В литературе достаточно распространено мнение, что обычай влагать в освящаемый престол частицы мощей непосредственно восходит к раннехристианским временам, когда, якобы, Литургию совершали на мощах святых мучеников. Это не так – хотя поминальные службы христиан первых веков и могли совершаться на могилах, в обычных местах общей молитвы христиан мощей, как правило, не было 1 . Практика переносить св. мощи с места захоронения святого в храм для его освящения постепенно становится нормативной только с середины IV в. В VI в. в Византии перенесение св. мощей – уже традиционный элемент освящения храма. Но и после VI в. византийский чин освящения престола и храма еще долго не предполагал священнодействия вложения в престол св. мощей как обязательного. В рукописях Евхология Vat. Barberini gr. 336, VIII в. 2 , Sinait. gr. 959, X в. 3 , Bodleianus Auct. E. 5. 13, сер. XII в. 4 освящение храма представлено в виде двух последований; основными священнодействиями первого являются омовение св. водой, помазание св. миром и облачение новосооруженного престола 5 ; второго – шествие с мощами в новый храм, торжественный вход в него, положение мощей и совершение в храме первой Литургии. Однако, хотя св. мощи в чине присутствуют, доиконоборческое последование говорит не о вложении их внутрь престола, а лишь о положении их где-то в храме 6 . Только после эпохи иконоборчества вложение мощей св. мучеников в освящаемый престол становится доказательством верности Православию (так как иконоборцы боролись, в частности, с почитанием св. мощей) и превращается в неотъемлемую часть чина освящения храме, что зафиксировано 7-м правилом VII Вселенского Собора (787 г.). В 2000 г. нами был опубликован новый перевод 7 византийского чинопоследования освящения храма XI в. Классические рукописи константинопольского Евхология XI в. 8 приводят текст византийского чинопоследования освящения храма на той стадии его развития, когда два древних последования освящения храма уже были объединены в одно, но еще не подверглись последующим изменениям. Ниже вниманию читателя предлагается перевод более ранней, а именно доиконоборческой, редакции чина освящения храма (это древнейший сохранившийся текст византийского чина освящения храма). Как уже было отмечено, в 3 известных ныне греческих рукописях, содержащих этот текст 9 , освящение храма состоит из двух различных последований: 1) «освящения престола и храма» и 2) «обновления храма». Здесь мы опускаем первое из двух последований 10 и публикуем только русский перевод второго (тексты молитв, согласно дореволюционной русской традиции, приводятся по-славянски в упрощенной орфографии) из двух последований, чина принесения св. мощей в новоосвященный храм по древнейшей сохранившейся рукописи византийского Евхология – Vat. Barberini gr. 336, посл. четв. VIII в. (Fol. 156–159) 11 . Чин, который бывает при обновлении уже освященного святого храма

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Освящение храма архиереем Освящение храма, совершаемое архиереем, есть самое торжественное. Накануне дня освящения в новосозданном храме совершается малая вечерня и всенощное бдение. Служба совершается обновлению, т.е. та служба на обновление храма, которая находится в Большом Требнике (гл. 107). Со службою «обновлению» правится служба «храма» – т.е. тому, во чье имя построен храм. Как малая вечерня, так и бдение отправляются перед алтарем при запертых царских вратах и при закрытой завесе. Перед царскими дверями ставится стол и постилается скатерть. Поверх скатерти постилается пелена и полагаются святое Евангелие, честный крест, святые сосуды, лжица, копие, пелены, воздухи, вервь (для обвязания престола), одеяние на престол и на жертвенник, гвозди для укрепления престола, губы. Все это покрывается пеленою, и поставляются по углам стола четыре подсвечника. В том же храме перед образом Спасителя у царских врат поставляются на аналогии на дискосе, покровенном звездою и воздухом, святые мощи, в алтаре ставится столец, на нем полагаются святое миро, вино церковное, вода розовая в сткляницах, стручец для помазания миром, кропило, четыре камня для прибивания гвоздей. В самый день освящения храма, после ранней литургии, св. мощи износятся с благоговением в находящийся поблизости храм и там поставляются на святом престоле, на том месте, где обыкновенно лежит Евангелие, а св. Евангелие поставляется от востока над мощами, и ставится подсвечник перед святыми мощами. Если же нет поблизости другого храма, то мощи стоят в храме, который будет освящаться, до времени приятия своего на том же месте, т.