Первая остановка на ночлег была сделана в доме Абу-Гоша, а вторая – в православном монастыре в Яффе. Оттуда 23 числа светлейшие путешественники отправились дальше на фрегате «Громобой» под адмиральским флагом. Иероним Стридонтский весьма замечательно ответил Павлину, не имевшему возможности приехать в Иерусалим и, вероятно, не считавшему, что жить в этом святом городе лучше, чем в любом другом: «Врата Небесные одинаково отверсты и над Британией и над Иерусалимом». И все же значимость несравнимо более сильных впечатлений, которые остаются в благочестивых сердцах после паломничества в Иерусалим, неоспорима. Non Hierosolymis bene fuisse laudandum est («Как ты побывал в Иерусалиме – в этом вся суть), – так пишет в том же самом письме этот святой, для которого было большим счастьем находиться рядом с пещерой Рождества Христова как при жизни, так и после смерти. Пребывание Его Императорского Высочества великого князя Константина Николаевича в Иерусалиме 175 Их Императорские Высочества, государь великий князь Константин Николаевич, с августейшею супругою своею государынею великою княгинею Александрою Иосифовною и сыном великим князем Николаем Константиновичем, выехав из Константинополя 2-го июня, изволили благополучно прибыть с свитою в Николаев 4-го числа, в четверг, в 2 часа пополудни, на принадлежащем Русскому Обществу Пароходства и Торговли пароходе «Владимир», под управлением корпуса штурманов поручика Коперницкого. Его Высочество, оставшись вполне доволен переездом, изволил благодарить командира парохода и команде его пожаловал денежную награду. В субботу, 6-го июня, в 10 часов утра, Его Высочество с августейшим семейством своим изволил выехать из Николаева, по тракту на Санкт-Петербург. Жители Яффы знали заранее о предстоящем путешествии из Пирея в Иерусалим Их Императорских Высочеств государя великого князя Константина Николаевича, августейшей супруги его Александры Иосифовны и сына великого князя Николая Константиновича, с свитою. Оттого, едва показался 10-го мая (28 апреля) на Яффском горизонте дым эскадры, сопровождавшей Их Высочества, хотя по направлению с юга, а не с запада, откуда следовало бы ожидать, как немедленно все террасы домов, и в особенности бастион, построенный некогда англичанами, покрылись несметным множеством разноплеменного народа, в костюмах всех веков. Туземные женщины, обыкновенно скрывающие свои лица по восточному обычаю, приподняли в этот раз вуали, несмотря на палящий полуденный зной южного солнца. Яффа по своему положению находится на возвышенном отлогом холме, подошва которого спускается в море, а поверхность украшена будто венком из цветов и зелени, покрывающим террасы домов, всегда представляет великолепную картину с моря, отчего и называется садом Палестины. На этот раз вид благословенного уголка земли, возбуждающего столько исторических и религиозных воспоминаний, был еще более очарователен: каждый дом достоин был кисти художника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если родители назвали ребенка неправославным именем, то при крещении ему дается второе имя. Но такого раздвоения лучше избегать. Есть и еще одно странное поветрие — записывать в метрики неполные, уменьшительные имена: Ася или Стася вместо Анастасии, Лина вместо Ангелины. Красивых имен в православном календаре множество, и за каждым — святой или святая. К тому же в житии каждого угодника Божия есть что-то особо близкое вам. Читайте жития, и сколько имен станут для вас желанными! Возьмите имя Димитрий. Это имя носил Димитрий Солунский, воин, не отрекшийся от Христа и в самых страшных мучениях. Это имя прославил благоверный князь Димитрий Донской — победитель на Куликовом поле, надеждою на Божию помощь и благословение Сергия Радонежского преодолевший робость перед непобедимым доселе врагом. Это имя преподобного Димитрия Прилуцкого, от юности возлюбившего Бога паче всех земных радостей, ученика Сергия и основателя знаменитой обители. Вспомним и благоверного царевича Димитрия Угличского — кроткого и боголюбивого отрока. Вспомним святителя Димитрия Ростовского — мужа величайшей учености, любящего учителя и смиренного инока. Или имя Нина. Его носила святая равноапостольная Нина, дочь благородных и благочестивых родителей, от детских лет мечтавшая послужить Богу и Его Пречистой Матери. Юной девушкой отправилась она в чужую незнакомую страну и приобрела для Господа целый народ. Нину называют просветительницей Грузии. Разве, прочтя житие этой удивительной подвижницы, предпочтете вы дать дочери имя Нинель? Кстати, одна из форм антирелигиозной воины — разлучать человека со святым именем, заменять его кличкой. Призывы отказаться от христианских имен характерны для так называемой великой французской революции или для нашего общества после октябрьского переворота. Отношение к религии в обоих случаях было однозначно — ненависть и война. Нет ничего плохого, если мы своих детей зовем в быту уменьшительными или ласковыми именами: Саша, Лена, Петенька, Гоша… Но все же следует называть ребенка полным именем. Слыша имя своего небесного покровителя, дитя становится как бы ближе к нему. Кроме того, в произнесении имени есть и призывание Божиего угодника.

