57 PL IV, 1445. 58 De baptismo, XIX. (Русск. пер.: СПб, 1847, ч,2, с.27.) 59 Ibid. 60 См. J.M.Vansleb. Histoire de l " Eglise d " Alexandrie. Paris, 1677, p.83. 61 Под пасхальными спорами имеется в виду различное истолкование в раннехристианской Церкви смысла празднования Пасхи и, соответственно, времени ее празднования, которое выявилось при обуждении этого вопроса папой Виктором (183–199) с представителями церквей Малой Азии. Для малоазийских христиан Пасха была воспоминанием страстей Христовых и поэтому праздновалась в день иудейской Пасхи 14 нисана; западные, греческие и египетские христиане праздновали Пасху в первое воскресенье после 14 нисана в воспоминание воскресения Христа. Окончательное решение о праздновании воскресной Пасхи было принято на 1 Вселенском соборе в Никее (325). 62 Апостольское Предание, XX. 63 См. у Григория Нисского — PG 46, 577. 64 Клиники — от греч. kline–лoжe, кровать; klineres — прикованный к ложу, больной. 65 Epist. 69. 66 Евсевий Кесарийский, Церковная история, VI, 43. (Русск. пер.: с.357–358.) 67 Orat. XL PG 36, 360. 68 59–е правило Трулльского собора. 69 31–е правило того же собора. 70 12–ое правило Двукратного собора. 71 Возможно, что 58–ое правило Лаодикийского собора не имело в виду совершение Евхаристии в домовых церквах, которые в это время вряд ли существовали. Вероятно, в некоторых местах, особенно удаленных от больших центров, верные не имели еще специальных зданий для церковных собраний, а продолжали собираться в частных домах. Лаодикийский собор нашел это недопустимым и, запрещая совершение Евхаристии в домах, тем самым требовал устройства отдельных храмов. Если даже смысл этого правила таков, то последующее церковное сознание, которое совершенно забыло о первоначальной христианской практике, восприняло его как запрещение совершения Евхаристии в домовых церквах. 72 Иоанн Зонара — византийский канонист XII века, составитель комментариев на правила «апостолов», соборов и святых отцов. 73 Зонара, Толкование 59–го правила Трулльского собора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Но в некоторых местах они обитали в незначительном количестве и скученными массами. Как об одном из древнейших мест такого жительства история сохранила нам упоминание об обитании крещеных калмыков при реке Чурке, – сравнительно недалеко от Астрахани. Здесь крещеные калмыки занимались рыболовством, и в 40-х годах 13-го столетия имели своего священника из природных калмыков. На основании этого можно с некоторой долей вероятности заключать, что чуркинские крещеные калмыки представляли собою количество душ, достаточное для образования самостоятельного прихода. Вероятно, и самое поселение их при реке Чурке было заведено в силу предписания Казанской новокрещенской конторе 25 заведовавшей миссионерским делом на Поволжье, поселять новокрещенных в отдельные места жительства и поручать их клиру из людей ученых, искусных и трезвых. Сведения о жизни крещеных калмыков при р. Чурке не прекращаются почти за все 18-ое столетие. В 1759-м году крещеных калмыков здесь насчитывалось более 300 душ 26 . В это время они состояли в ведении свящ. Петра Васильева, знающего разговорный калмыцкий языкъ 27 . В екатерининское время Петр Васильев получил официальную должность веропроведника 28 . Но, как свидетельствуют исторические документы, он не был миссионером в собственном смысле этого слова. Он крестил тех калмыков, которых ему поручало крестить епархиальное начальство или посылали астраханские гражданские власти 29 . Ездить же с проповедью веры к калмыкам и призывать их к христианству Васильеву было запрещено специальным указом 30 . Сам свящ. Васильев в 1776 г. проживал в Астрахани, состоя священником при Ильинской церкви. Должно заметить, что в это время особенно развился порядок закрепощения калмыков путем крещения 31 . Подобному закрепощению широко подавал пример тогдашний губернатор Бекетов, закрепощавший калмыков целыми сотнями 32 . Ему не уступали в стремлении к закрепощению и другие влиятельные лица астраханского края. К концу 18-го столетия прекращаются сведения о крещеных калмыках при р.