Свидетель обвинения Канатчиков, сообщивший суду, будто митрополит Вениамин произносил в Александро-Невской лавре контрреволюционную речь с призывами к противодействию властям, тоже не смог ничем подтвердить свои слова, говорится в кассационной жалобе, поданной защитой. На все уточняющие вопросы этот свидетель отвечал лишь, что «его память вообще не удерживает ни дат, ни лиц, ни даже отдельных фактов, а только “общие схемы и принципиальные построения”». Подобная амнезия для советского чиновника выглядит, мягко говоря, странной. Можно увидеть поразительное сходство этого судебного процесса с неправедным судом над Господом нашим Иисусом Христом Знакомясь с материалами судебных заседаний, можно увидеть поразительное сходство этого судебного процесса с неправедным судом над Господом нашим Иисусом Христом. Вот некоторые отдельные параллели. «Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? …Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь; Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем (Ин. 18: 33–38). На суде митрополита Вениамина допрашивают: «Красиков: Вы считаете, что изъятие сосудов и церковных принадлежностей в силу Декрета есть святотатство, есть преступление с церковной точки зрения, и люди, которые это делали, есть святотатцы? Митрополит Вениамин: Моя позиция не совсем такая. Меня просили, чтобы верующие приняли участие в изъятии церковных ценностей. С этим я обратиться не могу, потому что для верующих такой поступок является оскорблением святыни. Красиков: Вы надеялись на то, что будет изменен Декрет и отменено действие Декрета в сторону, вам желательную? Митрополит Вениамин: Не изменить. Мы со своей стороны задумали совершить добровольное пожертвование. Цель была бы достигнута одна и та же, и она не считалась бы при этом за принудительное изъятие, а за пожертвование. Это было бы как при Амвросии Медиоланском… Тогда был расцвет христианства. Если бы теперь восстановилась христианская жизнь, мы должны были бы следовать этому примеру.

http://pravoslavie.ru/147712.html

«Святая святым!» – возглашаем мы на Божественной литургии, вознося Пречистое Тело Христово. Подобному подобает подобное: чистому – чистое, святомусвятое. Оскорбление святыни – тягчайший грех, и Ветхий Завет дает не один пример того, какие наказания постигали тех, кто нечистою рукою прикасался к святыне 255 не уберегшие ковчег Завета Офни и Финеес (см.: 1Цар.4 ).. Для того чтобы прикоснуться к истинной, воплощенной, живой Святости, к самому ее Существу, жена-грешница принесла именно то, что эту Святость никак не может оскорбить... «Оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. ...Она сделала, что могла... Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» ( Мк.14:6–9 ). Кстати, миро, возлиянное на ноги Христовы, стоило немалых денег – оно оценивается Евангелием в 300 динариев ( Мк.14:5–6 ), а на 200 динариев, по-видимому, было можно накормить хлебом пять тысяч человек (См.: Мк.6:37 ; Ин.6:7 ). Но женщина, принесшая его, вряд ли думала о деньгах – она делала то, что должна была сделать: принося жертву материальную от богатства неправедного (блудница же!), она оплакивала и себя, и грехи падения своего, поливая слезами тот росток надежды на спасение, который она узрела в благости и милости Того, Кто всему миру казался еще простым, самым обыкновенным человеком. Воистину она исполнила совет, данный в притче: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» ( Лк.16:9 ). Проси, плачь и молись, душа, чтобы и тебе услышать Христовы слова, которые услышала некогда простодушная блудница: «Прощаются тебе грехи – вера твоя спасла тебя, иди с миром» ( Лк.7:48, 50 ). Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Преступи в понедельник первыя седмицы. От зде чти в четверток пятыя седмицы на утрени. Омрачих душевную красоту страстей сластьми и всячески весь ум персть сотворих. Бог сотворил человека «из видимой и невидимой природы как по Своему образу, так и по подобию: тело образовав из земли, душу же, одаренную разумом и умом, дав ему посредством Своего вдуновения, что именно, конечно, мы и называем Божественным образом»; таким образом, человек – одновременно «дух и плоть, дух – по благодати, плоть – по причине гордости» 256 . «Каждое [творение] – Ангел, душа, демон – по собственной природе своей есть тело ... душа, будучи тонким телом, облеклась и облачилась в члены этого тела», с которым и «срастворилась всецело» 257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Соответственно с низким развитием религии, на первом месте у евреев стоял культ, центром которого была жертва, главным образом кровавая. Самым ужасным преступлением считалось не нарушение нравственных норм, а оскорбление святыни, даже бессознательное и нечаянное. Жизнь евреев нормировалась понятиями священного и проклятого, чистого и нечистого. Безразличных в религиозном отношении актов древние религии вообще не признают. Война считалась делом святым, в котором принимает постоянное участие Иегова. Перед началом битвы священник обращался к племени с такими словами: «Слушай, Израиль, вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими; да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь, не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими». Часто воюющий Израиль отождествляется с Иеговой, и тогда говорится о войнах Иеговы, о его победах и т. д. Такой же священный характер имеют судебные собрания народа. Религиозными нормами освящена и семейная жизнь, рождение, брак, болезнь. Святость и чистота общины поддерживались суровыми мерами, и главные виды греха – разврат, убийство и святотатство – наказывались смертью . О строгости, с которой народ соблюдал свою чистоту, может дать понятие хотя бы постановление о том, что не только прямое потомство блудницы не «может войти в общество Господне», но даже ее десятое поколение. Смерть Моисея является границей кочевого и оседлого быта евреев. Они начинают водворяться в Палестине, вытесняя ее прежних обитателей. Из бродячего пастушеского племени евреи становятся земледельческим народом, что не могло не повлиять на развитие их религии. Оседлая жизнь сделала возможным создание фиксированных, постоянных мест культа, жертвенников и т. п., земледельческий быт создал особые праздники, приуроченные к посеву, жатве, сбору плодов; наконец, поселение на обширной территории разрознило единое прежде племя, ослабило централизующее влияние ковчега и создало местные культы, а это в свою очередь послужило причиной усиленного влияния язычества и смешения культов Ваала и Иеговы, что было очень естественно при внешнем сходстве этих культов. Период судей и характеризуется религиозной (и политической) анархией, из которой лишь постепенно вышел израильский народ, объединившись политически и снова создав себе религиозный центр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

То, что произошло, есть богохульство и кощунство, сознательное и намеренное оскорбление святыни, проявление грубой враждебности к миллионам людей и их чувствам. Поэтому никак нельзя согласиться с попытками представить происшедшее в храме как молитву, совершенную в нетрадиционной форме. К сожалению, эти попытки дезориентировали многих людей, в том числе отдельных членов Церкви, пребывающих в неведении относительного того, какие кощунственные и мерзкие слова были произнесены на амвоне Храма Христа Спасителя. Бесчинство в храме стало продолжением глубоко безнравственных публичных акций, ранее совершенных теми же лицами и их соратниками и оставшихся безнаказанными. Богохульство – тяжкий грех. Православный христианин не может ни участвовать в богохульстве, ни одобрять его, ни прямо или косвенно его поддерживать. Существует различие между грехами против человека и грехами против Бога. Если христианин как личность является пострадавшей стороной, он призван простить согрешившего против него. Но прощение греха против Бога невозможно без искреннего раскаяния согрешившего перед Ним. В Евангелии мы читаем, как Христос, прощая тех, кто посягал на Него как на человека, в то же время предостерегал об опасности греха против Святого Духа: но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит Он вечному осуждению ( Мк. 3:29 ). Богохульство – главная примета врага Божия, описанного в Откровении: И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе ( Откр. 13:6 ). Возвещать прощение от лица Божия тому, кто не кается перед Богом в богохульном деянии, означало бы усвоение Церковью той власти, которая Ей не дана. Если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? ( 1Цар. 2:25 ). Нераскаявшиеся грешники предаются суду Божиему: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Втор, 32:35; Рим. 12:19 ). Бесчинства в храмах, осквернение народных святынь, проявления ненависти к Церкви хорошо известны в истории. Подобные