«Вера ослабла, надежда оскудела» 803 , писал в предисловии к своей книге «Новый Мартиролог» Никодим Святогорец , однако в людях ещё теплились «остатки пребывающей бодрости духа» 804 . Именно поэтому важным элементом своей концепции православные просветители сделали моральную подготовку соотечественников к освобождению от иноземного ига. Традиционалисты приводили примеры из жизни новомучеников и святых, цитировали отцов Церкви и греческих философов. Всё это было направлено на то, чтобы вернуть соотечественникам национальную гордость: «Монахи могли с подозрением относиться к языческой учёности и к попыткам возродить изучение философии; но каждый, кто называл себя греком, независимо от своей действительной национальной принадлежности, гордился сознанием, что принадлежит к тому же народу, к которому принадлежали Гомер, Платон и Аристотель, а также отцы Восточной Церкви. Эта вера в греческий гений сохраняла надежду в людях, а без надежды мало какие установления могут выжить» 805 . Основное внимание православные просветители уделяли «областям, превосходнейшим числом турков обитаемых... где единоверцы... раболепствуют охотно, меняя вольность на некий мнимый покой в недрах вечного рабства» 806 . После неудачи ряда вооружённых восстаний многие опустили руки, посчитав, что освобождение недостижимо. В этом контексте особое значение приобрели проповеди Космы Этолийского , не случайно их рукописные списки разошлись по всей Греции. В свою очередь, чтение его пророчеств «стало любимым чтением греков» 807 . Эти тексты несли в себе веру в скорое освобождение 808 . Собственные усилия, строительство школ, распространение грамотности в сочетании с верой в Бога должны были скоро и непременно принести «желаемое» освобождение. Как видим, основу общественно-политической концепции традиционалистов составили «истинная вера, настоящее образование» 809 . Тем не менее, их роль в возрождении народного единства нельзя свести лишь к этим двум, пусть и чрезвычайно важным, элементам. Они озаботились не только о духовном спасении своей паствы, но и старались помочь ей гармонично устроить жизнь на земле. Показательно, что учение Космы сыграло весьма важную роль даже в возрождении сельского хозяйства и воссоздании греческой экономики – проповедник давал местным жителям советы по уходу за плодовыми деревьями, первым рассказал о необходимости прививать деревья, и это, естественно, не замедлило сказаться на росте урожаев 810 . Забота Макария Нотараса о своей пастве приняла ещё более широкий характер: «Он помогал купить животное, построить дом, корабль, выдать замуж дочь, расплатиться с долгами. Некоторые, особо нуждающиеся, даже получали у святителя ежемесячную помощь» 811 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

(11) Некоторые из моих товарищей считают: эта речь среди моих речей то же, что среди Демосфеновых υπερ Κτησιφωντος 807 ; так ли это, тебе судить всего легче: ты все их держишь в памяти и можешь сравнивать с той, читая эту одну. Будь здоров. 34 Плиний Максиму 808 привет. Ты правильно сделал, пообещав гладиаторские игры нашим веронцам: они тебя с давних пор любят и уважают. Оттуда взял ты свою дорогую и прекрасную жену. Почтить ее память следовало или каким-либо сооружением или зрелищем, лучше всего этим, самым подходящим для поминок 809 . (2) А затем, тебя о нем просили так единодушно, что отказать было бы жестокостью, а не свидетельством твердости твоих убеждений. И как хорошо, что ты в устройстве этих игр был так непринужденно щедр: в этом сказывается большая душа. (3) Желаю, чтобы африканские звери 810 , во множестве тобой закупленные, прибыли к назначенному дню. Если, однако, их задержит непогода, ты заслужил за них благодарность, ибо не от тебя зависело, выпустить их или нет. Будь здоров. Книга VII 1 Плиний Гемину 811 привет. (1) Меня страшит твое упорное недомогание, и хотя я знаю, как ты воздержан, но я боюсь, как бы оно не повлияло также на твой образ жизни. (2) Поэтому я уговариваю тебя терпеливо сопротивляться: это похвально, это спасительно. Мои советы вполне приемлемы для человеческой природы. (3) Сам я, по крайней мере, будучи здоров, обычно говорю своим так: «Если со мной приключится болезнь, то, надеюсь, я не пожелаю ничего, что влечет за собой стыд или раскаяние; если же болезнь возьмет верх, объявляю вам: не смейте мне ничего давать без разрешения врачей и знайте, что, если дадите, я накажу вас так, как другие люди обычно наказывают за отказ в послушании». (4) Однажды в жару жесточайшей лихорадки 812 , когда я, наконец, пришел в себя, меня умастили, и врач дал мне напиток, я протянул ему руку, велел ощупать ее 813 и вернул бокал, уже прикоснувшийся к губам. (5) Потом, когда на двадцатый день болезни меня стали готовить к бане, увидя вдруг, что врачи мнутся, я спросил их, в чем дело.