И для того вы должны навсегда в свежей памяти содержать то, что поручается вам дело святое и великое, дело звания апостольского , чтобы людей пребывающих во тьме заблуждения просветить познанием спасительной истины, открыть им пути небесного царствия, т.е. утвердить в совершенстве веру и истинных добродетелей, и чрез то привести к единомыслию и расположить к единому общей государственной пользы наклонению. Но дабы сие наложенное на вас дело исправили вы с тою пользою, которая ожидает от вас церковь Божия и любезное отечество, должно вам сохранить следующее: 1-ое, чтоб учение, преподаваемое вами, было такое, которое бы могло быть и неверному вместительно. 2-ое, должно вам и в самом том преподавании учения иметь особливые некоторые предосторожности, чтоб оно получить могло желаемый свой конец. 3-ье, должно и то знать, каким порядком поступать вам в положенном на вас деле сем. Все сие с довольным изъяснением предписывается в нижеследующем: ПЕРВОЕ. Какое учение преподавать при обращении иноверных в веру христианскую. 1-ое. Учение иноверным преподавать вы должны из единого Евангелия, Деяний и Посланий апостольских, не отягощая обращаемых разума, яко во младенчестве веры еще сущего, преданиями, кроме самых нужнейших и к основанию веры служащих догматов. 2-ое. В преподавании сего учения наблюдать вам следующий порядок: а) должны вы изъяснить, что есть Бог; б) что Он дал человеку закон; тут объяснить хотя кратко, но ясно о тех делах добрых, которые Бог предписал человеку в закон. 3-ье. Сии добрые дела суть следующие: а) Бога любить и почитать всем сердцем; б) идолов своих отвращаться и вовсе забыть; в) имя Божие воспоминать с почтением и ни в какой ложной клятве не призывать; г) родителей своих любить и почитать, а во первых установленной от Бога власти повиноваться; д) в церковь в воскресные и праздничные дни ходить молиться с благоговением и слово Божие слушать со вниманием; ежели ж что не дозволит быть в церкви, в то время молиться в домах своих; е) любить ближнего, т.е. не обидеть его ничем, не оскорбить печалью, и никакой козни ему не приключить, а толи наипаче не убить его на смерть; напротив, делать ему добро; также и своего живота беречь, разумея, что не имеет человек власти по слову Божию сам себя убить; при том научать, чтоб не пьянствовали и были бы трудолюбивы; ж) сохранять верность и чистоту как в супружестве, так и кроме супружества; з) ни у кого и ничего не отнимать, а тем паче ни к кого и ничего не красть, а все желаемое стараться приобрести своими трудами; i) ни на кого ни в чем не клеветать, не лгать и не обманывать; и) ни чьему имению не завидовать и ничего чужого себе не жалеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вынос Евангелия происходит после шестопсалмия, великой ектении и «Аллилуиа» при пении тропаря: « Егда славнии ученицы…» после чего совершается каждение всего храма. Царские врата все время остаются открытыми. Евангелия располагаются между песнопениями утрени. Между 1–м, 2–м, 3–м, 4–м, 5–м и 6–м Евангелиями положены по три антифона, малая ектения и седален. Во время каждого седальна иерей кадит св. алтарь и поэтому сидеть не полагается: «стояще поем я» — говорит Устав. Таким образом, чтением Евангелия на этой утрени как бы заменяется чтение кафизм. По 6–м Евангелии поются «Блаженны» с тропарями и затем произносится перед 7–м Евангелием Прокимен: Разделиша ризы Моя себе и об одежди Моей меташа жребий. Перед 8–м Евангелием читается 50–й псалом, и поется Трипеснец. По трипеснце и светильне: « Разбойника благоразумного…» читается 9–ое Евангелие. Затем поется « Всякое дыхание» со стихирами и читается10–ое Евангелие. Потом чтется Великое славословие (а не поется), Просительная ектения и 11–ое Евангелие. Следуют стихиры на стиховне и 12–ое Евангелие. Обычный конец утрени: « Благо есть», Трисвятое по « Отче наш», поется Тропарь: « Искупил ны еси от клятвы законныя», сугубая ектения и особый отпуст: « Иже оплевания и биения и заушения, и крест и смерть претерпевый…» Около третьего часа пополудни (по Уставу «о десятом часе дне»), когда Господь Иисус Христос испустил на кресте дух, совершается Вечерня. На