Троицкое. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкая церковь, трехпрестольная. Заложена в 1801 г. Главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, освящен в 1823 г. Придел во имя прп. Савватия Соловецкого, освящен в 1808 г. Придел в честь иконы Пресвятой Богородицы " Утоли моя печали " , освящен 12 декабря 1854 г. В 1875-1879 гг. церковь перестроена. Главный храм вновь освящен 27 сентября 1880 г. Приделы, соответственно, 15 ноября 1881 г. и 29 февраля 1886 г. Закрыта в 1930-е гг. Полуразрушена. Еще в первой полови­не XVII ве-ка появилось село Клевакинское, где в 1644 году, когда Далмат вырыл себе землянку, уже имелась церковь, по-ви­димому, первая на огром­ном пространстве. Вто­рой по времени храм на Исети, у озера Карасье­го, поставила около 1680 го-да группа крестьян из-под Кунгура во главе со священником Петром Ни­кифоровым Захарцевым. Так было основано село Карасий Исток (или Исток), ныне – Троицкое. Первый деревянный храм, простоявший 105 лет, сгорел в 1787 году. Второй храм, построенный в 1790 году, тоже был деревянным и тоже погиб от пожара в 1800 году со всем имуществом и документами. В 1801 году было зало­жено каменное здание храма. Придел во имя преподобного Савватия Соловецкого освящен19 марта 1808 года протоиереем Екатеринбургского собора Феодором Карпинским (крупнейшим библиофилом тех лет). Главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы был освящен 14 июля 1823 года. Около 1850 года колокольня от образовавшихся в своде трапезной части церкви трещин начала отходить от основного здания и возникла угроза ее обрушения. Ввиду этого колокольня и трапезная часть храма были разобраны до основания и выстроены по новому плану, вследствие чего был устроен еще один придел, который освятили в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» 12 декабря 1854 года. В 1875-1880-х годах ввиду необходимости расширения была ра­зобрана и заново построе­на главная часть храма. Пе­рестройку вел инженер-тех­нологПавел Федорович Голышев. Главный храм был вновь освящен 27 сентября 1880 года, а приделы, соответственно, 15 ноября 1881 года и20 февраля 1886 года.

http://sobory.ru/article/?object=02505

138. Слово в день обновления храма Воскресения Христова, что в Барашах (Говорено сентября 13; напечано в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1837 год Быша же тогда обновления во Иерусалимех. ( Иоан. Х. 22 ). И ныне Православная Церковь празднует обновление храма; и сей храм в особенности, благодаря усердию Христолюбивых душ, торжествует свое обновление. От чего сей праздник, и к чему он служить должен? – Ибо всякое учреждение Церковное должно быть утверждено на святом основании; должно иметь целию благо духовное. Праздник без основания и без пользы, был бы не достоин не только мудрости Христианской, но и простаго благоразумия человеческаго. Обычай торжественно совершать обновление храма, и даже торжественно воспоминать совершение онаго, имеет свое основание в примерах глубокой и священной древности. Когда явление Господа Иакову во сне над лествицею, соединяющею землю с небом, подало ему первую, может быть, на земли мысль о местном присутствии невместимаго Бога: «есть Господь на месте сем» ( Быm. XXVIII. 16 ); и когда Иаков назвал место сие «домом Божиим» ( Быт.28:17 ): тогда он, одинокий странник, с посохом в руке, и с дорожным запасом хлеба и масла на плечах, конечно не мог воздвигнуть сей дом Божий в огромном и великолепном виде; однако еще будучи в духе Богосообщения, побужден был, по крайней мере вместо олтаря, поставить камень, на котором спал, и возлить на него елей, какой имел с собою. Что ж это такое, как не опыт безкровнаго олтаря, неожиданный во времена кровавых жертв, и его обновление, посредством помазания, – действие, которое и ныне видите вы в миропомазании олтаря, при освящении храма Христианскаго? После того, как Моисей по повелению Божию, воздвигнул скинию свидения, то есть, подвижный храм в походном стане странствующаго народа Израильскаго, в книге Числ о торжественном обновлении сего храма пишет он следующее: «и бысть в день, в оньже сконча Моисей, яко же поставити Скинию, и помаза ю, и освяти ю, и вся сосуды ея, и олтарь, и вся сосуды его, и помаза я, и освяти я, и приведоша Князи Израильтестии – дары своя пред Господа» ( Числ. 7:1–3 ). И здесь видим помазание, но уже помазание не простым елеем, как у Иакова по нужде, а миром благоуханным, по особенному повелению Божию устроенным, и назначенным единственно для освящающаго помазания, притом помазание не олтаря только, но и храма, с его принадлежностями. Подобно сему и в освящении Христианскаго храма видите вы не только помазание олтаря, но и помазание храма, крестообразно, по четырем странам света.