6.3. Архиепископия управляется в соответствии с нормами ее устава, с учетом законодательства стран, на территории которых она действует. 6.4. Архиепископия вправе вносить изменения и дополнения в этот устав в предусмотренном в нем порядке, после согласования этих изменений и дополнений с Патриархом Московским и всея Руси и с последующим их утверждением Священным Синодом. 6.5. Архиепископия получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси. 6.6. Архиепископия управляется епархиальным архиереем с титулом архиепископа, который обеспечивает непосредственную каноническую связь между Московским Патриархатом и общинами, составляющими Архиепископию. 6.7. Епархиальный архиерей Архиепископии обладает полнотой предусмотренных канонами иерархических прав в отношении подведомых ему монастырей, приходов и клириков. В частности, епархиальному архиерею Архиепископии принадлежит исключительное право: а. учреждать новые монастыри и приходы в составе Архиепископии; б. выдавать отпускные грамоты клирикам Архиепископии; в. принимать священнослужителей в состав Архиепископии (с учетом принятых в Московском Патриархате правил перехода клириков из епархий его канонической территории в епархии за ее пределами); г. рукополагать священнослужителей для клира Архиепископии; д. назначать и поставлять на церковное служение клириков и мирян, находящихся под его архипастырской юрисдикцией; е. исполнять решения церковного суда Архиепископии. 6.8. Избрание епархиального и викарных архиереев Архиепископии осуществляется в следующем порядке: а. для избрания епархиального архиерея Архиепископии Совет Архиепископии составляет предварительный список кандидатов после получения предложений от монастырей и приходов Архиепископии; для избрания викарных архиереев список составляет епархиальный архиерей Архиепископии после консультаций с архиерейским комитетом и с советом Архиепископии; б. предварительный список кандидатов представляется на рассмотрение Патриарху Московскому и всея Руси, который вправе внести в него изменения;

http://patriarchia.ru/db/text/5508653.ht...

Что касается тех заштатных клириков, которые в настоящее время осуществляют служение в других епархиях, то в отношении них Положение предписывает, что правящим архиереям тех епархий, где они осуществляют служение, надлежит запросить на них отпускные грамоты и личные дела или сообщить им о невозможности служить в пределах их епархий. Если обратиться к практике синодального периода, можно видеть, что исключение за штат считалось одним из видов церковных прещений (23) . Согласно ст. 205 (194) исключению за штат подлежали священнослужители старше 60 лет за те проступки, за которые они могли быть присуждены только к «отрешению от мест» (24) , согласно Уставу духовных консисторий. Кроме того, почисление за штат осуществлялось и в качестве «увольнения от действительной службы» (25) , право на которое имели священно- и церковнослужители по достижении возраста 60 лет или же по состоянию здоровья (ст. 82 Устава духовных консисторий редакции 1841 года). Согласно Уставу духовных консисторий редакции 1883 года священнослужители могли увольняться за штат, помимо случаев исключения за штат по приговорам епархиального суда, во-первых, по собственным просьбам; во-вторых, по распоряжению епархиального начальства в случае доказанной их неспособности к дальнейшему прохождению службы по причине преклонного возраста или по болезням (ст. 78) (26) . В случае, если заштатным священнослужителям не было запрещено священнослужение, они могли осуществлять «по временам» (27) священнослужение в приходской церкви, к которой они должны были быть приписаны, с согласия местного священника (ст. 79) (28) . В целом почисление за штат, если оно не было мерой исключительной, применявшейся к определенной категории лиц, еще в синодальный период рассматривалось, к примеру, таким исследователем канонического права, как Н.С. Суворов, как явление отрицательное, поскольку влекло за собой увеличение безместных священно- и церковнослужителей, образование целого класса «волочащихся» (29) клириков. Проблема заштатных клириков существовала и в более позднее время. К примеру, в Постановлении Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Синода «О заштатных клириках» от 1932 года указывается, что «в последние годы... по епархиям очень многие клирики... оставили приходы в своих епархиях и переселились на жительства в города других епархий, где, прожив год, два и более без всякого архипастырского надзора, начинают снова устраиваться и обращаются к Преосвященным той епархии, где проживают, или же к Преосвященным других епархий с просьбами о предоставлении им прихода для священнослужения» (30) .

http://e-vestnik.ru/docs/polozhenie_o_pr...

