соглашался Его крестить и говорил: – Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус отвечал на это: – Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду, то есть, тебе, как Крестителю, посланному от Бога, должно всех крестить; Мне же, как человеку, покорному велениям Божьим, должно от тебя креститься.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

13) Будучи двенадцати лет, Иисус, Сын Божий, в праздник Пасхи взошел в храм Божий, и сев посреди учителей, слушал и вопрошал их. Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его (Лк. 2:42-47). Хотя по возрасту был и отроком, но в таком возрасте действовала и показывалась ипостасная премудрость Божия, ибо Он есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1:24). 14) Лет около тридцати жития Своего на земле (Лк. 3:23), Христос крестился в реке Иордане пророком и Предтечей Иоанном (о котором упомянуто в пункте 8). Тогда явился над Ним Дух Святой в виде голубя, и Отец Небесный гласом с небес засвидетельствовал: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3:16-17;Мк1:9-11;Лк. 3:21-22). Здесь явно нам открылась тайна Пресвятой Троицы. Сын во плоти крестился, Дух Святой на Него сошел, Отец свидетельствовал с небес. Так Триипостасный Бог – Отец, Сын и Святой Дух, Создатель наш, о спасении нашем промышляет! Это спасительное Богоявление празднуется 6 января . Примечай здесь, православный христианин, Христос крестился не так, как мы крещаемся. Мы крещением омываемся от скверн греховных и освящаемся. Христос не имел греха, и потому Ему не было нужды омываться от греха, но Своим крещением Он освятил и установил наше крещение. 15) После крещения Сын Божий возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола, и был им искушаем, и победил искусителя (Мф. 4:1-11). Постой и здесь, и подивись благости и смирению Сына Божия. Будучи Богом, попустил злому и нечистому духу приступить к Себе и различно искушать. И так показал, что каждому рожденному водой и Духом и начинающему служить Господу следует искушение, как говорит Сирах: Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению (Сир. 2:1). Победил Он искусителя, – для нас победил, чтобы мы Им побежденного силой Его побеждали. 16) После претерпленного искушения и победы Христос вышел из пустыни и пошел на проповедь святого Евангелия, которое из недр Своего Небесного Отца принес на землю, и с ним открыл нам всю Его благость и человеколюбие, говоря: Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1:15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Каково же шествие постнической любви?.. – Воздержание во вкушении, отречение от вкушения, вкушение, как невкушение ( 1Кор.7:29–31 ), вкушение, как вкушение. Всякому из нас, хотящему истинно приобщиться Пищи и Пития, нужно пройти через вторую и третью ступень постнической любви... А мы, часто и о первой препираемся: нужна ли она или не нужна. Воистину, удивительно, как не попаляет нас, после этого, Трапеза Господня! Пища земли – та же земля, и вкушающий ее – земля. Вкушая пищу, человек вкушает землю, себя же самого. Вкушение себя самого с услаждением, или без меры, есть самолюбие. Самолюбие есть чревоугодие, отвержение Бога. Я должен вкушать себя, как ничто, в малости своей, и нищете своей, я должен не любить себя за свою невольную любовь к земле. Чем меньше я услаждаюсь собой, тем больший я держу пост, тем скорее усладит меня Господь жизни. Пост меня самого, пощение мое надо мной же самим есть средоточие поста и самое его исполнение. В устах человеческих есть небо, священный знак богоподобия и богоизбранности каждого человека. Уста – особенно священны, они дверь молчания – сего таинства будущего века (Ис. Сир.) Уста человека рождают в мире Слово Божие, и вкушают Плоть Слова. Великое горе, великое стенание и нищета человека – вкушать устами тлен. Это возмездие за грех нелюбви к Богу. «Возделывай землю, из которой ты взят», «трудись в поте Лица», сказал Господь... Сам прах, выходящий из праха, ползающий в прахе и в прах уходящий, человек возделывает землю – чем? – собою же, прахом. Страшная, безысходная работа, и след её на всем мире творения, как болезнь рака. Рождение безысходно, рождение – для смерти, труд безысходен, безысходны тернии и волчцы – тернии и волчцы, эти, воистину, «законы природы», о которых лицемерно не хотят знать нынешние фарисеи земли. Извратители Ветхого Завета не понимали безысходности ветхого человека. Во внешнем видении Закона, они, как нынешние законники научного разума, видели душу жизни. Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня, сказал пророк, от имени Господа; Господь повторил это и добавил: слушайте и разумейте; не то, что входит в уста оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. И Господь объяснил недоумевающим ученикам: неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все входящее в уста проходит в чрево и извергается вон?.. Поймите, люди, говорит здесь Господь, что внешнее естество ваше – пепел и прах; пища для чрева, и чрево для пищи, но Я уничтожу и то, и другое. ( 1Кор.6:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Но что не хотят сделать сами, то сделает Христос, и делает уже. Ведь приходят же из евреев ко Христу и искренно принимают Его. Так, было такое движение в конце XIX века в Бессарабии, когда евреи приняли Христа. Еще доныне есть евреи в России, потомки «выкрестов», как называли крещеных евреев. И было большое событие, когда евреи попросили христианских патриархов снять с них клятвы, наложенные на них Церковью , – это действительно уже поклон перед ногами «филадельфийцев». Особенно же совершится это в последнее время, когда евреи, возведя на престол антихриста, увидят, что обмануты им и обратятся все ко Христу, поклонятся Его последователям. Как и апостол Павел о том пишет, «что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» ( Рим. 11:25–26 ). Тогда придет пророк Илия, «чтобы утешить гнев (Божий), прежде нежели обратится он в ярость (на Страшном суде), – обратить сердце отца к сыну и восстановить колена Иакова» ( Сир. 48:10 ). «Отец» – синагога, иудеи обратятся тогда к «сыну», которого породили, к Церкви Христовой. Так спасен будет остаток Израилев. Но для своего спасения они должны смириться и поклониться перед теми, кого тысячелетиями презирали – перед христианами. Отец должен будет обратить сердце свое к сыну и поклониться перед ногами его, и познать, что Я возлюбил тебя . Они должны будут познать, что давно уже известно через Пречистую Деву в Вифлееме: «Христос входит в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел» ( Евр. 10:5 ). И любовь Божия изливается теперь не на приносящих ветхие жертвы, а на приобщившихся жертвы Христа. Теперь избранница Божия – Церковь , Она Его возлюбленная. И давно обращен к Ней лик Христа. Он возлюбил эту дикую маслину, привитую к природной. Возлюбил невесту Свою искупленную. О радость искупленной души, ощущающей на себе любовь Христа! Откр.3:10 И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