ней читаются три паремии: из кн. Исход, в которой представляется Моисей, молящийся за преступный народ еврейский, как прообраз bceмiphoro Голгофского Ходатая; из кн. Иова, где изображается праведный Иов, после необычайных страданий увенчанный милостями Божиими, так же, как образ Божественного Страдальца, и из кн. Исаии, где в 53 гл. этот пророк, прозванный «ветхозаветным Евангелистом», так живо с трепетом прозревал уничижение Искупителя мipa. Затем читается Апостол — и послание ап. Павла к Коринфянам, где повествуется о Божественной Премудрости и силе, открывшихся в кресте Христовом, и, наконец, читается сборное повествование о страстях Христовых из трех Евангелистов — Матфея, Луки и Иоанна, и о погребении Христовом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Доселе еще можно было объяснить причину присоединения неправославных к церкви без повторения над ними крещения одним лишь благоусмотрительным снисхождением к ним церковной власти, как это и объяснил в свое время св. Василий Великий (См. его 1 и 47 правила). Карфагенский собор 68-м правилом совершенно устранил такое толкование, объяснив, что причина принятия в церковь некоторых неправославных чрез миропомазание или чрез одно возложение рук, без крещения, лежит не в указанном св. Василием Великим обстоятельстве, а в том, что преподаваемое неправославными крещение суть едино с крещением церковным и потому отнюдь не должно быть повторяемо: «то, что единожды преподавати должно, непозволительно вновь воспринимати». Замечательно, что 1-ое и 47-ое правила св. Василия Великого , где высказывается взгляд близкий к взгляду св. Киприана на преподаваемое неправославными таинство крещения, считается отмененным 7-м правилом 2-го Вселенского собора. Так, в объяснении Зонарой 47 правила св. Василия Великого читаем: «Здесь святой определяет, что новатиан, приходящих к церкви, должно крестить, на ряду с прочими, потому, конечно, что они мыслят одинаково с Маркионом. А 7-ое правило 2-го собора, исчисляя тех, которых должно принимать только помазанием, присоединяет к ним и новатиан. И это правило без сомнения должно иметь более силы, как позднейшее и соборное; при том же Василий Великий изрек свой ответ не как правило, но высказав свое (личное) мнение по вопросу, затем прибавил, как бы и сам не был тверд относительно того, о чем был спрошен: «итак, аще сие угодно будет, то должно собраться множайшим епископам и тако изложить правило, дабы чрез правило, изложенное большим числом епископов, и действующий был безопасен, т. е. чтобы таким образом и крестившему тех, о коих говорится, не было опасности, как поступившему против правил, и ответствующий вопрошающим о таковых имел вследствие правила достоверное основание» (Прав. Св. От. с тол., стр. 304). Между тем 68-ое правило Карфагенского собора не только никогда не отменялось, но, напротив, получив подтверждение в 95 правиле Вселенского собора, оно и доныне не перестает служить одним из важнейших канонических оснований для признания действительности таинств, преподаваемых неправославными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

ОТВЕТ : По пресуществлении Св. Даров за воскресной литургией, как равно и после пения «Достойно есть» или «О Тебе радуется» служащие в алтаре, согласно соборным и святоотеческим определениям нашей Св. Православной Церкви, как то: 20-ое правило Первого Вселенского Собора, 90-ое правило Шестого Вселенского Собора, 15-ое правило св. Петра Александрийского и 91-ое правило Св. Василия Великого , «чести ради воскресного дня», как «дня радости», полагают только поясной, а не земной поклон. То же делают и все молящиеся в храме. 181. ВОПРОС: Можно ли считать дату назначения на должность псаломщика за начало священнослужения? ОТВЕТ : Никак нельзя. Псаломщик, если он даже посвящён в чтецы, является не более, как церковно -служителем, но не священно -служителем. Только три степени – диакон, пресвитер и епископ, хиротония коих совершается во св. алтаре, причисляются к священнослужителям, а потому началом священно -служения считается дата посвящения в сан диакона, но никак не раньше. 