Приходской причт состоит из священника, диакона и псаломщика. «Число членов причта может быть увеличено или сокращено епархиальной властью по просьбе прихода, и в соответствии с его нуждами причт должен состоять не менее чем из двух лиц – священника и псаломщика» (11, 22). При этом должность псаломщика может быть замещена лицом в священном сане. Избрание и назначение клириков совершает епархиальный архиерей. Устав перечисляет условия, которым должен соответствовать кандидат на поставление в священный сан, а именно: принадлежность к Русской Православной Церкви, совершеннолетие; необходимые нравственные качества; достаточную богословскую подготовку; свидетельство духовника об отсутствии канонических препятствий к рукоположению. Кандидат не должен состоять под церковным или гражданским судом и обязан принять церковную присягу. Члены причта могут быть перемещаемы и увольняемы только епархиальным архиереем по личному прошению, по церковному суду или ввиду церковной целесообразности. Причт прихода несет ответственность за духовнонравственное состояние прихода и за выполнение своего богослужебного и пастырского долга. Члены причта не могут покидать приход без разрешения церковной власти. «Священнослужитель может принять участие в совершении богослужения в другом приходе с согласия епархиального архиерея той епархии, в которой данный приход находится, или с согласия благочинного или настоятеля при наличии удостоверения, подтверждающего каноническую правоспособность» (11, 29). В соответствии с 13-м правилом Халкидонского Собора священнослужитель может быть принят в другую епархию только при наличии отпускной грамоты. 39.3.Коллегиальные органы приходского управления Прихожанами, согласно Уставу, «являются лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходом». Устав вменяет в обязанность прихожан участие в богослужении, регулярную исповедь и причащение, соблюдение канонов и иных церковных предписаний, совершение дел веры, стремление к религиозно-нравственному совершенствованию и содействие благосостоянию прихода. Обязанностью прихожан является также забота о содержании причта и храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Положення про практику заборони у та почислення за штат 22 березня 2011 р. 18:53 Священний Синод Церкви на 22 березня 2011 року прийняв «Положення про практику заборони у та почислення за штат» ( журнал 20 ). (рос.) 1. О практике запрещения клириков в служении Каноническое предание Православной Церкви рассматривает запрещение в священнослужении, наряду с другими видами прещений, налагаемых на клириков и мирян, как способ исправления согрешившего. В связи с этим святые церковные каноны, описывая возможные причины запрещения клириков в служении, указывают на сроки такого наказания. С целью укрепления канонической традиции в Русской Православной Церкви определяется: 1. При наложении на клирика наказания в виде запрещения в священнослужении в указе о запрещении должны быть непременно прописаны причина прещения, церковно-правовое обоснование (ссылка на каноны или иные церковно-правовые источники) и определенный срок, на который накладывается прещение. 2. По истечении срока прещения с клирика снимается запрещение в служении указом правящего архиерея. Однако если правящий архиерей полагает, что клирик пребывает нераскаянным, то срок прещения может быть продлен отдельным указом, либо, в случае упорного нераскаяния, может быть инициирован вопрос о снятии с клирика сана. 3. В случае если, по мнению епархиального архиерея, клирик принес достойные плоды покаяния до истечения срока наказания, прещение может быть снято с него досрочно. 2. О практике почисления клириков за штат В связи с участившимися случаями, когда клирики, почисленные за штат в одних епархиях, перемещаются на территории других епархий и, злоупотребляя своим положением, незаконно священнодействуют или иным неканоническим образом проявляют свою принадлежность к священному сану, определяется: 1. При почислении клирика за штат (на покой), соответствующий указ следует формулировать следующим образом: «Имярек почисляется за штат (или на покой) П-ской епархии с правом перехода в другую епархию, но без права служения вне П-ской епархии до направления отпускной грамоты в иную епархию».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1435001...