http://pravmir.ru/krestiny/

Вчера у владыки был Я.Н.Ф[арадж]. Он и Касим-паша (б[ывший] турецкий губернатор, а теперь и председатель арабской экзекутивы) были у Sir Chenceler ’а, чтобы выразить ему свои соболезнования по случаю смерти Клайтона (б[ывшего]  тут Chief Secretary , а потом High Commissioner ’а Ирака), который был большой друг арабов. Они высказали надежду, что Ченслор будет таким же тут в Святой Земле. После официальной части Ченслор предложил в более интимной форме поговорить «по душам»: чего же вы хотите, арабы? Ему указали – уничтожения ноты Бальфура. Но ведь это невозможно, воспротивился Верх[овный] Комиссар. Ее признали все державы и так далее, и потом ведь в ней вовсе не говорится, что Палестина должна быть еврейским home, но что в Палестине будет еврейский home !  (sic). Впрочем, говорит, приедет комиссия и все дело обмозгует. «Вот приедет барин – барин нас рассудит». Затем Я.Н.Ф., Нашашиби (городской голова и представитель купечества) были вызваны Кис Ройчем по поводу и с целью прекращения торгового байкота еврейско-арабского. Они его выслушали, и Фар[ажд], и Нашашиби, как люди нейтральные, подписали предложение Губернатора, а купцы нипочем не соглашались. « Сквозник-Дмухановский» кричал, кипятился, « аршинчики и самоварчики» остались непреклонно на своем... Вчера в мечети Омара было около девяти тысяч чел[овек]. Снова неспокойно. Митрополит Антоний говорит, что в Горней все волнуются арабы, готовят оружие, считают свои силы.   16/29. Воскр. Служили ночью у Гроба. Провел всю ночь с шести до пяти. Служил архиепископ Милитон Мадабский. Митрополит Клеопа умер дома, собираясь в церковь. То ли от разрыва сердца, то ли от кровоизлияния в мозг. В семь утра уехал в Абу Гош. Оттуда пешком в Еммаус (Кубебех). Хорошо было одному идти утром по холмам и долам. Птицы хорошо так поют. Говорят, дичи много. Небо голубое, солнце яркое, но не душно, ибо ветерок поддувает. Редко попадается верхом или на осле феллах. Поздоровается, и разойдемся. Шел от Абу Гоша всего час сорок, но благодаря бессонной ночи (даже двух: и прошлую не спал) « творяшеся далечайше ити» , но не хватило пороху.

