См.: Там же С. 357–358. 143 Фаресов А. И. Против течений. СПб., 1904. С. 114. 144 См.: Лесков H. С. Собр. соч. T. 10. С. 449. 145 Роль оппонента К. H. Леонтьева предназначалась другу Лескова, историку русской церкви Ф. А. Терновскому. Но его статья, озаглавленная «Гр. Л. H. Толстой и Ф. M. Достоевский под кривосудом», была существенно переработана и опубликована за подписью H. С. Лескова ввиде двух статей — «Граф Л. H. Толстой и Ф. M. Достоевский как ересиархи (Религия страха и религия любви)» и «Золотой век. Утопия общественного переустройства (Картины жизни по программе К. Леонтьева)» (Новости и биржевая газ. 1-е ежедневное изд. 1883. 1, 3 апр. 22, 29 июня. 80, 87). 146 Новости и биржевая газ. 1-е ежедневное изд. 1883. 1 апр. 147 Лесков H. С. Собр. соч. T. 11. С. 134–135. 148 Подробнее об истории творческих и личных взаимоотношений Достоевского и Лескова см.: Лесков A. H. Жизнь H. Лескова. M.,1954. С. 291–293; Виноградов В. В. 1) Достоевский и Лесков (70-е годы XIX века)//РуС. лит. 1961. 63–84. С. 65–97; 2) Проблемы авторства и теория стилей. M., 1961. С. 487–555; Пульхритудова E. M. Достоевский и Лесков (К истории творческих взаимоотношений)//Достоевский и русские писатели. Традиции. Новаторство. Мастерство. M., 1971. С. 87–138; Богаевская К. П. H. С. Лесков о Достоевском (1880-е годы)//Литературное наследство. M., 1973. T. 86. С. 606–620. Cp. также: XII, 237. 149 См.: Правительственный вести. 1873. 2 янв. Гражданин.1873. 22 янв. 150 См.: Правительственный вести. 1873. 7 янв. С.-Петербургские ведомости. 1873. 8, 10 янв. 10, 151 См.: Вестн. Европы. 1872. С. 47–97; С. 618–678. 152 В многочисленных рецензиях на книгу отмечались важность ее проблематики, несостоятельность приемов анализа (для исследования явлений социальных Стронин использовал методы естественных наук и математики) и спорность выводов (см.: Отеч. зап. 1872. Отд. II. С. 146–175; День. 1872. С. 1–25; Неделя. 1873. 14 янв. С.-Петербургские ведомости. 1873. 3, 15 и 19 янв., 28 февр. и 9 мая. 4, 19, 58, 125). Первый отзыв на книгу Стронина в «Гражданине» был помещен 5 февраля (Гражданин. 1873. в том же номере, что и «Бобок»; второй — 9 июля (Гражданин. 1873. уже после публикации статьи «Мечты и грезы». 153

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Считаем уместным перечислить наиболее существенные пособия, которыми мы пользовались при написании предлагаемых статей, причем, в интересах научной точности, мнения и замечания посторонних авторов иногда приводятся нами или подлинными словами, или же в близком к последним перифразе. Для избежания многократных названий одних и тех же сочинений мы в подстрочных примечаниях будем употреблять только одни имена авторов 3 2(сноска, без обозначения их трудов, отыскать которые читателю будет легко по следующему алфавитному списку: 1 . Chr. Ed. Baumstark . Christliche Apologetik auf anthropologischer Grundlage. Erst. Bd. Fr. " a. M. 1872. Zweit. Bd. ib. 1879. Dritter Bd. Heidelb. 1889. 2 . Архим. Борис , Ректор Киевск. Д. Семин. Общее введение в круг богосл. паук. Киев. 1890. 3 . А. С. Хомяков . Полное собрание сочинений. Т. II. Изд. 3-е. Москва. 1886. 4 . Fr. Delitsch . System der chr. Apologetik. Leipz. 1869. 5 . I. A. Dorner . System der christl. Glaubenslehre in zwei Bdn. Christliche Glaubenslehre. Erst. Bd. Grundlegung od. Apologetik. Berl. 1879. 