81 Речь идет об «Очерке торговли Московского государства в XVI и XVII столетиях», который был опубликован в журнале «Современник» (1857, 1858) и отдельно в издательстве Н. Л. Тиблена (СПб., 1862, 1889). 82 Архив основан в 1618 г. В нем хранится много документальных материалов, относящихся к истории России и Украины. Здесь работали такие русские историки, как В. Н. Татищев, С. В. Соловьев, Я. К. Грот и др. 83 Кальмарская (Кольмарская) уния – объединение королевств Дании, Норвегии (с Исландией) и Швеции (с Финляндией) под верховной властью датских королей (1397). Вся последующая история скандинавских стран характеризуется стремлением Норвегии и особенно Швеции выйти из-под зависимости Дании. 84 Адам Бременский (? – 1076) – каноник и схоластик. Автор истории Гамбургского архиепископства, которая написана на основании древних рукописей и содержит сведения о славянских народах. Ему же принадлежит 7-томная «Монументальная история Германии». 85 Ганзенский союз (Ганза) – торговый союз северонемецких городов во главе с Любеком (бывшее славянское поселение Любеч). Существовал в XIV – XVI вв. В период расцвета Ганзы в нее входило около 100 городов, в том числе Ревель (Таллинн), Дерпт (Тарту) и др. 86 В ожидании разрешения жить в столице Т. Г. Шевченко находился в Нижнем Новгороде с 28 сентября 1857 г. до 8 марта 1858 г. 87 «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях» впервые был опубликован в «Современнике» в 1860 г. В том же году вышел отдельной книгой. Второе (1862) и третье (1887) издания вышли в Петербурге в издательстве Н. Л. Тиблена. Последнее издание составило 19 том «Исторических монографий» (СПб., 1887). 88 Очерк впервые был напечатан в журнале «Отечественные записки» (1858). В 1859 г., дополненный новыми материалами, вышел в Петербурге отдельной книгой, а затем вошел во 2 том «Исторических монографий» (СПб., 1863 и 1872). 89 Молокане – религиозная секта в России. Сложилась во второй половине XVIII в. на Тамбовщине. Основатель секты – крестьянин Семен Уклеин. Молокане отличались пестрым социальным составом и имели опору в различных слоях населения. После реформы 1861 г. движение молокан пошло на убыль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

перше XXV читань 20 2016 р. 19:38 20 апреля 2016 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя в Москве под председательством главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия прошло первое заседание Оргкомитета XXV Международных Рождественских образовательных чтений. Открывая заседание, председатель Оргкомитета митрополит Меркурий передал благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и пожелания успехов в работе. Как отметил глава Синодального отдела, Чтения 2016/2017 года станут юбилейными и пройдут в 25-й раз: «Убежден, что нынешние юбилейные Чтения должны стать не только своеобразным подведением итогов почти двадцатипятилетней работы и осмыслением накопленного опыта и знаний, но и импульсом для появления новых творческих идей и интересных предложений в проведении нашего форума». В соответствии с решением Высшего Церковного Совета от 23 марта 2016 года, утвержденным Священным Синодом 16 апреля, предстоящие юбилейные Чтения начнутся 25 января 2017 года, в среду, с Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, которую возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В этот же день, в 15.00, в Государственном Кремлевском дворце состоится торжественное открытие. 26 и 27 января, в четверг и пятницу соответственно, пройдет работа по направлениям. Некоторые направления начнут проводить секции уже 25 января, в день открытия. 27 января, в 16.30, состоится церемония закрытия. Чтения будут посвящены теме «1917-2017: уроки столетия». «Эта тема требует глубокого и вдумчивого осмысления событий минувшего столетия, особенно же — последствий и итогов Октябрьской революции 1917 года, произошедшей в России и ставшей, без преувеличения, поворотным моментом, как в новейшей истории нашей страны, так и всей европейской истории трагического XX века, — подчеркнул председатель Оргкомитета. — Убежден, что церковно-общественный диалог в рамках Рождественского образовательного форума станет важным вкладом в сохранение исторической памяти и укрепление единства в понимании ключевых событий отечественной истории».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4437444...

