Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Епархиальное управление по «Уставу ...» 1988 года. Экзархаты Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Органы епархиального управления. Устройству епархиального управления посвящена VIII глава «Устройства об управлении Русской Православной Церкви,» названная «Епархия.» В «Уставе» епархия определяется как «местная церковь, возглавляемая архиереем и состоящая из приходов, объединенных в благочиния и находящихся на данной территории монастырей.» О границах епархий в «Уставе» сказано, что внутри России они определяются с учетом административно-территориального деления областей, краев или республик, а за рубежом устанавливаются особым решением Священного Синода. «Епархиальный архиерей, - говорится в ст. 5 гл. VIII «Устава» - по преемству власти от святых апостолов есть предстоятель местной церкви - епархии, канонически управляющий ею при соборном содействии клира и мирян.» Он избирается и назначается Синодом. При необходимости в помощь ему назначается викарный епископ, круг обязанностей которого устанавливается по усмотрению правящего архиерея. Кандидат в епископы должен быть не моложе 30 лет, из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства; в последнем случае перед хиротонией обязательно совершается его монашеский постриг. Кандидат на епископскую кафедру должен соответствовать высокому званию епископа по своей нравственности и образованию. В епархии архиерей пользуется полнотой власти в делах вероучения, христианской нравственности, священнодействия и пастырства. Он рукополагает и назначает клириков, назначает сотрудников епархиальных учреждений и благословляет постриги. Клириков другой епархии правящий архиерей принимает лишь при наличии отпускной грамоты. Архиерей созывает Епархиальные Собрания и Совет и председательствует на них; он имеет высшее начальственное наблюдение над всеми епархиальными учреждениями и входящими в епархию монастырями. «Без согласия епархиального архиерея, - гласит ст. 14 «Устава,» - ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432434/

