157. Слово по освящении храма Святителя Николая, в Перервенском монастыре (Напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.) 607 1841 год Исполню храм сей славы, глаголет Господь Вседержитель. Мое сребро и Мое злато, глаголет Господь Вседержитель. Зане велия будет слава храма сего последняя паче первыя, глаголет Господь Вседержитель». ( Arr. II. 8–10 ). Такова была проповедь Пророка Аггея, при возобновлении храма Иерусалимскаго. Известно, что храм сей, Соломоном великолепно созданный, Вавилонянами разрушенный, был потом возстановлен возвратившимися из плена Вавилонскаго Иудеями, под начальством Иисуса и Зоровавеля, при скудных средствах, при многих препятствиях. Для поощрения возстановителей храма в их подвиге и в награду за него, Пророк именем Божиим возвещаеть им неожиданную новость, что храм сей не только будет иметь славу, как прежний Соломонов, но даже большую славу, нежели прежний Соломонов. Храм, в котором теперь мы находимся, имел своего рода и степени прежнюю славу, или, скромнее сказать, достоинство, достопамятность. С уважением воспоминаем, что его созидателем был Святейший Патриарх Адриан. Не враждебная рука, но время, которое раньше или позже делается враждебным всему, что родится и пребывает под законом времени, было причиною, что он потребовал возобновления: и сие, по благости Божией, посильно совершилось. От почтительнаго воспоминания о прошедшем, от мгновеннаго воззрения на настоящее, которое и само мгновенно, мысль почти невольно простирается в будущее: потому что не для настоящей только минуты предпринят труд возобновления. Что ж? Дерзнем ли уповать, что и здесь возглаголет Господь Вседержитель: «исполню храм сей славы»? Не только можем уповать, но и должны веровать, что Господь уже исполнил и здесь свое обетование о исполнении Своего храма Своею невидимою славою, что, внемля молитвам Церкви, и приемля предстательство добропобедных Мучеников и Святых, соприсутствующих нам во святых мощах своих, вступил он благодатным своим присутствием в сие святилище, и утвердил здесь пребывание Своей Святыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

286. Слово по освящении храма Введения во храм Пресвятой Богородицы, в городе Коломне (Говорено сент. 7-го; напечатано в Твор. Св. Отц. 1853 г. и в собр. 1861 г.) 1853 год Иже обрете благодать пред Богом, и испроси обрести селение Богу Иаковлю: Соломон же созда Ему храм ( Дeяh. VII. 46–47 ). Посвящение Богу храма и усердный подвиг, для его благоустроения и подобающего святыне украшения, есть приятное приношение Богу, и в то же время есть великая милость Божия человеку. Бог, Которого храм есть весь мир, и престол небо, не имеет для Себя нужды в малом земном храме. Обладая всем, что есть во вселенной, очевидно, не имеет Он нужды и в приношениях человеческих. Итак, если он приемлет от человека храм и приношение; то сим являет человеку Свое снисхождение, благодать, милость, – милость в том самом, что дарует благочестивую мысль и желание, потому что, как вразумляет Апостол, «не... довольни есмы... помыслити что» истинно доброе «от себе, ...яко от себе, но довольство наше от Бога» (2 Коринф. III. 5), – милость в поспешествовании Провидения исполнению благочестивого желания – милость в приближении человека к Богу посредством облагодатствованного храма, – милость в принятии приношения, открывающем путь новой милости воздаяния за приношение веры и усердия. Так, без сомнения, мыслил святой Первомученик Стефан, когда сказал о Царе Давиде, что он «обрете благодать пред Богом, и испроси обрести селение Богу Иаковлю». То есть: Давид пользовался особенною милостию Божиею, и сие оказалось особенно в том, что, по его желанию, Бог соизволил на созидание храма, и назначил для сего место в Иерусалиме. Если же одно намерение храмоздательства, предпринятое и утвержденное, было уже милостию Божиею для Давида; то кольми паче действительное создание храма было милостию Божиею для Соломона. «Соломон... созда Ему храм». Итак, радоваться должны те, которые с чистым усердием, по мере возможности, приняли участие в деле Давида и Соломона, – в деле храмоздательства: ибо чрез сие они имеют участие в благодати и милости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

