Сказанное выше — прекрасный образ просвещения человеческой души, разбуженной от греховного сна светом Христова учения. Ветхозаветное пророчество 1:19-21 " Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым " — свидетельство Богодухновенности пророческих писаний. Вторая глава Лжепророки и лжеучители 2:1-3 Апостол предостерегает от лжеучителей, предупреждая, что как в прежние времена являлись лжепророки, так будут они и теперь и всегда.Характерная черта их, что они " введут пагубные ереси " " отвергаясь искупившего их Господа " , то есть будут отвергать догматы воплощения Сына Божьего и совершенного Им искупления. Но осуждение для них, как для нераскаянных, уже уготовано Богом (ст. 3-4,9) [ 1 ]. Примеры божественного наказания 2:4-9 Далее Апостол приводит устрашающие случаи суда Божия в прошлом: в примеры грозного суда Божия он приводит падших ангелов, которые, связанные узами адского мрака, ожидают окончательного суда над собой; затем — наказание грешного человечества всемирным потопом, когда только восемь душ семейства Ноева спаслись, и, наконец, кару, постигшую города Содом и Гоморру, от которой спасся лишь Лот. Из этого апостол делает вывод, что знает Бог, как избавлять благочестивых, а " беззаконников соблюдать ко дню Суда для наказания " (ст. 4-9). Подробнейшая характеристика лжеучителей 2:10-16 Характеризуя лжеучителей, Апостол говорит, что они " идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших " . Известно, что эти лжеучители с презрением относились к самим Апостолам Христовым, не говоря уже о пресвитерах и епископах. Они, как бессловесные животные, руководствуются в своей деятельности побуждениями чувственности и корыстолюбия: " оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную " . Это тот Валаам, о котором рассказывается в 22 гл. и далее книги Чисел и который за мзду хотел совершить неправедное дело — изречь проклятие на Израиля, но был вразумлен Богом через проговорившую человеческим голосом ослицу (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

Глава вторая предупредительная – о лжеучителях. Догматическая сторона наступающих лжеучений ( 2Пет. 2:1–3 ). Предупреждая, что как в прежние времена вместе с истинными пророками были и лжепророки в народе ( 3Цар. 22:6 , Иез. 13:2, 22:25–28 ), так и впоследствии будут пагубные и соблазнительные лжеучители, Св. Ап. Петр догматическую сторону из лжеучений обозначает так, что они будут «отметаться искупившего их Владыки», т. е. отвергать станут догмат о воплощении Сына Божия, откажутся признавать Господа Иисуса Христа воплощенным Сыном Божиим. Это самые нечестивые и погибельные еретики… «Суд им давно готов и погибель их не дремлет». Устрашающие примеры для отвращения от лжепророков соблазнителей ( 2Пет. 2:4–9 ). В примере грозного суда Божия и на совратителей еретиков и на совращаемых ими Апостол приводит, во-первых, падших ангелов, которых Господь, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания, несмотря на прежнее их высочайшее достоинство. Во-вторых, Апостол указывает на пример нечестивого допотопного мира, который по правосудию Божию весь залит был волнами потопными, сохранилось же только в восьми душах семейство Ноя, проповедника правды. Наконец, испепеленные небесным огнем, исключая семейства праведного Лота. Из этих примеров Апостол делает такое приложение, что точно также и теперь «конечно знает Господь, как избавлять благочестивых», каким бы множеством нечестивых они окружены ни были, а беззаконников (несмотря на их множество) соблюдать ко дню суда для наказания». Нравственные качества лжепророков соблазнителей ( 2Пет. 2:10–17 ). «Они идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших… Они полагают удовольствие во вседневной роскоши… Глаза у них исполнены любострастия… сердце их приучено к любостяжанию»… Итак, стремление к независимости от каких бы то ни было властей, плотоугодный разгул, сладострастие и повседневное утопание в чувственных удовольствиях – вот нравственные черты еретиков апостольского века. С такими чертами изображаются в истории некоторые гностические секты, и как бы родоначальники и предшественники их Симониане, Николаиты, Валаамиты и друг. Поистине, все таковые пророки и глашатаи материализма и своекорыстия и в наши времена идут и шли всегда, как обличительно примечает Апостол, – по следам одного древнего пророка Валаама, сына Восорова, «который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии от бессловесной ослицы». Сильными сравнениями и уподоблениями Св. Апостол дает чувствовать весь ужас и погибельность направления вышеописанных лжепророков развратителей: «Это безводные источники», не могущие утолить жажду путника; это «облака и мглы, гонимые бурей», только застилающие радостное сияние солнца и не освежающие засохшей земли; «им приготовлен мрак вечной тьмы»!