Ибо хотя толкователи (разумеется, конечно, Вальсамон) относят это и к великой схиме, но поскольку такая мысль прямо не вытекает из канона (ибо прежде была одна схима, а не две), то нужпо следовать не толкователям, а канону, тем более, что практика уже не раз отступала от этого толкования. Поэтому рассуждено, чтобы архиереи, поставленные из мирян, если сделаются монахами, прекращали священнодействование по требованию канона; а относительно тех, которые поставлены из монахов и потом приняли великую схиму, иметь каждый раз особое суждение в синоде, и если признано будет, что посхимившийся необходим для некоторых важных (церковных) дел, то он опять может быть призван к архиерейскому служению, однако не против воли; если же не будет призван, то пусть пребывает на покое. Постановление о призвании принято для того, чтобы не казалось, будто такой архиерей может самовольно и удаляться с своей степени, и снова занимать ее, облыгая таким образом свои собственные обеты: ибо призываемый церковью не подвергается такому упреку. Прибавка же о призвании не против воли сделана для того, чтобы принявший великую схиму для покаяния и заглаждения грехов не имел никакого препятствия к исполнению этого боголюбезного намерения. Таким образом неизменно соблюдается канон, и отворяется дверь для желающего сложить с себя архиерейство чрез прииятие великой схимы. А если кто спросит: почему не призывается снова к священнодействованию и архиерей из мирян, принявший монашество (после рукоположения), то мы ответим: во-первых, не нужно понимать канон и так и сяк (ο χρ πολυπραγμονεν τν καννα), а соблюдать его однообразно, хотя бы мы и не вполне понимали смысл написанного в нем. Об одном (монашестве епископов) он дал ясное постановление, а о великой схиме вовсе не упомянул; поэтому мы должны, придерживаясь буквального смысла канона, соблюдать то, что в нем сказано; а чего он не сказал, того нет надобности доискиваться к затруднению практики. Однако, так как после толкователей этого канона одни из архиереев, принимавших великую схиму, удалялись от священнодействования, а другие нет, и это обратилось в привычку, производящую беспорядок: то теперь и постановлено о великой схиме, что мы сказали выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

611 Voelli et Iustelli, Bibl. iuris can. 11, 673–709; проф. М. Красножен , толкователи канон. кодекса вост. церкви Москва 1892, стр. 207–223: «’Ανερος παξ δγαμος, παλλακν πιτρφων, πολελυμνην, χραν, ϑεραπαιναν, μαιναδα λαβν ερες ανερος; ο ερσϑαι μαλλων ε βυλοιτο προγαμοιτο. Γρας πρεσβτερος, μετατιϑισϑω, ξωϑεισϑαι δε πονεσας, μαχεσας. 