Что в разбираемом месте говорится не о положении престола, а о положении всей церкви, это видно и из самого контекста – ελησα εχει τν ϑεσιν, О положении престола здесь не было никакой нужды и говорить, так как в его положения не могло быть нигде никаких особенностей: фронтом своим он всегда обращен к народу, как бы ни был расположен храм. Таким образом, если Сократ говорит, что ϑυσιαστριον смотрит на запад, то это значит, что алтарь храма вопреки общему обычаю расположен на западной стороне храма. Притом же для Сократа, жившего в Византии в V в., когда ориентация храмов алтарем на восток была несомненно самым распространенным обычаем, не было никаких побуждений отмечать этот обычай, как местную особенность. Altar, altare (от alta и ага) – возвышенный поставленный на возвышении жертвенник. Так объясняют это слово древнейшее западные литургисты – Исидор испанский (Origin. L. XV. C. 4) и Валафрид Страбон (De rebus eccles. c. VI). – Altare ab altitudine nominator, quasi alta ara – Mavtigny, Dictionn. Des antiq. Chret. Art. Autel, I. p. 57). Некоторые производили впрочем это слово и иначе, напр., от ardore, от alendo и т. п. но первое производство считается более основательным. См. Voigt. Thysiasteriologia, 1709. c. I. p. 3–5. У всех почти западных писателей, начиная с самых древнейших и до настоящего времени, слово это употребляется главным образом для обозначения той принадлежности храма, которая у нас называется престолом, но иногда, подобно греческому ϑυσιαστηριον употребляется и в значении всего святилища, напр., у Антонина Плесанского: ante cancellos altaris. Migne. – В славянском языке слово это сначала употреблялось и в значении престола и в значении святилища, а потом почти исключительно в последнем значении. Каким образом для обозначения важнейшей части храма вошло в славянский язык латинское слово, тогда как естественнее было бы заимствовать для этой цели слово греческое – принадлежности наших храмов большей частью обозначаются греческими словами, напр., амвон, солея и т. д. – определить трудно, равно как и то, когда это случилось. Несомненно только, что в русско-славянском языке слово алтарь (в Остром. Еванг. алтарь) употреблялось с самого древнего времени в том же значении, как и ныне, т. е. главным образом в значении святилища. Оно встречается в этом значении постоянно не только в памятниках XV и последующих веков, но и в памятниках XII и XI вв., напр., в путешествиях игумена Даниила и архиеп. Антония (см. напр., выдержки в Ист. р. слов. Порфирьева изд. 2. стр. 389, 391) и в поучениях Феодосия Печерского (см. Уч. Зап. II отд. Ак. Н. кн. II, вып. 2 стр. 210). Так как слово это свойственно языку южных славян, сербов, болгар и проч. (См. Lexic. Миклошича), то по всей вероятности оно перешло к нам от них вместе с письменностью. К южным же славянам оно легко могло перейти от славян западных, находившихся под ближайшим влияниям латинян.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

В Совете Европы не разделяют мнение Русской Церкви о «пропасти» между правами человека и нравственностью на европейском континенте 17 октября 2007 г. 16:37 В Совете Европы не считают, что сегодня на европейском континенте существует разрыв между правами человека и моралью, о чем недавно заявил в ПАСЕ Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . «По мнению Совета Европы, разрыва между правами человека и нравственностью на континенте не существует. Наоборот, религии сыграли большую роль в обогащении нашей культуры, благодаря этому и были выработаны права человека», — заявила в интервью «Интерфаксу» в среду в Москве координатор СЕ по вопросам межкультурного диалога Габриэла Баттаини-Драгони. Она принимает участие в международном круглом столе «Межрелигиозное измерение в контексте Белой книги по межкультурному диалогу Совета Европы», организованном Федерацией мира и согласия при поддержке МИД РФ. Собеседница агентства привела слова Святейшего Патриарха Алексия, произнесенные недавно в Страсбурге, о том, что в современной Европе «существует разрыв, если не пропасть, между правами человека и нравственностью». «Для нас существует логическая последовательность: религия как источник культуры и культура как основа возникновения прав человека. Нам очень интересно, почему Патриарх испытывает некоторые сомнения на этот счет», — отметила Г. Баттаини-Драгони. Она напомнила, что на саммите глав государств и правительств СЕ, который прошел два года назад в Варшаве, был единогласно признан вклад религии в общеевропейское наследие. Касаясь темы гей-парадов, с критикой которых выступил Предстоятель Русской Церкви на сессии ПАСЕ, представительница Совета Европы заявила, что «каждый человек свободен в выборе образа жизни и сексуальной ориентации», добавив, что Европейская конвенция прав человека запрещает любые формы дискриминации. Отвечая на вопрос о том, не пугает ли ее тенденция резкого снижения посещаемости католических храмов во многих странах Европы на фоне