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Как же примирить это видимое противоречие апостольского свидетельства? Оно примиряется тогда, когда мы в одном видении объединяем оба смысла христианской эсхатологии — «исторический» и тот, который открывается в благодатном духовном опыте Церкви. И тогда эсхатологическим возвещением является само Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, то есть благовестие о пришествии в мир Спасителя. «Последний» — это Христос. Так, в книге Тайнозрителя, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, о Христе говорится, что Он есть Первый и Последний («протос» и «эсхатос»), Который был мертв, и се, жив (Откр 2. 8). И Сам Господь говорит: Я есмь Альфа и Омега…, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр 1. 8). Таким образом, «последние времена» — это прежде всего та полнота времен (Гал 4. 4), когда является Сын Божий, который в Воплощении становится Сыном Человеческим. А значит — и истинным, Богопомазанным Царем. С пришествием Царя-Христа приходит и Царство Божие. В первый раз оно приходит не приметным (Лк 17. 20) для внешнего мира образом. Более того, мир отвергает Христа как Спасителя и Искупителя. Но Царство Божие находит место внутри каждого ученика и последователя Христова, среди нас, христиан (Лк 17. 21). С этой точки зрения «последнее время» — это время искупительного деяния Сына Божия и создания Церкви Христовой на камне апостольского исповедания. Так, апостол Петр говорит: Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас (1 Пет 1. 8–20). В то же время воцарение Бога в Церкви еще не есть победа Царства Божия во всем мире. Церковь есть присутствие Царства Божия на земле, но «мир сей» — в евангельском смысле этого понятия – остается вне Церкви. Мир, который «во зле лежит», в котором царствует грех и побеждает тление, — этот мир пребывает в ожидании конца, завершения своей истории. Именно в этом мире должен явиться Антихрист. Однако в Церкви, которая пребывает в этом мире, царствует Спаситель Христос.

http://patriarchia.ru/db/text/57599.html

Братия! Последуем апостольскому наставлению с твердою решимостью. «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ) ». " Будем любить ближних по вере в Господа Спасителя нашего; будем любить друг друга по заповеди Его: «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.19:19 ). Будем тверды и постоянны в сей любви, помня, что эта любовь есть необходимое свидетельство нашего возрождения от Духа и усыновления Богу; что эта любовь доставляет нашему сердцу успокоение в Боге; дает нам дерзновение с сыновнею преданностью и упованием обращаться к Богу и надеяться получить просимое в молитве. Всегда питая в душе живую веру в Сына Божия, Господа Иисуса Христа, и любовь к ближним, заповеданную Господом, будем все делать по совести, как пред очами Всевидящего, пред которым мы открыты со всеми своими делами, и явными и тайными, чтобы всегда иметь нам истинное успокоение в Боге, в ожидании вечной жизни. Аминь. Беседа 14. Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире (1Ин.4:1). Впереди сих слов святой Иоанн сказал «: А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам» ( 1Ин.3:24 ). Это подало Апостолу случай преподать наставление о том, как христиане должны быть осторожны в духовной жизни. Возлюбленные, говорит Богослов, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они: потому что много лжепророков появилось в мире. Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они. Явно, Богослов имел в виду лжеучителей, которые, как сеятели плевелов посреди пшеницы, явились на ниве Христовой Церкви очень рано. Были, как можно видеть из этого же послания Апостола, лжеучители, отвергавшие Божественное достоинство Иисуса Христа; им крестная смерть Его служила соблазном ( 1Ин.2:22; 4:1–3; 5:6 ); были такие лжеучители, которые отвергали воплощение Иисуса Христа (1:1; 2:22; 4:2, 8; 5:1). Эти лжеучители присвоили себе таинственное ведение, или дар пророчества, т. е. дар постигать и сокровенные истины. Имея в виду таких лжеучителей, Апостол, в предостережение, говорит: не всякому духу веруйте, т. е. не всякому такому учителю верьте, который учит как бы по внушению Духа Божия, или выдает себя за просвещаемого Духом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

