Эвритмия (греч. ερυθυμα – благозвучие) – гармоничным, спокойный ритм. Эдикула (лат. acdicula – домик) – ниша с полукруглым завершением, обрамлённая колоннами, предназначенная для установки статуи. Эйдос (греч. εδος – образ) – в платонической теории образ-идея, идеальная сущность всех конкретных явлений, пластически завершённый предмет интеллектуального созерцания. Эйкон (греч. εκων) – образ, изображение, запечатление, икона. Экзарх (от греч. ξαρχος) – 1) титул в церковной иерархии; 2) наместник императора в областях, принадлежавших Византии (в Африке, Италии). Экзархат (от греч. ξαρχος) – полунезависимая область в западных пределах Византийской империи, управляемая наместником – экзархом. Экзегеза (греч. ξηγησις) – толкование текста, по преимуществу, сакрального. Экзомартекс (от греч. εζω – мне и νρθηξ – коробка) – внешний нартекс, пристройка к храму с западной стороны. Экклесия (греч. κκλησα – собрание) – понятие, восходящее ещё к античной древности и означающее правильно созванное сообщество людей, наделённых равными правами. С христианских времён этим словом стали обозначать, во-первых, общество верующих во Христа как целостное понятие; во-вторых – собрание отдельных общин (и мест богослужения); в-третьих – учреждение, основанное Христом для спасения христиан. В этом смысле слово употребляется самим Спасителем ( Мф.16:16–19 ). Экседра (греч. ξδρα – сиденье вне) – полукруглая, глубокая ниша; в позднеримских базиликах была предназначена для статуи императора. Экфрасис (греч. κφρασις) – риторическое или поэтическое описание. Эмаль (фр. émail) – легкоплавкое стекло, окрашенное окислами металлов в различные цвета. Эмпоры (нем. Empore) – деревянные или каменные галереи над боковыми нефами на западной стороне храма. Предназначались для знатных прихожан и певчих. Энкаустика (от греч. γκоω – выжигаю) – восковая живопись; различали горячую энкаустику, где краски были смешаны с разогретым до 66 градусов воск, и холодную, в которой наряду с воском присутствовало связующее, позволяющее краскам длительное время не застывать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Калиисфения (с хорошими силами, греч.), св. фракийская, 4 окт. Каллиопий (прекрасной певец, греч.), муч. помнеопольский (в Киликии), 7 апр. Калуф (в греч. Минеях Аколуф – сопровождающий, греч., вернее Коллуф, египет. имя) египтянин, муч. 19 мая. Кандидий и Кантидиан , муч. египетские, 5 авг. Кандид (белый, лат.), трапезунтский, 21 янв. Кандид , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Кантидиан , муч. египетский, 5 авг. Капетолина и Еротиида , мученицы каппадокийской, 27 окт. Капик (у римлян Папик), мученик кампанийский, 6 июля. Капитон (головастой, упрямой, лат.), священномуч., еп. херсонский, 7 марта. Капитон муч., с Памфилом , 12 авг. Карион (Кариец, карийский наемной солдат, малорослой солдат, насмешливое его прозвище) монах, 5 дек. Карп (плод греч.), ап. из 70, 26 мая. Карп , еписк. фиатирский, 13 окт. Картерий (терпеливый, мужественный, греч.) священномуч., 8 янв. Касиния (точнее Касиня – служаночка, лат., у Римлян Карина – дно у водяного судна, киль, корабль, или карийкая плакальщица), мученица анкирская, 7 нояб. Кассиан (порожний пустой, cassus, лат., илн принадлежащий Кассии – пряная корка, греч.) преп., римлянин, 29 февр. Кассиан грек, угличский чудотворец, 21 мая. Касторий (бобровый, греч. и лат.), муч. рижский, 18 дек. Кастор (блистающий – καζω превосходный, начальник, бобр, греч. и лат.) муч. 18 сент. Кастрикий , (лагерный? лат.) муч. мелитинский, 7 ноября. Кастул , (вооруженный, лат.) муч. римский, 18 дек. Катерий (разрушительный, греч.), Муч. севастийский, 