182. ВОПРОС: Некоторые из прихожан недовольны, когда при причащении священник спрашивает, ел ли ребёнок до причащения. Ребёнок, говорит, не может выдержать не евши до 11 или 12 часов дня. Если можно причащать таких, которые уже ели, то до каких лет? ОТВЕТ : Чрезмерное опасение родителей за здоровье своих детей в данном случае совершенно неосновательно и указывает лишь на их неверие или маловерие. Никакой беды не случится с ребёнком, если он не будет есть до причащения. В прежнее время у нас в России, в простом народе, с младенчества приучали детей приступать ко Св. Причащеню натощак, и никакого предельного возраста с точностью установить здесь нельзя. Во всяком случае младенцы, уже способные употреблять твердую пищу, должны быть приучаемы к тому, чтобы причащаться натощак. И никак не следует допускать ко Св. Причащению детей старше 7 лет, которые уже были на исповеди, если они не воздержались от вкушения пищи. 183. ВОПРОС: При теперешнем положении в Америке часто бывает, что, если великий праздник случится среди недели, то люди приходят только ко всенощной, а на литургии никого не бывает. Может ли священник, совершивший уже проскомидию, совершать дальше и литургию, если к литургии никто не придёт, даже псаломщик и пономарь? Литургия ведь общественное Богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Так как если не рождение, то по крайней мере зачатие Спасителя, согласно пониманию нами греческого текста евангелия от Матфея, должно было двумя, приблизительно, годами предшествовать смерти Ирода; то за год рождества Христова мы должны были принять конец 748-го года от основания Рима. И так как в истинности древнего предания, 83 что день рождества Христова падает на тот же день недели, на какой падает и новый год каждого юлианского года, только неделею ранее, т. е. на 25-ое декабря, мы также не сомневаемся; то зачатие Спасителя должны были, как оно и празднуется св. Церковью , отнести на 25-ое марта, а зачатие Иоанна Крестителя на 25-ое октября предыдущего года. Поэтому предполагаемый 750-й год смерти Ирода мы решились проверить посредством математически точного вычисления, совпадает ли действительно конец второй осьмой чреды 747 года от основания Рима, или 25-ое октября этого года, т. е. день зачатия Крестителя, с началом второй первой чреды 823-го года, или с 22-м июля этого года, т. е. с днем разрушения храма Титом. И к нашему благоговейному изумлению, дни эти совпали, – благоговейному потому, что этим как нельзя более подтвердилась вся истинность повествования св. евангелистов. А чтобы судить, до какой степени не мыслима случайность в таком совпадении, следует представить только себе, что одна и та же очередь могла падать на один и тот же день месяца чрез 300 слишком лет. 84 Случайность же совпадения двух дней, определенно указанных двумя писателями, жившими друг от друга чрез 70 слишком лет, с двумя различными очередями, следовавшими одна после другой чрез столько же лет, – это такая бесконечно малая вероятность, какую трудно себе и представить, – это, можно сказать, невероятная вероятность. Указывая на этот факт мы надеялись, что к прежним приемам определения года рождества Христова станут на будущее время относиться с большею осмотрительностью и более строгою критикой, как вдруг в последнем номере Церковного Вестника за 1885-й под встречаем хотя небольшую, но с претензией на неопровержимость статью, доказывающую.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Правило это свидетельствует о великом снисхождении к Новацианам и заставляет предполагать, что если в Церкви справедливо порицали их крайнюю строгость, то все же не смешивали их с еретиками, старавшимися извращать вероучения Церкви. Несомненно, что среди Новациан были люди высокой святости, как например инок Евтихиан. 70 Собор находил, что они заслуживают внимания и достойны быть членами Церкви. 9-ое. Если некоторые без испытания произведены в пресвитеры, или хотя при испытании исповедовали свои грехи, но после их исповедания, против правила подвиглись человеки и возложили на них руки; таковых правило (Ап. прав. 25) не допускает до священнослужения. Церковь кафолическая непременно требует непорочности. 