6 . I. S. v. Drey . Die Apologetik als wissenschaftliche Nachweisung der Göttlichkeit der Christenthums in seiner Erscheinung. Erst. Bd. Mainz. 1838. r. 7 . I. Н. A. Ebrard . Apologetik. Wissenschaftliche Rechtfertigung des Christenthums. Erst. Th. G ütersloh. 1874. Zw. Th. ib. 1875. 8 . Fr. H. R. Frank . System d. chr. Gewissheit. Erste Hlft. Erlngn. 1870. Zw. Hift. ib. 1873. 9 . K. R. Hagenbach . Encyklopädie u. Methodologie der theologsch. Wissenschaften. Zwölfte Auflage von M. Reischle. Leipz. 1889. 10 . C. F. Heinrici . Grundriss d. theologischen Wissenschaften bearbeitet v. Achelis, Baumgarten, Cornill u. s. w. Vierte Abthlng. Theol. Encyklopädie. Fr. i. B. u. Leipz. 1893 12 . Геттингер. Апология христианства. Ч. I. Отд. 1. Пер. Гр. Чельцова. Спб. 1873. Отд. 2. Пер. э.о.-пр. Ивановского. Спб. 1875.Ч. II.Cnб.1872. 13 . I. Hirzel . Ueber d. chr. Apologetik. Ein Vortrag. Zurich. 1843. 14 . Leibniz. Oeuvres philosophiques, avec une introduction et des notes par M. Paul Janet. T. I-II. Paris. 1866.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Таким образом все три части Истории Афона, напечатанные у Фронцкевича, есть 2-е исправленное и дополненное издание ее. – Далее, в книге идет ряд документов, выписок из рукописных и печатных книг, заметок и т.п. (до 479 стр.), очевидно, предназначенных для приложения ко этому же отделению 3-й части Истории Афона, как можно заключить из того что они подписаны цензором для печати вместе с предыдущими. Здесь довольно много выписок из греческого синаксаря 1249 г. по рукописи, принадлежавшей о. Порфирию (см. Отчет Публичн. библ. 1883 г., стр. 93). Весьма интересны два отрывка о болгарах из катехизических поучений Феодора Студита (стр. 469) и из книги Аф. Комнина Ипсиланти (стр. 477). За этим следует как бы 2-я часть книги, состоящая не только из крупных статей, но и из множества мелких заметок, иногда помещенных на отдельных листках. Она начинается изображением лабиринта Соломонова, взятым из афонской рукописи. За этим следуют: α) 31 печатная страница статьи Недетовского: «Варлаа- митская ересь» из Труд. киевск. дух. ак. 1872, 2, стр. 317–357. β) Какой-то греческо-русский словарь, писанный рукой о. Порфирия, доходящий только до буквы Σ включительно, на 10 листках в 4-ку (стр. 3–24, между которыми есть белые). γ) «Проты св. горы Афонской и чиновники Византийские», в 2-х черновых списках, из которых 2-й более ранний (стр. 32–45). δ) «Воспоминания, сказания и свидетельства древних и новых писателей о горе Афонской, собранные и изложенные в хронологическом порядке Архимандритом Порфирием Успенским » (стр. 47–63). ε) Первый и второй уставы Афонской горы (стр. 65–154), греческий текст с русским переводом, хотя неполным, и дополнительными заметками. 1 -й устав частью напечатан в 3-й части Истории Афона в Труд. киевск. дух. ак. 1871, 11, стр. 244–258, а по изд. 1877 г., отд. I, стр. 79–89, 259–294; 2-й устав в 1-м изд. в Трудах киевск. дух. ак. 1873, 1, стр. 18–34; а во 2-м изд., отд. I, стр, 169–181 . ζ) Διγησης μερικ τν πιστολν Αλεξου βασιλως κα Νικολου πατριρχου, γενομνη κατ διαφρους καιρος и письменные сношения их с афонитами (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

