«Святая святым!» — возглашаем мы на Божественной литургии, вознося Пречистое Тело Христово. Подобному подобает подобное: чистому — чистое, святомусвятое. Оскорбление святыни — тягчайший грех, и Ветхий Завет дает не один пример того, какие наказания постигали тех, кто нечистою рукою прикасался к святыне не уберегшие ковчег Завета Офни и Финеес (см.: 1Цар.4)..    Для того чтобы прикоснуться к истинной, воплощенной, живой Святости, к самому ее Существу, жена-грешница принесла именно то, что эту Святость никак не может оскорбить...     «Оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. ...Она сделала, что могла... Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» (Мк.14:6—9).    Кстати, миро, возлиянное на ноги Христовы, стоило немалых денег — оно оценивается Евангелием в 300 динариев (Мк.14:5—6), а на 200 динариев, по-видимому, было можно накормить хлебом пять тысяч человек (См.: Мк.6:37; Ин.6:7). Но женщина, принесшая его, вряд ли думала о деньгах — она делала то, что должна была сделать: принося жертву материальную от богатства неправедного (блудница же!), она оплакивала и себя, и грехи падения своего, поливая слезами тот росток надежды на спасение, который она узрела в благости и милости Того, Кто всему миру казался еще простым, самым обыкновенным человеком.    Воистину она исполнила совет, данный в притче: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк.16:9).    Проси, плачь и молись, душа, чтобы и тебе услышать Христовы слова, которые услышала некогда простодушная блудница: «Прощаются тебе грехи — вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк.7:48, 50).     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Преступи в понедельник первыя седмицы. От зде чти в четверток пятыя седмицы на утрени.     Омрачих душевную красоту страстей сластьми и всячески весь ум персть сотворих.    Бог сотворил человека «из видимой и невидимой природы как по Своему образу, так и по подобию: тело образовав из земли, душу же, одаренную разумом и умом, дав ему посредством Своего вдуновения, что именно, конечно, мы и называем Божественным образом»; таким образом, человек — одновременно «дух и плоть, дух — по благодати, плоть — по причине гордости». «Каждое [творение] — Ангел, душа, демон — по собственной природе своей есть тело ... душа, будучи тонким телом, облеклась и облачилась в члены этого тела», с которым и «срастворилась всецело».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Впрочем, любую женскую причёску, идя в храм, следует покрыть головным убором. Лучше платком. По словам апостола Павла: «всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» ( 1 Кор. 11:5-6 ). Кстати, многие благочестивые женщины именно платок, как наиболее легко заменяемую часть одежды, стараются подобрать под цвет праздника. Ведь каждый праздник в Православной Церкви имеет свой цвет. Так, Господские праздники — Рождество, Крещение, Сретение, Преображение — служатся в белом облачении. Праздники, посвящённые Богородице или Её чудотворным иконам, — в голубом облачении. «Троица» — в зелёном. Зелёное облачение бывает также на службе преподобному. Мученикам положена служба в вишнёвом. Святителю — в золотом или жёлтом. В Пост облачение чёрное или фиолетовое. На Пасху — красное. Как уже говорилось выше, носить украшения в церковь не принято. В последние годы появилась неправильная манера носить православный нательный крест поверх одежды или на короткой цепочке, так, что его видно при открытом вороте рубашки. Таким образом, крест используют как декоративную деталь туалета, он низводится на степень кулона, значка, украшения. Это оскорбление святыни. В православной традиции носить крест на груди обязательно под одеждой. Вера — дело сердечное, внутреннее, она не афиширует себя. Против внешних атрибутов благочестия не раз предостерегал Спаситель. И ещё раз хочу напомнить слова Божественного Апостола: «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос , не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично жёнам, посвящающим себя благочестию» ( 1 Тим. 2:8-10 ). Аминь. Старость у телевизора Сказано: «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела…» ( Втор. 5:12-14 ). Такая заповедь и труда и праздника дана Господом человечеству на все дни его. Для православного сознания праздник всегда связан с Господом. «День седьмой — суббота Господу, Боту твоему». Праздник — это святыня. «.. Ибо в шесть дней создал Господь море, небо и землю и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний (то есть день покоя) и освятил его» ( Исх. 20:11 ). Этот день (в христианской традиции — это воскресенье) выделен особым молитвенным общением с Господом, Божией Матерью, святыми угодниками, посещением храма, делами милосердия, дружеской беседой с единомышленниками, собравшимися во имя Господа, праздничной трапезой.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