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Файл : Филипповская пустынь Соловецкого монастыря 6.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 600 × 450 (179 Кб) Филипповская пустынь Соловецкого монастыря Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры FUJIFILM Модель камеры FinePix AX230 Время экспозиции 1/80 с (0,0125) Число диафрагмы f/4,1 Светочувствительность ISO 200 Оригинальные дата и время 15:38, 12 августа 2012 Фокусное расстояние 8,5 мм Владелец авторского права Ширина 600 пикс. Высота 450 пикс. Глубина цвета Цветовая модель RGB Ориентация кадра Нормальная Количество цветовых компонентов 3 Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop 21.0 (Windows) Дата и время изменения файла 23:49, 3 августа 2021 Порядок размещения компонент Y и C Центрированный Программа экспозиции Пейзажный режим (для пейзажных снимков, с фоном в фокусе) Версия Exif 2.2 Дата и время оцифровки 15:38, 12 августа 2012 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 4 Выдержка в APEX 6,3 Диафрагма в APEX 4,07 Яркость в APEX 4,39 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 3,7 APEX (f/3,61) Режим замера экспозиции Матричный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Доли секунд времени изменения файла 810 Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Разрешение по X в фокальной плоскости 6992 Разрешение по Y в фокальной плоскости 6992 Единица измерения разрешения в фокальной плоскости 3 Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Тип сцены при съёмке Ландшафт Резкость Нормальная Расстояние до объекта съёмки Неизвестно Дата последнего изменения метаданных 02:49, 4 августа 2021 Уникальный идентификатор исходного документа BDE1E3F9DBD6B1591A8DAFE7E643F1C3 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Филипповс...

185 См. «История министерства внутр. дел». Варадинова, кн. VIII, где находится полное указание этих сочинений. 187 Мы видели крайнюю несостоятельность нашей древней противораскольнической полемической литературы. Между тем, в своем предисловии к «наставлению правильно состязаться с раскольниками» (1815 г.) еп. рязанский Симон считает нужным доказывать пользу этого издания, в виду могущих появиться возражений, что якобы «довольно уже книг печатанных вышло в свет и повествовательных и обличительных против раскольников, из которых можно узнать их суемудрие и обличать оное». Справедливость такого возражения, повидимому разделяет и сам издатель, так как далее не показывает несостоятельности такого воззрения и необходимость своей книги объясняет ея частным назначением. 191 О. Павел сообщает интересный рассказ о посещении его известным агентом революционной русской партии, жившей за границей – Кельсиевым. На его одушевлённые речи о. Павел спокойно отвечал, что старообрядцы, как люди русские по крови и по духу, глубоко преданы своему царю и существующему порядку управления. Всякие невзгоды и лишения они принимают, как испытание Неба и единственным средством против этого признают терпение. По уходе Кельсиева, присутствовавшие при этом собеседовании старообрядцы перекрестились, будучи уверены, что видели слугу антихриста. 192 Не упоминаем о них, потому что в истории нашей противораскольничьей борьбе они не имели особого значения. Библиографическая заметка о них И. Ф. Нильского в Христ. Чтении 64 г. Декабрь «Новые издания по расколу». 196 Странн. 65 г. Июль стр. 26, тамб. еп. вед. 62 г. стр. 437; Руков. для сельск. п. 67 г., т. 2, стр. 295. 197 Рук. для сельск. паст. 62 г. т. 3, стр. 578, 581. Чрезвычайно типическую заметку в этом отношении передаёт О. Твердынский. «Мы, отец» говорил ему один раскольник-начетчик , «знаем, что чтение книг божественных дело хорошое и полезное, да вся беда в том, что в книгах у нас с вами большая разница; принеси ты нам теперь каких хочешь, да коли они напечатаны после Патриарха Осипа, так нам их и даром не надо; ты хоть разчитайся, мы их и слушать не будем». (Христ. Чтен. 76 г. ч. I, стр. 810).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

