Живая вода слова Божия, Креста Христова течет к нам, чтобы нас восстановить, нас оживотворить и дать нам силы идти в дальнейший путь. Аминь. Неделя преподобного Иоанна Лествичника Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Четвертое воскресенье Великого поста посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника, которого так назвали потому, что он оставил нам учение о духовной лестнице, соединяющей Небо и Землю. В Священном Писании есть рассказ о праотце нашего Господа патриархе Иакове. Однажды он остался ночевать в пустынном месте один, и когда заснул, то увидел во сне подобие башни, поднимающейся ступенями в небо, и ангелов Божиих, которые поднимались и сходили вниз, а наверху — престол Небесного Царя. И когда Иаков проснулся, он понял, что есть какая-то таинственная, невидимая нашим глазам связь между миром Божиим и тварным миром. Во сне она представилась ему в виде башни со ступенями, уходящими в небо, и он сказал: “Свято место сие”. И с тех пор многие люди, когда задумывались о пути человеческом, сравнивали его с долгим восхождением на высокую башню или, лучше сказать, на высокую неприступную гору, вершина которой не видна с земли. Вы помните, как сказал Господь своим первым апостолам, что они увидят небо отверстым и ангелов Божиих, которые будут восходить и нисходить на землю. То есть эта удаленность людей от Бога, оторванность смертных и грешных людей от Творца как бы восполнится этой связью. Кто связал Небо и Землю? Кто связал Бога и человека? Богочеловек, Господь наш Иисус Христос! И, конечно, Матерь Божия, которая принесла нам в мир Божественного младенца. Потому-то и называется Она в церковных песнопениях Лествицей Небесной, что Господь к нам через Нее сходит. Значит уже не так бесконечно далеко Небо, не так оно от нас оторвано! Есть лестница и есть ступени, по которым мы дерзаем подниматься и восходить. Вокруг старинных гор, куда люди приходили и молились, стали селиться отшельники и подвижники. Так было и у Афонской горы, и у горы Синайской, и в других прекрасных пустынных местах. И вот в Синайской пустыне у горы Божией жил Иоанн Лествичник . В маленьком монастыре проводил он свои дни: в молитве, в труде, в думах о всем мире, о судьбах людей, страждущих от зла, которое царит в мире. Часто по утрам, еще до восхода солнца, он выходил помолиться, смотрел на Синайскую гору и видел темные долины, повитые сумраком, видел острые вершины, уходящие в облака. Но вот поднималась заря, вершины гор становились алыми от восходящего солнца, а внизу еще была тьма.

http://azbyka.ru/propovedi/svet-vo-tme-s...

