Переоблачение мощей святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца Переоблачение было решено совершить во время очередного осеннего пастырского совещания духовенства епархии, для того чтобы любой священнослужитель или гость совещания мог принять участие в этом чине, увидеть открытые святые мощи и приложиться к ним. 18 ноября, 2011 Переоблачение было решено совершить во время очередного осеннего пастырского совещания духовенства епархии, для того чтобы любой священнослужитель или гость совещания мог принять участие в этом чине, увидеть открытые святые мощи и приложиться к ним. 25 октября 2011 года в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радости состоялось омовение и переоблачение мощей иже во святых отца нашего Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца До этого мощи Владыки омывались и облачались всего один раз – в преддверии его прославления и перенесения мощей из усыпальницы в собор в 1994 г. Главным поводом к переоблачению послужило предложение тверского отделения движения «Православная молодежь» сшить для святителя новое облачение взамен старого. Старое облачение будет передано в сооружаемый этим движением в Твери храм в честь святителя Иоанна. Правящий архиерей Западно-Американской епархии Высокопреосвященнейший архиепископ Кирилл принял это предложение и дал свое благословение. Новое облачение для святителя Иоанна было сшито с большой любовью и вкусом в мастерских Свято-Елизаветинского монастыря в Минске. Насельницы и духовенство этой обители очень почитают владыку Иоанна и тоже намерены построить храм в его честь. Переоблачение было решено совершить во время очередного осеннего пастырского совещания духовенства епархии, для того чтобы любой священнослужитель или гость совещания мог принять участие в этом чине, увидеть открытые святые мощи и приложиться к ним. Необходимо заметить, что опыта переоблачения мощей у нас в Северной Америке практически нет, так как мощей здесь немного, в отличие от Греции и других православных стран, где мощи переоблачают, как правило, ежегодно. Например, стертые тапочки святителя Спиридона Тримифунтского.

http://pravmir.ru/pereoblachenie-moshhej...

Чин освящения храма в византийской и славянской традиции после VIII века 8 изменялся мало. Он состоит из двух частей. Первая часть, включающая в себя «утверждение» (т.е. сооружение), омовение, помазание и облачение трапезы, каждение и помазание храма, возжжение первого светильника в храме, собственно, и является чином освящения храма. Она отличается безыскусностью и восходит, вероятно, к ранневизантийской традиции. Вторая часть включает в себя шествие вокруг храма и вход в него с пением стихов пс. 23-го, Возмите [т.е. «поднимите»] врата, князи [т.е. поднимающиеся створки] ваша.., а также обряд размещения под престолом ковчежца с мощами свв. мучеников. Скорее всего, первоначально чин освящения храма состоял только из первой части – таков чин освящения храма в Евхологии 9 библиотеки Синайского монастыря, gr. 959 (ff. 128–134.; несмотря на то, что этот Евхологии датируется X в., он, из-за своего периферийного происхождения, возможно, сохранил более древнюю практику). Однако обычай совершения Евхаристии на мощах свв. мучеников привел к включению в чин освящения храма его второй части. Первоначально она помещалась в Евхологии как самостоятельное последование – в Евхологии Barberini gr. 336 она отделена от чина освящения храма и имеет самостоятельное название «Чин обновления храма и положения в нем свв. мощей» 10 . Впоследствии «Чин обновления храма...» был включен в состав чина освящения храма, тем не менее, ясно отделяясь от него. В таком виде чин освящения храма вошел и в славянскую традицию. В современном печатном русском Чиновнике архиерейского священнослужения 11 чин освящения храма имеет такой же порядок, как и в византийских Евхологиях; в современном печатном греческом Великом Евхологии 12 вторую часть чина – шествие вокруг храма и обряд помещения свв. мощей под престолом – предписано совершать уже до самого освящения, причем Великий Евхологии указывает обходить освящаемый храм трижды, с пением 3-й и 6-й песней канона на обновление храма и чтением отрывков из Апостола и Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