http://bogoslov.ru/article/2756341

К первому разряду им относятся мукамы, с которыми соединяются имена ветхозаветных патриархов. По большей части они – подлинные. Таковы гробницы: Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, Елеазара и Финеаса. Ною посвящено в Палестине большое количество мукамов. Мукамы Сифа, Сима и Хама встречаются в Филистии так же, как и мукамы всех двенадцати родоначальников израильских племен, за исключением только Гада, Иссахара, Ассира и Неффалима. Гробница Рахили возле Вифлеема – очень чтимый мукам. Второй разряд мукамов, очень многочисленный, заключает в себе места и имена, почитание которых перенято феллахами от христиан. Как замечательный след былого преобладания в Палестине христианства, нужно указать еще и то, что в ней главнейшие праздники христиан празднуются и мусульманами: таковы праздники Рождества Христова, Вознесения, дни Св. Варвары, Св. Георгия, Успение Богородицы, и т. п. Очевидно, ислам не успел еще овладеть религиозными инстинктами феллаха, и для последнего голос предания звучит убедительнее, чем красноречие муллы. Третий разряд – мукамы в честь множества мелких «неби», т. е. пророков в роде Камиля, Аника, Нурана и т. п. Сюда же относятся мукамы, посвященные «парам» божеств, например, «шейху Оливы и его матери», – это, вероятно, воспоминания о финикийских дуадах и триадах. Четвертый разряд – мукамы в честь исторических лиц, например, спутников Магомета или шейхов Шибле и Абу-Гоша, прославившихся своими разбоями около 1700 и 1813 гг. Пятый разряд – мукамы, у которых к именам их святых прибавляются описательные эпитеты, показывающие особенный круг влияния этих святых. Есть «шейхи»: персияне, египтяне, мидийцы, целители, водолеи, вдохновенные, безумные, идиоты, покровители, справедливые, мудрые, чарователи змей, паломники, богатыри и т. п. Шестой класс – мукамы с общими именами святых, как Давид, Авраам, Магомет и т. д. Обыкновенно хранителем мукама бывает или шейх (старшина) ближайшей деревни или какой-нибудь дервиш. Дервиши считаются за прямых посредников с божеством и вообще очень – вернее даже – слепо почитаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По одному из древних преданий, подхваченному крестоносцами, здесь находился евангельский Эммаус. Подлинное местоположение Эммауса остается археологической загадкой. Одни помещают его в Аль-Кубейбе, другие – в Латруне, третьи – в Абу-Гоше. Наличие древнего караван-сарая как будто подтверждает последнее мнение, но утвердилось оно не ранее 1140 г., когда рыцари- госпитальеры построили здесь свой храм. Базилика крестоносцев и сегодня является самым большим зданием в селении. Со стороны Иерусалима она скрыта купами деревьев, но минарет стоящей рядом мечети виден издалека. По архитектурной планировке базилика похожа на другой известный храм госпитальеров – Санта Мария Латина на Муристане, в Иерусалиме, построенный в те же годы. Сохранившиеся фрески в восточной части храма датируются временем Комниновской византийской династии (1170 г.) и носят, несмотря на латинские надписи, отчетливо византийский характер. (Мы встречались уже с подобным симбиозом в базилике Рождества Христова в Вифлееме.) На своде центральной апсиды изображено Воскресение Господне, на северной стене – Успение Богородицы. В крипте, это и есть древнее римское водохранилище, у входа на северной стене вмонтирован камень с надписью, содержащей упоминание знаменитого Х легиона. За современным бенедиктинским монастырем (построен в 1906 г.) можно видеть развалины старинного караван-сарая. Родина благоразумного разбойника К югу от Абу-Гоша, непосредственно у шоссейной дороги, на 28 км к западу от Иерусалима, находится «третий Эммаус», который по старой византийской традиции связывался с Латруном – родиной Благоразумного разбойника. «Третий Эммаус» расположен на самой развилке, справа от шоссе. Слева от той же развилки виден основанный в 1927 г. монастырь траппистов. Трапписты – это католический монашеский орден, возникший в XVII в. по инициативе монахов из монастыря Ла-Трапп во Франции. Устав траппистов близок к древним уставам православных подвижников: молчание, прерываемое лишь молитвами и богослужением, вегетарианская пища, одиннадцать часов в сутки – молитва , остальное время работа. Изгнанные из Франции в эпоху Великой Революции, они создали монастыри в разных странах, в том числе здесь, где родился когда-то человек, сумевший поверить в Воскресение раньше, чем оно настало.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

