Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУДИМСКАЯ ЕПАРХИЯ [серб. Будимска enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ) с кафедрой в Сентендре (Венгрия). Объединяет приходы СПЦ в Венгрии, Чехии и Словакии. Разделена на 2 наместничества, имеет ок. 40 приходов, действующий мон-рь Грабовац . Учреждена в 40-50-х гг. XVII в. в Табане, пригороде Буды (серб. Будим, совр. Будапешт), где жили сербы, переселившиеся в венг. земли после начала османского завоевания. Ими были построены первые серб. церкви в Буде, Эстергоме и Комароме (1511), в 1585 г. был основан мон-рь Грабовац. В XVI - 1-й пол. XVII в. общины при этих храмах управлялись архиереями Бачской (кафедра в Сегедине, совр. Сегед, Венгрия) и Славонской (с кафедрой в Пожеге, Сербия) епархий (о территориальных границах сведений не сохр.). В первые десятилетия существования кафедра находилась в серб. г. Сентендре, близ Будапешта. Постепенно в состав епархии входили районы с серб. диаспорой, ранее бывшие самостоятельными. В письменных источниках сведений о границах, внутреннем устройстве и архиереях епархии сохранилось не много, отдельные моменты истории остаются неисследованными. Так, о 1-м епископе Б. е. Савватии известно, что он умер в 1662 г. и похоронен в мон-ре Раковац. 2-м архиереем, судя по летописи мон-ря Грабовац, был постриженик этой обители Симеон. О еп. Викторе (1660-1684), иногда в источниках упоминаемом как митрополит, сообщается, что он посетил все приходы своей епархии. В 1690 г. во главе с Патриархом Печским Арсением III (Черноевичем) ок. 70 тыс. сербов, спасаясь от турок, захвативших их земли, переселились на территорию Австрии. Указом от 21 авг. 1690 г. имп. Леопольд I предоставил правосл. сербам право избирать собственного архиепископа, т. е. иметь самостоятельную церковную власть, и разрешил совершение богослужений. Австр. правительство, издав «Привилегии», гарантировало им нек-рые автономные права, и в т. ч. создание церковной организации во главе с митрополитом, после чего была образована Крушедолская, а затем Карловацкая митрополия . 4 марта 1695 г. австр. имп. Леопольд I подтвердил избрание Евфимия (Поповича) епископом Будимским и определил его местопребывание в мон-ре Грабовац. В 1700 г. еп. Евфимий оставил кафедру и ушел в мон-рь Шишатовац, где умер в 1704 г.

http://pravenc.ru/text/153573.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛАНИДИАС [греч. Βελανιδις], мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», жен., действующий; принадлежит Мессинийской митрополии Элладской Православной Церкви. Расположен на горе Гувья в 4,5 км к северу от г. Каламата (Мессиния). Получил свое название («Дубовый») в память обретения в дупле векового дуба чудотворной иконы Божией Матери. Первоначально В. являлся муж. мон-рем, в сигиллиях К-польских Патриархов (сер. XVII в. и 1727) говорится, что он существовал «с незапамятных времен». Предполагают, что он был основан во 2-й пол. XII в., однако документально его история прослеживается только с нач. XVII в. В 1629 г. иером. Григорием Сараватсом был воздвигнут большой соборный храм в визант. стиле, посвященный иконе Божией Матери «Живоносный Источник», с 3 приделами в честь Благовещения Пресв. Богородицы, во имя Трех святителей (или вмч. Димитрия) и прав. Анны. В 1696 г. он был разрушен землетрясением и был возобновлен мон. Макарием Скуфаром. Мон-рь потерпел большой урон от албанцев, реставрировался в 1763 и 1816 гг. В. служил штабом инициаторов Греческого восстания 1821 г. Т. Колокотрониса, Никитараса (Н. Стамателопулоса), Папафлессаса (Г. Дикеоса), к-рый был послушником этого мон-ря, и др. В 1825 г. мон-рь был сожжен Ибрагим-пашой, реликвии и архив были разграблены. В 1847 г. В. был возрожден игуменами Григорием и Панаретом (Ангелопулосом). После землетрясения 1860 г. игум. Авксентием (Иоанну) был построен новый собор. Мон-рь был разрушен во время второй мировой войны, немцы, считавшие В. укрытием греч. партизан, подвергли его многочисленным артиллерийским обстрелам. В это время была утрачена чудотворная икона Божией Матери «Живоносный Источник». Усилиями братии мон-рь восстановили; в 60-х гг. ХХ в. в нем подвизались иноки, ставшие впосл. видными церковными иерархами: Хризостом (Фемелис), митр. Мессинийский, Хризостом (Вергис), митр. Халкидский, Мелетий (Каламарас), митр. Никопольский и Превезийский. Мон-рь имел ряд подворий в окрестностях Каламаты: мон-рь прор. Илии, храм св. Фанурия, храм св. Таксиархов (Архангелов). В 70-х гг. преобразован в жен. мон-рь, сильно пострадал от землетрясения 1986 г., во время к-рого погибли 2 монахини. В наст. время мон-рь реставрируется, игум. Анастасия (Аргироилиопулу) временно живет на подворье св. Фанурия.