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Глава 8 Освящение храма Соломонова 1–9. Перенесение ковчега. 10–13. Светоносное облако в храме. 14–61. Речь и молитва Соломона. 62–66. Жертвы и празднества. 3Цар.8:1 .  Тогда созвал Соломон старейшин Израилевых и всех начальников колен, глав поколений сынов Израилевых, к царю Соломону в Иерусалим, чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова, то есть Сиона. 3Цар.8:2 .  И собрались к царю Соломону на праздник все Израильтяне в месяце Афаниме, который есть седьмой месяц. Соответственно важности построенного храма для всей теократии, для всего народа, Соломон приглашает на освящение храма всех представителей народа («начальников колен, глав поколений» – термины, характеризующие родовой быт народа). Освящение было назначено на 7-й месяц – по древнехананейскому названию «Афаним» (евр. Этаним – месяц «даров или плодов», или «постоянных ручьев»), позже Тисри (у И. Флав. VIII, 4, 1. Θισρ), в котором праздновался, между другими, и торжественный праздник Кущей ( Лев.23:39–43 ), привлекавший многолюдное стечение паломников в Иерусалим, и потому 7-й месяц был наиболее благоприятным для торжества освящения храма. Но в каком году произошло это освящение? Непосредственная связь ( 3Цар.8:1 ) с ( 3Цар.7:51 ), как и самое существо дела, требуют признать, что вскоре по построении храм был освящен. Если по ( 3Цар.6:38 ) храм был окончен в 8-м месяце (Буле) одиннадцатого года Соломонова царствования, то освящение, естественно, могло произойти только в 7-м месяце следующего, 12-го года царствования Соломонова, причем промежуточный срок (ок. 11 месяцев) мог быть употреблен на снабжение храма утварью и вообще на внутреннюю его отделку (ср. 3Цар.7:14–51 ). Трудно согласиться с взглядом Эвальда, проф. Гуляева, что храм был освящен в 7-м месяце года окончания его, т. е. до полного завершения работ (в 8-м месяце). Но совершенно нельзя принять даты принятого текста LXX, по которому освящение храма совершено было уже по окончании дворца Соломонова, т. е. через 13 лет по построении храма: κα γνετο, ς σοντελεσεν Σαλομν τν οκον Κυρου κα τν οκον ατου μετ εκοσι τη; последние слова – явно вставка из ( 3Цар.9:1,10 ), нарушающая связь глав VIII и VII и вносящая несообразную мысль, будто храм оставался не освященным целых 13 лет. Напротив, по евр. т., Иосифу Флавию (Иудейские Древн. VIII, 4, 1) и Иудейскому преданию (Midrasch Wajikra Rabba к Лев Х ), освящение храма последовало вскоре за окончанием его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 9 1–9. Новое откровение Соломону. 10–14. Города, уступленные Соломоном Хираму. 15–19. Подать, наложенная Соломоном на народ ради построек, и построенные им города для запасов. 20–22. Оброчные рабочие из хананеев и более свободное положение природных евреев. 23–28. Приставники над рабочими, дворец жены Соломона, его торжественные годичные жертвы и флот для заграничных коммерческих плаваний. 3Цар.9:1 .  После того, как Соломон кончил строение храма Господня и дома царского и все, что Соломон желал сделать, 3Цар.9:2 .  