Барятино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Существующий вид Борятино начинает приобретать в середине XIX века, после того как старая голицынская вотчина перешла по наследству от князя Н. В. Голицына к князю Д. С. Горчакову. Первой постройкой нового владельца стала каменная псевдоготическая Успенская церковь (1850). Ее композиционная основа восходит к давно разработанному архитектурой классицизма типу бесстолпного храма с купольной ротондой и приставленными к нему с четырех сторон одинаковыми прямоугольными приделами, апсидой и притвором. В плане церковь представляет равноконечный крест, и лишь примыкающая с запада трехъярусная колокольня «конкретизирует» пространственную ориентацию этого центричного сооружения. На его фасадах внешние приметы псевдоготики сведены к необходимому минимуму, а немногочисленные готические детали далеки от буйной фантастической декорации архитектуры баженовского времени. Стрельчатые окна, аркатурный фриз ротонды и угловые граненые пилоны-контрфорсы очень просты и не играют главной роли в формировании художественного образа памятника. (по материалам сайта www.oka-reka.ru) Первый Успенский храм был построен из дерева в 1765 г. Затем в 1850 году на месте ветхого построили новый на средства действительного статского советника князя Дмитрия Сергеевича Горчакова. Храм каменный с каменной колокольней и подпольной печью. Исследователи старых усадеб и храмов М.Дунаев и Ф. Разумовский в своей книге " В среднем течении Оки " писали о храме: " Ее композиционная основа восходит к давно разработанному архитектурой классицизма типу бесстолпного храма с купольной ротондой и приставленными к нему с четырех сторон одинаковыми прямоугольными приделами, апсидой и притвором. В плане церковь представляет равноконечный крест, и лишь примыкающая с запада трехярусная колокольня " конкретизирует " пространственную ориентацию этого центрического сооружения. На его фасадах внешние приметы псевдоготики сведены к необходимому минимуму, а немного численные готические детали далеки от буйной фантастической декорации архитектуры баженовского времени.

http://sobory.ru/article/?object=04781

Новое. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты В сборнике " Библиография Владимирской губернии " за 1905 г. встретился интересный библиографический источник под номером 255 - " Грамота патриарха Адриана 1695г. на построение деревянной церкви в селе Новом (Сообщ.) Свящ.  Василий Скворцов. Влад. Губ. Вед. 1878, Из чего мы можем сделать следующие выводы - а) в Новом была церковь и до этого, т.к. оно упомянуто селом, б) существует по крайней мере одна подтвержденная дата храмостроительства в селе Новом. В октябре 1940 г. действовала церковь староцерковнической ориентации в с. Новом, служил там священник Горбунов; на службы приезжали верующие из Владимира и Коврова (подобный факт указывает на отсутствие в этих городах храмов данной ориентации), в храме совершались даже венчания//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 110 Село Новое находится к северо-западу от Боголюбова монастыря, в 12 верстах от г. Владимира. Есть предание, что это село составилось из нескольких малых ближних селений по уговору крестьян, принадлежавших упраздненному Покровскому монастырю, что при устье реки Нерли. Во владении этого монастыря Новое и находилось до упразднения монастырских вотчин, перейдя затем в ведомство гос. имуществ. В начале XVII ст. здесь уже существовала церковь, что видно из записей в патриарших окладных книгах, где под 1628 г. значится «церковь св. пр. Илии в селе Новом в вотчине Покровского монастыря, что в усть реки Нерли…» В 1656 г. церковь эта платила дани 1 руб. 7 алтын 4 деньги. В 1695 г. сюда был выдан из патриаршего приказа новый антиминс «на старый престол». В 1700 г. в Новом была построена новая церковь; освящал ее игумен Покровского монастыря Никон. В конце XVIII ст. вместо деревянной церкви, уже обветшавшей, прихожане села Нового задумали построить каменную церковь, а для этого воспользоваться Покровскою церковью упраздненного уже тогда Покровского монастыря. Епископ Владимирский Виктор дал им разрешение разобрать эту церковь и перенести в Новое село, но, когда они приступили к разбору церкви и один из них стал снимать крест с нее, то тотчас ослеп. Это чудо поразило всех, и новосельские крестьяне оставили свое намерение. После этого вместо каменной церкви в Новом опять была выстроена деревянная церковь.

