5 См.: Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству святейшего Синода. СПб., 1860. Кн. 1. С. 87–88; Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшего Синода. СПб., 1868. Т. 1. Стб. 91. 6 Спасо-Воротынский монастырь был приписан к московскому Новоспасскому монастырю; сохранились глухие сведения о том, что монастырь был упразднен за связи со старообрядцами. В сохранившихся документах «запустевшего» в 20-е годы XVIII в. монастыря упомянут казначей, а затем игумен Авраамий, о котором писал в «Хождении» Иоанн Лукьянов. См. подробнее: Леонид (Кавелин) . Церковно-историческое описание упраздненных монастырей, находящихся в пределах Калужской епархии//ЧОИДР. М, 1863. Кн. 1. Отд. 1. С. 95; Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877. С. 587; Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1897. Ч. 3. С. 171 (No 2068). Точка зрения Сергея Беливского, полагавшего, что Лукьянов «со товарищи» посетил калужский Лаврентьев монастырь, находившийся в черте города, и там получил благословение на «путное шествие» от архимандрита Кариона, сочувствовавшего старообрядцам, не выдерживает критики. Паломники потратили на эту поездку несколько суток и чуть не погибли в пути во время метели. Ср.: Беливский С. Прение о старце Леонтии//Духовные ответы. М, 2003. Вып. 16. С. 78–80. 7 Русские старообрядцы, объявленные официальной церковью «лютыми неприятелями и государству, и государю», разработали сложную систему подпольных явочных квартир, где можно было остановиться, не опасаясь надзора со стороны властей. См.: Лилеев М.М. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVШ вв. Киев, 1895. Вып. 1. С. 55. 8 См.: Лилеев М.И. К вопросу об авторе «Путешествия во Святую землю» 1701–1703 гг. московском священнике Иоанне Лукьянове, или старце Леонтии//Чтения в историческом обществе Нестора-летописца. 1895. Т. 9. Отд. 2. С. 25–41 [Отд. отт. – Киев, 1894]. 9 См.: Есипов Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шатур. Колокольня церкви Николая Чудотворца. Колокольня. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1701 и 1833. Адрес: Россия, Московская область, Егорьевский район, деревня Шатур Координаты: 55.476812, 39.41707 Проезд:С Казанского вокзала Москвы до ст. Шатурторф, далее только на внедорожнике по грунтовке или аналогичным образом от села Большое Гридино Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Шатур принадлежит к древнейшим поселениям и упоминается в духовной грамоте вел. князя Василия Дмитриевича о разделе имения сыну своему Василию Васильевичу и княгине своей Софье Витовтовне от 1423 г. В списке с писцовых Владимирских книг В. Крапоткина 1637-48 гг. Шатур упоминается в качестве погоста с деревянной церковью Николы чудотворца. В начале XVIII в Шатуре мы встречаем уже 2 церкви: Никольскую, построенную в 1701 г., и Казанскую, построенную в 1717 г. Вместо сгоревшей в 1831 г. Никольской церкви, московским купцом Афанасием Щекиным в 1833 г. построена была новая деревянная Никольская церковь с приделом Казанским. Тем же А. Щекиным, вместо обвешавшей Казанской, построена была в 1838 г. теплая церковь в честь Нерукотворенного образа Христа Спасителя, которая в 1886 г. была возобновлена как внутри, так и снаружи. Из памятников древности обращают на себя внимание царские двери с изображением на них во весь рост Василия Великого и Иоанна Златоустого, иконы св. Николая и Нерукотворенного образа. В состав прихода входят деревни: Б. Гридино, Сабанино, Борносово, Алексино, М. Гридино, Денисовская, Старая, Чадлева, Якимовская