е. у царских дверей перед образом Спасителя. Так как при освящении храма всегда бывает кропление святою водою, то перед освящением храма сперва поется молебен и бывает освящение воды. Для водоосвящения начальствующий и прочие священники облачаются во все священные одежды. Перед приездом архиерея составляется воскомастих. По окончании освящения воды участвующие в освящении храма, облачившись во все священные одежды, сверх сих одежд возлагают к тому нарочитую «срачицу», или «запон».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Среди многочисленных сокровищ византийского Евхология кроме чинов, вошедших в позднейшие общепринятые богослужебные книги Православной Церкви, встречаются и такие, какие со временем были забыты. Один из таких чинов последование «на положение (κατθεσις) святых мощей», состоящее из двух молитв ( Θες τν πατρων μν, γιος τν γων, Θες τν ποστλων κα βασιλες τν μαρτρων· и Δσποτα Κριε Θες μν, δι τν καλλινκων σου μαρτρων καταγωνισμενος τν χθρν μν διβολον·). Эти две молитвы выписаны в пяти рукописях Евхология: Paris. Coislin. 213, 1027 г. 1 , Vat. gr. 1970, XII b. 2 , Hieros. Sab. 362 (607), XIV b. 3 , Athen. Bibl. Nat. 2473, XV b., Athen. Bibl. Nat. 663, XV–XVI bb. 4 В четвёртой из указанных рукописей обе молитвы включены в состав чина освящения храма (в его заключительную часть), в остальных они выписываются отдельно. Первая публикация этих молитв по рукописи Hieros. Sab. 362 (607) 5 была сделана ещё А.А. Дмитриевским , а по рукописям Athen. Bibl. Nat. 2473 и 663 П. Трембеласом, однако серьёзное внимание молитвам впервые уделил в 1993 году лишь В. Руджери 6 , предположивший, что обе молитвы являются неконстантинопольской альтернативой обычным константинопольским молитвам на положение св. мощей в составе чина освящения храма (то есть молитвам Κριε Θες μν, πιστς ν τος λγαις σου κα ψευδς ν τας παγγελαις σου· и Κριε Θες μν, κα τατην τν δξαν τος πρ σο θλσασιν γοις μρτυσι δωρησμενος· соответственно) 7 . Мы считаем оба предположения Руджери и о неконстантинопольском происхождении молитв, и об их изначальном предназначении именно для чина освящения храма, ошибочными. Константинопольское происхождение молитв следует как из того, что они помещены в одном из константинопольских Евхологиев par excellence Евхологии Стратигия Paris. Coislin. 213, так и из того, что первая из двух рассматриваемых молитв ( Θες τν πατρων μν, γις τν γων, Θες τν ποστλων κα βασιλες τν μαρτρων·) совпадает, за исключением нескольких начальных строк, с константинопольской молитвой на начало шествия со св. мощами из чина освящения храма (Κριε Θες μν, πιστς ν τος λγοις σου κα ψευδς ν τας παγγελαις σου·). Ниже обе молитвы «на положение св. мощей» и из константинопольского чина освящения храма приведены вместе для сравнения; полужирным выделены буквально совпадающие выражения:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Мироварение и освящение мира Чины мироварения и освящения мира неразрывно связаны с Таинством миропомазания, и их нельзя рассматривать в отрыве от этого Таинства. Сами по себе оба чинопоследования имеют ярко выраженный таинственный характер. Отметим, что в числе шести Таинств Дионисий Ареопагит упоминает не миропомазание (которое в его понимании является частью Таинства крещения), а именно «Таинство освящения мира». Чинопоследование этого «Таинства» он описывает следующими словами: Таким же точно образом, как и в Собрании, отлучаются при этом чины несовершенных после предварительного священнодействительного обхождения с благоуханием по всему храму и священнословия псалмов и чтения Божественного слова. Потом иерарх, взяв миро, полагает на божественном жертвеннике под осенением двенадцати крыльев, между тем как все священнейшим гласом воспевают священную песнь