Разделы портала «Азбука веры» Об отлучении от общения с остальными епископами того из них, кто примет без увольнительной (отпускной) грамоты от подлежащего епископа какого-либо монаха с тем, чтобы зачислить его в свой клир или поставить его игуменом одного из своих монастырей. Угодно было: если епископ примет кого-либо из чужого монастыря и захочет произвести его в клир или поставить игуменом своего монастыря, то пусть, если поступит так, лишится общения с остальными и довольствуется общением только со своим народом, а поставленный не останется ни клириком, ни игуменом. μοως ρεσεν, να, ν τις π λλτριου μοναστηρου ποδξητα τινα, κα πρς κλρωσιν προαγαγεν θελσοι, το δου μοναστηρου γομενον καταστσοι, τοτο ποιν πσκοπος π τς τν λοιπν κοινωνας χωριζμενος, τ το δου λαο κοινων ρκεσθ μν κενος δ, μηδ κληρικς, μηδ γομενος πιμεν. Толкования Зонара . Удалившегося из монастыря монаха запрещается принимать в другой. Итак, если, говорит правило, епископ примет такового монаха и поставит его или клириком, или игуменом монастыря, то епископ должен ограничиться общением только со своим народом, между тем как другие не будут состоять с ним в общении; монах же должен испасть и из клира и из игуменства. Аристен . Принимающий кого-либо из чужого монастыря, если введет его в клир или в игуменство над собственным монастырем, должен лишиться общения. Монахи должны подчиняться местному епископу и пребывать в монастырях, в которых отреклись от мира, и не оставлять их, разве только тогда, когда сие будет позволено епископом города по необходимой надобности, как говорит 4е правило Халкидонского собора. А если епископ примет монаха из чужого монастыря и сделает его или клириком, или игуменом своего монастыря, то он должен лишиться общения с прочими собратиями и соепископами и довольствоваться только общением со своим народом. Вальсамон . Настоящее правило наказывает епископа, принимающего монаха из чужого монастыря и производящего его в степень клирика, или в игуменство своего монастыря; а такого монаха, принятого в клир, или сделавшегося игуменом, изгоняет из клира и из игуменства.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

(А так как в богатых приходах прихожане могли наоборот отказывать священникам от мест по истечении договорённого или контрактного времени, т ο в этих приходах уже не прихожане были в зависимости от священников, а напротив священники становились в зависимость от прихожан, cfr в Актах Истории т. V, Сейчас помянутое нами право перехода состояло в том, что священник, поставленный на один приход, во всякое время (поскольку не связан был договором), по своей доброй воле, мог оставить его и пойти искать себе другой не только в пределах своей собственной епархии, но и где бы то ни было в чужих епархиях. Для этого требовалось только, чтобы священник запасся от архиерея так называемой отпускной грамотой, из которой бы явствовало, что он есть не самозванец, а действительно поставленный священник и что он не состоит под запрещением. С этой грамотой он искал себе нового прихода, и когда находил, то утверждаем был архиереем на новом месте посредством грамоты благословенной. Так как всякому человеку естественно желать лучшего, то, само собой разумеется, что священники не упускали пользоваться правом перехода, стремясь с худших приходов на лучшие, а из этого следует, что они представляли собой людей более или менее бродячих, были пастырями, которые как можно чаще старались менять своих овец 831 . Со всей вероятностью или, лучше сказать, с совершенной не сомнительностью, должно предполагать, что у нас в период до-монгольский, по подобию Греков, были ставлены в приходские священники не только белые священники, но и монахи или иеромонахи. В империи Греческой с весьма древнего времени, с самого Константина Великого , сделано было значительное ограничение относительно принятия в клир мирян (см. выше сноска так что иные епископы должны были нуждаться в клириках. Перед епископами были монахи, которые представляли собой мирян, отказавшихся от мира. Которые освобождены были от всех обязательств мирских (ибо это так было) и которые отданы были в подчинение им – епископам: Ясно, что ничего не было легче, как прийти последним к мысли брать необходимых клириков из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Разделы портала «Азбука веры» 28 Фев 2024 Фото: Телеграм-канал «Священник Альвиан» Официальное заявление от 27 февраля 2024 года Священного синода Константинопольского патриархата по поводу восстановления в сане Алексия Уминского : «Священный Синод продолжил свою работу сегодня, 27 февраля 2024 года, под председательством Его Всесвятейшества, рассмотрев все вопросы, перечисленные в повестке дня, и приняв соответствующие решения. Среди прочего, было рассмотренно дело протоиерея Алексея Уминского, бывшего клирика Московского Патриархата, о подаче апелляции Его Всесвятейшеству Вселенскому Патриарху Константинопольскому. Патриарх, исключительно имея из Божественных и Священных Канонов ( 9 и 17 IV Вселенского Собора) и освященной практике Церкви ответственность приема апелляций, принял поданное прошение. После тщательного изучения рассматриваемого дела было установлено, с одной стороны, что был вынесен окончательный приговор церковной властью, а с другой стороны, что причины, по которым он был вынесен, были обусловлены не церковными критериями, а в связи со справедливым несогласием данного клирика с в Украине. Его Всесвятейшество, рассмотрев апелляцию во всей ее полноте, вынес на рассмотрение Священному Синоду снятие наложенного извержения из священного сана и восстановления клирика в прежнем церковном сане, что и было единогласно решено. После проведенного восстановления Вселенский Патриарх, по просьбе клирика, принял его под свой омофор, принимая во внимание издревле признанные привилегии Его Престола, как это показательно зафиксировано в толковании Феодора Вальсамона канонов 17 и 18 Трулльского и 10 VII Вселенских Соборов ( «Из этого правила следует, что только Константинопольский Патриарх имеет право принимать священнослужителей из других церквей, даже если они не получили отпускной грамоты от епископа, который их рукоположил»)». Другие новости 5 комментариев Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 3  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3125 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/sinod-konstantinop...

