Закрыть itemscope itemtype="" > О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры 27.07.2023 607 Время на чтение 17 минут Источник: Благодатный Огонь В условиях открытых гонений, захватов храмов и осквернения святынь на Украине, вновь приобретает актуальность Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода Православной Российской Церкви о деятельности церковно-административного аппарата в условиях новой государственной власти от 28 февраля 1918 г., где в частности говорится: «3. При всех приходских и бесприходных церквах надлежит организовать из прихожан и богомольцев союзы, которые должны защищать святыни и церковное достояние от посягательств… 12. Священные сосуды и прочие принадлежности богослужения должно всеми мерами оберегать от поругания и расхищения… 13. В случае покушения на захват священных сосудов, принадлежностей богослужения, церковных метрик и прочего имущества церковного, не следует добровольно отдавать их, так как … священные сосуды и принадлежности богослужения освящены церковным употреблением… 14. В случаях нападения грабителей и захватчиков на церковное достояние следует призывать православный народ на защиту Церкви, ударяя в набат, рассылая гонцов… 16. Все восстающие на Святую Церковь, причиняющие поругание святой Православной вере и захватывающие церковное достояние, подлежат, не взирая на лица, отлучению церковному…» Итак, этим постановлением Православная Российская Церковь, правопреемницей которой в современной Украине является УПЦ МП, вменяет в обязанность православным прихожанам защищать храмы и святыни Церкви. Причем, формулировка 14 пункта Постановления дает основания предполагать, что эта защита может иметь не только форму молитвенного бдения, крестных ходов, но и силовой характер. О таком развитии событий предупреждал большевистские власти в апреле 1919 г. сам святитель Тихон, когда предпринимались попытки осквернить мощи прп. Сергия Радонежского: «По долгу пастырского служения заявляю вам, что всякое оскорбление религиозного чувства народа вызовет в нем естественную скорбь, справедливое негодование и может взволновать его даже в несравненно большей степени, чем все другие невзгоды жизни... Вскрытие мощей нас обязывает стать на защиту поругаемой святыни и вещать народу:  Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5. 30)»

http://ruskline.ru/opp/2023/07/27/o_svya...

поиск:   разделы   рассылка Священник Димитрий Свердлов Почему верующие боятся критики? Источник:  Православие и мир Критика Церкви – почему верующие воспринимают ее так болезненно и часто предпочитают закрыть глаза на горькую правду? На самом деле православные боятся, когда критикуют Церковь. Отдельные редкие представители Церкви относятся к критике спокойно, иногда даже доброжелательно. Но в основном верующие боятся. И оттого срываются в ответ на крик и на обиды. Кричат на разных языках, от незамысловатого " сам такой! " до интеллигентного " вам не хватает компетентности " . Крик – основное настроение реакции на критику. Кто общался с православными в ЖЖ и на форумах, тот это знает. Оппонент бьет сразу наотмашь, или переходит тут же на личности... Обвинения собеседнику " еретик " , " обновленец " , " филокатолик " – сыпятся с частотою междометий. Итог дискуссии легко подводит приговор " жидомасон " ... Такая картина рисуется не только в интернете. Официальную церковную печать делают люди все-таки образованные и сдержанные, а вот в околоцерковной прессе нравы те же. Обвинения и анафемы, бывает, летят и с амвонов – там, где можно было бы в ответ на критику обойтись всего лишь укоризненной улыбкой... Биолог скажет, что крик – это во многих случаях реакция на боль. Или на страх возможной боли. Что же болит у православных, когда они слышат критику в адрес Церкви? И чего они, в таком случае, боятся? Откуда эта боязнь разговаривать? Рассуждать? Обсуждать? Слушать, в конце концов?.. Доброты, мудрости, силы очень мало в такой позиции. Именно силы. Добрый и сильный человек не боится, что у него отнимут дорогое. А слабый, даже если угроза мнимая, начинает кричать, плеваться и царапаться. Сильный православный знает, что главного у него никто не отнимет. Никто не отнимет у человека Бога, отношений с Богом. Никто не сможет отнять у человека Церковь, которая есть Царство Небесное, и которая " внутрь нас есть " . Я понимаю, когда верующий человек может обидеться на оскорбление святыни. Расстроиться, обидеться и даже дать сдачи. Этическая нормальность контрреакции в данном случае под вопросом, но понять человека, конечно, можно. Однако мы сейчас говорим не об оскорблениях, а именно о критике. Мне трудно разделить реакцию человека, который начинает кричать в ответ на критику. Когда же православный кричит, потому что критику воспринимает как оскорбление – это тоже наводит на размышления.