действия всегда являлись характерной приметой сил, не принесших народам ни мира, ни добра, ни свободы. В XX веке антирелигиозная ненависть – как и ненависть этническая – унесли жизни миллионов людей. Наш народ прошел через испытание воинствующим безбожием и фашистской агрессией. Это дало нам трагический урок, который сформировал особую чувствительность к оскорблению религиозных и национальных чувств. А потому в нашем обществе возбуждение вражды и ненависти на религиозной и национальной почве всегда несет угрозу разрушительных потрясений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Толкование Евангелия на каждый день года. Пятница 9-й седмицы по Пятидесятнице Мф., 83 зач., 21, 12–14, 17–20 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их. И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь. Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Мы помним эти события в начале служения Господа и накануне Его Крестных Страстей. Христос выходит из Себя и вразумляет торговцев Храма с помощью бича. Он хочет, чтобы мы научились относиться с таким же глубоким благоговением к нашим каменным церквам, как и к Церкви, составляемой из камней живых, которая есть таинственное Тело Христово. Никогда возмущение Господа не проявлялось с такой силой. Есть среди нас «проповедники любви», которые говорят, что никакой гнев недопустим в Церкви. И они даже соблазняются действиями Господа. Почему Господь являет такую ревность о Храме? Неужели ради того, чтобы защитить его красоту? Этот Храм, только что перестроенный Иродом, был огромен и великолепен. В центре площади среди многочисленных дворов, один из которых был доступен для язычников, располагалось самое святилище. Оно состояло из двух помещений: Святое, куда могли входить только священники. И далее, – отделенное двойной завесой, – было Святое Святых. В первом Храме, построенном Соломоном, находились Ковчег Завета и скрижали Закона, врученные Богом Моисею. С разрушением Храма в 587 году до Рождества Христова Ковчег исчез, но Святое Святых осталось священным местом присутствия Божия. Только первосвященник имел право войти туда раз в году – в праздник, пророчествующий об Искуплении. Вот почему гневается Господь! Этот звон монет в Храме, рядом со Святое Святых, был оскорблением величия Божия. И Христос говорит нам, чтобы мы не страшились отстаивать право защищать святыни Церкви. «Здесь вы должны уподобляться Мне, – как бы обращается Он к нам. – Храм – дом Отца Моего, и Я не позволю никому превращать его в вертеп разбойников».

http://pravoslavie.ru/3495.html

Язык – неудержимое зло: тем благословляем Бога Отца и тем же клянем человека. От тех же уст исходит благословение и клятва. Но Слово Божие гремит на таковых: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда. Небо и земля прейдут, а слова Мои не прейдут, – говорит Господь. Удерживай язык свой в то время, когда сильное огорчение взволновало тебя, и ты предотвратишь ссору, быть может, жестокую и опасную; угасишь вражду, быть может, долговременную и нескончаемую. Привыкшему к празднословию придет ли охота молиться? Откуда придет к нему благое слово молитвы, когда язык его привык переливать одни пустые и праздные слова? Удерживай язык твой тогда, когда ни время, ни место не позволяет суесловия, например в храме Божием, и не обнаружишь, по крайней мере перед другими, своего крайнего легкомыслия и неразумия, предохранишь себя от тяжкого греха – оскорбления святыни и величия Божия, и не подашь пагубного соблазна душе брата или сестры. Итак, есть ли человек, желающий видеть дни благие в жизни своей? Удержи язык твой от зла и уста твои от лести. А прежде и более всего возводи ум твой к Богу и воздыхай к Нему сердцем своим: да оградит Он слух твой от пустых и душевредных бесед, да охранит душу твою от мечтаний и помышлений лукавых, да соблюдет сердце твое в страхе Божием, да даст тебе зреть свои согрешения и не осуждать брата или сестру твою, да удержит язык твой от всякого слова праздного, о нем же воздадут человеки слово в день Судный. Положи, Господи, хранение устам моим и дверь ограждения о устнах моих! Итак, при заботливости об этой добродетели, надо еще иметь благоговейный страх Божий, то есть иметь постоянное крайнее опасение, чтобы не оскорбить величия Божия, ни мысленно, ни словом и делом не прогневать Его Благость, присно с нами сущую, и не удалиться от благодати Святого Духа, в нас живущего. А если мы удалим от себя Духа Святого, то по необходимости впадем в руки врага нашего спасения, который влечет нас туда же, где и сам живет, то есть в ад преисподний.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