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

На 426 стр. есть две фразы, взятые у Сергия (стр. 27:29), и есть пересказ из диссертации Светлова (стр. 81). 1-ое прим.=3-ьему прим. на 27 стр. книги архиеп. Сергия. Во 2-м примеч. выписки из «Formula concordiae» и «Conf. Belg.» взяты из 1-го прим. на 32 стр. Сергия; выписка из «Apologia Contessionis» у Сергия в тексте на стр. 30; цитаты из Шмалькальденских членов у Сергия в 3-ьем прим. на стр. 30. Две выписки из Апологии у Сергия в тексте на стр. 31. Между этими выписками вставлена цитата из «Conf. He1v.». взятая у Сергия в 1-м прим. на стр. 31. Таким образом, в этом примеч. все цитируются как раз символические книги лютеран, но выписки делаются из книги архиеп. Сергия, а вовсе не из новейшего издания Müller’a. Особенно характерна выписка из «Apologia Confessionis». В этой выписке у Сергия опущен стих псалма 31-го, вместо которого многоточие. То же самое и у о. Малиновского. Если бы автор видел 100-ую стр. издания Müller’a, он м. б. несколько иначе бы перевел, напр., слова effici seu regenarari (у Сергия «делать или возрождать»), не поставил бы вслед за Сергием кавычек, которых нет у Мюллера. Вовсе не издание Мюллера лежало в данном случае на столе о. прот. Малиновского, а книга архиеп. Сергия, но Сергий замолчан, а Мюллер торжественно возвещен в качестве источника. —651— Стр. 427 начинается пересказом из книги прот. Светлова, стр. 82–83; вставляется фраза из Сергия (стр. 31–32) и тотчас начинается буквальная выписка опять из Светлова (стр. 83–84). Слова Wangemann’a в этой выписке заключены в кавычки и только к ним подставлена цитата. Затем опять непосредственно следует фраза, взятая в 1-м прим. на 30 стр. книги архиеп. Сергия, и кончается страница двумя латинскими строками, позаимствованными у Светлова на стр. 84. В том, что 1-ое прим. списано у Сергия, автор сознается посредством цитаты, а что у Сергия же взято (с добавлением ошибки в латинском слове) и 3-e прим., – это скрыто (см. Сергия, стр. 30 прим. 2). Около половины стр. 428 (в средине) списано с 49 стр. вышеупомянутого сочинения г. Стукова и с 24 стр. архиеп. Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На 426 стр. есть две фразы, взятые у Сергия (стр. 27. 29), и есть пересказ из диссертации Светлова (стр. 81). 1-ое прим.­3-ьему прим. на 27 стр. книги архиеп. Сергия. Во 2-м примеч. выписки из «Formula concordiae» и «Conf. Belg.» взяты из 1-го прим. на 32 стр. Сергия; выписка из «Apologia Conaiessionis» у Сергия в тексте на стр. 30; цитаты из Шмалькальденских членов у Сергия в 3-ьем прим. на стр. 30. Две выписки из Апологии у Сергия в тексте на стр. 31. Между этими выписками вставлена цитата из «Conf. Helv.», взятая у Сергия в 1-м прим. на стр. 31. Таким образом, в этом примеч. все цитируются как раз символическая книги лютеран, но выписки делаются из книги архиеп.Сергия, а вовсе не из новейшего издания Miillera. Особенно характерна выписка из «Apologia Confessionis». В этой выписке у Сергия опущен стих псалма 31-го, вместо которого многоточие. То же самое и у о. Малиновского. Если бы автор видел 100-ую стр. издания Miiller’a, он м.