Документы Сообщение Совета архиепископии православных Русских Церквей в Западной Европе (экзархат Вселенского патриарха) 24.10.2006 17:45 Сообщение N° 18-06 18 октября 2006 г. состоялось заседание Совета Архиепископии под председательством Высокопреосвященного архиепископа Гавриила. На нем были рассмотрены следующие вопросы: 1. Взаимоотношения с Московской патриархией: Совет Архиепископии ознакомился с Журналами заседаний Священного Синода Московской патриархии от 6 октября 2006 г.  a) Совет Архиепископии принимает к сведению предложение Московской патриархии рассмотреть проблемы, возникшие в последнее время между Экзархатом и Московской патриархией, в рамках собеседований между Московским и Константинопольским патриархатами ( Журнал 104 п.3 ). Совет приветствует такое начинание, поскольку создалась тягостная для всех нас ситуация, и мы, живущие здесь, переживаем эти раздоры с болью и огорчением. Поэтому Совет Архиепископии надеется, что собеседования между ответственными лицами обоих Патриархатов - с учетом различных аспектов настоящей ситуации - позволят снизить напряженность и восстановить мир при соблюдении экклесиологических и канонических норм православного Предания.  б) Совет Архиепископии считает нужным дать некоторые уточнения относительно канонического положения Преосвященного епископа Амфиполийского Василия, а также клириков, перечисленных в журнале заседаний Священного Синода РПЦ от 6 октября 2006 г., которые, как говорится в постановлении Синода, «в состав Экзархата были приняты без запроса на то отпускной грамоты от их канонического священноначалия» Русской Православной Церкви. С этими уточнениями можно ознакомиться в приложении .  в) Совет Архиепископии считает также нужным отметить, что вопреки утверждениям, приводимым в «справке», содержащейся в том же журнале 104 : Высокопреосвященный архиепископ Гавриил не был «назначен во главе Экзархата» (как читается в справке), а был - как и все его предшественники во главе Экзархата - избран свободным соборным волеизъявлением Общего Епархиального собрания, состоявшегося 1 мая 2003, в согласии с постановлением Московского Всероссийского церковного собора 1917-1918 гг. и действующим уставом Архиепископии. Избрание его было затем подтверждено Священным Синодом Вселенского престола.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Если говорить о работе Управления, то, как часто бывает, главная сложность — в подборе кадров. Структура новая, требовалось не только найти новых людей, но и подготовить их для этой работы. Должен сказать, что нам есть ещё над чем работать и чему учиться», - продолжил архипастырь. «Несмотря на то, что у меня имеется определенный опыт служения в ближнем зарубежье, а именно в Беларуси, сегодня мои основные труды связаны с делами Московской митрополии и Коломенской епархии, а это занимает достаточно много времени, поэтому полного вовлечения в дела Управления остается не так много. Но, с Божией помощью и усердием наших сотрудников, мы вырабатываем пути решения всех вопросов и проблем для того, чтобы исполнить возложенное на нас послушание», - сказал он. «Если же говорить о ситуации в ближнем зарубежье, то каждый вполне может себе представить, насколько она разнородна, учитывая существенные различия между странами, не говоря об Украине, с архиереями которой какие-либо активные контакты сейчас практически невозможны», - продолжил владыка Павел. Он отметил, что, помимо критической ситуации на Украине, ситуация «в каждой Балтийской стране имеет сегодня свою особенность и свои трудности». «Совсем недавно в Литве Константинопольский Патриарх учредил свою антиканоническую юрисдикцию, приняв в нее лишенных сана клириков Виленско-Литовской епархии, а также некоторых клириков из Беларуси, не имеющих отпускной грамоты от своих архиереев. Это в буквальном, терминологическом смысле очередной раскол, поскольку таким образом раскалывается единая до сего времени епархия», - добавил митрополит. «Что касается самой Виленско-Литовской епархии, то совершенно очевидно, что на её правящего архиерея митрополита Виленского и Литовского Иннокентия оказывается большое давление с разных сторон. Некоторое время тому назад он обратился к Святейшему Патриарху и Священному Синоду с просьбой о придании Виленско-Литовской епархии статуса самоуправляемой Церкви. Поскольку такие решения по Уставу могут приниматься только Поместным Собором, повестка дня которого формируется Архиерейским Собором, Священный Синод принял решение о передаче этого прошения на рассмотрение предстоящего Архиерейского Собора», - подчеркнул он.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/27/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Посредством удалённых способов связи» архиепископ Иоанн (Реннето) принят в Московский Патриархат 20.09.2019 827 Время на чтение 5 минут Источник: Аналитический центр святителя Василия Великого 14 сентября решением Священного Синода Русской Православной Церкви архиепископ Иоанн (Реннето), возглавляющий Архиепископию западноевропейских приходов русской традиции (ранее входила в состав Константинопольского патриархата), принят в юрисдикцию Московского Патриархата с титулом «Дубнинский». Ожидается, что за архиереем последует большинство приходов теперь уже бывшей Архиепископии. 15 сентября в проповеди Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал : « И то, что сегодня мы отмечаем замечательное событие воссоединения последнего осколка русского зарубежья с Московским Патриархатом, - это не только достижение церковной дипломатии. В первую очередь это результат того, что Русская Православная Церковь радикально изменилась за последние годы ». Любопытно, что решение Священного Синода 14 сентября было принято «посредством удаленных способов связи» (видимо, с помощью видеоконференции и телефонов). Конечно, происходящее воссоединение отрадно для русского сердца - заживает ещё одна рана, нанесённая Русской Церкви в послереволюционные годы. Что важно для самой Архиепископии, это решение соответствует воле покойного митрополита Евлогия (Георгиевского), который на склоне лет со своими приходами вернулся в Московский Патриархат. Возникают, правда, и некоторые вопросы. Например, критики Московской Патриархии указывают на якобы неканоничность вхождения архиепископа Иоанна (Реннето) в юрисдикцию Москвы , так как у него, дескать, нет отпускной грамоты. Однако преступные действия Константинопольского патриархата как в отношении РПЦ, так и Архиепископии сделали невозможным «нормальный» переход в иную юрисдикцию (напомним, отпускную грамоту, изданную патр. Варфоломеем без прошения и без ведома архиеп. Иоанна, архиерей справедливо посчитал не имеющей силы, как и его формальное смещение Фанаром). К тому же Константинопольский патриархат - это раскольническая и еретическая структура, к которой теперь уже неприменимы обычные алгоритмы взаимодействия между поместными Церквями. К сожалению, на безупречные варианты в нынешних условиях вообще трудно рассчитывать, а кивки на «(не)каноничность» в данных обстоятельствах - это не более чем попытки связать руки Московкой Патриархии и сорвать воссоединение с нашими зарубежными соотечественниками, а не голос христианской совести.

http://ruskline.ru/opp/2019/sentyabr/20/...

