Несмотря на принятые властями меры по сокращению посещаемости храмов молодежью и работающей частью населения, можно судить о высокой степени религиозности населения, ведь уцелевшие от закрытия храмы, особенно городские, были полны народа. Служилось по несколько литургий, параллельно в других приделах храма совершались крестины и отпевания, служились молебны. Городские священники, несмотря на свою многочисленность по сравнению с сельскими приходами, едва справлялись с большим количеством прихожан, пришедших на исповедь. Среди них были не только люди преклонного возраста, но и младенцы и школьники. Корреспондент юмористического и сатирического журнала «Крокодил» И. Костюков, изучавший в начале 60-х годов ХХ века религиозную ситуацию во Владимире (видимо, с целью написания фельетона или сатирического репортажа), в опубликованном репортаже удивлялся высокому состоянию религиозности людей. В Успенском соборе, куда заглянул Костюков, он обнаружил «далеко не одних старух» , о которых вещала советская пропаганда. Впоследствии при посещении собора Костюков увидел в храме даже должностных лиц, по факту государственной советской службы не имеющих право посещать церковь, увидел комсомольцев и детей школьного и дошкольного возраста. «Одна такая девочка лет восьми-девяти почти дословно повторила всю службу», – делился корреспондент с читателями впечатлениями от увиденного им в храме. Мало того, Костюков в своей заметке отметил тот факт, что Церкви во Владимире «сочувствуют люди из администрации города», с партийными билетами в кармане . Он охарактеризовал религиозную ситуацию в городе как ЧП (чрезвычайную ситуацию – Д. С.). Своей статьей он подтвердил факт народной поддержки Церкви, которая проявлялась в 60-е годы (годы гонений – Д. С.) во всех слоях общества. На это указывает тот факт, что уполномоченный по делам религий Ярославкой области в своем отчете указывал на большой процент участия в религиозных обрядах городского медицинского персонала . А советский медик (ученый, инженер, педагог) должен быть не только специалистом в своей области, но соответствовать высокоидейному образу советского человека .

http://bogoslov.ru/article/5887441

Архитектор Василий Антонович Косяков Василий Антонович Косяков (24 июля (5 августа) 1862, Санкт-Петербург — 5 сентября 1921, Петроград) — русский архитектор (гражданский инженер), художник, педагог, директор Института гражданских инженеров (1905—1921), мастер русского и русско-византийского стилей, строитель соборов в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Петергофе, Либаве, Астрахани, Батуми. Косяков проектировал в византийском и русском стиле. В большом количестве он строил церкви и в куда меньшем — доходные дома. Это было необычно, так как в Институте гражданских инженеров архитекторов готовили для создания дешёвых построек массового назначения. Косяков же создаёт преимущественно уникальные проекты церквей. Первый реализованный самостоятельный проект — церковь Милующей Божией Матери в Галерной гавани . Косяков ввёл в строительную практику ряд передовых планировочных и конструктивных новшеств. В 1888 году архитектор впервые применил в церкви Милующей Божией Матери (Галерная гавань, Санкт-Петербург) тип однокупольного византийского храма с четырьмя апсидами (конхами), впервые предложенный Д. И. Гриммом и Р. И. Кузьминым в 1850-х гг. Этот тип получил дальнейшее развитие в творчестве Косякова. Например, в 1895—1902 гг. им был построен собор Владимира равноапостольного в Астрахани, а в 1906—1908 гг. — Казанская церковь в Воскресенском Новодевичьем монастыре. Косяков одним из первых среди петербургских архитекторов применил конструкцию свода из перекрещивающихся арок (Успенская церковь на подворье Киево-Печерской лавры, 1895—1900 гг.). Он же ввёл эту конструкцию и в типологию соборного храма, например, в соборе во имя Николя Чудотворца в Лиепае (1900—1903 гг.) и в соборе Казанского монастыря в Данилове (1900—1918 гг.). Это позволило, в свою очередь, освободить внутреннее пространство храмов от столпов, сделав интерьеры более просторными и светлыми. Использование бетона как материала для этих арок также было в то время новом словом в строительстве. К характерным чертам церковных проектов Косякова можно отнести симметрично-осевую композицию фасадов, арочные витражные окна, арочные крыльца с гирьками, активное применение изразцов.

