15. В обязанности настоятеля входит: 16. Настоятель может получить отпуск и на время оставить свой приход только с разрешения епархиальной власти. Разрешение получается в установленном порядке. VIII.Б. Притч 17. В состав причта прихода входят: священник, диакон и псаломщик. Число членов причта может быть увеличено или уменьшено епархиальной властью по просьбе прихода и в соответствии с его потребностями. В любом случае, причт должен состоять не менее чем из двух человек - священника и псаломщика. 18. Избрание и назначение священно- и церковнослужителей принадлежит епархиальному архиерею. 19. Чтобы быть рукоположенным во диакона или священника, необходимо: 20. Члены причта могут быть перемещены и уволены со своих мест епархиальным архиереем по личной просьбе, решению церковного суда или по церковной целесообразности. 21. Обязанности членов причта определяются церковными правилами и распоряжениями епархиального архиерея или настоятеля. 22. Причт отвечает за духовно-нравственное состояние прихожан и за выполнение своих богослужебных и пастырских обязанностей. 23. Члены причта не могут оставить приход без разрешения церковной власти. Разрешение получается в установленном порядке. 24. Священнослужитель может участвовать в совершении богослужения в другом приходе с согласия епархиального архиерея той епархии, в которой данный приход находится, или с согласия настоятеля при наличии удостоверения, подтверждающего каноническую правоспособность этого священнослужителя. 25. Согласно 13-му правилу IV Вселенского Собора священнослужители могут быть приняты в другую епархию только при наличии отпускной грамоты епархиального архиерея. VIII.B. Прихожане 26. Прихожанами являются лица православного вероисповедания, которые сохраняют живую связь со своим приходом. 27. Каждый прихожанин обязан регулярно участвовать в богослужении, исповедоваться и причащаться, придерживаться церковных канонов и предписаний, совершать дела веры и стремиться к религиозно-нравственному совершенствованию. 28. Прихожане обязаны заботиться о материальном содержании причта, храма и приходских учреждений и способствовать их благоустройству.

http://drevo-info.ru/articles/26109.html

Ряд священнослужителей Православной Церкви Молдовы, позднее аналогичным образом совершивших своевольный переход в «Бессарабскую митрополию», запрещены в служении впредь до их возможного раскаяния. Члены Священного Синода Русской Православной Церкви с глубоким сожалением констатировали, что упомянутые постановления Синода Румынской Православной Церкви находятся в прямом противоречии со священными канонами, в частности с 11, 12, 31 и 32 правилами Святых Апостолов, 2 правилом II Вселенского Собора, 5 и 8 правилами III Вселенского Собора, 13 правилом IV Вселенского Собора, 17 правилом Пято-Шестого (Трулльского) Собора, 13 и 22 правилами Антиохийского Собора. Выразив решительное несогласие с данными постановлениями, Синод Русской Церкви предупредил, что в случае их дальнейшей реализации неизбежны тяжкие последствия как для двусторонних отношений Русской и Румынской Церквей, так и для единства Православной Церкви в целом. Отмечено, что упомянутые в решении Синода Румынской Православной Церкви «румынские православные клирики… возвращающиеся в Бессарабскую митрополию» в действительности никогда не принадлежали к последней, как и к Румынскому Патриархату в целом. Священный сан был ими получен в Русской Православной Церкви, и наказание они понесли за нарушение священнической присяги и другие канонические преступления, а вовсе не «по причине их принадлежности к Румынской Православной Церкви», к которой они не могут принадлежать в силу отсутствия отпускной грамоты. Также участники заседния напомнили, что 17 правило Трулльского Собора предписывает, дабы «никто из клириков, в какой бы степени кто ни был, не имел права без увольнительной от своего епископа граматы определен быти к иной церкви», — указывая при этом, что нарушивший данное правило «будет извержен и сам, и неправильно приявший его». Председателю Отдела внешних церковных связей митрополиту Волоколамскому Антонию поручено дополнительно изучить вопрос о действиях Румынского Патриархата и своевременно внести предложения на рассмотрение Священного Синода.

http://patriarchia.ru/db/text/6110137.ht...