Еще один документ, который должны знать все клирики. Священный Синод Русской Православной Церкви внес изменения в положение «О практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат». В начале документа перечислены ранее известные положения; а именно: при запрещении клирика в служении в указе должны быть прописаны: причина прещения с каноническим обоснованием; срок епитимии, в период которой запрещенный клирик не только не имеет право совершать никаких Богослужений и треб, но и носить наперсный крест и преподавать благословение; и еще то, что прещение может быть отдельным указом или продлено, или досрочно снято. А вот в практике почисления клириков за штат с правом перехода в другую епархию есть существенные изменения. В указе появляется формулировка, запрещающая служение в другой епархии без специального разрешения. Вот как об этом написано в документе, а точнее – в образце указа: «Настоящим Вы почисляетесь за штат такой-то епархии с правом перехода в другую епархию, но без права служения вне вверенной мне епархии до направления мною документа о временном командировании или отпускной грамоты в иную епархию. В случае неустройства на служение в течение трех месяцев Вы запрещаетесь в служении с правом подачи прошения о восстановлении в клире вверенной мне епархии или о продлении срока пребывания за штатом с правом перехода в другую епархию». Если архиерей готов принять заштатного клирика иной епархии в клир вверенной ему епархии, но намерен предварительно испытать его, он направляет епархиальному архиерею клирика соответствующую просьбу. В случае положительного ответа епархиальным архиереем клирика издается распоряжение, которое выдается клирику, с направлением копии в запросившую епархию, где он получает распоряжение о временном назначении, но не более чем на один год. В случае успешного прохождения испытательного срока епархиальный архиерей запрашивает отпускную грамоту на клирика и его личное дело. При прошении клирика о почислении его на покой по болезни или по возрасту епархиальный архиерей издает указ по следующей форме: «Священнику (или иной сан) имярек, клирику такой-то епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архив Пн Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат (редакция 2011 года) 22 марта 2011 г. 18:53 Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 22 марта 2011 года принял «Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат» ( журнал 20 ) (на заседании 30 мая 2014 года Синод внес в документ изменения). 1. О практике запрещения клириков в служении Каноническое предание Православной Церкви рассматривает запрещение в священнослужении, наряду с другими видами прещений, налагаемых на клириков и мирян, как способ исправления согрешившего. В связи с этим святые церковные каноны, описывая возможные причины запрещения клириков в служении, указывают на сроки такого наказания. С целью укрепления канонической традиции в Русской Православной Церкви определяется: 1. При наложении на клирика наказания в виде запрещения в священнослужении в указе о запрещении должны быть непременно прописаны причина прещения, церковно-правовое обоснование (ссылка на каноны или иные церковно-правовые источники) и определенный срок, на который накладывается прещение. 2. По истечении срока прещения с клирика снимается запрещение в служении указом правящего архиерея. Однако если правящий архиерей полагает, что клирик пребывает нераскаянным, то срок прещения может быть продлен отдельным указом, либо, в случае упорного нераскаяния, может быть инициирован вопрос о снятии с клирика сана. 3. В случае если, по мнению епархиального архиерея, клирик принес достойные плоды покаяния до истечения срока наказания, прещение может быть снято с него досрочно. 2. О практике почисления клириков за штат В связи с участившимися случаями, когда клирики, почисленные за штат в одних епархиях, перемещаются на территории других епархий и, злоупотребляя своим положением, незаконно священнодействуют или иным неканоническим образом проявляют свою принадлежность к священному сану, определяется: 1. При почислении клирика за штат (на покой), соответствующий указ следует формулировать следующим образом: «Имярек почисляется за штат (или на покой) П-ской епархии с правом перехода в другую епархию, но без права служения вне П-ской епархии до направления отпускной грамоты в иную епархию».