3 нояб. Катун , из 10 мучеников, пострадавших в Пергии памф., 1 авг. Квадрат (квадратный, имеюшийющий четыре стороны и четыре утла равные, лат.), 4 марта. Квинтилиан (от quintus пятый, лат.), муч. доростольский, 28 апр. Келестин (небесный, лат.), папа римский, 8 апр. Келсий (высокий, лат.), 14 окт. Келсий , муч. егип., 8 янв. Кенсорин (цензорский, лат.), муч. римский, 30 янв. Керкира (по острову Корцира на ионийском море близ Эпира, кривой – κρκος, греч.) дева, мученица керкирская, 28 апр. Кесарий (кесарский) диакон, муч. тарракинийский, 7 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Нифонт (трезвый, греч.), еписк. Констанции кипрской, 23 дек. Нифонт пр., 23 дек. Нифонт , еп. новгородский, 8 апр. Нонна (Богу посвященная, чистая, сватая, егип.). праведная, мать Григория Богослова , 5 авг. Нунехия (имеющая ум, гр.), муч. коринфская, 16 апр. и 10 мар. Олимпан или Олимпас (небесный, светдый, олимпийский, греч. λμπω), ап. из 70, 10 нояб. Олимпиада (олимпийская, Олимп гора в Греции), диаконисса цареградская, 25 июля. Олимпий (олимпийский, светлый), персянин, муч. кордувский, 30 июля. Ольга-Елена , великая княгиня российская, 11 июля. Омврий (вернее Оливрий в греч.), 30 дек. Онисим , ап. из 70, 15 фев., (полезный, греч.). Онисим чудотворец, прен. магнезийский, 14 июля. Онисим муч., 10 мая. Онисифор (пользу приносящий, греч.), ап. из 70, 7 сент. и 8 дек. Онисифор муч., 9 ноября. Онисий (польза, греч.), муч. исаврийский, с Кононом , 5 марта. Онуфрий (относящийся к священному египетскому быку, νουφις), Великий, пустынник египетский, 12 июня. Орентий (горный, греч.), 24 июня. Орест (горный, греч.), врач тианский, муч., 10 ноября. Орест , муч. севастийский, 13 дек. Ор ( αρ – κ подруга, супруга, греч.), преп. фиваидский, 7 авг. Осия (спасение, помощь, евр.), пророк, 17 окт. Осия , еп. кордубский, исповедник, 27 авг. Острихий (очень. твердое дерево, остринкс, бук, греч.), муч. мелитинский, 7 ноября. Отрий (чародей, бесстрашный, греч. см. Папе), еписк. Мелитины арменской, 17 апр. Павел (малый, лат.), ап., 29 июня. Павел , мучен. коринфский, 10 марта. Павел . мучен. лампсакский, 18 мая. Павел муч. и Иулиания, сестра его, 4 марта и 17 авг. Павел отрок, муч. византийский, З июня. Павел , муч. палестинский, с Памфилом пресв., 16 фев. Павел . мучен. кесарийский, 16 июля. Павел преп., из числа избиенных в Синае и Раифе, 13 янв. Павел простый, преп. фиваидский, 4 окт. и 7 мар. Павел , преп. фивейский, 15 янв. Павел исповедник, патриарх цареградский, 6 ноября. Павел , еписк. неокесарийский, 23 дек. Павел , патриарх цареградский, 30 авг. Павел , преп. латрский, 15 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Иустин (Попович) , прп. Из писем//Он же. На Богочеловеческом пути. СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Изд-во Владимир Даль, 1999. С. 159–206. Кирилл Александрийский , свт. О поклонении и служении в Духе и истине (Ч. 3)//Он же. Творения. В 3-х т. М.: Изд-во Паломник, 2000–2002. Т. 1. С. 123–732. Кирилл Александрийский , свт. Толкование на Евангелие от Иоанна//Он же. Творения. В 3-х т. М.: Изд-во Паломник, 2000–2002. Т. 2, с. 431–793; Т. 3. Кирилл Александрийский , свт. Толкование на книгу Бытия//Он же. Творения. В 3-х т. М.: Изд-во Паломник, 2000–2002. Т. 2. С. 7–240. Климент Александрийский . Строматы/Пер. с греч. Н. Корсунского. Ярославль, 1892. Климент Александрийский . Увещевание к язычникам/Пер. с греч. А. Ю. Братухина под ред. проф. А. И. Зайцева. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. Максим Исповедник , прп. Вопросоответы к Фалассию/Пер. с греч. С. Л. Епифановича и А. И. Сидорова //Он же. Творения. В 2-х т. М.: Изд-во Мартис, 1993. Т. 2. С. 18–174. Максим Исповедник , прп. Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия/Пер. с греч. А. И. Сидорова //Там же. Т. 1. С. 215–256. Максим Исповедник , прп. Главы о любви/Пер. с греч. А. И. Сидорова //Там же. Т. 1. С. 96–145. Максим Исповедник , прп. Мистагогия/Пер. с греч. А. И. Сидорова //Там же. Т. 1. С. 154–184. Максим Исповедник , прп. Вопросоответы к Фалассию 60/Пер. с греч. А. И. Сидорова //Альфа и Омега. 2000. 1 (23). С. 40–50. Максим Исповедник , прп. Вопросоответы к Фалассию 61 /Пер. с греч. А. И. Сидорова . (дата обращения 01. 12. 2013). Максим Исповедник , прп. Вопросы и затруднения/Вступительная статья, перевод с греч. и комментарии П. К. Доброцветова. М.: Изд-во Паломник, 2008. Максим Исповедник , прп. Вопросы и недоумения/Пер. с греч. Д. А. Черноглазова, научн. ред. Г. И. Беневич, отв. ред. Д. А. Поспелов. Афон; Москва: Изд-во Никея, 2010. Максим Исповедник , прп. О различных недоумениях у св. Григория и Дионисия (Амбигвы)/Пер. с греч. архим. Нектария (Яшунского). М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

– О падших. Лат. текст и франц. перевод: Cyprien de Carthage. Ceux qui sont tombés/Texte critique M. Bévenor (CCL 3), trad. M. Poirier. Paris, 2012 (Sources chrétiennes 547). – О смерти. Лат. текст: PL 4, 583–602. Кирилл, архиепископ Александрийский, свт. – Глафира на книгу Бытия. Греч, текст: PG 69, 13–385. – Диалог о Воплощении Единородного. Текст и франц. перевод: Cyrille d " Alexandrie. Deux dialogues christologiques/Texte et trad. G.-M. de Durand. Paris, 1964 (Sources chrétiennes 97). P. 188–300. – Диалоги о Троице. Текст и франц. перевод: Cyrille d " Alexandrie. Dialogues sur la Trinité/Texte et trad. G.-M. de Durand. Paris, 1976, 1977, 1978 (Sources chrétiennes 231, 237:246). – О том, что Христос един. Греч, текст и франц. перевод: Cyrille d " Alexandrie. Deux dialogues christologiques/Texte et trad. G.-M. de Durand. Paris, 1964 (Sources chrétiennes 97). P. 302–514. – Объяснение догматов. Греч, текст: Cyrille d " Alexandrie. Oevres completes. Vol. 5/Ed. P. E. Pusey. Oxford, 1872. – Толкование на Евангелие от Иоанна. Греч, текст: PG 73, 560–605. – Толкование на Послание к Римлянам. Греч, текст: PG 74, 775–856. Кирилл, архиепископ Иерусалимский, свт. – Поучения огласительные. Греч, текст: PG 33, 332–1057. – Поучения таинственные. Греч, текст и франц. перевод: Cyrille de Jérusalem. Catéchèses mystagogiques/A. Piédagnel. Paris, 2009 (Sources chrétiennes 126). Кирилл Скифопольский , прп. – Житие святого Евфимия. Греч, текст: Kyrillos von Skythopolis/Е. Schwartz. Leipzig; 1939 (Texte und Untersuchungen 49:2). S. 3–85. – Житие святого Саввы Освященного. Греч, текст: Kyrillos von Skythopolis/Е. Schwartz. Leipzig; 1939 (Texte und Untersuchungen 49; 2). S. 85–200. Климент Александрийский – Кто из богатых спасется? Греч, текст и франц. перевод: Clément d " Alexandrie. Quel riche sera sauvé?/Texte de O. Stählin et L. Früchtel (CCS 172); trad. P. Descourtieux. Paris, 2011 (Sources chrétiennes 537). – Педагог. Греч, текст и франц. перевод: Clément d " Alexandrie. Le Pédagogue. Livre I/Texte, trad. M. Harl. Paris, 1983 (Sources chrétiennes 70); Livre II/Texte, trad. C. Mondésert. Paris, 1991 (Sources chrétiennes 108); Livre III/Texte, trad. C. Mondésert et C. Matray. Paris, 1970 (Sources chrétiennes 158).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

