Царь Михаил Феодорович также посещал Б. с. в день Св. Троицы: слушал литургию, вечерню и «лежал на листе» (коленопреклоненно молился на цветах и листьях, предварительно окропленных розовой водой). При последующих царях выходов на Троицу в Б. с. уже не было, тем не менее ежегодно вплоть до восшествия на престол имп. Екатерины II в собор приносились для украшения деревья и цветы из дворцовых садов. Выходы царя Михаила Феодоровича в Б. с. совершались в день его именин - на празднование памяти прп. Михаила Малеина, когда литургия служилась в приделе, посвященном этому святому, а также в дни именин царицы и детей. Царь Алексей Михайлович бывал на молебнах в соборе реже, а его преемники ни в Троицын день, ни в царские дни собор уже не посещали. В Великую пятницу в Б. с. совершался чин омовения святых мощей , хранившихся в храме. Чин начинался крестным ходом во главе с Патриархом из Успенского собора в Благовещенский, где Патриарх прикладывался к местным иконам, затем кадил разложенные на столе ковчеги, иконы, кресты и образки, в к-рые были вложены частицы св. мощей, прикладывался к каждой из реликвий. Затем крестный ход со всеми святынями возвращался в Успенский собор, где и совершался чин омовения, после чего с крестным ходом св. мощи возвращались в Б. с. В XVII в. в крестных ходах нередко принимали участие царственные особы. Этот чин совершался ежегодно вплоть до нач. XX в. Причт До 20-х гг. XVI в. есть нек-рые сведения о настоятелях-протопопах Б. с., о клириках неизвестно ничего. Со времени правления вел. кн. Василия III летописи и др. источники говорят о благовещенских протопопах как о духовниках вел. князей. Среди кремлевского духовенства протопопы-духовники занимали особое положение: ни одно из важнейших событий в жизни царя и его семьи не обходилось без их участия. Во время коронационных торжеств они переносили царские регалии из дворца в Успенский собор, протопоп шел впереди царя с крестом и кропил путь св. водой. Духовники принимали участие в чине венчания, читали молитву над царицей на 8-й день после родов, нарекали имя новорожденному и, как правило, крестили царских детей. Духовники также участвовали в погребении членов царской фамилии. До сер. XVI в. протопопы присутствовали на заседаниях Боярской думы.

http://pravenc.ru/text/149295.html

И не без основания средневековые предания и легенды, пропагандировавшие мысль о всемирно-религиозном значении Рима, населяют последний святынями всех стран света и делают его участником открытий, совершенных в Палестине царицею Еленою. Метрополия западного христианства, благодаря стараниям пап, сделалась богатейшею сокровищницею христианских святынь. В древней базилике св. Петра, а потом знаменитом соборе того же имени, кроме мощей свв. апостолов Петра и Павла, находились и почетнейшим посетителям города показывались часть Животворящего древа, копие, которыми прободен был на кресте Господь наш; образ Спасителя, воображенный Им Самим на полотне благочестивой Вероники; глава еванг. Луки и часть мощей Григория Богослова , Иоанна Златоустог о и святых римских пап: Григория Двоеслова , Льва, Агафона, Мартина и других многих. В Латеранской базилике, основание которой возводится к очень древнему времени, хранились судàрь, бывший на главе Христовой во гробе; лентион, которым Он был препоясан во время омовения ног учеников Своих; часть ризы и плат пресв. Богородицы, главы св. апост. Петра и Павла и прор. Захарии, отца Предтечева, а в особенной капелле – деревянный престол, на котором будто бы Христос совершил с апостолами пасхальную вечерю. По преданию, этот престол в царствование Веспасиана привезен был в Рим и здесь с тех пор остался как священная реликвия. В базилике Марии Великой показывались: ясли, в которых положен был младенец Христос по Своем рождении, и пелены, которыми повит был при этом Своею Материю; образ пресв. Богородицы, писанный св. ев. Лукою; части мощей евангелистов Матфея и Марка и святых Иеронима, Епафродита и др. В храме св. Сильвестра, папы Римского, хранились Нерукотворенный Убрус Христов и глава св. Иоанна Предтечи, а в церкви Всех Святых, которая, как известно, из Пантеона Агриппы, обращена была импер. Фокою и папою Бонифацием IV (в 608–610 гг.) в христианский храм, посвященный памяти всех мучеников, в противоположность прежнему назначению здания в честь всех богов, собрано было такое множество святых мощей и вообще священных предметов, что она по всей справедливости могла быть названа в свое время музеем христианских реликвий 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

