Василий Михайлович (1.03.1862, с. Антиповка Камышинского у. Саратовской губ.- 1.06. 1926, Москва), прот., историк и теоретик рус. церковного пения, палеограф, композитор, педагог. Род. в семье сельского свящ. Михаила Александровича Металлова. Судьба М. складывалась непросто. Мать М. умерла, когда ему было 4 года, в 10 лет, после смерти отца, не осталось никого из родственников, кто мог бы позаботиться о нем. Оказавшись без попечения, М. в 1872 г. поступил на казенное содержание в Камышинское ДУ, в 1876 г.- в Саратовскую ДС, где он пел в хоре, самостоятельно научился играть на скрипке и фортепиано, изучал книги по теории музыки, начал сочинять светскую и духовную музыку. Окончив в 1882 г. семинарию по 1-му разряду (т. е. с отличием), продолжил обучение в МДА. В том же году он женился на дочери священника Павле Петровне Кортневой; несмотря на неустроенность и крайнюю нужду в первые годы совместной жизни, их брак был долгим и счастливым; у них родились 3 сына и 2 дочери. Из-за сложного материального положения в 1884 г., будучи на 3-м курсе МДА, М. был вынужден оставить обучение и поступить сельским священником в Саратовскую епархию. 10 сент. 1884 г. еп. Саратовский и Царицынский Павел (Вильчинский) рукоположил его во иерея ц. арх. Михаила с. Липовка Царицынского у. Здесь М. организовал муж. хор из прихожан, составлял для него переложения песнопений. В 1886 г., по его прошению, М. был переведен в Казанскую ц. с. Рыбинка Камышинского у., в 1887 г.- в Саратов, в ц. свт. Николая Саратовского исправительного арестантского отд-ния. Большое влияние на М. оказало знакомство (с июня 1887, по переписке) с проф. Московской консерватории прот. Д. В. Разумовским , основоположником рус. муз. медиевистики, создателем и руководителем кафедры истории церковного пения. М. просил прот. Д. Разумовского содействовать ему в получении диплома учителя пения или регента и разрешения на публикацию его муз. переложений. В Саратове М. продолжил делать переложения обиходных песнопений, написал ряд статей, посвященных истории рус. церковнопевч. искусства (см.: Саратовские ЕВ. 1888, 1890, 1891). В 1889-1893 гг. изд-вом попечительства над Саратовским исправительным отд-нием было напечатано 4 выпуска проповедей М. под заголовком «Из бесед с заключенными».

http://pravenc.ru/text/2563066.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. М. Ипполитов-Иванов. Фотография. 1-я четв. ХХ в. [наст. фамилия Иванов] Михаил Михайлович (7.11.1859, г. Гатчина Царскосельского у. С.-Петербургской губ.- 28.01.1935, Москва), рус. композитор, дирижер, педагог. Первоначальное муз. образование получил в муз. классах для малолетних певчих при Исаакиевском соборе в С.-Петербурге (1872-1875), где преподавали Г. Ф. Львовский и А. И. Рожнов . В 1882 г. окончил С.-Петербургскую консерваторию, где учился у Н. А. Римского-Корсакова (композиция), Ю. И. Иогансена (гармония и полифония), И. О. Ферреро (контрабас). В 1879-1880 гг. посещал муз. собрания «Могучей кучки». С 1882 по 1893 г. жил в Тифлисе (с 1936 Тбилиси); возглавил отд-ние РМО и муз. классы (впосл. ставшие консерваторией), где преподавал теорию и историю музыки. Дирижировал симфоническими концертами, с 1884 г.- оперными спектаклями. Вел запись, обработку и исследование груз. народной музыки; в 1884-1889 гг. по поручению еп. Гурийско-Мингрельского свт. Александра (Окропиридзе) И.-И. записал груз. церковное обиходное пение карталино-кахетинского напева с голоса свящ. А. Молодинашвили и братьев В. и П. Карбелашвили (см. изд.: Грузинская народная песня. С. 2; 25-летний юбилей М. М. Ипполитова-Иванова//РМГ. 1908. 3. С. 74). Отмечал влияние «греческих» (семиступенных диатонических) ладов на груз. народную песню и церковное пение, высказал мнение, что «в церковных мелодиях грузин преимущественно встречаются фригийский и дорийский лады», более строгие по характеру (Грузинская народная песня. С. 5; здесь же приведены нотные примеры). Напевы литургии, записанные И.-И., с небольшими изменениями и дополнениями легли в основу издания «Грузинское церковное пение (карталино-кахетинского распева) на литургии св. Иоанна Златоуста, гармонизованное для смешанного хора З. П. Палиевым» (Тифлис, 1909, с авторским предисловием: «Краткие сведения, касающиеся положения грузинского церковного пения в грузинских церквах»). Из обработок груз. распева, выполненных И.-И., была опубликована только Херувимская песнь (ор. 38, 2), хотя в 1920 г. И.-И. писал, что планирует «закончить гармонизацию церковно-грузинского обихода» (Письмо Н. Н. Черепнину//Письма. Статьи. Воспоминания. С. 183-184).