роста мусульманского населения, Г. Баттаини-Драгони отметила, что европейцы сегодня не в состоянии поддержать тот уровень рождаемости, который был ранее. «Каждый год мы теряем несколько миллионов европейских граждан, поэтому мы компенсируем недостаточную рождаемость за счет иммиграции, чтобы обеспечить необходимые резервы для рынка труда», — сказала собеседница агентства. В этой связи она указала на важность интеграции иммигрантов, особенно в рамках системы образования, заявив о необходимости «всеми силами избежать, чтобы иммигранты попадали в гетто, зацикливались внутри своих общин». «Чего я боюсь, так это того, что появление такой субкультуры может привести к возникновению явления фундаментализма, поэтому мусульмане должны стать предметом реинтеграции, чтобы они нашли свое достойное место в наших проектах создания европейского общества», — добавила Г. Баттаини-Драгони. Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/310079.htm...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Декан соцфака МГУ предлагает создать на федеральных детских каналах телевизионные версии «Основ православной культуры» 11.09.2007 13:38 Версия для печати Москва, 11 сентября. Декан социологического факультета МГУ Владимир Добреньков считает необходимым запустить на общероссийских детских телеканалах «Бибигон» и «Теленяня» телевизионные версии курса «Основ православной культуры». «Уверен, это был бы прорывной проект. В Москве есть прекрасные кадры для преподавания этого предмета, а телевидение донесет их голос до самых отдаленных городов и деревень страны, помогая формировать у детей и молодежи нравственные убеждения, воспитывать личность с добрыми началами», - сказал В.Добреньков «Интерфаксу» во вторник. Телевизионная версия «ОПК», по его словам, может стать «неким образцовым методическим пособием» для регионов и покажет, «как соблюсти меру в сочетании традиционной ценностной ориентации, глубины подхода и соблюдении конфессиональных интересов молодых граждан России». Собеседник агентства подчеркнул важность преподавания в школах «Основ православной культуры», отметив при этом, что «система религиозных ценностей носит общечеловеческий характер вне зависимости от национальности и страны обитания человека».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Осуждение еретиков на Соборе 1504 г. Сидят (справо налево): митр. Симон, вел. кн. Иоанн III Васильевич, Василий Иоаннович. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 644) Осуждение еретиков на Соборе 1504 г. Сидят (справо налево): митр. Симон, вел. кн. Иоанн III Васильевич, Василий Иоаннович. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 644) В 1510 г. произошло полное подчинение Пскова, решившее важные политические и военно-стратегические проблемы на зап. рубежах. Город уже давно находился в орбите великокняжеской политики, промосковская ориентация псковичей была обусловлена их желанием видеть в Москве защитника от притязаний Вел. Новгорода и союзника во внешней политике. Псков еще сохранял нек-рые городские вольности (вече, вечевой колокол и др.), хотя власть великокняжеского наместника усиливалась, особенно после назначения на эту должность весной 1509 г. кн. И. М. Репнина-Оболенского, отличавшегося особой жестокостью по отношению к псковичам. Во время пребывания В. И. в Вел. Новгороде осенью-зимой 1509/10 г. жители Пскова (в делегацию входили посадники и бояре) подали жалобу на наместника. По др. источникам, первым жалобу вел. князю подал наместник, обвинивший псковичей в нарушении своих обязанностей по отношению к правителю («дела государские делают не по прежнему и в суды, и в пошлины, и в оброки, и во всякие доходы у него вступаются»). Челобитные и жалобы продолжались как со стороны кн. Репнина-Оболенского, так и со стороны псковичей, не только посадников, но и черных людей, к-рые жаловались и на наместника, и на новгородских помещиков, и «на свою братью на пскович». Вел. князь признал виновными посадников и положил «великую опалу» на «свою отчину Псков» (было упразднено вече, сняты колокола, установлена власть 2 наместников в городе, а также по 10 пригородам). Псков принял требования об уничтожении вольностей, и В. И. после совета с частью Боярской думы (находившейся при нем в Вел. Новгороде) не стал посылать войска на город. Из Пскова было выведено 300 семей (среди них посадники, купцы, житьи люди), поселившиеся в Сев.-Вост. Руси. Дворы в Среднем городе, откуда они были выселены, получила тысяча новгородских помещиков, составивших военный гарнизон города, здесь же были поселены 300 купеческих семей из др. городов страны. Была отменена чеканка денег в Пскове и произведена перечеканка монет. Включение Пскова в состав Русского гос-ва способствовало его экономическому подъему, показателем роста было, в частности, большое церковное строительство, в т. ч. каменное. В 1516-1533 гг. в городе было построено 17 храмов, укреплялись городские стены, строились новые оборонительные сооружения.

