281, 283, 292, 214. П. Жане , – Неврозы, пер. с фр. С. С. Вермеля, М., 1911, Ч. 2-я, гл. III, § 5, стр. 274–275. – Так же думают Брейер, Фрейд, Мортон Прайтс. См.. 259 «Душевно-живущие и потому называемые душевными суть какие-то полоумные и как бы параличом разбитые» ( Никита Стифат , – 2-ая сотница естественных психологических глав об очищении ума, 6. – Добротолюбие, изд. 2-е, М. 1900, Т. 5, стр. 11 2). Святые, даже на взгляд специалиста-психиатра, представляются типично-здоровыми людьми. Напротив, расстройство душевной жизни, при сравнительно хорошей сохранности умственных процессов, прежде всего выражается в разложении и даже уничтожении нравственной области; по указанию психиатра В. Чижа эта нравственная порча доходит до «поразительной неспособности понять добро и зло», до «отсутствия нравственного закона в душе» (В. Чиж , – Психология наших праведников. «Вопр. ф. и псих.» 1906, кн. IV (84) сентябрь-октябрь и кн. V (85) ноябрь-декабрь. – Его же, – Нравственность душевнобольных, id., кн. 7, 1891 г., стр. 122–148). К сам. реш. утвержд. здоровости святых приходит и J. Pachen , – Psychologie des mystiques chrétiens, Paris, 1911 (Perrin). Реф. в «An. de philos, chrét.» 84-e an., 4-е sér., T. 15, 2, 1912, Nov., pp. 192–193. Еще: M. В. Лодыженский , – Свет незримый, СПб. 1912. – Врач С. Апраксин , – Аскетизм и монашество. Евангельские, биологические и психологические их основания. Опыт популяризации святоотеч. воззр., Киев, 1907. См.. 262 А. Л. Волынский, – Леонардо-да-Винчи («Сев. Вестн.» 1897–1898 гг.; 1-е изд. Маркса, СПб., 1900, 2-е изд., Киев, 1909) – Особ. см. Ч. III, «Демоническое искусство». Еще с большею определенностью настаивает на мысли о коренном извращении души Леонардо-да-Винчи и видит в его творчестве «сублимацию» полового чувства, не нашедшего нормальных выходов и отравившего всю личность, Фрейд («Леонардо-да-Винчи», М., 1912). 263 «Когда умные чувства стоят в душе в своем естественном чине, и ум незаблудно шествует в понимании тварей, разумно объясняя существо и движения их, тогда в естественном чине видятся ей и вещи и лица, и всякое естество вещественных тел… Когда же силы ее действуют не по естеству своему, восставая одна против другой, тогда и это все видится ей, не как она есть по естеству своему: оно естественною своею красотою не возводит уже ее к познанию Творца, но, по причине страстного ее состояния, низводит в глубину погибели» ( Никита Стифат , 1-я сотн., 52, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   Иудейское предание определяло личность писателя книги, признавая таковым Самуила (Baba Batra. 14b). Из христианских писателей это мнение разделял Исидор Испалийский (De offic. ecIes. 1, 12). В Синопсисах Афанасия и Златоуста этот вопрос не поднимается. Бл. Феодорит в слове Иерусалим (Суд.1:7, 21) видел указание на эпоху Давида, якобы современную писателю; но из Библии этого подтвердить нельзя, потому что и ранее Давида, еще при Аврааме Иерусалим назывался Салимом, а в соединении с словом город () — Иерусалимом (Быт.14:18). При Иисусе Навине употребительно было уже полное имя Иерусалим (Нав.10:1; 12:10; 15:63). О перемене какого-либо древнего названия города на Иерусалим в эпоху Давида также в Библии нигде не говорится, следовательно предположение Феодорита не может быть принято. — В подтверждение иудейского предания можно привести следующие косвенные даты из самой книги Судей. В 1говорится, что иевусеи «до ныне» живут в Иерусалиме. Иевусеи были окончательно изгнаны из Иерусалима при Давиде (2Цар.5:6—9). Следовательно, писатель жил ранее воцарения Давида и изгнания иевусеев. В 6замечено, что жертвенник Гедеона в Офре Авиезеровой и «до ныне» находится. В 11говорится: вошло в обычай, что ежегодно дочери Израилевы ходят оплакивать дочь Иеффая. Едва ли жертвенник