В Иерусалиме 15 греческих монастырей: два в честь Пресвятой Богородицы, именуемые большая и малая Панагия; Михаило – Архангельский, где преимущественно пребывают русские богомольцы и часто совершается Богослужение на славянском языке; монастырь Авраамовский, близ гроба Господня св. Иоанна Крестителя, в коем часть святых мощей его; св. великомученика Георгия; два монастыря св. великомученика Димитрия; св. великомученика Феодора Тирона, где тоже часто бывает русское Богослужение; св. Николая чудотворца, св. Василия Великого , священномученика Харалампия, св. великомученицы Екатерины, св. Евфимия великого и святого Спиридона, Тримифунтского чудотворца.      Поклонники все вообще, хотя бы остановились и на русской постройке, по местному обычаю, должны вскоре по прибытии своем отправиться в патриархию, где получают благословение от святейшего патриарха Иерусалимского. После братской трапезы, несколько отдохнув с дороги, отправляются к вечернему Богослужению, в церковь во имя св. равноапостольных Константина и Елены. Храм этот, хотя и не обширен, но украшен очень хорошо: многие иконы в ризах, а пол из разноцветных мраморных плит; кафедра патриаршая украшена резьбою из черепаховых костей, жемчужин, перламутра и проч. В храме этом совершается ежедневно богослужение: вечерня, утреня и ранняя литургия; при богослужении бывают архиепископы и епископы u участвуют в чтении и пении. На другой день по прибытии богомольцев в патриархию, во время утрени, после пения Бог Господь, из церкви приглашают мужчин в одну комнату, а женщин в другую; здесь они садятся вокруг стен на диванах, и при пении стихиры: союзом любве связуеми Апостоли, Владычествующему всеми себе Христу возложше, красны ноги умываху, благовествующе всем мир и проч. входят три инока и совершают по чину обряд омовения – мужчинам умывают ноги, а женщинам руки. Обряд этот совершается по древнему восточному обычаю, в подражание Господу, умывшему ноги ученикам Своим пред Тайной Вечерей и завещавшему и им творить так же. Иноки – хозяева этим обрядом выражают между прочим и приветствие своим гостям – богомольцам. По совершении омовения, поклонники дослушивают утреню и вслед за нею литургию, потом отправляются в братскую трапезу. По отдыхе приглашают их в патриарший синодик, и там богомольцы, в присутствии патриаршого наместника, нескольких архиереев и секретаря, записывают имена свои и сродников для поминовения (иные впрочем записывают имена при самом гробе Господнем), и жертвуют – кто что может. Пожертвованная сумма употребляется на поддержание храма Воскресения Христова и святых мест, на содержание патриархии и всего вообще тамошнего духовенства, на поддержку бедных палестинских церквей, на содержание больницы при патриархии, устроенной для безмездного врачевания всех вообще, на содержание семейств бедных палестинских христиан и на прочие нужды патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

ч. XI, стр. 94). И в 1687 году, по принесении св. мощей в Успенский собор, начали водоосвящение, что августа в 1 день... а ключари архиереев посылают к водоосвящению ко вратом южным и северным, с ними по архимандриту, да по игумену, да 2 протопопа, да соборных священников по человеку, и мощей и крестов по 2 блюда, или 3, и воду святят, свечь не было (Вивл. Ч. XI, стр. 73). Впоследствии, вместо архиереев, освящали воду архимандриты. В Описании Успенского собора, составленном А. Левшиным и изданном в 1783 году, сказано, что когда начнется освящение воды (в Успенском соборе); тогда посылаются по 1 архимандриту вне церкви, на страну, что от Синода, с ним один игумен, один протопоп, и с ними отпущается для освящения воды в больших медных чашах, крест на малой мисе, требник, кропило, свещи в посвещнице, которая вода и раздается народу. А другой архимандрит посылается на другую сторону, что от Архангельская собора, и с ним посылается все то ж, что и с первым архимандритом, которые то действо освящения воды и исправляют (Стр. 157, 158). В книжке же «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в большом Успенском