б. несколько иначе бы перевел, напр., слова effici seu regenarari (у Сергия «делать или возрождать»), не поставил бы вслед за Сергием кавычек, которых нет у Мюллера. Вовсе не издание Мюллера лежало в данном случае на столе о. прот. Малиновского, а книга архиеп. Сергия, но Сергий замолчан, а Мюллер торжественно возвещен в качестве источника. Стр. 427 начинается пересказом из книги прот. Светлова, стр. 82–83; вставляется фраза из Сергия (стр. 31–32) и тотчас начинается буквальная выписка опять из Светлова (стр. 83–84). Слова Wangemann " a в этой выписке заключены в кавычки и только к ним подставлена цитата. Затем опять непосредственно следует фраза, взятая в 1-м прим. на 30 стр. книги архиеп. Сергия, и кончается страница двумя латинскими строками, позаимствованными у Светлова на стр. 84. В том, что 1-ое прим. списано у Сергия, автор сознается посредством цитаты, а что у Сергия же взято (с добавлением ошибки в латинском слове) и 2-е прим.-это скрыто (см. Сергия, стр. 30 прим.2). Около половины стр. 428 (в средине) списано с 49 стр. вышеупомянутого сочинения г.Стукова и с 24 стр. архиеп. Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

1) Вайи – символ воскресения. Умершие за зиму ветки снова дали ростки. Но начинают ли цвести и дают ли росток наши души? Горят наши свечи, но есть ли огонь Божий в душе? 2) Против тех, кто говорит, что не нужно жертвовать в храм. Не речи ли это Иуды, пожалевшего нищих. Помощь храму есть духовная помощь тем, кому храм дает утешение и своею красотой зовет к Богу. Святый и Великий Четверг (Евангелие от Матфея, зач. 107, гл. 26, ст. 1–20; от Иоанна – гл. 13, ст. 3–17; от Матфея – гл. 26, ст. 21–39; от Луки – гл. 22:43–45; от Матфея –26, ст. 40, гл. 27, ст. 2; Апостол, 1-ое к Коринфянам, зач. 149, гл. 11, ст. 23–32). 1) Тайная Вечеря – первая Божественная литургия ( Мф.26: 26–28 ). Святая литургия – вечеря любовного общения. Радость и спасительное привитие к лозе, Христу. Примите Господа в душу свою, приготовьте ему горницу светлую и чистую. Святый и Великий Пяток (Евангелие на вечерне от Матфея, зач. 110, гл. 27, ст. 1–38; Луки -гл. 23, ст. 39–43; Матфея – гл. 27, ст. 39–54; Иоанна – гл. 19, ст. 31–37; Матфея – 27, ст. 55–61; Апостол, 1-ое к Коринфянам, зач. 125, гл. 1, ст. 18, гл. 2, ст. 2). 1) Побуждение слушателей, взирая на страдания и смерть Спасителя, к скорби и слезам. О чем мы должны плакать, воспоминая страдания и смерть Спасителя? О злобе и неблагодарности человеческого сердца, о наших грехах, распинающих Христа. О том, что делаем смерть Господа напрасною небрежением о своем спасении. 2) Благоразумный разбойник как пример истинного покаяния ( Лк. 22:40–43 ). 3) Молитва благоразумного разбойника есть прекрасный образец молитвы ( Лк. 22:42 ). Не надейтесь покаяться во едином часу. Это трудно: не легко покаяние на одре болезни, когда диавол особенно владеет ослабевшим человеком, накопившим тяжелый груз греха. Слово пред Плащаницей Вот Господь лежит во гробу... Теперь не время для речей: нужно молиться и плакать (Филарет). Но о чем плакать? О том, что грехами своими мы вторично распинаем Господа, вбиваем гвозди в пречистые руки Его. О том, что вместо того, чтобы творить Царство Его, – мы разрушаем грехами дело Его, ради которого Он пролил кровь.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

