11 Святой апостол Андрей Первозванный – один из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Первозванный – призванный на служение одним из первых, вместе с Пет ром, согласно христианскому преданию, ему выпал жребий проповедовать в Скифских пределах, на нынешней территории России. 12 Патриарх Фотий – (около 810–890-е гг.), константинопольский патриарх в 858–867, а затем в 877–866 гг. Один из самых просвещенных людей своего времени, автор множества трудов, в том числе составитель Мириобиблиона, или Библиотеки, – это своеобразные аннотации 280 различных сочинений. Он был инициатором укрепления христианства в Болгарии, в Моравии и на Руси. Естественно, что он не мог быть современником князя Владимира. 13 Первым русским митрополитом был Феофилакт, как об этом говорят исторические источники. Он был переведен на Русь из византийской провинции Армения. Вторая византийским императором Василием II (985–1025). Согласно традиции, идущей с XVI в., первым русским митрополитом был некий Михаил. Источник этой легенды – церковный устав, приписываемый Владимиру I, который восходит к XII-XIII вв. Согласно этому памятнику, Михаил является современником Владимира и Константинопольского патриарха Фотия. Отсюда был сделан вывод, что Михаил и был тем самым епископом, которого послал Фотий на Русь в 867 г. «Появление имени Михаила в церковном уставе объясняется тем, что в «Повести временных лет» под 988 г. находится наставление о вере, якобы преподанное новокрещеному Владимиру. Оно представляет собой не что иное, как сокращенный перевод Символа веры , составленного в первой половине IX в. Михаилом Синкеллом. Составители церковного устава восприняли это «наставление» как написанное ради Владимира и, таким образом, заключили, что автор Символа веры был и первым русским митрополитом» (Щапов Я. Н. Государство и церковь в Древней Руси X-XIII веков. М., 1989. С. 192). 14 Речь идет о бабке князя Владимира – Ольге, которая, согласно преданию, приняла крещение в Константинополе. Она вернулась на Русь в сопровождении священника. Естественно, что уже во время ее правления на Руси были построены первые русские храмы, в которых совершалась служба и происходили крещения новообращенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сопротивление восставших было сломлено взятием крепости Масада (73). 568 Павел (евр. Саул, Савл) – в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском г. Таре (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. Первоначально ревностный гонитель христиан, Павел, испытавший чудесное видение на пути в Дамаск, принимает крещение и становится истовым проповедником христианства среди язычников («апостол язычников»). По наущению иудеев, в Иерусалиме Павел был пленен римлянами и отправлен в Рим, где, согласно преданию, казнен около 65 г. (время гонений Нерона на христиан) вместе с апостолом Петром. За чрезвычайные миссионерско-богословские заслуги перед христианством в становлении его как мировой религии, Павел, не входивший в число двенадцати апостолов, почитается как первопрестольный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий, включенных в Новый Завет. 570 Иустин Философ и Мученик (ок. 100 – ок. 166) – один из первых христианских писателей-апологетов, отец Церкви; казнен в Риме, где руководил христианской школой. Автор двух апологий в защиту христиан (150 и 162) и философско-богословского «Разговора с Трифоном иудеем»; попытался использовать наследие греческой философии для раскрытия христианского вероучения. 