Чин омовения мощей в великий пяток изложен в книжке: «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в большом Успенском соборе» (Спб. 1795 г.). Он же находится и в Историческом описании Московского Успенского собора, составленном А. Левшиным (М. 1783 г.), в Патриарших выходах и том. под. По указаниям их, чин омовения св. мощей следующий: В великий пяток бывает благовест к царским часам и к выносу мощей в половине 9-го часа (пол три часа дни). Архиерей, прийдя в церковь и став на середине ея на орлеце, сотворив три поклона, осеняет руками на все стороны. Затем входит в алтарь, облачается там во все постное облачение (Чин свящ.), власти и священники только в ризы (Опис. соб.). В 1693 году, кроме патриарха, и архиереи во все облачались; а двое архимандритов, Чудова монастыря, да из Иерусалима, во всеж облачались, и Новоспаской, а прочие архимандриты и игумены в клобуки (Патр. выходы изд. Дубровским, стр. 38). В Москве, в Успенском соборе, архиерей, окадив св. мощи на престоле, раздает их властям и сам берет на главу крест царя Константина и выходит из алтаря царскими дверьми и ставит мощи на приготовленном среди церкви столе, и идут с крестами за св. мощами в Благовещенский собор (Опис. соб). Крестный ход, по числу носимых в нем икон, назначен не большой. Носятся образ Богородицы запрестольный, два креста хрустальные, 4 рипиды, 4 свечи ослопные (там же). Придя в ту церковь , где приготовлены мощи, архиерей знаменуется у св. икон и, взяв кадило, кадит мощи кругом, св. иконы и властей, и отдает св. мощи властям (Чин свящ.). В 1693 году патриарх подавал мощи святых архиереям, архимандритам, игуменам, протопопам, попам и диаконам (Патр. вых., стр. 38). По раздаянии их, сам берет то, что ему следует нести (Чин свящ.): в Московском Благовещенском соборе берет крест жемчужный (Опис. соб.), животворящее древо (Патр. вых. стр. 38) и несет на голове, поддерживаемый диаконами под руки. Другие диаконы кадят в два кадила. Над головою архиерея несут две рипиды (Чин свящ.); а другие две рипиды с крестами и две свечи пред архиереем, две пред крестами, и кресты несут впереди мощей (Опис. соб.), а посох и митру впереди архиерея (Чин свящ.). Шествие бывает при звоне (Опис. соб.). По приходе в соборную церковь в двери южные (Патр. вых., стр. 38), архиерей принимает св. мощи у властей и ставит на стол (Чин свящ.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Греции обретены мощи мученика, благоухавшие как в древние времена Эта версия новости отклонена модератором по причине: повтор http://drevo-info.ru/news/18106.html 02.12.2014 г. Кастория, 2 декабря 2014 г. Во время вечернего богослужения в деревню Хилиодендро (Касторийская митрополия) перенесли мощи малоизвестного мученика, священника Василия Карапаликиса, принявшего мученическую кончину в 1902 году от пули и топора, которым турки-мусульмане размозжили ему голову. Батюшка был широко известен своим благочестием, его почитали даже мусульмане. Но зависть к такой святой жизни возбудила ярость турок-завоевателей, которые убили его, пишет Romfea. Прошедшие 112 лет были наполнены чудесами и благодатной помощью жителям деревни. И вот святая Церковь, принимая во внимание все эти многочисленные факты, причислила мученика за веру к лику святых. Митрополит Кастории Серафим назначил на 27 ноября чин омовения честных мощей, которые, по свидетельству очевидцев, сильно благоухали во время совершения вечерни и чина омовения. Также вместе с владыкой Серафимом чин омовения совершили митрополит Сисанионский и Сиатистский Павел и митрополит Врисфенский Феоклит. В своем слове владыка Павел сказал о цене мученической крови, которая, пролившись за Христа, освятила это место. Остановился он и на вопросе кремации (напомним, что недавно Элладская Церковь постановила, что не будет отпевать людей, завещавших себя кремировать), сказав, что вот, перед нами святые мощи, и вы можете сами видеть, что тело человека — не утилитарный предмет для переработки, а храм Божий. Все, происходившее в этот вечер в деревне Хилиодендро, напомнило древние времена, когда христиане омывали кости мучеников и слагали их под престолы храмов. Митрополит тоже пожелал, чтобы мощи мученика находились за Святым Престолом храма. Перевел с греческого Константин Норкин Православие.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 10.12.2014 01:34:37 Последняя подтвержденная редакция: нет

