Навин и вскоре после смерти его, иудеи твердо хранили веру в истинного Бога и свято соблюдали Моисеев закон. В награду за это, соответственно древним обетованиям, Господь даровал им спокойную и благополучную жизнь. Но с течением времени, когда умерло поколение современников И. Навина, клятвенно обязавшихся исполнять Господень закон (Нав.24:23—24), иудеи заразились пороками хананеев, прежних владетелей Палестины. Как при Иисусе Навине, так и после него иудеи не успели поработить всех хананеев. Пощаженные хананеи постепенно поработили, в свою очередь, евреев нравственно: евреи заимствовали от них почитание языческих богов. За это нечестие Господь наказывал евреев политическим порабощением хананеям и другим языческим народам. Под влиянием бедствий евреи сознавали свои грехи, отвергали языческое богопочтение и обращались к Богу с молитвою об избавлении от врагов. Господь внимал их молитве, посылал судей, чрез коих избавлял их от врагов. Во времена судей евреи, помня прежние бедствия, соблюдали Божий закон и жили благополучно. Но по смерти судей евреи снова увлекались языческим культом, а Господь наказывал их порабощением соседним народам. Под влиянием бедствий они снова обращались к Богу и получали судей и т. д.    Вот какой взгляд на период судей проводится писателем во вводных главах (особ. 2:6—23). Этот же взгляд проводится затем и через всю книгу. Писатель излагает события периода судей с этой точки зрения. Нечестие еврейского народа наказывалось порабощением иноплеменникам, от которого избавление даровал Господь через судей. Предваряется главная часть книги перечислением народов, через которых Господь искушал израильтян, чтобы узнать, повинуются ли они заповедям Его (3:1—6). Затем излагается «злое в очах Божиих,» совершенное израильтянами, и наказание за него — порабощение Хусарсафему и избавление через Гофониила (3:7—11); опять «злое» по смерти его, порабощение Еглону и освобождение через Аода (3:12—30); также и далее излагаются события (ср. 4:1—3, 23; 6:1, 6—8:34; 8:28, 33...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Указанное в ст. 3 значение притчи имеют прежде всего для юношества, но затем и для людей взрослых, опытных и мудрых. Первым притчи дают «смышленность», евр. орма, собст. лукавство ( Быт 3.1 ), как и греч. πανουργα, лат. astutia; здесь в добром смысле (ср. Притч 8.5, 12, 13.16, 14.15, 22.3 ) – благоразумия или предусмотрительности, для избежания от сетей хитрых и злонамеренных (ср. Мф 10.16 ), – а также вообще знание и рассудительность (евр. даат узимма, LXX: αιθησιν κ. νγοιαν, Vulg.: scientiam el intellectum). Но притчи, как готовые правила житейской и духовной мудрости, полезны и для людей зрелых и мудрых: мудрый слушая эти притчи становится еще мудрее, и разумный приобретет «искусство управлять» (особ. государством, сн. Притч 11.14 ), евр. тахбулот. LXX: κυβυγησις (управление кораблем). Vulg.: gubernacula, слав.: строительство, т. е. вообще искусство или навык к благоустроению жизни (сн. Притч 20:18, 24:6 ). В ст. 6 говорится, что разумный при помощи притчей не только сумеет благоустроить жизнь свою (религиозную, нравственную семейную и общественную), но еще навыкнет понимать замысловатые и загадочные речи, евр. мелица вехидот, LXX: σκοτεινν λογον κ. ανγματα. По-видимому, здесь разумеются такие специальные притчи загадочного свойства, какие особенно имеют место в Притч 30 . Древние, особенно жители Востока, высоко ценили искусство предлагать и отгадывать загадки (ср. Суд.14:12–19 ). Царица Савская приходила в Иерусалим, из дальней страны чтобы испытать Соломона загадками и поучиться заключенной в них мудрости Соломона ( 3Цар 10.1 ). Впрочем, ввиду того, что в рассматриваемом ст. 6 выражении «замысловатая речь» ( мелица) и «загадка» ( хида) сопоставляются с более общими выражениями «притча» ( машал) и «слова мудрых» ( дибре хакамим), можно думать (свв. Афан. Вел. и И.