247 Резолюц. 10 дек. 1856 г. Душ. Чт. 1872 г. ч. III. стр. 349, Подобные примеры можно видеть так же в резолюциях 28 апр. 1851 г. (Душеп. Чт. 1890 г. ч. III, стр. 460), 30 марта 1850 г. (Душ. Чт. 1892 ч. II. стр. 289) и др. 252 Там же, стр. 160, 210, 220. Равным образом он неоднократно настаивал (в 1828, 29, 31 и 37 годах) и «на освобождении православной богословии от ига языческого и папского латинского языка»; но встречал сначала «прекословия», а потом «колебания». См. письма его к Филарету Гумилевскому . Чтен. Общ. любит. 1872 г. кн. III, отд. III, стр. 50 и 52. 253 Собр. мнен. и отз. т. дополнит. стр. 36. При этом считаем нелишним несколько выяснить проектируемое Филаретом положение окончивших курс семинаристов, чтобы уяснить сущность рекомендуемой им меры. Семинаристы эти, по означенному проекту Филарета, хотя и считались кончившими курс, но до определения на места должны, были, «состоять в семинарских списках и принадлежать к ведомству семинарий». Некоторые из них, беднейшие – не имеющие ни родителей, ни родственников, – должны были и жить при семинариях на казенном содержании. Все они, равно как и живущие у родных, обязаны были употреблять это время до определения на места «на дальнейшее образование себя и на приготовление к будущему своему служению»; при чем в известные сроки должны были давать отчет в своих занятиях семинарскому начальству (Собран. мнен. и отз. т. дополнит. стр. 35–37; ср. т. II, стр. 220). Комиссия духовных училищ одобрила этот проект, и последний, хотя и с некоторыми изменениями, получил в 40 годах осуществление в так называемых «особых приготовительных классах для кандидатов священства из окончивших курс семинарского учения» (Собр. мнен и отз. т. дополнит., стр. 125–127; резолюц. 30 марта и 24 октября 1850 г. в Орлов. изд., стр. 632; резол. 22 декабря 1855 г. Душеп. Чтен. 1883 г., ч. 3, стр. 379). 254 «Положение о приготовительном к священству классе в Московской епархии». Душеп. Чтен. 1872 г. ч. II, стр. 226, XI. 255 Первое определение Св. Синода об открытии миссионерских отделений (при С.-Петербургской академии и семинариях ее округа) относится к 15 сентября 1853 г. Собран. постановлен. по части раскола, кн. II, стр, 534–540.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Соч.: Черты из жизни блаж. Феофилакта, архиеп. Болгарского//ПС. 1855. Кн. 1. С. 3-36; О мнимо-духовном христианстве в древние времена Церкви//Там же. 1856. Кн. 1. С. 27-71; 1857. Т. 1. С. 6-53; 1867. Т. 3. С. 3-47; Письма из Посольского мон-ря//Зап. Миссионерского об-ва. СПб., 1867. Вып. 2. С. 59-122 (то же//Свет Христов просвещает всех!: Сб. Новосиб., 2000. С. 292-348); Амурская духовная миссия в 1870 г.//Странник. 1871. Т. 3. С. 260-285 (отд. изд.: [Благовещенск на Амуре, 1871]); Беседа о вере с молоканами. М., 1871; Отчет преосв. Вениамина, еп. Камчатского, о состоянии Камчатской и Японской духовных миссий в 1872 г. Иркутск, 1873; Обязанности Рус. гос-ва по обращению раскольников и иноверцев к Православной Русской Церкви. Иркутск, 1882; Положение христиан в бурятских обществах под начальством язычников. Иркутск, 1884; Жизненные вопросы правосл. миссии в Сибири: Соч. СПб., 1885; Начальное обучение: Наставление приходским священникам о церк. обучении детей вере и благочестию. Тамбов, Извещение о появлении в Иркутске ереси шалопутской и обличение ее//ЦВед. 1890. 