http://pravenc.ru/text/150041.html

Житие не сообщает о времени кончины преподобного. Святцы кон. XVII-XIX в. содержат разные даты: в «Описании о российских святых» кончина святого отнесена к 1492 (7000) г. (С. 202), эту же дату приводят В. В. Зверинский (Т. 1. С. 111. 101) и М. А. Балдин (С. 16). Архиеп. Филарет (Гумилевский) , ссылаясь на рукописные святцы, годом кончины В. В. считает 1445-й (Жития святых. Июнь. С. 64-65), эта т. зр. принята большинством агиографов XIX-XX вв. ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 85-86; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 192; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 177; Зонтиков. С. 14 и др.), она основывается на местном предании, связывающем уход преподобного на Ветлугу с набегом черемисов в 1417 г. Начиная с XIX в. высказывалось мнение о том, что В. В. можно отождествить с «пустынником духовным старцем» Варнавой, подвизавшимся в Варнавиной во имя Св. Троицы пустыни (по преданию, основанной на месте подвигов В. В.) и скончавшимся в 1604 г. (упом. в монастырских актах - Антонов. С. 150-151). Однако это мнение не представляется убедительным. В 1639 г., во время розыска, предшествовавшего прославлению В. В., никак не прозвучало то, что преподобный скончался лишь 35 лет тому назад. Кроме того, представляется маловероятным, чтобы Троицкая пуст., впервые официально названная Варнавиной в 1607 г. (в грамоте царя Василия Иоанновича Шуйского - Там же. С. 153), т. е. спустя менее чем 3 года после кончины «пустынника Варнавы», была названа его именем, а не прежде жившего подвижника. Прп. Варнава Ветлужский. Икона. XIX в. (Частное собрание. Н. Новгород) Прп. Варнава Ветлужский. Икона. XIX в. (Частное собрание. Н. Новгород) После преставления В. В. началось постепенное заселение берегов Ветлуги рус. людьми (по мнению диалектологов, в основном переселенцами из Устюга). Скорее всего, уже во 2-й пол. XV в. на Красной горе был основан Троицкий муж. мон-рь (Варнавина пуст.), первое надежно засвидетельствованное упоминание пустыни содержится в жалованной грамоте царя Иоанна IV Васильевича 26 июля 1551 г. строителю монастыря Савватию (Там же. С. 152). Над могилой В. В. насельники мон-ря воздвигли Никольскую ц. В 1666 г. взамен обветшавшего храма был возведен монументальный деревянный шатровый Никольский храм, в к-ром находилась гробница В. В. От мощей преподобного происходили многочисленные исцеления (сохр. свидетельства начиная с 20-х гг. XVII в.), в 30-х гг. XVII в. в числе исцеленных у мощей В. В. был свящ. Успенского собора Московского Кремля Иоанн, страдавший «болезнью лютыя главы». В 1639 г. Патриарх Иоасаф I направил в обитель на Ветлугу игум. Макариева Желтоводского монастыря Пафнутия, к-рому иноки Варнавиной пуст. поведали «многие повести» о случаях чудотворений и представили «бывших исцелений писания», к-рые Пафнутий взял с собой в Москву; в том же году В. В. был канонизирован к общецерковному почитанию.