«Всемогущество Божие, говорит святитель Филарет, Митрополит Московский, всегда остается всемогуществом, но – или ожесточенное сердце не приемлет благодатной силы, подобно, как грубый, неблагородный камень не приемлет в себя света; или святая сила, по милосердной предосторожности, не прикасается к недостойному, как огонь – к соломе, чтобы она в нем не исчезла. Отчего мы не видим чудес? вопрошает святитель, и отвечает: кто может, пусть ответствует иначе, а мне кажется, что мы по необходимости приведены к сему ответу: не видим чудес, или редко видим их, или потому, что они скрываются от нас, как недостойных доверенности, или потому, что и не совершаются по нашему неверию или маловерию. Как чудодействовать над нами молитве, когда молитва наша и кратка, и хладна, и невнимательна, и не столько по вере и сыновней любви к Богу, сколько по некоторой невольности покорности закону Его приносится? Как чудодействовать над нами слову духовному, когда сердце наше, как одичавшая нива – плевелами, тесно засеяно и заращено словами суеты, желаниями плоти, помыслами беззакония? Как чудодействовать над нами таинствам, когда мы приступаем к ним только по неизбежной необходимости, без тщательного предварительного очищения, без пламенного стремления к соединению с Богом? Ап. Павел, обличая Коринфян в недостойном причащении Тела и Крови Христовы, заключает: «оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» ( 1Кор.11:30 ), то есть, многие поражаются внезапною смертию за оскорбление святыни. Мне кажется, для многих из нас и то уже есть чудо милосердия Божия, если в подобных случаях казни нас не постигают»... 9 (33). Сентябрь 1950 г. Беседа верной души с Богом. (Из творений св. Тихона Задонского) Верная душа говорит: «Ты – покров мой; Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления» ( Пс.31:7 ). Бог отвечает: «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по-которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» ( Пс.31:8 ). Верная душа: «Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое» ( Пс.118:132 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Еврейское уголовное право предусматривало наказание за убийство, за преступления против свободы личности, против религии и нравственности, против собственности. В теократическом еврейском государстве не было различия между нравственной и юридической нормой. Законы предполагали наказания за поступки, которые в секуляризованных обществах вызывают лишь моральную оценку. Например, прелюбодеяние, которое в Европе XVIII века романтизировалось в литературе, в еврейском обществе было тяжелым преступлением, виновные в котором побивались камнями. В обществе, где религиозное начало было определяющим и пронизывало все сферы жизни, преступления против религии занимали особое место. Моисеево Второзаконие повелевает побить камнями всякого, кто совращает другого в язычество, ибо он покушается отвратить ближнего от Господа (Втор. 13, 10). Суровая кара предусматривалась для впавших в идолопоклонство (13, 12-16). Пророк Моисей требовал отвращаться прорицателей, гадателей, ворожей, чародеев, заклинателей духов, волшебников, вопрошателей мертвых (как древен спиритизм !): ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего (Втор. 18, 12). Считались тяжелыми преступлениями хула на Бога, оскорбление святыни словом или делом, лжепророчество. Обвинение Иисуса Христа в богохульстве родилось среди книжников во время исцеления расслабленного, которого за многолюдством спустили в дом, где находился Христос, через разобранную кровлю (Мк. 2, 3-7). Так как болезнь есть следствие греха, то Спаситель, прежде чем исцелить недужного, простил ему грехи, то есть поступил, как Бог. Это и явилось причиной подозрения Его в богохульстве. Открыв помыслы книжников, Христос показывает им, что он не только отпускает грехи больному, но и имеет власть совершать чудо исцеления. Он опровергал обвинения в богохульстве многочисленными знамениями, которыми сопровождал Свою проповедь: изгонял бесов, воскрешал мертвых, умножал хлебы, приказывал ветрам. Возможно, именно по этой причине на заседании Синедриона обвинение в богохульстве прозвучало не сразу. Святой евангелист Марк, подробнее других описывающий ночное судебное заседание, сообщает о том, что книжники пытались найти свидетелей против Узника: и многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны (Мк. 14, 55-56). И лишь после того, как на вопрос первосвященника: Ты ли Христос, Сын Благословенного? — Христос ответил: Я (Мк. 14, 61-62), первосвященник Каиафа, разодрав одежды, признал Иисуса повинным смерти за богохульство. После этого Синедрионом не было сделано ничего для опровержения утверждения Христа, что Он - Сын Божий. Между тем Тора предписывает вполне определенно: разыщи, исследуй и хорошо расспроси (Втор. 13, 14). Первосвященникам не надо было ничего исследовать, так как они были очевидцами многих Иисусовых чудес, а некоторые из них совершались на их глазах в храме.

