Глава X. Богослужение освящения храма 1. История формирования чина Святая Церковь с глубокой древности установила особые священнодейственные обряды на освящение новосозданного храма, в котором воздвигаются жертвенник и престол Бога Живого. Посвящение храма Богу и освящение его совершалось еще в ветхозаветный период. Патриарх Иаков после явления ему Господа дважды воздвигал во Имя Его каменные алтари и освящал их возлиянием на них елея ( Быт. 28, 18; 35, 14 ). Моисей, соорудив по воле Божией скинию при горе Синайской, торжественно посвятил ее Богу посредством таинственного освящения. И Бог явил в ней видимое знамение Своего присутствия и благоволения: «Покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако» ( Исх. 40, 9, 16, 34, 35 ). Соломон с большим великолепием освятил храм Господа, построенный вместо скинии в Иерусалиме, и праздник освящения длился семь дней в присутствии всего народа ( 2Пар. 7, 8–9 ). После плена Вавилонского «сыны Израилевы, священники, левиты и прочие» совершили освящение «дома Божия с радостью» ( Ездр. 6:16 ). После очищения и освящения храма, оскверненного во время гонений Антиоха, было установлено ежегодное семидневное празднование обновления храма. В Ветхозаветной Церкви освящение скинии и храма совершалось через внесение в них Кивота Завета, пение священных песен, жертвоприношение, возлияние жертвенной крови на алтарь, помазание елеем, молитву и народное празднество ( Исх. 40 ; 3Цар. 8 ). Древний обычай освящать храмы Божии унаследован Новозаветной Церковью. Начало освящения собственно христианских храмов для Богослужения указано Самим Спасителем, по велению Которого ученики Его приготовили в Иерусалиме для совершения тайной вечери «горницу большую, устланную, готовую» ( Мк. 14:15 ), и в особой горнице «в молитве и молении» единодушно пребывали и получили обещанного им Святого Духа» ( Деян. 1, 13–14, 2, 1 ). Во времена гонений христиане строили церкви в удаленных местах, обычно над гробами мучеников, чем уже освящались храмы. Упоминания об обрядах освящения храмов встречаются у церковных писателей I-III веков. Из-за преследований гонителей и опасности разрушения храмов обряды освящения совершались не столь торжественно и открыто, как в последующие века.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковь на Преображенке: освящение ко Дню Победы Последний взорванный в СССР храм возвращается в число действующих 24.04.2015 386 Время на чтение 3 минуты Великое освящение храма Преображения Господня на Преображенской площади совершит Патриарх Кирилл 8 мая. Церковь, которая когда-то была храмом легендарного Преображенского полка, никогда не закрывалась. В годы Великой Отечественной вой­ны её приход многое сделал для победы, а настоятель даже был удостоен правительственных наград. Но в 1964-м храм снесли как помеху прокладке линии метро. И только теперь он возрождён на прежнем месте. По-царски и по-гвардейски История храма связана с Преображенским полком, от которого берёт начало регулярная Российская армия. «Потешными стрельбами» отметил 11-летний царь Пётр свой день рождения 30 мая 1683 года. Тогда же из дворцовых служителей подмосковного села Преображенского стали набирать войско. Здешняя деревянная церковь стала полковым храмом преображенцев. На смену обветшавшему деревянному в 1781 году построили на пожертвования воинов каменный храм во имя Преображения Господня. К тому моменту гвардейский полк уже находился в Санкт-Петербурге, а в слободе стоял его Московский батальон. Ну а в 1856 году по случаю коронации Александра II Преображенский полк в полном составе прибыл в Москву - на свою историческую родину, в село Преображенское. Здесь гвардейцы отметили полковой праздник, совпадавший с престольным праздником храма. Ещё одно памятное событие случилось в мае 1883 года. У храма гвардейцы встретились с императором Александром III и его семьёй. Вместе отметили 200-летие первых гвардейских полков русской армии. Прямо на церковной площади состоялся военный парад, и были освящены новые знамёна гвардейских полков. В храме спасались от бомбёжек В годы Великой Отечественной войны настоятелем Преображенского храма был протоиерей Вячеслав Соллертинский (1872-1955). Здесь ежедневно велись богослужения. При этом звучала молитва о победе: «Восстани в помощь нашу и подаждь воинству нашему о имени Твоем победити...» Эта специальная молитва была составлена в Патриархии с самого начала войны на основе молитвы, читавшейся в русских храмах во время войны 1812 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Корсунка. Корсунский Богородичный женский монастырь. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Основан в 1787 г. для русских старообрядцев, которые поселились на Нижнем Днепре в кон. XVIII в. и воссоединились с Православной Церковью на правах единоверия (подчинение канонической Церкви при сохранении обрядовых отличий, отмена которых Московским Патриархом Никоном в XVII в. явилась одной из причин старообрядческого раскола). В 1790 г. в обители был освящен храм Корсунской иконы Божией Матери, сгоревший в 1792 г. В 1795 г. здесь построили новый одноименный храм с приделом свт. Иоанна Златоуста, а бывшую в монастыре часовню обратили в храм свт. Николая Мирликийского. Поначалу удаленный от Днепра, монастырь с разрешения властей перенесли в 1796-1797 гг. на новое место, а в 1847-1849 гг. преобразовали, по просьбе братии, из единоверческого в «стандартный». Первым храмом на новом месте был деревянный – свт. Николая; в 1802 г. был построен небольшой каменный храм св. вмч. Димитрия Солунского на средства соседского помещика Дмитрия Куликовского; в 1803 г. – освящен каменный храм Корсунской иконы Божией Матери; в 1804 г. – освящен трапезный храм свт. Михаила Синадского. В 1849 г. в версте от монастыря было основано новое братское кладбище (взамен бывшего в самой обители), где в 1857 г. выстроили новый храм Воскресения Христова. В 1882 г. в монастыре был устроен храм свт. Николая в доме настоятеля (прежде в кельях настоятеля существовали другой одноименный храм и церковь свт. Иоанна Златоуста); в 1888-1889 гг. – создан новый трапезный храм свт. Иннокентия Иркутского, в 1891 г. – построена новая каменная колокольня (38 м). Монастырь окружен был высокой каменной оградой, которая представляла из себя правильный четырехугольник, имеющий в длину 100 (213 м), в ширину 75 саженей (160 м). По углам ограды были устроены конусообразные башни, увенчанные крестами. В ограде имелось четверо ворот: восточные, южные и двое западных, из которых одни ведут через колокольню. В средине монастырского двора возвышалось величественное каменное здание соборного храма в честь Корсунской иконы Божией Матери, построенного в 1803 г. Длина его 14 саженей (30 м), ширина 8 ½ (18 м), а высота до среднего купола – 16 саженей (34 м). Построен храм был в древнерусском стиле. Своды его поддерживались внутри 4 каменными очень большого размера столбами. Кровля храма шатрообразная о пяти главах; кресты на главах восьмиконечные. Внутри храма было много света, отчетливо обрисовывающего его не скудное убранство, выражающееся то в изяществе недавней новой отделки, то в своеобразной красоте памятников уже далекой старины. Внутренние стены храма были украшены живописью библейского и церковно-исторического содержания, c фресковыми украшениями и позолотою. Пол храма был красиво выложен аспидными плитами.