25. С. 817-821; Некролог, телеграммы по случаю смерти, речи при погребении, духовное завещание//Иркутские ЕВ. Приб. 1892. 6. С. 1-2; 8-17; Чернавский Н. Из переписки архипастырей: Письма высокопреосв. Вениамина (Благонравова), архиеп. Иркутского, и Григория (Митькевича), архиеп. Калужского, к преосв. Антонию (Радонежскому), еп. Оренбургскому. Оренбург, 1904; О христианском просвещении инородцев: 10 писем Н. И. Ильминскому за 1863-1884 гг.//ПС. 1905. Ч. 2. Июль-авг. Прил. С. 1-38 (2-я паг.); Автобиография высокопреосв. Вениамина, архиеп. Иркутского//Иркутские ЕВ. 1912. 17. С. 483-493; 18. С. 518-522; 21. С. 586-602; 22. С. 610-624; 23. С. 647-656 (отд. изд.: Иркутск, 1913); Частная переписка высокопреосв. Вениамина, архиеп. Иркутского, с обер-прокурором Св. Синода К. П. Победоносцевым//Иркутские ЕВ. Приб. 1913. 1. С. 2-18; 2. С. 34-50; 3. С. 71-77; 9. С. 262-265; 14/15. С. 432-436; 18. С. 561-565; 21. С. 670-676; Письма Вениамина, архиеп. Иркутского († 1892), к Казанскому архиеп. Владимиру († 1897)/Сост. К. В. Харлампович. М., 1913; Список тр.//Свет Христов просвещает всех!: Сб. Новосиб., 2000. С. 533-535.

http://pravenc.ru/text/150287.html

Ист.: Проект устава духовных Академий. СПб., 1823; Венок на могилу высокопреосв. Иннокентия, архиеп. Таврического: Собр. восп. о нем с прил. избр. проповедей/Сост.: М. П. Погодин. М., 1867; 50-летний юбилей КДА, 28 сент. 1869 г. К., 1869; Сб. из лекций бывш. профессоров КДА: архим. Иннокентия [Борисова], прот. И. М. Скворцова, П. С. Авсенева (архим. Феофана) и Я. К. Амфитеатрова, изд. Академиею по случаю 50-летнего юбилея (1819-1869) ея. К., 1869; Устав Правосл. Духовных Академий (30 мая 1869 г.). [СПб., 1869]; Устав Церковно-археол. Об-ва при КДА. К., 1873; Отчеты Церк.-ист. и археол. об-ва при КДА. К., 1872-1915 (кроме 1876); Протоколы заседаний Совета КДА. К., 1870-1884; Устав Богоявленского братства при КДА для вспомоществования нуждающимся студентам ея. К., 1882; Устав Церк.-археол. об-ва при КДА (10 авг. 1881 г.). К., 1882; Дневник В. И. Аскоченского/Предисл. и коммент.: Ф. И. Булгаков//ИВ. 1882. Т. 7. 1. С. 79-106; 2. С. 318-345; Устав и штат Правосл. Духовных Академий, Высочайше утвержденный 20 апр. 1884 г. СПб., 1884; Извлечение из протоколов (журналов) Совета КДА. К., 1885-1916; Отчеты о состоянии КДА. К., 1870-1916; Петров Н. И. Известия Церковно-археол. об-ва при КДА. К., 1875-1895; он же. Указатель Церк.-археол. музея при КДА. К., 1897 2; он же. Альбом достопримечательностей Церк.-археол. музея при КДА. К., 1912-1915. 5 вып. 1912. Вып. 1: Колл. синайских и афонских икон преосв. Порфирия (Успенского); 1913. Вып. 2: Сорокинско-Филаретовская колл. русских икон различных пошибов или писем; 1913. Вып. 3: Южно-рус. иконы; 1915. Вып. 4/5; он же. Киïвська Akaдeмiя//Зап. icm.-фiлoлoriчhoro biддiлy Укр. АН. К., 1919. Кн. 1. С. 3-17; он же. Ckpuжaлi пам " яmi/Упоряд: В. Ульяновський, I. Карсим. К., 2003; [Феофилакт (Праведников), еп.] Восп. о преосв. Иннокентии (Борисове), как ректоре КДА/Предисл.: прот. Ф. И. Титов//ТКДА. 1895. 4. С. 627-648; Устав Церк.-ист. и археол. об-ва при КДА. К., 1901; Записка председателя Церк.-археол. об-ва при КДА, еп. Димитрия [Ковальницкого], заслушанная в собр. об-ва 9 окт. 1900 г.