615 Прав. с толк. стр. 452–456; Σ. 11, 312–314: σονορμεν, στε τος μεν υβ γμοις περιτοαρντας, κα μχρι τς... δουλωϑντας τ μαρτα, κα μ κνφαι τατης προελομνους, χαϑαιρσει κανονεκ ποβαλεν. Τος δ τ ταοτω μν τς διγαμας μσει παραπεσντας, πρ δε τς ημν πινσεως τ συμφρον πεγνωκτας, κα τ κακν ξ αυτν περικψαντας, κα πρρω τν ξνην τοτην κα νϑον συμπλοκν κδιξαντας, κα ν α κατ δετερον γμον γυνακες δη τετελευτκασιν, κα ατο πρς πιστροφν εδον, μεταμαϑντες τν σωφροσνην, κα τν πρην ατος παρανομηϑντων ταχως πιλαϑμενοι, ετε πρεσβτεροι, ετε δικονοι ντες τυγχνοιεν τοτους δοξε πεπασϑαι μν πσης ερατικς λειτουργας, τοι νεργεας, δη π ρητν τινα χρνον πιτιμηϑντας, τς δ τιμς τς κατ τν καϑδσαν κα στσιν μετχειν, ρκουμνους τ προεδρα, κα προσκλαοντας τ Κυρω συγχωρηϑναι ατοις τ κ τς γνοας ανμημα. Ελογεν γρ τερον τω τ οκεα τημελεν φελοντα τραματα, νακολουϑον. Τος δ γαμτ μν μι, συναφϑντας, ε χρα δ προσληφϑεσα τογχανεν, σατως δ κα τος μετ τν χειροτοναν γμω ν προσομλσαντας, τοτ στι, πρεσρυτερουε, κα διακνους, κα ποδιακνους, δη π βραχν τινα χρνον ερχϑντας τς ιερς λειτουργας κα πιτιμηϑεντας, αϑις ατος ν τος οκεοις αποκατασταϑναι βαϑμος, μηδαμς ν τρ, μεζονι προκπτοντας βαϑμ, προδλως διαλυϑντος ατος το ϑσμου συνοικεσου. Τατα δ π τος καταληφϑεσι μχρι τς πεντεκαιδεκτης, ν τος προδλωϑεσι πτασμασι κα μνον ερατικος τυπσαμεν, ρζοντες π το παρντος, κα νανεομενοι τν καννα τν διαγορεοντα... 616 Прав. с толк. 464; Σ. II, 318: πειδ παρ τος ποστολιχος καναιν ερηται, τν ες κλρον προαγσμενων γμων μνους ναγνωστας, κα ψλτας γαμεν κα μες τοτο παραφυλττοντες, ρζομεν π το νν μηδαμς ποδικονον, διχονον, πρεσβτερον, μετ τν π» ατ προερχομνην χειροτοναν, χειν δειαν, γαμικν εαυτ σινιοταν συνοικσιον ε δε τοτο τλμησαι ποισαι, καϑαιρεβϑω. Ε δ βολοιτ τις τν ες κλρον προερχομνων γμου νμο συνπτεσϑαι γυναικ πρ τς το ποδιακνου, ακνου, πρεσβυτρου χειροτονα τοτο πρατττω.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

198 «Dictionnaire d’ Archeologie Chrétienne et de Liturgie», Fasc. XI. Paris. 1906, coli. 3169–3170. 201 Еχоλ., с. 1028: κανν, φρων κροστιχδα τνδε Εδκιμον τλος εδοκμω μοι. Χριστ, παρσχου, θεοφνους. 202 Еχоλ., с. 279; здесь к акростиху: Εδκιμον τλος. κ. τ λ. прибавлено: ποημα Кδοκμου. Такое же прибавление к акростиху находим в Евхологии Московской Синодальной (б. патриаршей) библ. 281, л. 263 об. и в некоторых других евхологиях, сходных с Евхологием 205 Архиепископа Филарета – «Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви». С.П.Б. 1902 г., с. 268. 208 Еще в 816–817 гг. Феофан Начертанный заявлял себя в самом Константинополе в качестве поборника православия. Labbé Marin, op. cit., p. 357. 209 τι δε τν θετοντα μοναχν τ γιον αχμα κα πλιν πιατρψαντα, κατηχεαθαι π τν δελφν τ δοντα, λλ» οχ κ τν κατηχηαων, λλ» καστος ξ ν πιχορηγεται π το Κυρου λγων, κα ψλλειν τν κατανοκτικν καννα το πλ. α» χου. φελει δ ς π το σχματος κα τ μτια ατο τιθναι ν τ θυαιαστηρω ποκτω τς γας τραπζης, κα π το εαγγελου τς λειτουργας κουρεειν ατν τν γομενον, κα νδειν τ γιον οχμα, μηδν κφωνοντα, I. B. Ρimra S. R. E. Card. – «luris Ecclesiastici Graecorum Historia et Monumenta». Тот. II. Romae. MDCCCLXVIII. p. 336, πζ. 211 В службе недели блудного сына читаем: Канон, творение господина Иосифа. Глас 2. П е с н ь 1. Ирмос: Моисееву песнь. Иисусе Боже, яко блудного сына, кающася приими ныне и мене... Зле расточих Божественное богатств о..., и т. д. См. Триодион сие есть трипеснец (Триодь постная) Москва. 