http://sobory.ru/article/?object=42052

Москва. Церковь Василия Исповедника у Рогожской заставы. Карта и ближайшие объекты В 1895 г. на вновь заселенной местности, называемой Новая деревня близ Рогожской заставы, по проекту архитектора А.П. Попова, тремя братьями Василием, Петром и Александром Бахрушиными и другими зажиточными жителями этой местности, была произведена закладка храма. Храм был освящен в 1897 г. в честь Василия Исповедника. Правый придел освящен в честь Петра и Павла, левый - мученика Александра. В 1920 гг. храм был закрыт, колокольня сломана до первого яруса, купол, глава и крест самого храма снесены. Внутри размещался архив Института истории партии ГК КПСС. История Храма История храма преподобного Василия Исповедника в Новой Деревне, за Рогожской Заставой, одновременно уникальна и обыденна. Для наших предков было не в новинку возводить храмы Божии на средства верующих; русско-византийский стиль, в котором построен храм, типичен для России конца девятнадцатого века; а печальную судьбу этого храма после революции разделили тысячи других церквей по России, разрушенных или изуродованных до неузнаваемости. Но далеко не каждая церковь соединяет в своей истории столько уникальных деталей. Первая из них – имя Преподобного Василия Исповедника Декаполита. Единственный храм в Москве и в России, который освящен во имя этого святого, появился здесь, за границами тогдашней Москвы, благодаря Василию Алексеевичу Бахрушину – представителю удивительной русской семьи. Бахрушиных называли «профессиональными благотворителями»: так много хорошего для общества было создано на их средства в Москве и в Зарайске, откуда происходил старинный купеческий род. Самыми близкими людьми для Василия Бахрушина были его старшие братья Петр и Александр; братья втроем являлись совладельцами Товарищества кожевенной и суконной фабрик «Алексея Бахрушина Сыновья», дружили и никогда не делили капитал.  Семья Бахрушиных была патриархальной и благочестивой. Многие русские купцы традиционно жертвовали свои средства не только на материальную помощь бедным, но и на возведение церквей Божиих.