//ТКДА. 1901. 12. С. 18-30; Антоний (Храповицкий), архиеп. Отчет по Высочайше назначенной ревизии КДА в марте и апр. 1908 г. Почаев, 1909; Правда о КДА: Вынужденный ответ на изд. архиеп. Волынским Антонием брошюру «Отчет по Высочайше назначенной ревизии КДА в марте и апр. 1908 г.»: Сб. К., 1910; Певницкий В. Ф. Мои воспоминания//ТКДА. 1911. 5. С. 95-120; 6. С. 273-302; 10. С. 338-348; 1912. 6. С. 305-326; Акты и док-ты, относящиеся к истории Киев. Академии. Отд. 3: (1796-1869)/Предисл., примеч.: прот. Ф. И. Титов. К., 1910. Т. 1: (1796-1803); 1911. Т. 2: (1804-1808); 1912. Т. 3: (1809-1812); 1913. Т. 4: (1813-1819); 1915. Т. 5: (1819-1869); Леонтий (Лебединский), митр. Мои заметки и восп.//БВ. 1913. 10. С. 318-331; Рыбинский В. П. К истории КДА: (Курс 1887-1891 гг.)//Б-ка МДА. Б. м., б. г. Маш.; Сосуд избранный. 1994; Каталог збережених пам " яток Киïвського Церк.-археол. музею 1872-1922 рр. К., 2002.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

1572       Полная библиография трудов и изданий А.Г. Дунаева приведена на его интернет-сайте (URL: http://www.danuvius.orthodoxy.ru/index.htm). 1573       См.: Фокин А.Р. Латинская патрология. Т. 1: Период первый. Доникейская латинская патрология (150–325 гг.). M., 2005. 1574       См., например: Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб., 2004; Он же. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от Античности к Средневековью//Из истории культуры Средних веков и Возрождения. M., 1976. 1575       См.: Бычков В.В. Эстетика поздней античности. M., 1981; Он же. Малая история византийской эстетики. Κ., 1991. 1577       См.: Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. M., 2006. 1578       Среди множества опубликованных работ Хоружего особо следует отметить фундаментальную монографию «К феноменологии аскезы» (M., 1998) и ряд публикаций в периодической печати, в которых автор проводит всесторонний анализ разных аспектов православной традиции. 1579       На первый взгляд «метод участия» лежит в русле таких историографических направлений. как «историческая антропология» и «микроистория», однако, несмотря на очевидные сходства, есть между этими направлениями и различия. Дело в том, что, в отличие от исторической антропологии, «метод участия» предполагает не просто вступление в диалог с человеком прошлого и попытку понять его действия, а сопричастность ему и его взглядам. 1580       Хоружий С. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека: Доклад на богословской конференции «Учение Церкви о человеке» (Москва, 5–8 ноября 2001 г.). 1585       Среди трудов A.C. Павлова: Первоначальный славяно-русский Номоканон. Казань, 1869; Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. Одесса, 1871; О Кормчей князя-инока Вассиана Патрикеева//Уч. зап. Казанск. ун-та по отд. ист.-филол. и пол.-юрид. наук. 1864. 2; Личные отношения супругов по римскому праву//Там же. 1865; 06 участии мирян в делах церкви//Там же. 1866; Номоканон при Болыиом Требнике//Там же. 1872 (отд. изд.: M., 1897); Наказной список по Стоглаву//Зап. Академии наук. 1873; Критические опыты по истории древнегреческой полемики против латинян//XIX отчет Академии наук о присуждении Уваровских наград. 1878; 50-я глава Кормчей книги. M., 1887; Книги законные, содержащие в себе в древнерусских переводах византийские законы. M., 1888; и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