Злат.), что в ст. 6 имеются в виду «не хитросплетенные слова, обольщающие видом правдоподобия, но точные, как бы познанные самими говорящими и выражающие как бы приговоры, произносимые ими» (напр., Притч 15.13–14 ). Обыкновенно люди определяют дела по последствиям, премудрый же открывает причины действий, чтобы человек, зная причины зол, остерегался их, и представляет как бы краткий очерк движения души (напр., Притч 10.12, 13.4, 14.11 ) «...Если ты исследуешь каждое изречение книги, ты найдешь, что оно сказано и написано для того чтобы слушающие познавая причины зол и благ, избегали худого, и творили доброе». Мидраш в целом стихе видит указание на Тору.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Выписывались разные вновь выходящие руководства, пособия и книги, более или менее имеющие отношение к тому или другому предмету, русские и иностранные. Некоторые из таких книг указаны уже выше, при рассмотрении предметов семин. курса, некоторые же будут упомянуты ниже (в гл. Экстраординарные занятия наставников). Для образца, какие приобретались сочинения в библиотеку и на какую сумму, возьмем реестр книг из экономического отчета за 1849 г. 1) Жемчужина, физиология человека и животных. 2) Собрания сочинений – Ломоносова, Державина, Озерова, Кантемира и Хемницера. 3) Ручной латино-русский словарь. 4) И. Христос на Голгофе, или семь слов на кресте. 5) Гомилетика Амфитеатрова. 6) Начальные основания физиологии человеческого тела, Валентина. 7) Издания Сахарова: а) исследование о русском иконописании, б) обозрение славяно-русской библиографии, в). сказания русского народа, г) летопись русской нумизматики. 8) Импер. Александр и его сподвижники (52 тетради). 9) Manuel d " iconographie chrétienne grecque et latine. 10) Новый Завет на эстском языке (10 экз.) 11) Письма русских государей и других особ царского семейства. 12) Французские разговоры (изд. по образцу Мейдингера). Из журналов и газет: Журн. мин. народн. просвещения, Христ. чтение, Творения св. отцев, Воскресное чтение; С. -петерб. ведомости и Ведомости спб. городской полиции. Всего на 126 p. 64 к. В следующем 1850 г. по определению св. Синода, выписаны еще: Журнал моск. общества сельского хозяйства и овцеводства – с 1837 г., Земледельческая газета и Журнал министерства госуд. имуществ. В 1849–50 г. особым циркуляром Дух. учебн. управления рекомендовано к приобретению в библиотеку очень много руководств и пособий, преимущественно по наукам естественным, математике, медицине и сельскому хозяйству, отчасти и по другим предметам. В 1853 г. приобретено: разных книг до 70 названий, в том числе издания археографической комиссии, академии наук и проч. и книги для миссионерского класса. Еще более книг стали выписывать с начала 60-х годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При совершении от имени священно и церковнослужителей актов на продажу ими недвижимого имения, надлежит на перед удостовериться, что имение то действительно не есть церковное, а собственное продавца. (Ст. 779 т. 10 ч. 1 Зак. Гражд. Св. Зак. 1857 г.) Примечание. Правила приобретения церковных имуществ вообще, отдачи их в аренду и об отчуждении изложены выше в ст. 6 Об обложении земскими повинностями церковных земель От поземельного сбора на местные земские повинности исключаются во всех губерниях и областях земляные, лесные и прочие угодья (ст. 55 прил. ст. 4 свод. 1857 г.) данные Правительством на содержание церквам и церковным причтам 240 . (Прил. к ст. 55 ст. 5 § 2 п. 8 Т. 4 Уст. Зем. Пов.