Этот пролетариат в среде духовенства, развившийся в конце XVII и начале XVIII вв. в громадных размерах, увеличивался еще целым классом духовных лиц, входивших в состав его. Мы разумеем класс так называемого бродячего, перехожего или, как его обыкновенно принято называть «крестцоваго» поповства. Этот последний класс и послужил собственно основанием для священно-церковно-служительского пролетариата, какой обнаружился в. конце XVII и начале XVIII вв. Крестцовое или перехожее поповство, издавна образовавшееся на Руси, в XVII и начале XVIII столетия сделалось особенно заметным. Крестцами назывались в Москве известные пункты, на которых собиралось много народу, например, у Варварских и особенно у Спасских ворот. На этих-то пунктах, как говорил позднее биограф московского митрополита Платона, «с давних времен сбирались безместные попы и диаконы, запрещенные, под следствием находившиеся и отрешенные от мест; там они нанимались за малую цену служить обедни при разных церквах, особливо домовых 168 . Но на крестец собирались не одни только отрешенные от мест, запрещенные и под следствием находившиеся священно-служители. Сюда собиралось много и таких, которые добровольно оставляли свои места и уходили в Москву. Так, в духовном сословии в течение почти всего XVII и начала XVIII веков происходило встречное движение. С одной стороны, массы лиц не только по своему рождению принадлежащие к духовному сословию, но и всех других общественных элементов, усиленно стремятся к тому, чтобы во что бы то ни стало «водраться» в духовный чин и занять здесь хоть какое-нибудь место, а с другой – заручившись местом добровольно покинуть его и уйти на крестец. При той свободе перехода, которая господствовала в древней России; такое добровольное желание покинуть занимаемое место было делом очень легким и всегда возможным. Так называемые «отпускные грамоты», которые давались священно-церковно-служителям при оставлении ими своего прихода, давали им очень много свободы; с этими грамотами они могли ходить по всем митрополиям, архиепископиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

1015). Отпускная грамота представляет собой письменное разрешение принять одну из этих двух степеней священства, данное епископом или старшим настоятелем верующему, на которого распространяются их полномочия (каноны 1018_1023). Канон 1016 определяет, кого следует считать episcopus proprius: в случае рукоположения в диаконат таковым является епископ того диоцеза, где проживает рукополага емый или где он предполагает осуществлять свое служение. В случае рукоположения в пресвитеры – это епископ того диоцеза, где посвящаемый был рукоположен в диакона. Естественно, что рукополагаемые, не имеющие своего episcopus proprius, – например, члены секулярных институтов, институтов монашествующих, обществ апостольской жизни или персональных прелатур, – могут быть посвящены в диаконы или пресвитеры любым епископом, находящимся в полном общении с Католической Церковью, после того как тот удостоверится в подлинности отпускной грамоты полномочного настоятеля (кан. 1022). В случае нарушения названных норм канон 1383 предусматривает в отношении епископа запрет на преподание таинства священства в течение одного года, а в отношении рукоположенного – суспенсию принятого сана. Среди кодексных норм, касающихся рукополагаемых (каноны 1024_1052), следует, прежде всего, назвать канон 1024, согласно которому только крещеные мужского пола могут законным образом принимать посвящение в священный сан, и канон 1037, предписыва ющий публичное принятие перед Богом и Церковью обязательства безбрачия до того, как будет совершено рукоположение в диаконы. Разумеется, из этого правила исключаются женатые верующие, намеревающиеся принять постоянное диаконское служение. В отношении последних канон 1031 § 2 предписывает, что они должны быть не моложе тридцати пяти лет и иметь согласие супруги. Если крещение составляет необходимое условие действенного принятия таинства рукоположения любой ступени (кан. 849), то конфирмация, напротив, требуется каноном 1033 только в качестве условия правомочности посвящения в сан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

до Юрид. быт I, 50. Доп. Акт. Пет. I, 14). В 1495 г. архиепископ Геннадий «великих ради нужд дел христианских» отказался ехать в Москву на поставление м. Симона (Доп. Акт. И. I, 19). Вероятно, ничто иное, как дела церковные и земские в самом Новгороде, заставляло новгородских владык вместо личных поездок для укрепления христианства среди язычников и полуязычников инородцев посылать соборных попов под охраной своих бояр. Между тем личный надзор епархиального архиерея в Новгородской области был необходим. Тут непорядков было более, чем где-либо. Вот что между прочим писали десятильники в 1545 г. новгородскому архиепископу Феодосию: «игумены и священники Устюжны Железнопольской пренебрегают церковным строением и службой: венчают без знамени и десятильнича докладу, пошлин десятильникам не платят; иные венчают четвертым и пятым браком, выдавая брачущихся за двоеженцев и троеженцев; венчают родственников; мужья отпускают ни в чем неповинных жен и берут себе других, а отпущенные в свою очередь выходят за муж. Много игуменов и попов приходят из митрополии и других епархий и служат в Новгородской епархии, без ведома и благословения новгородского владыки. Иные вновь ставятся в попы и дьяконы в Устюжну Железнопольскую у митрополита и других архиереев без совета, повеления и без протропи владыки новгородскаго: иные ставятся хитростью, вылыгая отпускныя грамоты у митрополита и владык, сами же грамот не показывают ни новгородскому владыке, ни его десятильникам. Вдовые попы, постриженные в чернецы, самовольно служат у церквей по прежнему. Если за подобныя дела десятильник вздумает игуменов, попов и дьяконов отдавать на поруки и назначать срок для суда архиепископскаго, то виноватые на суд не являются, на поруки не идут, десятильников бьют и злословят неподобной бранью» (Соловьев Ист. Рос. II, VII, 417–418). Это происходило в центре Новгородской епархии. Некоторые сведения о том, что представляли из себя псковские пригороды в церковном отношении, можно находить в очень важном для истории русских городов изследовании Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