—328— наук 3 и философия 3 1/2, (сочинения); догматическому богословию 3, церковной истории 4 и немецкому языку 5. Справка: 1) Испытаний по древним языкам ни Радованович, ни Кара-Иорданов не сдавали за незнанием этих языков. 2) Общий балл, полученный Светозаром Радовановичем по ответам и сочинениям – 2:32, а Ильей Кара-Иордановым 2:92. Определили: Принимая во внимание с одной стороны определение Святейшего Синода от 11 марта – 9 апреля 1869 г., на основании которого начальства духовно-учебных заведений поступающим в эти заведения иностранцам должны оказывать все возможное снисхождение, как в приемных и выпускных экзаменах, так и во время прохождения наук, не стесняясь требованиями уставов этих заведений, с другой – то, что не вполне достаточные познания сербских уроженцев Светозара Радовановича и Ильи Кара-Иорданова в предметах семинарского курса могли зависеть от недостаточного знания ими русского языка и могут быть восполнены в течение академического курса, благопочтительнейше просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом о разрешении принять сербских уроженцев Светозара Радовановича и Илью Кара-Иорданова в число действительных студентов 1 курса Академии и, в случае разрешения, ассигновать на содержание их особую сумму из кредита, назначенного на содержание воспитанников в духовно-учебных заведениях. XXX. Собственноручные показания студентов 1-го курса о желании их изучать предметы первой и второй группы, один из древних и новых языков и слушать лекции по естественнонаучной апологетике. По сим показаниям изъявили желание слушать: Предметы первой группы: из языков: греч. и англ. греч. и англ. лат. и нем. греч, и франц. Горшков Александр Грановский Афанасий Добротин Николай Дрозд Михаил Жузе Пантелеймон греч. и нем. греч. и англ. греч. и вем. греч. и нем. греч. и франц. из языков: Заржицкий Игнатий Захаржевский Иван Казанцев Василий Краснов Леонид Кынчев Михаил греч. и нем. лат. и франц. греч. и франц. греч. и англ. лат. и нем. Лихачев Николай Мальцев Федор, свящ. вольносл. Марсов Алексей (Машкин) иерод. Серапион, вольн. Мелехов Евгений

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Параскева , великомученица иконийская, 28 окт. Параскева , преподобная сербская, 14 окт. Пард (Барс, но точнее Павел) отшельник, 15 дек. Паригорий (убеждающий, утешающий, греч.), муч. самосатский, 29 янв. Пармений (твердостоящий, греч.), пресв. вавилонский, муч. кордувский, 30 июля. Пармен , ап. из 70, 28 июля. Парод (дорога, выход, греч.), пресв., муч. болгарский, 22 янв. Парфений (девственник, греч ), еписк. лампсакский, 7 февр. Пасикрат (вседержащий, греч.), муч. из Доростола, 24 апр. Патапий , преп. египетский. 6 дек. Патермуфий , 17 сент. Патермуфий , муч. египетский, 7 июля. Патермуфий , преп. египетский, 9 июля. Патрикий (патриций, в Риме сенатор и потомок сенатора, лат.), еп. прусский, 19 мая. Патрикий преп., из убиенных срацынами в обители св. Саввы, 20 марта. Патров (Патровас, отцу последующий, греч.), ап. из 70, 5 ноября. Патрокл (слава отца, греч.), мучч. трикассииский в Галлии, 17 авг. Пафнутий , муч. египетский. 25 сент. Пафнутий пр. 25 сент. и 15 февр. Пафнутий , пр. боровский, 1 мая. Пахомий Великий, преп. фиваидский, 15 мая. Пелагия . (морская, греч.), святая, девица антиохийская, 8 окт. Пелагия девиця, муч. тарсийская, 4 мая и 7 окт. Пелагия , преп. палестинская, 8 окт. Пелий (Пилевс, сын Эака. греч. по одним бегун, боец, от παλλω, по другим глиняный от πηλς), еписк. египетский, 17 сент. Пеон (врач, греч.), муч. римский, 1 июня. Перегрин (странник, лат.), 7 июля. Перегрин , муч. аполлониадский, 6 июля. Перпетуя (всегдашняя, лат.), муч. африканская, 1 февр. Петр (камень, греч.), апостол, 29 июня и 16 янв. Петр , муч. лампсакский, 18 мая. Петр , темничный ключарь, 26 янв. Петр , муч. никомидийский, с двумя тмами муч., 28 дек. и 3 сент. Петр Авесаламит, 12 янв. Петр , архиеп. александрийский, 25 ноября. Петр , архиеп. Севастия арм., брат Василия Вел., 9 янв. Петр , преп. от Галатии, 1 февр. Петр анийский, муч. иерапольский, 13 янв. Петр молчальник, 25 ноября. Петр св., бывший прежде мытарем, 22 сент. Петр , муч. цареградский, 9 авг. Петр , прен. афонский, 12 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Усфазан евнух, муч. персидский, 17 апр. Фавий (бобовый, лат.), папа римский, муч. 5 авг. Фавста (благополучная, счастливая, лат.) девица, муч. кизическая, 6 февр. Фавстиан (см. Фавст), муч. керкирский, 28 апр. Фавст (благополучный, счастливый, дат.) пресвитер, муч. александрийский, 6 сент. Фавст , муч. александрийский, 4 окт. Фавст (у римлян вернее Фест – праздничный, веселый, лат.) диакон, муч. путеольский, 21 апр. Фавст муч., с Серапином египтянином, 24 мая. Фавст , преп. далматский, 3 авг. Фаина (светлая, блистающая, греч.), из семи дев, мучениц анкирских, 18 мая. Фантин , преп. солунский, 30 авг. Фармуфий (название месяца апреля по-египетски), преп. египетский, 11 апр. Фарнакий (древнее восточное имя, сн. Фарнах, евр. Числ 34, 25 ), муч. 24 июня. Феврония , преподобномученица, 25 июня. Феврония , в иночестве Евфросиния княгиня муромская, 25 июня. Феликиссим (счастливейший, лат.) диакон, муч. римский, 10 авг. Феликс , (счастливый, лат.) муч. римский, из 7 сынов Филицаты , 25 янв. Фенгон (светящий, греч.) воин, муч. амисийский, 23 янв. Фервуфа девица, муч. персидская, 4 апр. Фива (светлая, греч.) св., диаконисса кехрейской церкви, 3 сент. Филагрий (любящий дикое место, деревню, греч.) священномуч., еп. Кипрский, 9 февр. Филадельф (братолюбец, греч.), муч. италийский, 10 мая. Филарет (любитель добродетели, греч.) милостивый, 1 дек. Филетер (любитель друзей, греч.), муч. никомид. 30 дек. Филикитата (осчастливленная, греч.), муч. африканская, 1 февр. Филикс (вернее Феликс, см. выше), муч. аполлониадский, 6 июля. Филикс , муч. варкинонский, в Испании, 22 авг. Филимон (любимый, целуемый, греч.), из 70 апп., 19 февр. и 22 ноября. Филимон , 14 дек. Филимон , муч. кизический, 29 апр. Филиппия (любящая коней, греч.), мученнца, 21 апр. Филипп (любящий коней. греч.), из 12 апп. 14 ноября. Филипп , отец Евгении. 24 дек. Филипп диакон. из 70 апп., 11 окт. Филипп , муч. римский. из 7 сынов Филицаты , 25 янв. Филипп , муч. никомидийский. 17 авг. Филипп , муч. апамейский, 22 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Туберозов тронулся с места и, обойдя несколько раз вокруг своей маленькой каморки, остановился в угле пред иконой, достал с груди бумагу и, поцеловав ее еще раз, возвратил карлику со словами: — Ты прав, мой милый друг, делай, что велел тебе мир. Глава вторая Николай Афанасьевич имел много хлопот, исполняя возложенное на него поручение, но действовал рачительно и неотступно. Этот маленький посланец большого мира не охладевал и не горячился, но как клещ впивался в кого ему было нужно для получения успеха, и не отставал. Савелия он навещал каждый вечер, но не говорил ему ничего о своих дневных хлопотах; тот, разумеется, ни о чем не спрашивал. А между тем дело настолько подвинулось, что в девятый день по смерти Натальи Николаевны, когда протопоп вернулся с кладбища, карлик сказал ему: — Ну-с, батушка, отец протопоп, едемте, сударь, домой: вас отпускают. — Буди воля господня о мне, — отвечал равнодушно Туберозов. — Только они требуют от вас одного, — продолжал карлик, — чтобы вы подали обязательную записку, что впредь сего не совершите. — Хорошо; не совершу… именно не совершу, поелику… слаб