http://pravoslavie.ru/1697.html

И в продолжение войны в решительные моменты, когда нужно было воодушевить войско, Маккавей напоминал воинам о храме : перед сражением с Никанором «Маккавей собрал бывших с ним … и увещевал ... мужественно сражаться, имея перед глазами неправедно нанесенное ими (врагами) оскорбление святому месту... ( 2Мак.8:16–17 )193 195 . Напоминая иудеям о храме, Иуда сознавал, что он пользуется самым важным и действительным средством для воодушевления войска, ибо иудеи сами сознавали, что сражаются, главным образом, за храм. Во время, например, самого главного сражения с Никанором «иудеи решились… отважно напасть и, с полным мужеством вступивши в бой, решить дело, ибо город и святыня и храм находились в опасности. Борьба за жен и детей, братьев и родных, казалась им делом менее важным; величайшее и преимущественное опасение было за святый храм» ( 2Мак.15:17–18 ). Этот принцип – борьбы за храм одушевлял и других братьев Иуды, продолжавших его дело. Это подтвердить Симон, напомнивший во вступительной своей речи иудеем : знаете, сколько я и братья мои и дом отца моего сделали ради законов и святыни (1Макк.13:3); эту же идею борьбы за храм и народ Симон провозгласил девизом своей и дальнейшей деятельности, воскликнув: «буду мстить за народ мой и за святилище» (1Макк.13:6), Этот мотив и принцип деятельности Симона и братьев его, наконец, был подтвержден и народным сознанием и засвидетельствован был всенародным актом: «написали на медных досках и выставили их на столбах на горе Сион: ... «Симон... и братья его, подвергая себя опасности, противостали врагам народа своего, чтобы сохранить святилище его и закон» ( 1Мак.14:27 , 1Мак.14:29 ) 196 . Но самым ясным и решительным образом пришлось иудеям доказать всю важность для них храма в самый важный и решительный момент, когда Иерусалим подвергся осаде римлян и угрожала опасность существования храма. Это, можно сказать, – одна из самых блестящих, славных и героических страниц истории иудейского народа, и страница эта посвящена защите храма, Де Сольси говорит: «ни один народ не погибал таким великим и достойным образом, как народ иудейский» 197 и предсмертная великая, героическая борьба была направлена к защите и сохранению храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

И вот все эти нарождающиеся чувства зреют у подростка и ждут своего поименования. Но нет! Среда, дворовая компашка, табуирует, запрещает это, глумится не только над словами любовь, красота, благодать , она пресекает даже возможность открытого чистого взгляда. Она опускает подростка. Цинизм убивает универсальное святое чувство, которым можно описать все лучшее, что есть в наших детях по естеству, т.е. что дано от рождения. Это – благоговение . Но этого мало. Матерщина не просто лжет на эти святые чувства, она оскверняет. А ребенок – ведь он прост и, как правило, вынужден становиться конформным. А затем он и сам интериоризует эти ложные поименования, т.е. сам начинает лгать на себя, на свой внутренний мир. И этим убивает, выжигает святыню души. Все же это приводит к совершенно особому, внутриличностному феномену – бессловесности души . И это не просто «скудный запас слов». Слов как бы вообще нет. Такой человек стыдится слова. Он опущенный . У него остались обрывки каких-то глагольных форм, фрагментарно представлены некоторые из прилагательных и т.п. В Евангелии от Матфея Господь Иисус Христос рассказывает притчу о званных на вечерю. Царский пир в этой притче символически обозначает встречу людей с Богом. И вот когда, говорится в притче, брачный пир наполнился возлежащими, Царь, вошедши посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. ( Мф.22:10–12 ). Брачная одежда – символ чистоты души, нажитых духовным трудом добродетелей. И как уместно было бы сказать этому человеку: «Господи! Прости меня, Сам дай мне эту одежду». Но грех нераскаянный рождает некое запирание искреннего слова. Возникает ложный, греховный стыд сказать искреннее слово. (Отец Павел Флоренский писал, что грех рождает закрытость души.) Кроме того матерщина – это оскорбление Божией матери и своей собственной матери. И если Церковь постоянно прославляет Пресвятую Богородицу и учит чтить свою мать, то демоническое начало подвигает оскорблять эти Святыни.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