соборе», изданной свят. Синодом в 1795 года, уже нет указания на водоосвящение в великий пяток у полуденных и южных дверей храма, а говорится только об освящении воды в соборе. Освящение воды чрез омовение св. мощей совершалось для очищения оскверненного идоложертвенным богослужением. Когда владыкам новгородским стало известно, что в Воцкой пятине арбуи – чудские жрецы – многих христиан увлекли к своим мольбищам, в прелесть кумирскую, что многие христиане церковью Божиею и церковным правилом пренебрегли, на покаяние к духовным отцам не стали ходить, молились деревьям и камням, постов не чтили и не хранили, мертвых клали в лесах по курганам и по коломищам, при рождении детей призывали для наречения имени арбуев, жили с женами без венчания и молитвы, и вообще жили в нечестии; тогда архиепископы Новгорода и Пскова – Макарий в 1534 и Феодосий в 1548 году, слыша о таких делах, подвиглись петь молебны собором Господу Богу и Пречистой Богородице о избавлении прегрешений их, и воду святили с животворящих крестов и чюдотворных икон и с святых мощей, и ту воду послали к игуменам и священникам, жившим среди заблудившихся христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

15. Были допущены браки с иноверцами и лицами, состоящими в запрещенных Церковью степенях родства. 16. В новообрядческой церкви был отменен древний обычай избрания духовных лиц приходом. Его заменили постановлением по назначению сверху. 17. Впоследствии новообрядцы уничтожили древнее каноническое церковное устройство и признали светскую власть главой церкви – по образцу протестантских церквей. Были и другие новшества, которые со временем все более умножались. Так, если в «Поморских ответах» (начало XVIII века) перечисляется 58 пунктов, по которым реформированная новообрядческая церковь отличалась от древлеправославной, то к концу XVIII столетия в старообрядческом трактате «Щит веры» перечисляется уже 131 вид изменений! Новшества росли, словно снежный ком. При этом многие древние чинопоследования церковных таинств были существенно сокращены и изменены (например, чин крещения, покаяния, венчания, хиротоний), а некоторые древние чины и вовсе упразднены (чин омовения трапезы, омовения святых мощей, причащения богоявленской водой, одевания главы невесты убрусом, пострижения инокини, братотворения, чин «хотящему затворитися», чины пещного действа, начала индикта). Одновременно вводились новые, неизвестные православию чинопоследования, заимствованные из Требника митрополита Киевского Петра Могилы , образцом для которого, в свою очередь, служили католические требники («Rituale Romanum»). Так, в Требнике Петра Могилы содержалось 37 различных чинов, никогда до этого не встречавшихся в православных богослужебных книгах (например, чин благословения мрежи, корабля, стада и т. д.). Все эти беззаконные изменения и новшества патриарха Никона и его последователей подпадали под определение VII Вселенского собора, гласящего: «Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно или неписьменно.... Итак, мы определяем, чтобы осмеливающиеся думать или учить иначе, или по примеру непотребных еретиков презирать церковные предания и выдумывать какие-либо нововведения, или же отвергать что-либо из того, что посвящено Церкви, будет ли то Евангелие, или изображение креста, или иконная живопись, или святые останки мученика, а равно и дерзающие с хитростью и коварно выдумывать что-либо для того, чтобы ниспровергнуть хоть какое-либо из находящихся в кафолической Церкви законных преданий, и наконец дерзающие давать обыденное употребление священным сосудам и досточтимым обителям, – определяем, чтобы таковые, если это будут епископы или клирики, были низлагаемы, если же будут иноки или миряне, были бы отлучаемы» 559 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Освящение воды с омовением св. мощей, совершалось не только архиереем, но также архимандритами, игуменами, протопопами, попами – в тех местах, где не было архиерея. И когда они при своих храмах не имели святых мощей, они просили даже царя, чтобы прислали им для молебных пений и водоосвящения мощи из другого города. Жители новопостроенного города Карпова подали в 1648 (155) году заручную просьбу царю Алексею Михаиловичу, в которой писали ему, что в Карпове напала на нас холопей твоих, болезнь и скорби