Гремячево. Лихвинский Успенский Гремячев монастырь. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:1701. Адрес: Калужская область, Перемышльский район, Гремячево Координаты: 54.240325, 36.26537 Проезд:По трассе Калуга-Перемышль, в Горках налево до поворота на Гремячево Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью На правом берегу р.Оки, на возвышенности расположено с. Гремячево. Название села происходит, если верить легенде, от звонкого ключа, сбегавшего подмонастырь к реке. В конце XVII века проездом на богомолье в Киев здесь останавливался царь Алексей Михайлович. Место ему понравилось и он распорядился выделить деньги и снарядить мастеров на строительство монастыря. В ограде стояло два храма и отдельно колокольня. Георгиевский храм отапливался и стоял напротив ворот монастыря. Построен он был собственными силами монастыря в 1702 году. Направо от него стоял высокий пятиглавый Успенский собор. Оба храма сложены из добротного большемерного кирпича, судя по архитектуре в конце XVII в. Храмы украшены наличниками над оконными проемами и над входами, фигурными карнизами и арками кокошников. Колокольня же по стилю отличается от храмов, потому что строили ее позже, в эпоху классицизма. Ярусы колокольни украшены колоннами, полуарочными окнами, портиками и карнизами. Завершал композицию колокольни купол полукруглой формы со шпилем. В 1764 году царским указом монастырь был признан " заштатным " , а Георгиевский храм стал приходским. Храмы были закрыты в 1930-х годах. Зимний Георгиевский храм превратился в мастерские. За ограду храма, где некогда был чудесный сад и кладбище, загоняли технику.  В 1989 году по ходатайству местных жителей Георгиевский храм был частично освящен.  http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt Церковь Георгия Победоносца в Лихвинском Гремяченском монастыре была построенапозже Успенского Собора – в 1702 году силами монастыря. В отличие от собора, Георгиевский храм был теплым и зимой отапливался. Стоял напротив ворот монастыря и, хотя и был не столь необычен, как Успенский, отличался своеобразием. В строительстве использовался такой же крупный добротный кирпич, над оконными проемами – наличники, фигурные карнизы и арки кокошников. В 1764 году, когда монастырь решили упразднить, Георгиевская церковь стала приходской. А в 1930-е годы при советской власти из нее сделали мастерскую для сельскохозяйственной техники.

http://sobory.ru/article/?object=04243

Собор неоднократно переделывался в XVIII–XIX веках. На алтарной части сохранились красивые наличники с разорванными фронтонами, характерными для конца XVII века, автором которых считается прославленный мастер Степан Полубес. В 1765 г. Андреевский монастырь упразднили. Часть построек, в том числе Покровскую церковь, снесли. Храм Воскресения Христова стал приходским. В 1803 г. помещения бывшей обители передали Московскому купеческому обществу для устройства богадельни. Корпуса богадельни, образовавшие каре вокруг монастырского двора, строились с 1805 по 1879 год. Храм Воскресения Христова, включенный в общий комплекс, стал ее домовым храмом. В 1900 г. при храме была открыта церковно-приходская школа. Богадельня просуществовала до 1924 г. После закрытия все ее помещения, в том числе и храмы, использовались как жилые дома, затем в них разместился научно-исследовательский институт. В 1966–1981 гг. проходили реставрационные работы, при которых восстановили внешний облик храма Воскресения Христова. Его освятили в апреле 1992 г. Ансамбль бывшего Андреевского монастыря и богадельни имеет статус патриаршего подворья. В настоящее время здесь располагается Синодальная библиотека. В соборе сохранилась святыня – чтимая Казанская икона Божией Матери. Нынешний храм Воскресения, что в Пленницах, был построен на месте прежнего (1648 г.) храма, также Воскресенского, в 1689 г., но освящен был митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским) лишь в 1703 г. В подклете храма находился придел великомученика Феодора Стратилата над склепом, в котором по преданию был погребен Ф.М. Ртищев. К северу от Воскресенского храма был расположен храм Покрова Пресвятой Богородицы, по некоторым сведениям построенный в 1701 г. Впоследствии он был разобран, а на его месте был сооружен корпус Богаделен, примыкающий к Воскресенскому храму. До 1917 г. при храме Воскресения существовала церковно-приходская школа, открытая в 1900 г. по инициативе настоятеля священника Николая Молчанова. В 1918 г. богадельня прекратила существование, так как в корпусах бывшей обители были размещены дома-коммуны 1-й Московской фабрики Гознак. В 1925 г. «по просьбе трудящихся» Моссовет передал рабочим храм Воскресения для устройства в нем клуба.