и Горки, в коих числится муж. пола 1842 души, жен. пола 1966 душ. В Шатурском приходе значатся две церковно-приходских школы, из коих одна стоит в самом селе близ церкви и открыта в 1877 г., а другая – в Б. Гридине, устроенная в 1889 г. в память чудесного события 17 октября 1888 г. Причта по штату 1873 г. положено: священник, 2 псаломщика, по указу Св. Синода от 4 марта 1885 г., согласно прошению прихожан, обязавшихся вносить на содержание причта 1500 руб., состоят 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 4, Рязань, типография В.О. Тарасова, 1891 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=13567

Строения в обители сей ныне деревянные следующие: 1) две ЦЕРКВИ: а) СОБОРНАЯ на каменном фундаменте с двумя приделами. Первый – во имя Вознесения Господня, а другой – во имя Святого Николая; б) с трапезой тёплая во имя Покрова Пресвятой Богородицы; 2) КОЛОКОЛЬНЯ с воротами; 3) КЕЛЬИ Настоятельские о шести покоях; 4) КЕЛЬИ братские; 5) СЛУЖБЫ с ОГРАДОЙ. Содержание имеет он от доброхотных дателей, пашни и других угодий, которых состоит во владении его, по универсалу 1708 года Мая 20 Гетмана Мазепы и правам 1719 года Марта 1 по 1720 год Мая 19 Князя Януса Анзония Корибуты Вишневецкого пахотной земли на шестьдесят семь дней, а сенокосной на триста десять копен, от рыболовного озера, мельницы на реке Ирдине и от других выгод. Настоятельство Игуменское издавна учреждено, ибо в 1671 и 1701 годах упоминаются уже Игумены. Мстерский или во Мстере Богоявленский монастырь Мужской, упразднённый. До Штатов 1764 года находился в Суздальской Епархии при реке Мстере и селении сего же имени от Суздаля к юго-востоку в 71, от Владимира к востоку в 80 вёрстах. Мстерский или во Мстере Ивановский монастырь Девичий, упразднённый. До Штатов 1764 года находился в Суздальской Епархии при реке Мстере и селении сего же имени от Суздаля к юго-востоку в 71, от Владимира к востоку в 80 вёрстах. Мстиславский Духов или Духовский Тупичевский монастырь Могилёвской Епархии заштатный мужской. См. Тупичевский Духовский Мстиславский. Мурашкинский Спасский и Троицкий Два упразднённых монастыря. См. Мурошкинский. Муромский Благовещенский монастырь См. Благовещенский Муромский. Муромский Борисоглебский монастырь См. Борисоглебский Муромский. Муромский Воскресенский монастырь Упразднённый. См. Воскресенский Муромский. Муромский Спасов или Спасский монастырь Владимирской Епархии 3 класса мужской. Находится внутри города Мурома. Здания в нём все каменные, примечательнейшие же из оных есть следующие: 1) соборная ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня; 2) КОЛОКОЛЬНЯ; 3) КЕЛЬИ Настоятельские и братские; 4) ОГРАДА кругом монастыря;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

докум. и дел архива св. Синода», IV, 1724 г., 358 (пустыни принадлежала Подмонастыр. слободка; здесь названа Золотоношская). 1294. Успенская – Княжая или Княжева, мужская пустынь, ныне погост Княжая пустынь, Костромской губ., Кологривского у., в 25 вер. к юго-вост. от Кологрива, по дороге в Макарьев, при рч. Княжей, впадающей в Унжу. По преданию, она основана в XVI ст. Игнатием Фомичем Цызаревым, который принял здесь иночество. В 1678 г. о ней упоминается, как о безвотчинной, а в 1764 г. она упразднена. “Ист. Росс. Иер.», IV, 544; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 156; “Журн. Мин. Вн. Дел», 1831 г., кн. 5, 99 (об остатках древн. зданий). 