полевые, и вода государь в Карпове не здоровая... животворящего креста Господня с мощами святых, в Карпове нет, вод, государь, священие бывает крестом Христовым без мощей... вели государь, для своего царского богомолья прислать в Карпов, и для наших скорбей и болезней, животворящий крест Господень с мощами святыми на освящение воде и на утверждение и на исцеление нам. На такую просьбу последовало от царя такое решение: по нашему указу в прошлом в 154 году отпущен с Москвы в Хотьмышское животворящий крест Господень с мощами, для освящения воды и исцеления всяких болезней и скорбей, велено Хотмышским воеводам отпускати в городы без задержания. За этим то крестом царь велел жителям города Карпова послать карповского попа и карповских служилых людей добрых, сколько человек пригоже, и взять им на Хотмышском у воеводы, у князя Семена Балковского животворящий крест Господень с мощми, привести в Карпово, а в Карпове с животворящаго креста святив воду, велено людей и лошадей и всякую животину кропить не по один день. В Карпове велено встретить этот крест с крестами и иконами и большею честию нести в соборную церковь с молебным пением и там молебны пети Спасу и Пречистой Богоматери и всеи святым и воду святить и тою святою водою велел людей и лошадей и всякую животину кропить по многия дни (Иванова Описан. Госуд. архива. М. 1850, стр. 299–301). Иногда послание св. мощей в город было по мысли самого царя. В 1649 году царь Алексей Михаилович в грамате в Курск к Стольнику и Воеводе Ладыженскому писал: «Ведомо нам учинилось, что в Курску тутошние и приезжие всяких чинов, многие люди нападными болезнями и страховании болезнуют, а иные от тех нападных болезней и от страхования умирают: и мы великий государь, желая от Бога милости православным хрестьяном, велели отпустить из Москвы в Курск животворящий крест Господень, в серебре золочен, а в том кресте многоцелебные мощи святого и великого Пророка и Предтечи, Крестителя Господня, Иоанна и иных многих святых апостол и великих святителей и мученик и преподобных и богоносных отец, и мучениц и преподобных жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Но ночью под Великий пяток простуда моя до того усилилась, что я послал доложить его преосвященству, что я не только ехать в собор к какому бы то ни было Богослужению, но и в свою монастырскую церковь выйти не могу... Омовение мощей, из-за которого у нас происходило пререкание, совершалось таким образом: В Великий пяток утром, архиерей, пришед в Успенский собор, облачается во время благовеста, в алтаре, во все священные одежды. За тем, приняв кадило и, окадив части святых мощей расположенные на престоле, раздает их властям, а сам берет на главу крест царя Константина и вышедши из алтаря, полагает крест, а также и мощи на уготованном среди церкви столе. Потом архиерей и прочие власти идут с крестами при колокольном звоне, Благовещенский собор, где на столе положены в серебряных ковчегах мощи разных святых, принесенные в древние времена благочестивым русским Царям с востока греческими иерархами в благословение. Окадив окрест стола св. мощи, архиерей раздает их властям и священникам и идут с ними в Успенский собор и полагают их на уготованные там стол вместе с упомянутой выше святыней. – За тем начинаются часы Великого пятка, и по окончании их, совершается малое освящение воды. После отпуска, архиерей омывает губою, напоенною св. водою все части мощей, лежащие на столе, и потом мощи святителей Московских, почивающие в раках. – По окончании всего, части мощей, принесенные из Благовещенского собора возвращаются назад с такою-же процессией с какой принесены были в Успенский собор. 29-го ч. писал мне ректор М. академии прот. А. В. Горский: «Прошу милостивого дозволения воспользоваться приглашением вашим на праздник, в Петровский монастырь. Полагаю выехать отсюда в светлый день после вечерни, чтобы таким образом поздравить вас еще в первый день праздника, а на утро представиться с поздравлением к великому святителю. К тому не многоглаголю, но только прошу вашего святительского благословения». 31-е число – день Светлого Христова воскресения. Простудная болезнь едва не лишила меня утешения быть в столь торжественный день в храме Божием. Но благодаря энергическим мерам, принятым против этой болезни искусным врачем В. И. Рахмнановым, я мог, хотя и не: без труда, доехать до Саввиинского подворья и там в теплой домовой церкви совершить утреню и литургию. При этом имел утешение поздравить доброго хозяина Саввинского подворья преосвящ. Леонида не только с светлым праздником, но и с монаршею наградою (он получил сорден св. Анны 1-й степени) Поздравить-же лично с праздником высокопр. митрополиита не имел возможности, – ограничился письменным приветствием его высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