http://sobory.ru/architect/vakosyakov

     Когда осенью 2000 года пришло время крыть крышу в строящейся Покровской школе (в деревне Ветвеник Гдовского района ее начали возводить на месте разрушенной в советские годы церковно-приходской), закончились деньги. Здание открытое, жители, благотворители, местный священник - отец Константин - молятся: «Лишь бы не было дождя!». А денег нет. И вдруг на озеро прилетают лебеди, штук 200. Сели напротив школы и сидят. Неделя проходит - денег нет, лебеди сидят. Вторая - денег нет, лебеди сидят. Третья - картина не меняется. И вдруг появляются деньги. Крышу покрыли, лебеди снимаются и улетают. К слову, когда в Ветвенике в этом году открывали Русскую классическую школу, на озеро снова прилетели птицы. На этот раз - совершенно необычные: белоснежные журавли. Скажете, совпадения? Но прекрасные, не правда ли? В начале октября, когда вся страна в очередной раз торжественно отмечает День учителя, Псковская Лента Новостей побеседовала со священником Константином Подкорытовым, настоятелем храма апостолов Петра и Павла в деревне Ветвеник. Именно он был одним из инициаторов строительства и открытия уникальной деревенской школы.      - Отец Константин, вы по образованию педагог? - По образованию я инженер гражданской авиации, но педагогом работаю с трех лет. Когда гости приходили, мне говорили: забирай детей и идите занимайтесь своими детскими играми. Так и началась моя педагогическая деятельность. - Как вы пришли к священническому пути? - Я пришел работать в концерн «Ленинец» в Санкт-Петербурге, но наступил развал Советского Союза и всех наших замечательных военных производств. Уйдя с завода, я решил осуществить две мечты. Первая - я хотел поработать в школе. Вторая - поработать в церкви. Так и получилось: поработал год в школе, затем в церкви, после этого меня рукоположили в священники. Затем - назначение в приход. Понимаете, болезни не проходя с годами, а только усиливаются, поэтому все мечты и мысли, которые хотелось реализовать в педагогике, никуда не уходили. У меня была мечта - построить школу. Эта мечта так и осталась бы мечтой, если бы мы в Ветвенике не встретились с замечательным человеком, петербургским бизнесменом Олегом Титберия. Он моряк, увидел наши водные просторы, наше озеро, которое больше похоже на море - берегов не видно, и сказал замечательные слова: «Очень бы хотелось построить школу для детей в деревне». В это сложно поверить, но встретились два человека, у которых была одинаковая мечта. Я мечтал, а Олег строил. В результате не только построил, но сейчас еще и финансирует.

http://pravoslavie.ru/124477.html

Хабаровск, улица Алексеевская. 1890 год Большие перемены Дадим нашему герою время, чтобы обжиться, и вернемся к нему через 4 года. Что же мы увидим в 1888-м году? Город растет не по дням, а по часам. Введена должность городского архитектора, им стал военный инженер, и вокруг появляются каменные здания с красивыми фасадами из красного и серого кирпича. Возведен красивейший собор города – Успенский, и Дмитрий Павлович любит молиться в нем. В 1891-м году в Хабаровку приедет Цесаревич Николай, и в его честь к собору сделают придел в честь Святителя Николая Чудотворца ( чудесный собор разберут на кирпичи в 1930-м году, поскольку религия будет объявлена опиумом для народа). Успенский собор Хабаровска Большие изменения произошли и в жизни прадедушки – офицера штаба округа. В 1888-м году его произвели в поручики – это звание соответствует современному старшему лейтенанту. И главная перемена в жизни: Дмитрий Павлович женился на очаровательной девушке – Анне Цезаревне Грудзинской. Девушки старой России Девушки старой России С семьей Грудзинских он познакомился по приезду в Хабаровку: отец семейства – кадровый офицер, четыре сына (Николай, Михаил, Сергей, Константин) и дочка Анна. Родом из Москвы, и образование у всех московское: у молодых людей – военное, у Анны Цезаревны – педагогическое. Москва " src=" "/> Старая Москва Впоследствии все братья Цезаревичи дослужатся до разных чинов: Николай и Михаил до генерал-майоров, Сергей до полковника, Константин до штабс-капитана. Из четырех Цезаревичей Дмитрий Павлович ближе всех сошелся с Николаем. Судьбы – один к одному: Николай – тоже бывший кадет, затем юнкер, потом подпоручик, и тоже выпущен в Восточно-Сибирский батальон. Два ровесника (год разницы), породнившись через Анну Цезаревну, пройдут втроем долгий путь и будут вместе работать. Мартьяновы – основатели школы Анна Цезаревна Грудзинская, теперь Мартьянова, отличается не только красотой, но и силой характера, энергичностью, интеллектом. Педагог по призванию, к тому же с московским образованием. А еще Анна выросла среди братьев и прекрасно умеет обходиться с мальчишками. В Хабаровке же растет много сыновей офицеров, которым совсем негде воплотить в жизнь свою мечту: пойти по стопам отцов. Есть только одна возможность стать кадетами: поступить в Сибирский корпус, в город Омск (это ближайший из кадетских корпусов). Но нужно готовиться, сдавать экзамены – это не так-то просто.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/03/ne_pad...