18 октября 2019 года братия Нового Валаама обрела небесного покровителя новому дому своей обители — в этот день были обретены мощи преподобного Иоанна Валаамского, память которого совершается 5 июня 21 октября. ПРАВМИР. Для Финляндской православной архиепископии 2019 год стал особенным — впервые эта церковь обрела своих, рождённых ею святых. 1 июня этого года был прославлен в лике преподобных старец схиигумен Иоанн (Алексеев), при жизни — настоятель Трифоно-Печенгской обители, а затем духовник братии Валаамского монастыря, а 13 июля — мученик и исповедник Иоанн Сонкаянрантский (Йоханнес, или Иван Васильевич Кархапяя). Икона прп. Иоанна Валаамского. (с) Valamon luostarin Параллельно с подготовкой к канонизации священноначалие Финляндской Православной церкви сделало запрос о проведении эксгумации захоронения преподобного Иоанна, чтобы обрести его честные мощи. Разрешение было получено и эксгумацию назначили на 18 октября. В этот день настоятель Ново-Валаамского монастыря архимандрит Сергий совершил вместе с братией обители и в присутствии преосвященного митрополита Куопиоского и Карельского Арсения молебен пред началом всякого доброго дела, после чего на монастырском кладбище в присутствии представителя санитарно-эпидемиологического надзора было вскрыто захоронение преподобного. Самая большая трудность состояла в определении принадлежности останков — ввиду относительно небольшой площади кладбища наши предшественники были захоронены очень близко друг ко другу, а на могильных крестах написано по два-три имени. Митрополит Куопиоский и Карельский Арсений с братией Ново-Валаамского монастыря после омовения честных мощей прп. Иоанна Валаамского. (с) Kaj Appelberg Ранее, при установке на могиле гранитного креста, место захоронения схиигумена Иоанна было определено приблизительно. Тем не менее, опознание произошло быстро — уже через 40 минут после вскрытия были обнаружены человеческие останки, среди которых был найден иерейский крест. Сомнений не было — среди всех погребённых в этой стороне кладбища насельников обители лишь отец Иоанн был иеромонахом. Благодаря этому обретение мощей святого произошло очень быстро — от начала вскрытия могилы до окончания всех работ прошло не более двух с половиной часов.

http://pravmir.ru/na-novom-valaame-obret...

В литературе достаточно распространено мнение, что обычай влагать в освящаемый престол частицы мощей непосредственно восходит к раннехристианским временам, когда, якобы, Литургию совершали на мощах святых мучеников. Это не так – хотя поминальные службы христиан первых веков и могли совершаться на могилах, в обычных местах общей молитвы христиан мощей, как правило, не было 1 . Практика переносить св. мощи с места захоронения святого в храм для его освящения постепенно становится нормативной только с середины IV в. В VI в. в Византии перенесение св. мощей – уже традиционный элемент освящения храма. Но и после VI в. византийский чин освящения престола и храма еще долго не предполагал священнодействия вложения в престол св. мощей как обязательного. В рукописях Евхология Vat. Barberini gr. 336, VIII в. 2 , Sinait. gr. 959, X в. 3 , Bodleianus Auct. E. 5. 13, сер. XII в. 4 освящение храма представлено в виде двух последований; основными священнодействиями первого являются омовение св. водой, помазание св. миром и облачение новосооруженного престола 5 ; второго – шествие с мощами в новый храм, торжественный вход в него, положение мощей и совершение в храме первой Литургии. Однако, хотя св. мощи в чине присутствуют, доиконоборческое последование говорит не о вложении их внутрь престола, а лишь о положении их где-то в храме 6 . Только после эпохи иконоборчества вложение мощей св. мучеников в освящаемый престол становится доказательством верности Православию (так как иконоборцы боролись, в частности, с почитанием св. мощей) и превращается в неотъемлемую часть чина освящения храме, что зафиксировано 7-м правилом VII Вселенского Собора (787 г.). В 2000 г. нами был опубликован новый перевод 7 византийского чинопоследования освящения храма XI в. Классические рукописи константинопольского Евхология XI в. 8 приводят текст византийского чинопоследования освящения храма на той стадии его развития, когда два древних последования освящения храма уже были объединены в одно, но еще не подверглись последующим изменениям. Ниже вниманию читателя предлагается перевод более ранней, а именно доиконоборческой, редакции чина освящения храма (это древнейший сохранившийся текст византийского чина освящения храма). Как уже было отмечено, в 3 известных ныне греческих рукописях, содержащих этот текст 9 , освящение храма состоит из двух различных последований: 1) «освящения престола и храма» и 2) «обновления храма». Здесь мы опускаем первое из двух последований 10 и публикуем только русский перевод второго (тексты молитв, согласно дореволюционной русской традиции, приводятся по-славянски в упрощенной орфографии) из двух последований, чина принесения св. мощей в новоосвященный храм по древнейшей сохранившейся рукописи византийского Евхология – Vat. Barberini gr. 336, посл. четв. VIII в. (Fol. 156–159) 11 . Чин, который бывает при обновлении уже освященного святого храма