10– ое. Которые из падших произведены в клир, по неведению или со сведением произведших; сие не оставляет силы правила церковного. Таковые, по дознании, извергаются от священного чина. 11– ое. Отступившим от веры, не по принуждению или не по причине отъятия имений, или опасности, или чего-либо подобного, как то случилось в мучительство Лициниево, Собор определил являть (им) милость, хотя и не достойны человеколюбия. Которые истинно покаются, три лета проведут между слушающими чтение Писаний, как верные, и семь лет да припадают к Церкви, прося прощения, два же года будут участвовать с народом в молитвах, кроме причащения святых таин. Это правило Собора Вселенского служит подтверждением предшествующих правил о покаянии, которому подвергали падших. То же в последующем правиле Собор продолжает говорить о взыскании с приверженцев Лициния. 12– ое. Благодатию призванные к исповеданию веры и первый порыв ревности явившие и отложившие воинские поясы, но потом как псы на свою блевотину возвратившиеся, так что некоторые и серебро употребляли и посредством даров достигли восстановления в воинский чин, таковые десять лет да припадают к Церкви, прося прощения, по трехлетнем времени слушания Писаний в притворе. Во всех же сих надлежит принимать в рассуждение расположение и образ покаяния. Которые страхом и слезами и трепетом и благотворениями являют делом, а не по наружности, тех, по исполнении определенного времени служения, прилично будет принимать в общение молитв. Даже позволительно епископу быть к ним снисходительнее. Некоторые равнодушно понесли свое грехопадение и вид вступления в Церковь полагают достаточным для обращения; те всецело да исполняют время покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

О Истинный! (51-е имя): «У кого крадет что-нибудь вор, тот пусть напишет на бумажке имя украденной вещи и слово «о Истинный!», и, когда настанет вечер и стемнеет, пусть возьмет в руку бумажку и смотрит на небо: покраденной найдется». Как ставит христианин в руководство себе свое понятие о истинности в Боге, о том можно видеть в Догматич. Богословии Православн. Церкви, стран 60, § 42. О Прощающий! (43-е имя). «Постоянно читающий или держащий при себе 40 это имя будет велик и почетен между людьми; будут ли у него ограничены житейские потребности, они сделаются обильными; будет ли он странствовать вдалеке от родины, он благополучно возвратится в нее «. Об именах Бога: «Творец, Создатель Образователь» (имена 11-ое, 12-ое, и 13-ое), передает эта книга такие сведения: «Три имени о Творец! О Создатель! и Образователь! обладают такими, общими им, свойствами: если женщина, не родящая детей, будет поститься семь дней, и в каждый вечер, когда открывает рот для принятия пищи (разговляется), по двадцати одному разу будет произносить те три имени, дуя на воду, и потом ее выпьет; то по благоизволению Бога Всевышнего, она будет родить детей». От имени Бога «О Назирающий!» (39-ое имя) обещается такая польза: «У кого дитя будет злонравное, тот произнеси это имя семь раз над пустою чашкой, потом наполни ее водой и дай дитяти выпить ее: оно сделается добронравным». В приписках к некоторым именам даются уроки из того учения, которое называют мистическим и которому среди исламских аскетов или Суфиев посвящают себя так называемые аль-гарифуна билляг «Созерцающие Бога». Но и в этих уроках составитель их не выказывает в себе силы заверить других в справедливости своих указаний, потому что по его словам общение с высшим духовным миром так легко, что достается за несколько слов; столько же доступно, как доступны и земные удобства, какие обещает он так же силою имен Божиих. так при 76-м имени «О Единый» он написал: «Кто, сидя в уединении, тысячу раз произнесет о Единый! тот ясно увидит и поймет следы ангелов». Христианские подвижники, которых Церковь называет «Собеседниками Ангелов», удостаивались таинственного общения с небесным миром за свою «чистоту сердца», а чистоту сердца приобретали постоянным бдением надо собою, постом, молитвою: мусульманин надеется войти в сношение с небесным миром, произнесши несколько раз одно из имен Бога!