– 635– сей памятник носит характер чина и с надписанием: «Прощальный список отца духовного». И затем – проф. С.И. Смирнов игнорировал то надписание, которое этому чину усвояется в более ранних списках – Молитва . Разрешение иерея иерею удаления ради... и пр. Если бы автор сопоставил такое надписание с тем, что настоящей чин встречается по преимуществу в церковных уставах и что списки его редки, то не мог бы не признать, что первоначально этот чин действительно относился только к священникам, и вероятно на такие случаи, когда благодаря выборному началу прихожанами, он лишался прихода и должен был искать другое место. В этом случае такая грамота заменяла свидетельство относительно правоспособности его на служение. Это одно. Другое: отмечаемым нами первым надписанием определяется другое назначение настоящего «чина» – и именно назначение – быть свидетельством духовному сыну на право причащения и затем на случай смерти – быть разрешением от грехов. О каком-либо освобождении духовного сына из подчинения духовнику здесь ни слова. Если где и можно усматривать указание на несменяемость и отпускные грамоты, так это в цитуемом автором постановлении собора 1666–7 г.; но данное постановление мотивировалось, во всяком случае, не признанием несменяемости самой в себе, а другим посторонним мотивом. То же самое нужно сказать и касательно справок, приведенных автором из писаний Посошкова (стр. 53–55). При всей естественности принципа несменяемости духовника – быть, действительность, по целому ряду неизбежных условий, не могли соответствовать применение его на практике в должной мере.– И автор, поэтому, правильно приходит к заключению, что духовник считался «несменяемым номинально» и что «действительный духовник верующего постоянно один». Мы и здесь должны добавить, что при мало-мальски надлежащем отношении к исповеди иначе и не может быть, как не бывает и теперь. При несменяемости духовника, хотя бы и идеальной, конечно, должно представиться, что и отношения между ним и духовным чадом совершенно ограждены от всякого

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ряд священнослужителей Православной Церкви Молдовы, позднее аналогичным образом совершивших своевольный переход в «Бессарабскую митрополию», запрещены в служении впредь до их возможного раскаяния. ПОСТАНОВИЛИ: 1. С глубоким сожалением констатировать, что упомянутые постановления Синода Румынской Православной Церкви находятся в прямом противоречии со священными канонами, в частности с 11, 12, 31 и 32 правилами Святых Апостолов, 2 правилом II Вселенского Собора, 5 и 8 правилами III Вселенского Собора, 13 правилом IV Вселенского Собора, 17 правилом Пято-Шестого (Трулльского) Собора, 13 и 22 правилами Антиохийского Собора. 2. Выразить решительное несогласие с данными постановлениями, которые в случае их дальнейшей реализации неизбежно повлекут за собой тяжкие последствия как для двусторонних отношений Русской и Румынской Православных Церквей, так и для единства Православной Церкви в целом. 3. Отметить, что упомянутые в решении Синода Румынской Православной Церкви «румынские православные клирики… возвращающиеся в Бессарабскую митрополию» в действительности никогда не принадлежали к последней, как и к Румынскому Патриархату в целом. Священный сан был ими получен в Русской Православной Церкви и наказание они понесли за нарушение священнической присяги и другие канонические преступления, а вовсе не «по причине их принадлежности к Румынской Православной Церкви», к которой они не могут принадлежать в силу отсутствия отпускной грамоты. 4. Напомнить, что 17 правило Трулльского Собора предписывает, дабы «никто из клириков, в какой бы степени кто ни был, не имел права без увольнительной от своего епископа граматы определен быти к иной церкви», — указывая при этом, что нарушивший данное правило «будет извержен и сам, и неправильно приявший его». 5. Поручить Преосвященному митрополиту Волоколамскому Антонию, председателю Отдела внешних церковных связей, дополнительно изучить вопрос о действиях Румынского Патриархата и своевременно внести предложения на рассмотрение Священного Синода.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6109914...