http://drevo-info.ru/news/18146.html

При этом докладе были представлены на монаршее усмотрение подлинный акт освидетельствования всечестных останков отца Серафима и краткое описание случаев чудодейственной помощи его прибегавшим к его заступлению. На всеподданнейшем докладе об этом Святейшего Синода государь император в 26 день января сего года соизволил собственноручно начертать: «Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления». Выслушав эти всемилостивейшие слова, Святейший Синод по определению от 29 января 1903 года постановил поручить преосвященному Антонию, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому, совместно с преосвященными Тамбовским и Нижегородским совершить в 19 день июля текущего года торжественное открытие мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Святейший Синод возвещает о сем благочестивым сынам Православной Церкви, да купно с ним воздадут славу и благодарение Господу, тако изволившему, и да приимут сие явление нового заступника и чудотворца как новое небесное благословение на царствование августейшего монарха нашего, подъемлющего неусыпные труды ко благу православного народа русского и своей царской любовью и попечением объемлющего всех своих верноподданных всякого звания и состояния. Протоиерей Д. Троицкий Торжество 19-го июля 1903 года 29 января 1903 года Святейший Синод Российской Православной Церкви вынес свое решение: «Благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божией прославленных, а всечестные останки его – святыми мощами». Этим, собственно, актом и начинаются дни подготовительные к торжеству открытия мощей, совершить которое было поручено митрополиту Петербургскому Антонию, с сонмом особо назначенного духовенства. Митрополит Петербургский Антоний прибыл в Саров к 3 июля, и в этот день гроб с останками преподобного Серафима был перенесен с места его упокоения в больничную церковь преподобных Зосимы и Савватия, в алтаре которой и предположено было совершить омовение честных мощей о. Серафима. Надо заметить, что это перенесение не ускользнуло от взора скопившихся уже в Сарове богомольцев и произвело на всех глубокое впечатление. Гроб был установлен посредине храма. Митрополит Антоний, по неотступной просьбе усердствующих паломников, благословил допускать на некоторое время народ ко гробу преподобного. Затем гроб был внесен через северные двери в алтарь, и здесь было совершено омовение и переложение мощей в новый кипарисовый гроб. Участие в омовении принимали: архимандрит Серафим (Чичагов), ключарь Тамбовского кафедрального собора священник Т. Поспелов, иеромонах Саровский – благочинный монастыря, под личным руководством митрополита Антония, и в присутствии кн. Ширинского-Шихматова и кн. М. С. Путятина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

375 (л. 343) записано: «начинающи воду пити, глаголи се: се дастся вода и сила честнаго креста рабу Божию имярек на исцеление и на отдание грехов в жизнь вечную». В Соловецком служебнике 707 (л. 221, до 1503 г.) представлен еще один схожий чин, который почти во всем совпадает с вышеизложенным вариантом, однако в начале читается 22-й псалом 1010 . Особняком стоит чин из служебника конца XVI в., вложенного патриархом Иовом в храм своего родного села Селятино (ГИМ, Син. 360, л. 127) 1011 , поскольку здесь присутствует особая молитва перед освящением воды «Господи Боже наш, иже с бессмертным и безначальным Отцем...» и молитва по причащении воды «Слава неизреченной и неисследимой благости...», заимствованная из «Последования о причащении святой воды, иже великого священия на Богоявление, егда несть лесть причащатися животворящих Таин Плоти и Крови» 1012 . Также исключением является чин омовения мощей из служебника XVI в. (собрание РНБ МДА 83), поскольку здесь не только иное число стихир и их