явился Соломону Господь во второй раз, как явился ему в Гаваоне. «По окончании праздника Владыка Бог снова является Соломону, устрояя сие во спасение, чтобы, освободившись от забот, не предался лености и по необходимости припоминал законы Его, обещает же подтвердить обетование, данное отцу, а преступникам законов угрожает гибелью и тем, что ради них освященный храм оставит пустым» (блаженный Феодорит, вопр. 30). Таким образом, блаженный Феодорит относит это второе (после Гаваонского), ( 3Цар.3:5–14 ) или собственно третье (если считать бывшее во время построения храма ( 3Цар.6:11–13 ) ) откровение Бога Соломону ко времени непосредственно после освящения храма. Иудейская традиция (мидраш Wajiqra R. ad Лев Х ) относила это Богоявление даже прямо на ночь, последовавшую за освящением храма 8 . В пользу этого могло бы говорить то, что слова откровения (ср. 2Пар.7:12–16 ) в этот раз имеют характер ответа на молитву Соломона. Однако если данное откровение по содержанию своему несомненно имеет связь с описанным в предыдущей (VIII) главе освящением храма, то время этого откровения, по прямому свидетельству библейского текста ( 3Цар.9:1 ), определяется так: «после того, как Соломон кончил строение храма Господня и дома царского», т. е. не менее 13-ти лет спустя по освящении храма ( 3Цар.6:38,7:1 ) или 20 лет спустя от закладки храма ( 3Цар.6:1,9:10 ; 2Пар.8:1 ), иначе – на 24-м году царствования Соломона. По мысли митр. Моск. Филарета, «намерение беседы Божией состоит не столько в обетовании, которым она начинается, сколько в угрозе, которою заканчивается. Конечно, Серцеведец, близко видел опасность, которой внешнее счастье подвергало добродетель Соломона, чтобы предостерегать его» (Начерт. церковно-библейской истор., изд. 10-е, стр 228, примеч. ). Таким образом, описанное в ( 3Цар.9:1–9 ) откровение Божие Соломону произошло в момент расцвета его внешней славы и силы, с чем совпало и предвестие его будущего падения (ср. 3Цар.11:1–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Каждый храм – мысль о России Господь хранил это поистине священное место, на котором, как выразился в середине XIX века один современник, «случилось историческое решение Бога быть России» — имелись в виду и события августа 1612 года, когда здесь стоял штаб князя Пожарского, и келарь Авраам Палицын служил тут молебен «о побеждении на враги». Место оказалось неоднократно освящено: и при закладке Алексеевского монастыря, и при строительстве храма Христа Спасителя и при его воссоздании. Устроить в храме Христа Спасителя новую нижнюю церковь позволила необходимость стилобата. Поскольку природный Алексеевский холм был срыт для строительства Дворца Советов, а потом еще образовалась чаша-котлован   бассейна «Москва», надо было возводить холм искусственно, то есть сооружать огромный стилобат-подошву для основания храма. Так и явилась идея соорудить в нем вторую церковь — не придел, а самостоятельный храм с собственными приделами и колокольней, в воспоминание о древнем Алексеевском монастыре, на месте которого в XIX веке был построен храм Христа Спасителя. Ныне Церковь отвергает известную легенду о проклятии игуменьи: глубоко верующая монахиня не могла наложить проклятие на будущий храм, посвященный Господу. Чудесным образом новый, современный храм не только продолжает традицию храма Христа Спасителя свидетельствовать о богохранимости России, но и развивает церковное повествование о русской истории, последовавшей после освящения храма в 1883 году и до наших дней. Напомним, что Алексеевский монастырь был основан в XIV веке святителем Алексием, митрополитом Московским, и освящен в честь его тезоименитства, но находился тогда чуть дальше от этого места, на Остоженке. После пожара 1547 года монастырь перевели на живописный холм набережной Москвы-реки, а на его прежнем месте царь Федор Иоаннович позднее возобновил Зачатьевскую обитель, молясь о даровании наследника. Главный престол собора Алексеевского монастыря был освящен во имя Преображения Господня, а приделы — во имя Тихвинской иконы Богоматери и св. Алексия, человека Божия. Так же устроена и новая нижняя церковь в стилобате воссозданного храма Христа Спасителя — ее главный престол посвящен празднику Преображения Господня, а приделы — Тихвинскому образу и св. Алексию. С Тихвинской иконой оказалась связана и судьба самого храма Христа Спасителя — именно в Тихвинской церкви, что стояла в старину в Лужниках, государь Александр I молился в октябре 1817 года в день закладки первого храма Христа Спасителя на Воробьевых горах о благословении делу построения благодарственного храма.