1295. Успенская – Паройская или Пройкова – Липецкая, мужская пустынь, ныне церковь Успения в селе Студенках, Тамбовской губ., Липецкого у., в 1 вер. к сев.-вост. от Липецка, при впадении рч. Студенки в Воронеж. Основана на месте явления иконы Божией Матери в 1701 г., вероятно, Имп. Петром I, который посетил эту местность в 1700 г. и пользовался здесь минеральными водами. В 1724 г. к ней были приписаны Красногорский или Красноводский Спасский, что в Романовской слоб., и Успенский м-рь в Епифани. Упразднена в 1764 г. с переводом братии в Тамбовский Казанский монастырь. “Ист. Росс. Иер.», V, 16; Болховитинов, “Ист. геогр. опис. Воронеж. губ.», 190; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.», 54, 285; “Рязан. губ. в.», 1855 г., 45 (быв. м-ри в Ряз. еп.). 1296. Успенская – Салалейская или Солелейская, иначе Салолчевская, мужская пустынь, совсем уничтоженная, находилась в Пензенской губ., Нижнеломовского у., на рч. Салалейке, за р. Мокшею, от Нижнего Ломова в 9 вер., а от Верхнего Ломова в 14 вер. В 1689 г. пустынь имела церковной земли перелогом и лесом 22½ четверти, сенных покосов копен на 50, которым владеют Нижнеломов. уез. села Лукиной Поляны выборные солдаты. Упразднена в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», VI, 2; Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале», 114 (находилась в самом городе, была безвотчинною, довольствовалась от подаяния христолюбцев); Строев, “Спис. иер. и наст.», 961 (Салалейская пуст. – строит. Маркелл, 1751 г.), 962 (Успенский, что на Сололенской горе – строит. Гурий, 1728–31 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 144 (опис. 1689 г. церковн. утвари в пустыни).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Азовская Основана в 1700 г., по рекомендации «царского советника и агента – Иерусалимского Патриарха Досифея», в целях возвышения Азова и упрочнения его за Россией. Митрополия (предполагавшаяся). «...Петр лично, без долгих рассуждений открыл Азовскую епархию...» ( Покровский И. М. Русские епархии в XVI–XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Т. 1–2. Казань, 1897–1913. Т. 2. С. 50). «... Азов – это была турецкая крепость на берегу р. Дона, находившаяся в нынешней Екатеринославской (Днепропетровской. – Сост.) губернии, она взята у турок... в 1696 г. и в 1700 г. в Азове основана епархия и основан монастырь Св. Иоанна Предтечи, при котором и открыта там кафедра епископская...» (Родионов M., прот. Статистическое... описание Таврической епархии... С. 39, прим. 1). Упразднена в 1703–1704 гг. 5 Возобновлена в 1927 г. (или несколько ранее) и тогда же вновь упразднена. Ростовское-на-Дону викариатство. Возобновлена 28.03(10.04)1989. Ростовское-на-Дону викариатство. Упразднена 10.02.1993. 1700 21.06.1701 03.12.1703 30.06(13.07)1927 27.10(09.11)1927 Серафим Силичев 28.03(10.04)1989 21.04(04.05)1989 22.04(05.05)1989 10(23)02.1993 Сергий Полеткин Азовская, обн. (см. Азово-Черноморская, обн.) 6 Епископ Воронежский. В 1696–1700 гг. Воронежская епархия именовалась «Воронежской и Азовской», поэтому можно предположить, что первоначально, в процессе организации Азовской епархии, Св. Митрофану было поручено архипастырское попечение о ней. Однако, по мнению И. М. Покровского , «...