http://sobory.ru/article/?object=01453

Балобаново. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Краснокирпичная Троицкая церковь построена в 1903 г. по заказу купца Лапина в стиле эклектики с заимствованием византийских, древнерусских и закавказских мотивов. В 1930-е гг. закрыта и повреждена. С 1990-х гг. возрождается. Церковь во имя Святой Троицы в Балобаново поставлена в 1903 году по заказу и на средства купца Липина, имевшего в Балобанове ленточную фабрику. Храм отличается необычностью архитектурного облика: он выстроен в духе эклектики с элементами стилизации под византийские, древнерусские и закавказские архитектурные формы. Особенно редким для Подмосковья является ориентация на традиции зодчества Закавказья, хотя историческое направление стиля эклектики, господствовавшего в конце XIX - начале XX веков в русской архитектуре, давало безграничные возможности для заимствования из любой традиции. Церковь Св. Троицы построена из красного кирпича. Граненый барабан с приземистым ребристым шатром (именно эти элементы наиболее характерны для закавказских архитектурных традиций) перекрывает квадратное в плане пространство храма. К основному объему примыкают апсида и западный притвор со звонницей одноярусной с тремя проемами. Южный и северный фасады храма имеют фигурное завершение и декорированы узкими окнами, расположенными полукругом. Особую нарядность храму придают фигурная кирпичная кладка, различные декоративные элементы из кирпича и особенно большой рельефный крест по центру фасада. Входы оформлены в виде небольших выступов, декорированных колонками. В интерьере храма можно видеть остатки росписей. Современное состояние Троицкой церкви весьма печально: утрачен крест, повреждена кровля, сильному разрушению подверглась во многих местах кирпичная кладка. Недавно храм передан общине верующих, и вскоре должны начаться восстановительные работы. Из книги «БОГОРОДСКИЕ СВЯТЫНИ. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». - Богородск (Ногинск), 1992 год.

http://sobory.ru/article/?object=01962

Белозерск. Собор Спаса Преображения. Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Архитектурная доминанта кремля, главный храм города — Спасо-Преображенский собор. Строительство его началось в 1668 году и продолжалось почти десять лет. А строился он «казною великого государя и подаянием всяких людей». Несмотря на время постройки—конец XVII века, храм выдержан в традициях соборного храма XVI века: массивный куб четверика, скорее горизонтальной, чем вертикальной ориентации, очень скупо декорирован — традиционные плоские лопатки членят плоскости стен на три прясла. Выделяются на этом фоне перспективные порталы, декорированные также в стиле XVI века. Чтобы впечатление было более полным и верным, постарайтесь представить себе на фасадах не нынешние большие окна с барочными наличниками, растёсанные и декорированные в XVIII веке, а узкие, щелевидные окна-бойницы, и ощущение XVI века будет полным. Дополняют его строгие, полуциркульные закомары, опирающиеся на импосты — основания на лопатках. Традиционного карниза под закомарами нет — прясла стен органично переходят в закомары. Здесь мы опять-таки сталкиваемся с неясным пока моментом — каково было первоначальное покрытие храма? Некоторые исследователи считают, что оно было позакомарным и позднее переделано, причём пазухи между закомарами были заложены. Другие же (и их большинство) полагают, что покрытие собора изначально было более простым — четырёхскатным, что мы видим и сейчас. Здесь сходство с XVI веком кончается — стоит поднять взгляд на барабаны, и пышный декор выдаёт истинный возраст храма. Маленькие кокошники у основания, аркатурный пояс, пояса нишек, «пила» —это конечно же «узорочье», XVII век! Замечателен по форме центральный крест. Происхождение его неясно —точно известно только то, что он не «родной», привезён откуда-то в Белозерск (из Вологды?) и установлен уже в недавнее время. Известно также, что крест действительно старый, не «новодел». С западной стороны собор портит притвор XIX века в духе классицизма. Как все храмы города, да и вообще большинство храмов на Севере, Спасо -Преображенский собор поставлен на фундаменте из дикого камня. Как выяснилось в результате раскопок, фундамент уходит на очень большую глубину.