вдохновения богодухновенных пророков, и, совершив над ним молитву освящения, затем употребляет его в священных священнодействиях над освящаемыми вещами и лицами всякого почти рода священноначальственного священносовершения. Таким образом, чин освящения включал в себя каждение, пение псалмов, чтение Священного Писания (Евангелия), поставление сосуда с миром на жертвенник (престол) и молитву освящения мира при пении «аллилуйя». Ареопагит упоминает об употреблении мира «при всяком священнодействии»; в частности, по его словам, «освящение божественного жертвенника происходит через всесвященные возлияния святейшего мира». Известно, что в V веке миро употреблялось шире, чем в современной Православной Церкви. Его использовали не только при освящении храма (помазание миром четырех стен храма и поныне входит в чин освящения храма) и престола (эта традиция также сохранилась), но и при освящении икон (эта традиция вышла из употребления). Однако основная цель изготовления и освящения мира заключается в преподании дара Духа Святого принявшему крещение: ...Совершительный дар и благодать священного богорождения священнодействуется божественнейшими священносовершениями мира. Поэтому, думаю я, иерарх, вливая в очистительную купель крестовидными вложениями миро, поставляет способным к созерцанию очам на вид то, что Иисус, погрузившись даже до крестной смерти ради нашего богорождения, самим божественным и неудержимым от смерти сошествием Своим благолепно исхитил крещающихся по таинственному слову в смерть Его от древнего поглощения тлетворной смертью и обновил для божественного и вечного бытия. Да и тому, над кем совершено священнейшее священнодействие богорождения, совершительное помазание миром дарует вселение Богоначального Духа, между тем как символическое священное начертание креста означает, я думаю, то, что от Него Самого, человекообразно принявшего ради нас освящение от Богоначального Духа при неизменяемости свойств Божественного естества, подается Божественный Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава 6 1–5. Ответное послание Дария с копией указа Кира. 6–12. Повеление Дария о содействии постройке храма и богослужению. 13–15. Окончание постройки. 16–18. Освящение храма. 19–22. Празднование Пасхи. 1Ездр.6:1 .  Тогда царь Дарий дал повеление, и разыскивали в Вавилоне в книгохранилище, куда полагали сокровища. 1Ездр.6:2 .  И найден в Екбатане во дворце, который в области Мидии, один свиток, и в нем написано так: «Для памяти: Указ Кира, очевидно, искали прежде всего в Вавилоне, но нашли в Экбатанах. Возможно, что сюда он был привезен вместе с другими делами архива для безопасности. Возможно, что он и издан был в Экбатанах, которые служили летней резиденцией персидских царей. 1Ездр.6:3 .  в первый год царя Кира, царь Кир дал повеление о доме Божием в Иерусалиме: пусть строится дом на том месте, где приносят жертвы, и пусть будут положены прочные основания для него; вышина его в шестьдесят локтей, ширина его в шестьдесят локтей; 1Ездр.6:4 .  рядов из камней больших три, и ряд из дерева один; издержки же пусть выдаются из царского дома. 1Ездр.6:5 .  Да и сосуды дома Божия, золотые и серебряные, которые Навуходоносор вынес из храма Иерусалимского и отнес в Вавилон, пусть возвратятся и пойдут в храм Иерусалимский, каждый на место свое, и помещены будут в доме Божием. Приводится копия указа Кира иудеям. Если сравнить данную версию указа Кира с той, которая приводится в I гл., то нельзя не заметить между ними некоторого различия. Для объяснения этого различия можно допустить, что обе версии указа были изданы одновременно, что указ, помещенный в I гл., назначался для иудеев, живущих в разных местах Вавилонии, а указ, сообщаемый в VI гл., собственно дан был Шешбацару. В VI гл., впрочем, едва ли этот указ приводится полностью: из замечания ст. 2 «для памяти» можно заключать, что в послании Дария приводится только та часть указа, которая заключала прямой ответ на вопрос Фафная. «Вышина его в шестьдесят локтей, ширина его в шестьдесят локтей». Эти указания царского эдикта учеными Эвальдом, Кейлем, Шиком понимаются в смысле точного размера построенного Зоровавелем храма. Поэтому