по прод. 1876 г. ср. ст. 408 Т. 9 Зак. Сост. изд. 1876 г.). Земские учреждения не могут налагать поземельного сбора на земли и вообще недвижимые имущества, изятые от этого сбора по правилам, постановленным в приложении к ст. 55 Устава о Земских Повинностях. (Свод. Зак, 1857 г.). При чем означенному изъятию не подлежат земли и угодья, которые по межевым книгам и другим документам, поимено-ванным в ст. 4 помянутого приложения, отнесены к числу неудобных, а между тем в настоящее время приносят владельцам их действительный доход. Обложение сборами этих земель и угодий должно быть основано на точных, не подлежащих сомнению, данных о их доходности 241 . Равным образом не подлежат обложению со стороны земских учреждений и всякого рода, принадлежащие церквам, монастырям и другим духовным учреждениям недвижимые имущества, которые не приносят и по свойству своему не могут приносить никакого дохода, без различия – отданы ли эти имущества Правительством на содержание упомянутых духовных учреждений, или приобретены иным способом, кроме (того) земель и земельных угодий, отведенных Правительством церквам, монастырям и другим духовным учреждениям на содержание и освобождаемых от обложения на местные земские повинности на основании п. 8 § 2 ст. 5 прил. к ст. 55 Уст. о Зем. Пов. (См. предыд. статью). Земским учреждениям предоставляется право распространить это изъятие, по их усмотрению, и на другие земли, по особым уважительным причинам 242 .(Ст. 11 Врем. Прав. для зем. учрежд. по делам о земских повинностях. Особ. Прил.к Т. 4 Уст. о Зем. Пов. изд. 1876 г. ср. Указ. 14 Сентября 1868 г. 53.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

La formation du droit seculier et du droit de l " Eglise au IVe et Ve siecles. Paris, 19792. P. 187–188. 10 Относительно толкования 6 прав. Никейского Собора и 28 прав. Халкидонского Собора см. ниже наш комментарий. Сошлемся также на 15 прав. Двукратного Собора (CSP Р. 473–475), а также на 1 прав. Собора в храме Святой Софии (Ibid. P. 482–484). Последнее правило текстуально касается лишь отношений между Римским и Константинопольским престолами, однако Вальсамон совершенно справедливо полагал, что по аналогии этот канон может быть применен к отношениям между всеми патриархами (Rhalles-Potles II. Р. 706–707). 11 См., например, документы 2, 3, 4, 5: Darrouzes J. Documents inedits d " ecclesiologie byzantine. Paris, 1966. P. 116–237. 12 См.: Wolska-Conus W. L " Ecole de Droit et l " enseignement du Droit a Byzance au XIe sieclë Xiphilin et Psellos//Travaux et Memoires. Paris, 1979. T. 7. 16 Ibid. Р. 24–26. См. также: Stevens G. P. De Theodora Balsamone, Analysis operum ас mentis iuridicae. Roma, 1969. 17 См.: Красножен М. Толкователи канонического кодекса восточной Церкви Аристин, Зонара и Вальсамон. М., 1892. С. 198. 18 TSCB. Р. 9. Относительно влияния этих схолий на работы Аристина, Зонары и Вальсамона см.: Красножен М. Цит. соч. С. 56. 20 Относительно канонических трудов периода оттоманского ига на Востоке см.: Χριστοφιλπουλος Α. λληνακν κκλησιαστικν δκαιον. " Αθναι, 19652. Σ. 63– 66. По документам канцелярии Константинопольского Патриархата мы располагаем одной ценной работой: Γεδεν Μ. Κανονικ! διατξεις: Β 2 т. Κωνσταντινοπολις, 1888–1889. 22 Относительно личности и трудов Агапия см. статью: Petit L. Le canoniste Agapios Leonardos//EO, 2. 1898–1899. P. 204–206. Относительно св. Никодима Свято-горца см.: Διονυσιτης θ. « Αγιος Νικδημος A­ γιορτης. » Αθναι, 1959. 24 См.: Le Guillou M. J. Aux sources du mouvement spirituel de l " Eglise Orthodoxe de Grecë La renaissance spirituelle du XVIIIe siecle. Istina, 1960. P. 95–128, особ. 125. 25 См.: Pedalion. P. 58–59, 164–165.