http://pravoslavie.ru/476.html

Период седьмой. Строительство храма Для строительства храма Соломон привлек из евреев 30.000 человек, разделив их на три помесячные череды, а 150.000 под присмотром 3.600 530 приставников из иноплеменных. Главой художников был Хирам, еврей по родителям, но по месту рождения тирянин 531 , присланный к царю еврейскому царем тирским. Подданные сего последнего доставляли морем ливанское дерево, за что Соломон ежегодно посылал пшеницу, ячмень, елей и вино в дар своему союзнику и на содержание трудящихся 532 . Камень обделывался в Ливане так, что на месте самого строения не слышно было звука железных орудий. Работы из металла производились у Иордана. На украшения и сосуды храма еще в царствование Давида приготовлено 108.000 талантов золота и 1.017.000 серебра 533 . Дорогие камни, медь, железо, мрамор по причине множества не исчислены. В течение семи лет с половиной весь план Давида достиг своего исполнения. Освящение храма К освящению храма собран был весь еврейский народ перед открытием Юбилея. В восьмой день седьмого месяца 534 кивот Завета перенесен из скинии при бесчисленных на пути жертвоприношениях. Когда он поставлен на приготовленном для него месте и левиты пели псалмы, слава Божья в виде облака осенила и наполнила храм так, что священники принуждены были на некоторое время прервать свое служение. Соломон, стоя на коленях с простертыми к небу руками, произнес молитву, в которой просил Бога принимать в новосозданном храме молитвы не только евреев, но и других народов. После сего небесный огонь нисшел на жертвы, которыми занят был весь внутренний двор храма, и народ в благоговении пал на землю; 22.000 волов и 120.000 овец, принесенных в жертву мира, составили всенародное пиршество. Торжество продолжалось семь дней. Откровение о храме Кроме чудес, которые запечатлели освящение храма, Бог два раза открывал о нем волю Свою Соломону. Прежде нежели здание приведено было к окончанию, Он через Пророка 535 обещал вселиться в нем посреди людей Своих, если сохранят Его заповеди. После в ночном видении уверял Соломона, что его молитва о храме услышана, обнадеживал его прочностью его царств, а в случае же нарушения Своего завета угрожал изринуть евреев из земли обетования и самый храм предать опустошению 536 . Дворец Соломона

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Малое Скуратово. Церковь Александра Невского. Карта и ближайшие объекты В книге " Приходы и церкви Тульской епархии " (Тула,1895) записано: " Храм построен каменным зданием на средства купца А.К.Кочетова,тульских купцов братьев Васильевых и князя Виктора Васильевича Кугушева.29 декабря 1876г.храм был освящен.Придельный алтарь по правую сторону главного,во имя ап.Архипа,освящен 6-го августа 1878г.,по левую,во имя Чудотворца Николая,освящен 8-го сентября 1879 г.Кроме того устроены два придела в трапезной части храма:с южной стороны во имя св. праведной Елисаветы,освящен 30-го июня 1885г.,с северной,во имя мученика Виктора,в честь ангела князя Кугушева,который особенно много потрудился по части благоустройства храма.Придел этот освящен 5-го июля 1889г.Церковь в селе Малое-Скуратово начало строительства 1863г. а окончание в 1876г. В селе Малое Скуратово Чернского района находится памятник архитектуры – церковь во имя Святого благоверного князя Александра Невского. Кирпичная церковь стоит в центре села на обширной открытой площадке. Храм в селе Малое Скуратово был построен в 1876 году во имя Святого Александра Невского в ознаменование освобождения крестьян от крепостной зависимости и потому была посвящена имени Святого соименного царю-освободителю Александру II. Церковь освящена 29 декабря 1876 года. Приделы храма были посвящены апостолу Архипу, память которого отмечается 19 февраля в день освобождения крестьян и Святому Николаю Чудотворцу в память хромового праздника села Знаменское–Девочкино, к которому причислялись крестьяне до строительства своей церкви. Храм Святого Александра Невского построен на средства чернского купца А.К. Кочетова, тульских купцов братьев Васильевых и князя В.В.Кугушева. Трапезная имела два придела: с южной стороны – во имя Святой праведной Елизаветы, с северной – во имя мученика Виктора в честь ангела князя Кугушева. Из икон храма особо почитаема была икона Александра Невского в серебряной чеканной ризе, с накладным золотом на краях работы Сазикова. Эта икона была пожертвована императрицей Марией Александровной.