http://pravenc.ru/text/673803.html

М.А. Шангин Библиография С.Н. Каптерев. Bibliographia Uspenskiana. I. Хронологический указатель трудов. 506 А. Труды, составленные и опубликованные Ф. И. Успенским 1. Первые славянские монархии на северо-западе. СПб. Слав. благотвор. ком-т, 1872, XI, 266 стр. Посвящено памяти А. Ф. Гильфердинга (1831–1872), председателя СПб. слав, благотвор. ком-та. На собрании упомянутого Комитета 7 февраля 1871 г. было постановлено, согласно отзыву проф. К. Н. Бестужева-Рюмина, удостоить сочинение Ф. И. Успенского денежной премии (300 р.) имени Кирилла и Мефодия и напечатать его на средства Комитета. Рецензии: 1) Бестужев-Рюмин, К. Н. в газете Голос, СПб. 1871, 53 (отчёт о заседании 7 февр. 1871. СПб. к-та слав, благотвор. о-ва). Позднее перепечатано без изменений в сборнике. Первые 15 лет существования СПб. слав, благотвор. о-ва, СПб, 1883, стр. 147–149. 2) Леонтович, Ф. И. ЖМНП, 1876, 2, стр. 427–444. В примечании объявлено, что редакция ЖМНП занимает нейтральную позицию по отношению к взглядам автора и высказываниям рецензента. 3) Волынские епархиальные ведомости, 1876, 5, стр. 121–127. (Мнение учебн. ком-та при Св. синоде) 4) Русская старина, 1873, 9 (заметка на обложке). 5) Russische Revue, СПб, 1873, 1, стр. 84–85. Характеристику настоящей работы см.: 1) Попруженко, М. Г. Сорокалетие учёной деятельности Ф. И. Успенского (II., 7, 1911, стр. 3–4). 2) Бузескул, В. П. Общий очерк... (II., 34, 1929, стр. 29). 2. Болеслав. Русский энциклопедический словарь, отд. I, т. 4, СПб. Изд. Березина, 1874, стр. 104–107. Подпись: Усп. 3. Византийский писатель Никита Акоминат из Хон. СПб., 1874, VI, 219 стр. Издано по определению Историко-филологического факультета СПб. ун-та от 30 мая 1874 г. Диссертация на учёную степень магистра всеобщей истории, защищённая на публичном диспуте в СПб. ун-те 1 сентября 1874 г. См.: [Краткая заметка о диспуте Ф. И. Успенского] Биржевые ведомости, 1874, 239. Отзывы оппонентов, Г. С. Дестуниса и В. Г. Васильевского не напечатаны. Рукопись последнего отзыва находилась (в 1911 г.) в архивных документах Новороссийского ун-та (см. Попруженко, М. Г. Сорокалетие учёной деятельности Ф. И. Успенского, II., 7, 1911, стр. 4–5, сноска).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Георгий (Ярошевский). Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) (Ярошевский; 18.11.1872, Подольская губ.- 8.02.1923, Варшава), митр. Варшавский, Патриарший экзарх в Польше. В 1897 г. окончил КДА со степенью канд. богословия. В 1898 г. назначен преподавателем Таврической ДС. В марте 1900 г. пострижен в монашество и рукоположен во иерея. В 1901 г. защитил в КДА магист. дис. по теме «Соборное послание ап. Иакова». С 1903 по 1906 г. ректор Тульской ДС. В 1906 г. хиротонисан во епископа Каширского, викария Тульской епархии. С 1 февр. 1908 г. епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии, с 19 нояб. 1910 г. епископ Ямбургский, 22 нояб. назначен ректором СПбДА, с 13 мая 1913 г. епископ Калужский и Боровский, с 6 июля 1916 г. епископ Минский и Туровский (с 1918 архиепископ). В 1918 г. Г. покинул Россию, находился в К-поле и Сербии, а с 1921 г.- в Польше, где, согласно указу Патриарха Московского св. Тихона от 28 сент. (11 окт.) 1921 г., ему было поручено временное управление Варшавской епархией с одновременным назначением Патриаршим экзархом в Польше. 17 (30) янв. 1922 г. вышел патриарший указ о возведении Г. в сан митрополита. В сер. июня 1922 г. Г. собрал в Варшаве первый Собор правосл. епископов в Польше и под давлением польск. правительства предпринял шаги, направленные на отделение правосл. епархий, оказавшихся на территории Польши, от РПЦ. В последующем это предполагало полную автокефалию правосл. Церкви в Польше. В февр. 1923 г. Г. был убит архим. Смарагдом (Латышенко) , к-рый пытался предотвратить отделение правосл. епархий Польши от РПЦ. Г. инициировал создание правосл. богословского отд-ния в Варшавском ун-те, основал Варшавскую Синодальную типографию - крупнейший в мире правосл. издательский центр 20-30-х гг. XX в. Соч.: Соборное послание св. ап. Иакова: Опыт исагогико-экзегет. исслед. К., 1901; Речь перед защитой дис. магистра богословия «Соборное послание св. ап. Иакова»//ТКДА. 1901. 6. С. 286-291; Мораль М. Горького//ВиР. 1903. Т. 2. Ч. 1. С. 169-196; Наше духовенство в произведениях А. П. Чехова//ВиР. 1904. Т. 2. Ч. 2. С. 211-230; Стигматизация//ВиР. 1904. Т. 1. Ч. 2. С. 623-634 (отд. изд.: Калуга, 1914); Избрание епископов в Др. Церкви: (Ист.-канонич. очерк)//ВиР. 1906. Т. 1. Ч. 2. С. 257-278 (отд. отт.: Х., 1906); Теория проф. А. П. Лебедева о братьях Господних//ВиР. 1907. 2. С. 151-170 (отд. отт.: Х., 1907); Индивидуалистическое миросозерцание Л. Андреева: (Лит.-богосл.-филос. очерк)//ВиР. 1909. 9/10. С. 285-310 (отд. отт.: Х., 1909); Демонические болезни: (Богосл.-психол. очерк)//ХЧ. 1912. 7/8. С. 774-790 (отд. изд.: СПб., 1912. Калуга, 1914); Приезд в Россию патр. Антиохийского Иоакима в 1586 г.//Калуж. церк.-обществ. вестн. 1914. 1 (отд. отт.: Калуга, 1914); Слова, поучения и речи. Калуга, 1914; Глоссолалия: Богосл.-психол. очерк. Калуга, 1915.