порядок, но и предусмотрены евангельское и апостольское чтения. Отличается и концовка последования: «посем омывают мощи святых и крест воду вложив свящав ю, разъемлют и пиют от нея и отпустив я с миром» 1013 . Характерным признаком описанного выше литургического варианта мы считаем большое число крестных и мученичных стихир, отсутствие песнопений в честь святых, чьи мощи омываются, и наличие двух молитв и двух ектений в составе чина. Еще один важный момент – присутствие в чине указаний на возможность замены мощей крестом. Как мы видим, второй вариант можно рассматривать как продолжение эволюционного ряда литургический изменений, начатого первым вариантом чина, определенными рубежами в эволюции которого стоит считать тексты из ГИМ Син. 344 и РНБ Соф. 1064. Именно такой результат литургической эволюции и получил закрепление на Руси в тексте печатных потребников. Итак, сравнительный анализ состава чина омовения мощей в различных кодексах способен привести нас к следующим умозаключениям. Наиболее древним и постоянным чином является южнославянский вариант с одной молитвой и песнопениями в честь избранных святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Греции обретены мощи мученика, благоухавшие как в древние времена (ВИДЕО И ФОТО) г. Кастория, 2 декабря 2014 г.      Во время вечернего богослужения в деревню Хилиодендро (Касторийская митрополия) перенесли мощи малоизвестного мученика, священника Василия Карапаликиса, принявшего мученическую кончину в 1902 году от пули и топора, которым турки-мусульмане размозжили ему голову. Батюшка был широко известен своим благочестием, его почитали даже мусульмане. Но зависть к такой святой жизни возбудила ярость турок-завоевателей, которые убили его, пишет Romfea. Прошедшие 112 лет были наполнены чудесами и благодатной помощью жителям деревни. И вот святая Церковь, принимая во внимание все эти многочисленные факты, причислила мученика за веру к лику святых. Мученическая кровь, пролившись за Христа, освятила это место Митрополит Кастории Серафим назначил на 27 ноября чин омовения честных мощей, которые, по свидетельству очевидцев, сильно благоухали во время совершения вечерни и чина омовения. Также вместе с владыкой Серафимом чин омовения совершили митрополит Сисанионский и Сиатистский Павел и митрополит Врисфенский Феоклит. В своем слове владыка Павел сказал о цене мученической крови, которая, пролившись за Христа, освятила это место. Остановился он и на вопросе кремации (напомним, что недавно Элладская Церковь постановила, что не будет отпевать людей, завещавших себя кремировать ),  сказав, что вот, перед нами святые мощи, и вы можете сами видеть, что тело человека — не утилитарный предмет для переработки, а храм Божий. Все, происходившее в этот вечер в деревне Хилиодендро, напомнило древние времена, когда христиане омывали кости мучеников и слагали их под престолы храмов. Митрополит тоже пожелал, чтобы мощи мученика находились за Святым Престолом храма. Рейтинг: 7.6 Голосов: 20 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/75578.html

Необходимо отметить, что славянский мир и Древня Русь несомненно были знакомы с обрядом омовения мощей, если понимать мощи в их широком смысле – как тела усопших вообще. В свое время, анализируя летописное сообщение 1044 г. о «крещении» костей князей Ярополка и Олега, мы попытались интерпретировать его как свидетельство существования на Руси восточно-христианского обряда посмертной эксгумации и омовения останков родостамной 1030 . О существовании такого обряда на Руси определенно свидетельствует и костница, исследованная археологически в 1989 г. в Антониевых пещерах Чернигова 1031 . Древнерусская переводная литература также знала понятие «омовение телес святых», возникшее, однако, из-за особенностей перевода, что, вместе с тем, представляется характерным. Так, в пандектах Антиоха XI в. существует рассказ об омовении патриархом Иерусалимским Модестом (614–628) святынь разоренного города: «Модест же преподобный приступль, вся телеса святых собрав, омы» 1032 . Однако в оригинале стоит «elousen» 1033 , что означает омовение