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Евр.11:10 . Исх.13:16 . Да будет, т. е., закон вместо знамя на руке твоей и вместо тотафот повязки (на лбу) пред очами твоими. Фарисеи, дабы удовлетворить сему повелению, привязывали небольшой лист бумаги, (или что-нибудь), на коем написано было десятословие, к плечам, челу или подолу у платья. Новейшие иудеи думали, что здесь повелевает. Бог сделать особенные молитвенные знаки, кои иначе называются у них тефиллу, а в новом Завете φυσαχτυρα Мф.23:5 , и выделывая их из ремня привязывают во время молитвы к челу, или левой руке. Но такое изъяснение сего места, вероятно, явилось после пленения вавилонского, когда к закону Божию примешивали свое суеверие. Тотафот происходит от обветшалого корня тааф окружать, и означает собственно пиару или запястье. Вероятно, это были у древних евреев украшения головы, на которые, взирая, они должны были по повелению Божию воспоминать закон его. Ибо а) Моисей не говорит: сделай себе тотафот, но заповедь тебе изреченная да будет на подобие тотафот или вместо тотафот. (β Сим образом, хорошо изьяснятся текст, т. е., да будет тебе закон Божий (в особ. о пасхе) как печать на руке твоей (сн. Агг.2:24 . Пс.8:6 ) и да носишь его как тиару пред глазами своими, и как бы на челе своем. Исх.17:16 . И сказал (Моисей): поскольку рука над престо мом Иеговы: война Иеговы на Амалика от рода в род! Двояким правдоподобным образом можно изъяснить сей стих. Чрез руку над престолом Иеговы можно разуметь или 1) клятву, или 2) угрожение его беспрерывною войною Амалику. В первом случае будет смысл: вот рука т. е. подъятая и протяженная, как обыкновенно бывает в клятвах, (что самое приписывается и Самому Богу. Пс.105:26. Иез.20:3 . Евр. или Тремел.), свидетельствующая о войне на Амалика. Во втором: вот рука грозящая, коею Господь как бы ударяя в престол Свой, угрожает войною Амалику. Такое угрожение ясно находится ст. 14. Нечему Моисей, кажется, указывая и надеясь на Него, назвал и алтарь свой: Господь прибежище мое. ст. 15. Исх.25:30 . И возлагати будеши на трапезе сей хлеб лица предо Мною присно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

328 Pag. 518–539. Что касается св. истории Нового Завета, то нужно заметить, что труд Генса возник под влиянием такого же труда относительно новозаветной истории сослуживца его (р. 501). 331 Это – наиболее общепринятая идея для прагматического построения, и, во главе представителей ее, можно поставить Курца. 332 Graser, Elementarschule für , s Leben. 2, 175 f., cp. Zezschwitz, Bibl. Gesch. p. 149 Kehr, Religionsunterrichtes 2, 346. 333 Dursch, Pädagogik … Tübingen, 1851. pp. 557–593. (Дурш – католический представитель той педагогики, которая в протестантском мире называет себя евангелическою). 334 Die drei Preußischen Regulative, v. 1, 2 u. 3. October 1854 Berlin 1855. Aufl. 5. pag. 20 cp. Zezschwitz, pag. 157 f. Apel. Biblische Geschichte. Langensalza. 1860. Aufl. 2. 1, 15. 337 Jahrbuch des Vereins für wissenschaftliche Pädagogik, herausg. v. T. Ziller. Leipz. B. 3. p. 161. 340 Erziehung d. Menschengeschlechtes, oder d. Entwickelungsgang der religiösen Idee vom Judenthume zum Cristenthume … Herausg. v. Dr. Maass. Berlin. 1862. 343 Friedrich Vormbaum, Die Biblische Geschichte in d. Evangelischen Elementarschule. Gütersloh p. 23; Jab. 29, 94. 347 Ib. 4, 327; 6, 377; 11, 380 f; 12, 36; 13, 5. 16; 14, 54; 14, 53, cp. 18, 59; 15, 69; 17, 46; 21, 144; 26, 83; 17, 59. 60; Friedrich Vormbaum, 19; Schütze, 233; Bähring, Gesch. 1, 13, 2, 71. cp. pag. 10 и мн. др.; см. еще перечень у Zezschwitz pag. 128. 348 Напр., Lehrpläne d. Volksschule für Knaben Bremerhaven, Zusgstlt. v. Ittig. 1869, p. 6; Normaljahrplan für d. einklassige Volksschule (утвержд. еванг. синодом Вюртемб. 1870 г.), pag. 32; Jab., 16, 629; особ. «Die drei Preuss. Regulative …» р. 20, 66. Читатель знает, что эти регулятивы не только с 1854 по 1872 гг. были законом в Пруссии, но и были образцом для многих германских государств. 349 Именно Цана (второго Гюбнера), Прейса, Отто, Раушенбуша, О. Шульца и, отчасти, Моргенбессера. 354 Ib. 21. 20; см. образчики того же пуризма в Reuter , s Reportorium f. theolog. Literatur, 7, 251.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