http://pravenc.ru/text/164285.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Пентковский. Типикон Пентковский А. М. Типикон Патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси/МДА, Ин-т рус. яз. РАН. М., 2001 Пергаменные рукописи БАН Пергаменные рукописи Библиотеки Академии наук СССР: Описание рус. и слав. рукописей XI-XVI вв./Ред.: В. Ф. Покровская. Л., 1976 Песнопевцы Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. СПб., 1902. Серг. П., 1995р ПИ Проблемы источниковедения. М.; Л., 1933-1963. Т. 1-11; 2006-. Т. 1(12)-. Пигулевская. Арабы Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964 NKJUФ Прилози за книжевност, jeзuk, ucmopujy и фолклор/Унив., Филос. фак. Београд, 1921-. Кн. 1-. ПККДА Памятники, изданные Киевской комиссией для разбора древних актов. К., 1897-1898. 3 т. ПКМГ Писцовые книги Московского государства. СПб., 1872-1895. Ч. 1: Писцовые книги XVI в. Отд. 1-2. 1872-1877 ПКНО Памятники культуры. Новые открытия. М., Платон (Любарский). Иерархии Платон (Любарский), архиеп. Иерархии Вятская и Астраханская/Предисл.: П. С. Казанский. М., 1848 ПЛДР Памятники литературы Древней Руси. М., 1978-1994. 12 вып. ПМ Православная мысль. П., Вып. ПМА Писания мужей апостольских/Введ., пер. с греч. и примеч.: прот. П. Преображенский; доп.: свящ. В. Асмус, А. Г. Дунаев. Рига, 1994. М., 2003п, 2008р ПО Православное обозрение. М., 1860-1891 Политбюро и Церковь Архивы Кремля: Политбюро и Церковь, 1922-1925 гг./Изд. подгот.: Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. Новосиб., 1997. Кн. 1; 1998. Кн. 2 Положение о церк. суде, 2008 Положение о церковном суде//Церк. вестн.: Газ. М., 2008. 13/14(386/387). С. 18-22 Польский Польский М., протопр. Новые мученики российские. Джорд., 1949-1957. М., 1993р. 2 ч. Порфирий (Успенский). Алекс. Патриархия Порфирий (Успенский), еп. Александрийская Патриархия: Сб. мат-лов, исслед. и записок. СПб., 1898. Т. 1 Поселянин Е. Богоматерь Богоматерь: Полн. иллюстр. описание Ее земной жизни и посвящ. Ее имени чудотворных икон/Ред.: Е.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=15