...На втором году своего царствования 809 [император] 810 вознамерился предпринять поход против росов. Щедрость [помогла ему] набрать воинов; военачальниками были назначены мужи, прославленные рассудительностью и военной опытностью. Император позаботился и о всем необходимом, чтобы войско не терпело ни в чем недостатка; снарядить поход было поручено Льву, который был в то время друнгарием флота 811 , а после этого протовестиарием 812 . Лев привел в порядок старые корабли снарядил новые и приготовил внушительный флот. Наступила весна; все обстояло прекрасно, и [император], вознеся молитвы к богу, оставил гражданам предписания и покинул столицу. Когда он прибыл к Редесту, ему повстречались два посланца скифов, которые под видом посольства прибыли для того, чтобы разведать силы ромеев. Когда они стали упрекать ромеев, утверждая, что терпят несправедливость, император повелел, отлично понимая причину их прибытия, чтобы они обошли весь лагерь, осмотрели ряды воинов, а после обхода и осмотра отправились назад и рассказали своему вождю, в каком прекрасном порядке и с каким послушным войском идет против них войною император ромеев. Отпустив таким образом послов, сам он выступил вслед за ними, имея около пяти тысяч пехотинцев облегченного вооружения и четыре тысячи всадников. Всему остальному множеству воинов было приказано медленно следовать за ним во главе с паракимоменом Василием. Перейдя через Гем, император внезапно вступил во враждебную страну и разбил лагерь поблизости от города Великой Преславы, где находился дворец болгарских царей. Эта неожиданность изумила скифов и повергла их в отчаяние. Калокир, зачинщик и виновник всех происшедших бедствий, который случайно здесь находился, услышав звук трубы, понял, что сам император прибыл и будет лично руководить войной. Втайне покинул он город и ускользнул в лагерь росов. Увидев его и узнав о прибытии императора, росы пришли в немалое замешательство. Но Свендослав приободрил их подходящими к таким обстоятельствам словами, и они, укрепившись духом, приблизились к ромеям и разбили лагерь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особенно рельефно оттенены все формулированные нами мысли Св. Иринеем Л. Вот основные пункты воззрений Св. Отца по данному вопросу. Бог дает свое общение только тем, которые Его любят и в духе этой любви устрояют всю свою жизнь. Но общение с Богом дает человеку жизнь, просвещение и наслаждение всеми благами, какие заключены в Нем. Тех же, которые по своему собственному произволению отступают от Бога ( ’σοι φι’στανται κατ τν γνω’μην ατν τοΘεου), Он подвергает отлучению от Себя, которое сами они избрали ( του’τις π αυ’το χορισμν πα’γει). Разлучение же с божественною жизнью есть не что иное, как смерть ( θα’νατος); как отчуждение от Божественного света, оно тьма ( σκτος) и вообще отчуждение от Бога есть лишение всех благ, какие есть у Него ( ποβολ πα’ντων τν πα αυ’το γαθν). Поэтому те, которые через свое отступление от Бога утратили все действительные блага, как лишенные их, оказываются ( καταγι’γνονται) во всяком мучении не потому, чтобы Бог Сам по Себе наперед подвергал их наказанию, но наказание постигает их, вследствие именно лишения всех благ. Это можно пояснить примером. Сами себя ослепившие или ослепленные лишены наслаждения видеть свет не потому, чтобы свет наказывал их слепотою, но самая слепота доставляет им несчастие. Блага же Божии вечны и бесконечны, а потому и лишение их вечно и бесконечно 809 . Бог, зная наперед все, приготовил соответствующие обиталища для тех и других (utrisque aptas praeparavit habitationes), – тем, которые искали света нетление и обратились к нему (et ad id recurrunt) милостиво сообщая этот желаемый ими свет; для тех же, которые от этого света бегут и отвращаются, как бы сами ослепляют себя, Он приготовил тьму (praeparavit tenebras), соответствующую характеру тех существ, которые противятся свету. Те, кто избегают света, по справедливости обитают во тьме. Следовательно, те, которые удаляют себя от вечного света Божия, сами служат причиной своего нахождения в вечной тьме, т. е. лишение всех благ богообщения, сами