251 По мнению Новака, тоже Мал.3:3 ( ) и 3:22 исключают возможность помещать деятельность Малахии после канонизации Р. 252 Итак, повторяем, места в книге Малахии, на которые ссылаются сторонники разбираемой гипотезы, ничего не говорят о знакомстве пророка с мероприятиями Ездры и с данною народом клятвою ( Ездр.10:5 ) не отступать от закона. Относительно третьего основания надо сказать, что оно тоже решающего значения иметь не может, потому что, – сознательно или бессознательно, все равно, – содержит в себе предположение будто до Неемии ни народ, ни священники и не знали законов Моисеевых о жертвах, приношениях и десятинах. Здесь мы можем только повторить свои замечания, сделанные по поводу второго возражения. Что касается возражений против датирования книги Малахии временем Ездры, то некоторые из них, – напр., указание на удовлетворение при Ездре и непосредственно после него храмовых потребностей из царской казны и ссылку на молчание книги Ездры о Малахии, – мы признаем вполне основательными. Возражение же, почерпаемое из снесения с Неем.10:32 sq., так же не годится для отрицания Ездринского времени, как и до-Ездринского. Точно также справедливо и возражение против возможности деятельности Малахии в 1-ое штатгальтерство Неемии (из слич. Мал.1:8 с Неем.5:14 ). Но соображения насчет невозможности Малахииной проповеди после Неемии – отнюдь не убедительны. Уверенность, что Израиль не мог бы так часто и скоро после раскаяния снова грешить, как мы видели, ничем не может быть оправдана. Ссылка на молчание Малахии о Неемии еще может иметь значение; но объяснение молчания Неемии о Малахии – неудовлетворительно. Ниже, в обсуждении вопроса о происхождении книги нашего пророка и в ее литературной характеристике, мы увидим, что Гитциг совершенно неправильно представляет себе значение пророческой деятельности Малахии. бб) Вот положительные основания гипотезы о деятельности Малахии в промежуток между первым и вторым штатгальтерством Неемии. 1) В указываемое время штатгальтером был не Неемия, что соответствует Мал.1:8 . – 2) В это время имело место заключение браков с иноплеменницами (ср. Мал.2:11, 12 ), против чего потом Неемия энергично боролся ( Неем.13:23 и след.). – 3) То же надо сказать и о приношениях и десятинах ( Мал.3:8–10 ), за невзнос которых Неемия сделал выговор начальствующим ( Неем.13:11–13 ). – 4) В это время народ уже был наставлен Ездрою в законе Иеговы, так что Малахия мог настаивать на его исполнении, как на само собою понятном долге (ср. особ. Мал.3:22 ). – 5) В это время народ на себя взял покрытие богослужебных потребностей, и, вследствие взноса определенной подати, священники оказались в состоянии приносить жертвы предписанного законом качества; священники поэтому сделались преимущественно ответственными за то, если к жертвеннику Иеговы приводились животные с пороком ( Мал.1:6–2, 9 ). 253