Все эти движения в психологии 18 века, в своё время наделавшие много шума, теперь уже стали достоянием только истории. Интерес к ним был задавлен и сама память о них почти изглажена громким успехом философской мысли конца 18 и начала 19 века, – движением Канта – Фихте – Шеллинга – Гегеля. Новое поколение не нашло уже у себя вкуса к подобным изысканиям о душе. Другие потребности, другие интересы стали владеть умами, а старая психология оказалась неспособна отвечать вновь народившемся запросам (14). Но философия нового времени не могла оставить психологию в совершенном пренебрежении; и если старая психология оказалась негодной для новых потребностей, то должна была народиться новая. И вот в этом-то пункте открывается замечательное сходство нашего времени с 18 столетием: при всём различии взглядов на задачи и методы психологии, все, кто только признаёт её право на существование, согласны в том, что целью её является – „быть для нынешней науки и особенно для нынешней философии тем же, чем была психология 18 века для философии своего времени“. Великие идеалистические системы начала 19 века, – Фихте, Шеллинга и Гегеля, – не могли оказать существенного и плодотворного влияния на разработку психологии; для этого они слишком заняты были своими диалектическими построениями, да и психологии здесь попользоваться было нечем. Понятно отсюда, почему новая немецкая психология родоначальником своим считает не кого-либо из представителей идеалистической философии, а мыслителя противоположного направления, противопоставившего идеализму свою реалистическую метафизику, которая отдавала дань справедливости опыту и точным наукам. Это был Гербарт. Уже и в этом своём отношении к предшествующему философскому умозрению новая —637— немецкая психология осталась верна традициям психологии 18 века, потому что Гербарт, объявляющий сам себя кантианцем, на самом деле с большим правом может быть назван лейбницианцем 19-го в. Правда, Гербарту принадлежит честь ниспровержения господствовавшего в лейбнице-вольфианской школе учения о способностях; – вместо того он создал своё учение о представлении, как основном психическом процессе, лежащем в основе всех душевных явлений; но его роднит с его противниками тот же интеллектуализм, который характеризует и психологию способностей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3 в.) и узкой, впрочем книзу постепенно расширяющейся полосы материи, на которой в семи отделениях, одно под другим расположенных, шелком, шерстью и нитками искусно вышиты орудия страданий Христовых (instrumenta Dominicae passionis), а именно: латинский крест с известным титлом и терновым венцом в перекрестье, копие и трость по сторонам его, молот и клещи в подножии, столп поругания с двумя бичами, нешвенный хитон и Иудин кошель, умывальник Пилата и три (игральных?) кости воинов. Сверх того во втором, третьем и шестом отделениях находятся еще изображения: неизвестного лица, держащего что-то в приподнятых руках, Нерукотворенного Спаса и петуха и читаются слова: sitio – жажду и consummatum est – совершишася ( Ин.19:28:30 ). Обычай изображать страсти Христовы был очень распространен на западе особенно в средние века и оставил там по себе многочисленные следы в произведениях живописи, пластики и особенно металлического производства. Оттуда он перешел, надо полагать, и к нам в XVIII столетии и нашел себе место на антиминсах и многих предметах нашей церковной утвари – распятиях, дарохранительницах, дароносицах. Наше vexillum Christi, не представляя, стало быть, чего-либо нового со стороны изображений, на нем вышитых, может интересовать археолога со стороны своего материала, места нахождения и способа своего употребления. Из того, что к верхней ча- —304— сти его пришита петля, видно, что оно к чему-то привешивалось. В декабре прошлого года весьма ценный в материальном и научном отношении вклад был сделан в наш музей известным особенно на западе отличным знатоком гравюры и древнерусской иконописи, г. тайным советником сенатором Димитрием Александровичем Ровинским. Он прислал в дар академии тринадцать своих дорогих изданий 1073 . Кому приходилось пользоваться исследованиями почтенного автора, всегда опирающегося в своих суждениях и выводах на несомненных фактических данных, кто знаком с великолепными и верными до портретности его изданиями многочисленных произведений русской и иностранной гравюры всякого рода, тот легко поймет всю важность для музея подобного приобретения, сразу заполняющего почти целый обширный отдел его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вопрос о правильном государственном хозяйстве особенно обострился в первой четверти XVIII столетия под влиянием непрерывных войн и широких преобразований Петра Великого. Затруднительное финансовое положение России было унаследовано этим историческим моментом еще от XVII века 17 , а к 1710 году оно стало, по словам Милюкова, так как в государственном бюджете впервые образовался