http://sobory.ru/article/?object=00364

Закрыть itemscope itemtype="" > «Ситуация в Ульяновске очень сложная» Назначение митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия главой Симбирской митрополии вызвало народные волнения 22.07.2015 3880 Время на чтение 7 минут Как сообщалось , 13 июля Священный Синод Русской Православной Церкви назначил главой Симбирской митрополии митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия. При этом, как отмечалось в синодальном постановлении, «Синод выразил благодарность Преосвященному Анастасию за многолетние архипастырские труды по укреплению Православия в Татарстане, которые отмечены многократным увеличением приходов, реставрацией и строительством храмов и монастырей, а также за осуществление доброжелательного и конструктивного диалога с мусульманскими общинами и утверждение мира и согласия в регионе». Однако, это решение Синода вызвало волнения в Симбирской митрополии. 15 июля в сети Интернет было распространенно Обращение симбирской паствы к митрополиту Феофану, в котором, в частности, отмечалось: «когда мы узнали о том, что Вас, горячо любимого нами Архипастыря, перевели на Казанскую кафедру, то сердце наше наполнилось болью и огорчением. Однако, еще большей болью отозвалось назначение на древнюю Симбирскую кафедру митрополита Казанского Анастасия». Авторы обращения напоминают, что в документе «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви», принятом 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором, определены средства, которыми митрополит Анастасий, обвиняемый некоторыми в нетрадиционной сексуальной ориентации, должен был воспользоваться для прекращения клеветы в свой адрес, а, поскольку, он является митрополитом, то значит и Казанской митрополии. «Ничего из перечисленного митрополитом Анастасием не было сделано. Материалы, позорящие его, находятся в свободном доступе в сети Internet, и он не обратился в Церковный Суд для защиты своего имени. Поэтому мы, как верные чада Русской Православной Церкви не можем принять митрополита Анастасия как Управляющего Симбирской епархии до тех пор, пока он не поступит согласно 90 правилу Карфагенского собора и не очистит свое доброе имя», отмечают авторы обращения и просят владыку Феофана донести до владыки Анастасия их позицию, «которая основана не на желании внести раскол или разделение в Симбирской Церкви, а, единственно, на твердом убеждении, что каноны Церкви, касающиеся нравственного образа архипастыря, должны соблюдаться неукоснительно».

http://ruskline.ru/news_rl/2015/07/22/si...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковь неизменная 02.05.2013 519 Время на чтение 7 минут Принципиальных изменений в храмовой архитектуре не может быть по определению " - М.Кеслер. Михаил Мошкин, Мария Михантьева Заместитель заведующего кафедрой архитектуры Российского православного университета, председатель комиссии Союза архитекторов России по культовым зданиям Михаил Кеслер побеседовал с " Московскими новостями " о современном храмовом зодчестве. - Утверждение проекта храма чем-то отличается от того, как утверждается проект светского здания? - Практически то же самое. Если мы говорим о московском храме, то проектная документация проходит согласование в Москомархитектуре, Мосгосэкспертизе и других уполномоченных инстанциях - в общем, происходит то же, что и в случае светского проекта. Единственное что - до всех обращений в государственные и городские структуры проект храма должен пройти специальную искусствоведческую комиссию при Московской епархии. Ее с 1998 года возглавляет протоиерей Владимир Силовьев, глава издательства Московской патриархии. Такие же епархиальные комиссии существуют, насколько я знаю, и в Московской области, в Санкт-Петербурге, и в некоторых других регионах. - Существует ли какой-то мейнстрим, какое-то основное направление в нынешнем храмовом зодчестве? - Если говорить о тенденциях современной храмовой архитектуры, то, безусловно, преобладает очень традиционный подход, с ориентацией на устоявшиеся образцы. - Всегда ли такого рода консерватизм был свойствен «массовому» храмовому строительству в России? - Это, в общем, всегда было характерно для практики храмоздательства во все времена. Образец, канон важен в преемственности развития любого церковного искусства, будь то иконопись или строительство и роспись храмов. Если же говорить о новациях, о каких-то эстетических тенденциях, то в Новое время русское храмовое строительство прошло все стилистические этапы - и барокко, и классицизм. Но никаких революционных скачков не было, эволюция от стиля к стилю шла очень плавно. И замечу, уже русско-византийский стиль XIX - начала XX веков подразумевал возвращение к традиционным решениям.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Москва. Церковь Воскресения Христова в Сокольниках. Карта и ближайшие объекты Церковь Воскресения в Сокольниках построена на средства прихожан в 1909-13 гг. по проекту архитектора П.А. Толстых. Имеет нетрадиционную для русских храмов ориентацию, связанную, по преданию, с желанием председателя строительного комитета протоиерея И. Кедрова обратить апсиду на юг, в сторону земной родины Христа. Сооружение — одна из интереснейших культовых построек Москвы эпохи модерна, в архитектуре которой формы неорусского стиля получили ярко индивидуальную интерпретацию. В основе композиции церкви, поднятой на подклете, лежит конструктивная схема четырёхстолпного крестово-купольного храма. Её центральную часть венчает стройный шатровый восьмерик, по диагонали которого поставлены 4 малые главки. Широкие рукава планового креста храма завершены крупными фестончатыми закомарами, а пониженные угловые ячейки — главками на цилиндрических барабанах. Девятиглавое завершение здания подчёркивает выразительную динамику нарастающих вверх объёмов, придающих силуэту этого крупного, монументального сооружения столь свойственную модерну изысканную хрупкость. Перед входами в церковь, с севера, востока и запада, устроены торжественные крыльца с щипцовыми завершениями (в западном крыльце в настоящее время устроена звонница). Созданию образа храма, ориентированного на образцы древнерусского зодчества, способствуют килевидные кокошники в основаниях глав, арочные перспективные порталы, оформляющие входы и высокие щелевидные окна. Интерьер — просторное, хорошо освещённое 3-нефное пространство. В боковых нефах размещены приделы иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» и Петра и Павла, в подклете — придел Рождества Христова. Замечательные иконостасы и напольные киоты из морёного дуба выполнены в духе эклектики. Примыкающая к церкви территория с оградой и домами причта занимает небольшой квартал перед главным входом в ПКиО «Сокольники». В окружающей градостроительной среде, представленной современной многоэтажной застройкой, здание церкви является важнейшим архитектурным акцентом, особенно эффектно воспринимающимся с аллеи, ведущей от станции метро «Сокольники» к парку. В церкви хранятся святыни: икона Богоматери Страстной из Страстного монастыря, икона-заместительница (список 1918 г.) Боголюбской Божией Матери с Варварских ворот Китай-города, икона Святого Пантелеймона из Пантелеймоновской афонской часовни у Лубянских ворот Китай-города. В 1940-1970-х гг. в церкви проходили торжественные собрания по случаю знаменательных дат в истории Русской церкви; в 1945 заседал Поместный собор, избравший патриарха Алексия I.