http://sobory.ru/article/?object=03276

В А. м. Ртищев основал б-ку и школу для подростков разных сословий. Установлено имя одного из учителей - поляк старец Варлаам из виленского (вильнюсского) в честь Сошествия Св. Духа мон-ря , к-рого привез Ртищев в кон. 1655 г. из литов. похода. В течение 2 лет Варлаам учил детей польск. и лат. языкам. Имена учителей были записаны в синодике мон-ря XVIII в. (известен по упоминаниям). В 1-й пол. 90-х гг. XVII в. в А. м. действовал тайный кружок молодых подьячих, объединенных вокруг строителя старца Авраамия . В 1675 г. над Св. вратами на вост. стене мон-ря была построена ц. мч. Андрея Стратилата с приделом вмч. Феодора Стратилата (существовал до нач. XIX в.), фасады церкви украшают изразцы работы белорус. мастеров. В 1689 г. на месте прежней Воскресенской ц. была построена новая (освящена в 1703); в подклете над склепом, в к-ром, по преданию, погребен Ртищев, находился придел вмч. Феодора Стратилата. К северу от Воскресенского храма располагалась ц. Покрова (построена в 1701?), впосл. разобранная, на ее месте был сооружен корпус богаделен. Колокольня мон-ря возведена на средства гр. С. Б. Шереметева в 1748 г.; первоначально храм в нижнем ярусе колокольни был освящен в честь арх. Михаила, после перестройки колокольни в 1848 г. свт. Филарет (Дроздов) освятил его в честь ап. Иоанна Богослова. А. м. был упразднен в 1724 г., его храмы стали приходскими, в постройках мон-ря были учреждены школа для детей-подкидышей и тюрьма. В 1730 г. мон-рь был возобновлен, школа и тюрьма ликвидированы. В 1762 г. Синод назначил А. м. временным местом для содержания умалишенных. Окончательно обитель была обращена в приход в 1764 г. (Московский митр. Тимофей (Щербацкий) утвердил соответствующее определение консистории в янв. 1765). Во время эпидемии 1771 г. на территории А. м. было устроено кладбище для родовитых горожан и насельников московских мон-рей. В 1775 г. в обители разместился работный дом для «ленивиц» жен. пола. В 1803 г. по просьбе Московского купеческого об-ва мон-рь был передан под устроение богадельни для лиц обоего пола, строительство к-рой началось в 1805 г. (архит. Ф. К. Соколов), последний корпус построен в 1878 г. (архит. А. С. Каминский). Число призреваемых со 150 чел. в 1805 г. увеличилось до 956 в 1906 г. В храмах обители служил причт из белого духовенства, окормлявший не только призреваемых в богадельне, но и жителей ближайших московских слобод - Андреевской и Живодёрной.

