Обращение зодчих Крестовоздвиженской церкви к арсеналу декоративных форм городских храмов пятидесятилетней давности, по-видимому, было связано с сознательным копированием убранства конкретного архитектурного образца, вероятнее всего придельных храмов енисейского Богоявленского собора. Несмотря на значительное расширение репертуара декоративных форм енисейских храмов последней четверти XVIII века, выразившееся в появлении барочных рамочных и картушевидных наличников, разнообразных фигурных филенок, в убранстве целого ряда каменных церквей, строившихся енисейскими зодчими не только в своем городе, но и за его пределами, сохранялась устойчивая ориентация на сложившуюся в Енисейске в 30-40-х годах XVIII века местную художественно-стилевую традицию с лежащей в её основе архитектурой уральского и московского барокко. Особенно наглядно это заметно в использовании формы «бухвостовского» наличника. Такими наличниками, например, были оформлены оконные проемы Михаилоархангельской церкви (заложена в 1772 г.) в селе Верхнепашенном, Троицкой церкви (заложена в 1772 г.) в селе Дубческом, Троицкой церкви (заложена в 1777 г.) в селе Атаманово, Спасской церкви (1778-1781 гг.) в селе Чадобец, Спасского собора, возведенного енисейцами Алексеем Казаретиным и Андреем Малетиным в 1799-1804 гг. в Канском остроге. В общем композиционном строе колокольни Крестовоздвиженской церкви выделялся ее нижний ярус, возведенный, судя по декоративному убранству, в один строительный период с храмовой частью здания. Западные углы этого яруса были закреплены широкими лопатками, прорезанными, в нижней зоне поясами поребрика и квадратными ширинками. Ребра «подзвонного» восьмерика колокольни были оформлены огибающими филенчатыми лопатками, близкими убранству колокольни енисейского Богоявленского собора. Крупные слегка заглубленные в кладку филенки квадрифолийной формы украшали свободные участки стен между лопатками. Скупое декоративное убранство яруса «звона» исчерпывалось огрубленными едва намеченными филенками квадратных очертаний, неглубоко «впечатанными» в столбы арок.

http://sobory.ru/article/?object=36407

Далее следовала средняя часть, где помещались верные, мужи и жены. Другой конец здания, противоположный входу, составлял главную, священнейшую по назначению, часть храма, где был алтарь – место назначенное для высшего класса верующих – священнослужителей и для совершения бескровной жертвы. Ориентация древне-христианских храмов. Но кроме этой последовательности в расположении частей храма, в древности, как и ныне, наблюдалось, чтобы части эти располагались одна за другою в известном определенном и как бы узаконенном направлении от одной стороны света к другой, большей частью от запада к востоку. Это – так называемая ориентация храмов (orientation, Orientirung, Ostung), которая в настоящее время, особенно в православной церкви, имеет вид обычая вполне однообразного, имеющего как бы силу закона, и состоит в том, что храмы, если нет каких либо непреодолимых препятствий, неизменно обращаются на восток. Обычай этот по своему происхождению относится к первым векам существования христианства и принадлежит к числу обрядов, так сказать общерелигиозных, так как встречается в том или ином виде во всех культах. Он стоит в самой тесной связи с обрядом обращения при молитве лицом в известную определенную сторону, который также свойствен в большей или меньшей мере всем религиям и обусловливается с одной стороны – особенно в своих видоизменениях – различными религиозными представлениями о божестве и его отношениях к человеку, с другой известным общечеловеческим и невольным стремлением, по которому всякий человек, обращаясь с просьбою к какому либо другому человеку, обращается лицом к этому именно человеку, а обращаясь с молитвою к Богу, естественно обращается к тому месту, где предполагает Его особенное присутствие и где ощущает Его особенную близость к себе. Вследствие этого ориентация древне -христианских храмов необходимо должна быть рассматриваема в связи с обрядами ориентации вообще, существовавшими в других культах, особенно в культе классических народов, с которым обрядовая практика древних христиан нередко приходила в довольно близкое соприкосновение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