1912, л. 11. 214 Седален: Хотящии, глаголет Господь, ити вслед мене: отвержитеся мирских пристрастий... и приимите достоинство апостолов моих (ξωμα τν ποστλων μοο). 218 Analecta Sacra Spicilegio Solesmensi parata edidit I. B. Pitra Tom. I. Papisiis MDCCCLXXI. Pp. 41–52.Архимандрит Амфилохий отзываясь, в общем, с большою похвалою об издании Питры, делает к нему некоторые дополнения по названному Кондакарию Московской Синод, (б. патр.) б. 437; см. издание архимандрита Амфилохия: «Кондакарий в греческом подлиннике XII–XIII в». М. 1876 г. и «Дополнение к Кондакарию XII–XIII века». М. 1879 г.».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Αρχεο Μητροπολτης Ιλαρωνας: Πς θα εναι δομημνη η παρουσα της Ρωσικς Εκκλησας στην Αφρικ θα αποφασσει η Ιερ Σνοδος 4 Οκτωβρου 2021 τος 16:27 Η Ιερ Σνοδος της Ρωσικς Ορθδοξης Εκκλησας στις 23-24 Σεπτεμβρου 2021 λαβε απφαση να εξετσει τα αιτματα των κληρικν της Ορθδοξης Εκκλησας της Αλεξανδρεας, σχετικ με την αποδοχ τους υπ το ομφορο του Πατριαρχεου Μσχας. Ο Μητροπολτης Βολοκολμσκ Ιλαρωνας σχολασε τη συγκεκριμνη απφαση στην εκπομπ «Εκκλησα και Ειρνη» στο κανλι Ρωσα-24: «ταν ο Πατριρχης της Αλεξανδρεας προσχρησε στον Πατριρχη Κωνσταντινουπλεως και αναγνρισε τη σχισματικ δομ στην Ουκρανα ως Ορθδοξη Εκκλησα, καθς και τμησε τον ηγτη της κατ τη θεα λειτουργα, αυτ προκλεσε εσωτερικ σχσμα στην Εκκλησα της Αλεξανδρεας, που ταν αναμενμενο. Αρκετο ιερες που δεν συμφνησαν με αυτ την αφιρωση και την αναγνριση του σχσματος, απευθνθηκαν στον Πατριρχη Μσχας και Πσης Ρωσας Κριλλο με ατημα να τους δεχτε στη Ρωσικ Ορθδοξη Εκκλησα». Αφορ δεκδες ιερες, πως διευκρνισε ο πρεδρος Τμματος Εξωτερικν Εκκλησιαστικν Σχσεων. Η Ρωσικ Εκκλησα λπιζε τι ο Πατριρχης Αλεξανδρεας και πσης Αφρικς - ο Θεδωρος Β’ θα επανεξετσει την απφασ του, ωστσο, αυτ δεν συνβη. «Τον Αγουστο του τρχοντος τους, ο Πατριρχης Θεδωρος πγε στην μβρο, στον τπο γννησης του Πατριρχη Βαρθολομαου. Εκε μαζ με τον ηγτη των σχισματικν της Ουκρανας - Επιφνιο Ντουμνκο τλεσαν τη θεα λειτουργα. Σμφωνα με τους εκκλησιαστικος καννες, εν ο ιερρχης συναναστραφε με τον σχισματικ και ο διος πφτει στο σχσμα. Δυστυχς, οι εκκλησιαστικο καννες δεν μας δνουν λλη ερμηνεα», δλωσε ο πρεδρος του Τμματος Εξωτερικν Εκκλησιαστικν Σχσεων. Μετ απ αυτ τη συνεργασα «ο Πατριρχης Θεδωρος τελικ συνδθηκε με το σχσμα», και η Ρωσικ Ορθδοξη Εκκλησα δεν χει καννα λγο να μην δεχτε τα αιτματα των κληρικν του Πατριαρχεου της Αλεξανδρεας, βεβαωσε ο Μητροπολτης Ιλαρωνας. «Πσο καιρ θα πρει η εξταση του ζητματος και πς θα δομηθε η παρουσα μας στην Αφρικ - θα πρπει ακμα να αποφασιστε στις επμενες συνεδρισεις της Ιερς Συνδου», ολοκλρωσε ο αρχιερας. Υπηρεσα Επικοινωνας του Τμματος Εξωτερικν Εκκλησιαστικν Σχσεων Календарь ← 23 Ιανουαρου 2024 τος © Patriarchia.ru , 2005 – 2024 Με την επιφλαξη παντς νομμου δικαιματος © Сделано в Κατασκευ απ Stack Group

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5850464...