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОМОВЕНИЯ СВЯТЫХ МОЩЕЙ ЧИН в правосл. литургической традиции один из вариантов чина малого водоосвящения , в к-ром освящение воды происходит через погружение в нее св. мощей (по образцу освящения воды с помощью Древа Креста Господня или др. реликвий Страстей). Чин появился в Византии сначала как выражение личного благочестия (в агиографической лит-ре начиная с VII в. часто упом. случаи освящения воды или иной жидкости с помощью мощей (обычно описываются с использованием греч. глагола πομυρζω) - Pargoire. 1924; Ruggieri. 1993). Регулярное греч. чинопоследование встречается в Россанском Евхологии (Vat. gr. 1970. Fol. 191v - 192, XIII в.). Однако оно, видимо, не получило широкого распространения (впрочем, отдельная молитва (Κτστα τν δτων - Создатель вод), возможно, связанная с этой же практикой, встречается в Барберини Евхологии - Vat. Barber. gr. 336. Fol. 224). В древнерусской традиции «Чин иже омыти мощи святых или крест мочити» нередко совершался как частная треба, а общецерковно - один раз в году, в Великую пятницу (эта традиция сохр. в Успенском соборе Московского Кремля и в Троице-Сергиевой лавре вплоть до 1917). Редакции древнерус. чина полностью еще не изучены. Согласно Потребнику 1625 г., в состав чинопоследования входили: обычное начало, тропари Честному Кресту и святым (чьи мощи использовались), ектения (с прошениями, как в чине малого водоосвящения), главопреклонная молитва (                    ), погружение мощей или Креста, тропарь Крещению Господню (как при великом водоосвящении), тропарь Кресту (как при малом водоосвящении), центральная молитва чина (        ) и заключительные молитвословия (Трисвятое, Отче наш, тропари, ектения, отпуст). В наст. время этот чин не совершается, однако молитва из него -    (с небольшой правкой) - помещена в Требнике как «иная» молитва малого водоосвящения, причем из-за ее краткости священнослужители предпочитают читать именно ее. На Афоне сохраняется традиция погружать те или иные реликвии в воду при ее освящении (напр., на Богоявление в Ватопеде в воду погружают перст св. Иоанна Предтечи ; в Великой Лавре на память прп. Афанасия Афонского при освящении воды в нее погружают часть мощей преподобного и т. д.).