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Там не было ничего, что было в стандартной советской школе. Последние полтора года там для меня были раем, в прямом смысле слова, по той атмосфере, возможности учиться и сосредоточиться на подготовке к дальнейшей учебе. А еще работать можно было, зарабатывать, ведь у меня было двое маленьких братьев. И то 1-ое сентября было прощальное, понятно было, что это последний класс с людьми, с которыми ты успел рука об руку встать в полный рост, и вот оно запомнилось. Очень хорошие были учителя, очень теплая атмосфера. Скорее, даже не конкретное 1-ое сентября, а именно школа помнится. Второе, это помнится 1-ое сентября в Духовной школе – семинарии, академии. Это шествие в Троицкий собор, молебен, благословение мощей преподобного Сергия, то, что ты не со стороны смотришь на ряды семинаристов в черных кителях, которые идут и которым ты, будучи студентом университета, бесконечно завидовал, а ты член этой семьи. Это, конечно, запомнилось на всю жизнь. И, пожалуй, когда старшая дочка пошла в первый класс, когда помимо радости и волнения за нее, было ощущение перехода собственной жизни в некое другое качественное состояние. Мне кажется, 1-ого сентября важно, с одной стороны, не пыжиться и не делать из этого какого-то исключительного мероприятия, потому что если надуваться, надуваться, то шарик может и лопнуть, и никому хорошо не будет. С другой стороны, важно, чтобы этот день оставил какое-то позитивное воспоминание. Детали-то обычно забываются – ну, кто из нас толком помнит 1-ое сентября в первом классе? Общее очертание – букет, рука старшеклассника, школьный двор. Что мы помним из реальности, а что из фильмов, фотографий, образов – Бог весть! Но память о том, был ли это позитив или нет, запомнится, отложится в подсознание. И тут, мне кажется, дело родителей — сделать максимум для того, чтобы этот день воспринимался не как начало мучительного десяти-одиннадцатилетия, а как этап жизни, что ты взрослеешь, но мы все равно будем вместе, это, в конце концов, лучше, чем детский сад, спать днем не будут класть, еще найти какие-то позитивные моменты (один из главных – что спать днем не будут класть), рассказать о них ребенку. «Знаешь, в отличие от нас, тебя не будут мучить ни отметками, ни домашними заданиями еще целый год». То есть создать такой позитивный настрой, это было бы очень важно.

http://pravmir.ru/1-sentyabrya-kak-ya-po...