572 Синоптики (от греч. συνοπτικς – способный все обозреть) – авторы трех первых Евангелий (ап. Матфей, Марк и Лука), просто фиксирующие происходящие события, в отличие от Евангелия от Иоанна, где сделана попытка выразить духовный смысл истории Иисуса Христа. 573 Иосиф Флавий (Josephus Flavius) (37 – после 100) – древнееврейский историк. Изменил восставшим и сдался римлянам во время Иудейской войны против Рима. Автор «Иудейской войны» (с проримских позиций), «Иудейских древностей» (апологетика иудеев), «Жизни» (автобиография с попыткой самооправдания в измене) и др. 575 Фотий (ок. 810 или ок. 820890-е гг.) – патриарх Константинополя в 858–867 гг., 877–886 гг.; способствовал распространению влияния византийской Церкви в славянских землях (в Болгарии, Моравии), что привело к конфликту с папством; знаток античной литературы, составитель «Мириобиблиона», автор богословских сочинений, писем.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Сеич А. С. (А. А. Панов), автор известной Чехову статьи «Ссылка на остров Сахалин» – 134, 135, 798, 829, 843, 858, 893 Селиванов, смотритель Александровской тюрьмы, убит ссыльнокаторжным Васильевым, хлебопеком, за жестокое обращение (1883 г.) – 163, 294, 305, 497, 838, 870, 872 Семенов Василий (р. 1850), вольный колонизатор, мещанин – 215, 547, 853 Семенов Яков Лазаревич, владивостокский торговец скотом и морской капустой, автор сообщения о морской капусте, опубл. в газ. «Владивосток» – 183, 291, 517, 636, 842, 869, 892 Серебряков Григорий Иванович (р. 1815), поселенец Поро-ан-Томари – 195, 529 Сибиряков Александр Михайлович (1849–1893), судовладелец, исследователь морского торгового пути из Европы в Сибирь – 35, 772, 773 Сивокобылка Яков Андреевич (р. 1841), крестьянин из ссыльных, женат на гилячке (р. 1857); сын Григорий (р. 1879) – 157, 265, 488, 599, 600, 708 Сизов, поселенец Верхнего Армудана, картежник – 147, 148 Сизова Авдотья Прохоровна (р. 1840), поселка Рыковского – 157, 488, 713 Сименс, фокусник, гастролировавший на Дальнем Востоке в конце 1880-х годов – 42, 802 о. Симеон Казанский (поп Семен), священник анивской, корсаковской церквей в 1870-х гг., «легендарная личность» – 206, 301, 302, 309, 539, 645, 646, 654, 850, 851, 871, 874 Синельников Николай Петрович (1805–1894), генерал-губернатор Восточной Сибири (1872–1876), сменивший М. С. Корсакова (1869–1872) – 97, 215, 819 Синцовский, врач, автор известной Чехову корреспонденции – 310, 357–358, 890 Скальковский Константин Аполлонович (1843–1905), горный инженер, автор известного Чехову исследования – 51, 135, 389, 747, 802, 805, 806, 810, 830, 831, 868, 888 Скобелев Михаил Дмитриевич (1843–1882), русский генерал, приобрел особую известность в период русско-турецкой войны 70-х гг. – 14, 767 Скорин, поселенец Второго Аркова, умер с голода в 1890 г. – 123, 124, 451, 452 Слепушкин, подполковник, нач. военной команды – 341, 687, 882 Смирнов Василий Тихонович (р. 1827), крестьянин из ссыльных во Владимировке, слесарь, охотник, сослан за подделку кредитных бумаг – 205–206, 538, 626, 737, 850

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