http://pravenc.ru/text/Омовения св ...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Космы и Дамиана мужской монастырь Украина, Крым, г. Алушта, заповедник. В Крыму, у подножья Чатырдага по дну ущелья течет ручей, образуемый многочисленными родниками. Главный из них – источник святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Возможно, что во время преследования христиан в этом ущелье был храм в честь святых Космы и Дамиана. В средневековье христиане Крыма часто возводили церкви в укромных местах вблизи источников. После выселения христиан из Крыма в Приазовье в 1778 году, когда на полуострове опустели более 80 населенных пунктов, храмы были брошены на произвол судьбы, многие разрушены. Есть сведения, что в мариупольской церкви Рождества Богородицы хранилась особо чтимая икона святых Космы и Дамиана, написанная на доске. В Крыму она находилась там, где в середине XIX b. была открыта Космодамиановская киновия. Братья-близнецы Косма и Дамиан, жившие во второй половине III b. н. э., во время жестоких гонений на христианство, были врачами. За добрые дела и распространение Христовой веры они получили дар чудотворства и часто исцеляли больных людей и животных без лекарств, одной лишь молитвой, делая это всегда бесплатно, отчего и причислены православной церковью к лику святых. Косма и Дамиан были убиты своим учителем-врачом, завидовавшим их славе и искусству, и похоронены убийцей в горах, при источнике. Среди крымских татар существовало верование, что святые были убиты и похоронены немного выше целебного источника, возле двух одинаковых буковых деревьев, похожих друг на друга как братья-близнецы. После омовения в источнике крымские татары всегда поднимались на гору к этим двум деревьям, служившим, по их мнению, надгробным памятником святым. Случаев чудесного исцеления при Космодамиановском источнике было немало. К нему привозили больных независимо от вероисповедания. В 20х годах XIX b. на средства графини Софии Потоцкой у источника был построен сарай для богомольцев. Указом Святейшего Синода от мая 1850 года было разрешено открытие Бахчисарайского скита с киновиями; в том числе и киновии у источника святых Космы и Дамиана. После окончания Крымской войны, в 1856 году из Бахчисарайского Успенского скита был направлен первый строитель киновии иеромонах Макарий, возведенный впоследствии в сан игумена. Началось сооружение малой деревянной церкви. Многие жители Симферополя помогали своими пожертвованиями. Через год церковь была уже готова к освящению. Впоследствии первая монастырская церковь была разобрана, а на ее месте в 1869 году на средства доброхотных жертвователей была построена новая, также во имя святых бессребреников. Среди икон Космодамиановской церкви была особая святыня – храмовая икона святых Космы и Дамиана с частицами их мощей. Сами мощи братьев-бессребреников хранятся в Риме, в церкви, освященной в их честь.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Традиции Великой Пятницы ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ТРАДИЦИИ ВЕЛИКОЙ ПЯТНИЦЫ Мария Свешникова [ См. также: Великий пост Страстная седмица Пасха ] Последние десятилетия XVII века - времена царствования Алексея Михайловича - для Православной Руси были наполнены весьма важными событиями. Однако 1666 год оказался знаменательным еще и тем, что вместе с Александрийским патриархом Паисием и Сирийским Макарием Россию посетил диакон Павел Алеппский, полюбивший нашу страну и описавший наши традиции в своих дневниках. На Страстную Пятницу очень интересным был чин омовения святых мощей. Этот удивительный обряд существовал, очевидно, только на Руси. Патриархи (Никон, Паисий и Макарий) и многочисленное духовенство под утро облачались в алтаре Успенского собора. Затем торжественным крестным ходом они направлялись в Благовещенский собор Кремля, где находились мощи святых, частицы животворящего древа Креста и животочное миро. Все эти святыни заранее были выложены на особых столах и аналоях вместе с иконами, в которые помещены были мощи. Из Благовещенского собора с великим почтением и трепетом духовным святыни переносились в Успенский собор, где после чтения часов и поучений на каждый час совершалось великое водоосвящение с пением тропаря " Во Иордане... " . При чтении тропарей тому святому, мощи которого подавались патриарху Никону, он погружал их в освященную воду, после чего вытирал и затем снова вкладывал в ковчежцы. С частиц животворящего Креста Господня и других святынь патриарх Никон сам вытирал пыль, омывая их в святой воде. С особой торжественностью переносился патриархом ковчежец с ризой Господней: он нес его на главе. В это время звонили во все колокола. Ковчежец, полуоткрытым, также погружали в воду.

http://zavet.ru/patntrad.htm

Мощи епископа Сербской православной церкви обретены в основанном им монастыре в США 12 мая. ПРАВМИР. Мощи Святого Мардария (Ускоковича) обретены в основанном им монастыре Святого Саввы в Либертвилле в штате Иллинойс (США). Мощи обретены по благословению преосвященнейшего епископа Новограчаницкой и Среднезападноамериканской епархии Лонгина. 4 мая епископ Лонгин совершил Божественную литургию в монастыре святого Саввы в рамках подготовки к обретению мощей. В ходе эксгумации священнослужители столкнулись с трудностью. Оказалось, что гроб с мощами святого Мардария находился в цементном склепе. Когда на следующий открыли гроб, обнаружили, что тело святого Мардария хорошо сохранилось. Кости ног были золотисто-желтого цвета. Руки святого держали крест. Ясно были видны его кожа, ногти и волосы. Святые мощи преподобного были вынуты из гроба и размещены на двух скрижалях, которые были подготовлены для осмотра. Все облачения и одежда были аккуратно удалены, чтобы не потревожить останки. После того, как все покровы были сняты, выяснилось, что святые мощи, от колена вверх, были целы, хотя и очень хрупкие. Волосы на голове и борода выглядели так, как будто он только что преставился. Были видны брови и ресницы его закрытых глаз. Кроме того, были целы уши. После удаления пыли с тела, святые мощи промыли теплой водой и белым вином, а также обработали маслом. После омовения и помазания, мощи были завернуты в хлопок и лен и убраны во временный металлический гроб до прославления святого Мардария в июле 2017 года. Епископ Сербской православной церкви Мардарий (1989 – 1935) был управляющим сербскими приходами в США. Монастырь святого Саввы строился в период великой депрессии конца 20-х — начала 30-х годов ХХ века. Скончался Мардарий 12 декабря 1935 года в Америке. Был похоронен 18 декабря в монастыре. Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви, состоявшимся с 14 по 29 мая 2015 года, причислен к лику святых. День памяти святителя Мардария (Ускоковича) определено праздновать 12 декабря.

http://pravmir.ru/obretenyi-netlennyie-m...