http://religare.ru/2_85226.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Никто, кроме нас самих, не защитит свою историю, культуру, святыни» Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман благословил Стояние против фильма «Матильда» 27.07.2017 1597 Время на чтение 3 минуты 1 августа в 19.00 по местному времени в городах Русского мира и за рубежом, как заявлено организаторами, пройдёт народное Стояние «За веру! За Отечество! За народ и Царя!» . Акция заявлена в поддержку Стратегии национальной безопасности, подписанной Президентом Путины м 31.12.2015 г., в которой защита традиционных духовно-нравственных ценностей выделена одним из главных приоритетов государства, сообщает пресс-служба Движения «Сорок Сороков». Организаторы Стояния также заявили, что данное мероприятие направлено против выхода в прокат на экраны страны кощунственного, с их точки зрения, фильма Алексея Учителя «Матильда», снятого, в том числе, и за счет бюджета. Стояние может пройти в разных городах в разном формате: общегражданские акции в виде пикетов и молитвенные стояния. Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман первым из священноначалия благословил проведение стояния против «Матильды» в городе Волгограде. Всероссийское Стояние «За Веру! За Отечество! За народ и Царя!» под хэштегом #остановимМатильду было инициировано Движением Сорок Сороков. Стояние поддержали депутат Государственной Думы Наталья Поклонская, председатель комитета Госудумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев, Заслуженная артистка России, рок-музыкант Ольга Кормухина, чемпион России по боксу Владимир Носов, движения «Царский Крест», «Сыны Афона», «Многодетная Россия» и другие общественные организации. Акция превратилась в консолидированное мероприятие православных граждан. В Москве оно пройдет в форме молитвенного стояния, во время которого будет отслужен молебен с чтением Акафиста Царственным страстотерпцам на территории храма Воскресения Христова в Кадашах 1 августа в 19:00. Ранее Наталья Поклонская направила в Минкульт РФ, МВД и Генпрокуратуру подписанный 37 парламентариями депутатский запрос «о принятии мер по недопущению оскорблений религиозных чувств верующих и осквернения православных святынь сюжетной линией фильма [Алексея Учителя] " Матильда " ». К запросу депутат приложила 100 000 обращений и подписей граждан и ответ Счетной палаты, в котором сказано о выделении Фондом кино 280 миллионов рублей кинокомпании Алексея Учителя «Рок».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/07/27/ni...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви Как подчеркивается в Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, свобода есть одно из проявлений образа Божия в человеческой природе (II.1). Однако неправильно употреблять эту свободу для противодействия Богу, создавшему человека (Быт. 1, 27) и Своим Промыслом управляющему миром (Деян. 17, 28). Она не должна использоваться для хулы на Бога, клеветы на Его Церковь и людей. Подобное противление Творцу разрушает установленный Им порядок мироздания, приводит ко многим бедствиям и страданиям в жизни творения. 1. Богохульство и клевета: церковный взгляд В церковной традиции под богохульством понимается оскорбительное или непочтительное действие, слово или намерение в отношении Бога или святыни. О грехе богохульства упоминается в книгах Ветхого Завета (напр. Лев. 24, 15; Пс. 73, 18). О нем многократно говорится и в Новом Завете (напр. Мк. 7, 21-23; Ин. 10, 33; Откр. 13, 1). Святой апостол Павел говорит о богохульниках как о потерпевших кораблекрушение в вере (1 Тим. 1, 19), понимая под богохульством не только оскорбление Бога или Его святого имени, но и всякое отпадение от веры. Будучи выражением стремления оскорбить или подвергнуть поруганию Творца, богохульство является одним из самых тяжких нравственных преступлений. Открытое и последовательное противостояние Создателю делает человека неспособным к покаянию, искажает богоподобное устроение человеческой личности. В тесной связи с богохульством находятся такие грехи как святотатство, кощунство и осквернение святыни. Одна из форм богохульства это клевета на Церковь как Тело Христово, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). В то же время клевета, как заведомо ложные обвинения в не совершенных преступлениях или безнравственных поступках, есть грех против правды, разрушительный для Богом установленного вселенского порядка. В других случаях понятие клеветы, многократно встречающееся в текстах православной традиции, понимается как грех против ближнего (Рим. 1, 30; 2 Кор.12, 20; 2 Тим. 3, 3).

http://mospat.ru/ru/documents/87601-otno...