http://pravenc.ru/text/150787.html

В результате иерархические связи оппозиционного духовенства замыкались в пределах одной или двух-трех соседних епархий. Следы этих связей можно было наблюдать еще в середине 1940-х гг., когда в различных регионах продолжали существовать общины (в том числе легальные), представлявшие то или иное оппозиционное движение, название которого обычно восходило к имени возглавлявшего его епископа. В Тамбовской области это были “буевцы” — последователи архиепископа Козловского Алексия (Буя), в Кировской области — группы “викторовской” ориентации, которыми руководил в свое время епископ Ижевский и Воткинский Виктор (Островидов), в Чувашии — “нек­тар­ское” движение, названное, видимо, по имени епископа Яранского Нектария (Трезвинского), викария Вятской епархии, окормлявшего “непоминающих” центрального Поволжья 39 . Репрессии 1930-х гг. уничтожили предстоятелей оппозиционных епархий и значительную часть их духовенства. Иерархические связи внутри этих епархий и между ними были практически уничтожены. Сходный процесс происходил и в Патриаршей Церкви. В ходе репрессий к 1939 г. ее легальный епископат сократился до четырех человек 40 . В отсутствие епархиальных архиереев общины могли связываться с церковным центром напрямую, но на практике — особенно из отдаленных от Москвы областей — это было почти неосуществимо. Еще сложнее было поддерживать канонические связи в условиях церковного подполья, в котором после закрытия храмов оказались и оппозиционные, и лояльные Патриаршей Церкви группы. Если в первой половине 1930-х гг. эти связи еще могли существовать в пределах епархии 41 , то к концу предвоенного десятилетия они ослабели окончательно. Контакты в нелегальной церковной жизни вне зависимости от юрисдикции сократились в лучшем случае до нескольких соседних общин. В конце концов именно распад иерархической ткани Русской Церкви стал исходной точкой общей деградации церковной жизни: сокращение епископата сделало невозможным правильное рукоположение священников, что в свою очередь имело следствием редукцию богослужений и исчезновение таинств.

http://pravmir.ru/evolyutsiya-tserkovnoy...

интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества». Эти небольшие, но принципиально важные поправки ориентируют на возвращение в школу духовно-нравственного образования и воспитания. Если мы посмотрим, в каком направлении двигалась Православная цивилизация, ее культура – от Первого Рима к Византии, Киеву, Москве, то это направление северо-востока. Когда человек живет в цивилизации, направление самой цивилизации начинает формировать и направление личности. Поэтому русский человек всегда двигался на восток, молился на восток, и все православные храмы направлены тоже на восток, в отличие от католических западных храмов, которые в большинстве своем направлены на запад. Европейцы даже молятся на запад. Они идут в другую сторону. Таким образом, если русский человек становится жителем Православной цивилизации, ее носителем, для него открываются безбрежные просторы России, Православия, культуры нашего Отечества. Но когда человек формируется, воспитывается с ориентацией на Запад, ему удобнее жить в секуляризованной Европе. Сейчас мы воспитываем человека, которому Европа по духу ближе, потому что он сам от Христа отступает, а такое отступление характерно для Европы, европейской культуры. Человека же русского по духу тянет на Восток. Таким образом, мы обнаруживаем еще один аспект демографической проблемы: мы должны думать не только о проблемах иммиграции и рождаемости, но также о проблемах русской эмиграции за границу. Мы воспитываем людей, которые не могут жить в России. Им привычнее, приятнее жить в западном мире. Мы, по сути, сейчас питаем западный мир не только природными ресурсами, но и людьми достаточно высокого уровня образования, которые формируются за наш счет. Но даже те, кто остается в России, становятся своеобразными «внутренними эмигрантами». Как и внешние эмигранты, они выросли за счет наших культурных и интеллектуальных ресурсов, но никогда не смогут работать над их воспроизводством, поскольку не имеют представления об их источнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Приходом, братством и сестричеством являются общины православных христиан, состоящие из клира и мирян, объединенных при храме. Они, будучи каноническими подразделениями Русской Православной Церкви, находятся под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля. Приход образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея. Для получения статуса юридического лица приход