Пиципиос Иаков – грек-католик, автор книги о православной Церкви Платон (428 или 427–348 или 347 до н. э.) др.-гр. философ Плиний Старший (23 или 24–79) – рим. писатель, ученый Плиний Младший (61 или 62 – ок. 114) – рим. писатель, консул (100), императорский легат (111–113) Погодин Михаил Петрович (1800–1875) – рус. историк, писатель Пожарский Дмитрий Михайлович (1578–1642) – князь, рус. полководец Поликарп (? – 155) – апостол Смирнский, ученик Св. апостола Иоанна Богослова, один из первых христианских богословов Поло Марко (ок. 1254–1324) – итал. путешественник Понселе Жан Виктор (1788–1867) – фр. математик и инженер, с 1857 ин. чл.-корр. Петербургской Академии Наук Понтий Пилат – рим. прокуратор Иудеи 26–36 Поп Александр (1688–1744) – англ. поэт Попов Александр Николаевич (1820–1877) – рус. историк, славянофил Попов Евгений Михайлович (1813–1875) – священник, настоятель посольской церкви в Лондоне Посошков Иван Тихонович (1652–1726) – рус. экономист и публицист Пракситель (ок. 390 – ок. 330 до н. э.) – др.-гр. скульптор Прокопий Кесарийский (ок. 500 – после 565) – визант. историк Прокопович Феофан (1681–1736) – рус. гос. и церк. деятель, писатель Пропий (Проб) Марк Валерий (I в. до н. э.) – рим. филолог из Берита Протасов Николай Александрович (1799–1855) – граф, обер-прокурор синода с 1836 по 1855 Птолемей Клавдий (ок. 90 – ок. 160) – др.-гр. астроном, создатель геоцентрической системы мира Пьюзей (Пьюзи) Эдвард Бовари (1800–1882) – английский теолог, видный деятель «оксфордского движения», стремившийся к объединению католической и англиканской церквей, основатель т.н. «пьюзеизма» Радовиц Иосиф (1797–1853) – рус. генерал и гос. деятель, убежденный католик, автор книги «Современные разговоры о Государстве и Церкви» (1846) Рамзес II Великий (1371–1251 до н. э.) – егип. фараон Редкий Петр Григорьевич (1808–1891) – рус. правовед, историк философии и педагог Ремюза Франсуа Шарль (1797–1875) – фр. полит. деятель и писатель Робертсон Вильям (1721–1793) – шотл. историк Ровоам – сын и преемник царя Соломона