названные ученые полагают, что храм Зоровавеля величиной превосходил храм Соломона. Но едва ли определяемые в эдикте размеры храма были обязательными и имели значение архитектурного плана, который должно было точно выполнить. Это видно из того, что длина храма в эдикте не указывается. Эдикт, по-видимому, определяет только максимальные размеры храма. «По тогдашней политике вавилонской построение святилища в таком или ином виде должно было соответствовать в общей мере народной жизни и признанным правам нации. Нация, побежденная и зависимая, не могла строить таких храмов, которые могли бы затмить славу главных храмов империи Бела, Небо, Мардука и других богов Сумира и Аккада... Царь Кир в своем указе указал maximum того внешнего величия, какое мог иметь иерусалимский храм» (А. А Олесницкий, Ветхозаветный храм. Стр. 383–386).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Поучение к сельским прихожанам, по случаю освящения приходского храма. (8 сент. 1867 г.) Итак, православные, Господь помог нам благоукрасить наш храм, как нам хотелось. Известно мне, как вы всегда желали видеть благолепие и священную красоту в своем приходском храме; знаю, как вы искренно тужили, что ваши собственные недостатки и тяжелые нужды крестьянского домохозяйства мешали вам скорее привести в дело ваши благочестивые намерения об украшении храма Божия. Но вот Господь все привел к окончанию. Нашлись добрые люди, отыскались средства, живо начались работы, – и вот я не могу без удовольствия теперь смотреть на вас, видя ваше благоговение, вашу благочестивую радость о красоте святого храма Божия и вашу благодарственную молитву к Господу Богу, совершителю всякого дела благого. Да – православные, первое, что нам следует теперь сделать, – это повергнуться в благодарственной молитве пред Господом Богом за то, что Он помог нам почти из ничего, почти без всяких средств устроить то, на что требовались тысячи. Так многомилостив и щедр Господь к нам грешным, и так всегда готов Он помогать всякому благому нашему намерению и желанию! но не забудьте и того, что Господь помог нам тоже чрез добрых людей. Не найдись эти добрые люди, не загорись в них святая искра любви ко храму Божию, – тогда может быть мы и до сих пор только хлопотали бы о своем храме. Кто эти добрые люди, – вам не безызвестно, – и потому я не буду распространяться о том, что вам нужно благодарить и их, и молиться Богу о их здравии и благопоспешений всякий раз, когда будете входить в сей благоукрашенный храм. Но мне хотелось бы поговорить с вами вот об чем. Любуясь и наслаждаясь красотою сего обновленного храма Божия, как бы вы не ограничились (я даже опасаюсь этого), – как бы говорю, – не ограничились вы одним только этим чувством радости и удовольствия. Конечно, радость о храме Божием и наслаждение его красотою – есть законное и святое чувство; но одно оно еще далеко не есть достаточная и благоприятная жертва для Господа Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Слово произнесенное 21 ноября 1892 года по освящении храма в Харьковском Реальном училище, сооруженного в память события 17-го октября 1888 года. О высшем начале христианского воспитания. Приветствую вас, братия, с благополучным окончанием и радостным торжеством освящения святого храма сего. Устроение храма при учебном заведении всегда составляет истинное утешение для всякого ревнителя христианского воспитания. На такое направление воспитания указывает уже самое присутствие храма, как источника благословения Божия, и оно несомненно обеспечивается внимательным пользованием со стороны учащих и учащихся теми духовными силами, которыми обладает храм. Твердое установление такого направления в деле воспитания тем более желательно в настоящее время, что после почти полувекового блуждания по распутьям ложных философских учений наших образованных классов ныне обнаруживается, как говорят, „поворот к лучшему“. Но это „лучшее“ для многих представляется крайне смутным и неопределенным. Даже в понятиях многих мыслителей, предлагающих в деле воспитания обращение к Церкви, оказывается разрозненность и неустойчивость: каждый учением и учреждениями Церкви хочет пользоваться по