а) Свято-Успенский храм в Казабланке стоимостью 1.338.103 франка; б) Усадьбу с причтовым домом при храме стоимостью 3.470.685 франков; б) Часовню на кладбище Бен-Мсик стоимостью 200.000 франков; НА ОБЩУЮ СУММУ – 5.008.788 франков. В эту сумму 5.008.788 франков НЕ ВНЕСЕНА стоимость строительного материала, так как весь строительный материал получен БЕСПЛАТНО от строительных фирм Г.В. Гнедича и М.П. Герасименко. Храм строился при бесплатных архитекторе и инженере. 2. ДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО-ИНВЕНТАРЬ СВЯТО-УСПЕНСКОГО ХРАМА и к нему приписных храмов и часовни: а) Свято-Успенского храма в Казабланке по состоянию на 1-ое января 1959 года – 1.697.180 франков; б) Свято-Троицкой церкви в Бурназеле по состоянию на 15-ое мая 1959 года – 762.050 франков; в) Свято-Воскресенской церкви в Рабате по состоянию на 1-ое июня 1959 года – 285.185 франков; г) Державной иконы Божией Матери в Марракеше по состоянию на 15-ое июня 1959 года – 36.300 франков; д) Часовни на кладбище – 5.000 франков; НА ОБЩУЮ СУММУ – 2.785.715 франков. 3. Документы на недвижимое имущество. 4. Инвентарную книгу с полным занесением всего инвентаря указанных храмов, кроме храма св. пророка Даниила в Танжер и часовни на кладбище на сумму 2.785.715 франков. 5. Церковный архив с 1948 года по июнь года 1959-го. 6. Печати церковные ДВЕ: одна с текстом русским и вторая с французским текстом, и ОДИН ШТАМП. 7. Документы по строительному фонду. 8. Метрическую книгу, бланки метрические о родившихся и бракосочетавшихся, венчики и молитвы разрешительные. 9. Помянник с записью имен строителей храма и созидателей подворья в Казабланке. ИЮНЯ 21-го 1959 года. СДАЛ (подпись прот. М. Зноско). ПРИНЯЛ (подпись прот. Г. Баранникова). Моя последняя Литургия в Успенском храме. Прощание. Подходит ко кресту друг искренний Руси Державной, дореволюционный дипломат-американец р. Б. Хукер. Приложившись ко кресту, кладет на мои плечи руки свои, целует любящего его батюшку и говорит: – Батюшка, куда Вы направляете стопы свои! Не найдете вы там того, к чему стремится душа христианина и честная натура человека...

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Благовещение и Пасха в один день Если Благовещение и Пасха выпадают на один день, то такой двойной праздник называется Кириопасха. С греческого это слово переводится как Господственная или Истинная Пасха. Такое название связано с тем, что, по мнению ряда хронологов, само великое событие Христова Воскресения произошло именно в годовщину Благовещения. Существует также версия, что дата 25 марта (7 апреля по новому стилю) – дата начала сотворения мира. Таким образом, совпадение Пасхи и Благовещения позволяет отметить в один день три самых важных события в истории человечества: начало творения мира, воплощение Спасителя и Его Воскресение. Кириопасха случается очень редко. В ХХ веке Благовещение и Пасха совпали в 1912 и 1991 годах, а ближайшая Кириопасха ждет православных христиан только в 2075 году. Благовещение и Пасха рядом Самая ранняя Пасха может отмечаться 4 апреля. Если Пасха приходится на 4-ое, 5-ое или 6-ое апреля, то Благовещение будет праздноваться на Светлой седмице. Праздник может отмечаться в понедельник, вторник или среду Пасхальной недели. Если же Пасха выпадает на даты с 8-ого по 13-ое апреля, то Благовещение будет отмечаться на Страстной. Благовещение – двунадесятый, то есть один из 12 важнейших в православии после Пасхи праздников. Значение события, в память о котором он установлен, огромно. Именно встреча Девы Марии с Архангелом Гавриилом и Ее непорочное зачатие стали основанием Воскресения Христова и Спасения всего человечества. На праздник Благовещения всегда служится Литургия. Даже если праздник выпал на Страстную Пятницу, день, когда Литургия не положена, в честь праздника она совершается. Благовещение в Страстную субботу Благовещение всегда отмечается 7 апреля, дата его неизменна. А даты Великого поста и Пасхи каждый год разные. Поэтом иногда Благовещение может выпасть на один из дней Страстной недели, в том числе – на Великую субботу (как было, например, в 2018 году). Благовещение – это день воспоминания о том, как Богоматерь узнала, что родит Христа, и что произойдет это чудесным способом – через сошествие на Нее Святого Духа.

http://foma.ru/blagoveshhenie-2013.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010