http://pravenc.ru/text/154285.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вознесенский собор в Лыскове. Фотография. 2015 г. Макариев Желтоводский мон-рь. Фотография. 2010 г. В Макариевом Желтоводском во имя Св. Троицы женском монастыре находится часть честной главы прп. Макария Желтоводского, в Успенской ц. с. Бортсурманы Пильнинского р-на почивают мощи св. прав. Алексия Бортсурманского. По территории Л. и Л. е. пролегает часть маршрута проводимого во 2-й пол. июля крестного хода из Н. Новгорода в с. Дивеево, посвященного памяти прп. Серафима Саровского. Ежегодно в последнюю субботу авг. совершается крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Избавительница» из с. Вазьянка Спасского р-на к бывш. Маровскому в честь Воздвижения Креста Господня женскому монастырю в пос. Красные Мары того же района. Верующими почитаются более 50 св. источников, в их числе: ключи «Двенадцать апостолов» близ с. Елховка Вадского р-на, открытые, по преданию, прп. Серафимом Саровским, источники во имя вмц. Параскевы Пятницы на окраине Лукоянова, во имя прп. Сергия Радонежского в Сергаче, а также у сел Мишуково Гагинского р-на, Кудеярово Лукояновского р-на, Палец Перевозского р-на, Азрапино и Василевка Починковского р-на, Архангельское Шатковского р-на, Быковка и Криуши Воротынского р-на. Архиереи Нижегородский архиеп. Георгий (Данилов; 15 марта 2012 - 17 нояб. 2013, с 18 марта 2012 митрополит, в. у.), еп. Силуан (Глазкин; с 17 нояб. 2013). Монастыри Действующий: Макариев Желтоводский Троицкий (женский, в пос. Макарьево Лысковского р-на; основан ок. 1434 как мужской, в 1439 разорен татарами и запустел, возобновлен в 1-й трети XVII в., упразднен в 1868, возобновлен как жен. община в 1882, со следующего года мон-рь, закрыт в 1927, вновь возобновлен в 1991). Упраздненные: Троицкий Сакминский (мужской, близ погоста Сакма (ныне у с. Юрьева Гагинского р-на), на правом берегу р. Пьяны; по преданию, основан Иоанном IV Васильевичем во время его похода на Казань, после 1645 не упом.), Никольский Сакминский (женский, в погосте Сакма, на левом берегу р.