дефицит в полмиллиона рублей, который пришлось покрывать новыми налогами 18 . Произведенная с этой целью новая перепись показала колоссальную убыль податного населения в 19,5% дворов сравнительно с подворной переписью 1678 (186) года 19 . В целях увеличения своего дохода правительство было вынуждено игнорировать данные этой переписи и продолжало раскладку податей по переписи 1678 г., а иногда комбинировало между собой обе переписи соответственно выгодам бюджета 20 . Получились совершенно фиктивные цифры количества дворов, вследствие чего «реальная тяжесть, ложившаяся на наличный двор, совершенно не соответствовала номинальной величине приходившихся на платежный двор казенных податей и повинностей» 21 . Наступил народно-хозяйственный кризис, из которого правительство попыталось выйти с помощью реорганизации государственного хозяйства (учреждение губерний с финансовыми целями) и подготовки переписи по новой подушной системе, так как ландратская перепись 1716–1717 г., предпринятая для раскрытия причин «пустоты», показала большей частью продолжающуюся убыль населения и только в некоторых местах прирост, впрочем, далеко не покрывавший убыли со времени 1678 года 22 . Первая подушная перепись 1719–1723 года, благодаря главным образом, строгим приемам регистрации, показала увеличение податного населения с 2 874 685 (в 1710 г.) на 5 570 458 душ 23 . При разделении стоимости содержания войска на приведенное число душ, потому что и сама перепись 1719–1723 годов имела целью установить новую военную подать 24 , получился так называемый подушный оклад сначала по 80 копеек 25 , а с 1724 года по 74 копейки с души 26 , сверх которых государственные крестьяне и однодворцы были обязаны платить оброк по 40 копеек с души (что составляло с них 414556 руб.), а гостиная сотня и посадские люди – подать по 1 руб. 20 коп. с души (т.е. 203311), что составляло вместе с подушным окладом 1724 года, считая 74 копейки с души с крестьян всех наименований, однодворцев и ясачных всего 4 614 638 руб., при чем с введением подушной подати склад прямых налогов увеличился на 2 836 105 руб. 27 Крестьяне дворцовые, помещичьи и синодского ведомства должны были кроме того, соответственно с государственными и другими, платить особые оброки по принадлежности во дворец, помещикам и Синоду 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

—48— мии A. А. Спасским и состоящий в том, что „книга эта или, лучше сказать, книжища (1053 стр.) писалась Ив. Н-чем в течение нескольких лет и по обилию собранного в ней материала является единственною в нашей литературе о Филарете“ 95 , нужно сказать, что и это биографическое сочинение о м. Филарете, как вышедшее более уже двадцати лет тому назад, также не может вполне удовлетворить нас в настоящее время, потому что с тех пор, как известно, обнародовано много других произведений покойного Святителя и появилось много других воспоминаний о нем и характеристик его личности. Тем более это сочинение не может претендовать на полноту биографических сведений о нем, что написано было только по проповедям его и имело в виду деятельность его, как Архипастыря Московской Церкви. Конечно, нужно заметить здесь, мы не задаемся сейчас целью представить всю литературу о Филарете в хронологическом порядке и в более или менее полном виде. Это невозможно сделать потому уже, что она слишком велика и обширна. Да в этом, собственно говоря, и нет надобности никакой. Озаглавив свой реферат: „Величие м. Филарета в богословской науке“, мы будем касаться и указывать здесь только на те сочинения, которые имеют то или иное отношение к науке, а не сочинения о Филарете популярного характера. Толчком для появления в свете разного рода литературы о м. Филарете, и строго научной, и литературно-популярной, послужили, как известно, юбилейные даты, отмеченные за этот пятидесятилетний, протекший со дня кончины его, период времени. Таковыми юбилейными датами нужно считать, прежде всего, столетний юбилей со дня рождения м. Филарета, исполнившийся 26 декабря 1882 года и праздновавшийся у нас в Москве 9-е января 1883 года. Затем, двадцатипятилетие и сорокалетие со дня кончины его, 19-ое ноября 1892 г. и 19 ноября 1907 г. Особенно торжественно и знаменательно отмечена была первая юбилейная дата, т. е., столетие со дня рождения м. Филарета. 9-ое —49— января 1883 года – день празднования упомянутого события, без сомнения, произвел сильное впечатление на наше общество и оставил после себя глубокий след на нем. Кроме того, что он напомнил ему о жизни и деяниях почившего Архипастыря, он породил в нем сильный интерес к этой, поистине, великой личности Святителя, ставший с этих именно пор быстро пробуждаться и расти в сознании нашего общества. Плодом этого интереса, пробужденного под влиянием события 9 января 1883 года, было появление в нашей литературе нескольких научных статей, посвященных памяти м. Филарета. О последнем разом и дружно заговорили все органы печати, как духовные, так и светские.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