Через несколько дней нам надлежит снова стать свидетелями события, перед которым меркнет все в человеческой истории, – отвержения Того, Кто пришел открыть и даровать людям украшенный чертог Божественной любви, т.е. Самого Себя. И не только «древние и прекрасные обряды» призваны мы совершать в эти дни, но и понять всей силой души и сердца, что совершившееся тогда, в те далекие от нас времена, совершается всегда, что именно тогда вошел в мир и навсегда в нем остался суд над нашей жизнью и нашей совестью. «Все вы оставите Меня» (ср.: Ин. 16:32 ). Это сказано не только тогда, не только тем одиннадцати ученикам – это сказано и всегда говорится мне и моей совести. Как и другое: «Неужели не могли вы пободрствовать со Мною?» (ср.: Мф. 26:40 ) И как страшная правда о всех нас падают слова: Тогда все... оставив Его, бежали ( Мф. 26:56 ). И вот страдает и мучается на кресте распятая Любовь, но не перестает быть Любовью . И когда доходит до меня правда всего, что совершилось тогда; когда снова узнает душа, что это для меня открыт чертог украшенный той единственной Жизни, что ко Мне обращены слова: «Если любите Меня, заповеди Мои соблюдете» (ср.: Ин. 14:15 ), то что же остается мне, как не пасть ниц, как не каяться в растраченной попусту жизни и молить: «Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Се, мы восходим в Иерусалим... О, если бы услышал каждый из нас это «мы»; если бы могли мы понять свою включенность в это восхождение к Кресту и к Гробу, к Пасхе и к торжеству Жизни; если бы могла душа наша пробиться сквозь суету и низость жизни, увидеть этот свет, услышать этот призыв и захотеть отозваться на него! Так начинается раскаяние, так наступает воскресение нашей совести. Наше восхождение Вот начинает приближаться к нам светлый, победный праздник Воскресения Христова, или, лучше сказать, мы сами начинаем приближаться, подниматься, восходить к этой лучезарной вершине всей нашей веры. Наступает и для нас, как когда-то для учеников Христовых, время услышать слова Его: Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Первая ступенька – отречение от мира, последняя – союз трех главных добродетелей: веры, надежды и любви. Когда-то патриарх Иаков видел лестницу, по которой можно было войти в Царствие Небесное. «Лествица» святого Иоанна во всем подобна ветхозаветной лестнице святого Иакова: одним концом утверждается на земле, а другим достает до самого неба. Кто из нас, братья и сестры, на какой ступеньке ныне пребывает, определить трудно. Путь восхождения всегда нелегок и требует неустанного труда. Вот кто-то из вас, с Божией помощью, уже поднимается, но есть и такие, которые пока стоят внизу и топчутся на месте. Нужно найти в себе решимость и сделать первый шаг – осознать грех, покаяться, очистить душу и тем самым приблизиться к Богу. А дальше будет легче. Дальше появится потребность и непрестанное желание подниматься вверх еще и еще… Потому что сердце человеческое только и жаждет этого, только и ждет, ведь сущность дела спасения для всех одна и та же, и состоит она в очищении природы нашей от зла, в наполнении души Божественной благодатью и вместе с ней всеми подлинными человеческими добродетелями. Вот почему, вспоминая и почитая сегодня преподобного Иоанна Лествичника, мы говорим, что «Лествица» его весьма полезна и душеспасительна для каждого православного христианина, для всякого, кто желает быть таковым не на словах и по названию, а на деле, по существу. И потому, по слову преподобного отца нашего Иоанна, восходите, братья и сестры, «восходите усердно, полагая восхождение в сердце своем и внимая пророку, который говорит: Придите, взойдем на гору Господню, в дом Бога нашего ( Ис.2:3 ), чтобы нам сделаться победителями на пути Его». Аминь. Другие проповеди Самое популярное Сейчас в разделе 31  чел. Всего просмотров 5.8 млн. Всего записей 375 Подписка на рассылку ©2024 Православные проповеди к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Два молодых священника открыли ему дверь, помогли выйти. Он оказался высоким и грузным человеком, но, несмотря на это, вид его был величествен. Видя, как он осторожно идет, я понял, что он почти ничего не видит. Один глаз его был почти слеп, а другой будто светился благородным светом. На лице лежала печать усталости — физической и духовной. Он еще раз посмотрел на нас с легкой доброй улыбкой, будто прощая нам наши безумные шутки и, поддерживаемый двумя священниками, начал медленно подниматься по лестнице. Когда они восходили вверх по лестнице, голова этого седовласого старца буквально излучала свет Все мы, студенты, застыли в изумлении, понимая, что это не простой священнослужитель, что это какой-то необыкновенный человек. Об этом говорило благородство его блика, выправка, какое-то особое величие. И когда они восходили вверх по лестнице, голова этого седовласого старца буквально излучала свет. Я тогда не был воцерковлен. Это потом в храмах я видел нимбы над головами святых. Они поднимались все выше, и две фигуры рядом с ним исчезли, а свет от фигуры старца становился все ярче. Именно так! Это был не обычный священнослужитель, это не был архиепископ Симферопольский и Крымский, это не был великий хирург Валентин Войно-Ясенецкий, это был святой Лука ! Рейтинг: 9.7 Голосов: 201 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Юрий 14 января 2022, 12:52 Святой угодниче Луко, моли Христа о болящем р.Б. Георгии (мне), о здравии моей матери Татианы, и о том чтоб в нашей семье было понимание. И о здравии и благополучии Николая, отца моего, помоги нам понять друг друга. Элизбар 15 февраля 2020, 13:23 Святой Лука, во славу Всевышнего, очень прошу об исцелении моей мамы Ирины ! Благодарю, святый Отче. Владимир 17 января 2016, 06:24 Святой Лука! Не оставь моего сына Олега и спаси его! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Валерий 12 июня 2015, 19:54 Святой Лука Помоги мне грешному, рабу Божьему Валерию, во всех моих добрых начинаниях и творчестве. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.Аминь.