не водой, а маслом, и отражает упомянутую выше восточно-христианскую практику почитания мощей. Новгородское происхождение списка ГИМ Син. 30, созданного в XI в. 1034 , признаваемое большинством исследователей, как и исключительная популярность Пандект на Руси, могли в какой-то степени способствовать происхождению чина омовения мощей. Не безынтересны и наблюдения академика В. В. Виноградова над фразеологией русского языка. Так, он ставит фразу «перемывать косточки» в первоначальную связь с обрядом «вторичного захоронения», известного в средневековье в Византии, а в Сербии и Хорватии вплоть до начала ХХв. 1035 Эксгумация совершалась через 3, 7 или 18 лет, после чего, если останки представляли собой кости, они омывались вином и водой. Если останки за это время не разложились, оставаясь «нетленными», то в местной традиции это считалось признаком нераскаянных грехов, покойник рассматривался как «заложный», и в могилу вбивался осиновый кол. Вместе с тем необходимо отметить, что на Руси в области литургики погребального обряда проявилось определенное отличие от Христианского Востока. В частности, это относится к отсутствию в древнерусских служебниках чина елеоосвящения над умершими, известного по греческим и сербским евхологиям XV–XVI вв. – см. Синайские рукописи 980, 981 (приписка Euchologion nekrosimon XVI в. в рукописи XIV в.), 995 (1481 г.), Святогробская библиотека 615 (1522 г.), библиотека Афонского монастыря Евсигмен 214 (XVI в.), евхологий Афонского монастыря Ксиропотаму, евхологий Афонского монастыря Кутулумусиу 358, – хотя параллельно с ним существовал обряд простого возлияния елея 1036 . О такой практике на греческой почве определенно свидетельствует свт. Симеон Солунский , который проводит четкое различие между обрядом елеоосвящения над умершими и простым возлиянием елея на одр, причем первый обряд, судя по всему, осуждался частью греческого духовенства 1037 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Переоблачение мощей святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца Переоблачение было решено совершить во время очередного осеннего пастырского совещания духовенства епархии, для того чтобы любой священнослужитель или гость совещания мог принять участие в этом чине, увидеть открытые святые мощи и приложиться к ним. 18 ноября, 2011 Переоблачение было решено совершить во время очередного осеннего пастырского совещания духовенства епархии, для того чтобы любой священнослужитель или гость совещания мог принять участие в этом чине, увидеть открытые святые мощи и приложиться к ним. 25 октября 2011 года в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радости состоялось омовение и переоблачение мощей иже во святых отца нашего Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца До этого мощи Владыки омывались и облачались всего один раз – в преддверии его прославления и перенесения мощей из усыпальницы в собор в 1994 г. Главным поводом к переоблачению послужило предложение тверского отделения движения «Православная молодежь» сшить для святителя новое облачение взамен старого. Старое облачение будет передано в сооружаемый этим движением в Твери храм в честь святителя Иоанна. Правящий архиерей Западно-Американской епархии Высокопреосвященнейший архиепископ Кирилл принял это предложение и дал свое благословение. Новое облачение для святителя Иоанна было сшито с большой любовью и вкусом в мастерских Свято-Елизаветинского монастыря в Минске. Насельницы и духовенство этой обители очень почитают владыку Иоанна и тоже намерены построить храм в его честь. Переоблачение было решено совершить во время очередного осеннего пастырского совещания духовенства епархии, для того чтобы любой священнослужитель или гость совещания мог принять участие в этом чине, увидеть открытые святые мощи и приложиться к ним. Необходимо заметить, что опыта переоблачения мощей у нас в Северной Америке практически нет, так как мощей здесь немного, в отличие от Греции и других православных стран, где мощи переоблачают, как правило, ежегодно. Например, стертые тапочки святителя Спиридона Тримифунтского.