—708— Утреня непосредственно связывается с 1-ым часом и потому полагающееся в конце утрени по Алексеевскому Уставу «чтение» переходит (за исключением утрени 1-го дня Пасхи, имеющей слово Златоуста: «аще кто благочестив» на целовании) на конец 1-го часа и становится здесь постоянной обычной (ς συνϑες μετ ναγνσεως) 2404 частью, занимая место между заключительными молитвами часа: Θες ανιος и ποστλλων τ φς 2405 . Из других часов – 3 и 9 имеют чтения, как и по Алексеевскому Уставу, только великим постом, кроме субботы и недели, а 9-ый час – также и пятницы 2406 ; шестой час имеет чтение только на первой седмице поста 2407 . Время чтения здесь – по окончании тропаря и богородичного каждого часа 2408 , причём на 6 часе чтение примыкает к паремии, заканчивающейся прокимном 2409 ; на тот же момент переносится постом и чтение на 1 часе 2410 . Характерной особенностью Евергетидского Типикона яв- —709— ляется наличность «чтения» за службой, которой вовсе не знает Алексеевский Устав, за панихидой – παννυχς, когда последняя входит в состав агрипнии γρυπνα, всенощного бдения, полагающегося под воскресные и нарочито праздничные дни и состоящего из соединения панихиды и утрени с первым часом. Главную часть последования панихиды Евергетидского Типикона составлял канон, один или два, с седальном по 3 песни и кондаком по 6-ой, предваряемый 50-м псалмом; этой основной части предшествовало обычное предначинательное: приидите поклонимся, а за ней следовали: великое славословие, трисвятое, молитва вечерняя и отпуск 2411 . В таком виде, примыкая непосредственно к вечерне (συνημμνως τ σπεριν), она отправлялась каждый день, кроме будних дней трёх четыредесятниц, т. е. постов: великого, св. апостолов и рождественского. В последние периоды времени она в сокращённом виде «канона панихиды (τν καννα τς παννυχδος)» входит в состав повечерия 2412 . Под воскресные и праздничные дни панихида образует первую часть агрипнии, – παννυχς γρυπνας 2413 , – начинаясь с трисвятого и имея после канона лишь трисвятое, ектению и отпуск; за отпуском начинается чтение 2414 , после которого бывает звон (σημανοντος το μεγλου σημντρου) 2415 и начи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Длина нашей страны – сорок миль 94 , такова же и ширина 95 . В ней множество великих гор, частью совершенно голых, частью же покрытых неплодовыми деревьями) 96 . На таком протяжении страны находится пятьдесят тысяч свободных от податей тягл ( λευθερικν ζυγν) и сверх сего еще десять тысяч казенных ( ταμιακ). Итак, пусть ваша мудрость 97 обратит внимание на эту крайнюю несправедливость, ибо если бы даже не один клочок этой страны не оставался невозделанным и вся она была в высшей степени удобна для земледелия, – и тогда поселенцы 98 были бы крайне удручены налогами ( τ εσφορ), не перенося тяготы обложения ( τ πογραφς). Есть весьма ясное подтверждение сказанному. Ибо, когда при великолепном покойном ( το μεγαλοπραφ τ μν μη) Исидоре 99 было пятнадцать тысяч податных тягл ( ζυγν χρυσοτελν), то сборщики податей ( ο πρκτορες) из приказа комита 100 не могли взыскать всего ( οκ νεγκτες τν ζημ αν) и часто плакались, даже умоляли в своих прошениях занимавшего высокий ваш пост сложить с них ( παλλξαι) две тысячи пятьсот бездоходных тягл ( πορν ζυγν); – и те, которым прежде твоего благородства ( μεγαλοπφυ α) были вверены эти бразды, повелели передать 101 несчастным декурионам 102 эти бездоходные тягла ( τν πορον ουγατωνα), а взамен их комитским сборщикам податей взять у тех (декурионов) столько же (2.500) тягл (лучших). Но даже и при этом они (декурионы) не могли доставить всего, что требовалось (податным) законом ( πντα τν καννα 103 πληρον). Так как вы украшаете царство благочестием, а пурпур – верою, то мы осмеливаемся писать, не смотря на свое ничтожество, ибо вы воздаете священству подобающую честь. Размышляя об этом, умоляю ваше величество ( κρτος) пощадить несчастную нашу страну и посодействовать тому, чтобы была утверждена часто производившаяся ревизия ( τν ποψαν τν πολλκις γεγενημνην), чтобы ложные донесения против нее некоторых лиц не принимались и чтобы не считался достойным доверия тот, кто хотя и носит имя епископа, но делает то, чего не допускают даже и порядочные рабы ( νδραπδων ετρπων).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Разделы портала «Азбука веры» О 5ти летней епитимии для волхвующих, ворожей, последующих языческим обычаям и тех, кто этим пользуется. Те, которые гадают и следуют языческим обычаям или приводят кого-либо в свои дома для обнаружения чаровании или для очищения, да подвергаются 5летнему наказанию по определенным степеням: 3 года припадания и 2 года молитвы без приобщения Святых Таин. Ο καταμαντευμενοι, κα τας συνηθεαις τν θνν ξακολουθοντες, εσγοντς τινας ες τος αυτν οκους π νευρσει φαρμακειν, κα καθρσει, π τν καννα πιπττωσαν τς πενταετας, κατ τος βαθμος τος ρισμνους, τρα τη ποπτσεως, κα δυ τη εχς, χωρς προσφορς. Толкования Зонара . Употреблять волхования, христианам держаться языческих или еллинских обычаев и принимать к себе волшебников для изыскания врачевств, то есть волшебств, (когда может быть кем-нибудь они возбуждены к любопытству), или призывать их для очищения от чарований, запрещено; а употребляющих сие, правило подвергает епитимии на 5 лет, чтобы 3 года находились в числе припадающих и 2 года молились вместе с верными; а после истечения 5ти лет они могут быть удостоены и причащения благого. А Василий Великий в 83м правиле наказывает таковых 6летнею епитимиею. Аристен . Волхвующий и вводящий кого-либо в дом ради изыскания волшебств, или ради очищения, да подвергается 5летней епитимии. Кто предал себя волхователям, или ворожеям, или раздающим предохранительныя средства, или некоторым другим подобным, с тем чтобы открыли ему то, чего он желает, или кто при помощи зелья думает зло уврачевать злом, – тот должен в течение 3х лет находиться в числе припадающих и в продолжение 2х лет стоять вместе с верными и иметь общение только в молитвах; и таким образом по истечении пяти лет может принять участие в приношении. А 61е правило 6го собора, бывшего в Трулле, определяет удалять такового от причащения на 6 лет. Вальсамон . Правила подвергают наказанию не только занимающихся ворожбою и волхователей, но и тех, которые ими пользуются. Итак, поскольку некоторые, быв одержимы болезнию и, полагая, что страдают от чарований, или и потеряв что-либо из своего имущества, призывали в свои домы занимающихся ворожбою, которые обещали открыть в них чары, вследствие которых будто бы больные слегли, и очистить их от осквернения сими чарами, или указать потерянное; а другие, держась языческих привычек, предлагали вопросы о счастии и несчастии астрологам и другим занимающимся демонскими делами; то отцы определили подвергать таковых епитимии на 5 лет, то есть чтобы в течение 3х лет они находились в числе припадающих, а в продолжение 2х лет молились вместе с верными, и после сего удостаивались божественных Таин. Прочти 61е правило Трулльского собора и что в нем написано, также 83е правило святого Василия, которым таковые подвергаются епитимии на 6 лет. Имей в памяти и то, что таковым же епитимиям подвергаются и те, которые приходят к ворожеям и гадальщикам, волхвующим на ячмене.

http://azbyka.ru/pravo/ankirskij-sobor-2...