http://sobory.ru/article/?object=10002

Святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический: сборник статей, документов и архивных материалов Источник Содержание Вступительное слово высокопреосвященного Лазаря митрополита Симферопольского и Крымского Житие святителя Гурия (Карпова) Богословское наследие святителя Гурия (Карпова) Диссертация «О богоучрежденности епископского сана в Христовой Церкви сравнительно с учением о сем реформатских обществ» Преосвященного Гурия, епископа Таврического и Симферопольского Речь архимандрита Гурия при наречении его во Епископа Чебоксарского, викария Казанского, произнесенная в присутствии Святейшего Синода Речь на прощальном обеде, данном Казанским Братством перед выездом в Таврическую Епархию Слово, произнесенное по совершении первой Божественной Литургии в Кафедральном Соборе в г. Симферополе Слово на Рождество Христово, произнесенное 26 декабря 1874 года в Семинарской церкви Слово на Новый год Слово на день Благовещения Пресвятой Богородицы Слово на день Святой Пасхи Слово на Вознесение Господне Слово на Вознесение Господне Слово на день Святого Равноапостольного Князя Владимира и Орденский праздник Слово на день Святого Равноапостольного Князя Владимира и Орденский праздник Слово на день восшествия на Всероссийский престол Государя Императора Николая Павловича Слово на память Святого Апостола Андрея Первозванного Слово в неделю двадцать четвертую по Пятидесятнице Слово в неделю двадцать пятую по Пятидесятнице Слово при освящении храма во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, устроенного в г. Симферополе госпожою Берковой Слово при освящении храма во имя Вознесения Господня в Ливадии, на кладбище Слово по освящении храма во имя Пресвятой Богородицы, честного и славного Ее Успения, в местечке Б. Токмаке Слово, произнесенное в Феодосийском соборе Слово, произнесенное в г. Орехове при освящении трехпрестольного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы Речь к причастникам Святых Таин Речь при закладке часовни в память генерала Котляревского в Феодосии Речь по освящении часовни, устроенной в Феодосии в память генерала Котляревского Речь в Симферопольском кафедральном соборе по окончании молебна по случаю объявления войны Турции, произнесенная Его Светлости Князю Семену Михайловичу Воронцову, командующему войсками, расположенными в Крыму Речь к воспитанницам женского епархиального училища первого курса Речь к воспитанницам второго курса Речь к воспитанницам третьего курса Речь к воспитанницам четвертого курса Речь к новопостриженному священноиноку Арсению Беседы священника с прихожанами Послание пастырям Таврической Епархии Материалы к жизнеописанию святителя Гурия (Карпов) И.Коростовец.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Вячеслав Пономарев Скачать epub pdf Чинопоследования церкви. Молебные пения Чинопоследования при основании и освящении храма Чин на основание церкви Основание и построение храма может совершаться только правящим архиереем церковной области или посланным от него священником. Виновный в сооружении церкви без благословения епископа подвергается определенному наказанию как презирающий епископскую власть. После закладки фундамента для храма совершается «Чин на основание храма» – все вместе называется закладкой церкви. На месте будущего Престола, по указанию Требника, ставится приготовленный заранее деревянный крест. Основание церкви (если она каменная) устраивают следующим образом. 1 . По периметру будущего храма выкапывают рвы. 2 . Готовят строительные материалы: камни, известь, цемент и другие, необходимые для закладки. 3 . Приготавливается специальный камень, имеющий четырехугольную форму. На нем высекают или изображают крест. 