Гедеона и плач о дочери Иеффая могли долго существовать. Описывая беспорядки в эпоху судей, писатель очень идеально смотрит на царское правление и отсутствием царя объясняет описываемые беспорядки, например междоусобицу и почитание истукана (18:1; 19:1; 21:25). Следовательно, он не дожил до разделения царств и сопровождавших его войн (3Цар.14:30), почитания тельцов и поголовного увлечения языческими культами (3Цар.12:27—33; 14:22—24; 19:14—18). Кроме этих, как видно, довольно неопределенных дат, исследователи находят более определенную: сходство во взглядах и даже выражениях писателя книги Судей и пророка Самуила на эпоху судей, на нечестие евреев, как на причину порабощения врагам, на обращение к Богу, как причину дарования судей и избавления от врагов (ср. особ. Суд.2:11—23 ­­ 1Цар.12:8—15). В этой речи Самуила (1Цар.12:8—12) вспоминаются почти все судьи, описываемые в книге Судей. Вообще, раскрываемая в книге Судей идея постепенного падения еврейского народа в период судей и неудовлетворительности формы судейского правления напоминает речи Самуила перед избранием и помазанием Саула на царство (1Цар.8 и 12 глл). Правда, царское правление очень тягостно, по взгляду Самуила, должно быть для евреев, оно оскорбительно, по их требовательности, и для Господа, но оно необходимо по жестоковыйности народа. Отсутствие у Израиля единовластного царя было источником многочисленных бедствий еврейского народа в период судей (1Цар.12:9—12). Так, основная мысль книги Судей и речей Самуила одна и та же и может подтверждать, хотя конечно и косвенно, свидетельство иудейского предания о происхождении книги Судей от Самуила.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

71 Кодексы под литерами: В, К, L, в обоих сирийских и коптском переводах. Этого мнения держатся: Феодорит, который, впрочем, полагает, что послание к Галатам написано хотя из Рима, но ранее всех других, написанных там же, Иероним, Евсений, Икумений и западные: Flac., Baron., Bull., Estius, Calov., Hammond, Sehrader, Köhler, (Abfassungz. der epist. Schriften s. 125). Schrader и Köhler считают послание к Галатам самым позднейшим в ряду других посланий апостола. Но места послания, на которые ссылался еще Иероним в защиту этого мнения ( Гал.4:20; 6:11 и особ. 6:17: «я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем») нисколько не подтверждают, что послание писано из римских уз. Sieffert, стр. 23. 72 Stein (in Röhr’s Magazin X, 1. 1837) и Bleek считают за вероятное, что послание написано или в Македонии или в Коринфе во время третьего миссионерского путешествия. De-Wette указывает на Ахаию, как на место, откуда ап. Павел писал Галатам. Некоторые полагают, что послание к Галатам написано в промежуток между написанием 1 и 2 посланий к Коринфянам или между 2 посланием к Коринфянам и посланием к Римлянам. Последнее на основании сходства между посланиями к Галатам и Римлянам, особенно в учении об оправдании. Но основывать близость времени цроисхождения посланий на том, что в них обоих содержится одно и тоже учение об оправдании верой, – нельзя. Учение об оправдании верой было самой существенной частью проповеди ап. Павла язычникам и могло быть высказываемо в разные времена проповеди Павла между язычниками. Sieffert, стр. 23–24. 73 Wieseltr, Chronol. Synopse, S. 204. Поэтому Meyer и Wendt рассуждают несправедливо, относя написание послания к осени 56, даже 57 года. Ibid. стр. 24. 74 Sieffert, стр. 24–26. «Die Aechthtit des Briefs " …: «bei Barnabas 19. und Hermas, Similit. 9, 13. 91 Ломан отказывает посланию в подлинности на том основании, что если синоптические Евангелия совершенно противоположны четвертому Евангелию, a главные Павловы послания Деяниям по вопросу о значении закона и христианского учения о вере, то их нельзя ставить близко друг к другу по времени происхождения. Следовательно все послания, приписываемые Павлу, не подлины и гораздо позднейшего происхождения – вот вывод Ломана. Sieffert, стр. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Сенат нашел, что сложение недоимок может иметь место лишь со времени предъявления возражения против неправильности самого сбора 285 . Земли, приобретенные церквами по завещаниям, дарственным и иным актам укрепления, как не имеющие значения наделов, данных на содержание церквей от правительства, подлежат обложению земскими сборами на общем основании с землями частных владельцев (отношение Об.-Прок. Синода, от 23 декабря 82 г, за к епископу Калужскому 286 . В 1884 г. Августа 20-го Прав. Сенат признал озера, принадлежащие Кирилло-Белозерскому монастырю и Нило-Сорской пустыни, изъятыми и притом полностью от поземельного на земские повинности сбора на следующих основаниях: 1) по п. б. §2 ст. 6 прил. к ст. 55 уст. о зем. пов. и ст. 11 врем. прав. для зем. учр. по дел. о зем. пов. (особ. прил. к уст. о зем. пов. изд. 1876 г.) «от поземельнаго сбора на местныя земския повинности исключаются во всех губерниях и областях земельныя, лесныя и прочия угодья, данныя правительством на содержание церквей и церковным причтам, монастырям архиерейским домам»...; 2) помянутые имущества изъяты от земского сбора полностью, а не в какой-либо определенной части; 3) озера, данные правительством упомянутым монастырю и пустыни, д.б. отнесены к угодьям, о которых говорится в приведенных статьях закона, 4) ст. 462 зак. меж. не относится к отводимым монастырям рыбным ловлям, площадь какового отвода законом не отведена 287 . Для ограждения земельных церковных угодий от захвата были предложены духовенству меры, принятые в Архангельской епархии, согласно утвержденному Епархиальным Преосвященным постановлению местной духовной консистории, от 22 апр. 1894 г. за именно: 1) обмежевать земельные угодья хозяйственным способом, снять на планы с натуры и оградить по возможности межевыми знаками, с составлением о сем актов за подписью выборных от прихожан, церковных старост, причтов и благочинных, или поверенных от них; 2) проверить церковные и причтовые земельные угодья по имеющимся описям церковным, а где нет описей, немедленно составить таковые: при проверке составить акты наличности каждого отдельно земельного участка, или угодья, с точным обозначением границ его, за подписью сих актов благочинными, местными причтами и выборными из прихожан, каковыми актами и руководствоваться при составлении описей: 3) при вступлении священнослужителя в заведывание приходом и принадлежащими ему церковными угодьями, принимать эти угодья не иначе, как по описям, с тщательной проверкой по ним наличности церковных земельных угодий и о результатах сей поверки помещать сведения в сдаточно-приемных актах; 4) благочинные и причты епархий обязаны помещать сведения о наличности церковных и причтовых земельных угодий, заимствованные из церковных описей, в контракты, заключаемые при отдаче в арендное содержание сих угодий 288 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

радуясь успехам Суворова над конфедератами, сотрудничала в журнале Н. И. Новикова «Живописец» и чинила с соседями, Австрией и Пруссией, первый раздел Польши, от которой приобрела на свою долю всю нынешнюю Белоруссию в 1772 г.; была обеспокоена донским казаком Емельяном Пугачёвым, выдавшим себя на р. Яике (Урал) за императора Петра III Федоровича в 1773 г.; уничтожила самозванца в 1774 г.; торжествовала Кучук-Кайнарджийский мир с Турцией, издала манифест об уничтожении Запорожской Сечи 3 августа и обнародовала сочиненное ею Учреждение для управления губерний Всероссийской Империи 7 ноября 1775 г.; почти диктовала Европе на Тешенском конгрессе условия трактата, покончившего