2007 Из церковных канонов, говорящих об условиях вступления во второй брак, можно упомянуть в настоящем случае разве одно – 1 пр. Лаодикийского Собора, которое предписывает, κατ τ κκλησιαστικν καννα, принимать в общение «свободно и законно соединившихся вторыми браками, а не тайнобрачие учинивших» (λευϑρως κα νομμως συναφϑντας δευτροις γμοις, μ λαϑρογαμαν ποισαντας). По выполнении ими установленной епитимии. Выражение νομμως, употребленное здесь, может быть понимаемо, как указание на какой-то законный порядок и способ установления таких браков, противопоставляемых «тайному совокуплению», т. е. незаконной блудной связи. Но было бы ошибочно видеть здесь доказательство существования во времена Лаодикийского Собора какого-то церковного закона о способе (тоже церковном) заключения вторых браков: чтобы допустить это, нужно иметь более убедительные основания и более несомненные следы такого закона. К тому же словом νμος, в противоположность «канону», в обычном словоупотреблении обозначается законодательный акт, исходящий от гражданской власти. Гражданское же законодательство, современное собору, знало только один для всех браков способ их заключения – consensus (fr. 11 Dig. XXIII, 1), так или иначе публично констатируемый посредством бытовых обычаев или гражданско-правовых актов (в роде составления документов о приданом и т. п.). Можно думать, что словом νομμως лаодикийское правило указывает именно на этот законный способ бракозаключения, обозначая его столь кратко, как дело всем известное. Однако, это не больше, как предположение, на котором мы отнюдь не настаиваем, допуская, что изъясняемое слово могло выражать и иную мысль, – напр., о необходимости соблюдения при втором браке, как и при первом, всех тех ограничительных постановлений, какие содержались в действовавших тогда гражданских узаконениях. 2009 Pitra, Juris eccles. graec. hist. et monum., t. II, p. 341, can. 149: ν τις π χηρεας ν κα ϑλ λαμβνειν γυνακα π χηρεας, φελει το ποισαι τρπεζαν, κα συγκαλσαι δκα νδρας οκοδεσπτας ες τ ριστον, κα επεν υτος παησ «Γινσκετε, ο κριοι κα δελφο, τι γυνακα ατν λαμβνω». Κα κολουϑαν οκ χει. τ δ πιτμια τς διγαμας δουλεσουσι. Запрещение заключать второй брак в церковной форме – венчания – повторяется и в другом правиле того же патриарха: δγαμος о στεφανοται, λλ κα πιτιμται μ μεταλαβεν τν χρντων μυστηρων τη δο (Σντ. Ралли и Потли, т. IV, стр. 427. прав. 2; ср. Леунклавия, Jus graecoroman. t. I, р. 196). Это правило, известное и в слав. переводе, помещалось в наших Требниках – рукописных XVI-XVII и печатных XVII в. – при чинопоследовании венчания (проф. Горчаков, «О тайне супружества», стр. 193. СПБ. 1880).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Желая собрать, по возможности, все, относящееся к предмету своего труда, Вальсамон не упускает из вида существовавших относительно рассматриваемых им вопросов взглядов, при чем мнениям одних отдает предпочтение перед взглядами других (толков. (дополнит.) гл. 2 и 36 тит. I и др.) 500 , или же вовсе не соглашается с существующими мнениями «некоторых» 501 , а высказывает свой свой собственный взгляд (толков. на гл. 1 (отд. 8) тит. II; гл. 27 (отд. 4 и 5) тит. IX; гл. 4 (отд. 4) и 9 тит. XIII и др.) 502 ; иногда же сам предлагает канонические вопросы, которые могли интересовать его современников, и разрешает их на основании церковных правил, гражданских постановлений, а также и на основании своих собственных соображений (толков. на гл. 27 (отд. 2) тит. IX; гл. 2 и 4 (отд. 4-е) тит. XIII и др.). Критически относится Вальсамон (иногда) и к самому составителю Номоканона, высказывая то недоумение по поводу того или другого места κεμενον, то одобряя его автора. Так, в κεμενον гл. 1 (отд. 2) тит. IX, последний, между прочим, делает общую ссылку на законы и правила, не цитируя их, а просто замечая: ο νμοι κα ο καννες κωλουσι 503 . Вальсамон высказывая свое недоумение, по этому поводу, замечает, что не нашел ни закона, ни правила, постановляющего то, о чем сказано в κεμενον: «οχ ερσκω νμον καννα κωλοντα, πιτρποντα τος κληρικος μνειν 504 – В третьем толковании на гл. 27 (отд. 3) IX тит. Вальсамон, наоборот, одобряет сказанное Фотием: «Εχαρστησον ον τ πατριρχ Φωτ καλς ρμενεσαντι παιτεν ς διαφερον τκους, τος πισκπους κα τος κληρικος...)» 