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОРОНОВ Александр Дмитриевич (5.02.1839, с. Грузины Новоторжского у. Тверской губ.- 29.10.1883, Киев), историк Церкви. Род. в семье священника. В 1848 г. поступил в Новоторжское ДУ. В 1853-1858 гг. обучался в Тверской ДС, из к-рой был направлен в МДА. Воспитанник проф. А. В. Горского . В 1862 г. окончил курс МДА магистром богословия за соч. «О богодухновенности Священного Писания», к-рое было одобрено конференцией под председательством Московского митр. свт. Филарета (Дроздова) . 30 окт. 1862 г. начал службу на кафедре новой общей церковной истории в КДА. Считал, что предметы на его кафедре разнородны, выступал с предложением разграничить их, оставив на кафедре только историю Зап. Церкви с позднейшим разделением на Римско-католическую, протестантскую и историю слав. Церквей. 3 февр. 1866 г. получил звание экстраординарного профессора. С 25 февр. 1863 по 1 авг. 1865 г. исполнял обязанности помощника инспектора, затем помощника секретаря академического правления, а с 1 сент. 1867 по 15 авг. 1869 г. состоял его секретарем. В. был одним из инициаторов создания при КДА Церковно-археологического об-ва и музея, совместно с Ф. А. Терновским и П. А. Лашкарёвым принимал участие в составлении проекта его устава. С момента основания об-ва в кон. 1872 г. являлся его действительным членом. Был также членом исторического об-ва Нестора Летописца. 6 марта 1878 г. защитил докт. дис. «Главнейшие источники для истории святых Кирилла и Мефодия» (ТКДА. 1876. 10. С. 118-225; 1877. 1. С. 76-149; 4. С. 143-202; 8. С. 435-478; 9. С. 666-731 (отд. изд.: К., 1877)) и утвержден в звании ординарного профессора. В. пришел к выводу, что жития обоих святых имели одного автора, начальная редакция была греческой, слав. редакция житий не претерпела особых изменений по сравнению с греческой, автором был ученый славянин из Болгарии, составивший жития не ранее 2-й четв. Х в. По рецензии проф. Е. Е. Голубинского , В. за это исследование был удостоен малой Уваровской премии.