И когда сие последнее проникнуто духом святыни Евангельской: тогда оно есть живое подражание Слову Божию; когда же в беседе нет сего духа: тогда она есть оскорбление святого Слова Божия. Христианскую проповедь Св. Павел называет священнодействием благовествования Божия ; но какое это будет священнодействие, когда мы станем проповедовать истины Писания не в наученных Духа Святого, но в наученных человеческих премудрости словесах, когда духовное и святое станем излагать не духовно , а по плоти и по духу мира ? § 206. Слово Божие есть истинно потому, что свято, и свято потому, что истинно, как истинен и верен Сам даровавший оное. Верен Бог , говорит Св. Павел, что слово (проповедь) наше к вам не было то да , то нет! Ибо Сын Божий Иисус Христос, проповеданный у вас нами, не был да и нет но в Нём было да (ибо все обетования Божии в Нём да, и в Нём аминь); – так как утверждающий нас с вами во Христе, и помазавший нас, есть Бог, который и запечатал нас, и положил залог Духа в сердца наши ( 2Кор.1:18–22 ). Как здесь, так и в других местах Богомудрых посланий своих Св. Апостол Павел определяет: а) высочайшую степень достоверности, какую имеет истина Евангельская, b) отрицательный характер истины проповеднической, c) положительный характер. Степень достоверности. Истина Евангельская до того истинна у Апостола Павла, что проповедуя её, он не боится предстать со своею проповедью на суд Самого Бога и сказать: она не была и не есть у меня то да, то нет , она есть единое и всегдашнее да. Не боится предстать на суд собственной совести, которая у истинного Праведника так же строга и правдива, как суд Божий; не опасается изыти на суд пред совестью учеников своих и пред совестью целого мира; наконец он не страшится предать анафеме не только себя, но даже Ангела с небес, если бы сей Ангел стал благовестить что-либо иное, не согласное с истиною Евангелия Христова. Аще мы или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет ( Гал.1:8:9 ). Отрицательный характер : когда Апостол рассуждает о свойстве своей проповеди, он свидетельствуется Богом и совестью народной, что в его слове не было и нет, по изъяснению Св.

http://azbyka.ru/propovedi/chtenija-o-ce...

" Когда же " , говорит евангелист, " воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию " . Два предмета здесь представлялись им: Его воскресение, и вопрос еще более важный: Бог ли был Тот, кто обитал в этом храме? То и другое Он давал разуметь в словах: " разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его " . Это и Павел представляет, как не малое знамение божественности Его, говоря так: " и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе " (Рим. 1:4). Почему же Он именно это знамение дает и там и здесь и везде, говоря или так: " когда Я вознесен буду от земли " (Иоан. 12:32), или: " когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я " (8:28); также: " знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы " (Мф. 16:4), и здесь опять: " в три дня воздвигну его " ? Да то в особенности и показывало в Нем не простого человека, что Он мог одержать победу над смертью и так скоро разрушить  долговременное ее владычество и прекратить тяжкую брань. Потому и говорит: " тогда узнаете " . Когда это? Когда воскресши привлеку к себе вселенную (Иоан. 12:32), - тогда-то уразумеете, что и это сделал Я, как Бог и истинный Сын Божий, наказывая за оскорбление Отца.  