европейскую войну за баварское наследство в мае 1779 г.; окончательно сбила с толку все европейские державы, да отчасти и северо-американцев, вооруженным нейтралитетом, изобретенным ею обще с графом Н. И. Паниным, в 1780 г.; издала Устав о соли, вине и купеческом водоходстве в 1781 г.; учредила орден св. равноапостольного князя Владимира 22 сентября 1782 г.; присоединила к России Крым 8 апреля и приняла в русское подданство Ираклия II, царя кахетинского и карталинского, 24 июля 1783 г.; руками морехода Шелехова, занявшего остров Кадьяк, положила начало русских владений в Америке в 1784 г.; даровала русскому дворянству Жалованную грамоту, с которою вместе обнародовано и Городовое положение 21 апреля 1785 г.; издала Устав народных училищ 23 января и объявила манифестом открытие Государственного заемного банка 28 июня 1786 г.; посетив Крым, получила в Москве объявление второй турецкой войны, начатой победою Суворова под Кинбурном 1 октября 1787 г.; увидела и нового врага на водах балтийских – шведский флот герцога зюдерманландского, побитый, однако, адмиралом Грейгом у Гохланда 6 июля, между тем как Потемкин готовился положить к ее ногам упорный Очаков, павший, наконец, после кровопролитного приступа 6 декабря 1788 г.; торжествовала победы героев своих Суворова при Фокшанах 21 июля и на Рыминке 11 сентября, Потемкина под Бендерами 3 ноября 1789 г.; даровала шведам, еще два раза разбитым на море принцем Нассау-Зигеном, мир, подписанный в Вереле 3 августа, и повелела выбить медаль в память взятия Суворовым Измаила, облитого кровью 33 тысяч погибших защитников, 11 декабря 1790 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

891 VII, 19, 20: επσκοπε , πιθ - σεις ατη τας χερας , παρεσττος του πρεσβυτερου κα των δ t α xo νων και των διακονισσν , χα ρεζ . Ευχ . Θε о ς δ αινιος κ . τ . λ .Pitra, Ι , 56 892 Аф. Синт., VI, 172 893 Аф. Синт., II, 255. 894 Впрочем носили одежду как монахини. Синтагма Властаря Г, 11,см. Аф. Синт., VI, 172. 895 Harduini, II, 1176. 896 У протестантов есть ныне нечто подобное древним диакониссам, а именно: существуют общины женщин, всю свою жизнь посвятивших делам благотворения. Конечно, эти протестантские диакониссы не получают специального церковного посвящения, так чтобы их можно было считать равныии древним диакониссам, а именуются лишь диакониссами и занимаются теми делами по преимуществу, какими занимались древние диакониссы. Община эта, основанная 1835 года с центром Kaiserswerth, вполне организована и вмела в 1877 году 900 станций в разных частях света с 5.700 диакониссами. Благотворное влияние этой общины на общество должно быть признано с благодарностью. Нечто подобное диакониссам (только без церковного посвящения) есть и в России. Это, “Крестовоздвиженская община,” учрежденная во время крымской кампании великой княгиней Еленой Павловной. 897 Ср. об этом Zhishman, Eherecht etc., S. 485—489, 500—1 898 Аф. Синт., II, 257. 899 Ср. Zhishman, Eherecht etc.; S. 503. 900 Harduini, II, 607. 901 Аф. Синт., II, 259. 902 См. наше толкование 9 правила этого собора. 903 Аф. Синт., II, 260. 904 Аф. Синт., II, 264. 905 Harduini, II, 609, 610. “Гражданские законы, говорит Вальсамон в толковании этого правила (Аф. Синт., II, 264), назывались внешними законами потому, что большую часть их составили люди, знавшие внешнюю письменность ( ξω γραφς ), τ . е. Эллины” 906 Тит. IX, гл. 37; ср. тит. XI, гл. 6 (Аф. Синт., I, 230, 258). 907 Нечто подобное мы находим и у Вальсамона, который говорит: “Я думаю, что тому же наказанию подвергаются посвященные лица и тогда, когда они замышляют нечто подобное и против мирских особ.” Аф. Синт., II, 264. 908 Подробно об этих соборах см. Zhishman, Die Synoden nnd die Episeopal-Aemter, S. 57 и сл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3710...