За что же? За нарушение закона: за пропаганду, совращение, кощунство над предметами православного почитания, за грубое оскорбление и словом и делом святыни русского народа и правительства. Если бы православный позволил себе публичное глумление над предметами религиозного почитания католика, он подвергся бы за это столь же неумолимой каре закона, как и штундист за оскорбление православной святыни. Но никто, конечно, не вывел бы отсюда заключения, что православный пострадал за свою веру, за то, что он православный. А вот, когда в подобном положении окажется штундист, то он, по мнению Дальтона, страдает уже не за оскорбление чужой религиозной святыни, а за свою веру, за любовь к чтению (?) слова Божия, за желание вести строго-нравственную жизнь и т.д.; он – не преступник закона, а мученик за веру. – Даже чувством той чисто-родственной любви, которую питает Дальтон к русскому штундизму, нельзя извинить такого явно недобросовестного отношения его к истине. Таким образом, новая книжка Дальтона не дает своим читателям ни полной истории русского штундизма, ни полной, хотя бы даже односторонней картины современного его положения. Правда, автор и не имел в виду дать в своей книжке что-нибудь подобное. Он просто хотел поделиться с читателями некоторыми личными своими наблюдениями и высказать свой взгляд на этот предмет. Однако, по этому поводу нам приходит на память, что уже пятнадцать лет тому назад Дальтон сделал то и другое в изданной им в 1881 году брошюре «Evangelische strömungen in der Russischen Kirche» (Евангелические стремления в русской церкви) и почти все то, что он сообщал тогда в этой брошюре о штундизме и пашковстве, он теперь повторяет, иногда даже буквально и в новой своей книжке. Спрашивается: для чего же понадобилось ему повторять то, что он уже говорил 15 лет тому назад? Но если бы из новой книжки Дальтона исключить все то, о чем он говорил в прежней своей брошюре, то остальное содержание книжки представляло бы слишком скудный и малоинтересный материал, чтобы создать из него брошюру с сенсационным заглавием: «Штундизм в России».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) У протестантов есть ещё и богослужебные святыни, хотя они, естественно, этим словосочетанием никогда не называются. К таким святыням у них относятся принадлежности к хлебопреломлению (чаша, блюдо и покрывальца) и сами хлеб и вино, на которых совершается хлебопреломление. Эти вещи для них именно святыни, то есть такие материальные предметы, которые посвящены только для особого употребления только на богослужении. И их они никогда не употребят для другого дела, не поставят, к примеру, на обеденный стол, считая это делом совершенно недопустимым. Если кто-то из баптистов взял бы эту чашу, чтобы попить из неё воды, то такое поведение было бы ими расценено как кощунство и оскорбление святыни (хотя, повторю, этого термина протестанты не употребляют). Крошки с хлеба, используемого на вечере, баптисты также тщательно съедают, следя за тем, чтобы ни одна из них на пол не упала, а также, чтобы ни одна капля вина не пролилась. Зачем же так благоговеть перед бездушной материей и изделием рук человеческих? То есть, отвергая святыни и почитание их на уровне разума, баптисты интуитивно, где-то в глубине сердца, все равно понимают, что есть места и материальные предметы святые, необычные, сокровенные, вызывающие чувство благоговения и требующие к себе должного и особо почтительного отношения, но которые никак не нужно отождествлять с идолами. К богослужебным принадлежностям у баптистов относится также Библия. В Православии весьма почитается Священное Писание , но богослужебное напрестольное (то есть лежащее на престоле в алтаре храма) Евангелие почитается особо: его торжественно читают священнослужители, а также износят из алтаря к народу для поклонения и целования. Баптисты тоже почитают Библию, обращаются с ней осторожно и куда зря ее не положат 34 ; она для них как некая святыня. И также, как православные с особым благоговением относятся к напрестольному Евангелию, баптисты особо благоговейно относятся к Библии, лежащей на кафедре, с которой она никогда не уносится (как и Евангелие с православного престола).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