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

настоятель храма Петра и Павла в Лефортове. Похоронен на Немецком кладбище (уч.4–4). Сократ (469–399 г. до н.э.) — греческий философ. Солоухин Владимир Алексеевич (1924–1997) — русский писатель. Сорокин Иван — протоиерей, инспектор Одесской Духовной семинарии. Студент Богословского института первого набора. Сорос Джордж (р. 1930) — американский бизнесмен. София –Зоя Фоминична Палеолог — жена великого князя Ивана III, племянница последнего византийского императора. Сперанский — студент первого набора Богословского института Сперанский Михаил Кронидович (1888–1984) — профессор–протоиерей. Ректор Ленинградской Духовной Академии. Родом из Тамбовской губернии, все предки были священниками. Закончил Тамбовское духовное училище и как лучший ученик был направлен в Санкт–Петербургскую Духовную Академию. В 1913–1918 гг. преподавал в Тамбовском духовном училище. В 1918 г. женился на Екатерине Николаевне Успенской. В 1922 г. стал священником. В 30–е гг. был осужден, отбывал ссылку, позднее был настоятелем Иоанно–Богословского кафедрального собора в г. Тамбове. В 1952 г., приехав в Ленинград, познакомился с митрополитом Григорием (Чуковым) и в 1952 г. был рекомендован им на должность ректора Санкт–Петербургской духовной Академии. Занимал эту должность 14 лет, всего проработал в Ленинградских духовных школах 28 лет. Спиридон Тримифунтский (IV в.) — святитель. Стаднюк Матфей (род. в 1925 г.) — протопресвитер, настоятель Богоявленского кафедрального собора. Стаканова Мария — духовная дочь о. Севастиана Карагандинского Сталин Иосиф Виссарионович (1878–1953) — политический и государственный деятель. Станиславский Константин Сергеевич (1863–1938) — актер, режиссер, педагог, реформатор и теоретик театра. Жил в доме по соседству с храмом Воскресения словущего на Успенском вражке. Степанов Николай Викторович — знакомый митрополита Питирима, инженер по первому образованию. Занимался исследованием словаря Чудовской рукописи Нового Завета, составил по ней картотеку, которая была утрачена после реорганизации Издательского Отдела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – февраль 2005 9 мин., 30.03.2005 Пролог: (на заставке – фото ИТАР-ТАСС/Дмитрий Бальтерманц) Письмо к Богу (Стихотворение найдено в шинели русского солдата Александра Зацепы, погибшего в 1944 году ) //Фома. - – 2005. – С.2-3. – (рубрика « Пролог »).   Содержание : С.3. Анонсы : С.3-4. Вопрос номер один: (на заставке – фото ИТАР-ТАСС/Николай Ситников) День Победы: что он для меня значит? // Фома. - – 2005. – С.6-10. – (рубрика « Вопрос номер один »). На вопрос отвечают: Сергей Острейко , менеджер ЗАО «Русская продовольственная компания ИНК». – С.7; Владимир Зельдин , Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР. – С.7-8; Наталья Ярцева , педагог театра кукол Дворца Творчества Юных, г. Санкт-Петербург. - С.8; Инна Ровинская , инженер-химик. – С.8-9; Лилия Демакова , студентка 2-го курса факультета международной журналистики МГИМО (У) МИД России . – С.9; Евгения Симонова , Народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР. – С.9; Андрей Самсонов , участник боевых действий на Северном Кавказе, г. Коломна. – С.9-10; Олег Погудин , певец, заслуженный артист России. – С.10; Игорь Мещан , советник Епископа Нижегородского и Арзамасского. – С. 10. Слово: Антуан де Сент–Экзюпери . Цитата из книги «Военный летчик»//Фома. - – 2005. - С.11. – (рубрика « Слово », в «Содержании» – « Коротко »). Заблуждения и парадоксы : Роман Маханьков . Кто не работает, тот не ест ! Ил.: Густав Доре. «Апостол Павел проповедует в Фессалониках»//Фома. - – 2005. С.12-14. – (рубрика « Заблуждения и парадоксы »). Реклама : С.15. Тема номера: В окопах атеистов не бывает: (на заставке – фото ИТАР-ТАСС. Кадр из кинофильма «Сын полка») В окопах атеистов не бывает . Взгляд на войну сквозь объектив кинокамеры //Фома. - – 2005. – С.16-35. – (рубрика « Тема номера: В окопах атеистов не бывает »). Включены материалы: Борис Васильев . Вера – единственное спасение на войне . Беседовал Алексей Соколов. Фото ИТАР-ТАСС/Николай Симаков; фото archive.gov. – С.19-21. Имеется биографическая справка « Борис Львович Васильев …» (С.19);

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-25-y...