5. Итак, подражайте тому, что Он совершил; возлюбите то, что Он возлюбил, и, стяжая в себе благодать Божию, ответно возлюбите свою природу в Нем. Подобно тому, как Он в бедности не лишился богатств, униженностью не умалил славу, смертью не погубил вечность, так и вы той же поступью и таким же образом презирайте земное, дабы стяжать небесное. Ибо принятие креста есть умерщвление страстей, уничтожение пороков, преклонение тщеславия и отказ от всякого заблуждения. И, хотя не отмечают Пасху Господню ни распутный, ни любящий роскошь, ни гордый, ни корыстолюбивый, однако никто не отстоит от этого празднества дальше, чем еретики, и более всего те, кто имеет нечестивые помышления о воплощении Слова, принижая Божественное или отвергая плотское. Ибо Сын Божий есть истинный Бог, имеющий все свойства Отца, какие у Того есть, ни от какого начала не временный, ни в какой разновидности не переменчивый; неотделимый от Самого, неотличимый от Всемогущего, единородный и совечный превечному Родителю; подобает, чтобы верующий разум, исповедуя Отца и Сына и Святого Духа, в сущности единой Божественности ни единство не разделял бы на степени, ни Троицу не приводил в беспорядок обособленностью. Ведь невозможно познать Сына Божия в одной только природе Отца, если мы не познаем Его по свойствам нашим, как уклонившегося от собственных свойств. Ибо то истощание, которое было определено для человеческого восстановления, было выражением сострадания, а не лишением могущества. И так как в соответствии с превечным замыслом Бога: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало спастись» ( Деян.4:12 ), то сделал Он Свою сущность невидимую – видимой, вечную – временной, бесстрастную – подверженной страданию; но не так, что сила убавилась в немощи, но так, что немощь смогла превращаться в нетленную силу. 6. И потому, это торжество, называемое у евреев Phase, то есть исход, зовется нами Пасхой, что свидетельствует и говорит евангелист: «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу...» ( Ин.13:1 ). Чьей же природы был этот грядущий переход, если не нашей, ибо ведь неразделен и Отец в Сыне, и Сын в Отце? Но так как Слово и плоть есть одно лицо, то не отделяется принятый от принимающего, и почесть возвышения приводит к возрастанию возвышающего, и апостол говорит то, что мы уже упоминали: «Посему и Бог превознес Его, и дал Ему имя выше всякого имени» ( Флп.2:9 ). В этом особенно раскрывается величие принятого человека; как неделимая Божественность пребывает в Его страданиях, так и Сам совечен в славе Божественности. Для соучастия в этом неизъяснимом даре Сам Господь приготовил блаженный переход для своих верных; когда было уже неотвратимо для Него страдание, Он молился не только о своих апостолах и учениках, но также и о Вселенской Церкви, говоря: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будет все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Задумает антихрист отменить у истинно верующих Закон Божий, который говорит, например, нам, что нужно повиноваться священникам ( Мк.1:44 ; Евр.13:17 ; 1Пет.5:5 и др.), поститься ( Мф.11:15 ; Деян.14:23:13:3 ; Иоил.1:14 и др.), клясться в важных случаях именем Божиим ( Втор.10:20 ; Мф.26:63–64 ; Иез.20:28 ) и прочее. Видимое дело, что и слуги антихриста будут отвергать посты, присягу и клятву именем Божиим, не будут повиноваться священникам и вообще отринут ясные заповеди Закона Божия. В-пятых, антихрист положит всем своим последователям печать на правую руку и на чело их: Откр.13:16 . Святые отцы Церкви говорят, что принявшие печать антихриста не будут иметь власти изображать на себе животворящий крест правой рукой, но связана будет рука их. А потому все, восстающие против почитания Креста Христова ( Флп.3:18 ) и отвергающие крестное знамение, суть тоже предтечи антихриста. Кроме вышеупомянутого, всякий последователь антихриста изображается: а) отвергающим воплощение Христово: 2Ин.1:7 , б) отвергающим Бога Отца и Сына: 1Ин.2:22 , в) затем обманщиком, лжехристом и лжепророком, которые дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить и избранных: Мф.5:5:24 ; пришествие главного антихриста будет по действию сатаны и будет сопровождаться ложными знамениями и чудесами: 2Фес.2:9 ; Деян.13:13–14 ; антихрист будет преследовать святых: Откр.13:7 , но Иисус Христос убьёт