X. Граббе († 1875) в своем дневнике от 20 марта 1861 года, находясь в то время в имении, записал следующие слова: «Наконец, получен сегодня утром манифест 19 февраля об освобождении крестьян из крепостного состояния. Великий для России день! Он останется в благодарной памяти народа на столетия и будет, вероятно, праздноваться 19 февраля ежегодно, во всяком случае, если бы даже при исполнении случились некоторые смуты, они впоследствии забудутся, а все полезное, благотворное останется». 1562 Действительно, ликование, особенно в простом народе, по случаю объявления манифеста, было чрезвычайное и неописуемое. Народ в благоговении выслушивал слова манифеста, многие плакали от умиления при чтении его, просили повторять слова его для усвоения их памятью, слагали песни в честь великого события и т.д. Замечено было и то, что в день объявления манифеста народ простой не предавался пьянству или каким-либо другим грубым изъявлениям своей радости, как того можно было бы ожидать, но тихо и скромно радовался и молитвою за Царя-Освободителя освящал день этот. Равным образом лишь некоторые недоразумения в поземельных отношениях между крестьянами и помещиками вызывали и после объявления манифеста по местам вспышки смут; в общем же новые положения о крестьянах приняты были спокойно, хотя, конечно, нельзя не сказать, что вследствие различного рода недоразумений и вследствие малоразвитости своей, народ чаще всего недопонимал настоящее значение великого события; в понятии воли или свободы, как он называл свое освобождение от крепостной зависимости, больше выдвигал на вид значение прав своих, нежели соединенных с правами религиозных, нравственных и гражданских обязанностей. А тут как раз и являлись нередко среди его люди, радевшие не столько о благе народа, хотя, и выставлявшие на вид это благо, сколько о проведении в силу своих злокозненных мыслей, клонившихся к разрушению существующего порядка управления, которые раздували пламя неприязненных отношений крестьян к помещикам и к властям из дворян, внушали народу мысли о свободе иного рода, о полной разнузданности и т.п. 1563 Все это и подобное, в деле освобождения крестьян, на ряду с добрыми сторонами дела, представляло и печальные его стороны, естественно озабочивавшие и любвеобильное сердце Царя-Освободителя и умы и сердца истинных слуг Царя и сынов Отечества. К числу последних не сомнительно принадлежал и святитель Московский Филарет, живо следивший за всем ходом дела освобождения крестьян, зорко усматривавший, на ряду с хорошими, и дурные стороны его, многое предвидевший даже и впереди в нем, чего другие не усматривали и не предвидели, и отзывавшийся на все это по долгу совести, как архиерей Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Они заставляют расписывать в тумане резкие скульптурные формы, нарочито стирают краски, превращают их в слабые оттенки, они влюблены в звуки и запахи (293). На рубеже 19–20 веков такое искусство существовало и в Европе, и в России. Серебряный век дал в изобразительном искусстве, литературе, музыке нечто похожее на «новое идеальное искусство» в понимании Мережковского. Однако тогда же возникли и активно прогрессировали и тенденции, диаметрально противоположные поискам Нового Идеализма. И 20 век показал, что упования как Мережковского, так и многих его современников на новое грядущее искусство, ориентированное на религию и идеальную реальность, искусство, предельно духовное, не оправдались, и пока нет признаков того, что нечто подобное свершится в ближайшем будущем. Мы, с грустью для людей Культуры, наблюдаем совсем иные тенденции. Между тем «новое идеальное искусство» отнюдь не представлялось Мережковскому конечной целью развития современной культуры. Он, как и многие представители Серебряного века, возлагал на эстетическую сферу отнюдь не только задачи созерцательно-гедонистического плана. Под влиянием Гоголя и новых богословских исканий в русском обществе он убежден, что необходим и уже совершается переход «всего русского духа от искусства к религии, от великого созерцания к великому действию, от слова к делу» (П, 594). К делу, конечно, почти революционному – этим бредила на рубеже столетий вся русская интеллигенция – преобразованию всей жизни по нравственно-эстетическим законам, то есть от искусства к теургии в понимании русских символистов и религиозных мыслителей того времени. Собственно внутренние тенденции движения в сфере искусства и культуры от чистой духовно-эстетической созерцательности к общественной и религиозной «пользе», по наблюдениям Мережковского, вообще характерны для русского искусства, русской культуры, особенно в 19 веке. Точнее, в чистом виде этой созерцательности у нас никогда и не наблюдалось. В силу своей внутренней склонности к высокому эстетическому опыту русский мыслитель постоянно, в чем мы уже неоднократно убеждались, стремится выявить художественно-эстетические интенции у большинства русских писателей, нередко даже слегка гипертрофируя реальную ситуацию в сторону преувеличения этих интенций.