регистрируется государственными органами в порядке, определяемом законодательством страны нахождения прихода. Границы приходов устанавливаются епархиальным советом. Приход в своей гражданско-правовой деятельности обязан соблюдать канонические правила, внутренние установления Русской Православной Церкви и законодательство страны нахождения. Приход, братство и сестричество в своей религиозной, административно-финансовой и хозяйственной деятельности подчинены и подотчетны епархиальному архиерею. Они исполняют решения епархиального собрания и епархиального совета и распоряжения епархиального архиерея. В случае выделения какой-либо части или выхода всех членов из состава общины выходящие не могут заявлять никаких прав на ее имущество и средства. В случае принятия собранием прихода, братства или сестричества решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, они лишаются подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение их деятельности как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает их права на имущество, которое принадлежало им на правах собственности, пользования или на ином законном основании, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви. Органами приходского управления являются настоятель, приходское собрание, приходской совет и ревизионная комиссия. Братства и сестричества создаются прихожанами только с согласия настоятеля и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества при приходах состоят под начальственным наблюдением настоятеля. В исключительных случаях устав братства или сестричества, утвержденный епархиальным архиереем, может быть представлен для государственной регистрации.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Прения об истине икон на пороге Нового времени Общая для русской эстетики XVII в. тенденция к усвоению достижений западноевропейской культуры активно проявилась и в области изобразительных искусств. Наметившийся на Руси еще в XVI в. кризис средневекового типа художественного мышления привел в XVII в. к новому пониманию искусства, к активным поискам новых форм и способов выражения и, соответственно, к повышению интереса к западноевропейскому искусству, в котором подобный процесс уже совершился. Это не означает, конечно, что иконописцы XVII в. сразу же перешли к жанровым картинам или к писанию портретов своих современников, но тенденция такого перехода наметилась у них, особенно к концу века, достаточно определенно. Мастеров XVII в., занятых созданием росписей храмов или икон, начали увлекать чисто художественные задачи наиболее полного изображения того или иного события, действия, бытовой коллизии, психологического конфликта и т. п. Повествовательность, динамика действия, интерес к бытовым деталям, одеждам — ко всему «пестрому множеству жизненных явлений материального мира», общая декоративность стоят в центре внимания живописцев и иконописцев XVII в. В изображении человека художника теперь особенно увлекает «живоподобие» — стремление к созданию иллюзорного сходства с внешним видом оригинала (как правило, воображаемого, идеализированного). Большим подспорьем в стремлении к новому художественному мышлению и образцом для подражания служили русским живописцам (этим термином начинает в XVII в. активно вытесняться термин иконописец) многочисленные образцы западноевропейской гравюры XVI—XVII вв., как попадавшие на Русь (прежде всего через католическую Польшу), так и создававшиеся здесь же пришлыми мастерами. Наиболее характерные произведения новой русской живописи вышли из–под кисти Симона Ушакова и мастеров его круга. Как и любое новшество, они вызвали волну полемики в обществе. Появились горячие защитники и ярые противники этой живописи. Среди последних были в основном церковные и религиозные идеологи, которые верно почувствовали в новой манере письма не просто отход от средневековых иконописных традиций, но и удаление от религиозной духовности, от Церкви, то есть осознали реальность обмирщения церковного искусства и стремились всячески воспрепятствовать этому процессу. Сторонниками новой живописи были прежде всего сами художники, наиболее остро ощущавшие изменившиеся духовные потребности времени, тенденции развития художественного мышления и эстетического сознания. Они пользовались поддержкой достаточно влиятельной части русского общества западнической ориентации, знавшей и ценившей европейское искусство того времени. С их помощью новые живописцы получали лучшие заказы как на светские росписи (царский дворец в Коломенском, например), так и на церковные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=184...

