Во 2-й пол. XX в. научный анализ М. был основан на изучении стиля, что позволяло рассматривать книжную иллюстрацию как часть истории изобразительного искусства средних веков. В серии «Древнерусское искусство», издаваемой ГИИ, было 4 выпуска, посвященных рукописной книге Др. Руси (М., 1972. Вып. 1; 1974. Вып. 2; 1983. Вып. 3; СПб., 2004. Вып. 4). В сборник входят статьи о проблемах художественного оформления лицевых рукописей, кодикологии, истории книги и ее художественного оформления. Анализируя те или иные отдельные рукописи или их группы, рассматривая рукописи, созданные в определенное время или в том или ином регионе, исследователи показывают, как воплощается в них художественный идеал эпохи, традиционные и новаторские приемы, о чем свидетельствуют стилистические особенности М. в соотношении с др. техниками и видами искусства (А. И. Некрасов, А. Н. Свирин, В. Н. Лазарев); анализ М. был использован при написании истории русского искусства во 2-й пол. 50-х гг. XX в. ( Некрасов А. И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937; История рус. искусства/Ред.: И. Э. Грабарь. М., 1954-1955. Т. 2-3). Исследование визант. М. составило предмет неск. статей и монографий В. Д. Лихачёвой. Материал изучения М. вошел как большая часть фундаментального исследования византийской живописи в книгу Лазарева «История византийской живописи» (М., 1986). Чрезвычайно продуктивным оказалось изучение М. в лицевых рукописях средневековых региональных центров Др. Руси, особенно Новгорода. Сопоставление стиля и иконографии в рукописях поддерживалось др. историческими данными - привязкой ко времени, к месту создания, именам автора и заказчика, параллелями в лит-ре, кодикологией, историей; материалом др. видов искусства: иконописи, шитья и прикладного искусства малых форм. Лицевые рукописи исторических сочинений были использованы для иллюстрирования событий и посвященных им лит. произведений. М. Лицевого летописного свода сопровождали тексты сказаний и Повести о Куликовской битве (в пер. с древнерусского О. П. Лихачёвой, сост. Л. А. Дмитриев) и агиографических сочинений (Житие св. Александра Невского: Текст и миниатюры Лицевого летописного свода. Л., 1990, 19922; Квливидзе Н. В. Житие Александра Невского в древнерус. миниатюре и иконописи. М., 1993. (Маш.)).

http://pravenc.ru/text/2563264.html

Эш-Шаубак. Замок. 1115 г., 2-я пол. XIII в. Эш-Шаубак. Замок. 1115 г., 2-я пол. XIII в. Наряду с этим крестоносцы установили контроль над областями к востоку и югу от Мёртвого м. После ряда походов на Вади-Муса иерусалимский король Балдуин в 1115 г. построил в южной И. крепость Монреаль (Эш-Шаубак). В 1116 г. Балдуин достиг Айлы, население которой покинуло город морским путем. Несколько позже в р-не Акабского залива крестоносцы построили еще одну крепость. К востоку от моря крестоносцам принадлежал замок Крак-де-Моав (совр. Эль-Карак, основан в 1142). Владея сетью крепостей, иерусалимские короли изолировали Сирию от Египта, поставили под угрозу движение торговых и паломнических караванов. Маршрут египетского хаджа стал проходить по Красному м. В ответ на угрозу крестоносцев мусульмане возводили в регионе свои фортификации. В кон. XII в. при айюбидском султане Салах-ад-Дине были построены крепости в Хауране и замок Аджлун, контролировавший Сев. Заиорданье. В 1170 г. егип. флот захватил Айлу. В 70-80-х гг. XII в. мусульм. армии неоднократно осаждали Крак. В этот период сеньорией Крака и Монреаля владел Рено де Шатильон. Он спровоцировал набегами своих воинов столкновение мусульман и воинов Иерусалимского королевства, закончившееся гибелью крестоносной армии под Хаттином (1187). Вслед за этим Салах ад-Дин завоевал все владения крестоносцев в Заиорданье: после долгой осады пали замки Крак (нояб. 1188) и Монреаль (кон. весны 1189). После битвы при Хаттине военно-политическая активность мусульман и крестоносцев сместилась к палестинскому побережью, Заиорданье оказалось в тылу мусульманских земель и с тех пор редко упоминалось в источниках. Сначала эта территория управлялась султанами Дамаска, а с 1229 г. Эль-Карак стал полунезависимым княжеством одной из ветвей Айюбидской династии. В 1263 г. мамлюкский султан Бейбарс отвоевал Эль-Карак у Айюбидов. При мамлюках в И. продолжалась экспансия кочевых племен и сокращение городского и земледельческого населения. Географическое описание 1300 г. свидетельствует, что Амман превратился в необитаемые развалины. В несколько лучшем положении находились города юж. И.- Эль-Карак и Эш-Шаубак. Эль-Карак был одной из провинциальных столиц мамлюкского султаната и временами играл видную роль в политической истории. В юности султан ан-Насир Мухаммад неск. раз был отстранен от власти мамлюкскими лидерами, в 1297-1299 гг. и в 1309 г. находился в ссылке в Эль-Караке. Опираясь на поддержку местных бедуинских вождей, султан сумел в 1310 г. вернуться к власти и впосл. демонстрировал уважение традиций бедуинов. Старшие сыновья ан-Насира Мухаммада получили воспитание в араб. племенах под Эль-Караком. Один из них, ан-Насир Ахмад, ставший султаном в 1342 г., попытался перенести в Эль-Карак столицу гос-ва. Он переселился туда, взяв с собой двор и казну, однако вскоре был низложен оставшимися в Каире мамлюкскими эмирами. После 8 предпринятых ими военных экспедиций Эль-Карак был взят, а Ахмад казнен в 1344 г.