4 . Под крестом (по желанию епископа) может находиться место для вложения святых мощей, и в этом случае делается закладная надпись: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа основася сия церковь в честь и память (указывается наименование праздника или имя храмового святого), при Патриарсе Московстем и всея Руси (имя его), при святительстве Преосвященнейшаго (имя епископа и града его), и положены суть мощи святаго (имя его). В лето от сотворения мира (такое-то), от Рождества же по плоти Бога Слова (год, месяц и день)». Основание храма может быть совершено и без положения мощей святого и закладной надписи. Если церковь будет деревянной, то вместо рвов выкапывают две ямы: для закладки четырехугольного камня под будущей алтарной абсидой и для установки креста на месте Престола. Должны быть приготовлены и бревна для фундамента. Чин на основание храма может совершаться в двух вариантах. 1 . Сокращенный чин по Большому Требнику. 2 . Чин по Дополнительному Требнику. Перед совершением чина по Дополнительному Требнику архиерей или священник, если чин совершает он, облачается во все священные одежды своего сана. Начинается крестный ход, когда архиерей (или священник) идет к месту закладки храма в сопровождении всего клира. Архиерею (или священнику) предшествуют два диакона с кадилами, священники с крестами, хор поет литийные стихиры празднику или святому, в честь которого будет заложен храм. На месте закладки заранее ставится стол с Евангелием и крестом. Последование чина на основание храма

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь в Ясеневе Карта и ближайшие объекты На протяжении трех последних лет в московском районе Ясенево идет строительство православного храма Покрова Пресвятой Богородицы. Уже в июне 2009 года Святейший Патриарх Кирилл совершил торжественный чин основания Покровского храма в Ясеневе. Общая площадь храма с притворами составит 1425 в. м. Таким образом, он сможет одновременно вместить до 800 человек. В его цокольном этаже предусмотрены помещения для воскресной школы, конференц-зала, книжной лавки. Нижняя, крестильная, церковь Покровского храмового комплекса в Ясеневе освящена в честь святого Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В соответствии с предназначением этого малого храма в его центре устроен мраморный баптистерий в византийском стиле. Остальное пространство Михаило-Архангельской церкви отдано под реализацию уникального проекта, получившего название «Икона Святой Земли». Здесь в одном месте будут собраны точные копии пяти величайших христианских святынь – Гроба Господня, Камня Помазания, Гробницы Божией Матери, Голгофы, Вифлеемской Звезды.   Источник: сайт Покровского храма в Ясеневе Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево построен в традициях византийской храмовой архитектуры XII века. Внутреннее пространство оформлено по византийским канонам. Все стены покрыты мозаиками, воссоздающими шедевры византийской мозаической живописи. Дополнительно храм имеет цокольный этаж, центральное место в котором занимает крестильный храм в честь Архангела Михаила. С севера к храму примыкают помещения воскресной школы, конференц-зала, книжной лавки. Храм пятиглавый, четырёхстолпный, в двух западных главах расположены звонницы. Храм имеет входные паперти с трех сторон. Главный вход — с западной стороны. Над западным притвором, на отметке 8.0 м, имеются хоры. Высота цокольного этажа, встроенного в рельеф — 4.5 м. Высота храма до верха креста — 36 м. Размер центрального объёма храма в осях — 18х18.9 м. Габаритные размеры храма с притворами — 30.9х27.0 м Общая площадь храма с притворами 1425 кв. м. Храм позволяет принять порядка 800 человек.

http://sobory.ru/article/?object=08859

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010