С. 195–205,258). Родом Мхитар был из города Гандзака. Родители отдали его «обучаться Св. Писанию», а когда он достиг совершеннолетия, его рукоположили в священники. Желая стать более «сведущим в Св. Писании и сокровенных притчах, что имеются в нем», он учился у вардапета Ованеса Тавушеци, выделявшегося в те времена своей ученостью. Закончив обучение у него, Мхитар сам стал вардапетом, однако, скрыв это и не довольствуясь полученным образованием, отправился на запад, в Черные горы, и продолжил учебу. На обратном пути в городке Карине Мхитар познакомился с князем Куртом, который находился там, «удалившись из царства Грузинского». При царице Тамаре князь Курт вернулся в свою вотчину – «землю Кайена и Махканаберда». Узнав об этом и вспомнив старую дружбу, Мхитар перебрался к нему и поселился в монастыре Гетйк в области Кайен на правом берегу реки Агстёв (недалеко от совр. Дилижана). Когда страшное землетрясение разрушило монастырь Гетик, его братия по совету Мхитара не рассеялась, а, испросив у князя «благолепное место» – ущелье Тандзута, основала там новый монастырь Нор Гетик (Новый Гетик). Мхитар Гош умер, «достигнув глубокой старости», «поседевшим и исполненным дней», окруженный учениками и братией, и был похоронен в построенном им монастыре. Заканчивая изложение биографии Мхитара Гоша, Киракос Гандзакеци писал, что «оставил он себе памятником глубокомысленные книги на пользу любящим науки»: «Краткое толкование пророчества Иеремии», «Вкратце о канонах» (где Мхитар пишет, как и в каком порядке нужно служить литургию), «Книга плачей о нашем естестве от лица Адама к сыновьям его, от лица Евы к дочерям ее» (не сохранилась), «Книга, возвещающая православную веру против всех схизматиков, написанная по просьбе Закарэ и Иванэ» и «Поучительные послания». В многочисленных рукописных списках сохранились также некоторые другие его произведения, среди которых – опубликованные «Молитвы», «Притчи» и «Армянский судебник». См.: Армянский судебник Мхитара Гоша: Юридическое исследование с примечаниями Вагана Вардапета Бастамянца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Господь да благословит тебя! Любящий тебя Епископ Иоанн 18 января, 1961 г. свв. Афанасия и Кирилла Александрийских Дорогой Жора! Получил твои письма. Не мог тебе сразу ответить, но всегда молюсь и поминаю тебя ежедневно. Я думаю, ты теперь правильно понял себя. Конечно, ты бы мог заняться и светской жизнью, хорошо зарабатывать, иметь семью и вообще наслаждаться нынешней жизнью. Какое-то время то бы удовлетворяло тебя, и ты бы считал твое прежнее стремление к духовной жизни ребячьей фантазией. Но всё же лишь до поры до времени. Подул бы противный ветер, разразились житейские бури, они бы сразу сломали тебя, и даже без них когда-нибудь ты бы почувствовал, что всё, что имеешь, не то, чего искала твоя душа; что не было у нее то, что нужно было. Страшно бывает такое пробуждение, когда уже нет возможности вернуться на прежний путь, когда он безвозвратно потерян по собственной вине. Конечно, и другой путь, духовный, нелегок. Много бывает скорби; иногда кажется (и бывает), что весь мир, вплоть до самых близких, вооружился на тебя. Но тогда, по мере возрастания скорбей, умножается и благодатная сила, помощь, укрепляющая и дающая в скорби утешение, отраду и даже радость. Житейские же скорби безотрадны и не приносят нам пользы. Встречаясь и наблюдая за жизнью тех, которых знал подростками, а теперь находятся в преклонном возрасте, вижу, как, обремененные жизненными заботами и болезнями, тускло проводят они свои дни, если не имеют высших стремлений. Отдавшие же себя служению Богу, даже если страдают за то, бодры духовно и ощущают Десницу Божию, хранящую их. Как тебе быть и куда направиться?   Я, кажется, тебе писал уже, что, хотя служить Богу и жить праведно может всякий – и учёный и неграмотный, – но Церкви сейчас нужны служители, могущие наставлять людей в вере и отражающие нападки на неё. Я бы очень был рад, если бы ты был при мне, но, думаю, тебе и Церкви полезнее, чтобы получил богословское образование и для сего поступил в Троицкую семинарию, где учится Адриан Ган. Да поможет тебе Господь, и да благословит тебя на тот путь! Благословение Господне всем твоим.