Почему же Он не сказал, какие нужны были знамения для прекращения бывшего зла, а только обещал дать знамение? Потому что таким образом Он еще более ожесточил бы их, а теперь более поразил. Впрочем, они ничего не сказали на это; им казалось, что Он говорит нечто невероятное, и потому они не продолжали еще спрашивать Его; они оставили это без внимания, как дело несбыточное. Но если бы они имели смысл, то, хотя бы это и казалось им тогда невероятным, - по крайней мере, впоследствии времени, когда Он сотворил уже множество знамений, они могли бы придти и спросить Его о том, чтобы разрешить свое недоумение. Но как они были несмысленны, то на одни слова Его вовсе не обращали внимания, а другие выслушивали со злым умыслом. Потому и Христос говорил им в притчах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Принимаюшийся за обучение таких именно, говорит, и за исправление их каким-либо способом наставления и за лечение целебными обличениями, совсем не будет иметь успеха в своих заботах; потому что учительные обличения и обучение они сочтут не уврачеванием своих язв, а напротив ударами для себя и ранами. И, конечно, им не принесет учитель никакой пользы против их желания, и несомненно навлечет себе от них насмешки и бесславие. Таких посему ты, друг, не обличай и не раздражай произвольно испорченных, чтобы они не возненавидели тебя. Ибо хотя Владыка и сказал укоризненно к ленивому рабу: почему не отдал сребра моего торгующим? ( Мф. 25:27 ), но и ученикам опять Он же говорит: не давайте святыни псам, и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас ( Мф. 7:6 ). И апостол опять в послании к Тимофею говорит: еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковый развратился и грешит, будучи самоосужден (Тим. 3:10). Да и Христос сам в другой раз, посылая учеников на проповедь прежде крестных страданий, заповедал в каком городе не примут вас, выходя оттуда оттрясите и прах от ног ваших, во свидетельство им ( Лк. 9:5 ). 19. При этом естественно кому-нибудь недоумевать, почему Христос, так говоря и заповедуя ученикам, Сам не так, оказывается, поступал на деле, хотя Сам же сказал: кто сотворит и научит, тот великим наречется в царстве небесном ( Мф. 5:19 ). И в истори Деяний Апостольских говорится: первую книгу написал я о всем, что Иисус делал и чему учил от начала. Как же так Он почти во все продолжение проповеди Своей сильно во всем обличал преступавших закон и злобных книжников и фарисеев, почему и навлек на Себя зависть ( Мф. 27:18 ), и испытавши от них недоброжелательство и оскорбления невыносимые и бесчестие незаслуженное, претерпел наконец крест и смерть. 20. Прежде всего необходимо иметь в виду то, что Христос, будучи Владыкою и Господом всего, не подобно рабам и не одинаково с ними без сомнения подлежал самым требованиям закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

«Реакция на несознательное богохульство должна содержать понятное разъяснение того, какие слова и действия, и почему, являются богохульством. Этот ответ может быть как публичным, так и личным. Его цель — приведение человека к осознанию недопустимости высказываний, могущих повредить его душе и оскорбить чувства верующих. Вместе с тем, поспешное обвинение в богохульстве может привести к ложным суждениям. Грешит не только тот, кто хулит Бога, но и тот, кто ложно обвиняет кого-то в богохульстве. В случаях оскорбления Бога или святыни в публичном пространстве важно, чтобы уполномоченные Синодальные или епархиальные церковные органы давали квалифицированную оценку данному акту и определяли способы противодействия богохульству в конкретном случае» Ложное обвинение в богохульстве — грех; оценивать, является ли данный акт богохульством, должны «синодальные или епархиальные церковные органы». Обратим внимание — не группа активистов, сама себя назначившая, а «синодальные или епархиальные церковные органы». Тот же документ определяет действия, которые надлежит предпринимать в ответ на богохульство: Обратим внимание, что все эти действия совершаются а) в согласии с Церковью б) строго в рамках закона. Одно из ключевых слов в Церкви — послушание. Как увещевает Апостол, «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр.13:17). Нельзя действовать во имя православной веры и делать это в непослушании Церкви. Все, что делается в непослушании Церкви — делается против Церкви. Как говорит св.Игнатий Богоносец, «Ничего не делайте без Епископа и пресвитеров. Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете это делать сами по себе». Именно доверие и послушание соборному разуму Церкви и поможет нам избежать различных провокаций. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/vyisokoe-iskusstvo-pro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010