http://pravenc.ru/text/115196.html

А после смерти царицы Марии Ильиничны Алексей Михайлович приходил на Троицкое подворье с молодой женой Натальей Нарышкиной. Бывал здесь с детства и Петр I, принесший перемены в устои обители. Еще в 1664 году его отец определил ко служению в Федоровской церкви белое духовенство и назначил этим священникам ругу – содержание из казны. А потом царь Федор Алексеевич увеличил содержание служителям своего тезоименитного храма. Петр же оставил в нем только черное духовенство, но повелел обновить Федоровскую церковь в знак любви к покойному брату. Царь Петр Алексеевич очень благоволил к Троицкой обители, где была спасена его жизнь. Когда в 1701 году по его приказу были сняты колокола для переплавки на пушки, среди них оказался древний колокол Троицкого монастыря, по преданию, отлитый при игумене Никоне Радонежском в 1427 году. Петр велел сохранить этот колокол, но по данным исследователя О.А. Белобровой, царь указал вернуть его не в обитель, а в кремлевский Богоявленский монастырь. Там он вскоре пострадал в пожаре и был перелит в новый колокол. Уже в 1714 году Петр выделил для Троицкого подворья место в Петербурге на набережной Фонтанки, близ Аничкова моста. А в 1722 году архимандрит Гавриил (Бужинский) разобрал на кремлевском подворье Сергиевскую церковь, по поводу чего на него даже пожаловались в Синод. Однако Забелин, считая это утверждение сомнительным, предполагал, что тогда была разобрана за ветхостью Богоявленская церковь, которую собирались строить заново, как вдруг великий пожар 1737 года, погубивший Царь-колокол, не пощадил и Троицкое подворье. Восстановленную Сергиевскую церковь с приделом святого Феодора Стратилата освятили уже в 1738 году, а вот строительство Богоявленского храма растянулось надолго, и он был освящен только в 1753 году. Двумя годами раньше императрица Елизавета Петровна подтвердила жалованной грамотой владения лавры в Кремле. В последний раз Троицкое подворье обновили к коронации Екатерины II. Оружейная палата Спустя два года после коронации императрица Екатерина провела секуляризацию монастырских владений. По указу от 26 февраля 1764 года Троицкое подворье было забрано в казну и «по пристойности и по самой близости» приписано к императорскому кремлевскому дворцу. Священнику же Богоявленского храма (Сергиевская церковь была приписана к нему) назначалось «особливое, какое определено будет, ее императорского величества жалованье». Впрочем, А.Ф. Малиновский считал, что причиной полной ликвидации кремлевского подворья была не секуляризация, а эпидемия чумы 1771 года, после чего императрица во избежание скученности повелела упразднить все подворья в Кремле, обветшавшие церкви разобрать, а их дерево и камень отправить монастырям, которым эти подворья принадлежали. Позднее бывшее Троицкое подворье передали в Сенатское ведомство, которое разместило в нем Судный приказ. А в 1778 году часть подворья отвели для кремлевского обер-коменданта. В те последние годы своей истории Богоявленский храм значился «при комендантском доме».

http://pravoslavie.ru/28971.html

Видное. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Таболове. Успенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Повернув с Каширского шоссе у поста дорожной службы в г. Видное и пройдя или проехав по Белокаменному шоссе немногим более километра, перед взором каждого проходящего или проезжающего предстает величественное здание храма, выстроенного из белого камня. Это церковь Успения Пресвятой Богородицы, которой в 2005 г. исполнится 300 лет. Как и большинство храмов в России, более 200 лет в нем звучало слово Божие, но в жестокие 30-е гг. XX в. он был закрыт и вновь возродился в 1992 г. Из писцовых книг 1627-1628 гг. известно, что " при селе Таболово исстари существовала церковь, которая в начале XVII века была упразднена. Однако продолжало существовать церковное место с церковной пашней. В селе Таболово Московского уезда Ратуева стана в то время находились 10 дворов крестьян и бобылей три двора " . В течение XVII века сельцо сменило нескольких владельцев. Им поочередно владели воевода боярин Василий Морозов, князь, двоюродный брат царя Михаила Романова, Иван Борисович Черкасский, " мамка " , как говорили в те времена, то есть воспитательница царя Федора Алексеевича боярыня Анна Хитрово. Владел этим селом и один из богатейших людей Московского государства Иван Морозов, за которым в разных городах и уездах всего числилось 2491 крестьянский двор, в том числе и сельцо Таболово. В конце XVII в. у Анны Хитрово сельцо, за 5 тыс. рублей, купили братья Федор и Андрей Апраксины, а от них оно перешло к их старшему брату Петру Матвеевичу. Имя храмоздателя хорошо известно в российской истории. Петр Матвеевич Апраксин родился в 1659 г. В 1696 г. он служил комнатным стольником царя Петра Алексеевича, затем окольничим, а позже стал боярином. В 1701 г., после поражения русской армии под Нарвой, Петр поручает ему осуществить в Новгороде набор драгунских полков, которые вместе со стрельцами прикрыли северо-западную границу России. Он участник многих боев и схваток со шведами. После образования Петром I губерний, с 1708 по 1713 гг., был первым казанским губернатором. В 1705 г. по указу Петра I, который был издан в соответствии с прошением Петра Апраксина, начал строиться храм Успения Пресвятой Богородицы с приделами Архангела Михаила и Св. Апостолов Петра и Павла. Просил Апраксин также разрешение на уступку земли из своей вотчины, в сельце Таболове, 10 четвертей в поле, сена 10 копен священнику с причетниками новопостроенной церкви. В том же году Поместным приказом означенная земля была утверждена к новопостроенной церкви и об это было сообщено Патриаршему казенному приказу. Именно при нем сельцо, стало селом. Храм строился долго. Придел Архангела Михаила был освящен в 1716 г., а весь Успенский храм - в 1721 г. Срок освящения придела во имя Св. Петра и Павла в документах того времени не указан.