38 Замок забвения (Анушбард) не раз служил местом заточения высочайших особ. По всей видимости, идентичен с крепостью Гельгард или Андимишн на Сусиане. См.: Christensen. A. L’Iran... Р. 307 et. N. 3 – 4. 40 Пакурий – шах Ирана Шапур II (309310 – 379), Современник Константина I, Констанция II, Юлиана Отступника, Иовиана и Валента. Вел войны с Римом, затем с Византией. При нем Иран внутренне усилился и укрепил свои позиции в Месопотамии и Армении. По договору 363, заключенному Шапуром II и Иовианом, Иран получил крепости Нисибис, Сингару и Бег-Забдэ. См.: Дьяконов М. М. Указ. сот. С. 265 – 268. 41 Имеется в виду Аршак III (339 – 369). О войне между Арменией и Ираном, продолжавшейся в одном случае 30, а в другом – 34 года, говорит и Фавст Бузанд. См.: Collection...Ed. V. Langlois. Т. 1. Р. 267, 270 – 271. Речь идет в данном случае об очередном затяжном конфликте между Византией и Ираном, в который была вовлечена и Армения, являвшаяся одним из объектов борьбы этих двух крупнейших держав Ближнего Востока. Все тридцатилетнее царствование Аршака III (отсюда, видимо, и цифры 30, 32, 34) падает на это тяжелое для Армении время. 42 Этим армянином был евнух Драстамат, который получил в управление один из кантонов Армении. Как-то в сражении с кушанами он спас Шапуру II жизнь. См.: Christensen A. L’Iran... Р. 307 – 308. 45 Царь эфталитов был женат на сестре Кавада. На ее дочери, т. е. на собственной племяннице и оказался женат Кавад. См.: Josh. Slyl. Ch. 24. Рассказ о бегстве Кавада повторен и Феофилактом Симокаттой. См. Theoph. Sym. IV. 6. 5 – 11. 46 Адергудунвад (Атургундад), племянник Гусанастада (Гушнаспдада) воспитывал впоследствии внука Кавада, также Кавада, сына Зама. См. ниже, глава 23. 47 Балаш (Валаш) в самом деле был ослеплен, но он являлся предшественником Кавада. Что же касается Дьямаша (Замаспа), который тогда находился у власти, то он сам добровольно от нее отказался. См.: Agath. IV. 28; Christensen A. Le règne... P. 114115. 48 Αδρασταδραν σαλνης, т. е. артештарансалар, возглавлял сословие воинов – артештаран (второе сословие Ирана), т. е. являлся главнокомандующим армии. До Сиявуша титул артештарансалара носил Кардар из рода Спендиат, сын Михр-Нарзеса, известного визиря Варахрана. См.: Christensen A. L’Iran... Р. 131.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

Писатель псалма, по Деян.4:25 , был Давид. – Объятый пророческим духом, пророк провидит мессианское будущее. На основании 2Цар.7и д., власть обетованного Мессии он мог представлять мирною; поэтому он удивился (отсюда и восклицание: вскую!), когда ему в видении показана была сильная, проходящая чрез всю всемирную историю, достигающая своей крайней степени в лице антихриста, оппозиция против Мессии, имевшая свой прообраз во многих войнах Давида с соседними языческими народами. Эта оппозиция представляется ему революционным восстанием всех народов и царей (ст.1–2) 10 , которые объявляют, что они насильственно (расторгнем) хотят избегнуть строгой (иго) власти, которую Мессия во имя Божие (поэтому множ. число их) оказывает над ними (в церкви) (ст.3). Но начинание возмутителей напрасно (поучаются тщетным); Царствующий на небе, т.