Предстоящие президентские выборы — возможность мирным, законным путем выйти из противостояния в нашем обществе, которое началось в октябре 1993 года. Как сказал тогда один известный публицист: «Целились в коммунизм, а попали в Россию». Лучше сказать, целились в Россию, спекулируя на накопившемся за долгие годы неприятии народом коммунизма. Что же мы сейчас видим с вами? Преступная, предательская власть, которая воцарилась в России, под предлогом освобождения от коммунизма поставила нашу страну на грань уничтожения, а наш народ, с его религией и культурой — на грань вымирания. Что касается страны, это у всех на слуху: кандидаты в Президенты почти всех ориентаций говорят о том курсе, который в течение всех этих лет был направлен на развал армии, оборонной промышленности, вообще отечественной промышленности, сельского хозяйства, на распродажу достояния России. Что с Церковью происходит? С одной стороны, мы видим открытие новых храмов, а с другой — ведется новая, более изощренная война против Церкви. Через средства массовой информации голос древнего змия настойчиво и вкрадчиво, в мягкой псевдонаучной форме внушает, что заповеди — «не убивай», «не воруй», «не блуди», «не лжесвидетельствуй», «почитай отца и мать твою» — устарели, и человек может жить по новым, современным законам. «Никто не заставляет вас так поступать, — говорит он, — вы сами можете свободно избрать то, что христиане еще называют грехом». И все настойчивей, все бесстыдней звучит призыв: убивай, воруй, лжесвидетельствуй и развратничай. Грех утверждается как норма в нашем обществе. В арсенале средств, используемых силами зла против России, против ее народа, ведущее место занимает именно пропаганда растления, инициированная и поддерживаемая самим государством. Преступники у власти прекрасно понимают, что без растления, без нравственного растления души народа, невозможно подчинить его своей воле и заставить равнодушно смотреть на роющуюся для него могилу. Смотреть на то, что смертность давно обогнала рождаемость, на то, что официально поддерживается и осуществляется продажа живых новорожденных младенцев для изготовления фетальных препаратов с целью омоложения каких-то очень богатых людей. Творящееся в стране беззаконие ежегодно уносит свыше 500 тысяч жизней. Доведенные до отчаяния, кончают жизнь самоубийством более 60 тысяч человек.

http://moral.ru/антихрист-в-москве-специ...

Здесь могли храниться свитки Торы. Пол и стены внутреннего двухэтажного двора были облицованы мраморной мозаикой. Здесь также есть указания на жертвователей на греческом языке, например: «Самоф, иерей и учитель мудрости». Эта странная надпись находится между четырьмя постаментами для колонн в самом центре внутреннего двора – возможно, это было место учителя (раввина). Западная сторона синагоги заканчивалась апсидой с «пресвитериумом» – мраморными скамьями для старейшин, выложенными полукругом (Clyde Е. Fant and Mitchell G. Reddish. A Guide to Biblical Sites in Greece and Turkey. – Oxford: University press, 2003. – P. 307–309). Археологи отмечают, что римские базилики, построенные в VI-UUU вв., в отличие от древних анатолийских храмов часто имели западную ориентацию апсидной части. По этому вопросу высказывалось и высказывается много предположений: от влияния митраистской традиции до Иерусалимского храма, который, по словам Иосифа Флавия, «фасадом своим был обращён к востоку» (Иудейские древности. 15,11). Но для постройки как базилик, так и синагог принцип чёткой ориентации на какую-либо сторону света никогда не применялся и подвести под римское зодчество какую-то идеологическую основу крайне сложно. В «пресвитерской» части стоит огромный мраморный престол, уникальный и по форме, и по сути, так как в синагоге никакого престола не может быть по определению. Об этом престоле ведутся оживлённые споры историков и археологов, но всё остаётся лишь на уровне предположений – возможно, это было место для разворачивания свитков Торы. На стенках престола изображены римские орлы, справа и слева установлены парные скульптуры львов. Высказывалось предположение, что и престол, и львы не относились к этому зданию изначально, т.к. датируются более ранним периодом, нежели синагога. Но, тем не менее, тщательное археологическое исследование западной части синагоги подтверждает, что и «пресвитериум», и мраморный пол с нишами для престола, и сам престол со львами составляют единую органическую часть, возведённую на рубеже II-III веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010