http://pravenc.ru/text/578380.html

в 70-х гг. XX в. извне в виде харизматических и неопятидесятнических межденоминационных движений амер. типа. Во 2-й пол. XX в. НЦ активно участвовала в мировом экуменическом движении: в 1947 г. она вошла во Всемирную лютеранскую федерацию, в 1948 г.- во Всемирный Совет Церквей. В 1951 г. Епископское собрание учредило Норвежский межцерковный ин-т (впосл. Межцерковный совет Норвежской церкви). Во 2-й пол. 60-х гг. вновь был поднят вопрос об отделении НЦ от гос-ва. В 1964 г. в § 2 Конституции Н. было внесено положение о свободе вероисповедания. По закону об общеобразовательной школе учителя не были обязаны принадлежать к НЦ. Конфессионально обязанными теперь оставались только король, половина правительства, преподаватели теологического фак-та Ун-та в Осло и церковные чины НЦ. Важным фактором, способствовавшим актуализации этого вопроса, были деятельность свободных церквей и появление в стране новых конфессий и религий в связи с усилением иммиграции. В 1955 г. основан Гуманистическо-этический союз, главной задачей к-рого было способствовать отделению НЦ от гос-ва и формированию конфессионально нейтрального мировоззрения. В 60-70-х гг. эта орг-ция привлекла к себе большое общественное внимание благодаря введению гражданской конфирмации как альтернативы церковной. В этих условиях в НЦ все сильнее звучали голоса в пользу самостоятельности НЦ в делах управления и вероучения. С 1965 по 1971 г. было создано неск. церковных и гос. комиссий по рассмотрению этого вопроса, но НРП не пошла дальше общественного обсуждения. Широкие дебаты в НЦ были вызваны изменениями в литургии и изданием нового перевода Библии. Ранее использовали переводы 1904 г. (букмол) и 1921 г. (нюнорск). В 1956-1978 гг. Библейское об-во подготавливало новый перевод текста на основе идиоматического метода (в отличие от пословного, к-рый использовался до этого). Т. о., новый перевод Библии, вышедший в 1978 г., был приближен к нормам совр. норвеж. языка, но породил множество споров по поводу трактовки конкретных мест Свящ.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Виоланте, Г. Телленбах) отмечали, что не все мон-ри Клюнийской конгрегации обладали той же степенью свободы от церковных и светских властей, что и аббатство Клюни, а организационная структура Клюнийской конгрегации не исчерпывалась принципом «примитивного централизма». Мнение Халлингера и его последователей отчасти основано на гипотезе о тесной связи К. р. с григорианской реформой, важнейшим итогом к-рой стало освобождение католич. Церкви и папства от вмешательства имп. власти и ослабление, а затем и ликвидация института частной церкви (см., напр.: Sackur. 1892-1894). Совр. историки считают эту связь не столь очевидной: на раннем этапе церковной реформы, до сер. XI в., она развивалась параллельно К. р., а массовая передача светскими собственниками частных церквей епископским кафедрам и мон-рям (в т. ч. нереформированным), к-рая прослеживается со 2-й пол. XI в.,- заслуга преимущественно Папского престола. Авторитет обновляющегося монашества способствовал распространению реформаторских настроений среди секулярного духовенства, но непосредственного участия в церковной реформе клюнийцы не принимали и проводниками идей григорианской реформы не являлись (хотя итал. аббаты активно критиковали симонию ). Мнение о том, что св. Одон Клюнийский задолго до спора об инвеституре связал проблему libertas с вопросом о примате духовной власти над светской ( Fechter. 1956. S. 54; Lotter. 1983), является историографическим мифом, который основан на неверном толковании вырванной из контекста фразы из соч. «Collationes» св. Одона Клюнийского: «Принимаете ли вы, что Христов закон (lex Christi) ставит вас под власть священников? Ибо нам дал Господь полную власть судить вас. Или это справедливо, что мирское затмило небесное? Так примите с терпением нашу свободу (accipite libertatem nostram)» ( Odo. Collat. III 24). Однако св. Одон, как и др. теоретики монашеской, а в 1-й пол. XI в. и церковной реформы, в строгом смысле за такое главенство не выступал. Речь у него шла о недопустимости передачи церковных учреждений под контроль мирян, т.