http://pravenc.ru/text/155278.html

Мостовское. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь /// Объект утрачен Церковь. Не действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:не позже 1848. Адрес: Россия, Курганская область, Шатровский район, с. Мостовское, на месте храма установлен памятный крест, сохранились остатки колокольни Координаты: 56.40921, 65.002684 Проезд:по а/д Шадринск - Ялуторовск. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Мостовское. Церковь в селе каменная, построена в 1848 году на доброхотные пожертвования, имеет один престол во имя Вознесения Господня. В приходе 7 деревень: Мысовская, Мамонтова (2 вер.), Ключи (4 вер.), Чуварина (2 вер.), Долматова (15 вер.), Бархатова (2 вер.), Широкова (17 вер.). Всего дворов 444, прихожан: мужеского пола 1303, женского пола 1350. В приходе одна приписная церковь в селе Больше-Духовском, построена в 1897 году и часовня в селе Мостовском, деревянная, построена в 1858 году. Церковной земли: усадебной 3 дес., пахотной 180 дес., сенокосной 18 дес. Церковный капитал 10464 руб., причтовый 75 руб. Жалованье 1-му священнику 137 руб. 20 коп. 2-му 294 руб., диакону 68 руб. 60 коп., псаломщикам: 1-му 35 руб. 28 коп., 2-му 98 (? - В.А.) руб. Дома причта деревянные, построены прихожанами и составл. собствен. церкви. Штат: два священника, диакон и два псаломщика. В приходе два министерские школы: в с. Мостовском, с 1872 года и дер. Долматовой, — 1910 г. и церковно-приходская в с. Больше-Духовском; церковн. школа в собствен. доме. Ближайшее село Кодское (7 вер.). Расстояние от Консистории 350 вер., от благочинного 22 вер., от уездного города 90 вер., почт. ст. 23 вер. Адрес: Исетское почт. отд. Источник: Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года/Изд. Тобол. епарх. братства св. великом. Димитрия Солунского. Тобольск, 1913. Основание с. Мостовского (ныне Мостовка 1-я Шатровского района) относится к 1670-м г.г. Однако еще ранее на этом месте слободчиком Андреевым был построен Кантак («Кантак» – татарское название, обозначавшее шалаш или балаган в лесу). Русских «гулящих людей» на это место селили уже монахи Кодской заимки (будущего с. Кодского), так как селение оказалось на территории вотчины Кодского Троицкого монастыря. В 1679 г. в документах впервые упоминается д. Мостовка при одноименной реке, получившей свое название по промыслам первопоселенцев-кожевников, которые вырабатывали изделия из кожи, которую крестьяне называли «мостовьем». В XVII в. д. Мостовка отиносилась к Исетской слободе, позднее упоминается как слобода Мостовская Исетского дистрикта, а с его упразднением в 1782 г. деревня вошла в состав Ялуторовского уезда и стала центром Мостовской волости. Во 2-й половине XIX – в начале XX в.в. в селе ежегодно проводились приуроченные к престольным праздникам ярмарки: в день Вознесения Господня и Введенская (17-22 ноября).

http://sobory.ru/article/?object=56824

Аполлос, епископ Слободско-Украинский и Харьковский (Терешкевич) Родился в Малороссии. Окончил Киевскую духовную академию и назначен учителем в Новгородскую духовную семинарию. В 1780 году пострижен в монашество. В 1786 году определен игуменом Александро-Ошевенского монастыря Олонецкой епархии. В 1787 и 1788 годах состоял священником российского флота в иностранных государствах, имея под начальством флотских священнослужителей. С 1790 года – ректор Архангельской духовной семинарии и архимандрит Сийского Антониева монастыря. 9 марта 1803 года перемещен настоятелем Курского Знаменского монастыря. 14 октября 1813 года хиротонисан во епископа Слободско-Украинского и Харьковского. Скончался 20 января 1817 года. Задолго до смерти преосвященный Аполлос почти совершенно потерял зрение. Окружающий мир он мало видел телесными очами. Но, отличаясь строгой и благочестивой жизнью, он зорко видел духовными очами. После смерти довольно богатая библиотека его была передана в Ростовскую духовную семинарию. Литература: Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 704. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. – Киев, 1856, т. 2. – С. 326. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1416. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 215. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 638, 821, 965, 996. Список украинских писателей Кеппена в материалах П. Ефремова. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, ч. 2. – С. 914; т. 5. – С. 427; т. 6. – С. 189. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 71. Историко-статистическое описание Харьковской епархии. [ Филарет (Гумилевский) ]. – М., 1852–1858, 1852, отд. 1. – С. 48. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 215. Православный собеседник. – Казань, 1899, январь. – С. 107. Харьковские епархиальные ведомости. – 1869, 1 и 6. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб.. б. г., т. 2. – С. 2271. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 2. – С. 237–238. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н.П. Иванов. Фотография. 70-80-е гг. XX в. Николай Павлович (25.12.1904, Пенза - 2.05.1990, Москва), прот., духовный писатель, публицист. Род. в глубоко верующей семье. С детских лет прислуживал в алтаре ц. Покрова Пресв. Богородицы (Пенза), позднее был уставщиком, чтецом и членом приходского совета этой церкви, служил иподиаконом при пензенских архиереях. Учился в гимназии, окончил Единую трудовую школу (1923), работал стенографом. Период обновленческого раскола в Пензе, связанного с деятельностью В. Путяты , был впосл. описан И. в соч. «История путятинской смуты» (Пензенские ЕВ. 1998. 6-8; 1999. 1). В 1928 г. поступил на заочное отд-ние астрономического фак-та Московского ун-та. Осенью 1933 г. по доносу обновленца был осужден на 3 года за «организацию религиозной молодежи». Отбывал срок на БАМе. За хорошую работу был освобожден досрочно. Работал топографом в Куйбышевской обл., впосл.- на строительстве гидротехнических сооружений; во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.- на оборонных работах. В 1945 г., после снятия судимости, И. вернулся в Москву и поступил на 2-й курс Православного Богословского ин-та МП, сдав экзамены экстерном. В 1946 г. был зачислен студентом в только что открывшуюся МДА. Одновременно работал алтарником в церкви Св. Троицы в Нововоротниковском пер. в Москве и там же дворником. По окончании МДА (1950, с отличием) был назначен преподавателем в Саратовскую ДС, где вел курс ВЗ. В 1955 г. рукоположен во диакона архиеп. Гурием (Егоровым) ; впосл. митрополит Симферопольский и Крымский), затем во иерея в саратовском соборе Сошествия Св. Духа. В 1956-1966 гг. работал лит. редактором в Издательском отделе Московской Патриархии . Опубликовал в «Журнале Московской Патриархии» более 70 статей по вопросам богословия, истории Церкви, литургики и церковной жизни (некоторые статьи подписаны: Н. Попов, Н. И., Калугин). По выходе на пенсию продолжал заниматься церковной наукой. Главный труд И. посвящен вопросам библейской онтологии и антропологии на основе толкования первых глав кн. Бытие. Особое внимание автор уделял соотношению Свящ. Писания и совр. естественнонаучных представлений (впервые работа изд. в 1997 под названием «И сказал Бог...»). Ряд статей богословско-апологетического содержания опубликован в сб. «О смысле жизни: Богословские миниатюры» (1998). Соч.: И сказал Бог...: Библейская онтология и библейская антропология: Опыт истолкования Книги Бытия (гл. 1-5). Клин, 1997 [об авт.: С. 5-13; библиогр.: С. 371-376], 20053; О смысле жизни: Богословские миниатюры. Клин, 1998. Рубрики: Ключевые слова: ЕГОРОВ Иоанн Федорович (1872 - кон. 1920/кон. 1921), прот., духовный писатель, деятель либерально-обновленческого движения в РПЦ