http://sobory.ru/article/?object=03335

Степанов А. Ф. К истории обновленчества в Казанской епархии в 1920 – начале 1930-х гг. Часть 2     Захватившие власть в Казанской епархии весной 1923 г. обновленцы потеряли ее в ходе приходской революции летом того же года после получения известия об освобождении из-под ареста Святейшего Патриарха Тихона. Все казанские приходы за исключением трех вернулись в лоно Матери-Церкви. Однако в сельских районах гражданские власти жестко контролировали ситуацию, и большинство приходов вынужденно придерживались обновленческой ориентации. Потребовалось время, чтобы верующие решились на разрыв с линией гражданской власти, причем в 1926 –1927 гг. он приобрел валообразный характер. Тем не менее большинство сельских приходов Арского, Набережно-Челнинского и Тетюшского кантонов оставались за обновленцами и к концу 1920-х гг. Власти были обеспокоены обозначившимся в распространении обновленчества тупиком, который возник после провала с насаждением нового календаря. В ход пошел прямой захват храмов с изъятием их из ведения приходов в пользу обновленцев. В 1924 –1925 гг. он был опробован в Казани с захватом Кирилло-Мефодиевской церкви и кафедрального Благовещенского собора в Казанском кремле. Тогда же этот алгоритм действий распространился на кантонные (уездные) центры: города Чистополь, Мамадыш, Спасск, Буинск. Местные соборы отбирались гражданскими властями у православной паствы и передавались обновленцам. Сценарий был прост: среди верующих выявляли недовольных теми или иными явлениями в жизни общины, поведением церковного совета или церковно- и священнослужителей. Позднее таких «недовольных» стали планово внедрять в общины загодя. Недовольных сколачивали в группу, которую срочно регистрировали в административном отделе местного горсовета и выдавали им мандат на пользование храмом как бы по очереди с существующей православной приходской общиной. Та, естественно, отказывалась делить храм с еретиками-раскольниками, после чего православные полностью устранялись из храма. Попытки вернуть себе храм с помощью многочисленных ходатайств на имя ТатЦИКа, ВЦИКа и самого всесоюзного старосты М. И. Калинина, несмотря на очевидный численный перевес (иногда – на порядок) православной общины, успеха не имели.