заседание Священного Синода Русской Православной Церкви ЖМП 7 июль 2011 /  25 июля 2011 г. Запрещение клириков в служении: историко-правовой комментарий В докладе на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля Патриарх Московский и всея Руси Кирилл указал на ряд вопросов, возникших в связи с работой Общецерковного суда, а именно «в том, что касается бессрочных запретов», а также «довольно странной практики, когда в виде меры наказания клирики почисляются за штат с правом служения или с правом перехода в другую епархию, а потом годами служат там без отпускной грамоты, нередко переезжают из епархии в епархию, совершают требы в моргах или на объектах частной собственности» (1) . Принятое Священным Синодом Русской Православной Церкви на заседании 22 марта Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат (2) призвано решить эти вопросы, унифицировав существующую практику почисления за штат и запрещения в служении клириков. В связи с тем, что Положение должно решить конкретные проблемы текущей церковной жизни, целый ряд аспектов регулируемых им отношений в документе не рассматривается. Поэтому представляется необходимым рассмотреть принятый Священным Синодом акт в контексте действующих правовых установлений, а также в исторической перспективе. Подобный анализ может позволить, с одной стороны, лучше уяснить устанавливаемые в Положении правила, а, с другой стороны, выявить возможные пути совершенствования церковного законодательства.   О практике запрещения клириков в служении Положение состоит из двух самостоятельных частей, которые относятся к актам процессуального права. Первая часть призвана упорядочить существующую практику наложения прещений на клириков. В ней регламентируется наложение такого прещения, как временное запрещение в священнослужении, или приостановление прав священнодействия. В Положении запрещение в священнослужении рассматривается как мера исправительной дисциплины. Примечательно, что запрещение трактуется сугубо как наказание. Вместе с тем, есть и другой возможный аспект его применения, а именно как предварительной меры, используемой на время следствия до окончательного рассмотрения дела судом, в случае если против клирика выдвинуто обвинение в совершении правонарушения.

http://e-vestnik.ru/church/polozhenie_o_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Варнава (Меркулов). Фотография. Нач. ХХ в. (ГИМ) (Меркулов Василий Ильич; 24.01.1831, с. Прудищи Венёвского у. Тульской губ.- 17.02.1906, ТСЛ), прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых), иером., старец Гефсиманского скита ТСЛ, основатель выксунского в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ря . Из крепостных крестьян помещика Юшкова, был последним, 7-м, ребенком в семье. Религиозным воспитанием обязан матери, впосл. постриженной им в монашество в Выксунской обители. По свидетельству матери, мальчик трижды избежал гибели благодаря помощи Божией: остался живым под колесами экипажа и после падения с печи, был исцелен от болезни явившимся ему ангелом. В детстве Василий был весел и приветлив, с наступлением отрочества стал серьезен, избегал шумных игр. В 1840 г. семья Меркуловых была продана помещику Скуратову и переехала в с. Нара (Фоминское) Московской губ. (ныне г. Нарофоминск). Василий начал обучаться слесарному ремеслу, в свободное время посещал мон. Геронтия, подвизавшегося близ Зосимовой во имя Св. Троицы жен. пуст. Под влиянием бесед со старцем юноша во время паломничества осенью 1850 г. в ТСЛ у мощей прп. Сергия Радонежского дал обет принять монашество. В 1851 г. Василий поступил в ТСЛ, стал келейником перешедшего в лавру мон. Геронтия (в схиме Григория). По благословению последнего Меркулов перешел в Гефсиманский скит под духовное руководство отшельника мон. Даниила. После получения 17 нояб. 1856 г. отпускной грамоты от кнг. Щербаковой Меркулов 23 дек. 1857 г. был принят послушником в Гефсиманский скит, трудился в слесарной мастерской, у свечного ящика, читал в храме за богослужением, был проводником паломников в пещерах скита. Схим. Григорий и мон. Даниил благословили Меркулова принять подвиг старчества и основать жен. мон-рь. 20 нояб. 1866 г. строителем Гефсиманского скита иером. Анатолием Меркулов был пострижен в монашество с наречением имени в честь ап. Варнавы, 29 авг. 1871 г. Леонидом (Краснопевковым) , еп. Дмитровским, вик. Московской епархии, в Угрешском монастыре рукоположен во иеродиакона, 20 янв. следующего года в Высокопетровском монастыре еп. Можайским, вик. Московской епархии Игнатием (Рождественским) рукоположен во иеромонаха.