505 . Одобрительно также отзывается он и о сказанном в κεμενον 5 гл. XIII титула, не называя, впрочем, на этот раз автора: «...καλς δ επεν, τι ρπζων λλοτραν δολην πρνην οσαν οκ νχεται ς νδραποδιστς, γουν ο μεταλλζεται...» 506 В заключение, надо заметить, что Вальсамон, поставивши себе задачей представить свод действующего гражданского законодательства по делам церкви в XII веке, дополнил Юстинианово законодательство, заключающееся в Номоканоне, новеллами позднейших византийских императоров, начиная с Льва Философа (886–911) и кончая Исааком Ангелом (1185–1195), а также патриаршими или синодальными постановлениями, при чем, большей частью, приводить буквальный текст их, за исключением лишь предисловий и эпилогов 507 . IV. Юридическое значение толкований Вальсамона

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Если же ты не в состоянии будешь сделать это вследствие неповиновения [братий], то, по крайней мере, старайся спасти душу свою. Желаю тебе сил для мира о Господе» 408 . И хотя это обращение к Новациану александрийского предстоятеля не оказало, к сожалению, какого-либо видимого влияния на раскольника и не заставило его примириться с Церковью, тем не менее св. Дионисий сыграл решающую роль в том, что пожар этого раскола если и не был полностью потушен, то, по крайней мере, был ограничен и перестал быть серьезной угрозой для Церкви 409 . Другое нестроение в Церкви, непосредственно коснувшееся св. Дионисия, связано с так называемыми «спорами о крещении еретиков», которые во многом являлись следствием раскола новациан 410 . По поводу того, следует или не следует перекрещивать этих раскольников, и столкнулись папа Стефан и его преемник Сикст II с одной стороны и св. Киприан Карфагенский , поддержанный Фирмилианом Кесарийским и некоторыми восточными епископами, с другой 411 . В основе данного столкновения лежало древнее различие практики отдельных церквей, которое до поры до времени не вызывало споров, но затем, в силу исторического стечения обстоятельств, привело к столкновению. Большую роль здесь сыграли также властные притязания папы Стефана, пытавшегося силой навязать прочим церквам практику Римской церкви. В этой ситуации св. Дионисий пытается восстановить мир во вселенском Теле Христовом. Его позиция относительно спорного вопроса отразилась в нескольких посланиях, которые сохранились, к сожалению, лишь во фрагментах. Так, римскому пресвитеру Филимону он пишет: «Следующее правило и образец ( τν καννα κα τν τπον) принял я от блаженного нашего папы Иракла: людей, обращающихся из ересей и отпавших от Церкви ( τς κκλσας ποστντας), а еще более тех, которые, не отлагаясь от нее и внешне, как кажется, имея с ней общение ( σναυγεσδαι μν δοκοντας), однако же, не скрывали, что ходят к кому-нибудь из лжеучителей ( τεροδασκαλοντων), он отлучал от Церкви ( πελσας τς κκλησας). Внимая их просьбам, снова принимал, но не прежде, чем они пред лицем народа высказывали все то, что слышали от представителей противного учения. После этого он позволял им соединиться [с прочими верующими], не требуя от них вторичного крещения ввиду того, что они прежде получили от него Святого [Духа]». Еще св. Дионисий добавляет; «Узнал я также, что не теперь и не в одной только Африке введен этот [обычай], но что подобное мнение существовало с давнего времени еще до нас у епископов в церквах многолюднейших ( ν τ ις πολνανθρωποτταις κκλησαις) и на Соборах братий в Иконии, Синнаде и во многих других [странах]» 412 . Таким образом, Александрийский предстоятель, стараясь обуздать властолюбие папы Стефана, ссылается на то церковное Предание, которое уже существовало в ряде восточных церквей и которое, по его мнению, требовало всяческого уважения, хотя и не совпадало с практикой Римской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010