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Вся система напевов кафизм представляется в следующем виде: Первая кафизма, со всеми её тремя славами (антифонами) стоит особняком. Напев её не повторяется в других кафизмах. Для прочих кафизм имеется два напева , которые чередуются по кафизмам. Мы их обозначаем как напев A и как напев B. Заметим, что кафизмы, пропущенные в рукописи, положено читать на вечерне в будние дни, а в те периоды, когда на утрени полагается по три кафизмы – как третья кафизма на утрени. Вероятно, в этих случаях кафизмы исполнялись проще; возможно даже, что их просто читали в виду меньшей торжественности богослужения. Чередование напевов кафизм видно из следующей таблицы: Особый напев: кафизма: 1-я. Напев A: кафизмы: 2-я, 4-я, 7-я, 10-я, 13-я, 16-я, 19-я. Напев B: кафизмы: 3-я, 5-я, 8-я, 11-я, 14-я, 17-я, 20-я. Без напева: кафизмы: 6-я, 9-я, 12-я, 15-я, (18-я, особ. нап.). Все кафизмы, поющияся по напеву A, имеют один и тот же припев к стихам составляющих их псалмов, для всех трех слав: «Аллилуйя». Но напев этого «Аллилуйя» различен в каждой славе, как и напев псаломских стихов данной славы. Кафизмы же, поющияся по напеву B, имеют в каждой кафизме и в каждой славе различные припевы, поющиеся, однако, на один и тот же, для каждой славы особый, напев. Припевы эти следующие: Кафизма 3. Слава 1: Господь утверждение мое и прибежище мое и избавитель мой. Слава 2: Дивен еси, Господи, в делах руку Твоею. Слава 3: Вскую оставил мя, далече от спасения моего. Кафизма 5. Слава 1: Господь радость боящимся Его. Слава 2: Дивен еси, Господи, в милости, призывающим Тя выну. Слава 3: Господи, вразуми ны, яко на Тя уповаем выну. Кафизма 8. Слава 1: Господи, не остави мене. Слава 2: Вскую прискорбна еси, душе, уповай на Господа. Слава 3: Услыши, Боже, глас мой. Кафизма 11. Слава 1: Вонми небо и возглаголю. Слава 2: Господи, яко щедр помощию на ня буди. Слава 3: Грядый судити, Боже, живым и мертвым, и не вниди в суд с рабом Твоим. Кафизма 14. Слава 1: Боже, зову Ти, вскоре спаси мя. Слава 2: Дивна дела Твоя, Творче видимым и невидимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так, археолог Кондер, знаток Палестины, говорит: «точность топографических указаний 1–2 Царств доказывает отчетливое знакомство писателя со всеми частями Палестины, от Гефа до Рабба-Аммона, от Циклага до Кадеса и Оронта. Странствования Давида от преследований Саула по границам филистимской земли и крайнему югу ныне могут быть точно прослежены при помощи новых открытий: Одоллам, Херет и пр. все ныне найдено (Urquhart. 1 c/4? 36s.). Упоминаемый в начале сих книг Силом ( 1Цар.1:3;3:21 ), как центральный город в Палестине, таким же за это время представляется по египетским памятникам (Телль-амарнской библиотеки. Ibid. 7s.). Указания 2Цар.8гл. на политические международные отношения Давида к Сирии Сав и др. странами подтверждаются ассирийскими и египетскими памятниками этого времени 101 (Ibid. 39–42s.) Но, кажется, всякий непредубежденный читатель согласится, что в полной историчности обозреваемых книг убеждают не столько приведенные «внешние», частичные и отрывочные свидетельства, сколько общий внутренний, присущий всем повествованиям, характер полной правдивости и беспристрастия. Таково, например, отношение к пророкам и добродетелям описываемых лиц. Свящ. историк не скрывает в поведении Саула хороших поступков ( 1Цар.15:7 ), и даже мимолетных добрых чувств и их проблеска ( 1Цар.24:17–23;26:21–25 ). Не скрывает погрешностей Давида, со всеми их печальными последствиями для него самого и всего еврейского народа ( 2Цар.11–12 ,24гл.). Также свящ. историк правдив в повествованиях и о других лицах: Авессаломе, Иоаве, Авенире и пр. и своею правдивостью вынуждает всякого беспристрастного читателя признавать полный исторический авторитет его повествования 102 . Канонический авторитет 1 и 2 кн. Царств засвидетельствован вышеприведенным рядом ветхозаветных и новозаветных цитат (особ. Матф.12:1–4 = 1Цар.21:6–10 ; Деян.7:46 = 2Цар.7: 2 ; Евр.11:32 = 1Цар7: 2 ). Среди иудеев и христиан, не было споров о каноничности сих книг. Во всех соборных и отеческих счислениях свящ. книг они помещаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010