http://pravenc.ru/text/1841532.html

1-я пол. 7-го ст. букв. с евр. читается «ненавижу хранящих» или «почитающих суеты лжи» (=пер. Амфилохия; ср. слав.-гр.-лат. хранщы сєты вотщ; Ин.2:9 : xpahщiu сєтна и ложна), т.е. не люблю и отвращаюсь «приверженцев обманчивых сует» (Пумпянский), или тех людей, которые, вместо Бога, легкомысленно возлагают надежды свои на предметы ничтожные по своей сущности и силе, только напрасно увлекающие воображение, но не могущие сами по себе оказать никакой пользы и помощи. – К таким предметам принадлежат идолы и все вообще предметы ложных верований язычников ( Втор.32:21 ; Иер.2:5; 10:3, 8, 15; 16:19; 18:15 ; Пс.113:12–16 и др.), все суеверные человеческие средства ( Лев. 19:31; 20:2, 6, 27 ; 1Пар.10:13 ; Деян.8:9–11 ; Апок. 18:23 ; ср. Абен Езра у Rosenmülle. и толк. Иринея Архиеп. Пск.) и различные предметы земных привязанностей и надежд, как-то: богатство, слава, власть, сила и мудрость человеческая и т. п. ( Еккл.1:2 и дал.; Пс.38:6–7; 145:3–4 ; ср. св. Афанасия, бл. Август. Епагг. II; Златоуста на Пс.4:3 ). Сл.-гр.-лат. (=халд.) пер. разумели все это вообще, держав буквально евр. текста, только слово (шав) принимала в значении наречия – вотще (как Мал.3:14 и Иер.4:30 ), а глагол вм. 1-го л. (санэти) в отношении к псалмопевцу, читали во 2 л. (санэта)= возненавидлъ еси, в отношении к Богу, как продолжение 2-й пол. предшеств. стиха. Русск. пер.: ненавижу початателей суетных идолов – в последних своих словах есть объяснительный перевод и основывается на том, что выражение «суеты лжи» в таком именно смысле употребляется в кн. Ионы 2:9 и передается в сирском (numina falsa у Dathe) и у Кимхи (см. Сотт. Gejeri.) – Конец 8 ст. с евр. чит.: «узнал нужды (горесть) души моей»; гр.-лат.-слав. перевод: спслъ єс нждъ дш мою основан на том же чтении, но ведение Господом нужд души псалмопевца понимает практически, – в смысле божественного промышления и избавления (ср. Пс.1:6; 36:18–19; 137:6–7 ). – Начало 9 ст. в сл.-гр.-лат. нси мен затворилъ т. е. не заключил, не оставил в безвыходном положении, въ ркахъ вражїихъ – букв. соотв. еврейскому и точнее и картиннее изображает положение псалмопевца, чем в русск. пер. (=халд. и сирск.): не предал меня в руки врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЭДМОН [Лат. Cædmon] (2-я пол. VII в.), св. (пам. зап. 11 февр.), 1-й известный по имени англ. поэт. Практически все сведения о К. приведены Бедой Достопочтенным в «Церковной истории народа англов» ( Beda. Hist. eccl. IV 24). Его имя кельт. происхождения (вероятно, от бриттского - маленький боевой конь), но, по свидетельству Беды, К. сочинял стихи на родном языке - нортумбрийском диалекте древнеанглийского (in sua, id est Anglorum, lingua). К. был мирянином и жил на земле, принадлежавшей монастырю Стренескальк (ныне Уитби, графство Норт-Йоркшир), к-рый был основан в 657 г. св. Хильдой († 680), родственницей короля Нортумбрии Эдвина (ок. 616-633). К. не знал никаких песен и не умел петь; когда на пирах ему предстояло взять арфу и петь, он вставал и уходил домой. Однажды, покинув пир, К. отправился в хлев, поскольку была его очередь сторожить коров. Уснув, он увидел незнакомца, к-рый обратился к нему по имени и попросил спеть. К. ответил, что не умеет петь. Но незнакомец настаивал, чтобы К. все же спел о «начале творения» (principium creaturarum). И тогда К. неожиданно для себя произнес хвалебный гимн Богу Творцу. Беда Достопочтенный приводит примерный перевод этого произведения на латынь, отмечая, что невозможно передать столь искусные стихи без потери их «красоты и величия» (decoris ac dignitatis). В 21 рукописи «Церковной истории» (в т. ч. в 5 списках ее перевода на древнеангл. язык, сделанного в IX в.) на полях, между строк либо в конце кодекса записан также древнеангл. текст гимна К. (в рукописях древнеангл. перевода «Церковной истории» он помещен в основном тексте). Это короткое стихотворение (9 строк и ок. 40 слов) представляет собой вольное переложение начала кн. Бытие. В 2 самых ранних списках (Cantabr. Kk. 5.16 (т. н. ркп. Мура) и РНБ. Q.v.I. 18, 1-я пол. VIII в.) дан вариант на нортумбрийском диалекте, возможно близкий к тексту, известному Беде. В большинстве др. рукописей «Гимн Кэдмона» приведен в соответствие с нормами уэссекского диалекта, на основе которого в IX-X вв. сформировался лит. древнеангл. язык. Сопоставление различных текстологических семей «Гимна Кэдмона» указывает на то, что в ранний период, по крайней мере до IX в., он бытовал в устной традиции в неск. различавшихся между собой вариантах ( Cavill. 2000). Гипотеза, согласно которой древнеангл. стихотворение было создано позднее путем обратного перевода лат. текста Беды, отвергается большинством исследователей.