(Ст. 13–20). Посему прошу вас не унывать в скорбях (из-за скорбей) этих наших, которые мы ежедневно терпим не за себя, но за вас. Ведь если бы захотели, мы могли бы проживать в каком-либо одном месте и там чтить Бога, и в таком случае не подвергались бы гонениям. Но поскольку мы восхотели спасать всех язычников, а для того и проповедуем всем язычникам, то ради этого и терпим преследование от всех язычников. Итак, не унывайте, ибо это самое терпение наше есть слава ваша. Ради этого преклоняю колена мои к Отцу Господа нашего Иисуса Христа, от Коего (именуется) всякое отечество небесных и земных, то есть на небесах — Того же Отца, и на земле — всех рождающихся. Да даст Он вам, по богатству славы Своей, силою (укрепиться) чрез Духа Его, то есть чтобы или духовными делами укреплялись бы в Нем, или посредством добродетели, которую не могут похитить гонители, вы утверждались в крещении принятого вами Духа, как в самом внутреннем человеке нашем, который восприемлет Духа, (да даст) вселиться Христу чрез веру, и истину, и любовь Его, изливающуюся в сердцах ваших, так чтобы тверд был корень ваш, то есть основание веры вашей. Да возможете понять со всеми святыми и узнать, что есть высота и глубина, долгота и широта, в чем, как мы прежде сказали вам, состоит совершение сего таинства, и (чтобы знать), каково (есть) превосходство знания любви [сир. (Вальт.): «превосходство (величие) любви Христовой»] Христовой, явленной нам, дабы вы исполнились всею полнотою Божиею. Ему, Который может выше всего, что соделал нам, сделать нам не так, как просим, но гораздо более, чем просим и помышляем, по сокровенной силе Своей, которая действует в нас. Ему слава во Иисусе Христе от Церкви во всех родах во веки веков. Аминь. (Ст. 1–16). Итак умоляю вас я, узник в Господе, то есть за Господа и за вас, достойно ходить звания, в которое призваны, чтобы вы ходили во всякой кротости и долготерпении, стараясь сохранять согласие Духа Святаго, то есть в постоянном союзе мира. Будьте одно тело и один дух, как призваны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

А дым есть знамение и свидетельство гнева, как написано: поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий ( Псал. 17, 9 ); и в другом месте: и в народе непокорном возгорался (огонь) гнева ( Сир. 16, 7 ). Указывая на это, Господь в св. Евангелии говорит Иудеям: се оставляется дом ваш пуст ( Мф. 23, 28 ), и еще: послав войска свои, царь истребил убийц оных и сжег город их огнем ( Мф. 22, 7 ). Таковы действия Иудейского неверия, вопреки троичному славословию. Между тем как пределы всей вселенной освящались и величайший дом Церкви наполнился, как бы разлившеюся в обилии водою моря, славою Господнею от трисвятаго славословия ( Ис. 6, 3, 4 ), над ними сбылось возвещенное; и с их концем соединилось начало пророчества, означавшаго, как сказано Духом, провозвестником истины, будущую бедственную перемену с ними в примере, в следующих словах: (и было) в год, в который умер царь Озия, видел я Господа ( Ис. 6, 1 ), где отступник Озия взят в образец всех отступников, которых он есть как-бы Глава, который за свое безразсудство и получил наказание, по божественному определению напечатленное на челе, как бы на медной статуе, показывая всем это воздаяние за отвратительное нечестие. Посему богомудро провидец (ныне) совершающегося, в противоположность отвержению неблагодарной синагоги, указал на благодарную Анну, которой самое имя означает Церковь , оправданную благодатию Христа Бога в крещении; ибо Анна значит «благодать» 104 . 13. Впрочем остановим здесь, как бы в пристани, крестоносный корабль слова, по надлежащему собрав паруса и сделав несколько приветствий городу великаго Царя ( Пс. 47, 3 . Мф. 5, 35 ), вместе с народом Церкви, как бы пребывая духом и празднуя вместе с бывшими там достопочтимыми отцами и братьями. Радуйся, град великого Царя, в котором совершились таинства нашего спасения. Радуйся, земное небо, верный наконец Господу город Сион ( Ис. 1, 26 ). Радуйся и светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой ( Ис. 60, 1 ): Свет присносущий, Свет вечный, Свет высочайший, Свет невещественный, Свет единосущный Богу Отцу, Свет сущий в Духе и в котором (пребывает) Отец, Свет просветивший века, Свет просветивший вышемирное и находящееся в мире, Христос истинный Бог наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010