В некоторых древних языческих культах поклонение солнцу занимало даже главнейшее, почти исключительное и средоточное место, – и там то ориентация на восток особенно строго соблюдалась, как при молитве, так и при по- стройке храмов. Такова была религия древних мексиканцев и перуанцев. У обоих этих народов солнце считалось верховным божеством: отсюда особенное распространение у них поклонения на восток и особенное почитание этой страны света, почитание, отразившееся не только в богослужебных обрядах, но и в обычаях общественной и частной жизни. Так у перуанцев даже относительно постройки деревень существовало правило строить их на покатостях, обращенных на восток, чтобы обитатели их могли видеть и приветствовать свое национальное божество при самом его восходе. Что касается храмов, то и мексиканцы и перуанцы располагали их одинаково по линии, соединяющей восток и запад, но различным образом. Мексиканцы обращали свои храмы святилищем на восток, а дверями на запад, причем очевидно имели в виду дать возможность молящимся стоять в храме с лицом, обращенным на восток. Перуанцы, наоборот, святилище строили на запад, а двери на восток: причина этого заключалась в том, что в перуанских храмах было изображение солнца в виде металлического диска, к которому обращались молящиеся и которое ставилось на западной стороне храма так, чтобы лучи восходящего солнца через восточные двери ударяли в этот диск и, отражаясь, сообщали ему блеск 258 . В старом свете представление о востоке, как о стране, служащей местопребыванием божества света, и соединенное с ним употребление указанного обычая также было очень распространено даже в таких религиях, где поклонение солнцу далеко не было исключительным и заслонялось поклонением многочисленным другим, второстепенным божествам. Так поклонение на восток, представление о востоке как о стране, имеющей особые преимущества, хорошо было известно грекам и римлянам и очень ясно отражалось у них в разных богослужебных обрядах. Это представление об особом значении востока лежало в основе ориентации храмов как у греков, так и у римлян, хотя ориентация эта была у них и не одинакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

«Ниже описывается сам чин богослужения, которое было совершено в одном из храмов Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Поскольку оно, как уже говорилось, носило экспериментальный характер и не является постоянной практикой, мы опускаем точное указание прихода, в котором оно было совершено» . Воображение невольно рисует фантасмагорическую картину: группа литургических творцов нетрадиционной ориентации, стоит вокруг Святого Престола в масках-балаклавах - символе всяческих злохудожников, от скверных плясавиц с солеи Храма Христа Спасителя, до «онижедетей» с киевского майдана. Приходит на ум и другая картина, уже из Евангельских событий. Картина неправого суда над Иисусом Христом, также проходившего тайно, под покровом ночи, вопреки требованиям иудейского процессуального права. «Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего» (Иоан. 18, 19-20). Почему же Фёдор Ртищев, священник, если он делает доброе дело, скрывает его даже от Церкви? Сам он, похоже, ощущает себя представителем какого-то «нежного просвещённого меньшинства», которому приходится действовать в окружении «агрессивного, грубого, невежественного большинства». Он пишет: «Постепенно объединившиеся клирики и миряне выявляют единомышленников среди своих собратьев и подключают их к своим обсуждениям, находят сочувствующих. Так постепенно небольшой круг расширяется» . Всё в согласии с девизом большевицкой газеты «Искра» - «Из искры возгорится пламя!». Но ведь это - деятельность каких-то заговорщиков, тайного общества, которое действует внутри Православной Церкви! Они под шумок готовы проводить реформы на вверенных им приходах, они готовы внедрять свои «Проекты» для их «обсуждения» в Межсоборном Присутствии, они предлагают свои безумные и вредоносные идеи для рассмотрения их на Архиерейском Соборе - в чём, собственно, и обличила их обсуждаемая статья с сайта «Благодатный Огонь».

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/27/...

Практически все кресты на берегах моря, по нашим наблюдениям, сориентированы точно по компасу – верхний конец наклонной перекладины указывает строго на север. Этим они отличаются от крестов всех остальных функциональных типов, (а также, храмов и часовен) ориентация которых может не совпадать с линией север-юг на величины до сорока пяти градусов. Различие это принципиальное – храмы, часовни и, вероятно, поклонные кресты часто ориентируются в направлении восхода солнца в день закладки, или в праздник, которому посвящены, или имеют довольно свободную ориентацию (в вышеуказанных приделах). Указание сторон горизонта является важной функцией прибрежных крестов. Оно необходимо для определения направления ветра, при котором хорошо ловится рыба и для ориентации судов в море, в случае, если они находятся в пределах видимости. Исключение составляют некоторые упавшие кресты, установленные заново современными поморами без учета ориентации, которая в условиях угасания промысла в наше время не имеет былого значения. 3. Анализ расположения креста на тонях На тонях кресты занимают различное место, относительно прочих построек. По нашим наблюдениям, более чем в половине случаев, кресты ставились рядом с избой, в среднем, в 4–5 м от нее. Чаще всего, крест располагается перед главным фасадом избы. Если изба ориентирована главным фасадом на море, то крест, как правило, стоит ближе к морю, а, если главный фасад «смотрит» вдоль берега, то и крест стоит не между морем и избой, а расположен в одну линию с ней, параллельную берегу. На трех из этих тоней, крест стоит против левого угла избы (если смотреть изнутри). Вполне возможно, что это связано с распространенной в северных деревнях традицией ставить кресты рядом с домом, напротив его «красного» угла. В большинстве случаев, именно левый угол в избе является «красным». На нескольких тонях крест стоит в стороне от построек тони, в 30–50 м от избы. В этих случаях не ясно, является ли крест составной частью тони, или поставлен независимо от ее существования. 4. Современное состояние традиции установления крестов