150 По скопческим легендам, Мартынушка был полковник Дашков, бросивший военную службу и ушедший в скопчество (Кальн. Рус. сек., стр. 184, прим.) 153 «Когда повезли меня в Тамбов, – рассказывает Селиванов в «Страдах», – то народу было несчетное число: кто бранил, кто плевал и всячески надо мною ругались… Привезли меня в Сосновку, стали наказывать кнутом и секли долгое время так, что не родись человек на свет. И было мне весьма томно»… «рубашку мою свю окровавили с головы до ног и была вся в крови, как в морсу, и детушки мои эту рубаху выпросили себе и надели на меня свою белую» (Чтен. в Общ. ист. и древ. 1864 г., кн. 4, отд. V, стр. 81–82). 155 Свящ. В. Просор. Почему Селиванов (Петр III) назыв. Христом Сыном Бож. (Мис. Обозр. 1901 г., март, стр. 353–5). 157 На могиле Шилова был поставлен в 1929 г. памятник, в котором были выдолблены два отверстия, куда скопцы опускали кусочки хлеба для освящения. Сам Шилов причислен скопцами к лику святых, почему его имя всегда поминается на радениях (свящ. К. Кутеп., стр. 161–162). 158 Свящ. К. Кутеп., стр. 164–173; свящ. А. Рождествен., стрю 90–93; П. Мельников, т. VI, стр. 379–381. 161 Высоч. указ 25 июля 1806 г. и Перв. пол. собр. зак. т. XXXIII, 26485, 22462, т. XXXIX, 22422. 165 Свящ. К. Кутеп., стр. 331–332. «Иуда не удавился на осине, а женился на Аксинье», – говорит Андриянов в своем донесении о скопцах. Донесение это по своей обстоятельности является одним из важных источников при изучении скопчества. Напечатано оно в Чтен. Общ. ист. и древ. за 1872 г., кн. 3, отд. V, стр. 295–314. 170 По представлению галацких скопцов, первые люди были сотворены с половыми органами, только в невинном состоянии; впоследствии же дьявол , явившись во сне Еве, стал соблазнять ее на грех и действительно соблазнил (свящ. К. Кутеп., стр. 366). Читать далее Источник: История и обличение русского сектантства (мистического и рационалистического)/Сост. применительно к курсу духов. семинарий К. Плотников. - 3-е изд., испр. и доп. - Петроград : Тип. И.В. Леонтьева, 1916. - V, 328 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

11 Екатерина Феодоровна Непряхина († 1872), знакомая о. Макария, помогавшая миссии (о ней см.: Письма архимандрита Макария (Глухарева), основателя Алтайской Миссии/Под ред. К. В. Харламповича . Казань, 1905. С. 216–217; Исторический вестник. 1888. 4. 32. С. 612 сл.). 13 См.: Птохов П. В. Архимандрит Макарий (Глухарев), основатель Алтайской миссии. М., 1899. С. 88. 14 «Мысли о способах к успешному распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе». Прекрасно обоснованный, проникнутый истинно апостольским духом и весьма практичный проект этот и через 75 лет осуществлен лишь в некоторых частях, но все крупное, что сделано для миссии с этого времени, предусмотрено в проекте архимандрита Макария. Рукопись проекта была о. Макарием послана преосвященному Агапиту, епископу Томскому, с просьбой представить ее в Св. Синод. Из Св. Синода она, по-видимому, была послана митрополиту Филарету, а им была передана в библиотеку Московской духовной академии. Другой список хранится в Румянцевском музее, третий – в семействе Арсеньевых. Извлечения из «Мыслей» напечатаны по первому списку в «Миссионере» за 1874, 1875 и 1878 гг., а полностью «Мысли» изданы в «Православном благовестинике» за 1893–1894 гг. и отдельно (М., 1894) (см.: Д. Д. Ф. Материалы для биографии о. Макария. Изд. 2-е. М., 1892. С. 135; Страхов С., свящ. Предисловие к «Мыслям»//Православный благовестник. 