За истиной мы идем в церковь. В искусстве же мы скорее ищем правду - один из путей к истине. А правда - она далеко не всегда красива и приятна. Она такая, какая есть, нравится нам это или нет! Яна 24 ноября 2015, 15:00 Очень интересная статья, есть о чём поразмышлять. С одной стороны, я согласна с автором по поводу навязываемых с экрана образов. Мы смотрим кино, видим, что это " красиво " , что это " нормально " , и при совершении собственных поступков зачастую равняемся на популярные образы, которые, увы, далеко не всегда того стоят. Но с другой стороны, и нечто иное мне видится в тех фильмах. Видится и правдивая критика по отношению к такому образу жизни, неискаженное отражение нравов. И видится сострадание к заблудшему человеку. Да, героиня фильма " Москва слезам не верит " совершила ряд ошибок, заблудилась. Но, несмотря на ошибки и трудности, она человек, достойный помощи, понимания и счастья. Некое " Не суди " всё же звучит в этих фильмах. Но, конечно, поскольку советское искусство отражало эпоху, то и показывало оно людей, решивших жить самостоятельно, без Бога и потому заблудившихся. Мария 24 ноября 2015, 14:59 Как у нас все любят опошлить, оболгать.... А может, наоборот, фильмы показывали именно правду жизни? враньем было бы показать, например, что директор большого завода и, поди ка, член партии (не помню по сюжету, но как иначе?), вдруг проводит отпуска в паломничествах по святым местам и сутками не отходит от своей дочери. И если б Гоша в ее жизни появился как просто очередной " партнер " - мал маля что то не заладилось в отношениях - и до свиданья! - то можно было б поливать грязью советский кинематограф. Но смысл этих фильмов, как мне кажется, не в том, чтобы пропагандировать гуляще-развратный образ жизни, а в том, чтобы показать, что счастья он не приносит. Сергей Юрьевич Буянов 24 ноября 2015, 14:32 Автору десятку за гол " в девятку " ! Елена 24 ноября 2015, 14:30 Удивительно,что Галине не попался под горячую руку любимый советский мультфильм " Ну погоди! " ...- там волк курит, и заяц тоже далек от идеала, и более того, эта бесконечная погоня двух героев - всего лишь жалкая копия американских Тома И Джерри... Рекомендую не мелочиться, начать с Колобка и Теремка, разберем по косточкам детскую литературу, ВСЮ!

http://pravoslavie.ru/88083.html

Нет ничего плохого, если мы своих детей зовём в быту уменьшительными или ласковыми именами: Саша, Лена, Петенька, Гоша… Но все же следует называть ребёнка полным именем. Слыша имя своего небесного покровителя, дитя становится как бы ближе к нему. Кроме того, в произнесении имени есть и призывание Божиего угодника. Если вы выбрали имя или, положась на волю Божию, благодатную и спасительную для нас, решились назвать дитя именем святого, в день которого оно родилось, то хорошо бы вам приобрести и образ этого святого. Как только ребёнок сможет различать изображения, ему можно показывать икону с «его» святым, называть имя, обращая внимание на одинаковость звучания двух имён. «И здесь Ольга — и там, на иконке, Ольга». Впоследствии обязательно нужно рассказать ребёнку житие угодника Божия. А когда дитя подрастёт, ему хорошо бы выучить молитву тому святому, чьё имя он носит. Имя выбрано, пора позаботиться о крестных. Для крещения младенца необходим восприемник, или, как его ещё называют, крёстный. Для родителей крёстный их ребёнка — кум, а крёстная — кума. Обычай иметь при крещении поручителя восходит к первоначальной Церкви. Прежде поручитель приводил желающего креститься взрослого человека в церковь и свидетельствовал перед епископом или пресвитером благочестивую жизнь кандидата, его готовность к принятию в Церковь. Сам же поручитель обязывался наставлять своего крестника в основах веры и церковной жизни. При крещении поручитель принимал крещаемого от купели и поэтому назывался восприемником. В крестильных книгах имена восприемников записывались вместе с именами крестников. После крещения связь крёстного и крестника укреплялась, возникало духовное родство. При крещении младенцев одно время сами родители воспринимали своих детей от купели и поручались воспитывать их в правилах веры. Но позже была узаконена единая практика для младенцев и для взрослых. Функции крёстного непростые, и подчас удивляешься, с какой лёгкостью соглашаются стать крёстным или крёстной. А ведь именно забота об участии крёстных привела к спору: следует ли крестить младенцев, не лучше ли подождать, пока ребёнок будет в состоянии понять, что с ним происходит. Церковный писатель Тертуллиан , защищая эту позицию, писал: «Зачем без крайней нужды подвергать восприемников опасности? Они могут умереть и не выполнить данного обета». То есть не успеть воспитать крестника для жизни в Церкви и невольным грехом навлечь на себя гнев Божий.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