сво- ему вкусу и выбору; притом требуют в порядке церковной жизни изменений и преобразований применительно к духу времени. Таким образом нам угрожает опасность из одной беды попасть в другую: после уклонения от Церкви внести в самую жизнь церковную смуту и разделение. Но пора перестать нашим свободным мыслителям горделиво относиться к Православной Церкви; пора обратиться к ней со смирением и покорностью ее благотворному руководству. Наука, как показал опыт, бессильна в деле нравственного воспитания; она ходит по верхам души человеческой, но не проникает в таинственную глубину человеческого сердца, где возникают желания и движется свободная воля человеческая. Искусства, предназначаемые для облагорожения душ человеческих, сами в наше время требуют руководства и облагорожения, падая год от году ниже под влиянием материализма. Современная промышленность не задумывается над нравственными началами: ее цель – успех в приобретении, без строгого разбора средств. Куда же обратиться для спасения от нравственного расслабления наших молодых поколений? К тем началам, под влиянием которых, на виду у расслабленных нравственно-образованных семейств, из семей простых христианских, не ведающих научного образования, выходят благонравные и честные юноши, в упрек и обличение многим просвещенным; к тем началам, под руководством которых в течение веков воспитан наш русский народ, отличающийся такими высокими нравственными качествами и национальными добродетелями, – одним словом, к началам Церкви Православной, стоящей пред нами во всей своей целости и божественном величии.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Индии торжества индуистов по случаю постройки храма на месте снесенной мечети привели к погромам иноверцев Безумства фанатичных толп повергают в страх христиан и мусульман НЬЮ-ДЕЛИ. В Индии торжества индуистов по случаю постройки храма на месте снесенной мечети уже выливаются в погромы иноверцев – фанатичных толпы ликуют, безумствуют и наводят страх на христиан и мусульман, сообщают washingtonpost и theguardian. На севере Индии индуистские националисты взобрались на мечеть, сорвали зеленый флаг и водрузили индуистский шафрановый штандарт Господа Рамы. То же самое они повторили в центральной Индии, где взобрались на купол христианской церкви и водрузили штандарт Господа Рамы на кресте. На юге толпа фанатичных индуистов сожгла фруктовый магазин мусульманского владельца. А на окраине Мумбаи, финансовой столицы Индии, местные власти снесли бульдозерами мусульманские лавки и постройки. На прошлой неделе нападения ликующих толп индуистских националистов на меньшинства, главным образом мусульман, вызвали волну страха среди иноверцев по всей Индии. Обострение межрелигиозной напряженности случилось после торжественного освящения 15 января индуистского храма в Айодхье на обломках снесенной древней мечети и «эпохальной» речи премьер-министра Нарендры Моди. В кругах радикальных индуистов это событие воспринято как историческое и знаковое – как символ индуистского отмщения за многовековое мусульманское порабощение Индии и торжество истинной веры. Националистическая партия Нарендры Моди после прихода во власть принялась насаждать радикальное индуистское видение облика Индии – в отличие от отцов-основателей независимой страны, которые стремились сделать ее мировым образцом светской поликультурной демократии. От северного штата Уттар-Прадеш до южного штата Телангана (в целом в шести индийских штатах как минимум) нападения индуистских толп на иноверцев проводятся по единой стандартной схеме. В мусульманские кварталы врываются кавалькады наездников на мотоциклах и джипах, сплошь увешанных шафрановыми флагами и символами индуистских националистов, а из мощных динамиков улицы сотрясают индуистские гимны и лозунг «Джай Шри Рам» («Победа Господа Рамы»), повергая в страх иноверцев. Эти шумные рейды, больше похожие на облавы, бушуют с момента освящения огромного храма в Айдохье, и не стихают по сей день. В своей речи при освящении храма, убежденный индуистский националист Моди поздравил сограждан с успешным «распутыванием исторического узла» и выразил надежду на «построение светлого будущего».