http://sedmitza.ru/lib/text/10145918/

Впору задуматься — не растет ли сейчас в Церкви более целомудренное поколение? И как нам не воспитать, а сохранить его чистоту? Предлагаем вашему вниманию материал из нового номера журнала «Вода живая» . Почему-то понятие «целомудрие» чаще всего связывают с юностью. Причем подразумевается, что современных юношей и девушек этой добродетели нужно учить, ведь они наверняка уже испорчены. Бытуют такие мнения и в церковной среде. А ведь юные посетители храмов духовно чище большинства прихожан. Хотя бы потому, что на грехи они потратили в худшем случае несколько лет, а не десятилетия, как некоторые ревнители благочестия, пришедшие в храмы в зрелые годы. Впору задуматься — не растет ли сейчас в Церкви более целомудренное поколение? И как нам не воспитать, а сохранить его чистоту? Белая ворона Не скажу, что мне удалось блюсти смолоду душевную чистоту, но за телесную неприкосновенность боролась честно. Так вышло, что строгими принципами на этот счет я обзавелась, еще учась в средней школе. А замуж вышла только в 28 лет. Сегодня, читая многочисленные брошюры с назиданиями подросткам о целомудренной юности, я не вижу в них ничего, что действительно могло бы помочь в реальной жизни. Возможно, потому что там мало личного и откровенного. Открыто говорить на подобную тему стеснительно. Но если этого не делать, кто поверит, что воздержание от добрачных половых связей возможно? В юности важно чувствовать себя полноценным, соответствующим всем подростковым нормам человеком. Смешно вспоминать, я даже близким подругам намекала о существовании таинственных любовников, чтобы не слыть белой вороной. Но все равно, не имея постоянного «бойфренда», подвергалась насмешкам и подозрениям вроде «нетрадиционной ориентации». И меня пугало, что я, со своими претензиями на идеал первой брачной ночи, никогда не выйду замуж… Похожими проблемами были озадачены участники дискуссионного клуба при Центре молодежи святых преподобных Кирилла и Марии Радонежских. Несколько лет назад сюда пришли молодые люди, ищущие общения со сверстниками близких взглядов. Потом решили не только разговаривать, но и молиться. Создали страницу в социальной сети и разослали приглашение на молебен о даровании христианского супружества.

http://pravmir.ru/krepost-tselomudriya/

Закрыть itemscope itemtype="" > «Югославию развалил Ватикан» Борислав Милошевич и Анна Филимонова о роли Римской церкви в разрушении югославского государства 20.10.2010 612 Время на чтение 3 минуты 19 июля на «Пятом канале» стартовала телепередача «Суд времени» , посвященная историческим событиям и деятелям. Передача снята в формате судебного заседания, в котором судью изображает журналист Николай Сванидзе, защитника - политолог Сергей Кургинян и общественного обвинителя - писатель Леонид Млечин. С 18 по 19 октября в рамках телепроекта были показаны две серии под общим названием «Бомбардировки Югославии: попытка миротворческой операции или неоправданная агрессия?» Свидетелями со стороны защитника были бывший посол Югославии в России, брат последнего югославского президента Борислав Милошевич и старший научный сотрудник Института славяноведения РАН кандидат исторических наук Анна Филимонова. Б.Милошевич и А.Филимонова рассказали о той роли, которую сыграл Ватикан в разрушении Югославии. Старший научный сотрудник Института славяноведения РАН отметила, что поскольку Словения и Хорватия «принадлежит к миру католическому», то «соответственно здесь всегда в первую очередь были глобальные стратегические интересы Ватикана». «Политика Ватикана всегда была абсолютно безжалостной по отношению к сербам. Мы знаем, что на протяжении веков происходили чудовищные случаи перекрещивания и изъятия православных храмов и т.д. Но дело в том, что в начале XX века начинается общеевропейский процесс в католических странах, который назывался " католическая акция " . Это был такой специальный прием, специальная методика работы с населением, с неопределившимся национальным самосознанием, с неопределившейся религиозной ориентацией для того, чтобы на выходе получить хорватов и католиков. Поэтому мы можем констатировать, что хорватские земли всегда были в орбите Ватикана. А что такое Ватикан? Это власть и прежде всего власть политическая», - заметила Анна Филимонова. «Другой региональный фактор силы - это Германия, которая выступила на международную арену со своими геостратегическими и геополитическими проектами относительно тогда еще югославского пространства в конце 80-х годов. С 1987 года начинаются активные консультации хорватского руководства. Германия и Ватикан продавили независимость Хорватии и Словении. Международный фактор признает независимость Боснии и Герцеговины и разрешает ей в условиях чудовищной гражданской войны вступить в ООН. Я хочу сказать, что, прежде всего, государственные структуры Ватикана и Германия были застрельщиками независимости Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины. Именно они поддерживали и признавали их независимость», - заявила старший научный сотрудник Института славяноведения РАН.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/20/yu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010