- Уже в следующем году я отправилась в Центральную Азию и Сибирь. Увидела Ашхабад, Бухару, Самарканд, Ташкент, Алма-Ату, Улан-Удэ, Иркутск. На Байкале мы оказались в начале ноября. Было так холодно, что помыть ноги в чистой воде озера я не решилась - только руки... В 1991 г. я совершила третью поездку - по Золотому кольцу. В то время в России еще было мало Библий, особенно детских. Я привезла их, и все путешествие ходила с ними, не зная, кому отдать - пока мы не приехали в Кострому. В древнем краснокаменном Воскресенском храме на берегу Волги я передала эти Библии одному старенькому священнику. Его очень тронуло, что незнакомый человек из далекой Голландии - он даже не знал, где она находится, - не затруднился привезти детские Библии на русском языке. Когда-то за хранение духовной литературы этот священник рисковал своей жизнью. Во время гонений за веру он много лет жил отшельником в лесу и даже не знал, когда окончилась война... Батюшка принял дар и низко мне поклонился. Это меня очень растрогало. А через два года его не стало на земле... В том же храме служил отец Димитрий. Он повел меня в духовное училище, которое только открылось. Я видела, как в России возрождается вера. Именно тогда я почувствовала, что обязательно должна найти в России иконописца, который поможет мне в обучении. И Господь послал мне такого наставника - им стал Гоша из Петербурга, он многому научил меня без слов, показав мой путь в иконописи... " Но ведь это русская икона! " - Летом 1992 г. в Александро-Свирском монастыре работала группа молодых голландцев. А на следующий год с ответным визитом Голландию посетил протоиерей Михаил Николаев. Он был тогда священником Александро-Свирского монастыря, а по воскресеньям служил в домовом храме Лодейного Поля, в двухстах семидесяти километрах от Петербурга. Отец Михаил приехал с небольшим хором, чтобы собирать средства для строительства нового храма. В выходные дни они пели за богослужением в православном храме Святых апостолов Петра и Павла города Девентера. Потом я была на концерте русского хора, где и познакомилась с отцом Михаилом. Мне тоже хотелось чем-нибудь помочь. Оказалось, батюшка уже слышал, что я пишу иконы, и попросил подарить икону для храма в Лодейном Поле. Я немного смутилась, так как стала писать иконы недавно и считала, что у меня еще не очень получается. Выбрала самую большую икону, которая тогда была готова - святого апостола и евангелиста Матфея. Реакция батюшки меня изумила: " Но ведь это русская икона! " Это заставило меня задуматься, что же Бог хочет сказать мне этими словами...

http://foma.ru/iz-gollandii-s-luboviu.ht...