Проект документа «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в отношении Церкви» 16 декабря 2010 г. 21:00 16 декабря 2010 года президиум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви постановил принять в первом чтении проект документа «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в отношении Церкви», направить его на отзыв в епархии Русской Православной Церкви и опубликовать с целью проведения общественной дискуссии, по итогам которой передать документ на второе чтение в пленум Межсоборного присутствия. На портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающим предоставляется возможность оставлять свои комментарии. Как подчеркивается в Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека свобода есть одно из проявлений образа Божия в человеческой природе (II, 1). Однако неправильно употреблять эту свободу для противодействия Богу, создавшему человека (Быт. 1, 27) и Своим Промыслом управляющему миром (Деян. 17, 28). Она не должна использоваться для хулы на Бога, клеветы на Его Церковь и других людей. Подобное противление Творцу разрушают установленный Им порядок мироздания, приводят ко многим бедствиям и страданиям в жизни творения. 1. Понятия богохульства и клеветы в православной традиции В церковной традиции под богохульством (греч. βλασφημα, blasphemia) понимается оскорбительное или непочтительное действие, слово или намерение в отношении Бога или святыни. О грехе богохульства упоминается в книгах Ветхого Завета. О нем многократно говорится и в Новом Завете (напр. Мк. 7, 21-23; Ин. 10, 33; Откр. 13, 1). Святой апостол Павел говорит о богохульниках как о потерпевших кораблекрушение в вере (1 Тим. 1, 19), понимая под богохульством не только оскорбление Бога или Его Святого имени, но и всякое отпадение от веры. Будучи выражением стремления оскорбить или подвергнуть поруганию Творца, богохульство является одним из самых тяжких нравственных преступлений и по сути своей есть грех хулы на Духа Святого, по слову Христа Спасителя, не прощаемый «ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 32). Открытое и последовательное противостояние Создателю делает человека неспособным к покаянию, искажает богоподобное устроение человеческой личности. В тесной связи с богохульством находятся такие грехи как святотатство, кощунство и осквернение святыни.