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Но как ни остроумны эти объяснения, они однако не могут иметь научного, значения, так как основаны единственно на собственных соображениях автора и ничем более не подтверждаются. Более основательное объяснение, ориентаций на запад можно извлечь из сближения ее с ориентацией древне-греческих храмов. Такое сближение делает Вейнгэртнер, находя здесь простой перенос древне-греческого обычая в христианскую практику. Есть правда факты, которые говорят по-видимому противное: так известно, что, ориентация на запад свойственна, была также храму иерусалимскому, и что она употреблялась у христиан в такое время, когда язычникам римской империи была более известна ориентация на восток, следовательно как бы вопреки языческому обычаю; тем не менее указанное сближение, должно быть принято, хотя с ограничениями, и признано верным, по крайней мере, в том отношении, что христианская ориентация на запад, имеет более сходства с древне-греческою, чем с древне-еврейскою ориентацией, что древние христиане обращали иногда свои храмы дверями на восток, руководясь теми же общими основаниями, какими руководились и греки, т. е. давали особое преимущество переднему, фасаду. Несомненно, что по своему внутреннему значению важнейшая часть христианского храма есть алтарь, но если рассматривать храм с его внешней, художественной стороны, толь ко как здание, тогда важнейшей частью представляется передний фронт его, который и украшается особенно тщательно. Такой взгляд на особенное значение переднего фасада зданий свойствен искусству всех народов, но особенно он свойствен был, как мы видели уже, искусству греческому. Вследствие этого по греческому словоупотреблению храмы обращенные святилищем к западу, считались имеющими ориентацию на восток. Так Иосиф Флавий, человек, получивший греческое образование, говорит об иерусалимском храме, что он обращен на восток, разумея. передний фасад его, так как известно, что святилище этого храма, находилось на западной стороне его. Древне-христианское искусство очевидно также не было чуждо этого взгляда древне-греческих художников на особенное значение переднего фасада зданий, что достаточно ясно видно, уже из того, что христиане всегда особенно тщательно украшали фасады своих храмов; следы этого древне-греческого взгляда можно находить также и в сочинениях некоторых древних христианских писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Эти призывы не остаются только словами. 27 мая 2007 года в г. Санкт-Петербурге участники т. н. «парада любви», совершили экстремистские действия религиозного вандализма, испражняясь на крыльце католического храма св. Екатерины! В США и странах Европы осквернение христианских храмов и святынь – традиционная «закуска» шествий извращенцев! В том же интернете гуляет видеоматериал на котором толпа обезумивших извращенцев с дикими криками буквально штурмует католический костел и бедные католики встают живым щитом вокруг своего храма, подвергаясь оскорблениям, побоям, плевкам со стороны содомитов. Это произошло 24 ноября 2013 года, в Аргентинском городе Сан-Хуан. Так что слезно навязываемый виктимизированный образ «гонимых геев», является очередной ложью ЛГБТ-пропаганды. Экспансия гомосексуальной идеологии прикрывается лживыми утверждениями о якобы многочисленности гомосексуалистов – 25% от всего населения. Это не подтверждается серьезными социологическими исследованиями и есть не более чем манипуляция цифрами! Так в число своих последователей активисты ЛГБТ записывают всех, кто имел единичный гомосексуальный опыт или даже мысли о таковом. В эту же «перепись» попадают те, кто, имея такие пристрастия, оценивают их как однозначно греховные и ведут с ними борьбу! Ангажированные извращенцами доктора утверждают, что «наука доказала» врожденность гомосексуализма, и намеренно скрывают факты успешного преодоления многими людьми подобных греховных наклонностей и практик. Зачастую «бывшие» подвергаются третированию и шельмованию со стороны ЛГБТ-сообщества. Реальные же социологические данные говорят о том, что в США не более 3,5% гомосексуалистов, лесбиянок и бисексуалов, и даже эта цифра, по мнению ряда американских экспертов сильно завышена! В вышеупомянутой статье на ngs.ru один из респондентов прямо говорит о том, что перспектива принятия данного закона Мизулиной у некоторых из представителей нетрадиционной сексуальной ориентации вызвала суицидальные мысли. Стоп! Дело в том, что самые серьезные социологические исследования показывают, что гомосексуальные и бисексуальные люди в несколько раз чаще совершают попытки самоубийства , чем гетеросексуалы , а вероятность попытки суицида у трансгендерных людей — в десятки раз выше, чем у остального населения. Уровень самоубийств у постоперационных транссексуалов в 80 раз выше общего уровня самоубийств среди населения США . Особенно подвержены суициду ЛГБТ-подростки. Для профилактики суицида среди ЛГБТ во многих странах создаются специальные « горячие линии » и проекты, учитывающие потребности данной категории людей. Несмотря на то, что в «продвинутых» странах Западной Европы и США давно нет никакого притеснения людей нетрадиционной сексуальной ориентации, а, скорее, напротив, эта социальная группа давно закрепила за собой «элитарный» статус, количество суицидов среди гомосексуалов не уменьшается, а увеличивается . И об этом свидетельствует само ЛГБТ-движение. Так что при чем здесь принятие тех или иных законов?