В приведенных текстах Иоанна Дамаскина замечательна и мысль о том, что Сыну Божию и Св. Духу присуща свобода изволения, ибо без нее Они не были бы подлинными личностями. Приведем в заключение удивительные по ясности слова св. Иоанна о Троице. «В Божестве исповедуем одну природу, однако же говорим, что в Нем действительно три ипостаси. Обо всем, что относится к природе и сущности Бога, мы утверждаем, что оно просто; различие же Ипостасей признаем единственно в трех свойствах (личных особенностей бытия). Одна Ипостась не имеет причины Своего бытия и есть Отец. Вторая имеет причину Своего бытия и есть Сын. Третья (Св. Дух) имеет причину Своего бытия и исходит. При этом мы знаем, что эти Ипостаси неотступны одна от другой, нераздельны между Собой, но соединены и одна другую неслиянно проникают. Они и соединены без слияния, ибо и по соединению остаются тремя Ипостасями, и вместе различны одна от другой без разделения. Ибо хотя каждая Ипостась Сама в Себе самостоятельна или есть совершенная Ипостась и имеет Свое собственное Свойство или Свой отличительный образ бытия, однако, три Ипостаси соединены сущностью и природными свойствами и так как Они не отступают и не отделяются от Ипостаси Отца, то Они — единый Бог». СПИСОК СОЧИНЕНИЙ святых отцов, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В КНИГЕ Св. Афанасий Великий. — 1 — Слово против язычников. 2 — Слово о воплощении Слова. 3 — Три слова против ариан. 4 — Четыре Послания к Серапиону. 5 — О постановлениях Ни–кейского Собора. 6 — О мнениях Дионисия Александрийского. 7 — Свиток к Антиохийцам. 8 — Житие св. Антония. Св. Василий Великий. — 1 — Против Евномия. 2 — Послание о Св. Духе к Амфилохию Иконийскому. 3 — Беседы на Шесто–днев. 4 — К юношам о том, как извлекать пользу из языческих сочинений. 5 — Письма. 6 — Правила. Св. Григорий Богослов. — 1 — Сорок пять Слов (особенно 27–ое31–ое). Св. Григорий Нисский. — 1 — Против Евномия. 2 — К Авлалию о том, что не три Бога. 3 — Слово о Духе Св. 4 — Большой Катехизис. 5 — Послания к Евстафию (О Преев. Троице), к Симпликию (О вере), к Эллинам («на основании общих понятиЙ> ).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

5–ое правило I Никейского собора. 237 Возможно, что Никейский собор считал, что все дела относительно отлучения должны восходить к митрополичьему собору в порядке ревизии. Однако уже Антиохийский собор, как показывает его 20–ое правило, имел в виду апелляцию. 238 1–ое Апостольское правило (по Книге правил). 239 2–ое правило Антиохийского собора. 240 Никодим Милаш, Правила с толкованиями, т.1, с.60–61. В средние века анафема отличалась от великого отлучения только лишь большей торжественностью. Первоначально anathema означало все то, что посвящается божеству, а потому и отделено от всего несакрального. В отношении к людям anathema стала означать того, кто посвящен Богу, отдан ему на суд и отделен от общения со всеми. 241 Вопрос Петра и ответ Христа имеют двоякий смысл. С одной стороны, ответ Христа относится лично к Петру, а следовательно, и к любому члену Церкви, который должен не ограничиваться в своем прощении, но, с другой стороны, к Петру как апостолу, подтверждая то, что сказано Им в стихе 18. Поэтому ответ Христа относится и к тем, кто находится в состоянии herem или sammata. 242 См. параллельные места: Мк.3,28–30; Лк.12,10. 243 См. также Евр.12,15–17. 244 См. C.Spicq, L " origine johannique de la conception du Christ–pretre dans l " Epitre aux Hebreux. — in: Aux Sources de la tradition chretienne, Paris–Neuchatel, 1950, p.258. 245 Ерм, Пастырь, Заповедь IV, III, 1. (Русск. пер., с.259.) 246 Там же, с. 160. 247 Там же, с. 259–260. 248 Подобие IX, XIX и XXVI. 249 Я отпускаю грехи прелюбодеяния и блуда по совершении покаяния. 250 De pudicitia, 1,6. 251 Ibid., XXI. 252 13–ое правило I Никейского собора. 253 8–е правило I Никейского собора. 254 Mansi, III, 1145. 255 57–ое правило Василия Великого (по Книге правил). 256 58–ое правило Василия. 257 59–ое правило Василия. 258 64–ое правило Василия. 259 56–ое правило Василия. 260 4–ое правило Анкирского собора (по Книге правил). 261 5–ое правило того же собора. 262 5–ое правило того же собора. 263 9–ое правило Неокесарийского собора. 264