являются причиной такого жилища (sibi metipsis causa hujusmodi habitationis facti) 810 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Montaut (Op. cit. p. 137–141) замечает, что чистота скорби Григория Б. гарантирует справедливость его слов. Бенуа (Op. cit. II p. 184) идет дальше и как на веский довод указывает на argumentum e silentio. Григорий Б. изливал свою желчь, а его противники молчали, не оправдывались и тем самым как бы санкционировали справедливость его упреков. Аргумент e silentio, по-видимому, столь убедительный, а на самом деле – очень шаткий и обоюдоострый, потому что всякий может объяснить молчание по-своему. Пользуясь тем же аргументом, легко сделать предположение, что, быть может, прозорливая осторожность руководила Отцами Собора, которые, не отвечая на нападки Григория Б., просто не хотели личному делу Григория Б. придавать общецерковного значения. Гиббон (Op. cit. t. III, стр. 234–235), считая справедливой характеристику Собора, как она дана Григорием Б., стоит еще на более шаткой почве. “Иной, – говорит он, – мог бы подумать, что это неблагоприятное изображение церковнаго собора нарисовано пристрастною рукою какого-нибудь упорнаго еретика или какого-нибудь зложелательнаго неверующаго. Но ....... это был один из самых благочестивых и самых красноречивых епископов того времени; ....... это был сам Григорий Назианзин . Тот факт, – заключает свою тираду Гиббон, – что с ним обошлись грубо и неблагородно, нисколько не ослабляет доверия к его свидетельству, а напротив того еще с большею ясностью доказывает, каков был дух соборных совещаний”. Последний аргумент Гиббона именно ослабляет доверие к свидетельству Григория Б. Он красноречиво говорит, что Григорий Б. писал не как объективный наблюдатель, а как лицо, заинтересованное в направлении соборных дел и потерпевшее от того же Собора. Отсюда, так или иначе он должен был оценивать все под углом своих воззрений. 810 В данном случае нам выгодно отметить именно эту привычку у пастырей, хотя последняя широко входила в содержание тогдашней жизни: спорами увлекались все – и мужчины, и женщины. В творениях Григория Б. и Григория Нисского можно найти достаточный материал по этому вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Создается впечатление, что ни в одной развитой стране мира нет ныне такой, нацеленной на моральную и физическую деградацию народа, «свободы» пропаганды пороков. На большинстве каналов ТВ, негосударственных радиостанциях, на улицах наших городов, заполненных безнравственной рекламой и бесконечными желтыми изданиями, царит и навязывается идеология «пива и зрелищ!», причем зрелища – это или всевозможные сексуальные фантазмы, или жестокость по принципу боев без правил. Подобная «идеология» и «пропаганда», подобный моральный климат в стране по всем социологическим и психологическим законам может способствовать только преступности, наркомании, СПИДу и, в конечном счете, повышению смертности, что теоретически и экспериментально доказано такими мыслителями и учеными XX века как А .Швейцер, П. Сорокин, В. Франкл, Э. Фромм, Л. Гумилев, А. Бандура, Д. Майерс, Д. Зиллман и многие другие. Кроме того, и само государство очень странно поощряет рождаемость. В 2003 году в Петербурге пособие на первого ребенка в семье в месяц составляло 1158 рублей, на второго – 1505, а на третьего и последующих детей (как раз и обеспечивающих воспроизведение населения) – только 810 рублей. Про федеральные дотации в 70 рублей (для матерей-одиночек 140 руб.) на ребенка в семьях со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума просто стыдно говорить и писать. Про жилищную проблему как одну из главных проблем молодой семьи, про стоимость жилища и всевозможные кредиты, с ним связанные, также сказать ничего позитивного просто невозможно. В том же Петербурге 1 кв. метр жилья в самом захудалом доме стоит уже более тысячи долларов. Жилищная проблема в нашей стране, потенциально самой богатой в мире, на самом деле тоже является проблемой нравственной. Не случайно, что молодые люди (62%, по данным опроса НИИКСИ СПбГУ) считают, что главной бедой России является нехватка в её руководстве честных людей. Самое удивительное, что, несмотря на всю эту нездоровую нравственную атмосферу, большинство молодых людей все-таки продолжают исповедовать здоровые ценности.