http://ruskline.ru/opp/2020/08/11/agress...

Таких препятствий в представленных материалах нашими общинами нет; число членов везде больше 50-ти человек, отвода этих членов никакими учреждениями не было делаемо, а устав представлен всеми общинами общий – типовой, напечатанный при Инструкции, тот же, какой был представляем и обновленческими общинами. Тем не менее до сего времени нет никакого движения поданным заявлениям; нет ни утверждения, ни мотивированного отказа, ни предъявления новых требований выполнения каких-либо формальных опущений. В Постановлении 128 Народного Комиссариата внутренних дел и юстиции ТССР (напечатанном в 42 Собраний узаконений и распоряжений) в п. 6 говорится о продлении окончательного срока регистрации, а не окончательного решения этого вопроса, до 1-го ноября с. г., но не говорится об отмене основного Декрета по этому вопросу, обязывающему (п. 5) решать дела этого характера в месячный срок. А когда все же одной общине нашей ориентации (Покровская г. Казани) было отказано в утверждении по соображениям, не предусмотренным в Инструкции, и она, пользуясь представленным ей правом, подала кассацию на это решение, то и на эту кассацию она до сего времени не получила никакого ответа, а кассация подана вот уже около 2-х месяцев тому назад. Такое неопределенное положение общин нашей ориентации (а их всего в Казани с вновь присоединившимися к нам теперь уже 37 из 44 всех казанских общин) очень гибельно отражается и на внутренней жизни верующих, и на внешнем материальном положении храмов. Верующие в таком неодинаковом отношении органов власти к себе и к обновленцам видят противоречащее всем законам и опубликованным распоряжениям власти предпочтение одной религиозной группировки пред другой, и на этом основании в темной массе создаются разные слухи. Верующие, не получив утверждения своих объединений, лишены возможности иметь свой объединенный административный орган для разрешения своих внутренних церковных недоумений и удовлетворения своих неотложных церковных нужд, и храмы, в силу неопределенного положения общин и их исполнительных органов, терпят большие опущения в материальной части: заготовление топлива, приспособление храма к зиме, необходимы и неотложный ремонт, наем сторожей, певчих, содержание служителей культа и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Жрецы и магистры высших уровней посвящения обычно обладают респектабельным внешним видом, эрудированы, стремятся проникать в солидные светские учреждения, в частности, занимающиеся религиозными проблемами (например, регистрацией или изучением религиозных объединений и религий, правами человека, «свободой совести», правоохранительной деятельностью, реставрацией храмов). Весьма интересует сатанистов индустрия массовой культуры и средств массовой информации, компьютерных игр. Лидеры сатанистов поддерживают активные контакты с зарубежными единоверцами. В их личных библиотеках отмечено наличие книг по сатанизму, эзотерике, оккультизму, мистике, суфизму, религиоведению, психологии, психотехнике, праву, медицине, боевой подготовке. Они любят читать и цитировать книги А. Кроули, Э. Ла Вея, М. Харнера, М. Элиади, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, К. Кастанеды, Р. Баха, Р. Хаббарда, Е. Блаватской, А. Гитлера, Р. Генона, А. Дугина и подобных им. Кроме того, в их домашних библиотеках можно обнаружить книги Ганса Йонса «Гностицизм», Н.П. Антошевского «Орден Мартинистов», Мигеля Серрано «Эзотерический гитлеризм», Е.. Уоллис Бадх «Легенда о египетских богах», Сэмуэля Мак Грегор Маттерса «Священная магия Мудреца Абрамалина» и «Истинная Черная Магия или Тайна Тайн», Юлиуса Эволы «Языческий империализм», Рагнар Редберда «Сила есть право», Густава Майринка «Майстер Леонгард» и «Голем», Джона Фи и Эдварда Келли «Енохианские ключи», Элиаса Леви «Трансцендентальная Магия», сборник «Collektanea Hermetika», Израэля Регарди «Золотой Рассвет», альманахи «Элементы», «Конец света» и «Милый ангел». Более достоверно о присутствии сатанистов в каком-либо населенном пункте можно догадаться, в частности, по: сатанистским рисункам и надписям на стенах строений; характерной одежде и татуировках соответствующей молодежи; продаже сатанистской атрибутики; распространению сатанистской литературы, аудио-видеопродукции и компьютерных игр, воспитывающих агрессивность и разврат; наличием мастерских по изготовлению татуировок; проведению молодежных развлекательных мероприятий во время великих православных праздников; злобным необъективным статьям в местных средствах массовой информации о православии, традициях и государственных институтах; попыткам осквернения православных храмов и иных христианских объектов (например, поклонных крестов, могил, памятников, часовен); появлению развлекательных учреждений вблизи с православными храмами; пропажам детей и домашних животных; нахождением изуродованных останков животных (особенно кошек) и людей со следами жертвоприношений, в частности, обескровленных.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