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

А. Кочетова. – Церковь Христова до разделения церквей. Чтение 2-ое. В. Певцова . – Гонение на христиан от язычников и свв. мученики. Чтение 1-ое и 2-ое. Б . Русская История. Издание Комитета народных чтений: Начало христианства на Руси. И. Певцова: Распространение и утверждение Христианства в России после св. Владимира. И. Хрущева: Сыновья св. Владимира, св. Ярослав, Борис и Глеб. Владимир Мономах и его завещание. Издание Комитета народных чтений: Нашествие татар и князь Михаил Тверской. И. Хрущева: Св. благов. Вел. князь Александр Невский. Кроткова: Невская битва и Ледовое побоище. Е. Тихомирова: Куликовская битва. А. Майкова: О св. Московских митроп. Петре и Алексии и о славном Мамаевом побоище. Иоанн III Васильевич. Царь Иван Васильевич Грозный; Чтение 1. до взятия Казани и 2-ое –Завоевание Сибири. И. Петрова: О смутном времени на Руси. Чтение 1-ое и 2-ое. Издание Комит. народных чтений: Царствование Михаила Феодоровича. Царствование Алексия Михаиловича. Пётр Великий: Чт. 1-ое, 2-ое, 3-ое. И. Петрова: О преемниках Петра Великого до Екатерины II. Издание Комитета народных чтений: Императрица Екатерина II Великая. А. Яхонтова: Царствование Импер. Александра. I – Благосл. Народная война 1812 года: Чтение 1, 2, 3-е. Теплова: Император Николай I. А. Арсеньева: Славное Севастопольское сиденье. Издание Комитета народных чтений: О жизни и деяниях Императора Александра II: Чтение 1–2. И. Петрова: Царь-Миротворец Александр III. Издание Комитета народных чтений: Милость Божия над Царём, явленная земле русской 17 окт. 1888 г. Издание Комитета народных чтений: Священное Коронование их Императорских Величеств. В . Отечествоведение. Издание Комитета народных чтений: Петербург чтение: 1–2. Москва. Н. Александрова: Где на Руси какой народ живёт и чем промышляет: Чтение 1–2. Издание Комитета народных чтений: Волга и её значение на Руси. М. А-ий . Читать далее Источник: О просвещении приволжских инородцев : [Перепечатка]... журн. " Сотрудник Братства свят. Гурия "/[Изд. Кружка сестер-сотрудниц Братства] [за 1910 г.]. Т. - Казань : типо-лит. И.С. Петрова, 1910. - 2 т.; 22. Статьи и заметки : 31-56]. - (тип. М.П. Перовой). - 12, 481-896 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Epist. 69, VIII, 1. 199 Epist. 73, XXI, 1. 200 8–ое правило Никейского собора по Книге правил. 201 Вторая часть 8–го правила I Никейского собора. 202 Толкование 8–го правила I Никейского собора. 203 «Итак, если кто–либо приходит к вам из какой–либо ереси, никто не принимается, согласно традиции, без того, чтобы на него не были возложены руки в знак покаяния». Сург. Epist. LXXIV, I. 204 95–ое правило Трулльского собора. 205 19–ое правило I Никейского собора. 206 Oratio II contra arianos, 43. PG 26, 237. 207 Epist. 17, 10. PL 20, 553. 208 95–ое правило Трулльского собора. 209 В 7–ом правиле II Вселенского собора после македониан упоминаются савватиане. 210 95–ое правило Трулльского собора. 211 PG 138, 968. 212 Цит. по переводу Никодима Милаша, Правила Православной Церкви с толкованиями, т. I, с. 589–590. 213 1–ое правило Василия Великого (по Книге правил). 