http://pravoslavie.ru/139775.html

И первым из этих олухов стал в прошлом году Мишка Головин. Андрей Андреевич знал, что Мишка все равно угодит либо в тюрьму, либо в армию, и во втором случае такие, как Мишка, смотрят на таких, как Андрей Андреевич, как на пустое место. «Недомужики», — думают они. До слёз насмотревшись на реку и проходящие баржи, Мишка решил подкрепиться. В школьной столовой как раз сейчас кормили. Он хотел было залезть в шалаш, но отпрянул. Оттуда торчали огромные ботинки. Попятившись, он наступил на сухую ветку, которая выстрелила на весь осенний лес, спугнув ворон на ближних соснах. Большие ноги тут же заелозили по дерну, и в проеме появилась коротко остриженная мужская голова. Глаза у этой головы были заспанные и долго моргали, чтобы привыкнуть к свету. В руке, появившейся следом за головой, блеснул клинок большого ножа. Мишка отошел еще на два-три шага и намеревался уже развернуться и побежать, но голова заговорила с ним хоть и хрипло, прокашливаясь, но достаточно дружелюбно. - О! Выходит, я тут твои припасы съел?! Ну извини, парень… У тебя тут штаб? Ты меня не бойся, я из тюрьмы сбежал, но. - Вы кого-то убили? — напрямую задал главный вопрос Мишка. - Нет, упаси Бог, это меня чуть не убили. Я за драку сел, а в тюрьме снова подрался. Долго в больнице лежал, думал, отдам Богу душу, но все же выкарабкался. Да мне срок добавили. Несправедливо добавили, понимаешь? - Понимаю, — кивнул Мишка и покосился на нож в руке беглеца. Тот перехватил его взгляд и улыбнулся: - Не бойся, этот хлеборез я сам сделал. Хочешь — подарю? Нет, лучше мы с тобой поменяемся на твой складенок? Не веришь? Держи! — и он бросил на землю к Мишкиным ногам свой нож — с огромным серебристым лезвием и деревянной, украшенной резьбой ручкой. Не поднять его Мишка не мог, а подняв, долго любовался и даже попробовал потесать им ветку. Беглец с интересом наблюдал за ним. - Ну что? Меняемся? - Идет, — согласился Мишка. - Меня Георгием зовут, в детстве Жоркой звали, Жора-обжора, а сейчас Георгием, как Жукова. - Какого Жукова? - Как какого? Главного победителя всех фашистов! - Фашистов и Гитлера солдаты побеждали! - Правильно, а Жуков ими командовал. - Аа. - Ну а тебя-то как зовут? - Мишка. - Михаил, стало быть, как Архангела. - А Архангел кто? Тоже генерал? Тоже солдатами командовал?

http://azbyka.ru/fiction/dezhurnyj-angel...

Став членом Президентского совета по взаимодействию с религиозными объединениями, Андриан был везде «персоной грата». В поездках по стране его принимали губернаторы и, что не менее важно, епископы Московского патриархата. На людях Андриан стал появляться не в чёрной шапке с меховой оторочкой, а в белом куколе – точно таком же, как и у Святейшего Патриарха Алексия II. Событием в жизни России стало его выступление на Всемирном русском соборе, куда он прибыл по приглашению Русской православной Церкви. Обладая неограниченным влиянием в Московской патриархии, владыка Никодим продвигал своих ставленников в епископат, на должности, связанные с долгосрочным пребыванием за границей. Это была вынужденная мера. В те годы Совет по делам религий препятствовал обновлению епископата Русской православной Церкви на территории Советского Союза. А рукоположить архиерея для служения за границей – это пожалуйста: «с глаз долой из сердца вон». Но вот отслужит епископ несколько лет на чужбине и возвращается на родину из «долгосрочной командировки». Как говорится, «не ждали». И тут уж власти волей-неволей соглашаются на его «трудоустройство» в епархии. (В итоге к 1970 г. средний возраст епископата Русской православной Церкви снизился до 50-ти лет. Таким образом, Церковь оказалась обеспечена молодыми и деятельными епископами в среднем на 30 лет, что гарантировало её историческое бытие в самый трудный период новейшей церковной истории, притом совершенно мирным, неконфронтационным путём.) 104 И уж конечно митрополит Никодим мог бы в этом смысле «озолотить» своего племянника Георгия, который иногда гостил у владыки в Серебряном Бору. Но владыка был в этом отношении чрезвычайно щепетилен и непотизма не поощрял. И Жора пошёл по медицинской части. Энергия владыки была неисчерпаемой. Даже одержимый сердечными недугами, он разрывался между обеими столицами. Лёжа на одре болезни в Серебряном Бору, он постоянно работал с бумагами. Иногда что-то срочное нужно было отправить в Питер. И тогда начинал работать «воздушный мост». Иеромонах Лев выезжал на архиерейской «Чайке» в Шереметьево (Шереметьево-2 тогда ещё не было) и вылетал в Ленинград. Секретарь епархии протоиерей Борис Глебов встречал его в Пулково, и епархиальная «Волга» следовала к адресату. Иногда вдогонку следующим рейсом посылали кого-нибудь из иподиаконов. Затем бумаги (и о. Лев при них) возвращались в Первопрестольную – к митрополиту. Бывали дни, когда иеромонах Лев делал за день две «ходки» туда и обратно. В шутку его называли аэромонахом.