ФЛЕРИ , Клод, аббат (1640–1723) – католический церковный историк, родился и учился в иезуитском колледже в Париже. Был близок с Боссюэ, Бурдалу, Фенелоном. В 1696 г. избран в члены Академии. После смерти Людовика XIV был избран духовным отцом Людовика XV как католический авторитет, не принадлежащий ни к янсенистам, ни к молинистам, ни к ультрамонтанам. Известен потомкам главным образом благодаря яркой «Истории Церкви» (20 т., 1691–1720), которую он сам довел до 1441 г.; продолжил работу Дж. Фабр и др. Среди прочих сочинений: история французского права, Церковное право, Большой исторический катехизис, Христианские нравы. Некоторые из его сочинений, в том числе Церковная история, из-за галликанской позиции автора были включены в Индекс. В 1687 г. он перевел на латинский язык трактат Боссюэ «Изложение кафолической веры». ФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1882–1937) – священник, богослов, ученый, редактор журнала «Богословский вестник» (1912–1917), автор многочисленных работ по религии, философии, искусству, литературе, математике, техническим наукам. Репрессирован и расстрелян. См. о нем Примечание и комментарии к двум статьям, помещенным в настоящем издании. ФЛОРОВСКИЙ ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1893–1979) – протоиерей, богослов, философ, историк русской религиозной мысли. Одно время примыкал к евразийству. В эмиграции с 1920 г. С 1926 г. преподавал в Православном Богословском институте в Париже. Принял священство в 1932 г. Автор книг: «Достоевский и Европа» (1922), «Жил ли Христос. Исторические свидетельства о Христе» (1929), «Восточные Отцы IV века» (1931), «Восточные Отцы V–VIII веков» (1933), «Пути русского богословия» (1937). С 1948 г. преподавал в США. См. о нем Примечание и комментарии к статье, помещенной в настоящем издании. ФОТИЙ , св. (Φτιος) (ок. 810 или ок. 820–890-е гг.) – Константинопольский патриарх с 858 по 867 г. и с 878 по 886 г. (был избран патриархом, после того как светская власть вмешалась и сместила патриарха Игнатия, добиваясь от него добровольного отречения); знаток античной литературы, составитель «Мириобиблиона», автор богословских сочинений: «Амфилохий», «О тайноводстве Св.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

258 Имеется в виду чудесное спасение пророка Даниила, брошенного в ров со львами царем Дарием в результате заговора придворных; Ангел, посланный Богом, заградил пасть львам, Даниил вышел невредимый из рва и был возвеличен Дарием ( Дан. 6 ). 259 Имеются в виду три юноши-иудея, которые не пожелали отказаться от своей веры и поклониться «золотому истукану», и по приказу Навуходоноссора были брошены в печь, откуда вышли невредимыми по воле Бога ( Дан. 3:1–29 ). 263 Иустиниан – церковное имя провозглашенного святым византийского императора Юстиниана I (482 или 483–565); император с 527 г. Завоевал Северную Африку, Сицилию, Италию, часть Испании. Провел кодификацию римского права (Корпус юрис цивилис), стимулировал большое строительство (храм св. Софии в Константинополе, система крепостей по Дунайской границе). 264 Константин I Великий (Constantinus) (ок. 285–337) – римский император с 306 г. Последовательно проводил централизацию государственного аппарата, поддерживал христианскую Церковь , сохраняя также языческие культы. В 324–330 гг. основал новую столицу Константинополь на месте г. Византий. 265 Иоанн Златоуст (между 344 и 354–407) – один из главных отцов Церкви, византийский церковный деятель, епископ Константинополя (с 398 г.), представитель греческого церковного красноречия. С именем Иоанна Златоуста связана наиболее распространенная литургия. В Византии и на Руси был идеалом проповедника и неустрашимого обличителя (в том числе для Аввакума); канонизирован Русской православной церковью. Фотий (ок. 810 или ок. 820–890-е гг.) – патриарх Константинополя в 858–867, 877–886 гг. Способствовал распространению влияния византийской Церкви в славянских землях (в Болгарии, Моравии), что привело к конфликту с папством. Знаток античной литературы, составитель известного собрания античных фрагментов «Мириобиблион», автор богословских сочинений, писем. Булгаков считал, что деятельность Фотия в значительной степени повлияла на возникновение глубокого раскола между восточной и западной Церквями (см. публикуемое ниже письмо С. Н. Булгакова к П. А. Флоренскому).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