Приходской причт состоит из священника, диакона и псаломщика. «Число членов причта может быть увеличено или сокращено епархиальной властью по просьбе прихода и в соответствии с его нуждами, во всяком случае, причт должен состоять не менее, чем из двух лиц – священника и псаломщика» (XI, 22). При этом должность псаломщика может быть замещена лицом в священном сане. Избрание и назначение клириков совершает епархиальный архиерей. «Устав» перечисляет условия, которым должен соответствовать кандидат на поставление в священный сан, а именно: принадлежность к Русской Православной Церкви, совершеннолетие; необходимые нравственные качества; достаточная богословская подготовка; свидетельство духовника об отсутствии канонических препятствий к рукоположению. Кандидат не должен состоять под церковным или гражданским судом и обязан принять церковную присягу. Члены причта могут быть перемещаемы и увольняемы только епархиальным архиереем по личному прошению, по церковному суду или ввиду церковной целесообразности. Причт прихода несёт ответственность за духовно-нравственное состояние прихода и за выполнение своего богослужебного и пастырского долга. Члены причта не могут покидать приход без разрешения церковной власти. «Священнослужитель может принять участие в совершении богослужения в другом приходе с согласия епархиального архиерея той епархии, в которой данных приход находится, или с согласия благочинного или настоятеля при наличии удостоверения, подтверждающего каноническую правоспособность» (XI, 29). В соответствии с 13-м правилом Халкидонского Собора, священнослужитель может быть принят в другую епархию только при наличии отпускной грамоты. 44.3. Коллегиальные органы приходского управления Прихожанами, согласно «Уставу», «являются лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходом». «Устав» вменяет в обязанность прихожан участие в богослужении, регулярную исповедь и причащение, соблюдение канонов и иных церковных предписаний, совершение дел веры, стремление к религиозно-нравственному совершенствованию и содействие благосостоянию прихода. Обязанностью прихожан является также забота о содержании причта и храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

После ухода на покой архиерей сохраняет сан епископа (архиепископа, митрополита), но лишается епархиального титула и каких-либо канонических и административных прав, связанных с управлением епархией. При этом находящийся на покое архиерей может получить церковное послушание, например вступить в управление монастырем или приходом. В случае совершения архиереем дисциплинарных проступков или уклонения от норм христианской нравственности, а также в других случаях, предусмотренных церковными правовыми нормами, высшая церковная власть может принять решение не только об отстранении архиерея от управления епархией и увольнении его на покой, но и о запрещении его в священнослужении, а в исключительных случаях – о лишении его священного сана. Запрещенный в священнослужении архиерей временно лишается права священнодействия, однако сохраняет епископский сан: в случае раскаяния и исправления он может быть восстановлен в своих архиерейских правах. Лишение сана высшей церковной властью влечет за собой его утрату на всю оставшуюся жизнь. В соответствии с канонами архиерей не может быть низведен на степень священника или диакона: утрачивая священный сан, он утрачивает все степени священства и становится простым монахом. Если архиерей, получивший то или иное наказание за совершение канонического преступления, упорствует и не подчиняется решению высшей церковной власти, к нему может быть применено более строгое наказание. В частности, архиерей, запрещенный в священнослужении за уклонение в раскол, но продолжающий священнодействовать, может быть лишен священного сана, а в исключительном случае даже анафематствован (отлучен от Церкви). Примером подобного случая является бывший митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), который после уклонения в раскол был сначала запрещен в священнослужении, затем лишен священного сана и, наконец, предан анафеме. Каноническому прещению подвергается и архиерей, самовольно, без отпускной грамоты, покинувший юрисдикцию Русской Православной Церкви, даже если он принимается в юрисдикцию другой Поместной Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

- Соответствует ли действительности информация, что Вы и отец Дорофей имеете непосредственное отношение к католицизму? - Мы являемся клириками Русской Православной Церкви. Обвинять нас в том, что мы католики глупо и смешно. Эти разговоры появились после встречи с нунцием Ватикана Клаудио Гуджеротти. Мы как клирики Абхазской епархии, Православной Церкви, как любой гостеприимный христианин без обдумываний приняли гостя и постарались уделить ему внимание. Была рассказана история Абхазской Церкви и народа, показаны церкви и святыни. Господин Гуджоротти был очень рад, что с ним встретилось молодое абхазское духовенство, любящее свою историю. Он предложил нам воспользоваться Ватиканской библиотекой, имеющей много древних источников о нашей древней Православной Церкви. В практике Русской Церкви существует целый Отдел внешних церковных связей, который возглавляет известный митрополит Кирилл. Практика межрелигиозных общений вещь обычная. Глупо и невежественно на этом спекулировать. - Так Вы и отец Дорофей лишены сана или нет? - Все это является злостной клеветой. Во-первых, мы не лишены сана. У нас на руках отпускные грамоты гласящие, что мы отпущены из определенной Епархии с правом перехода в иные епархии Русской Православной Церкви, т.е. в Абхазии нам разрешено действовать самостоятельно. Во-вторых, утверждающий подобное должен был позаботиться о том, чтобы мы не занимались публичной работой. Рядом с отцом Виссарионом находится такой же, как и мы, отпущенный иеромонах Игнатий, который служит по его благословению в Лыхненском храме. Беседовала Низфа Аршба 16 мая 2006 Источник: " Апсны.Ру "/" Нужная " (Абхазия) Отзывы Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010