относительно титула «Азовский», приписываемого Св. Митрофану, нужно заметить, что он не документальный. Власть Св. Митрофана не простиралась на Азов. По справедливому объяснению исследователя по церковной истории Воронежского края П. В. Никольского , такой титул приписывали воронежскому (святителю. – Сост.) потому, что Св. Митрофан считал завоевателей Азова своими пасомыми и молился как об их здравии, так и об упокоении душ убитых там воинов... Таким образом, места по нижнему бассейну Дона и северному побережью Азовского моря, где кипела жизнь вследствие азовских походов, не будучи официально подчинены Св. Митрофану, пока не имели определенной епархиальной подведомственности...» ( Покровский И. М. Ук. соч. Т. 2. С. 36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мисаил , 1654. Александр определён 14 окт. 1658; до мая 1663. Пахомий определён в мае 1663; упом. 1664 и 65. Филарет , в нояб. 1667, в авг. 1668. Боголеп , 1671. Ипполит , 1676–82. Сергий , 1683–87. Варсонофий , 1688. Иосиф 3 мар. 1700 хирот. в архиепископа Великоустюжского. Мисаил , 1700–2. Указом 20 авг. 1702 этот мнтрь уничтожен и обращён в приходскую церковь , а братия перев. в Владимиро-Рождественский; в 1717 был ещё уничтоженным, также – в 1720. ( Павел , 1729–32)? Симеон , 1729, 32, 33, 37; 19 янв. 1739. Иов , 1740–45. Авраамий , с мар. 1745. Иаков , 1751–53. После в Гороховецком Николаевском. Иоасаф , 1759–64. 23 Сновицкий Благовещенский, в Владимирском, уезде существовал в XV веке, а потом был домовый митрополии Московской 205 . Упразднён в 1764 г. [VI. 166.] Игумены Серапион , 1464 и 65. Антоний , 1490–95. Иона , в окт. 1499. Евстратий , 1505. Глеб , 1511–22. Феодосий (строит.) 1593. Симон Карпов (строит.) в мар. 1593, 1594, 99, июль. Варсонофий , 1633–1640. Евфимий , 1641. Феодосий , 1643–50. Дионисий , 1650–61, 67. Феодосий , в окт. (sic) 1665. Иона , 1673–89. Леонтий , 1691–98. Досифей Глебов , 1701–9, перев. в Спасо-Евфимиев. Викентий , 1709–17. Маркелл , перев. из Воскресенского на Обноре, 1717–21. После в Череповецком. Гавриил (из Череповецкого?) упом. в июле 1721. Виктор , 1722–25. После в Козмине. Матфей Головашкин , 1727–1728, отставлен. Виктор (опять) перев. из Козмина 1729; † 17 апр. 1741. Фаддей , из наместн. Цареконстантиновских, 1741–48. Архим. Савватий , 1743; 130 дек. 1758. – Стефан , 1761. Игум. Порфирий , 1764. В 1464 г. от сего митра зависела пустынька Успения Пресв. Богородицы в Славдове (в Владимирской десятине»). 24 Волосов Николаевский, от Владимира в 10 верстах, существовал в XV веке; потом был домовый митрополии Московской; упразднён в 1764 г. [III, 608.] Игумены Иона , 1511. Дементий , 1514–17. Пафнутий , 1519–24. Ануфрий , 1543–46. Порфирий , 1572. Сильвестр , 1573. Иона , 1577. Пимен , 1595–98. Иосиф , 1599 и 1600. Серапион 2 янв. 1621.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евлампия , 1846 и 47. Магдалина , 1848 и 49, перев. в Хотьков. Олимпиада , 1849–67. 39 Хотьков Покровский, от Троицкой Лавры в 10 верстах, упом. в 1422 г.; грамотой 2 авг. 1544 отдан в ведение Троицкой Лавры; в 1764 от неё отписан и возведён в третий класс. [VI, 600.] Игуменьи Иулия , в авг. 1689. Феодосия Куличкина определена 9 сент. 1692. Анфиса , в 1717–20. Иринарха Латышева определена 17 апр. 1723; упом. 1727 и 28. Макодония , в 1764–80. Евпраксия Коротаева , 1809–48, † в окт. Магдалина 1849 перев. из Брусенского; до 1855. Вера Головина , в 1856–58 перев. в Московский Никитский. Антония , 1859–66; † … Филарета , 1867–69; жива на покое. 40 Аносин Борисоглебский, В Звенигородском уезде, основан княгиней Евд. Ник. Мещерской, в 1822 г.; третьего класса. Игуменьи Евгения Мещерская определена в сент. 1823; † 2 февр. 1836. Анастасия определена 1836; в 1854 перев. во Владычен. Евгения Озерова , в 1855–67. 