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Оно подтверждает, только то, устаревшее теперь мнение, что исход был при царях 19 династии, не ранее Рамзеса 2, известного у греков под именем Сезостриса 136 . Мнение, что фараоном угнетателем был Рамзес 2 137 , поддерживаемое в последнее время результатами, добытыми благодаря раскопкам Навиля (1883 г.), открывшего библейский город Пифом ( Исх.1:11 – Pi-tom), на зданиях которого прочитано имя Рамзеса, как строителя города 138 , новейшими исследователями 139 совершенно отвергается. В новейшее время считаются не с раскопками Навили, а с найденной в 1896 г. в Фивах „Израильской стелой”, принадлежащей фараону Мереноте 1 140 : Опустошена Ливия, успокоены Хеты, Злой Ханаан завоеван 141 , уведены в плен жители Аскалона, Побежден Гецер, Икум уничтожен, Изирль 142 стал евнухом бесплодным, Хару стала вдовой от Египта, – Словом все страны спокойны” ... Эта стела, представляющая собою хвалебный гимн Мереноте 1 143 и является terminus ad quem для исхода Израиля из Египта 144 , вынуждая нас признать дату этого события раннее Мереноты I, который, по более заверенной хронологии (Breasted’a), управлял Египтом с 1225 по 1215 г. 145 . Следовательно, исход не мог быть позднее Мереноты 1. Далее, часть Телль-эль-Амарнских писем, найденных в 1888 г. и адресованных фараону 15 династии Аменготепу 3 (14111375 146 ) говорит нам, что дата исхода должна быть отодвинута к периоду времени до Аменготепа III. „Habiru“, упоминаемые в письмах и представлявшие во времена этого царя грозную для обитателей Палестины сплочённую силу, могли быть именно израильтянами 147 , уже оседавшими в обетованной земли и расширявшимися на счёт соседей. Предположение о тождестве „habiru“ и евреев не расходится и с данными Библии. Библейская данные (см. 3Цар.6:11 ; Деян.13:1821 ) не позволяют отодвигать дату исхода позднее 15 в., если принять во внимание, что построение храма Соломонова почти всеми библеистами-хронологами и историками отодвигается к первой половине 10 в., и даже к концу 11 в. до Р. Хр. 148 . Тем более невозможно датировать событие исхода 14, 13 или 12 столетием, что склонны были делать многие египтологи и библеисты, указывавшие особенно часто на фараона 19 династии Рамзеса 2, как на фараона-угнетателя или фараона исхода 149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Москве представили книгу «Гоголь и Православие» 19.12.2016 15 декабря 2016 года в МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция, посвященная выходу книги « Н.В. Гоголь и Православие ». Издание подготовлено Международным фондом единства православных народов в серии «Русские писатели и Православие», которая стала заметным событием в культурной и духовной жизни современной России. В пресс-конференции приняли участие председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, президент Фонда единства православных народов В.А. Алексеев и литературовед В.А. Воропаев. Представляя книгу «Гоголь и Православие», митрополит Климент напомнил основные вехи биографии писателя. «Русская словесность воспитана в лоне Православия, она несет в себе свет евангельских заповедей. Одним из наиболее ярких писателей XIX столетия, проявившим в своем творчестве сияние святости православной веры, несомненно, является Николай Васильевич Гоголь», — заявил владыка Климент. Председатель Издательского Совета высоко оценил духовные сочинения классика, особо отметив значение «Размышлений о Божественной Литургии». Это произведение, по словам митрополита Климента, многое говорит о Гоголе как о духовно цельной личности, имеющей особый опыт богообщения и молитвы. В.А. Алексеев сообщил журналистам, что в серии «Русские писатели и Православие» выходили книги, посвященные Ломоносову, Пушкину, Лермонтову, Достоевскому, Тютчеву, Рубцову, Шукшину и другим классикам. Проект охватывает три века русской словесности. А Гоголь как писатель уникален тем, что многие его герои пополнили галерею вневременных образов и человеческих характеров. Кроме того, по словам Валерия Алексеева, автор «Мертвых душ» принадлежит и России, и Украине, и своей судьбой и творчеством напоминает нам о единстве и братстве наших народов. Известный литературовед Владимир Воропаев рассказал о религиозном мировоззрении Гоголя и обратил внимание на непреходящую актуальность его произведений, особенно — духовного содержания, таких как «Выбранные места из переписки с друзьями». «Русские писатели и Православие» — просветительский и благотворительный проект Международного общественного фонда единства православных народов. Книги этой серии распространяются по библиотекам и учебным заведениям. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 19.12.2016 17:22:38

http://drevo-info.ru/news/21742.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010