http://pravoslavie.ru/71410.html

Деления тварного мира, таким образом, составляют иерархию ступеней ведения, на которые человек восходит посредством добродетелей деятельного очищения сердца и созерцательного делания ума. Без такой деятельности и созерцания человек не может подниматься по ступеням ведения, приближаться к Богу и обрести премудрость, свойственную высшему ангельскому чину херувимов . Практикующих умное делание можно сравнить с ангелами, которые, подобно невидимым умным зеркалам, способны принимать и передавать, очищаться и очищать, просвещаться и просвещать Божественным светом ведения логосов сущих, словно «вторые светлости, служители первой Светлости» . И слова Ареопагита о предназначении небесной иерархии ангелов в полной мере относятся к предназначению человека в преодолении иерархии делений, описываемых в Трудности 41: «Цель иерархии – уподобление по мере возможности Богу и соединение с Ним» . Таким образом, созерцательные умозрения Максима в Трудности 41 о делениях тварного мира соединяются с платоновской диалектикой и Небесной иерархией Ареопагита в единое ведение святых о ступенях ведения на пути к познанию и единению человека с Богом.  Прп. Максим Исповедник. Мистагогия VII.//Творения преподобного Максима Исповедника. Книга 1: Перевод Сидорова.//Мартис, 1993. Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника. О божественных именах. 5:8. – СПб.: Алетейя; Издательство Олега Абышко, 2002.  Прп. Максим Исповедник. Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия, 2.59. Здесь термин «мысленное» обозначает единовидное мышление при созерцании, отличающееся от множественного дискурсивного мышления. См. ниже о единовидном мышлении.  В первом разделе об умопостигаемом мы уточнили, что божественные логосы непостижимы для ума, но постижимы их тварные образы, образуемые высшими ангельскими чинами. Но, постигая образы логосов, ум постепенно восходит к сверхумному постижению логосов в единении с Логосом. Поэтому для простоты изложения мы будем говорить об умопостижении логосов.

http://bogoslov.ru/article/5558598

Содержание «ПОРА РОКОВАЯ» «Любовь, брак и семья» — тема, охватывающая, можно сказать, самую сердцевину земной, «горизонтальной» стороны жизни человека, в современных условиях приобретающая особенную остроту. «Горизонтальность» эта может восходить к полноте единства в браке, но может и погружаться в глубины распущенности, противоестественности и измен. Эти векторы в огромной степени определяются уже в юные годы жизни человека. Известный русский философ конца XIX века Владимир Соловьев очень точно заметил: «И ад, и Земля, и Небо с особым вниманием следят за человеком в ту роковую пору, когда в него вселяется Эрос» . Эрос — античный бог любви. Но почему время, когда в человека «вселяется Эрос» , философ назвал «роковым» ? Мы все как-то помним свое детство, детские интересы, игры. Но, наверное, еще ярче переживаем то время, когда начали изменяться наши отношения со сверстниками другого пола, с незнакомыми людьми, окружающим человеческим миром, как менялся наш взгляд на самих себя, на свое поведение, свою одежду и т. д. — когда вступили в « роковую пору » переходного возраста. Как остро начала переживать наша совесть давление двух взаимоисключающих чувств, возникших в скрытой жизни сердца: с одной стороны — ощущение чего-то недолжного, вызывающего боязнь, отталкивание, стыд, с другой, напротив — влекущее, таинственное, ищущее оправдания. Какое же из них нормальное? Христианский ответ однозначен и не вызывает сомнений, и то, и другое естественно, но любое из них, перейдя границы и став господствующим, приведет к гибельным последствиям в жизни. И вот почему. ДЛЯ ЧЕГО ВОДА БЫЛА ПРЕВРАЩЕНА В ВИНО? Когда естественные и законные отношения полов осуждаются как какой-то грех, как что-то недостойное и грязное, то христианство решительно противостоит этому. Сам Христос Свое земное поприще начал с чуда на браке в Кане Галилейской, который благословил Своим присутствием. Человек, наслышавшийся о христианских подвижниках и впервые знакомящийся с Евангелием, может удивиться тому, как Иисус вел Себя на этой свадьбе — совсем не так, как это можно было ожидать от Идеала святости. Ведь не вызывает сомнений реакция этого подвижника и чудотворца на свадебное празднество. Все начнут веселиться, кричать: «Горько!», поднимать бокалы с вином — а в кубках вместо вина окажется вода; играть на инструментах — струны обрываются; запевать свадебные песни — хрипнут голоса. — Разве не так?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Итак, христианин не должен помнить лишь о законе, но и поступать согласно с его предписаниями. 1727 «То, что мы уразумели, должно не только обнимать чувством, но и проводить в самых делах». 1728 Ясно, что такая деятельная добродетель требует от христианина усиленного труда и упражнения как для сохранения уже полученного благодатного состояния, 1729 так и для достижения нравственного совершенства. 1730 «Без труда не может быть добродетели, ибо труд есть преуспеяние в добродетели». 1731 «Как воитель не может быть без оружия, так и добродетель не может быть без упражнения, почему и Господь в Евангелии говорит: »От дней Иоанна Крестителя царство небесное силой берётся, и употребляющие усилие восхищают его« ( Мф. 11; 12 ), и в другом месте: »Ищите царства Божия, и это всё приложится вам» ( Мф. 6; 33 ). 1732 Вся жизнь христианина, отсюда, должна быть посвящена подвигам благочестия: «не должно быть ни свободного дня, ни свободной ночи, никакое время не должно быть свободно от обязанностей благочестия», 1733 тем более, что добродетель или «творение воли Отца небесного» ( Ин. 4; 34 ) также необходимо человеку, как пища, ибо оно есть хлеб жизни, есть духовное брашно. 1734 И Адам и Ева (даже в раю) могли иметь истинную жизнь только чрез исполнение и соблюдение заповеди Божией. 1735 Если в крещении христианин поставляется на первую ступень совершенства, то только благодаря собственному труду и упражнению, с одной стороны, и споспешествующей благодати Божией, с другой, он поднимается на следующую. «Св. Писание, – говорит св. Амвросий, учит ( Быт. 28; 12 ) нас, что восхождение благочестия подобно лестнице... 1736 Постепенно должны мы подниматься по ступеням добродетели. Так мы можем от самого низшего дойти до самого высшего… Пусть всегда будут у тебя пред глазами эти ступени. Не бойся, о человек, восходить по этим ступеням школы (disciplinae) (добродетели). Первая ступень близка к земле, вторая подобна ей. Не пренебрегай, человек, первой ступенью, как ничтожной, – (ведь) она отделяет тебя от земли… (Ведь) ты оставляешь землю, если уклоняешься от греха. Итак, начало восхождения к добродетели есть воздержание от греха». 1737