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Слоган фильма «пацаны не извиняются» сломан. Слоган, заметим, антихристов: призыв к отказу от покаяния. Марат, Адидас-младший (по фильму подросток с задатками крупного в будущем героического поддонка), поняв, наконец, что произошло, набрасывается на старшего брата с кулаками. Это не удивительно: он по природе драчун. Но брат не ставит его на место доходчивым ударом кулака, а позволяет безответно себя избить. Вова кроток и безответен. И вот он уже под батареей на полу, с разбитой головой. Мы отлично знаем, что горбачёвские годы вывернули на свет не только мрачное всё человеческое дно, но тогда же люди стали массово воцерковляться. Да, из всех слоёв советского народа люди становились и жуликами и бандитами разного калибра. Но также из всех слоёв, часто из творческой интеллигенции, молодые люди шли в Церковь. Они становились священниками и монахами, создавали приходы, строили и восстанавливали храмы и монастыри. Гляньте на нашу Русь – всюду купола и молитва в безмерных пространствах, меж вод трёх океанов! Как и века назад. Художественная правда жизни авторами картины с хулиганским названием приоткрыта. Пламенный комсомолец – он уже и цеховик, развлекающийся с бандитским размахом с комсомолками в бане. Но и разбойник, попав на похороны убитого им главаря группировки, видя принесённое им горе, проникается этим горем. Сильно задумано! Молодец автор. Это – новое в русском кино. Не только чубайсы и япончики, ходарковские и филареты тогда были рождены, но и Дугин, и Царёв, и прошедший свой непростой путь Путин, но и великие воины Стрелков и Ходаковский, поднявшие знамя воссоединения Святой Руси, но и протоирей-проповедник о. Андрей Ткачёв и митрополит Тихон… Авторы, кажется, испугались покаянного мотива, возникшего вдруг, словно бы против их воли, в их произведении. Такое бывает. Только пугаться бы не надо! 15 декабря авторы Жора Крыжовников (режиссёр) и Андрей Золотарёв (сценарист) стали объяснять, что 8-я серия, показанная накануне, это не готовый продукт. Кто-то, мол, «схватил на кухне грязную морковь и недожаренное мясо и вынес это людям, и говорит: это вот оно, это блюдо. Это не так. Это не готово. 8-ю серию мы пересняли…».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/23/pa...

Любящий тебя Епископ Иоанн 30 мая, 1962 г. прп. Иоанна Дамаскина Дорогой Жора! Как твои дела? Не успел тебя поздравить с Днём Ангела и с тех пор всё время стремлюсь написать тебе. Когда мне Сима сообщил, что твой отъезд в ноябре в Америку был задержан, я немедленно написал в State Department в Вашингтон, прося дать тебе разрешение на въезд. Ответ получил, кажется, через два месяца, но неопределенный. Говорил о тебе и Архиеп. Аверкию. Даст Бог, всё устроится, диавол мешает, но не теряй горячего стремления служить Богу. Господь да благословит тебя, Симу, родителей и всю вашу семью! Любящий тебя Епископ Иоанн Фомино воскресенье – Неделя о Фоме, Антипасха Христос Воскресе! Возлюбленный о Господе Отец Киприан! К глубокому сожалению, Ваше письмо попало в груду других писем, и лишь теперь, разбирая её, я его обнаружил. Немедленно отвечаю, что сделал бы сразу, если бы прочёл раньше. Георгия Ларина я знаю приблизительно с его восьмилетнего возраста, когда, видя его благоговение в церкви, позвал его прислуживать в алтаре. Знаю также хорошо его родителей и всю семью. С указанного времени постоянно Георгий бывал у меня, и я знал как его внутреннюю жизнь, так и его поведение. Он был исключительно религиозен, что замечалось и прихожанами собора, так что и тогда уже многие думали, что пойдёт по духовному пути. Школа, в которой он учился, была католической; в прошлом там были переходы православных мальчиков в католичество, но ко времени поступления туда Ларина такие явления почти прекратились, и наоборот, учащиеся там видели отрицательные стороны католичества и отдалялись от него. Я знал многих мальчиков, там учившихся, некоторые прислуживали у меня в соборе и бывали у меня. После оставления нами Шанхая я видел Лариных на Филиппинах, с переездом же их в Австралию у меня связь с ними продолжалась, и как от отца, так и мальчиков, Георгия и его брата, я постоянно получал письма, знал, что с ними происходит, и их настроения. Одно из моих писем дало толчок к принятию им решения отравиться в семинарию. Когда с ним увиделся в Троицком монастыре, также он откровенно беседовал со мною, ничего не скрывая. У меня нет никаких сомнений в его добропорядочности и искренности, и я готов то засвидетельствовать пред всеми. Наветы на него – гнусная клевета, и, вероятно, именно для того, чтобы отбить от Православной Церкви тех, кто могут впоследствии быть ея верными и добрыми служителями. Георгий работает над собою, стараясь развить себя не только умственно, но и духовно, ясно представляя себе все свои недочеты. Можно только Бога молить, что бы он также продолжил и дальше.