http://pravmir.ru/pereoblachenie-moshhej...

Однако этот чин мог совершаться и в чрезвычайных обстоятельствах: для истребления «идолослужения» в Водской земли (грамоты архиепископов Макария и Феодосия 1534 и 1548 гг.) и при народных бедствиях (1522 г., вода святилась «с мощей чюдотворца Петра и Алексия» и отправлялась во Псков). Освященная таким образом вода посылалась в Свияжск во время Казанского похода в 1550 г. и в Новгород в 1557 г. 991 Характерно прошение жителей г. Карпова царю Алексею Михайловичу в 1648 г., где говорилось: «вода в Карпове нездоровая, животворящего креста с мощами святых нет, вод священие бывает крестом Христовым без мощей» 992 . Просьба горожан была уважена, и царь повелел освящать для них воду крестом с мощами, который в 1647 г. был послан в соседний город Хотьмышское. В 1649 г. царь сам отправил в Курск святые мощи именно для освящения воды. В 1670 г. вода со святых мощей использовалась для окропления полей Саввино- Строжевского монастыря. После приведенных сведений протоиерей К. Никольский обращает внимание на существующие в требниках чины омовения мощей, имеющие различные названия: «Чин омыти мощи святых потребы ради, яже есть лепо» (ГИМ, Син. 344, нач. XV в.), «Чин омыти мощи святых или како воду с креста пити» (ГИМ, Син. 350, XV в.; Син. 356, XVI в.; Син. 360, XVI в.) и «Чин омыти мощи святых или с креста воду пити» (ГИМ, Син. 375, XV в.). Состав различных чинов К. Никольским подробно не анализируется, лишь отмечается разница или сходство в порядке и количестве стихир, наличии двух или одной молитв и расположении ектений. Указывая, что чин с похожим названием есть в югославянских служебниках 1538 и 1570 гг., отпечатанных в Венеции, он почти не затрагивает вопрос о различиях между югославянскими и русскими текстами, которые, на наш взгляд, представляются весьма существенными. К. Никольский делает попытку определить, какой из существовавших тогда чинов освящения воды употреблялся при омовении мощей в Великий Пяток. Собственно, вопрос о том, что в этот день вода предварительно освящалась, ни у кого не вызывал сомнения. Однако свидетельство некоторых рукописей порождало определенные разночтения. Обычно считалось, что вода освящалась «августовским» или малым священием. Однако, ссылаясь на практику 1630 и 1668 гг., К. Никольский определенно полагал, что вместо «августовского» совершался чин «еже мощи омыти», который, по его мнению, и употреблялся повсеместно в Великий пяток 993 . Любопытно, что увлеченный идей освящения воды посредством святых мощей как оригинальным русским чином, К. Никольский упоминает свидетельства Стоглава и Домостроя об освящении воды одним крестом, водой с которого уже и омываются мощи. Однако он никак не комментирует явное противоречие литургической практики соборному определению, даже высказывая в одном месте мысль, что на самом деле в соборном вопрошании речь идет о нескольких крестах, которыми и должно освящать воду 994 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 января 1833 года прп. Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Таин, после чего благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся». 2 января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келлии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходившей из келлии преподобного. В келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром». Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери Умиление со сложенными крестообразно руками, с медным Распятием, но уже бездыханный. Желая дать возможность почитателям проститься с преподобным, лежащим уже во гробе, восемь суток оставляли почившего непогребенным. Он лежал в Успенском соборе, и в это время ко гробу его стекались тысячи жителей из окрестных мест и соседних губерний. В 1891 году над гробницей преподобного была выстроена часовня. У раки с его святыми мощами совершались многочисленные знамения и исцеления. 