http://patriarchia.ru/db/text/1343168.ht...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Е.Н. Трубецкой. О христианском отношении к современным событиям Вступая на кафедру, я испытываю понятное смущение. Слово, сказанное здесь, в религиозно-философском обществе, должно быть не голосом политической страсти, не выражением какого-либо партийного мнения, а прежде всего и больше всего судом религиозной совести. Готовы ли мы к этому суду, столь ответственному? Найдем ли мы в себе ту ясность ума и ту легкость духа, которые необходимы для того, чтобы подняться над уносящим нас бурным потоком событий? Но жизнь не ждет и не дает нам отсрочки, не допускает никакой остановки для совестного суда. Совесть наша должна быть всегда готова судить – о том, что делается кругом, и о том, что сами мы должны делать. От нас требуется не воздержание от суда, а та осмотрительность и осторожность в суждениях, которые диктуются нашим благоговением к святыне. Есть нечто несомненное, бесспорное, что должно лечь в основу совестного суда, и этим облегчается наша задача. Мы присутствуем при полной переоценке всех политических ценностей: старые ценности рушатся, а новые возникают из развалин. Но для суждения об этих меняющихся ценностях есть у нас точка опоры в той вечной действительности, которая не возникает и не уничтожается. По свойственной человеку слабости, это вечное иногда смешивается с временным. Тогда возникают те идолы, которые заслоняют от нас подлинную святыню. Когда идолы эти рушатся, в их крушении совершается то откровение праведного Божьего суда, которое освобождает человеческие души от тяжкого плена. Такое откровение совершилось и в современных нам событиях. Отчего рухнуло царское самодержавие в России? Оттого, что оно стало идолом для русского самодержца. Он поставил свою власть выше Церкви, в этом было и самопревознесение, и тяжкое оскорбление святыни. Он безгранично верил в субъективное откровение, сообщающееся ему, помазаннику Божию, или непосредственно, или через посланных ему Богом людей, слепо верил в себя как орудие Провидения. И оттого он оставался слеп и глух к тому, что все видели и слышали. Отсюда эта армия темных сил, погубившая его престол, и вся та мерзость хлыстовщины, которая вторглась в Церковь и государство. Повреждение первоисточника духовной жизни – вот основная причина этого падения.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«В ХРАМЕ СТОЯЩЕ СЛАВЫ ТВОЕЯ, НА НЕБЕСИ СТОЯТИ МНИМ, БОГОРОДИЦЕ...» Великим постом мы часто слышим в храмах наших эти многознаменательные слова, читаемые за каждым утренним богослужением. «Поистине храм есть земное  небо»,  подтверждает это и наш великий праведник и молитвенник приснопамятный пастырь Кронштадтский о. Иоанн: «ибо, где престол Божий, где страшныя Тайны совершаются, где ангелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя, – там истинно  небо  и небо небесе!..» И действительно, храм наш с совершаемым в нём богослужением для нас, еще живущих на земле, есть как бы преддверие, как бы земное предуготовление той небесной Вечери Агнца Божия, участниками которой призываются быть все христиане в ожидающей нас будущей жизни – там на небе. «Горе имеим сердца!»  слышим мы обращенный к нам призыв священнослужителя, совершающего Божественную службу. И мы, стоя в храме, как бы действительно отрываемся на время от земли, и умом и сердцем переносимся туда «горе» – на небо, где обитает Бог с безчисленными сонмами Ангелов и Святых. Каждый молящийся в храме, если только он по-настоящему молится, должен ощущать себя стоящим не на земле, а  на небе.  Он должен оставить за стенами храма все свои земные мысли, чувства, желания и переживания, все свои обычные светские привычки, манеры и замашки. Вот почему совершенно неуместно и недопустимо, войдя в храм, вести себя в нем как где-нибудь в гостях, в светском обществе – подходить к своим знакомым, здороваться с ними, спрашивать и разговаривать о том и о сём... Такое поведение, поскольку оно допускается, есть нарушение благоговения, оскорбление неземной, небесной святыни храма! В храме – всё другое: там свой особый мир, не земной, а небесный, там свои законы, свои обычаи, свои правила и приличия, предписываемые церковным уставом. И кто любит храм, кому дорога его небесная святыня, тот всё это должен знать, а если не знает, постараться узнать! И входить в храм и стоять в нем надо с величайшим благоговением и страхом Божиим. Войдя внутрь, надо осенить себя троекратно крестным знамением, совершая при этом в праздники три поясных, а в будни – три земных поклона. Всем стоящим в храме надо равно поклониться направо и налево и занять свое обычное, удобное для молитвы место. Мужчины должны становиться с правой стороны, а женщины – с левой, оставляя свободным проход от царских врат к выходу. Это древний, веками освященный обычай, который нарушать никак не следует.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иерей Валерий Буланников: «Церковь не может молчать, улыбаться и всем всё прощать» Известный священник о необходимости адекватной реакции государства, общества, Церкви на участившиеся проявления кощунства 21.03.2012 1416 Время на чтение 5 минут Как сообщалось , 20 марта в Покровском кафедральном соборе города Невинномысска произошел вопиющий случай вандализма и кощунства. Молодой человек 25 лет со стеклянными глазами избил священника, ворвался в алтарь и уселся на горнее место. В последнее время участились проявления кощунства в тех или иных формах. В многочисленных передачах откровенно богохульствует тележурналист и коневод Невзоров . В феврале «панк-феминистки» устроили шабаш в Храме Христа Спасителя в Москве . И вот теперь еще один вопиющий случай. Мы попросили прокомментировать происходящее известного священника, клирика храма Святителя Николая в Отрадном (г. Москва ) иерея Валерия Буланникова . У Невзорова своя лошадиная логика. Либеральными СМИ поднята целая волна о том, что есть вот такие «несчастные девочки», а церковные инквизиторы пытаются их загнать чуть ли не на костер. Церковь должна защищать свои святыни, никто не собирается мстить. Неоднократно говорилось о том, что нет покаяния этих кощунниц, поэтому бессмысленно говорить о каком-то прощении. Есть закон государства, оно должно защищать своих граждан от покушений и оскорблений. Я считаю, что исполнительницы этого акта просто душевнобольные, у них очень серьезные проблемы с психикой. Их надо не только наказать, но и лечить. Истерия, которая поднялась среди либералов по поводу безобразной провокации в Храме Христа Спасителя, безусловно, влияет на людей с неустоявшейся психикой. Ими специально создается в обществе впечатление, что Церковь всюду «влезла». Куда она влезла – непонятно; Церковь молится, а её специально провоцируют, и она должна как-то отвечать на это. Это же совершенно очевидно, потому что речь идет о духовном здоровье миллионов людей. Церковь должна защищать христианские ценности, это её святое право и обязанность перед лицом верующих. Многим не нравится, что Церковь активно отстаивает свои принципы и высказывает свой взгляд на те или иные события, но это нужно членам Церкви, и они имеют на это право.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/03/21/ie...