http://pravoslavie.ru/139775.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Обладая неограниченным влиянием в Московской Патриархии, владыка продвигал своих ставленников в епископат, на должности, связанные с долгосрочным пребыванием за границей. И уж конечно он мог бы в этом смысле " озолотить " своего племянника Георгия, который иногда гостил у владыки в Серебряном Бору. Но владыка был в этом отношении чрезвычайно щепетилен и непотизма не поощрял. И Жора пошел по медицинской части. Энергия владыки была неисчерпаемой. Даже одержимый сердечными недугами, он разрывался между обеими столицами. Лежа на одре болезни в Серебряном Бору, он постоянно работал с бумагами. Иногда что-то срочное нужно было отправить в Питер. И тогда начинал работать " воздушный мост " . Иеромонах Лев выезжал на архиерейской " Чайке " в Шереметьево (Шереметьево-2 тогда еще не было) и вылетал в Ленинград. Секретарь епархии протоиерей Борис Глебов встречал его в Пулково, и епархиальная " Волга " следовала к адресату. Иногда вдогонку следующим рейсом посылали кого-нибудь из иподиаконов. Затем бумаги (и отец Лев при них) возвращались в первопрестольную - к митрополиту. Бывали дни, когда иеромонах Лев делал за день две " ходки " туда и обратно. В шутку его называли аэромонахом. Можно себе представить, сколько мог бы сделать полезных дел для Церкви митрополит Никодим, если бы дожил до эпохи факса и электронной почты! Представим себе ряды келейников, секретарей и иподиаконов, сидящих за компьютерами, как в Центре управления космическими полетами... А сотовые телефоны, а пейджеры? В редкие минуты отдыха владыка любил гулять по берегу реки. В Ленинграде вдоль Обводного канала не очень-то погуляешь (грузовики, шум, грязь). Но в Серебряном Бору условия идеальные. Здесь все дышит историей и настраивает беседу на этот лад. Рассуждая об эпохе Бориса Годунова, о Смутном времени, владыка вряд ли мог предположить, что где-то здесь в реке " искупается " другой Борис, после чего на Руси снова будет смута... Заграница Будучи начальником Русской Духовной миссии в Палестине (1957-1959), о. Никодим выучил древнееврейский язык и владел им в совершенстве. Неутомимый архимандрит объездил Святую Землю с Библией в руках; прибыв в какое-либо место, упомянутое в Священном Писании, он читал соответствующий отрывок. А с Иорданом у владыки была " кровная " связь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пасха со святым Иоанном Шанхайским 20.04.2023 302 Святитель Иоанн Шанхайский Источник: Православие.ру У одного из старейших священников Русской Зарубежной Церкви – протоиерея Георгия Ларина – в жизни есть особое благословение: маленьким мальчиком в Шанхае он был близко знаком со святым Иоанном Шанхайским и Сан-Францисским и многому научился у него. Несколько раз будущий отец Георгий, а тогда просто Жора, встречал с владыкой Иоанном Светлое Христово Воскресение и хорошо запомнил, как тот буквально летал по заполненному богомольцами храму. Эту пасхальную радость он пронес через всю жизнь. – Отец Георгий, помните, как владыка Иоанн служил на Пасху? – В Шанхае был довольно большой собор. В Пасхальную ночь он был забит народом, и владыка Иоанн буквально летал по нему. Он обходил людей с кадилом и всех приветствовал: «Христос Воскресе! Христос Воскресе!» Он говорил это с таким восторгом – словно ребенок. Он и был таким – у него была совершенно детская душа, такой