его духом уст Своих: 2Фес.2:8 ; Дан.7:11 . Краткое объяснение мест Священного Писания, относящихся к выяснению вопроса об антихристе 1Ин.2:18 . «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время». Объясн. Антихристом не в собственном, а в подражательном смысле называется всякий, кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти: 1Ин.4:3 ; в собственном же смысле антихрист будет таков, какой описан апостолом Павлом во 2 Послании к Фессалоникийцам: 2Фес.2:3–4 ; при всём том нужно помнить, что в тех местах посланий апостольских, в коих говорится о пришествии антихриста и кончине мира, не указаны люди какого-либо известного времени, а подразумеваются именно люди того времени, когда приблизится страшный день Христов, ибо «о дне же том никто не знает»: Мк.13:32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Толк, ап. Еп. Михаила 261, 262, 265, 264). Итак, истинное пророчество бывает по вдохновению от Св. Духа и этим существенно отличается от всяких ложных прорицаний языческих оракулов. Глава 2-я От речи об истинных пророках и происхождении их пророчеств, апостол во 2-й гл. своего послания переходит к речи о ложных пророках и к предостережению от них. Ложные пророки были во все времена. 1 ст. Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. Как были лжепророки в народе, т. е. еврейском, в ветхом завете, так и вас – христиан будут лжеучители, т. е. люди учащие не тому, чему учит слово Божие, св. Церковь ; они будут искажать слово Божие и влагать в него свой смысл, давать ему свое толкование, сообразно намеченным ими целям. Они введут среди христиан пагубные ереси, которые поведут людей, принявших их, к погибели. Они будут искажать догмат о воплощении Христа Сына Божия, перестанут понимать его так, как исповедует св. Церковь ; наконец, они дойдут до того, что отвергнут искупившего их Господа, т. е. перестанут быть христианами. Всех этих лжеучителей, продолжающих оставаться в среде христиан, постигнет скорая погибель. Это будут люди развратные и в переносном смысле, так как своим учением будут развращать души других людей, и в буквальном смысле, так как, будучи сами развратны, тому же будут учить и других. 2 ст. И многие последуют их разврату, и чрез них путь истины будет в поношении. Т. е. многие из язычников и нехристиан, глядя на подобную жизнь и такое учение лиц, которые присваивают себе только название христиан, будут поносить и унижать самое христианство , самое Евангельское учение. 3 ст. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет. Главным побуждением лжеучителей в их деятельности будет любостяжательность, т. е. страсть к наживе. Чтобы извлечь больше материальной пользы от слушателей, они будут уловлять их льстивыми словами; суд на таких лжеучителей давно готов и погибель их не дремлет, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Читатели, которым предназначалось первое послание Иоанна, были малоазийские христиане и в частности христиане церкви Ефесской. Побуждением к написанию послания было появление среди христиан особого рода лжеучителей, так называемых гностиков. Эти еретики, превозносясь своим разумом (,,гносис“), своим знанием философии и всяких других наук, особенно тайных, старались подорвать христианство в самых его основах: они отвергали божество Христа, Его воплощение, совершенно искажали Евангельское учение о блаженстве в единении с Богом и Христом и учение о грехе. С точки зрения этих лжеучителей можно быть и во свете, исповедовать Бога чистейшим и совершеннейшим светом, и вместе с тем творить дела тьмы (1, б-7), можно не пламенеть враждою ко грехам, и вместе с тем считаться очищенным кровью Искупителя ( 1Ин.1:7–8 ; 1Ин.2:2–3 ) можно любить Бога и быть достойным Его любви, любя мир враждебный Богу ( 1Ин.2:12–17 ), некоторые доходили по-видимому до такого равнодушия к вере, что считали возможными участвовать в идолослужении ( 1Ин.5:18–21 ) и т. под. (Толк. ап. Еп. Михаила стр. 309). Цель, время и место написания послания Целью апостола при написании послания, было укрепить в христианах веру в Иисуса Христа, как Сына Божия воплотившегося, т. е. в истинного Бога и истинного человека, Спасителя мира, и предостеречь христиан от увлечения соблазнами и привязанностями этого греховного мира. – Время написания послания падает на последние годы жизни апостола и позднее написания Евангелия (97–98 г.г. по Р. Хр.) Так как после освобождения из заключения апостола на о. Потмосе, он жил в Ефесе, где и умер, то и место написания послания толкователями считается г. Ефес. Глава 1-я В 1-й главе апостол кратко ведет речь о лице Господа Иисуса Христа и общении с Ним при условии святости жизни (хождения во свете), единения друг с другом и сознания своей греховности. 1 ст. О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни. Что же это за Слово жизни? Это Слово жизни то самое, о котором апостол говорит и в своем Евангелии, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