http://sedmitza.ru/lib/text/429835/

д) Совета Императорской Казанской «Духовной Академии, от 16 октября за 2349, с препровождением на трехмесячный срок для научных занятий проф. стипендиата А. Ремезова, книг; Kübel., Geschichte des katholischen Modernismus, Tübingen, и 2) Dorholt., Ueber die Entwicklung des Dogma. е) Канцелярии Комитета Попечительства о трудовой помощи, от 30 октября за 5516, с препровождением, для занятий студента IV курса С. Пятикрестовского, следующих книг: Андреев, И.–Филантропы и нищие. 2) Георгиевский Д. – Призрение бедных и благотворительность. СПБ. 1894; —562— 3) Григорович, Д. – Акробаты благотворительности. СПБ. 1888. 4) Кудрявцев, А. – Сравнительный очерк разных видов христианской благотворительности. СПБ. 1899:5) Лабутин – Характеры христианской благотворительности: 6) Линев, Д. – Причины русского нищенства. СПБ. 1891:7) Обнинский П. – Чего недостает нашей благотворительности. М. 1899; 8) Сахаров. П. – Наша благотворительность. М. 1895 и 9) Цвет С. – Прогресс и бедность по Генри Джоржу. СПБ. 1884. Справка: Все вышеозначенные книги и рукописи, немед­ленно по получении, сданы были для хранения и пользования ими в фундаментальную академическую библиотеку. Определили: Принять к сведению. XVII. Представление Библиотечной Комиссии, от 31 октября за 1154: «На основании § 215 академического устава Библиотечная Комиссия имеет честь просить Совет Академии о разрешении выписать для академической библиотеки издания, значащиеся в прилагаемых при сем заявлениях академических преподавателей за 765, 770 и 780 (Инспектора Академии, Проф. Архим. Иллариона), 776 (Проф. С.И. Соболевского), 762 и 1214 (Проф. С.С. Глаголева ), 1561 (Проф. А.А. Спасского), 1097 (Проф. М.М. Тареева ), 771 (Проф. М. М. Богословского ), 933, 937 и 938 (Проф. П.П. Соколова), 935 (Проф. С.И. Смирнова ), 754, 758, 764 и 769 (Проф. Д.П. Введенского), 766, 768, 779, 936 и 1129 (Проф. А.П. Орлова), 761, 763, 809, 810 и 931 (Проф. Свящ. Д. В. Рождественского ), 1204 (Доцента Н.В. Лысогорского), 772 (Доцента Н.Л. Туницкого). 767 и 774 (Доцента Свящ. И.В. Гумилевского), 799 (и. д. доцента О.М. Россейкина), 755 и 759 (и. д. доцента В.П. Виноградова ), 756 (и. д. доцента Свящ. И.М. Смирнова), 726 и 727 (и. д. доцента Н.Д. Протасова ), 699, 700, 703, 704 и 705 (и. д. доцента иеромонаха Варфоломея), 777 (Лектора Свящ. Н.А. Преображенского) и 778 (Лектора. Г.Я. Томсона)».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мы, когда веруем от всей души, всесокрушенно каемся, зачиная в сердцах своих Бога Слово, как Дева, имеем и мы души свои девственными и чистыми. И как Пресвятую Деву не опалил огонь Божества, так как Она была пренепорочна, так и нас не опаляет Он, когда имеем сердца свои чистыми и непорочными, но бывает в нас небесною росою, источником воды живой, потоком Жизни Вечной (57,395). ПЯТНИЦА. Мф. Зач. 50. (13,4–9) О ЧТЕНИИ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ Прекрасно иметь ум, отверстый всегда для Божия слова; чрез сие приобретается ведение небесных законов (11,362). Тайное поучение в чтении (Писания) есть дом души, недоступный для врагов, столп неподвижный, пристанище тихое и безмятежное, верно спасающее душу (31,219). Возлюбленный мой, будь как пчела и из Божественного Писания собери себе богатство и некрадомое сокровище и предпошли оное в небо (22,103). Как путнику во время жара дорога чаша холодной воды, так слово Божие орошает душу (22,137). Что сладкий мед устам человека, то словеса Божий душе, боящейся Господа (22,210). Как труба звуком своим во время брани и в юных борцах возбуждает готовность идти на сопротивника, так Божие Писание возбуждает ревность к добру и укрепляет тебя в борьбе со страстями (24,95) Чтение Божественного Писания приводит в собранность ум и дарует ведение о Боге (24,96). Великая мрежа учения Твоего, Господи, распростерта на все множество людей. Мытарям и блудницам поставлена сеть, уловляющая в Небесное Царство (25,137). Прилежно читай Писание, потому что в нем научишься мудрости, удаляйся же чревоугодия, чтобы не утратить тебе всего, что было тобою приобретено (25,354). Не возносись в сердце твоем разумением Писания, дабы не впасть в дух хулы (31,8). Если не возлюбишь блаженных и подлинно Божественных словес Писания, то уподобишься скотам несмысленным и бессловесным (46,14). Как из желания поддержать жизнь обыкновенно едим, пьем, говорим, слушаем, так и к чтению словес Божиих должны мы прилепляться сердцем, не зная в этом сытости (46,15). Мы, волнующиеся как бы среди моря и впадающие во множество грехов, всегда нуждаемся в постоянном утешении от Писания (32,810).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010