http://sobory.ru/article/?object=03962

Замосквореченский сад с Софийской церковью нес в себе и другой величайший образ. В христианстве цветение есть символ Божественного естества, вечно цветущего, и в древности городские сады считались ценностью. На Руси же сад назывался Раем, в осмыслении этой христианской истины, и московский Государев Сад был символом Рая Небесного, Райского сада, а Москва-река — образом Реки Жизни в Граде Божием, описанной в Откровении Иоанна Богослова. «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов». Действительно, с двух сторон по обоим берегам Москвы-реки в центре города находились сады: в Кремле были великолепные террасные сады, спускавшиеся по склону Боровицкого холма к реке, а напротив с другого берега находился Царицын Луг. По данным М.П.Кудрявцева Государев сад имел фруктовые деревья, уподоблявшиеся библейскому Древу Жизни, и фонтаны, которых было ровно 144, по символической высоте стен Небесного Иерусалима (144 локтя), и по числу избранных (144 тысячи праведников), записанных в Книге Жизни у Христа. Все это представляло его прообразом Райского сада, а через Софийскую церковь — образом пребывавших в нем Христа и Богоматери. Царицын луг считают и символом посвящения Богоматери всей Москвы, а с ней — и Русской земли. В начале петровской эпохи от Государева сада осталась только Софийская церковь — он сгорел в пожаре 1701 года и больше не возобновлялся. В Замоскворечье пришла эра мануфактур и фабрик, первым петровским детищем стал Суконный двор близ Большого Каменного моста, где вырабатывали сукно для армии. На петровском характере застройки местности сказывалась близость реки, необходимой для раннего фабричного производства, поэтому зареченская территория ценилась, что называется, на вес золота и была отдана под государевы промышленные нужды. Прихожанами церкви стали простые обыватели, купцы, офицеры, чиновники, мещане и прочая мелкая публика, жившая в ту пору на Софийской набережной. А с 1752 года в ее приходе находился дом промышленника знаменитой династии Никиты Никитича Демидова. В Петербурге же Анна Иоанновна пожаловала ему дом на Английской набережной, что было адекватно по степени почетности. В том же XVIII веке появились приделы Софийской церкви: в 1722 году во имя апостола Андрея Первозванного и в 1757 году во имя св. Димитрия Ростовского, позднее упраздненный. Храм еще перестраивали после 1784 года, а в самом конце XIX века появился придел святого Николая Чудотворца при новой трапезной.

http://pravoslavie.ru/352.html

«? Вероятно, комментатор подразумевал следующий фрагмент из Второго послания апостола Павла к коринфянам: «Неполезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, – только не энаю – в теле, или вне тела: Бог знает,– что оз восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. XIII. 1–4), ® Описание кончины старца Василиска Туринского было хорошо известно в монашсской среде Одно из свидетельств этому содержится в жизиеописапии старца Амвросия Оптинского : «Однажды рассматривали портрет старца Василиска, приложенный к его житию Кто-то и сказал, что-де вот у пего уж уста очень светлы как-то. Вероятно, это потому, что он умер с молитвой Иисусовой па устах «Да, это очень может быть, – сказал батюшка – А вот в Глинской пустыни умер один старец, так у него часа три спустя после смерти рука все перебирала четочки« " « (Иеромонах Григорий, Сказание о житии Оптинского старца отца иеромонаха Амвросия//Душеполезное чтение М. 1892, кн 2, с. 46). »’ Туринский Николаевский 3-го класса общежительный женский монастырь (г. Туринск, Тобольской губернии, основан в 1624 году, был предназначен к упразднению, 1822 году обращен в женский монастырь 3-го класса ЛИ Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих 875 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерйеских домов и женских общин. М. 1908, с. 864). " » Описание молитвенной практики суфизма восходит к книге Н. Ханыковл, с. 196–197 ‘Описание подвигов древних пустынников восходит к известному слову Ефрема Сирина +о отцех скончавшихся, иже в посте просиявших», которое читалось, в соответствии с Типиконом, на утрене субботы сыропустной (Поучения Ефрема Сирина и Аввы Дорофея , М., 1652, л. 341–344 об; Книга преподобного отца нашего фрема Сирина, М, 1701, л 304–306 об). 2 в оригинале здесь и далее текст оглавления совпадает с соответствующим фрагментом основного текста Поэтому в Оглавлении исключены из публикуемого текста все повторения основного текста, а на их месте находится знак