http://pravenc.ru/text/154265.html

Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2006 года 26 грудня 2006 р. 14:01 ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: о епископе Василии (Осборне) .   Справка: 8 июня 2006 года Священный Синод Константинопольского Патриархата вынес решение о принятии Преосвященного епископа Василия (Осборна) , бывшего Сергиевского, в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и назначении викарием Преосвященного архиепископа Команского Гавриила в составе Экзархата западноевропейских русских приходов Константинопольского Патриархата. Священный Синод Русской Православной Церкви 12 июня 2006 года (журнал 32), отметив каноническую неправомочность такого деяния при отсутствии у епископа Василия отпускной грамоты от Священноначалия Русской Православной Церкви, вызвал епископа Василия на следующее заседание Священного Синода. В заседании 19 июля 2006 года ( журнал 75 ) Священный Синод Русской Православной Церкви, констатировав, что епископ Василий не явился на заседание Священного Синода, и отметив нарушение им епископской присяги, а также правил Святых Апостолов 33, Карфагенского Собора 32, Двукратного Собора 15, временно запретил епископа Василия в священнослужении и вызвал на следующее заседание Священного Синода. В заседании от 6 октября 2006 года ( журнал ) Священный Синод Русской Православной Церкви, констатировав, что епископ Василий повторно не явился на заседание, вновь вызвал его на следующее заседание Священного Синода и предупредил его, что в случае игнорирования призыва Священноначалия он подлежит суду архиереев. В том же заседании Священный Синод постановил предложить Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею ради сохранения церковного единства без промедления рассмотреть создавшуюся ситуацию в рамках двусторонних собеседований. Со стороны Константинопольского Патриархата на это предложение последовал положительный ответ. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Констатировать, что Преосвященный епископ Василий (Осборн) вновь не прибыл на заседание Священного Синода.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204211...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы 117-154 заседания Священного Синода от 26 декабря 2006 года ЖУРНАЛ ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: о епископе Василии (Осборне). СПРАВКА: 8 июня 2006 года Священный Синод Константинопольского Патриархата вынес решение о принятии Преосвященного епископа Василия (Осборна), бывшего Сергиевского, в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и назначении викарием Преосвященного архиепископа Команского Гавриила в составе Экзархата западноевропейских русских приходов Константинопольского Патриархата. Священный Синод Русской Православной Церкви 12 июня 2006 года (журнал 32), отметив каноническую неправомочность такого деяния при отсутствии у епископа Василия отпускной грамоты от Священноначалия Русской Православной Церкви, вызвал епископа Василия на следующее заседание Священного Синода. В заседании 19 июля 2006 года (журнал 75) Священный Синод Русской Православной Церкви, констатировав, что епископ Василий не явился на заседание Священного Синода, и отметив нарушение им епископской присяги, а также правил Святых Апостолов 33, Карфагенского Собора 32, Двукратного Собора 15, временно запретил епископа Василия в священнослужении и вызвал на следующее заседание Священного Синода. В заседании от 6 октября 2006 года (журнал Священный Синод Русской Православной Церкви, констатировав, что епископ Василий повторно не явился на заседание, вновь вызвал его на следующее заседание Священного Синода и предупредил его, что в случае игнорирования призыва Священноначалия он подлежит суду архиереев. В том же заседании Священный Синод постановил предложить Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею ради сохранения церковного единства без промедления рассмотреть создавшуюся ситуацию в рамках двусторонних собеседований. Со стороны Константинопольского Патриархата на это предложение последовал положительный ответ.

http://mospat.ru/archive/86322-zhurnaly-...