http://sedmitza.ru/text/10356603.html

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Освящение (Sanctification) Слово освящение охватывает широкий ряд понятий, связанных с духовным опытом, но в этой статье оно относится к праведности в жизни верующего и в особенности к процессу, в ходе которого спасенный движется к своей цели – к уподоблению Богу и Христу. Новозаветное понимание освящения заключается в достижении христоподобия. Между ветхозаветными и новозаветными образами освящения есть четкое различие. В Ветхом Завете освящение играет, в основном, двоякую роль – обрядов по поддержанию святости и послушания нравственному закону Бога. Упор делается на внешних проявлениях и поведении, хотя в них подразумевается внутренняя духовная реальность. В Новом Завете центр тяжести перемещается от внешних и обрядовых действий к личной духовной жизни, и образы становятся более многогранными. Святость в Ветхом Завете . Рассмотрение образов освящения в Ветхом Завете можно начать с вопроса, почему предметы или люди нуждаются в освящении. Ответ заключается в святости и совершенстве Бога, к Которому не может приближаться ничто греховное, оскверненное или больное. Как же предметы или люди становятся освященными? Омовением, воздержанием от оскверняющих контактов, обрядовыми действиями, приносящими очищение или отделение от грязи и осквернения. Священник, например, должен совершать омовение, носить священные одежды и приносить жертвы за свои грехи. Кроме того, он не должен прикасаться к трупам и иметь кожные заболевания, чтобы надлежащим образом представлять грешников пред Богом в святом месте. Пропасть между святостью Божьей природы и человеческой сферой преодолевается библейским понятием освящения. Слово освящать основывается на еврейском корне qds, производные которого встречаются в еврейском Писании сотни раз. Они могут означать «благословлять», «посвящать» или «освящать». Основная мысль выражается в отделении от греховного и мирского для особых святых целей. Такое понимание неразрывно связано с обрядами и их центральной ролью в израильской религии от Моисея до разрушения храма Ирода. Современному человеку трудно понять удивительные и подчас гротескные реалии основополагающей концепции иудаизма с жертвоприношениями животных, пролитием крови и окроплением ею (напр., Лев. 22:16, 32 ; Чис. 6:11 ; Евр.9:13 ). Эти образы принадлежат миру символики и культуры, значительно отличающемуся от нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

5. ил нсте чл въ закон, к въ сббты свщенницы въ церкви сббты сквернтъ и неповинни сть; Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? 6. глю же вамъ, к церкве бол зд: Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма Или несте чли (разве вы не читали), что сотвори (что сделал) Давид и пр. Это было во время бегства Давида от гонения Саулова ( 1Цар.21 гл.). Хлебы предложения, это 12 хлебов, которые постоянно лежали на особом столе во второй части скинии, а впоследствии храма, во святилище. Каждую субботу священники заменяли хлебы новыми. Снятые, как уже освященные, принадлежали священникам, и только они одни должны были есть сии хлебы в храме ( Лев. 24:8–9 ). Назывались эти хлебы хлебами предложения, как полагаемые пред лицом Господа ( Исх. 40:23 ). И вот Давид, мучимый голодом, по предложению самого первосвященника, за неимением простого хлеба, ел эти священные хлебы; ели даже и его спутники. Таким образом, повидимому, явно был нарушен закон. Однако же Давид не был осужден, как нарушитель закона. Следовательно, в случае необходимости, позволительно нарушить иной закон; так, напр., нарушили закон о субботе апостолы, срывая колосья для утоления своего голода, и их не следует осуждать за это. В субботы священницы в церкви субботы сквернят (нарушают субботу), так как и в субботы приносят животных в жертву Богу, и для этого убивают их, снимают кожу, приготовляют для жертвоприношения и сожигают. И где же они делают это? В самом храме, где закон должен соблюдаться более строго, чем в другом месте. И однакоже это не вменяется им во грех (неповинни суть). Глаголю же вам, – прибавляет Господь, – яко церкве боле есть зде (здесь Тот, Кто больше храма), т. е. Он, Господь и самого храма: ветхозаветный храм, со всем его устройством и обрядами, был образом Христа. Посему, если священникам храма в день субботный дозволялось делать свои священническия дела, и их не обвиняли в нарушении закона о субботе; то тем более неповинны в этом служители Самого Христа, когда они, по необходимости, в день субботы, для утоления голода, срывают колосья (Феоф.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010