е. Всевышний, Всемогущий, посмеется только над ними (презрение к их бессилию) и тотчас обратится (тогда) с гневным словом, которое и приведет их в смущение (ст.4–5). После того псалмопевец представляет говорящим к гордым возмутителям самого Мессию, Который объявляет им (в ст.6) 11 , что Сам Бог поставил его Царем над Сионом (Церковью; ср. Гал.4и д. особ.26), потому они ничего не могут сделать против Него; – Он хочет объявить ( διαγγλλειν) им относящееся сюда определение, решение (повеление) Божие, что тотчас в ст.7–9 действительно и делает. Определение это объявляет Мессию Сыном Божиим (Сын Мой еси Ты) 12 , обещает Ему, как отеческое наследство, господство над всеми народами земли и власть наказывать (упасеши жезлом железным) и истреблять (сокрушиши) эти народы, если они будут упорствовать (ст.7–9). Поскольку же так и случилось, то пусть возмутители не надеются на победу, – обращается к ним псалмопевец (ст.19–13), в особенности к предводителям их (царие), и увещевает их показать свое благоразумие (разумейте), совершенствоваться ( παιδευητε), с благоговением подчиняться (работайте) своему Господу, Мессии и оказывать Ему почтение (радуйтеся – αγαλλασθε – восклицайте радостно, – радостное восклицание – символ почтения ( Числ.23:21 ). С радостною скоростию ( δραξασθε) они должны взяться 13 за учение и наставление, чтобы Мессия не разгневался на них и чтобы скоро не погибнуть им и не потерять правого пути (с евр. «чтобы вам не погибнуть в пути» вашем), когда гнев Его возгорится для решительного наказания. В заключение псалмопевец прославляет блаженными всех, с доверием и надеждою предающихся Царю – Богу, Мессии. Псалом 3. Молитва (утренняя) человека, надеющегося иа Господа во время великой опасности

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

В зап. обрядах, как и на Востоке, практиковалась раздача евлогии (правила Нантского Собора 655-660), над к-рой после мессы читалась особая молитва (E. Lodi). С XI-XII вв. во избежание недоразумений евлогия изготовлялась по виду отличной от гостии . Евлогии придавался тот же смысл, что и А. в визант. обряде: она служила заменой Евхаристии (лат. communionis vicarius, dona vicaria panis, panis benedictus - замена Причащения, заменяющий Святые Дары хлеб, благословенный хлеб) и раздавалась тем, кто не причащался ( Johannes Belethus Rationale Divinorum officiorum 48//PL. 202. Col. 55d; Sicardus Cremonenses. Mitrale III. 8//PL. 213, 144). В Армянской Церкви аналогом А. является освященный хлеб - мас, частицы к-рого священник раздает после литургии (The Sacred Music). Ист.: Лит.: Дмитревский И. Изъяснение литургии. С. 363-366; Wooley R. M. The Bread of the Eucharist. L., 1913. P. 45-47; Leclercq H. Eulogie, Pain//DACL. Vol. 5. Col. 436-461, 733-734; Molien A. Painbénit//DTC. T. 11. P. 1731-1733; Browe P. Die Pflishtkommunion im Mittelalter. Münster, 1940. S. 191-194; Киприан (Керн), архим. Евхаристия. П., 1947. С. 338; М., 20002. С. 311; Raes A. L " Antidoron//Proche-Orient Chrétien. 