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

В 1701–1703 гг. была осуществлена перепись патриарших вотчин . Н. В. Соколова, исследовавшая составленные в ходе этого мероприятия переписные книги, реконструировала его хронологические рамки. Согласно пометам на документе, описание началось ранее 14 апреля 1701 г., а завершилось к концу августа 1703 г. Исследовательница подчеркнула, что описание затронуло подавляющее большинство владений патриарха – вотчины в 17 уездах (всего владения патриарха во второй половине XVII в. по разным данным существовали в 20 или 23 уездах страны) . Описания патриарших владений проводились по схожим формулярам, теми же лицами и в те же сроки, что и описания других церковных (архиерейских, монастырских) владений в тех же уездах. Чрезвычайно важным в контексте настоящего исследования представляется наблюдение Соколовой о том, что «секуляризация земельных владений патриарха в начале XVIII в. была доведена до логического конца, т.е. она оказалась полной и, что важно подчеркнуть, в отличие от секуляризации монастырской, – окончательной (ввиду фактического, а затем и формально-юридического упразднения патриаршества» . Кроме того, Соколова подчеркнула, что «на момент воссоздания Монастырского приказа верховная власть ничем не отличала имущество и вотчины Патриаршего дома от всех прочих в Русской православной церкви – ни в своей нормативно-распорядительной деятельности, ни в начале практического исполнения январских указов 1701 г.» . В целом, солидаризуясь с высказанными тезисами, необходимо сделать несколько уточняющих комментариев. Во-первых, ситуация «уравнивания» положения монастырского и патриаршего землевладения и даже более серьезного наступления светской власти на владения Первосвятителя является абсолютной новацией начала XVIII в., поскольку в XVII в., как уже говорилось выше, Патриарший дом, напротив, в большинстве случаев получал разнообразные льготы, не включался во многие правительственные мероприятия в отношении церковных имуществ. Во-вторых, наблюдения Н. В. Соколовой и ее выводы подчеркивают принципиально более широкий характер деятельности Монастырского приказа в начале XVIII в. по сравнению с XVII в., поэтому термин «воссоздание Монастырского приказа», использованный исследовательнице, представляется противоречащим основному выводу ее работы.