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Для чтения выделялись особые служители, чтецы или диаконы, отдававшие свой голос на служение Богу и поэтому носившие богослужебное облачение, видимо выделявшее их из числа остальных верующих. В Риме чтецами нередко были дети, поскольку детская невинность рассматривалась как подобающая благовестию Слова Божиего. Однако Евангелие ввиду его возвышенного характера нередко читал сам священник или епископ (что мы видим на пасхальной вечерне, в Иерусалиме IV-V в. епископ читал Евангелие каждое воскресенье), причем все присутствующие слушали его стоя. С точки зрения акустики было совершенно логично, что читающий обращался лицом к слушателям с возвышенного места, что мы видим уже в Ветхом Завете («книжник Ездра стоял на деревянном возвышении» Неем. 8,4). Мы неоднократно встречаем упоминание «амвона» (от греч. ναβανειν «восходить», «подниматься») в памятниках III-IV в., который находился либо в центре храма (нынешняя архиерейская кафедра), либо там, где алтарь переходил в центральную часть храма. Чтение Священного Писания было стилизованно – его декламировали или читали нараспев, что также отличало его от повседневной человеческой речи. Почитание Евангелия выражалось в его богатом оформлении миниатюрами, киноварью, особыми шрифтами и т.д. Уже в IV в. мы встречаем молитву перед Евангелием о чистоте сердца, правильном понимании и истолковании Писания. Благовестию Евангелия предшествовала торжественная процессия, до сих пор сохраняющаяся в нашем архиерейском богослужении. Император Константин даровал в IV в. христианским епископам право ношения перед ними светильников и кадильниц (подобно высшим чиновникам римского государства), что было перенесено и на процессию с Евангелием, в которой торжественно праздновалось пришествие Богочеловека к собравшейся общине. Блаженный Иероним (V в.) свидетельствует о том, что во всех церквах Востока при чтении Евангелия зажигали светильники, даже если был яркий солнечный день, тем самым выражая радость о Христе – истинном Свете мира. Правильный выбор

http://old.aquaviva.ru/news/2008-06-16/7...