http://pravenc.ru/text/200489.html

Феодосий, епископ Коломенский и Каширский (Михайловский Прокофьев Андрей) Родился в 1723 году в городе Михайлове Рязанской губернии в семье причётника. С 12 сентября 1740 года обучался в Рязанской духовной семинарии. С сентября 1745 по 1749 год обучался в Московской духовной академии. В апреле 1749 года приехал в Рязань и был определён учителем Рязанской духовной семинарии. В 1755 году в Рязанском Духовском монастыре пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен префектом семинарии. С 1758 года – присутствующий в семинарской конторе. В 1759 году освобождён от присутствия в конторе и в том же (или следующем) году возведён в сан архимандрита Духова монастыря. В 1761 году определён ректором Рязанской семинарии и архимандритом Рязанского Богословского монастыря. В 1763 году переведён в Солотчинский Рождество-Богородичный монастырь той же епархии. 28 декабря 1763 года хиротонисан во епископа Коломенского и Каширского в придворной церкви в присутствии императрицы Екатерины II. Скончался 30 января 1787 года. В период управления епископом Феодосием Коломенской епархией учреждена Коломенская консистория (1764), построены Тихвинский собор в Коломне и загородный архиерейский дом. В 1775 году епископ Феодосий встречал императрицу Екатерину II и принимал её в архиерейских покоях. Литература: Марков Н., священник. Коломенская епархия//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. Сергиев Посад. 1863–1894; 1886. отд. 3, стр. 229. Макарий, архимандрит. Историко-статистическое описание Рязанской духовной семинарии. – Новгород, 1864. Агнцев Д. История Рязанской духовной семинарии, Рязань, 1889. С-сов I, священник. Описание Богословского общежительного. монастыря Рязанской епархии. М. 1894. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 116. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 422, 425, 1033. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896. 116. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 47. Исторический вестник. СПб., 1894, ноябрь, стр. 470. Исторический вестник. СПб., 1895, апрель, стр. 546–547. Русская старина. СПб., 1873, октябрь, стр. 84. Русский архив. М. 1889. Кн. 2, стр. 348. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского . СПб., 1900–1911, т. 12, стр. 361. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г., т. 2, стр. 1411. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010