214 Там же. 215 Толкование 18–го правила Сардикийского собора. — Правила поместных соборов с толкованиями, М, 1880, с. 350–351. 216 Nomocanon XIV tit., XII, 2. Синтагма, I, 261. 217 De schismati donatorum, I, II. PL 11, 906. 218 Hom. II in Epist. ad Ephes, PG 62, 79. 219 Никодим Милаш. Правила Православной Церкви, т. I, с. 283. 220 Epist. LXXIV, IX, 2. 221 Epist. LXX, 1, 2. 222 «Ложная жертва, или святотатство». Epist. LXXII, II, I. 223 Epist. LXXV, VII, 4. 224 Epist. LXIX, XIV, I. 225 Указ Св.Синода от 1865 года. 226 Устав Духовной Консистории. 227 Иустин Мученик, Апология I, 65. (Русск. пер., М, 1864, с. 106. 228 Учение двенадцати Апостолов, XIV, 2. 229 Как показывает термин porneia, речь идет о незаконном брачном союзе (ср. Лев.18,8). 230 Н. Lesetre, Excommunication in Dictionaire de la Bible, t.II, col.2132–2134. 231 5–ое правило I Никейского собора (по Книге правил). 232 12–ое и 13–ое Апостольские правила. 233 Например, P.Battifol, L " Eglise naissante et le Catholicisme, Paris, 1922, p.273–274. 234 Cp. lKop.11,18: Когда вы собираетесь в церковь… 235 Осуждение Нестория не может служить примером, так как он был первоначально осужден не своей, а чужой церковью. 236

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

В первый том вошли исследования архимандрита Василия в области истории, богословия, аскетики, науки и археологии. Сборник издан по благословению Высокопреосвященнейшего Феодора, архиепископа Мукачевского и Ужгородского при поддержке настоятельницыМукачевского Свято-Николаевского монастыря игуменьи Епистимии (Щербан). Составители сборника: кандидат богословия, протодиакон Александр Монич и  кандидат исторических наук, доктор философии, доцент кафедры истории Украины Ужгородского национального университета Юрий Данилец. Содержание Вместо предисловия. Архиепископ Мукачевский и Ужгородский Феодор (Мамасуев). Его мысли, как и он сам, всегда стремились к совершенству  3 Протодиакон Александр Монич. Жизненный путь архимандрита Василия (Пронина) 7 § 1. Богословие  48 Протоиерей Александр Гук. Богословское свидетельство архимандрита Василия (Пронина)  48 Время празднования Новозаветной Пасхи  50 О святых  54 Про 60 Церковные мысли  64 Преподобний Серафим Саровський (до з дня народження)  69 Поучение в Неделю о блудном сыне (Обращение заблудшего)  74 §2. Аскетика  77 Протодиакон Александр Монич. «Един от древних»  77 Монашеский сборник 80 Предисловие  80 Слово 1-ое. Десять Божиих Заповедей  82 Слово 2-ое. О грехе  85 Слово 3-ье. Мытарства  88 Слово 4-ое. О Боговоплощении  91 Слово 5-ое. О почитании святых  93 Слово 6-ое. Послания святых апостолов  96 Слово 7-ое. О добродетелях  98 Слово 8-ое. О покаянии  101 Слово 9-ое. Помыслы  105 Слово 10-ое. О посте  109 Глава 1. О монашестве. Стремление. Прообразы монашества. Новозаветное монашество. Святой Климент. Ерм. Климент Александрийский. Священномученик Киприан Карфагенский. Преподобный Пахомий Великий. Святитель Василий Великий. Преподобный Кассиан Римлянин. Преподобный Венидикт Нурсийский. Виды добрых дел. Святитель Иоанн Златоуст. Святитель Григорий Богослов. Преподобный Иоанн Лествичник. Гора Афон. Святитель Феофан (Говоров), затворник Вышенский. Преподобный Никодим Святогорец. Преподобный Феодор Студит. Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Преподобный Савва Освященный. Святитель Савва Сербский. Преподобный Нил Сорский. Преподобный Сергий Радонежский. Преподобный Паисий Величковский. Мукачевский монастырь. Угольский монастырь. Грушевский монастырь. Монастырь на Сорочьей Горе. Краснобродский монастырь  113

http://bogoslov.ru/book/873958

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010