К сожалению, эти слоганы стали смыслом жизни сегодняшней молодежи. Сергей 9 апреля 2012, 20:53 Если быть точным, то Батюшке Серафиму Саровскому тоже достался горб от " доброхотов " . А благодать - она может умилять только человека просящего ее получить у Господа, а как ее получишь, если ты вне Храма? А для тех, кто вне Храма благодать порой кажется фальшью, озлобляет этих людей до невменяемости и неспособности объяснить, что с ними происходит. Божье Слово и милует и обличает. как никакое человеческое. Поэтому некоторые и беснуются. Всех со Страстной седмицей. гоша 9 апреля 2012, 19:40 Надо же,а мне Вяземский не нравился,казался заносчивым,чванливым.Прошу прощения. Игорь 9 апреля 2012, 15:58 Очень хорощо! Спасибо! Последнее время прямо озадачивает поведение некоторых " критиков " христианства и церкви, которому само напрашивается одно название: беснование. Некоторые еще посмеиваются, вспоминая заповедь про щеку. Таким хочется сказать публично: ваше поверхностное знакомство с предметом может когда-нибудь дорого обернуться, когда, получив от христанина эээ... чёткий и осязаемый ответ, будете мучиться в поисках ответа: " что же это я пропустил в этом их Евангелии? " Павел 9 апреля 2012, 14:02 С удивлением узнаю, что кого-то удивляют нападки на Церковь. Людям некоторым кажется, что если у нас " цивилизованное общество " , то Церковь будут любить и уважать. Некоторые говорят, что кончилась советская власть и поэтому гонений больше нет. А они были, есть и будут, и не прекратятся до самого конца. Ученик не более Учителя. Если Христа изгнали - и нас изгонят. Мало того - убивающие христиан будут думать этим " службу приносити Богу " . Церковь - не социальное лишь служение и не книжное миссионерство - а Тело Христово, а Оно - на Кресте распинаемо. Внешние гонят верующих, отступники, называющие себя верующими - гонят верующих, отступники в священном сане гонят праведных - так осуществляется восхождение на Небо людей, несущих свой крест. " Не бойся, малое стадо " - вот утешительные слова для нас. Не нужно криков, адресованных всему миру, о том, какие мы на самом деле хорошие, не нужно манифестаций по этому поводу. Этого, как я понимаю, не было у святых. Не должно быть и у нас.

http://pravoslavie.ru/52786.html

Вообще говоря, все мое детство, отрочество и молодые годы оказались для меня трудным периодом жизни. Естественное для молодой поры стремление к общению со сверстниками-единомышленниками было практически нереализуемо просто из-за отсутствия таковых: редко с кем удавалось поговорить на духовные темы, о вере и Боге. Так я и шел по жизни, неизменно испытывая гнетущее чувство одиночества. И все же в середине жизненного пути я встретил родственную душу, близкого мне по умонастроению и мировосприятию человека. Им оказался выпускник престижнейшего ВГИКа Гоша Шевкунов, который с первых же дней нашего знакомства удивил меня живостью своей веры и по-детски доверчивым упованием на Промысл Божий. Удивлял он меня и в других своих ипостасях: и когда проходил великую школу смирения послушником Псково-Печерского монастыря под духовным окормлением великого старца Иоанна (Крестьянкина) , и когда иподиаконом Георгием трудился по благословению митрополита Волоколамского Питирима над созданием церковных документальных фильмов к тысячелетнему юбилею русского Православия, и когда, постригшись в монахи с именем Тихон, принялся восстанавливать возвращенную Церкви московскую Донскую обитель, и когда в сане иеромонаха начал возрождать Сретенский монастырь в Москве. Ну, а кипучая, самозабвенная и разносторонняя деятельность архимандрита Тихона как наместника монастыря, ректора семинарии, председателя колхоза в Рязанской области, руководителя крупнейшего православного издательства, секретаря Патриаршего совета по культуре, создателя и попечителя знаменитого мужского хора Сретенского монастыря, автора ряда нашумевших телевизионных фильмов и уникального бестселлера «Несвятые святые» и прочая и прочая, — всё это уже не просто удивляет, а представляется за гранью человеческих возможностей. — Расскажите, как вы познакомились с отцом Тихоном? — В начале 1980-х годов в Москве прошел слух о двух последних оставшихся в живых послушницах Дивеевского монастыря, которые якобы проживали вблизи этой обители. Сообщался даже точный адрес: Дивеево, ул. Лесная, 17. Речь шла о двух родных сестрах Марии и Марфе, которые, во-первых, по особенностям своего характера будто бы полностью соответствовали одноименным евангельским персонажам, а, во-вторых, хранили у себя личные вещи преподобного Серафима Саровского : рукавицу, казанок, в котором преподобный хранил сухарики, и массивный крест — благословение матери.

http://pravoslavie.ru/67720.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010