461 Византии Диоклетиана. – Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (240–316), римский император. С.М. Соловьев не совсем точен: Римская империя разделилась на Западную и Восточную в 395 г., после смерти императора Феодосия I Флавия. Вероятно, автор подразумевает систему домината (неограниченная власть императора на основе республиканского права). 463 ...в первом выпуске Национального вопроса. – В 1-м томе сборника «Национальный вопрос» (1888) было опубликовано открытое письмо И.С. Аксакову и статьи «Нравственность и политика», «Что требуется от русской партии» и «Россия и Европа». 465 «Город глупый, город грязный...» – Шуточное стихотворение В. С. Соловьева (1887). С.М. Соловьев приводит малоизвестный вариант стихотворения, наиболее близкий к опубликованной им редакции: Соловьев В.С. Стихотворения. М., 1915. С. 351. Разночтение со 2-й строки: Смесь Каткова и кутьи,/Царство сплетни неотвязной,/Скуки, сна, галиматьи. См.: Соловьев В.С. Стихотворения, шуточные пьесы. С. 147. 467 …союз со Стасюлевичем и кружком «Вестника Европы». – Михаил Матвеевич Стасюлевич (1826–1911), публицист, издатель журнала «Вестник Европы» (1866–1908). 468 ...Августина, в его комментарии к Евангелию Иоанна... – Имеется в виду сочинение «In Ioannis Euangelium Tractatus CXXIV» («Толкование на Евангелие от Иоанна, 124 трактата»), датируемое 416–417 гг. 469 ...о примате пути Иоаннова над путем Петровым. – Трактат 124, параграф 5 указанного сочинения. 476 ...не признаем только церковь Фотиев и Керуллариев. – Фотий (ок. 810–890-е гг.), патриарх Константинопольский. В 863г., в ходе догматического и политического противостояния Западной и Восточной Церквей, был отлучен от Церкви папой Николаем I (Римский собор), в 867 г. на Константинопольском соборе отлучил от Церкви папу Николая I; Михаил Керулларий, патриарх Константинопольский (1043–1058). В 1053 г. закрыл римские церкви и монастыри в Константинополе. В 1054 г. отлучил от Церкви папских легатов во главе с кардиналом Гумбертом, что привело к окончательному разрыву Западной и Восточной Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

После того, как «Богословский вестник» возглавил священник Павел Флоренский , начался рост подписчиков (1912–800; 1913–860; 1914–890). Первая мировая война уменьшила количество подписчиков (1915–840; 1916–810), вызвала вздорожание типографских работ, материалов и бумаги. Это так ухудшило хозяйственное состояние журнала, что заставило просить дополнительные субсидии (33, с. 23 (паг. 2-я); 30; с. 616–621; 66). После Февральской революции, 13 марта 1917 года, в Московской Духовной Академии под влиянием антицерковных настроений, выгодных буржуазно-либеральным кругам, проф. Б. В. Титлинов, командированный обер-прокурором Святейшего Синода, провел ревизию. 