http://patriarchia.ru/db/text/1434999.ht...

Закрыть «Вскормленный в неволе…» Легализация украинских раскольников и русских расстриг вроде Кураева – это разменная монета для иуд 12.04.2024 168 Время на чтение 3 минуты Фото: ЖЖ Андрея Кураева Как Вашингтон печатает доллары и покупает на них себе политических рабов во всем мире, так Константинополь печатает «томосы» (указы и отпускные грамоты) и приобретает себе на них церковных холуёв. И вот, как с благоговением сообщает нам об этом в своем блоге Андрей Кураев, нежданно-негаданно он тоже сподобился получить такой мандат вселенского империализма, или такой вид на жительство в царстве «мира сего». Я достаю, говорит, из широких штанин электронное письмо pdf -формата. Читайте, завидуйте, говорит, я гражданин Вселенского патриархата. Англосаксы «развели» хохлов, «как лохов», политически колонизировав их и, по законам жанра, преподнеся им их свежеиспеченное рабство как «демократическое завоевание», «освобождение от зависимости» от тоталитарной России. И вот «эксперт» Алексей Арестович (бывший советник Офиса президента Украины) рассуждает в своём блоге о том, как он видит политику Вашингтона в отношении Украины, которую, как быдло за чечевичную похлебку, бросили на убой в необходимом хозяевам денег «сдерживании России», а «эксперту» в Киеве это видится защитой интересов украинского народа, открывающей перед ним головокружительные перспективы. Точно так же рассуждает и другой «эксперт широкого профиля» Андрей Кураев (и «бывший советник» уже Московской Патриархии), которого развела на «восстановление в сане» другая империя лжи – Константинопольский Патриархат. С византийскими греками произошло то же самое, что с ветхозаветным Израилем: они духовно переродились и стали фарисеями. Поэтому уже вошло в поговорку, что «греки лукавы от века», то есть, уже очень давно. А если лукавы, значит, и «отец их дьявол» как духовный покровитель лукавства, «похоти» которого они «исполняют» (Ин. 8:44). Поэтому с канонами Фанар обращается так же, как Вашингтон с «международным правом», безбожно вертя ими в своих интересах. И так же, как Вашингтон в своей бесовской алчности и гордыне, готов на злодеяние и беззаконие любого масштаба, чтобы увеличить свое господство в мире, Фанар в той же гордыне и ненасытности готов на все, чтобы «сдержать» Промыслом Божьим ширящийся и укрепляющийся Московский Патриархат, отжать у него как можно больше его канонических территорий.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/12/vs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010