41 Ивановский (Усекновения Иоанна Предтечи), девичий, в Москве, основан в исх. XVI века; по штатам второклассный; в 1812 г. сгорел и потому упразднён. [IV, 307.] Игуменьи Анисия , в янв. 1626. Анна Годунова , 26 дек. 1640. Евфимия Вельяминова , 1654–56. Фекла , в авг. 1690. Марфа Григорова , 1701–11. Мария Цимерманова , 1712–33; † … Елена Протопопова определена 22 нояб. 1733; † 8 дек. 1761. Назарета Иванова , 1762–72. Измарагда , 1773–79. Елисавета , 1779–81 (в 1794 перев. в Новодевич?). Мария Арсеньова † 29 нояб. 1805. Елпидифора (последняя, до 1812 г.). 42 Георгиевский, девичий, в Москве, на Дмитровке, упом. в исх. XV столетия 55 ; по штатам третьеклассный; в 1812 г. сгорел и потому упразднён. [III, 690.] Игуменьи Иулиания , 1613–23. Анна , 1651. Парамона , 1655. Пелагия , 1690, 1705, 10. Александра , 1710–13. Олимпиада , 1714–17. София , 1718–22. Пелагрия Теплицкая определена 7 янв. 1723; упом. до 1729. Александра Лазарева , 1732–58, окт. Венедикта Соколова , 1761–72. Евлампия Дурново , 1772–76. Маврикия , 1777–82. Филарета † в окт. 1803. Елисавета , 1792. Митрополия (последняя) до 1812, 7 мар. 1818 определена в Зачатейский. 43

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Суйстамо. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1844. Адрес: Россия, Республика Карелия, Суоярвский район, п.Суйстамо Координаты: 61.912776, 31.143322 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1844 году в Суйстамо была построена деревянная Никольская церковь (арх. Карл Людвиг Энгель). Первоначально здание, выполненное в стиле классицизм, имело колокольню, которая не сохранилась до наших дней. В 1885 году открыта народная школа. http://www.travellers.ru/city-sujjstamo Погост Суйстамо находится в Салминском уезде Выборгской губернии, в 360 верстах от Петербурга и в 90 верстах от Салмы. Он расположен на южном склоне горы, на которой находится церковь. К западу от церкви находится кладбище с упраздненною церковью, к югу и юго-востоку – дома причта, окруженные полями священников. С которого времени существует церковь – неизвестно. Более точные показания для истории здешней церкви восходят не далее XVIII в. Так в упраздненной ныне церкви Богоявления Господня, на кресте, лежащем на престоле, есть надпись, которая дает предположение, что первая церковь в этом приходе построена при Елисавете Петровне или между 1741 и 1701 гг., другая надпись указывает, что церковь Богоявления построена местным священником Марковым и его детьми. Церковь эта, по народному преданию, была теплая и построена собственно потому, что старому священнику Маркову трудно было служить в прежней холодной церкви. Прежняя же церковь, по тому же народному преданию, была двухпрестольная: во имя святого Николая Чудотворца и святого Пророка Илии. От упраздненной Богоявленской церкви сохраняется старый антиминс, священнодействованный 1795 г. 27 апреля Гавриилом, митрополитом Новгородским и Санк-Петербугским. Настоящий храм однопрестольный, во имя святителя и Чудотворца Николая, заложен в 1839 г. по благословению высокопреосвященнейшего Серафима, по плану и фасаду, составленному по приказанию Выборгского губернатора Карла Августа Рамзая. Строили его прихожане при незначительном пособии от казны, вся постройка обошлась в 10 000 руб. серебром. Подрядчиком при постройке был с.-петербургский купец Федул Громов, который, в облегчение прихожан, согласился получать по годам деньги, взятые у него прихожанами на постройку церкви. Лесной материал был доставлен самими прихожанами из общественных лесных дач.