http://pravenc.ru/text/2462375.html

Москва. Церковь Иоанна Кронштадского при Православном Культурно-Просветительском Центре. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Иоанна Кронштадтского Год постройки:1996. Адрес: г. Москва, Кронштадтский бульвар, 37В. Координаты: 55.848701, 37.504604 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Эта церковь недолго находилась на втором этаже в левой части здания магазина. Из внешних признаков имела лишь вывеску на окне. Упразднена в 2000-х годах. Был основан в 1996 году по благословению Патриарха Всея Руси Алексия II и работает под руководством доктора медицинских наук, профессора игумена Анатолия (Берестова). Центр также оказывает помощь пострадавшим от оккультизма и тоталитарных сект. Его небольшой домовый храм, приписанный к ховринской церкви, освящён 31 окт. 1996 г., извне был отмечен только крестом. Центр освободил занимаемую площадь в 1-й пол. 2000-х гг. Центр переехал по адресу: Москва, ул. Новороссийская, д. 12 А. (отдельно стоящее 2-этажное здание). http://dp-c.ru/ Православный центр создан в 1996 для противодействия иеговистам. Размещался на 2-м этаже здания РЭУ-22. Его небольшой домовый храм, приписанный к Ховринской церкви, освящён 31 окт. 1996 г., извне был отмечен только крестом. Центр освободил занимаемую площадь в 1-й пол. 2000-х гг. Судьба храма не прослеживается. Карпова М.Г. Храм Святого праведного Иоанна Кронштадтского на Кронштадтском бульваре.//Вайнтрауб Л. Р., Карпова М. Г., Скопин В. В. Святыни православной Москвы. Храмы Северного округа. М., 1997, с. 185-187 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=28183

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Феодор Санаксарский, прп. Ключевые слова: Русь, Преподобный, XVIII-XIX вв., Мордовия, Ярославль, Санкт-Петербург, Архангельск, Орёл, Тамбов, Н.Новгород, Соловки Дни празднования: Рейтинг иконы в этом году: (в прошлом: 0). Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее ! Живое обсуждение: Пообщаться об этой иконе на форуме . Раздел основан участником [ tol ] 2009-12-14. Описания иконы Феодор Санаксарский, прп. - житие Феодор (Ушаков), Санаксарский (1718 - 1791), иеромонах, преподобный. Память 19 февраля, 21 апреля (обрет. мощей). В миру Иван Игнатьевич Ушаков, родился в 1718 г. и принадлежал к потомственному дворянскому роду Ушаковых. В молодости Иван Игнатьевич служил в Преображенском полку в Петербурге, но один случай заставил молодого сержанта сменить гвардейский мундир на убогую монашескую рясу. Однажды, когда Иоанн находился в веселой компании, один из товарищей неожиданно упал на пол и тотчас умер. Смерть юноши так сильно повлияла на Иоанна, что он тайно бежал из Петербурга. Три года он прожил на берегах Двины, потом, когда перешел в Площанскую пустынь Орловской губернии, был найден сыскной командой. В Петербурге на вопрос императрицы Елизаветы Петровны о причинах своего побега Иван Игнатьевич откровенно ответил, что спасение души предпочитает всем сокровищам мира сего. По его просьбе, он был уволен в монашеское звание. После трехлетнего пребывания в Александро-Невской Лавре, в 1747 г[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-3067

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010