По выходе народа из храма, гроб с всечестными останками преподобного внесен был иеромонахами через северные двери в алтарь, и здесь митрополитом Антонием совместно с епископами Назарием и Иннокентием и другими лицами было совершено омовение честных останков о. Серафима и переложение их в новый кипарисовый гроб. Между престолом и северной стеной алтаря поставлен был особый стол, на который и выложили потом честные останки о. Серафима. Участие в омовении принимали: архимандрит Серафим (Чичагов) , о. ключарь Тамбовского кафедрального собора, священник Т. Поспелов, благочинный монастыря, Саровский иеромонах, под личным руководством владыки-митрополита и в присутствии князя А.А. Ширинского-Шихматова и князя М.С. Путятина. Присутствовавшие при открытии крышки гроба свидетельствуют, что честные останки преподобного были завернуты в момент погребения в монашескую куколь. Отец Серафим лежал в гробу на дубовых стружках. Все содержимое гроба, ввиду дубильных свойств стружки, и самые честные останки, и седые волосы на голове, бороде и усах и все одеяние преподобного – белье, холщовый подрясник, мантия, епитрахиль и куколь – все окрасилось в один цвет, напоминающий корку черного ржаного хлеба. В целях соблюдения тишины и безмолвия, в храме пред особым аналоем назначенный иеродиакон читал канон из вновь составленной службы преподобному Серафиму Саровскому . Известно также, что с самого начала омовения честных мощей в алтаре стало распространяться ясно ощущаемое всеми присутствующими благоухание, запах цветов гвоздики и свежего липового меда. Июльский день был ясный, солнечный, жаркий, и церковные окна были открыты настежь. Думалось, что где-нибудь поблизости косят траву и этот аромат исходит от скошенных цветов и свежего сена. А владыка-митрополит, проходя по церкви, обратился к присутствующим даже с такими словами: «Братие, братие, а какое же это у вас мыло, что-то уж очень душистое». Но оказывается мыло было то самое, которое привез для омовения святых мощей ключарь Тамбовского собора, и то самое, которое в России называлось «грецким» и употреблялось для омовения престолов при освящении храмов. Тогда владыка-митрополит осенил себя крестным знамением, и всем присутствующим стало ясно, какое благоухание разливалось по церкви. Надо заметить, что честные мощи преподобного Серафима Саровского относятся к разряду мощей неполного нетления, то есть неполность заключается в том, что при совершенной сохранности костей соединительные ткани сочленения или суставов подверглись тлению, вследствие чего конечности в локтях и коленях легко разнимались. Голова преподобного, с уцелевшими на ней волосами, бровями, усами и бородою, по личному впечатлению автора, прекрасно сохранились. Верхние кожные покровы тоже частично хорошо сохранились и плотно облегали скелет, как бы к нему присохли, вследствие чего кисти рук в запястьях и ступни в щиколотках остались на своих местах не отделенными, а лик преподобного сохранил следы сходства с иконографическим его изображением.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

М. имеют важное литургическое значение. Частица М. зашита в антиминс . М. посвящены особые богослужебные чины, напр. чин омовения святых мощей , крестный ход с М., исхождение на литии к месту упокоения М. (подробнее см.: Желтов. 2006. C. 70-82). В церковном календаре отмечаются даты обретения М. (обнаружение или раскрытие гробницы святого) и перенесения М. В агиографии обретению и перенесению М. определенного святого часто посвящаются сказания, что дает возможность говорить об особых агиографических жанрах («Обретение мощей» и «Перенесение мощей»). М., как и др. реликвии, играли важную роль в церемониях визант. двора. Император вместе с патриархом участвовал в перенесении М. При имп. Константине VII Багрянородном (912-959) в К-поль была привезена из Антиохии десница Иоанна Предтечи, к-рая впосл. находилась в ц. Пресв. Богородицы Фаросской (месте хранения мн. реликвий и М.). Десницей освящали воду на праздник Крещения Господня, а также поставляли на царство императоров ( Const. Porphyr. De cerem. I 3); в этой церемонии рука, крестившая Христа, символически указывает на параллель между Христом и визант. императором ( Kalaverzou. 