я и ни на что больше не годен. — Дадите таковую подписку? — Дам, согласен… дам. — И еще прежде того просят… чтобы вы принесли покаяние и попросили прощения. — В чем? — В дерзости… То есть это они так говорят, что «в дерзости». — В дерзости? Я никогда не был дерзок и других, по мере сил моих, от того воздерживал, а потому каяться в том, чего не сделал, не могу. — Они так говорят и называют. — Скажи же им, что я предерзостным себя не признаю. Туберозов остановился и, подняв вверх указательный палец правой руки, воскликнул: — Не наречен был дерзостным пророк за то, что он, ревнуя, поревновал о вседержителе. Скажи же им: так вам велел сказать ваш подначальный поп, что он ревнив и так умрет таким, каким рожден ревнивцем. А более со мной не говори ни слова о прощении. Ходатай отошел с таким решительным ответом и снова ездил и ходил, просил, молил и даже угрожал судом людским и божиим судом, но всуе дребезжал его слабеющий язык.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Гонение на Матвеева началось с того, что по жалобе датского резидента Монса Гея, будто Матвеев не заплатил ему 500 рублей за вино, Матвеева 4 июля 1676 года удалили от Посольского приказа и объявили ему, что он должен ехать в Верхотурье воеводою. Но это был только один предлог. Матвеев, доехавши до Лаишева, получил приказание там остаться, и здесь начался ряд придирок к нему. Сперва потребовали от него какую-то книгу, лечебник, писанный цифрами, которого у него не оказалось. В конце декабря сделали у него обыск и привезли за караулом в Казань. Его обвиняли в том, что, заведуя государевою аптекою и подавая царю лекарство, он не допивал после царя остатков лекарства. Лекарь Давид Берлов доносил на него, что он вместе с другим доктором, по имени Стефаном, и с переводчиком Спафари читал " черную книгу " и призывал нечистых духов. Его донос подтверждал под пыткою холоп Матвеева, карлик Захарка, и показывал, что он сам видел, как, по призыву Матвеева, в комнату приходили нечистые духи и Матвеев с досады, что карлик видел эту тайну, прибил его. 11 июня 1677 года боярин Иван Богданович Милославский, призвавши Матвеева с сыном в съезжую избу, объявил ему, что царь приказал лишить его боярства, отписать все поместья и вотчины к дворцовым селам, отпустить на волю всех его людей и людей его сына и сослать Артамона Сергеевича, вместе с сыном, в Пустозерск. Вслед за тем отправлены были в ссылку двое братьев царицы Натальи Кирилловны, Иван и Афанасий Нарышкины. Первого обвинили в том, что он говорил человеку, по фамилии Орлу, такие двусмысленные речи: " Ты Орел старый, а молодой Орел на заводи летает: убей его из пищали, так увидишь милость царицы Натальи Кирилловны " . Эти слова были объяснены так, будто они относились к царю. Нарышкина присудили бить кнутом, жечь огнем, рвать клещами и казнить смертью, но царь заменил это наказание вечною ссылкою в Ряжск. В первые годы своего царствования Федор Алексеевич находился в руках бояр, врагов Матвеева. Наталья Кирилловна с сыном жила в удалении в селе Преображенском и находилась постоянно под страхом и в загоне. В церковных делах самовольно управлял всем патриарх Иоаким, и царь не в силах был воспрепятствовать ему притеснять низложенного Никона и отправить в ссылку царского духовника Савинова. Патриарх Иоаким заметил, что этот близкий к особе царя человек настраивает молодого государя против патриарха, созвал собор, обвинил Савинова в безнравственных поступках, и Савинов был сослан в Кожеезерский монастырь; царь должен был покориться.

http://sedmitza.ru/lib/text/435678/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010