http://sobory.ru/article/?object=02315

Москва. Церковь Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе. Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о деревянном храме в Рогожской Ямской слободе относится к 1625 г. В 1721 и 1812 гг. храм горел и снова восстанавливался. Во время пожаров каким-то чудом удавалось спасать древний семиярусный иконостас храма, иконы которого относились к XVIIb. После пожара 1834 г. храм был выстроен из камня на средства московского купечества и церковного старосты. Освящение состоялось в 1838 г. Трапезная сохранилась от храма XVIII века. По приделу, освященному раньше других, храм получил свое нынешнее название. В 1864 г. с запада была пристроена высокая четырехярусная колокольня, в 1876 г. стены были расписаны А.С. Рогожкиным. В 1920-х годах храм стал обновленческим. Перед войной его закрыли. Все древние иконы храма безвозвратно исчезли (в т.ч. Иерусалимская икона Божией Матери). Богослужения возобновлены в 1991 г. Главный престол освящен в честь Живоначальной Троицы, южный придел - во имя преподобного Сергия Радонежского, северный - святителя Николая. Первый деревянный храм прп. Сергия был построен в Рогожской Ямской слободе (или в Гонной) в начале XVII в. Об этом свидетельствует писцовая книга 1628 г., сообщающая, что в 1627 г. церковь была обложена (т. е. уже существовавшая до этого) данью «деревянного церковного строения ямских охотников» с главным престолом Живоначальной Троицы и приделом прп. Сергия. В XVII в. район Рогожской слободы активно застраивается, также здесь резко возрастает и плотность населения. Кроме Ямской слободы, здесь очень компактно были расположены различные ремесленные слободы, у многих из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротив храма стоит храм Святителя Алексия, основанный в начале XVII в. В 1720-е гг. деревянную Сергиевскую церковь сменяет каменный храм, о чем свидетельствует первое упоминание о каменном храме, относящееся к 1722 г., и последующее, к 1727 г. Главный престол храма был освящен в честь Святой Троицы. Вероятно, по причине наличия в Москве большого числа храмов — называвшихся Троицкими, этот храм был назван в честь преподобного Сергия Радонежского, престол во имя которого был освящен в приделе. На выбор названия, несомненно, оказал влияние расположенный рядом Спасо-Андроников монастырь, первым игуменом которого, был ученик преподобного.

http://sobory.ru/article/?object=02321

Пермь. Церковь Вознесения Господня. Феодосьевская церковь Карта и ближайшие объекты Одной из последних церквей, построенных в г. Перми, является церковь Вознесения Господня. Она получила народное название купеческой. 10 апреля 1902 г. из Пермской духовной консистории была выдана книга записи прихода и расхода денежных сумм комитету по постройке нового храма. На постройку церкви жертвовались значительные суммы. Некоторые суммы церковь получила по завещаниям горожан от 30 до 200 руб. 13 мая 1903 г. была выдана грамота епископа Пермского и Соликамского Иоанна на закладку в г. Перми нового храма в честь Вознесения Господня и двух приделов: первый, во имя Св. Феодосия (церковь также носит название Феодосиевской) Черниговского Чудотворца, второй, во имя Св. Питирима, Герасима и Ионы. Место для постройки храма было частично продано и частично подарено епархии купцом Александром Павловичем Бабаловым. В документах архива имеется дарственная выпись, план усадебной земли, удостоверения на продажу. В 1904 г. уже был освящен в нижнем этаже храма престол во имя Серафима Саровского. Строительство здания церкви было закончено в 1901 г. В верхнем этаже храма главный средний придел освящен в честь Вознесения Господня 12 декабря 1910 г., правый, во имя Феодосия Черниговского Чудотворца, освящен 26 октября 1914 г., левый - во имя первосвятителей Пермских Св. Питирима, Герасима и Ионы. С 1904 г. по 1918 г. настоятелем церкви являлся Стефан Михайлович Богословский. имевший неоднократные награды от духовного ведомства. В 1918 г. Вознесенская церковь оставалась одной из крупнейших церквей города Перми. Кружечный доход церкви составлял 8140 руб. 60 коп. В приходе церкви в 1918 г. значилось 5 хозяйств духовных лиц, 33 - чиновников, 163 - мещан и купцов, 102 - крестьян. Существовал приходской совет церкви, проходили собрания общины. Отрицательное влияние на разобщение церковной общины сыграло разделение православного вероучения на различные течения. В 1927 и 1928 гг. группа верующих обращалась в горисполком с просьбой регистрации новой общины, т.к. " посещать близкий нам Феодосиевский храм, который теперь находится в руках так называемых " григорьевцев " , мы не можем по своим религиозным убеждениям " . В конце 1928 г. по результатам обследования церкви административным отделом было вынесено постановление о передаче здания " более благонадежной общине " .