Закрыть «Вскормленный в неволе…» Легализация украинских раскольников и русских расстриг вроде Кураева – это разменная монета для иуд 12.04.2024 168 Время на чтение 3 минуты Фото: ЖЖ Андрея Кураева Как Вашингтон печатает доллары и покупает на них себе политических рабов во всем мире, так Константинополь печатает «томосы» (указы и отпускные грамоты) и приобретает себе на них церковных холуёв. И вот, как с благоговением сообщает нам об этом в своем блоге Андрей Кураев, нежданно-негаданно он тоже сподобился получить такой мандат вселенского империализма, или такой вид на жительство в царстве «мира сего». Я достаю, говорит, из широких штанин электронное письмо pdf -формата. Читайте, завидуйте, говорит, я гражданин Вселенского патриархата. Англосаксы «развели» хохлов, «как лохов», политически колонизировав их и, по законам жанра, преподнеся им их свежеиспеченное рабство как «демократическое завоевание», «освобождение от зависимости» от тоталитарной России. И вот «эксперт» Алексей Арестович (бывший советник Офиса президента Украины) рассуждает в своём блоге о том, как он видит политику Вашингтона в отношении Украины, которую, как быдло за чечевичную похлебку, бросили на убой в необходимом хозяевам денег «сдерживании России», а «эксперту» в Киеве это видится защитой интересов украинского народа, открывающей перед ним головокружительные перспективы. Точно так же рассуждает и другой «эксперт широкого профиля» Андрей Кураев (и «бывший советник» уже Московской Патриархии), которого развела на «восстановление в сане» другая империя лжи – Константинопольский Патриархат. С византийскими греками произошло то же самое, что с ветхозаветным Израилем: они духовно переродились и стали фарисеями. Поэтому уже вошло в поговорку, что «греки лукавы от века», то есть, уже очень давно. А если лукавы, значит, и «отец их дьявол» как духовный покровитель лукавства, «похоти» которого они «исполняют» (Ин. 8:44). Поэтому с канонами Фанар обращается так же, как Вашингтон с «международным правом», безбожно вертя ими в своих интересах. И так же, как Вашингтон в своей бесовской алчности и гордыне, готов на злодеяние и беззаконие любого масштаба, чтобы увеличить свое господство в мире, Фанар в той же гордыне и ненасытности готов на все, чтобы «сдержать» Промыслом Божьим ширящийся и укрепляющийся Московский Патриархат, отжать у него как можно больше его канонических территорий.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/12/vs...

Члены Синода Русской Православной Церкви рассмотрели ситуацию, связанную с переходом епископа Василия (Осборна) в юрисдикцию Константинопольского Патриарха 6 октября 2006 г. 15:28 В своем постановлении ( Журнале ) Священный Синод «выразил сожаление в связи с заявлениями и действиям руководства Экзархата русских православных приходов в Западной Европе ( Константинопольский Патриархат ), свидетельствующими о фактическом отказе от духовного наследия Преосвященного митрополита Евлогия (Георгиевского) и иных деятелей русской церковной эмиграции в Западной Европе, почитавших себя чадами Русской Церкви, не прекращавших своего единения с нею и прервавших свое пребывание в канонической юрисдикции Патриархата лишь временно и в связи с известными политическими обстоятельствами». Как известно, 8  июня 2006 года Священный Синод Константинопольского Патриархата вынес решение о принятии Преосвященного епископа Василия (Осборна) , бывшего Сергиевского, в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и о его назначении   викарием Преосвященного архиепископа Команского Гавриила в составе Патриаршего экзархата православных приходов русской традиции в Западной Европе. Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 июля 2006 года ( журнал 75 ) епископ Василий (Осборн) был запрещен в служении и вызван на следующее заседание Священного Синода, о чем ему и был послан соответствующий указ. Несмотря на это, епископ Василий не явился на заседания Священного Синода. В Журнале Синода также отмечается, что со времени назначения архиепископа Команского Гавриила главой Экзархата русских православных приходов в Западной Европе в состав Экзархата были приняты без запроса на то отпускной грамоты от их канонического Священноначалия 18 клириков Русской Православной Церкви. Священный Синод постановил вновь вызвать епископа Василия на заседание Священного Синода и предупредить, что в случае игнорирования призыва Священноначалия он подлежит суду архиереев. Члены Синода Русской Православной Церкви выразили «глубокую озабоченность в связи с неканоническими действиями Преосвященного архиепископа Команского Гавриила, выразившимися в неоднократном принятии в клир Экзархата русских западноевропейских православных приходов клириков Русской  Православной Церкви без обращения к Священноначалию Русской Православной Церкви с просьбой о предоставлении им отпускной грамоты».

http://patriarchia.ru/db/text/149649.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010