http://pravenc.ru/text/2110942.html

Яшезерская Благовещенская пуст., зашт., в 78 в. от г. Петрозаводска, при о. Ящезере. Основана в кон. XVI в. пр. Ионой (см. 22 сент.). Женские: Клименицкий Троице-Николаевский , общ., в 50 в. от г. Петрозаводска, на Климецком острове Онежского озера. Основан в 1520 г. св. Ионой Климецким (см. 6 июня). Упраздненный в 1772 г., он был восстановлен в 1860 г. Сначала был мужским; в 1906 г. обращен в женский. В церкви свв. Захарии и Елисаветы почивают под спудом мощи основателя мон.; над ними в 1870 г. устроена серебряная гробница. Ладвинский Боголюбский Кирико-Иулиттинский , общ., при с. Ладвы, Петрозаводского у. Учрежден в 1903 г. из женской общины, открытой в 1901 г. при Кирико-Иулиттинской церкви и созданной на месте существовавшей еще в XVII в. часовне, в которой хранилась весьма почитаемая окрестными жителями древняя икона с изображением свв. Кирика и Иулитты и кн. Владимира. В нем находятся: вышеуказанная весьма чтимая икона свв. Кирика и Иулитты с прикрепленным к ней ковчежцем с частицами свв. мощей разных угодников Божиих, пожертвованным архиеп. Новгородским Феогностом, древняя Боголюбская икона Божией Матери и древняя (XIII в.) икона святит. Николая. Паданский Введенский , общ., в 70 в. от уез. г. Лодейное Поле, при р. Паданке, близ Винницкой приходской церкви. Учрежден в 1900 г. из женской общины, открытой в 1894 г. на месте древнего мон., упраздненного в 1764 г. Мон. принадлежит цер.-прих. школа близ дер. Шакшезеро. Сяндебский Успенский , общ., в Олонецком y., в 25 в. от г. Олонца, на холме между озерами Сяндеба и Рощинское. Во 2-й пол. XVI в. здесь была основана пр. Афанасием (см. 18 янв.) мужская пустынь, которая в 1723 г. приписана была к Свирскому мон.; в 1764 г. была упразднена; в 1821 г. приписана к Андрусовской пуст., а в 1902 г. стала самостоятельной. С 1909 г. эта пустынь обращена в женский мон. с назначением его для служения просветительно-миссионерским целям в крае. Здесь почивают под спудом мощи пр. Афанасия. Успенский , 3 кл., общ., близ г. Каргополя. Основан в XIV в. иноком Ионой (в мире Иоанном) Власатым, погребенным здесь под клиросом левого придела Успенской церкви. Первоначально мон. был мужским; с 1649 г. стал женским. Здесь имеется местночтимая икона Успения Божией Матери; рядом с мон. находится часовня, устроенная над родником, ископанным, по преданию, основателем мон. При мон. школа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛБА-ЮЛИИ ЕПИСКОПИЯ входит в Ардяльскую (историческое название - Трансильванская) митрополию Румынской Православной Церкви. Косвенным подтверждением существования епископии на этой территории в IX в. (а возможно, и ранее) могут служить данные археологических раскопок древнего рим. пос. Апулум (совр. Алба-Юлия), к-рые велись с 1968 г. Под фундаментом католич. собора св. Михаила XIII-XIV вв. были найдены следы христ. базилики, воздвигнутой, видимо, на месте языческого капища после ухода в III в. римлян, и остатки церкви-ротонды, относящейся к IX-X вв. В результате территориального роста Венгерского королевства в Трансильвании был основан комитат с центром в Фехерваре (позднее Дьюлафехервар, совр. Алба-Юлия), впервые упоминаемый в 1177 г., и венгерская католич. епископия с кафедрой первоначально в г. Тэшнад (жудец Сату-Маре в совр. Румынии), а затем в г. Коложвар (совр. Клуж-Напока). Отсюда ок. 1092 г. в правление кор. Владислава I кафедра епископии была перенесена в Фехервар. В ср. века и в новое время правосл. церковно-адм. структуры неоднократно появлялись вокруг Алба-Юлии, но не обладали самостоятельным статусом. В 1377 г. в Трансильвании была образована правосл. митрополия. В нояб. 1599 г., в ходе военных действий во время австро-турецкой войны, Дьюлафехервар занял валашский господарь Михай Храбрый. Во время его краткого правления (1599-1600) здесь была построена новая резиденция господаря, новая митрополичья церковь и правосл. мон-рь Алба-Юлия, к-рый стал центром правосл. культуры в Трансильвании, испытывая, однако, давлений, с одной стороны, протестантов и католиков, с др.- тур. войск. Австр. военачальник Д. Баста в нач. XVII в. предпринял попытку поставить над мон-рем католич. епископа. Во 2-й пол. XVII в. мон-рь подвергся тур. нападению и был опустошен сильным пожаром. Присоединение в 1699 г. Трансильвании к Австрии в результате австро-тур. войн привело к тому, что на подвластной Габсбургам территории утвердилось униатство и мон-рь стал униатским. Впосл. мон-рь вновь стал православным.

http://pravenc.ru/text/64038.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИГНАТИЙ СИМОНОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Игнатий, иконописец Симоновский (справа). Фрагмент перевода с иконы " Собор Московских святых " (Россия. 2-я пол. XVII в.) Игнатий Симоновский, Московский (+ ок. 1442 ), иконописец, преподобный Память в Соборе Московских святых Впервые упоминается прп. Иосифом Волоцким в " Духовной грамоте " в связи с уставными неурядицами в московском Симоновом монастыре , возникшими после поставления игум. Феодора на Ростовскую кафедру (1388/89) и ухода из обители прп. Кирилла Белозерского (до 1397). Волнениям противостояли насельники прп. Варфоломей , Иоанн Златый , Игнатий, названные старцами, а также буд. митр. Киевский и всея Руси Иона . Во второй редакции Жития свт. Ионы, входящей в 14-ю степень " Книги степенной царского родословия " (1560-1563), в связи с приходом будущего митр. Ионы на иночество в Симонов монастырь также приводятся имена насельников: " …и тамо подвизашеся… со блаженными Варфоломеем и со Иваном Златым и Игнатием иконником " . В компилятивном сб. " Сказание о святых иконописцах " (кон. XVII - нач. XVIII в.) Игнатий ошибочно назван Златым, очевидно, по причине смешения с другим старцем Симонова монастыря, упоминаемым прп. Иосифом Волоцким вместе с Игнатием, Иоанном Златым: " Игнатий Златый, иконописец Симонова монастыря, сопостник прп. Кирилла Белозерского, писаше многия святыя иконы чудныя " ; там же он назван собеседником буд. митр. Ионы . Е. Е. Голубинский отождествлял Игнатия с архим. московского Преображенского монастыря (Спаса на Бору) Игнатием, упоминаемым В. Н. Татищевым, полагая, что до 1404 года он был монахом Симонова монастыря. Утвердившееся в науке с сер. XIX в. именование Игнатия Греком и приписывание ему авторства росписи собора Симонова монастыря в 1338 году (монастырь основан ок. 1370) были опровергнуты Н. П. Собко ; эти сведения относятся к Исаии Греку (Гречину), расписавшему в 1338 году новгородскую церковь в честь Входа Господня в Иерусалим .