http://sobory.ru/article/?object=02914

Потапово, урочище. Церковь Николая Чудотворца (новая). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца , Петра апостола , Зосимы и Савватия Соловецких Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1893 и 1897. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ярославская область, Угличский район, урочище Потапово Координаты: 57.496448, 37.863648 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты " Июня 21-го, в погосте Потапове, находящемся по Кашинскому тракту, в 25 верстах от г.Углича, было совершено при торжественной обстановке освящение великолепного трех-престольного храма во имя св.Николая чудотворца, сооруженного усердием коммерции советника П.А. Смирнова (уроженец этой местности, известный виноторговец). Закладка храма была совершена в 1893 году. Настоятель церкви о.Василий Стратилатов " . Освящение новоустроенной церкви в селе Потапове Мышкинскаго уезда (Июня 21) ... Июня 21-го, в погосте Потапове, находящегося по Кашинскому тракту, в 25 верстах от г.Углича, было совершено при торжественной обстановке освящение великолепнаго трех-престольнаго храма во имя св. Николая чудотворца, сооруженнаго усердием коммерции советника П.А.Смирнова. Здесь до сих пор существовала старинная двух-этажная каменная церковь с двумя престолами. С течением времени она пришла в такую ветхость, что в ней совершать богослужения было далеко не безопасно. Кроме того она была мала по своему объему, так что в праздничные дни богомольцы принуждены были стоять во время богослужения на паперти. Уроженец этой местности известный виноторговец П.А.Смирнов пожелал устроить здесь новый обширный храм, и в настоящее время его желание осуществилось. Закладка храма была совершена в 1893 году, а через два года было приступлено и к его внутренней отделке. Вновь сооруженный храм, по своей красоте и великолепной внутренней отделке, принадлежит к числу выдающихся церквей Ярославской епархии. Он выстроен в Византийском стиле, по проекту архитектора Гейнца. Длина церкви с алтарями 17 саженей, ширина 9, а вышина более двенадцати саженей. Все три алтаря расположены в один ряд. Верх церкви увенчан пятью громадными куполами, с вызолоченными крестами. К западной части храма примыкает трапеза, а над западными дверями помещается о четырех ярусах колокольня с шатрообразною кровлею, увенчанной вызолоченною главою и крестом. На третьем ярусе колокольни помещены восемь колоколов, из которых главный весит триста пудов, а остальные более трехсот пудов.

http://sobory.ru/article/?object=39777

Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Покровского храма в городе Лукоянов Нижегородской области 2 августа 2010 г. 13:35 2 августа 2010 года, в праздник пророка Божия Илии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в городе Лукоянов Лукояновского района Нижегородской области. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Якутский и Ленский Илия ; протоиерей Всеволод Чаплин , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества ; священник Михаил Минюхин, благочинный Лукояновского округа Нижегородской епархии , настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. На богослужении присутствовали: инициатор строительства храма главный советник управления Президента РФ по кадровым вопросам и правительственным наградам В.Н. Губанов; председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда ; председатель Законодательного собрания Нижегородской области В.Н. Лунин; первый заместитель министра внутренней политики Нижегородской области А.А. Кавинов; глава администрации Лукояновского муниципального района В.К. Аганин; глава администрации г. Лукоянов И.М. Большакова; глава местного самоуправления Лукояновского муниципального района В.И. Яблоков; глава местного самоуправления г. Лукоянов, председатель городской думы В.А. Гусев. Приветствуя Святейшего Патриарха у входа в храм, учащиеся школы 2 г. Лукоянов преподнесли Его Святейшеству фотографию группы служащих в депо Лукоянов Московско-Казанской железной дороги, сделанную фотографом М. Дмитриевым в 1910 году. На памятном фото запечатлены здания железнодорожного вокзала и депо, портреты каждого из служащих, в их числе портрет машиниста-механика Василия Степановича Гундяева, деда Святейшего Патриарха — церковного активиста, прошедшего через аресты и лагеря и принявшего священный сан. Фотография столетней давности хранилась у одной из жительниц Лукоянова.

http://patriarchia.ru/db/text/1237018.ht...