http://sedmitza.ru/lib/text/10168840/

При таком положении государственного хозяйства правительство естественно стремилось воспользоваться доходами церковных имений, которые предполагались громадными, и даже обратить самые имения в государственную собственность 37 . Еще Иоанн III видимо имел это в виду, почему и воспользовался принципиальным спором иосифлян с заволжскими старцами на соборе 1503 г. 38 Петр Великий, продолжая дело своих предшественников, принял решительные меры в отмену всех финансовых привилегий, которыми пользовались церковные учреждения 39 , подчинил их в отношении сборов государственному контролю 40 , принудил к бережливости в расходах еще с 1697–1698 гг. 41 , и, наконец, восстановил для заведывания церковными имениями, через три месяца по кончине последнего патриарха, упраздненный 19 декабря 1677 г. Монастырский Приказ. Последний, учрежденный по совету Алексея Курбатова 42 24 января 1701 г., получил значение финансового государственного учреждения и был впоследствии подчинен Сенату на общем основании 43 . В начале деятельности Приказа (с 1701 по 1710 г.) была произведена в церковных имениях подворная перепись, по которой установлена норма дохода и расхода Приказа или так называемый «табель 1710 г.». Она имела особенное значение для окладного расхода во все последующее время, тогда как при раскладке государственных податей и налогов правительство пользовалось той переписью (1678 или 1710 г.), которая показывала большее количество дворов. Уравнивая церковные имения с остальными государственными в этом отношении, а также в отношении пользования соляными промыслами и угодьями, отписанными в это время в казну, правительство вместе с тем приказало переписать всех наличных монахов в монастырях, как бы устанавливая тем нормальный личный штат монастырей, и всем им назначило жалованье, в 1701 году, по 10 рублей и 10 четвертей на монаха, а уже в 1705 году сократило это жалованье на половину. Бельцы и слуги оставлены были лишь в самом незначительном числе 44 . Бедным же монастырям оставлены их вотчины; назначено определенное жалованье архиерейским кафедрам и пр. 45 Одновременно многие вотчины переходят в ведение других государственных учреждений и ведомств 46 , на содержание одного полка Монастырский Приказ вносит 15000 руб., а на расходы приказа Артиллерии 17003 руб. 47 С 1715 г. на убывшие порции монахов помещаются не имеющие своего пропитания отставные и увечные военные чины, которых в то время должно было быть немало 48 , раскольники и сумасшедшие преступники, на попечение Приказа отдаются богадельни, типография, школы и пр. 49 После этого вполне понятно, что свободные, оставшиеся за определением архиерейских домов и монастырей, окладные сборы (в 1720 г. – 83218 руб.) вносятся в общий государственный бюджет 50 . Установившееся раньше сохранилось и с учреждением Св. Синода. §2. Церковные имения в первые годы Св. Синода

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

При этом женские монастыри, составляющие ок. 20% от общего числа монастырей, были более населенные, чем мужские. В 1724 г. в мужских монастырях насчитывалось 14 534 насельника (монаха и послушника), а в женских 10 673 (монахинь и послушниц), в 1738 г. соответственно 7829 и 6453 120 . Монашествующих мужчин на протяжении всего XVIII в. было больше, чем монашествующих женщин. С 1701 г. государственная власть предпринимала неоднократные попытки ввести штаты в монастырях. 30 декабря 1701 г. был издан именной указ о назначении монахам и монахиням определенного числа денег и хлеба «в общежительство их», «а вотчинами им и никакими угодьями не владеть не ради разорения монастырей, но лучшаго ради исполнения монашескаго обещания» – по 10 руб. денег и 10 четвертей хлеба на каждого 121 . В 1724 г. в мужских монастырях был высочайше утвержден штат. Появилось разделение монастырей на классы в зависимости от исторического значения и экономического положения монастыря. Таких классов было два: первый – во главе с архимандритом, второй – во главе с игуменом 122 . Женские монастыри, за исключением Вознесенского и Новодевичьего, штата не имели. По указу от 29 мая 1724 г. в Чудовом, Вознесенском и Новодевичьем монастырях монастырские доходы должны были делиться на три части: одна треть – «чиновным монастырским», вторая треть – на «церковные потребы и починки», последняя треть делилась опять на три части – две доли больным, одна доля служащим монахам 123 . Фактически вплоть до реформы 1764 г. штаты не были введены, кроме московских монастырей Чудова, Вознесенского и Новодевичьего (1724), а также монастырей малороссийских, Астраханской (где и монастырей не было), Сибирской (1732) и Новгородской (1740) епархий 124 . Секуляризация, начатая Петром I, завершилась реформой 1764 г. Перед началом реформы в 1762 г. в России было мужских монастырей 678, населенных 7659 монахами и послушниками, и всего 203 женских монастыря с 4733 монахинями и послушницами 125 . 26 февраля 1764 г. был издан Манифест о духовных имениях 126 . В результате реформы Екатерины 1764 г. численность монастырей значительно уменьшилась. Было упразднено монастырей 496 (56,3%), из которых было 360 (53%) мужских и 136 (67%) женских 127 . Таким образом, несмотря на то что женских монастырей до реформы было в три раза меньше, чем мужских, в процентном отношении женских монастырей было упразднено больше. В результате реформы число женских монастырей составило около 17% к общей численности всех оставшихся монастырей, не считая архиерейских домов.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010