6 . Любовь же в том, чтобы мы поступали по заповедям Его и проч.; то же самое, что и в первом послании Иоанна Богослова: что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его; ибо это есть любовь к Богу, чтобы соблюдали заповеди Его – 1Иоан. 5. 2. 3 . (См. примеч.). Следовательно, любовь (5 ст.) и хождение в истине (4 ст.) – одно и то же: (34). – Его: Иисуса Христа, (см. примеч. к 29 ст. 2-й гл.). – Это та заповедь: в этом именно состоит исполнение заповеди о «любви друг друга» (5 ст.). з. Зан мнози лестцы внидоша въ не исповдающе Хрта пришедша во плоти: сей есть лстець и (1 2, 18 и дал. 4, 1 и дал.) 7. Ибо многие обольстители пришли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. 7 . Ибо: относится к ныне 5 ст., чем и определяется связь настоящего стиха с предыдущим. (См. примеч. к 5 ст. ср. 8 ст.). – Многие обольстители (см. 1Иоан. 2, 26 и примеч. к 4. 5) пришли в мир и проч.; см. примеч. к 1Иоан. 2. 18. 19 и 4, 1–3. – Пришедшего во плоти: в подлиннике не прошедшее время (35) а настоящее (ρχμενον ν σαρκ), что можно переводить только словами: «грядущего» и «имеющего придти». Это показывает, что лжеучители, о которых говорит Иоанн Богослов в посланиях своих, не только отвергали Иисуса Христа, «пришедшего в плоти», но и самую возможность («грядущего») воплощения Сына Божия (Lucke); а отвергая это, естественно, они не признавали и второго пришествия («имеющего придти») Господа (36). И если Иоанн Богослов в настоящем месте разумеет главным образом не исповедание Иисуса Христа, «имеющего придти во плоти» (лжеучение, против которого восставал еще Ап. Петр – 2Петр. 3, 4 ); то этим нисколько не показывает, что он имеет в виду других лжеучителей, отличных от тех, о которых пишет он в первом послании своем. – «Совершенно справедливо, что отвергающие второе пришествие не признают и первого. – Ибо если Господь приходил уже во плоти и обещал еще придти; то, очевидно, отвергающие второе пришествие отвергают и первое.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Всемирный потоп и огненная казнь пяти Содомских городов поставлены образом грядущего страшного суда Божия, как и Господь наш Иисус Христос возвещает в Евангелии, говоря: «Как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и пришел потоп, и погубил всех. Так же было во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» – для последней жатвы плевел ( Лк. 17:26–32 ). Беседа 2. Откровение о семи Асийских церквах. – Церковная жизнь в различные времена проявляется в семи оттенках. – Достоинства и недостатки повторяются в разные времена. – Особенность состояния церквей в последних столетиях. – Что означают: – Ефес, Смирна, Пергам, Сардис, Фиатир, Филадельфия, Лаодикия? – Приложение к современным церквам востока и запада. В Апокалипсисе находим очерк церковной жизни во все времена до самой кончины мира. Это очерки семи Асийских церквей, ближайших к острову Патмос, месту, где Откровение дано великому новозаветному Тайнозрителю. В этих очерках изображены достоинства и недостатки только в семи церквах, вероятно, потому, что качества эти повторяются и будут повторяться повсеместно в Церкви Христовой до самого конца мира. Какие же это черты, общие всем временам, а в особенности новейшим четырем столетиям, когда реформация и раскол смутили мир Церкви? Во времена Иоанна Богослова, точь-в-точь, как и в XVI столетии, появилась реформация, в виде очищенной веры духовного поклонения Богу, без всяких видимых проявлений. Это так называемый гностицизм, от греческого «гносис» – знание. В то же время явились и порождения этой духовной веры, секты; докеты: отвергавшие воплощение, и николаиты, простершие небрежение к вещественному до измождения плоти развратом. Не то ли самое видим в эти последние века, когда реформация и раскол рождают секты, одна с другой соперничающие в уклонении от истины евангельской и от апостольского предания, а в нелепости своей доходящие до кощунства и николаитского распутства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010