http://sobory.ru/article/?object=26076

и уезда, в 40 вер. к зап. от Вологды, около погоста Арсеньевой пустыни, на правом берегу р. Масляны. Основана около 1485 г. и о ней упоминается в конце XVII ст.; в 1718 г. принадлежала к числу беднейших в епархии; в 1764 г. обращена в приход. “Ист. Росс. Иер.», V, 733; Суворов, “Владим. Заоник. пуст.», 1888 г., 28; Строев, “Спис. иерар. и настоят.», 786; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 48; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VI, 1726 г., 193 (состояла приписною к Спасо-Прилуц. м-рю); VIII, 1728 г., 243 (прошение иеромон. Александра о неспрашивании с пустыни подможных и десятильных денег, положенных еще в 1671 г.). 849. Казанский, женский, совсем уничтоженный, в гор. Коротояке, Воронежской губ. Существовал в XVII ст.; в 1683 г. упоминается игуменья Ираида, а в 1701–1706 г. Макрида; в 1764 г. упразднен. “Ист. Росс. Иер.», IV, 776; Ратшин, 92; Болховитинов, “Опис. Воронеж. губ.», 189; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 844, 7; Второв, “Воронеж. акты», I, 46 (поездка певчих под Азов 1696 г.). 850. Казанский, мужской, ныне церковь , в гор. Ядрине, Казанской губ. Он уже существовал в XVII ст.; в 1657 г. упоминается игумен Иерофей, упразднен в 1764 г. и имел 3 каменные церкви во имя Казанской Бож. Матери, Воздвижения креста и Алексия человека Божия. “Ист. Росс. Иер.», VI, 832; “Памят. кн. Казан. губ. на 1863 г.», Отд. IV, 117; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 307. 851. Казанский, женский, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Касимове, Рязанской губ. Основан в 1624 г. старицею Иустиниею в благодарность Богу за чудесное исцеление от иконы чудотв. Казанской Бож. Матери, приобретенной ею по сонному видению в лавке одного купца в Рязани и писанной с подлинной чудотв. иконы в Казани, спустя лет 40 после ее явления. Собор во имя Казан. Бож. Матери построен в 1700 г. В монастыре погребен последний Касимовский царевич Иаков, умерший в 1677 г. “Ист. Росс. Иер.», IV, 355; Ратшин, 463; Воздвиженский, “Ист. обозр. Рязан. епар.», 324; Баранович, “Рязан. губ.», 370; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 129; “Опис.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

82 См. Амвр. IV; 173; VI 469; V, 136; IV, 75–76, ср. „Оп, тот, спасосум. м. “ 59; „В. еп. в. 1864 г. 4, 101; „Оп. м. Клим» 72; „Опис. Киева“, 203; ,,Истор. оч. Золотон. богосл. ж. м. . 14; „Орл. еп. вед.» 1871 г. No 11, 777–778. 86 См. брошюру 1866 г.: ,,Из соловецк. м.» стр. 1. Высочайшее соизволение на ходатайство зырянских жителей и сопровождалось закрытием вышеупомянутого Дальского монастыря. 87 С 1764 во 1863 г. я считаю последними упраздненными монастырями Коряземский Вологодской губ. и Грозовский Минской губ. 89 Амвр. , 660, 685, 623 ср. ,,Волог. е. в. « 1864 г. No 4, 105 стр.; „Рост. якова. м.» 38 и ,,оп, яр, еп. “ 40: Николобабаевский монастырь и пр. 92 Амвр. III, 616. 617–618; IV, 628–659, 578–579; VI, 466, 472–473. 564. К сожалению, не всегда ясен и точен язык автора в хронологических свидетельствах настоящего периода, потому нельзя отделить все монастыри, упраздненные 1730–1764 гг., от упраздненных 1701–1725 г. я представлю счет их в общей ведомости о монастырях XVIII в. вместе в одной, а не в двух особых рубриках. Еще встречаются в „ист. иер.“ хотя не в большом количестве, монастыри, запустевшие до учреждения штатов, однако же считающиеся упраздненными при учреждении штатов. Они характеризуются резкими чертами, напр., в N монастыре при сочинении штатов строение было следующее: „ церковь ..., колокольня, кельи.., а монастырствующих никого не было; N монастырь, в 1764 г. упраздненный..., до штатов 1764 г. находился уже в запустении», или: „N пустыня по штатам, яко безвотчинная и не имеющая монашествующих, обращена в приходскую церковь (IV, 12; «, 105, 446; VI, 114. 831; III, 684). Очевидно они уже не существовали, когда их упраздняли. Амвросиев двусмысленный способ, выражения в настоящем случае оправдывается различием юридической и фактической точки зрения на вещи. Я также буду следовать ему в своей статистике рассматриваемых монастырей. Я считаю в одной категорий монастыри, упраздненные при Петре В. и после него, до учреждения штатов Екатериной В. К ним я прибавляю еще третий следующий разряд монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010