9–10 апреля 1917 года в МДА прибыл сам обер-прокурор Святейшего Синода В. Н. Львов. Ректор МДА епископ Феодор согласно ревизии был уволен от должности 1 мая 1917 года и назначен управляющим, на правах настоятеля, Московским Даниловым монастырем (см. подробнее 44). Естественно, что священник Павел Флоренский , как редактор «Богословского вестника», назначенным и поддерживаемый епископом Феодором, должен был тоже покинуть свою должность. Хотя формально отец Павел был переизбран в должности редактора «Богословского вестника» 4 мая, вопрос об его уходе был предрешен еще в марте. Сразу после ревизии Титлинова Б. В., 20 марта 1917 года, отец Павел подал епископу Феодору прошение об освобождении от обязанностей редактора «ввиду [...] утомления от редакторских дел, особенно усилившихся в текущий учебный год, вследствие неимения корректоров-студентов». Об истинной причине ухода отец Павел писал архиепископу Харьковскому Антонию 23 июня 1917 года: «Я поспешил отказаться сам, не имея ни малейшего желания развивать идеологию хамократической церкви 15 и не желая также быть выставленным товариществующими своими сотоварищами». Позиция отца Павла была по достоинству оценена архиепископом Антонием, который писал ему 16 июня 1917 года: «Всечестной батюшка о. Павел [...] Господь да вознаградит Вас за благородство в отношении к Преосв. Феодору.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

869 Св. Киприан: «Если Господь скорее удостоит кого-либо из нас первого восхитить отсюда, да продолжится любовь и пред Господом, да не прекратится молитва пред милосердием Отца за братьев и сестр наших». Св. Григорий богослов : «Ты же (св. Киприан) милостиво призри на меня с высоты, управляй моим словом и жизнию, паси священную паству, или будь моим сопастырем». Св. Златоуст: «Последствием твоего доброго дела будут не одни только похвалы, но и самое скорое прекращение болезни, потому что и самая доблестная решимость твоя подвигнет Бога к большему благоволению, и все святые будут сорадоваться твоему усердию и из глубины сердца молиться о тебе». Пр. Иероним: «Молит она (Блесилла) Господа о тебе, и мне испрашивает прощение грехов». Бл. Августин: «Кому неизвестна сила ныне прославляемого мученика (архид. Стефана)? Кто из молившихся ему не получил желаемого»? Св. Лев: «Сие (паси овцы моя) и ныне, несомненно, делает (св. ап. Петр), укрепляя нас своими увещаниями и не преставая молиться о нас, да не будем побеждены никаким искушением». Бл. Феодорит: «Оканчивая настоящее повествование, перехожу к другому, моля Святых, о коих упомянул, чтобы предстательством своим исходатайствовали мне благоволение свыше». Св. Кипр. Пис. 50: тв. т. 1 с. 238. К. 1860. Св. Григ. б. Слов. 24: тв. ч. 2 с. 264. М. 1843. Пр. Иер. Посл. о смерт. Блесиллы: тв. т. 4 ч. 2 с 59. Пар. 1706. Св. Злат. Слов. прот. иуд. 8: т. 3 с. 666. Спб. 1850. (сн. Бес. на Матф. 1 : ч. 1 с. 14. М. 1846). Бл. Авг. Бес. 302: вос. чт. IX, 68. Св. Лев. в. Слов. 3: тв. т. 1 с. 54 Лион, 1700. Бл. Феодор. Ист. св. отцев: тв. т. 3 с. 784. (сн. с. 794. 806. 810–811. 834. 843. 845. 852. 854, 868. 876. 888. 890. 892. 897). Пар. 1642. 870 Евсев. Церк. ист. с. 330–331. Спб. 1848. Св. Вас. в. Бес. 23: тв. ч. 4, с. 368. М. 1846. Св. Григ. дв. О необх. молит. святым: вос. чт. IX, 109. Бл. Авг. О попеч. об усопш. гл. 16: тв. т. 6 с. 385. Антв. 1701. 871 Бл. Авг. О град. Бож. кн. 22, гл. 8: тв. т. 7 с. 501–502. Антв. 1700. Бл. Феодор. Церк. истор. с. 354–355. Спб. 1852. Св. Григ. дв. Собесед. с. 218. Казань, 1858.