1893. С. 11–13). По-видимому, существовал и четвертый список, посланный на высочайшее имя и также пересланный чрез Комиссию прошений, на высочайшее имя подаваемых в Св. Синод (Птохов П. В. Указ. соч. С. 165). 16 Архив Св. Синода. Дело 1839 г. 673; напечат.: Птохов П. В. Указ. соч. С. 165, где датируется ошибочно 1842 г. 17 Письмо от 20 января 1839 г., изданное Харламповичем (С. 198), а ранее И. А. Чистовичем в «Христианском чтении». 1872. 3. С. 22–29, П. В. Птоховым (Указ. соч. С. 146–150) и в «Иркутских епархиальных ведомостях» (1880. 6). Подлинник в Архиве Св. Синода I отд. II экспед. дело 1839 года 673.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

1 Из них мне известны (только по заглавиям) следующие: von Moneta. Dissertat. de mutatione nominis. – Jo. Hen. Stuss. De nominum mutatione sacra. Goth. 1785.4. – Krebs. Schediasma de mutatione nominum in professione religiosorum et Pontificum Roman. inauguratione. Edit. 2 Lips. 1719.4. – Упомянем еще не использованное мною сочинение Филона: Philo Judaeus. De nominum mutatione. – 2 Цитаты приводятся по переводу проф. Карпова. «Сочинения Платона, переведенные с греческого и объясненные Проф. Карповым». Ч. V. М., 1879 г. 16 Пособиями для выяснения этимона слова « имя » служили в этом пара­графе: • Филологические наблюдения протоиерея Г. Павского над составом русского языка. Второе рассуждение об именах существительных. СПб. – 1892. Гл. VI. §§ 126, 127. – Стр. 220–226. • Biblisch-theologisches Wörterbuch des Neutestamentlischen Gräcität von Hernn. Cremer .2te Aufl. Gotha 1872, art «νομα». S. 456. • Vergleichendes Wörterbuch der Indogermanischen Sprachen. Ein sprachgeschichtlicher Versuch von August Fick . Erst. Abth. Zweite umgearbeitete Auflage. Göttingen – 1870. SS. 65–66. S. 112. • Греческо-русский словарь, по Бензелеру . Киев, 1881. «νομα». Стр. 542 и др. • Материалы для Словаря древнерусского языка по письмен. памятн. Труд И. И. Срезневского . Т. I. А-К. СПб., 1893. «ИМ», кол. 1099. • А. С. Хомяков , Полн. собр. соч. T.V. М., 1900, изд. 3. «Сравнение русск. слов с санскритскими». Стр. 551. 20 Должно упомянуть еще об отдельно стоящем мнении Хомякова (id, см. сноску 14. Стр. 551), выводящего имя из «итти». 21 Источниками для раскрытия словоупотребления «имя» в русском и церковнославянском языках служили: • Словарь церковнославянского языка, составленный Акад. А. Х. Востоковым . Издание 2-го отд. Имп. Ак. Н. Т. СПб – 1858. Стр. 156 «именитый». Стр. 157: «им». • Словарь церковнославянского и русского языка, составленный вторым отд. Имп. Акад. Наук. СПб., 1847. Т. II. Стр. 131 «им», «именитый». • Материалы для Словаря древнерусского языка и т.д. [см. сноску 14] И. И. Срезневского . Т. I. А-К. кол. 1097–1099; «им»; кол. 991–992: «знати»; кол. 993 «знахарь»; кол. 987 «знаменати»; кол. 988–989 «знамение». Кол. 990 «знамя», кол. 991 «знание».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010