Святейший Патриарх Кирилл: По молитвам святых угодников Божиих сегодня в стране нашей возрождается вера православная 16.01.2023 13:22:12 МОСКВА 15 января 2023 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением, день преставления (1833) и второго обретения мощей (1991) преподобного Серафима Саровского, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь: Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшнее воскресенье именуется Неделей перед Богоявлением. Это последний воскресный день перед праздником Богоявления, и евангельское чтение (Мк. 1:1-8) посвящено в первую очередь воспоминанию о крещении, которое совершал пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. И воспоминание это имеет отношение не только к крещению людей от Иоанна, но в большей степени к тому, что принес Сам Господь. Иоанн совершал крещение, которое вписывалось в духовную, культурную, богослужебную традицию Ветхого Завета. Люди приходили к священным водам реки Иордан, чтобы через погружение в воду освободиться от своих грехов. А Господь Иисус Христос, по слову того же пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, пришел крестить не только водой, но и Духом Своим Святым. Что это означает? Это означает, что с пришествием в мир Христа Спасителя погружение в воду, которое мы совершаем во время крещения, — это не просто омовение человека, не просто некий символический акт, каковым оно было в Ветхом Завете, но великое Божие Таинство. Господь, через погружение в воду крещаемого во имя Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, не просто освобождает от первородного греха, но и дает силы к тому, чтобы человек на своем жизненном пути имел возможность бороться с грехом и побеждать грех. Ничего подобного не было в ветхозаветном крещении — в том, которое совершал пророк, Предтеча и Креститель Иоанн. Почему? Да потому что Дух Святый был низведен на род человеческий, на последователей Господа и Спасителя, именно как результат Его крестной Жертвы. В ответ на Жертву, принесенную Спасителем за весь род человеческий, за всех и за вся, Бог Отец посылает Святого Духа, Который живет и действует среди людей.

http://radonezh.ru/2023/01/16/svyateyshi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИРО [Греч. μρον; церковнослав.  ], в христ. богослужении - смешанный или сваренный с добавлением благоуханий, а затем особым образом освященный елей , используемый при Миропомазании и нек-рых др. важных церковных чинах. С освященным богослужебным М. не следует путать жидкости, источаемые мощами отдельных святых и исходящие от чудотворных икон (это называется мироточением) или получаемые путем омовения святых мощей водой либо елеем. Такие жидкости иногда ошибочно называют тем же словом «миро». Рядовые прихожане или малоцерковные люди неверно называют этим же словом также елей для елеопомазания на всенощном бдении (возможно, в данном случае смешение терминов вызвано тем, что в совр. практике этот елей, как правило, ароматизирован различными добавками). М. как литургический термин В классическом греческом языке словом μρον называли оливковое масло, когда оно использовалось для умащения кожи, а также духи на масляной основе или благовония. В LXX это слово неск. раз использовано для передачи слова   - «масло», «помазание» (см.: Исх 30. 25 (в синодальном переводе одно и то же слово сначала переведено как «миро», затем как «масть», устар.- «масло», «жир»): Притч 27. 9 («масть»); Песнь 1. 2 («благовоние мастей»/«миро»); Ис 25. 6 («тук», устар.- «жир»)), особенно в сочетании с   («хороший», «прекрасный», «драгоценный»; см.: Ис 39. 2 (в синодальном переводе: «драгоценные масти»); 4 Цар 20. 13 (в синодальном переводе: «масти дорогие»); Пс 132. 2 (в синодальном переводе: «драгоценный елей»)), а также   («смешение [благовоний]»: 1 Пар 9. 30). В Иер 25. 10 [LXX] слова «звук жерновов» переданы как σμ μρου («аромат мира»; синодальный перевод здесь следует евр. тексту: ср. Откр 18. 22-23, где этот стих цитируется в версии, подтверждающей евр. чтение). В христианской перспективе особенно важны контексты Исх 30. 22-33, 1 Пар 9. 30 и Пс 132, где говорится о помазании священников в ВЗ специальным благовонным маслом, которое имело сакральный статус (ср. Исх 30. 31-33: «Сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши; тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте [сами себе] подобного ему; оно - святыня: святынею должно быть для вас; кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего»).

http://pravenc.ru/text/2563320.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010