29 января 1903 года Святейший Синод Российской Православной Церкви вынес свое решение: «Благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божией прославленных, а всечестные останки его — святыми мощами». Этим собственно актом и начинаются дни подготовительные к торжеству открытия мощей, совершить которое было поручено митрополиту Петербургскому Антонию с сонмом особо назначенного духовенства. Митрополит Петербургский Антоний прибыл в Саров к 3 июлю, и в этот день гроб с останками прп. Серафима был перенесен с места его упокоения в больничную церковь свв. Зосимы и Савватия, в алтаре которой и предположено было совершить омовение честных мощей о. Серафима. Это перенесение не ускользнуло от взора скопившихся уже в Сарове богомольцев и произвело на всех глубокое впечатление. Гроб был установлен посредине храма. Митрополит Антоний по неотступной просьбе усердствующих паломников благословил допускать на некоторое время народ ко гробу преподобного. Затем гроб был внесен через северные двери в алтарь и здесь было совершено омовение и переложение мощей в новый кипарисовый гроб. Участие в омовении принимали: архимандрит Серафим (Чичагов), ключарь Тамбовского кафедрального собора священник Т. Поспелов, иеромонах саровский — благочинный монастыря, под личным руководством митрополита Антония.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

—67— 1863 г. Но ночью под Великий пяток простуда моя до того усилилась, что я послал доложить его преосвященству, что я не только ехать в собор к какому бы то ни было Богослужению, но и в свою монастырскую церковь выйти не могу… Омовение мощей, из-за которого у нас происходило пререкание, совершалось таким образом: В Великий пяток утром, архиерей, пришед в Успенский собор, облачается во время благовеста, в алтаре, во все священные одежды. За тем, приняв кадило и, окадив части святых мощей, расположенные на престоле, раздает их властям, а сам берет на главу крест царя Константина и вышедши из алтаря, полагает крест, а также и мощи на уготованном среди церкви столе. Потом архиерей и прочие власти идут с крестами при колокольном звоне, Благовещенский собор, где на столе положены в серебряных ковчегах мощи разных святых, принесенные в древние времена благочестивым русским Царям с востока греческими иерархами в благословение. Окадив окрест стола св. мощи, архиерей раздает их властям и священникам и идут с ними в Успенский собор и полагают их на уготованные там стол вместе с упомянутой выше святыней. – Затем начинаются часы Великого пятка, и по окончании их, совершается малое освящение воды. После отпуска, архиерей омывает губою, напоенною св. водою все части мощей, лежащие на столе, и потом мощи святителей Московских, почивающие в раках. – По окончании всего, части мощей, принесенные из Благовещенского собора, возвращаются назад с такою же процессией, с какой принесены были в Успенский собор. 29-го ч. писал мне ректор М. академии прот. А.В. Горский: «Прошу милостивого дозволения воспользоваться приглашением вашим на праздник, в Петровский монастырь. Полагаю выехать отсюда в светлый день после вечерни, чтобы таким образом поздравить вас еще в первый день праздника, а на утро представиться с поздравлением к великому святителю. К тому не многоглаголю, но только прошу вашего святительского благословения». —68— 1863 г. 31-е число – день Светлого Христова воскресения. Простудная болезнь едва не лишила меня утешения быть в столь торжественный день в храме Божием. Но благодаря энергическим мерам, принятым против этой болезни искусным врачом В.И. Рахмнановым, я мог, хотя и не без труда, доехать до Саввиинского подворья и там в теплой домовой церкви совершить утреню и литургию. При этом имел утешение поздравить доброго хозяина Саввинского подворья преосвящ. Леонида не только с светлым праздником, но и с монаршею наградою (он получил орден св. Анны 1-й степени). Поздравить же лично с праздником высокопр. митрополита не имел возможности, – ограничился письменным приветствием его высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010