Закрыть Заметки из бывшей Северной Фиваиды Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь 18.04.2024 4 Время на чтение 5 минут Фото: Кремлевская площадь Вологды На днях, гуляя с детьми по доброй старой Вологде, увидели с ними у Поклонного Креста, стоящего на месте уничтоженного коммунистическим руководством области в 1972 году Спасо-Всеградского собора, группу подростков: детки забрались на Крест и по-обезьяньи кривлялись, изображая из себя распятых. Мат, глумливый хохот, «ща пофоткаемся», втянутые в плечи головы прохожих, старающихся не заметить кощунства и быстренько пробегающих мимо: «Меня не трогают, и ладно». Мои дети онемели: тычут пальцем на этот, простите, «перформанс». Действовать нужно было быстро и жёстко. До мордобоя дело не дошло, хотя я был вполне готов к нему, – хватило громкого окрика и камеры телефона, направленной на потомков коммунаров. Смылись стремительно. Дети выдохнули, но по дороге все время спрашивали, как это понять, почему так себя ведут «эти ребята». Да потому, – думаю, – так себя и ведут, что подавляющее большинство втянуло головы в плечи. Здесь и глупый страх «вылезти из стада», и откровенное безразличие: «Оскорбление святыни»? «Святотатство»? – Не, не слышали: для нас святотатство – это повышение цен на услуги ЖКХ, продукты, билеты. Вот это да, это – настоящее святотатство. А со своими крестами и прочими храмами пусть церковники разбираются. Понастроили молелен. (Кстати, это цитата: именно так возмущался один из моих собеседников, тоже житель древней Вологды, когда-то – столицы Северной Фиваиды). Мы – люди цивилизованные, «Битву экстрасенсов» смотрим. А чё такого. Поклонный Крест, повторяю, находится на месте уничтоженного Спасо-Всеградского собора. Храм называли еще «Спас обыденный» – в память об избавлении от моровой язвы в 1654 году, когда по обету вологжан «об один день» была всем городом построена сначала маленькая церковь, которая к ХХ веку была уже прекрасным собором. Согласно обету предков, кстати, храм был поставлен на вечные времена в назидание потомкам. Насколько способными оказались потомки к усвоению назиданий и уважению к памяти предков, можно видеть сегодня.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/18/za...

Митрополит Новосибирский Тихон о тех, кто не будет участвовать в митинге против «Тангейзера»: Они избрали славу этого мира 26 марта, 2015. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон Когда мы ищем сочувствия, или сострадания или похвалы от этого безбожного общества, то мы не на верном пути, мы отступаем от Христа. 26 марта. ПРАВМИР. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон произнес проповедь, в которой призвал жителей города выйти на митинг против оперы «Тангейзер». Вы знаете, сейчас в Новосибирске идет сложный процесс по поводу показа в Новосибирском оперном театре оперы «Тангейзер», в которой кощунство направлено против самого Господа нашего, Иисуса Христа. Режиссер и директор театра решили унизить, оплевать наши святыни христианские. И за 30 сребреников, которые им выплатили за эту постановку, поругаться над Христом, итак распятым на древе. Поэтому в следующее воскресенье (Прим.ред. 26 марта 2015 года) в 14:00 на Центральной площади будет молитвенное стояние против деяний этих беззаконников, и все православные люди призываются поучаствовать в этом молитвенном стоянии. Это не обязательно, никто не говорит, что это обязательно туда придти, но здесь происходит разделение. Также, как, когда Христа распяли, мы видим, у Креста изображается, около Голгофы, кто остался — Матерь Божия и Иоанн Богослов, все апостолы убежали, потому что были малодушны, не имели Духа Святого, укрепляющего их в вере и благочестии, оставив Христа, все разбежались. И один Он висел и страдал на Кресте за всё человечество. Матерь Божия, немощная женщина, не могла ничем помочь, но она пришла и стала, и показала, что она не с распинателями, она с самим Христом, что она поддерживает Его в Его страданиях. И, конечно, потом не все убежали. Апостол Петр еще трижды отрекся. И вот сейчас, когда начали мы выяснять, как кто отнесся к этому, многие люди отнеслись прохладно. Некоторые считают, что не нужно участвовать в этом митинге, в молитвенном стоянии. Ну, Бог им судья. Значит они избрали славу этого мира, они не хотят с униженным и оскорбленным Христом стоять рядом у Его креста, они хотят показать, что они вместе с распинателями, что они вместе с хулителями и христопродавцами находятся, что им не нужен Христос, что им нужен мир и спокойствие в их жизни.

http://pravmir.ru/mitropolit-novosibirsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010