Упомянем хотя вкратце о неимоверных трудах её, при постройке колокольни. Она сама ездила в Петербург за колоколом, и оттуда везла его сама, следуя в повозке, в медвёжьей шубе, за подводой, на которой он был поставлен. Тогда была суровая зима с сильными метелями. На половине дороги, ночью застигла путешественницу жестокая вьюга с лютым морозом и резким ветром, в такой силе, что ямщики сбились с пути, лошади погрузились в глыбы снега, и остановились. От темноты и хлопьев снега не видно было человека, в двух шагах. Невдалеке мелькали огни в селении и слышался лай собак. Ямщики предложили старице выпрячь лошадей ??под подводы с колоколом, и ими вытянуть её повозку, с тем, чтобы добраться до селения и переночевать, а подводу оставить на дороге до разс?? потому что холод одолевал их. Но Евпраксия никак не соглашалась оставить колокол и, с самоотвержением вверяя себя воле Божией, осталась в повозке, а перезябших людей с лошадьми отослала от себя, и укрывшись с головой медвежьей шубой, приютилась внутри повозки. Вероятно дух ?? бодрствовал в молитве над немощной плотью, отовсюду проникнутой холодом. Мало этого, забота о колоколе часто понуждала ее раскрываться и всматриваться вперед повозки. Среди лютой ночи, она почувствовала вокруг себя какое-то веяние теплого воздуха: открылась, – и увидела чудный свет, окружавший её повозку. Укрепленная теплотой, выглянула она, и узрела ?? благолепных старцев, приникнувших к ней с видом братского участия. Евпраксия признала в них святых и богоносных отцев наших: Алесандра Свирского, Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, как сама ??щила потом Елпидифоре. Продолжая благополучно путь свой, спустилась на Волхов, вышла из повозки, стала на подводу за колоколом и, таким образом, достигнув самой обители, с торжеством ввезла его во врата монастыря. Потом, при водружении креста на новой колокольне, Евпраксия приказала поднимать себя на блоках, нарочно для того устроенных из толстых веревок, и восходила на верх, держа обеими руками тяжелый крест. Вися таким образом будто на воздухе, мужественная жена водрузила его своими руками на небольшом куполе, покрывавшем два яруса колокольни.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Поэтому что нам физически помимо монет оставили христиане Аксума? Одну постройку. Одну целостную христианскую постройку, которая действительно восходит к Аксумскому периоду. Это – монастырь Дебре Дамо, который находится в горах на неприступной горе, на неприступном плато рядом с Аксумом. Это такой «малый Афон», туда не пускают женщин и священство женского пола. Вот кафоликон этого монастыря, куда надо подниматься по веревке до сих пор, ни фуникулера, ничего не оборудовали, просто сбрасывают веревку, человек себя привязывает, и его поднимают, молясь. Об основателе этого монастыря, святом Михаиле Арегави, выходце из Римской империи, бежавшем в V веке в пределы Аксумского царства, слагают легенды, согласно которым для того, чтобы сам игумен забирался в эту свою обитель, с горы сползал гигантский змей, который подавал ему свой хвост, обвязывал его и поднимал. Поэтому в поздней иконографии этого святого он стоит, держа такого немножко мультипликационного питона за хвост. Это – единственная уцелевшая постройка, дошедшая до нас V-VI веков в Эфиопии, сохранившаяся со времен Аксумского царства. Конечно, это очень интересная, очень характерная кладка, когда каменная кладка перемежевывается с деревянными бревнами, конструкциями. Все это изнутри нельзя снимать, к сожалению, и практически нет нормальных кадров интерьера обители. Там очень красиво вырезанные фигуры в камне и в дереве. Вот такой пример. Причем необработанный камень, перемежеванный тщательно обработанной древесиной. Вот монеты. Одна церковь. И очень интересные рукописи, которые хранятся в другом монастыре, монастыре аввы Гаримы, соратника св. Михаила Арегави, кто основал Дебре Дамо. Вот это ризница обители аввы Гаримы. И там в 80-х годах итальянские ученые смогли, с благословения священноначалия, правда, в чудовищном состоянии тогда хранившееся Евангелие раскрыть, отреставрировать и датировать. Евангелие старшее – вот оно. Десять раз заштопанное, перештопанное, чуть ли не шариковой ручкой выведен орнамент на корешке. Что внутри? А внутри древнейшая иллюминированная христианская рукопись. Старше сирийского Евангелия Раввулы, старше любого другого дошедшего до нас иллюминированного кодекса, рукописи или чего-либо. Ранний VI век, Евангелие Гаримы так называемое. Их на самом деле два. Одно датируется скорее VII веком, а другое VI. Их очень долго, до того, как стали после 86-го года итальянцы с ними работать, их долго считали поздними: IX–X века. Там все было, и технико-технологическая экспертиза, и очень внимательно с ними работали. Старшее, первое из этих Евангелий – это ранний VI век.

http://blog.predanie.ru/article/iskusstv...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010