В 1899–1920 гг. профессор церковной истории и декан Новороссийского университета (Одесса). Автор многочисленных трудов по патрологии и по истории древней Церкви. В эмиграции в Югославии (1920). Профессор церковной истории в Белградском университете. Скончался 4 декабря в Белграде. Долгоруков , Александр Николаевич (1872–1948). Родился 27 декабря в Санкт-Петербурге в аристократической семье. Князь. Бывший паж, кавалергард. Участник русско-японской, Первой Мировой и Гражданской войн. Генерал-лейтенант. В эмиграции в Марокко. Скончался 17 января в Рабате. Дудышкин , Александр Яковлевич. Окончил Инженерную академию (1907). Участник Первой Мировой и Гражданской войн. Инженер- полковник. Эмигрировал в Белград. Во время Второй Мировой войны сражался в рядах Русского корпуса в составе вермахта. После войны переехал в Марокко, где возглавлял местное отделение Обще-воинского союза и Союз бывших членов Русского корпуса. Скончался в Касабланке 4 февраля 1953 г. Думский , протоиерей Даниил (1868–1971). Родился 10 декабря в г. Константинограде Полтавской губернии в семье диакона. Эмигрировал в Югославию. Диакон (1922). Священник (1923). С 1926 г. настоятель ряда церквей в Сербии. Во время войны настоятель храма старческого дома в Белграде. С 1944 г. – в Австрии, затем в Германии. Преподавал Закон Божий в лагерной гимназии Парш, где позже была устроена походная церковь при его там настоятельстве. Переехал в США. Назначен приписным священником в Ново-Дивеевской обители. Позднее настоятель Покровского храма при старческом доме в Гленкове и, наконец, Свято-Серафимовского храма в Си-Клиффе (США). Ушел за штат в 1960 г. Последние годы жил в Свято-Троицком мужском монастыре в Джорданвиле. Е Евец , Евгений Иванович (1905–1990). Родился 14 ноября в Гродненской губернии. После революции оказался в эмиграции в Польше в связи с изменением государственных границ. Учился в Варшавской консерватории (1933–36). Музыкальный педагог, хормейстер, регент. В 1939–41 гг. псаломщик и регент в г. Бельск-Подляски Белостокского воеводства (Польша).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История зарубежного изобразительного искусства. Персоналии АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902–1986), историк искусств, специалист по искусству рус. и западноевроп. средневековья и Нового времени, художественный критик, педагог, проф., общественный деятель АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта) ВИЛЬПЕРТ (1857 - 1944), историк искусства и теолог-догматист; католич. исследователь раннехрист. иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской ГРЮНЕВАЛЬД наст. имя Матис (Матиас) Нитхардт (Найтхардт), а также Готхардт, Готхард (ок. 1470/80 - 1528), нем. художник ДЖОТТО ди Бондоне (1266/67 (?) - 1337), итал. живописец, архит. и скульптор, один из основоположников итал. художественной школы ЕВТИХИЙ худож. кон. XIII - нач. XIV в., один из создателей росписи ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295) КАРАВАДЖО (1571-1610), итал. живописец, основоположник реалистического направления в европ. живописи XVII в. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452 - 1519), итал. живописец, рисовальщик, естествоиспытатель, инженер и фортификатор, теоретик искусства и литератор, выдающийся представитель европ. Ренессанса и один из основоположников искусства Высокого Возрождения МАЗАЧЧО [наст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)] (1401-1428), живописец флорентийской школы, основоположник Раннего Возрождения в Италии МАЦУЛЕВИЧ Леонид Антонович (1889 - 1959), российский историк искусствад-р искусствоведения, член-корреспондент АН Грузии (1946) МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ [Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони], скульптор, архитектор, живописец, рисовальщик, поэт, крупнейший представитель Высокого и Позднего Возрождения в Италии

http://pravenc.ru/rubrics/123088.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История русской архитектуры. Персоналии (см. также " История русского искусства. Персоналии " ) АНТОН Фрязин (Онтон Вязин), итал. мастер, архит., инженер, упом. летописями в связи со строительством Моск. Кремля (XV в.) ГАГАРИН Григорий Григорьевич; 1810 - 1893, рус. кн., художник, архитектор, график, вице-президент АХ, член ученых об-в, коллекционер ГОРНОСТАЕВ Алексей Максимович (1808 - 1862), архит., один из основоположников национального направления в рус. архитектуре ГРИММ Давид Иванович (1823 - 1898), архит., педагог, историк и теоретик архитектуры, один из основоположников визант. стиля в церковном строительстве ЕФИМОВ Николай Ефимович (26.04.1799 - 11.09.1851), архит., исследователь древнерус. зодчества, рисовальщик ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич (1688 (по др. сведениям, 1686) - 1743), архит., градостроитель, художник-график, один из первых зодчих С.-Петербурга КОНЬ Федор Савельевич (посл. четв. XVI - нач. XVII в.), рус. строитель и архитектор («государев» и «городовой мастер») ЛАТКОВ Александр Афанасиевич (1859 или 1863 - 1949), архит., реставратор; работал в Москве и Подмосковье ЛЬВОВ Николай Александрович (1753-1803), рус. архитектор, поэт, деятель художественной, муз. культуры и лит-ры эпохи классицизма

http://pravenc.ru/rubrics/123100.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010