заключением в тюрьме. Если сие оскорбление или насилие над личностью учинено во время совершения священнослужителем службы Божьей или духовной требы, то виновный наказывается: За оскорбление – заключением в исправительном доме на срок не свыше трёх лет; за насилие – заключением в исправительном доме. Богохуление. кощунство, бесчинство. Ст. 73. Виновный в возложении хулы на славимого в единосущной Троице Бога, на Пречистую Владычицу нашу Богородицу к Приснодеву Марию, на Бесплотные Силы Небесные или на Святых Угодников Божиих; в поругании действием или в поношении Святых Таинств, Святого Креста, Святых мощей, Святых икон или других предметов, почитаемых православною или иною христианскою церковью священными (прил. II); в поношении Священного Писания или Церкви Православной и её догматов, или вообще веры христианской, за сие богохуление или оскорбление святыни наказывается, если оно учинено: 1) при отправлении общественного богослужения или в церкви: срочною каторгою или ссылкой на поселение; 2) часовне или христианском молитвенном доме, или публично, или в распространённых или публично выставленных произведении печати, письме или изображении: ссылкой на поселение: 3) с целью произвести соблазн между присутствовавшими: заключением в исправительном доме на срок не свыше трёх лет, или заключением в крепости на срок не свыше трёх лет. Если же богохуление или оскорбление святыни учинено хотя и при условиях, сею статьёй указанных, но по неразумию, невежеству или в состоянии опьянения, то виновный наказывается: арестом. Ст. 74. Виновный: 1) в поношении установлений или обрядов Церкви Православной или вообще христианства; 2) в поругании действием или в поношением предметов, употреблением при православном или ином христианском богослужении о священных (прил. III): 3) в непристойной насмешке над священными предметами, или предметами верований, в статье 73 поименованными. За сие кощунство наказывается: если оно учинено: 1) при отправлении общественного богослужения или в церкви:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Несколько слов о преследовании по содержанию 1) Различные стороны христианской жизни можно было квалифицировать как занятие волшебством. Необычайные факты мученического терпения во время истязаний были непонятны для язычников, которые не верили в нравственную силу мучеников и искренно думали, что имеют дело с искусными магами, натирающимися какими-то мазями, которые делают их способными не испытывать страданий. Но не это было главным преступлением христиан. 2) Первым и самым главным преступлением, в котором обвиняли христиан, было обвинение в том, что они не почитают богов по закону – это обвинение в безбожии (но не в атеизме в современном смысле), а точнее в святотатстве. Виновными в оскорблении святыни признавались те, которые ограбили бы святыни, признанные государственными. Наказание этому преступлению – смертная казнь или изгнание. Изгнание ставило человека в такое положение, когда возвращение для него было невозможно; государство навсегда лишало его огня и воды. В разбор религиозных воззрений обвиненных в безбожии язычники не входили: достаточно было одного факта, что они не почитали признаваемых законом богов, чтобы подвести виновных под законы о безбожии. Из этого можно понять, в чем состояла слабая сторона всех заверений христиан, что они не безбожники, что они признают Единого Истинного Бога: они защищались не против того, в чем их обвиняли. Когда христиан обвинял простой народ, обвинение в безбожии имело прямой и буквальный смысл; когда же обвиняло правительство, обвинение в безбожии не имело уже этого смысла. Государству не было дела до атеизма в нашем понимании, оно видело здесь нарушение религиозного закона, оскорбление святыни и действительная виновность христиан в этом, по римским понятиям, не подлежала сомнению. Христиане обвинялись в преступлении против римского культа. Опровергнуть это преступление можно было только фактом, то есть принесением жертвы богам, потому что римлянин понимал под религией не внутреннее убеждение, которое недоказуемо, а факт внешнего, обрядового почитания богов. Самый легкий способ в деле оправдания от обвинения в безбожии есть клятва именем богов. Нечего и говорить, что подобная клятва была противна христианской совести.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010