1997. P. 73). Реликварий с частицей десницы первомч. архид. Стефана в соборе св. Корнелия в г. Корнелимюнстере Реликварий с частицей десницы первомч. архид. Стефана в соборе св. Корнелия в г. Корнелимюнстере Одно из самых ранних сочинений, в к-ром ведется полемика с противником поклонения М. Вигилянцием , принадлежит блж. Иерониму Стридонскому († 419/20) - «Против Вигилянция». В дальнейшем мн. отцы Церкви обращались к вопросу о почитании М. В целом они трактовали благодатное действие М. и происходящие от них чудеса как напоминание о подвиге святого и призыв следовать его примеру, а также как продолжение тех благодеяний, которые святой совершал при жизни, т. е. в М. сохраняется благодать, дарованная святому при жизни. Один из самых известных примеров обращения к М. святого как к живому человеку - это чудо вмц. Евфимии Всехвальной . По сведениям агиографических источников, на Вселенском IV Соборе (Халкидонском, 451 г.) велись длительные прения относительно монофизитства. Поскольку ни одна из сторон не могла представить аргументы, способные окончательно убедить оппонентов, архиеп. К-польский свт. Анатолий предложил написать тезисы православного и монофизитского учений на 2 свитках и положить их в раку с мощами вмц. Евфимии. Когда на 4-й день после этого открыли раку, свиток с положениями монофизитской ереси находился в ногах святой, а свиток с изложением православных вероучительных определений она держала в руке и сама протянула его свт. Анатолию.

http://pravenc.ru/text/2564262.html

Ни в какой ризнице не было столько частиц св. мощей, как в Благовещенской, где 32 серебряных вызолоченных ковчега, на верхней крыше коих вычеканены рельефом лики Святых. Как они и прежде стояли в алтаре у горнего места, и описаны в Путеводителе к древностям Московским, ч. I. М. 1792 г.; то и теперь там же помещены в двух шкафах со стеклами. Сии части св. мощей получены Российскими Государями более из Греции, как показывают Греческие дела в Архиве Министерства иностранных дел. Так в 1556 году из Царьграда привез Царю от Патриарха Дионисия Митрополит Иоасаф Кизитский св. мощи Великомученика Георгия, Пантелеймона и Варнавы Апостола 27 . В 1591 году Патриарх Иеремия благословил Царя Феодора образом с памятниками страстей Христовых и мощами Св. Константина и Елены, ручную кость от локтя, да руку по локоть Св. Иакова. Десять серебряных ковчегов на св. мощи устроены Царем Борисом Годуновым. В 1627 г. Кирилл Патриарх Константинопольский прислал Царю Михаилу Феодоровичу св. мощи тезоименитого ему преподобного Михаила Малеина. С течением времени частиц св. мощей, привезенных от св. мест, столько умножилось в Благовещенском соборе, что, по предложению Царя Феодора Алексиевича, в 1681 году сделано было следующее соборное постановление 28 : «Св. Мощи Великого Пророка и Предтечи Крестителя Господня. Иоанна и протчих святых, которые от многих лет собраны и блюдомы в церкви Благовещения Богородицы, что у него великого Государя, на сенях, и единожды в год, в день спасительных страстей Господа Бога и Спаса нашего И. Христа, еже есть в великий пяток, приносится в великую соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы ко омовению, и тем освящается вода на просвещение и исцеление приемлющим с верою, и по омовении, относятся в прежнее место: и утеснения ради места, многие мощи полагаются небрегомо и бывают безо всякого призрения, о чем слышати странно. И сего ради он Великий Государь изволяет: те многоцелебные мощи, для лучшего устроения и почести, и на просвещение людей отдать в монастыри и в соборы и к приходским церквам в знатные места, где тех всех Святых, Богу угодивших, состроены церкви во имя их, каменным зданием, а которые мощи за тем останутся, и те потому ж устроить в особое место, Благочинным устроением и затвердить его Государскою печатью, чтобы всегда было цело и ненарушимо».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010