http://drevo-info.ru/articles/13679753.h...

Со 2-й пол. XVII в. донские земли стали прибежищем для недовольных богослужебными реформами (см. Старообрядчество ), с 80-х гг. XVII в. по рекам Медведица, Хопёр, Чир было основано множество старообрядческих скитов. Дон являлся очагом нестабильности, что в полной мере проявилось в период бунтов под рук. С. Разина в 1670-1671 гг. и К. Булавина в 1707-1708 гг., выдвигавших наряду с социальными требованиями лозунги защиты «старой веры». В 1696 г., после взятия рус. войсками Азова, в нем был основан азовский во имя Иоанна Предтечи муж. мон-рь , настоятелю к-рого архим. Иоасафу в 1700 г. был поручен царем надзор за духовенством в Азове и в казачьих поселениях по Дону. В 1700 г. указом Петра I предписывалось учредить Азовскую митрополию и подчинить ей «все донские городки со всем казацким населением». В 1712 г., после неудачного Прутского похода (1711), Азов был возвращен Османской империи. Воскресенский собор в ст-це Старочеркасской. 1706-1719 гг. Фотография. Нач. XXI в. «Общий вид г. Новочеркасска». Гравюра А. Даугеля с фотографии Т. Иванова, рисунок на дереве Е. Овсянникова. Кон. XIX в. (ГИМ) Воскресенский собор в ст-це Старочеркасской. 1706-1719 гг. Фотография. Нач. XXI в. «Общий вид г. Новочеркасска». Гравюра А. Даугеля с фотографии Т. Иванова, рисунок на дереве Е. Овсянникова. Кон. XIX в. (ГИМ) В 1718-1720 гг. указами царя Петра I поселения по рекам Дон, Донец, Хопёр, Бузулук, Медведица, Айдар, в т. ч. Бахмутская и Хопёрская крепости («которые были ведомы в Патриаршей епархии»), были присоединены к Воронежской епархии (см. Воронежская и Борисоглебская епархия ). Указом от 12 июня царь, желая устранить от церковных дел войсковой круг, не признававший ни епископов, ни к.-л. др. духовных «начальствующих лиц», повелел Иностранной коллегии, в ведении к-рой в то время состояло войско Донское (в 1721 оно перешло в ведение Военной коллегии), обеспечить подчинение Дона Воронежским архиереям. Столкнувшись с нежеланием войскового правительства подчиниться этим распоряжениям, Иностранная коллегия 21 дек.