1953. Vol. 3. P. 6-13; Steiber A. Brot//RAC. Bd. 2. S. 616, 620; Καλλινκος Κ. Ο Χριστιανικς νας κα τ τελομενα ν ατ. Αθναι, 1958; Μωρατης Δ. Αντδωρον//ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 863-867; Mateos J. Un Horologion Inédit de Saint-Sabas//Studi e testi. Vat., 1964. Vol. 233. P. 47-77; Bornert R. Commentaires; Mistorgio A. La Liturgia. R., 1968. P. 68; Galavaris G. Bread and the Liturgy. L., 1970; Kucharek K. The Byzantine - Slav. Liturgy of St. John Chrysostom. R., 1971. P. 632-633, 734-736; НКС. Т. 4. С. 664-665; Adam A., Berger R. Pastoralliturgisches Handlexicon. Freiburg, 1990. S. 134, 433. А. В. Пономарёв Рубрики: Ключевые слова: АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице АНТИМИНС " вместо престола " (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия

http://pravenc.ru/text/115712.html

М.Д. Благовещенский Глава третья Ст. 1–3. Аз муж видя нищету (мою) в жезле ярости Его на мя. Поят мя и отведе мя во тму, а не во свет. Обаче на мя обрати руку Свою весь день В начале каждого из трех первых стихов пророк поставляет местоимение первого лица, желая отметить этим переход к описанию личных страданий. Аз муж видя нищету. Побуждение, по какому пророк останавливается на личных страданиях, заключается в том, что страдания эти были особенно тяжелы; он воочию видел, на собственном опыте узнал всю тяжесть постигшей народ нищеты, т.е., бедствия. Поят мя и отведе мя во тму, а не во свет . Пророк по преимуществу осужден был на беспросветную печаль и мучения. Хотя образ тьмы и употребляется в Св. Писании как указание на печаль и страдания (ср. особ. Иов.12:25 и Ам.5:18 ), тем не менее очень возможно, что этот образ избран пророком не без влияния воспоминаний об обстоятельствах личной жизни, именно, – о заключении в темнице ( Иер.37:16, 29 ). Обаче на мя обрати руку Свою весь день , т.е., непрерывно, постоянно. Пророк так глубоко чувствовал карающую руку Божью, что ему казалось, будто бедствия предназначались служить наказанием не всему народу, но одному ему. В 3 ст. в еврейском тексте поставлены два глагола , имеющие одинаковое значение: «обращать». Один из этих глаголов LXX пропускают, быть может, с целью избежать повторения. Из греческого текста эта особенность перешла и в славянскую библию. Впрочем, в некоторых кодексах греческий текст восполнен по еврейской библии. Так, у Оригена 13 ст. читается πλν ν μο πστρεψε (κα στρεψεν) χερα ατο. Также и в кодексе 88 и в Syro–Hex. (см. Field), У бл. Феодорита: πστρεψεν, λλαξε χ. αυτ. То же и в кодексах 22, 36, 48, 51, 96, 198. Ст. 4–6. Обетши плоть мою и кожу мою, кости моя сокруши. Согради на мя и объя главу мою и утруди. В темных посади мя, яко же мертвые века Начиная с 4-го ст., пророк приводит целый ряд образов, в которых точнее определяет, в чем заключался тот жезл ярости, о котором говорилось выше. Обетши плоть мою , и пр. Плоть и кожа – внешние, наружные части тела, кости – внутренние. Страдания пророка были так тяжелы, что как будто бы и внешние и внутренние части организма, – следовательно, все тело его поражено было болезнью, как будто бы все оно обветшало, сделалось негодным, как изношенная одежда (ср. Иов.30:17, 13 ; Ис.38:13 ; Притч.5:11 ). Но источник страданий пророка не внутренний только, не одни только болезни его тела, а и внешний. Согради на мя и пр. И извне пророка со всех сторон окружают бедствия. Судьба его подобна судьбе окруженного врагами города. Для пророка как бы отрезаны все пути ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010