При этом к другим религиям и конфессиям отношение Ленина было, конечно, тоже негативным, но не до такой степени, как к Православной Церкви. А вот к сектам Ильич был склонен относиться несколько иначе, довольно прагматично. Так, еще в 1897 году он писал, что в борьбе с самодержавием « рядом с пролетариатом стоят... и оппозиционно настроенные элементы... преследуемых абсолютизмом... религий и сект ». И советовал воспитывать в рядах социал-демократии таких политических руководителей, которые умели бы в нужную минуту « продиктовать положительную программу действий » « и возмущенным сектантам » (5; 398). Здесь необходимо сразу пояснить, какой смысл мы вслед за авторитетными историками - специалистами по излагаемой теме вкладываем в понятие «гонения». Это отнюдь не только закрытие храмов и физическое истребление православных людей - клириков и мирян. (Чему мы при дальнейшем изложении уделим главное внимание). Как справедливо указывает А.Г. Латышев, «Ленин явился прямым инициатором четырех массовых кампаний, направленных против православия. Первая - ноябрь 1917 года - 1919 год: начало закрытия монастырей, некоторых храмов, реквизиция их имущества, лишение Церкви прав юридического лица и др. Вторая - 1919 - 1920 годы: вскрытие святых мощей, лишение духовенства политических прав. Третья - начиная с конца 1920 года: раскол Православной Церкви, ее " разложение " изнутри. И четвертая - с начала 1922 года: разграбление или, употребляя ленинский термин, " очищение» всех церквей и расстрел при этом максимального числа священнослужителей " . Надо сказать, что все приведенные выше высказывания вождя меркнут по сравнению со знаменитым письмом Ленина к Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б) от 19 марта 1922 года. В современной необольшевистской среде бытует мнение о том, что данный документ является подделкой. Между тем в, так сказать, противоположном лагере порой (это надо признать) не уделяется должное внимание «доказательной базе», от критиков «красной ориентации» часто просто отмахиваются, считая их выступления проявлением глубокого маргиналитета, недостойного серьезной полемики. По нашему убеждению, такая позиция никак не может быть признана конструктивной. Считаем свои научным долгом решительно согласиться с мнением А.К. Сорокина в предисловии к очень ценному сборнику, содержащему ранее не изданные тексты Ленина: « Должен восторжествовать позитивистский подход к анализу и репрезентации исторического прошлого. Научно установленный факт, архивные документы - вот что должно, наконец, лечь в основу обращения к сложным страницам исторического прошлого, предварять любые попытки его интерпретаций. В этом смысле архив с большой буквы, хранящий национальную историю во всей ее полноте, со всеми ее взлетами и падениями, способен сыграть роль доктора исторической памяти » (выделено нами - В.С .). Для того, чтобы разобраться в проблеме, нам пришлось самостоятельно вникнуть в подробности.

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/5/gon...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010