9 января 2000 г. состоялось освящение первого камня и закладка капсулы в основание реконструируемого собора во имя Святого великого воина Руси. Владыка Лазарь, митрополит Симферопольский и Крымский вознес молитву Господу и выразил благодарность всем тем, кто принимал и принимает участие в восстановлении храма. Восстановление храма продолжается по настоящее время. Кафедральный Александро-Невский собор В центре города Симферополя разбит сквер Победы, в нем на постаменте установлен танк Т-34 - памятник воинам, павшим за освобождение Симферополя в апреле 1944 года. До недавнего времени мало кто знал о том, что на месте этого парка еще в начале века возвышался главный собор города во имя святого благоверного князя Александра Невского. История этого храма интересна и трагична. Он стал одной из первых монументальных построек нового губернского города. Екатерина Великая во время посещения Симферополя высказала идею о возведении собора, но его строительство долго не начиналось из-за смерти Г. А. Потемкина (1791 г.), а затем и самой императрицы (1796 г.). В 1804 году протоиерей Никита Петровский и священник Кирилл Забуженко обратились к Таврическому губернатору Мертвого с просьбой начать строительство храма. Губернский архитектор Карасев разработал проект будущего собора, сметная стоимость которого должна была составить 81 тыс. 529 руб. Но этот проект не был принят. Автором нового проекта стал петербургский архитектор Л. И. Руско. Для строительства нового храма выбрали место на берегу Салгира, в Александровском редуте, который соорудил во время военных действий генералиссимус князь Италийский граф Суворов Рымникский (в настоящее время на этом месте находится гостиница «Украина»). В мае 1810 года состоялось освящение места будущего строительства и закладка храма. Губернатор А. М. Бороздин заключил подряд на строительство собора с французами П. Николом, И. Ферри, Б. Латти. Они должны были не только построить храм, но и отремонтировать Суворовский редут. В то же время сделали заказ в Петербургский иконописный цех К. Венедиктова. Всего за 2 месяца было выполнено 30 икон, среди них образ Христа Спасителя, Богоматери, святого апостола Андрея Первозванного, Воскресения Христова, святых Архангелов Гавриила и Михаила. Все иконы были отправлены в Симферополь.

http://sobory.ru/article/?object=50184

Боровское. Церковь Космы и Дамиана. Карта и ближайшие объекты Храм заложен в 1905г., освящён в 1911г. В 1933г.был закрыт. После этого там была конюшня и склад МТС, зерносклад,кинотеатр, спортзал, музей. В 1934г.колокольню разобрали, из этого кирпича построили баню. В 1990г. храм был отдан РПЦ. В 2010г.закончилась реставрационная роспись внутри храма. Освящение отреставрированного храма совершил епископ Костанайский и Петропавловский Анатолий 25.09.2011г. Возрождение храма Человек без веры – все равно, что ненужный сорняк. Эти слова произнес Епископ Костанайский и Петропавловский Анатолий во время богослужения по случаю 100-летия храма Косьмы и Дамиана в поселке Боровском. И, наверное, не только у меня, но и у всех прихожан речь отца Анатолия оставила в душе неизгладимый след, ведь отсутствие веры делает наши сердца черствыми, а души пустыми. Еще философы древности предупреждали, что природа боится пустоты. Еще на рубеже 20 века, когда наш поселок начал расцветать, перед жителями встал вопрос о строительстве церкви. Решение боровчан поддержали жители окрестных деревень. И по их совместному ходатайству было получено разрешение властей на строительство кирпичного храма. Деньги на его воздвижение собирали всем миром. И не только деньги. Для того, чтобы церковь могла служить очень долго, в строительный раствор добавляли яйца. Их привозили целыми возами со всей округи. Из всех известных зодчих выбрали достойнейшего – Михаила Кириллова из Ярославской губернии. А производство кирпича доверили мастеру Андросову. Строительство храма было закончено в 1911 году, а его освящение произошло в 1912. Назвали храм в честь бессребреников Косьмы и Дамиана. Народ ликовал. Такой замечательной и красивой церкви нигде поблизости не было. При этом она радовала прихожан не только села Боровского, ее купол виднелся за 40 километров. Далеко разносился и звон колоколов. Но вот пришли иные времена. Коммунисты объявили религию опиумом для народа, и веру в Бога выводили буквально каленым железом. Не минула горькая участь разорения и нашу церковь. Часть ее разрушили, но основу не смогли разбить даже специальными машинами. С 1930 года церковь начали использовать вместо склада, в шестидесятых годах прошлого столетия она превратилась в спортивный зал. Одно время там размещался краеведческий музей.