http://pravenc.ru/text/178954.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕРЖЕНЕЦ (Керженские скиты), один из главных центров старообрядчества в кон. XVII - сер. XIX в., находившийся в лесных труднодоступных районах нижегородского Заволжья, назван по протекающей здесь р. Керженец (впадает в Волгу близ г. Лысково). Скиты располагались в бассейнах левых притоков Волги - рек Керженец, Узола, Линда, Везлома, Ватома, Дорогуча, а также на притоке Унжи - р. Чёрный Лух. По административно-территориальному делению XVIII в. это была территория Балахнинского (дворцовые Дрюковская (Мусатовская), Керженская, Толоконцевская и Хохломская волости), Нижегородского (Верхокерженская вотчина Макариева Желтоводского во имя Св. Троицы монастыря и Разнежская вотчина нижегородского в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря ) и Юрьевецкого (дворцовые Корельская, Рыбновская и Белбажская волости) уездов; в 1778-1779 гг. на этих землях были образованы Макарьевский у. Костромского наместничества (с 1796 Костромской губ.) и Семёновский у. Нижегородского наместничества (с 1796 Нижегородской губ.). Керженский монах. Гравюра с рис. А. П. Мельникова. Кон. XIX в. (ГПИБ) Керженский монах. Гравюра с рис. А. П. Мельникова. Кон. XIX в. (ГПИБ) Старообрядческие скиты на К. появились в нач. 60-х гг. XVII в., с этого времени среди противников богослужебной реформы формируется представление о К. как о месте, где «жить покойно и богоспасаемо». К. стал одним из важнейших центров старообрядчества во многом благодаря своему расположению: с одной стороны - глухие леса, с другой - близость Волги и торговых путей, Н. Новгорода, Балахны, Макарьевской ярмарки. На К. сходились границы нескольких уездов: Балахнинского, Галичского, Козмодемьянского, Нижегородского и Юрьевецкого. Разноведомственная подчиненность территории, слабый контроль со стороны властей во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. способствовали формированию авторитетного и многолюдного центра старообрядчества. Один из первых керженских скитов был основан мон.

http://pravenc.ru/text/1684225.html

После смерти в 1842 г. еп. Досифея епархия была присоединена к Акарнанийской епископии до 1852 г. (в состав которой в 1833-1852 также была включена и Нафпактийская епархия, названная в отличие от предшествовавшей ей Навпактской епархии не по городу Навпакту (ныне Нафпактос), а по административно-территориальной единице Нафпактия). Это образование получило наименование Этолийской и Акарнанийской архиепископии. В 1852 г. она была разделена на 2 епископии - Нафпактийскую и Эвританийскую (с зимней кафедрой в Нафпактосе и летней в Карпенисионе) и Акарнанийскую. Из Нафпактийской и Эвританийской епископии в 1899 г. была выделена Эвританийская епископия (с кафедрой в Карпенисионе), а Нафпактийская епархия присоединена к Акарнанийской епископии, в результате чего образовалась Акарнанийская и Нафпактийская епископия с кафедрой в Месолонгионе. В 1909 г. Эвританийская и Нафпактийская епархия снова объединились. В 1923 г. Нафпактийская и Эвританийская епископия возведена в ранг митрополии. В 1932 г. эта митрополия была упразднена, Нафпактия была присоединена к Фокидской митрополии, а Эвритания разделена между митрополией Этолийской и Акарнанийской и митрополией Фанарийской и Фессалиотидской. Однако из-за протестов жителей уже через год Нафпактийская и Эвританийская митрополия была восстановлена. Зимняя резиденция митрополита находилась в Нафпактосе, а летняя - в Карпенисионе. В 1978 г. на территории Эвритании была образована К. м., а в Нафпактии - Нафпактская и Айос-Власийская митрополия. 28 янв. 1979 г. хиротонисан 1-й митрополит К. м. Николай (Дросос), возглавляющий епархию до наст. времени. В 1982 г. по инициативе К. м. и об-ва «Евгений Этолийский» К-польским Патриархатом был канонизирован прп. Евгений Этолийский (Яннулис). В 1989 г. был заложен храм во имя Всех Эвританийских святых, освящен в 2002 г. В 2013 г. в епархии насчитывалось 97 приходских храмов, 1 домашняя церковь и 15 монастырских храмов (Δπτυχα. 2013. Σ. 603). Действуют 2 муж. мон-ря - Прусу и Татарны Пресв. Богородицы мон-рь (основан в 1111, возрожден на новом месте в 1969). 2 подворья мон-ря Пресв. Богородицы Татарны - свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, на окраине Карпениси (1971-1974) и прп. Марии Египетской близ Микро-Хорьо (1973), а также кафизма прп. Саввы Освященного в Трипотамо заселены женскими монашескими общинами. Кроме того, в епархии сохранилось 8 недействующих монастырей, в т. ч. монастырь Преображения Господня близ с. Враха (основан в XVII в., собор построен в 1745, фрески 2-й пол. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/1681139.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010