необыкновенный человек. Знаете, как будто святой Николай Чудотворец появился живой среди нас, и с таким восторгом, с такой радостью поздравлял всех с этим великим Праздником. Владыка так быстро передвигался по собору, что едва не летал в буквальном смысле слова. Иподиаконы, которые справа и слева держали дикирий и трикирий, бегали за ним, но все равно не успевали. И таким образом владыка обходил весь собор. Я никогда этого не забуду. У меня и много других вещей связано с владыкой Иоанном. Если бы не он, у меня жизнь прошла бы совсем иначе, и владыка это мне предсказывал. – Иподиаконы за владыкой не успевали. А вы-то, маленький мальчик и его посошник, поспевали? – Да-да. Ну, я-то был совсем маленьким, бежал за ним, но иногда отставал. Рядом были два больших иподиакона. Вот таким образом я и обегал весь собор, и у меня тоже была огромная радость, которая передавалась от владыки. Трудно объяснить, какое это чувство, но очень хорошее. И я уверен, что другие люди, которые находились тогда в соборе, тоже ощущали эту радость. Многие оставались до самого конца службы, но мои родители обычно уходили раньше – после заутрени и до начала литургии. Они брали нас, детей, домой, и мы там разговлялись: я был совсем маленький, лет 8–10, а мой брат младше на 2 года.

http://ruskline.ru/opp/2023/04/20/pasha_...

Ефрем, др. евр. «плодовитый» Жан, фр. эквивалент русск. Иван (см.) Жанна, ж. к Жан Жанета. Жанетта, уменьш. от Жанна Женя (м., ж.) уменьш. от Евгений, Евгенья Жора, уменьш. от Георгий (см.) Жорес, от фамилии известного французского социалиста Жорж, фр. эквивалент русск. Георгий (см.) Жоржетта, фр. к Жорж (см.) Захар, Захарий, Захария, др. евр. «бог вспомнил» Земфира, др. евр. «песня» Зина, уменьш. от Зинаида Зинаида, гр. «божественная, рожденная Зевсом» Зиновий, Зеновий, Зиновей, гр. «зевсова сила» или от «божье житье» Зиновия, ж. к Зиновий Зорий, от «заря» Зоря, ж. к Зорий Зот, Зотик, нар. Изот, гр. «полный жизни» Зоя, гр. «жизнь» Иаким, Иоаким, др. евр. «утверждение божье» Иакинф, гр. «яхонт» Ива, от «ива» Иван, Иоанн, др. евр. «божья благодать» Ивлий, нар., по-видимому, от Юлий, гр. «сноп» Игнат, Игнатий, лат. «рожденный огнем» или от «незнаемый, неведомый» Игорь, др. русск. из сканд. «Вар» – «воинство, сила» Ида, этимология неясна Идея, гр. от «идея» Идиллия, гр. от «идиллия» Изабелла, исп. из др. евр. «божья клятва» Изольда, кельт. «прекрасная» Иларион, Илларион; нар. Ларнон, гр. «веселый» Илиодор, гр. «дар солнца» Иллария, гр. «веселая» Илья, др. евр. «божья сила» Ина, Инна, (ж.) гр. «бурный поток» Инга, сканд. уменьш. от Ингеборг, дочь горы Инг Инеса, Инесса, от Агния (см.) Иннокентий, гр. «невинный» Интерна, от «интернационал» Иоасаф, др. евр. «судья» Иов, др. евр. «преследуемый, гонимый» Иоиль, др. евр. «бог» Ион, Иона, др. евр. «голубь» Иосиф, Осиф, нар. Осип, др. евр. «преумножение» Ипат, Ипатий, гр. «высокий» Ипполит, Полит, Палит, гр. «распрягающий коней» Ира, уменьш. от Ирина Ираида, Ироида, гр. «госпожа» Ираклий, гр. «Геркулес» Ирен, Ирэн, фр. эквивалент русск. Ирина Ирена, слав. эквивалент русск. Ирина Ирина, нар. Арина, гр. «мир» Ириней, гр. «мирный» Ирма, герм. уменьш. от Армина, ж. к Герман Иротиада, от Еротиида, гр. «любезная» Исай, Исайя, др. евр. «спасение божье» Исаак, Исаакий, др. евр. «смех» Исидор, нар. Сидор, гр. «дар Изиды» (богиня древнего Египта)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010