http://sobory.ru/article/?object=26723

Гагино. Церковь Вознесения Господня (старая). Вознесенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Вознесения Господня , Рождества Пресвятой Богородицы , Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1823 и 1853. Год утраты:1935 (снесена) Адрес: Нижегородская область, Гагинский район, Гагино Координаты: 55.230513, 45.031323 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Строительство храма начато в 1823 году. По недостатку средств у прихожан постройка и отделка храма затянулась на 30 лет, так что церковь собственно была готова вполне только к 1853 году, а колокольня и ограда устроены только к 1885 году. Незадолго до начала строительства каменного храма в селе произошел пожар, в котором сгорела прежняя деревянная церковь. Прихожанам теперь приходилось посещать службы в церквях близлежащих сёл. В пасхальное воскресенье гагинцы отправились на пароме через реку на праздничную службу в с. Ветошкино. Возвращаясь обратно, вследствие перегрузки, паром затонул и унес жизни 15 человек. Это трагическое событие сподвигло на скорейшее начало строительства новой гагинской церкви в 1823 году. Получив благословенную храмозданную грамоту, гагинцы торопливо принялись за создание храма и менее чем в три года вчерне он был уже готов. Не располагая средствами на внутреннюю отделку храма и снабжение его богослужебною утварью, гагинцы наскоро отделали только правый трапезный придел, который и был освящен 11 сентября 1826 года в память сгоревщего храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Главный храм внутренно был отделан и всем необходимым для богослужения снабжен только к сентябрю 1846 года, когда совершено его освящение в честь Вознесения Господня. Левый же трапезный придел освящен спустя 27 лет по освящении правого, именно 28 сентября 1853 года во имя Святителя и Чудотворца Николая.

http://sobory.ru/article/?object=57410

«Дверцы же отверсты ему в горнице его противу Иерусалима». То есть: когда Пророк Даниил хотел молиться в своем доме: тогда он отворял дверцы окна, обращенного к стороне Иерусалима, и пред сим окном преклонял колена для молитвы. Надобно при сем вспомнить, что это было в то время, когда Иерусалим и Иерусалимский храм истинного Бога, разрушенные Вавилонянами, лежали в развалинах; а Даниил находился в пленении Вавилонском, в самом Вавилоне, или, может быть, в Персидской столице Дария Мидянина, откуда Пророку так же невозможно было видеть Иерусалим, как нам отсюда. Если бы мы могли войдти в горницу молящегося Даниила: то могли бы спросить его: для чего, моляся, смотрит он в окно, в земную даль? Если он ищет в видимом того, что приближало бы его к невидимому присутствию Божию: то не лучше ли было бы ему возвести очи горе на небо, на что есть некоторое указание от Самого Бога одному из предшествовавших пророков: «небо престол Мой» (Иса. LXVI. 1)? Или, не лучше ли было бы смотреть к востоку, по указанию другого Пророка: «воспойте Господеви, возшедшему на небо небесе на востоки» ( Ncaл. LXVII. 33–34 )? Вопросы наши не дойдут до Даниила, и не принесут нам ответа: но мы сами должны уразуметь его действие так, чтобы оно было сообразно с достоинством Пророка, которого нельзя подозревать в суеверном пристрастии к Иерусалиму. Он знал, что храм Иерусалимский, при освящении, с знамениями небесного огня и облака славы, получил постоянный дар благодатного присутствия Божия, как о сем свидетельствовал Бог собственным словом: «будут очи Мои ту, и сердце Мое во вся дни» ( 3Цap. IX. 3 ). Он разумел, что Вавилоняне могли сжечь дерево и разрушить камни храма: но не могли коснуться невидимой благодати. Он провидел, что благодать первого храма, разрушенного, хранится для имеющаго воздвигнуться второго храма, которого должна быть «велия... слава... последняя паче первыя» ( Arr. II. 9 ), поелику в нем явится Источник благодати, Христос. Таким образом, где обыкновенные люди видели только развалины храма: там Даниил созерцал благодать храма и благодатное присутствие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Речь при освящении Гельсингфорского Успенского собора, сказанная Павлом Епископом Выборгским Викарием С.-Петербургским, 13-го октября 1868 г. и размышление по поводу этого события. – его же Источник Сей день, его же сотвори Господь. Возрадуемся и возвеселимся в он. ( Пс. 117:24 ). Освящение храма Божия всегда – великое, радостное Церковное торжество. В новоосвященном храме открывается для верующих полная возможность к удовлетворению всем высшим потребностям духа. Так они обретают здесь духовную пищу и питие – семя и живую воду слова Божия, и животворнейшее даже слова Божия духовное брашно и питие – животворящую плоть и кровь Господа нашего Иисуса Христа. Они находят здесь освященное место для общих молитвенных собраний, для прославления едиными устами и единым сердцем Бога Триединого, для теснейшего единения между собой во Христе и со Христом. Они освящаются здесь молитвой, словом Божиим, таинствами. При таком значении храмов Божиих как же не торжествовать в день освящения храма Божия, даже малого и скудного, не отличающегося величием и благолепием? Но освящение храма Божия величественного, прекрасного – двойное торжество; потому что в храме прекрасном верующие находят не только удовлетворение высшим потребностям своего духа, но и особенные побуждения и пособия к надлежащему удовлетворению им. С какой обыкновенно силой величие и красота дому Божия возбуждают в душах христиан чувство благоговения к Богу, и как смягчают сердца их! Как сильно развивают и поддерживают они в молящихся готовность и способность к назиданию словом Божиим, к прославлению Господа великого и славного, к взаимному единению в духе любви, и к принятию с верой освящающей силы таинств! Да, храм величественный и прекрасный – величайшее сокровище, в обладание которым верующие не могут вступать без живейшей радости, без торжества и ликования. Да возрадуются же ныне, в день освящения св. храма сего, все православные обитатели града сего: в этом храме Божием – величественном, прекрасном, небесоподобном, им так легко и сладостно будет умудряться во спасение чрез слушание и слагание в сердце слова Божия и освящаться спасающей силой благодати Божией. Да возрадуются и возвеселятся все, послужившие созданию св. храма сего молитвами, покровительством, жертвами, трудами: их попечения о храме увенчались добрым успехом – созданием храма дивно-прекрасного, живо напоминающего молящимся о величии и славе, обитающего в храме, Господа сил! Да возрадуются радостью Христовой и все православные христиане, и ближние, и дальние; да возвеселятся они вместе с православными обитателями града сего о том, что у них ныне, кроме скромной скинии Божией, доселе служившей для них местом прибежища к Богу, храм Божий величественный, прекрасный, достойный исповедуемого великим народом русским православия! Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он!