Троицкое. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты С 1654 года на месте каменного храма стоял деревянный в честь Святой Живоначальной Троицы с приделом во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1688 году освящен придел в честь св. Алексия Митрополита Московского. С 1765 года храм каменный. Построила его Е.Р. Дашкова в своем имении на реке Протве. Освящен храм во имя Св. Живоначальной Троицы. Клировые ведомости второй половины и конца XIX века свидетельствуют о том, что в храме было 4 престола. Главный престол в честь Св. Живоначальной Троицы, второй в честь Покрова Пресвятой Богородицы, третий в честь Алексия Митрополита Московского, четвертый в честь свт. Николая, Архиепископа Мир Ликийских. После октябрьского переворота 1917 года храм был закрыт. В разное время в нем располагались зернохранилище и конюшня. 13 августа 1994 года состоялось первое приходское собрание. Храм был передан Калужской Епархии 26 мая 1995 года. После открытия прихода председателем Приходского совета был назначен иерей Владимир Коженков, он же был и первым настоятелем храма. 21 октября 1997 года Указом правящего Архиерея настоятелем храма был назначен иерей Владимир Клюев. Храм был передан верующим в крайне разрушенном состоянии: остались голые стены, содрана наружная и внутренняя штукатурка, оконные проемы заложены кирпичем, полностью отсутствовали полы, железо на крыше храма проржавело до дыр. Первая служба была проведена 26 апреля 1994 г. иереем Владимиром Коженковым в приделе Святителя Николая Архиепископа Мирликийского. Им же 25 апреля 1995 года был освящен главный алтарь. К знаменательным событиям можно отнести освящение колоколов 25 февраля 1996 г. архиепископом Калужским и Боровским Климентом. В 1996 году архиепископ Калужский и Боровский Климент в день Св. Троицы освятил колокола. А 28 марта 1998 года была отслужена панихида по Дашковой Е.Р. Старинное село Троицкое, в прошлом - родовое имение Дашковых, располагается на правом живописном берегу реки Протвы. С начала 17 века его владельцем был стольник И.А. Дашков, участвовавший вместе с князем Д.И. Пожарским в освобождении Москвы от польских интервентов. В 1654 году в селе была выстроена деревянная церковь. В 1765 году вместо деревянного храма была построена кирпичная церковь с колокольней на средства Екатерины Дашковой в стиле провинциального барокко. В Троицком, помимо церкви, располагалалась усадьба с главным домом, флигелями, воротами, хозяйственными постройками. Усадьбу Дашкова очень любила и вкладывала в нее немало средств и сил, чтобы все держалось в образцовом порядке.

http://sobory.ru/article/?object=04780

В храмах города и области отметят праздник Богоявления января 2024 В храмах Санкт-Петербурга и области 18-19 января состоятся празднования Крещения Господня (Богоявления) . После богослужений пройдут омовения в освященных водоемах.  Большая городская иордань расположена в акватории Невы у Петропавловской крепости (прибрежный участок напротив Екатерининской куртины между Трубецким и Нарышкиным бастионами). Чин великого освящения воды в ней совершит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий 19 января в 13:00.  ВАСИЛЕОСТРОВСКИЙ РАЙОН Успенское подворье Оптиной пустыни (наб. Лейтенанта Шмидта, 27/2) 18 января 08:00 - царские часы. Изобразительны 09:40 - великая вечерня и литургия святителя Василия Великого. Великое освящение воды 11:00 - молебен. Освящение иордани возле храма 16:50 - великое повечерие с литией. Утреня. 1-й час 19 января 06:40 - часы. Божественная литургия 09:35 - часы. Божественная литургия 16:50 - вечернее богослужение Погружения в иордань: с 11:00 18 января до 05:00 19 января; с 10:00 до 14:00 19 января КОЛПИНСКИЙ РАЙОН Свято-Троицкий собор (Колпино, ул. Володарского, 42) 18 января 9:00 - царские часы 10:00 - великая вечерня c литургией. Великое освящение воды 17:00 - Всенощное бдение, освящение иордани 19 января 9:30 - часы. Божественная литургия. Великое освящение воды 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды 17:00 - великая вечерня Погружения в иордань: с 18:00 18 января до 23:59 19 января Храм святого Александра Невского (пос. Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе, 217) 18 января 9:00 - царские часы. Изобразительны. Великая вечерня. Божественная литургия святителя Василия Великого. Великое освящение воды 17:00 - Всенощное бдение с литией 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды 17:00 - великая вечерня Погружения в иордань: с 19:00 18 января до 23:59 19 января; КУРОРТНЫЙ РАЙОН Храм святых апостолов Петра и Павла (Сестрорецк, Петровская наб., 1) 18 января 8:30 - царские часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010