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Слово по освящении трапезного храма при Сумском городском соборе 15 мая 1885 г. О добродетели храмоздания. И рече царь Давид к Нафану пророку: се ныне аз живу в дому кедровом, кивот же Божий стоит посреде скинии. ( 2Цар. 7, 2 ). Вот первое и самое древнее свидетельство Библии о благочестивом чувстве и намерении истинно верующей души создать храм Богу истинному, достойный Его святого имени и превосходящий благолепием жилища человеческие. Давид, как пророк, понимавший действия Промысла Божия относительно судьбы народа Израильского, видел, что давно уже странническая жизнь Израиля кончена, что народ, получив обетованную землю, прочно в ней основался, что он сам, как царь, водворился в Иерусалиме с царским великолепием и потому скорбел, что на глазах его остается в положении странника, под шатром, только кивот Божий, место „ обитания “ Бога Израилева. В чувстве смирения он поверяет другому пророку свое желание создать храм Богу, и как кротко, как прекрасно выражает его: „вот я живу в доме кедровом, а кивот Божий находится под шатром!“ Получив извещение, что его намерение угодно Богу, что Господь сопровождает Свое соизволение высокими обетованиями потомству его, и только предоставляет сооружение храма не ему самому, а сыну его Соломону, Давид с радостью и пламенным усердием начинает заготовлять драгоценные материалы для будущего храма, совершенно счастливый этим скромным участием в великом деле созидания первого храма Богу истинному. Мы знаем, как дорожил народ Израильский первым храмом Соломоновым и вторым, созданным после пленения вавилонского. Знаем, что и в Церкви новозаветной, с первых веков христианства и доселе, постоянно живет сознание необходимости пребывания среди жилищ человеческих храма Божия, и, как ключ чистой воды, течет из века в век чувство любви к храмам и усердие к их созиданию и украшению. Нельзя не заметить в истории, что чем вера народов чище, чем любовь к Богу глубже и стремление к духовному общению с Ним живее, тем храмов больше и тем они, если позволяют средства народов, величественнее и благолепнее. Этой добродетелью с древних времен отличался и был духовно счастлив и наш православный русский народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Успенская Слобода. Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Соборный храм древнего Галичского Успенского монастыря на протяжении веков был средоточием жизни обители: все здешние важнейшие события так или иначе происходили в нём или рядом с ним. Сама же обитель уже в XVI веке получила поистине всероссийскую известность - во многом благодаря подвигам преподобного Паисия Галичского, по кончине погребённого в Успенском соборе, и пребывавшей в стенах храма чудотворной Овиновской иконе Божией Матери. Строительная история Успенского собора не завершилась с освящением храма в 1646 году. Первоначальный четверик с устроенными с трёх сторон входами, которые украсили характерные для этой эпохи порталы, вскоре оброс пристройками: с запада появился притвор, с юга - паперть с ризницей, а в юго-западном углу выросла приземистая, не выше самого храма, колокольня. Вот что пишет о ней в своей книге " На земле древнего Галича " искусствовед А.А. Тиц: " Устойчивый прямоугольный объём звонницы спрятался за широкой спиной храма, и только небольшой конус каменного шатра возвышается рядом с цилиндром барабана. Есть все основания считать, что в Паисиевом монастыре сохранился один из древнейших образцов шатровой колокольни, возможно конца XVI века. Архаические формы этого сооружения легко ассоциируются с замечательной Успенской церковью-колокольней на Кубенском озере, чей силуэт дополнил в 1543-1549 годах красу водного простора " . Это наблюдение, за исключением неверной датировки, весьма любопытно. С окончанием и освящением в конце XVII века каменной Троицкой церкви два монастырских храма были соединены переходами. В монастырской описи 1702 года находим сообщение о том, что в Успенском соборе устроен пятиярусный тябловый иконостас, а царские врата придела святителя Леонтия представляют собой не что иное, как царские врата из иконостаса деревянного предшесвенника каменного храма. После секуляризации Паисиево-Галичский монастырь оставался средоточием духовной жизни Галича. Во второй половине XVIII века Успенский собор дважды ремонтировался: в 1776-1777 годах восстанавливали повреждённую ураганом его центральную главу и белили стены, а в 1795 году растёсывали окна и украшали лепниной интерьер. В конце 1830-х годов на месте сломанной южной паперти возвели придел преподобного Паисия Галичского - разумеется, в ампирных формах. Предполагается, что тогда же позакомарное покрытие было заменено более функциональной четырёхскатной крышей и в храме установили новый иконостас. Далее в истории монастыря произошёл трагический сюжет, хронологически приходящийся на советские годы.

http://sobory.ru/article/?object=05169

Хроника: Освящение второго храма в Бутове Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 16 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 19 мая 2007 г. в Бутове был освящён второй из храмов — каменный, просторный, двухэтажный. Совсем, казалось бы, недавно здесь, на Старо-Варшавском шоссе, был только глухой забор, ограждающий “что-то” от глаз людских. Внутри располагался Бутовский полигон, — страшное место, где были “опробованы” методы массового уничтожения — расстрел на краю рва. Здесь были убиты тысячи людей, в подавляющем большинстве совершенно ни в чём не виновных; более трёхсот из них ныне прославлены в лике новомучеников. Летом 1993 года родственникам убитых впервые позволили войти в ворота. А люди стали ставить поминальные свечи. Осенью на полигоне установили мемориальный камень. После того как полигон был передан Русской Православной Церкви, здесь проводились кропотливые исследования захоронений; одновременно составлялась Книга памяти — гигантский список жертв тайного массового убийства. На полигон шли поклониться памяти невинно убиенных; здесь служили панихиды. 8 мая 1994 г. (в Фомино воскресенье) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на полигоне был водружён поминальный Крест-Голгофа. А вскоре Святейший Патриарх написал резолюцию на прошении верующих о строительстве храма в Бутове: “Благословляется строительство храма на этой Русской Голгофе”. Осенью того же года была зарегистрирована община храма Святых новомучеников и исповедников Российских; ктитором общины был избран Кирилл Глебович Каледа, внук священномученика Владимира Амбарцумова, лежащего в одном из бутовских рвов. 25 июня 1995 г., в день Всех святых, в земле Российской просиявших, в Бутове в палаточном храме, установленном перед Крестом, была совершена первая Божественная Литургия. 11 декабря 1995 г., в день мученической кончины священномученика митрополита Серафима (Чичагова), возглавителя сонма бутовских новомучеников, был водружён крест над деревянным храмом. Через год храм был освящён, начались регулярные богослужения. С апреля 1998 г. настоятелем храма стал рукоположенный во иерея Кирилл Каледа.

http://pravmir.ru/hronika-osvyashhenie-v...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010