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   Лухшанова Надежда Александровна — 308    Львовская Катерина Петровна — 608, 868, 887, 892    Львовские — 882, 893    Львовский Гриша — 867, 887    Львовский Димитрий (Дмитрий) Константинович — 16, 273, 330, 336, 345, 368, 376, 378, 400, 404, 418, 421, 476, 498, 510—512, 532, 549—551, 573, 576, 598, 606, 628, 650, 667, 668, 713, 742, 787, 792, 806, 808, 813, 829, 840, 841, 851, 852, 854, 855, 865, 867, 868, 873—875, 878, 880, 882—887, 889, 892, 893    Ляпунов Михаил Николаевич — 286, 289      Маденокоодзи — 890    Маеда, во Владивостоке — 819    Маедако — 876    Мак Калеб — см. McCaleb    Мак Ким — см. MacKim    Макарий, архиепископ Томский и Алтайский — 355, 504, 506, 581, 583—586, 619, 679, 683, 685, 737, 752, 761, 802    Макарий, преосв. — 146, 171, 172, 383    Макарий Египетский, св. — 445, 447    Макаров С. О., адмирал — 23, 24, 27, 49, 64, 65, 68    Макарова Ольга Николаевна — 467, 501, 504, 505    Макарова-Мирская А. И. — 752, 761, 802    Макаровский — 56    Маки Фома — 59, 230, 232, 235, 342, 347, 352, 387, 388, 409, 421,422, 453, 475, 580, 625, 726, 764    Макисима Павел — 648    Максимов А. С. — 629    Максимов Александр Сергеевич — 381, 392, 422    Максимовский Николай Николаевич — 285, 290    Малевская-Малевич Евгения Николаевна — 407, 476, 478—481, 511, 573, 614, 615, 642, 650, 660, 699, 700, 714, 719, 720, 746, 752, 773, 774    Малевский-Малевич Андрей Николаевич — 811    Малевский-Малевич Николай Андреевич — 374, 405, 407, 408, 414, 431, 437, 446, 448, 450, 462, 466, 468, 470, 472, 481, 483, 493, 504, 523, 524, 532, 533, 535, 557, 571, 575, 580, 591, 601, 607, 610, 614, 630, 639, 642, 649, 650, 652, 662—664, 668, 673, 683, 687, 692, 699, 709, 717, 719—722, 724, 726, 739, 744, 752, 768, 771, 773, 774, 782, 793, 805, 810, 811, 813, 822    Малевский-Малевич Петр Николаевич — 437, 535, 614    Маленда Александр — 307, 398, 827    Малинин, студент — 658    Малиновский — 146    Малыгин — 60, 63    Мальцев Александр Петрович — 515, 550    Мальцев Алексей Петрович, протоиерей — 98, 200, 207, 209

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Каширин Петр – 287 Кванно, врач – 829 Кванно Анна – 342, 671, 845, 849, 852, 853, 855, 858, 859, 862, 865, 875, 879, 887, 893 Кёбер, профессор – 173, 177, 676 Кедринский Михаил Антонович – 808, 821 Кенкава П. М. – 399 Кидо Евдокия – 835 Киккава, барон – 236 Кикуци Марк – 574 Кикуци Роман – 803 Кикуци-враль – 838 Кимура, протестант – 536 Кимура Исаак – 160, 358, 370, 402, 403, 412, 414, 416, 434, 438, 441–443, 743, 744 Кимура Матрена – 743, 744 Кинг – см. King Arming Киносита, журналист – 191 Киносита Анна – 723 Кирилл, иеросхимонах – 554 Кирилл, Иерусалимский патриарх – 107 Кирилл, св. – 22 Кирилл Владимирович, вел. князь – 64 Кисимов Владимир Пантелеймонович – 100 Кисимото Марк – 854 Кису Иннокентий – 92, 106, 345, 376, 628, 779, 849 Китагава Алексей – 853, 890 Китагава София – 55, 385, 386, 512, 749, 845 Китагава Яков – 877 Киуно, врач – 716 Клинтон – см. Clinton Jynes Кобцев Пантелеймон Васильевич – 626 Ковалевский, капитан – 191 Ковалевский Константин – 694 Ковалевский Леонид Константинович – 694, 759 Ковалевский Сергей Орестович – 228 Ковальский Игнатий Тимофеевич – 309 Коеда Иоанн – 37 Козаки, протестант – 80 Козаки Павел – 850 Козьмина Мария Трофимовна – 736 Козьмина Матрена Тимофеевна – 750 Кокко Давид – 866 Коковцев, министр финансов – 588 Колейко – 874 Колесников Иван Андреевич – 422, 536, 604–606, 632, 634, 639, 678, 681 Колесникова Ксения Феодоровна – 342, 345, 347, 363, 364, 366, 378, 387, 394, 395, 421–424, 429, 430, 439, 467, 486, 491, 509, 582, 604, 606, 623, 639, 641, 647, 663, 749, 815 Колобашкин Николай Ник. – 403, 404, 407 Комаров Г. М., жертвователь – 102, 478 Комаров Николай Павлович – 171, 172, 603, 621, 635, 636, 660, 738, 755, 782, 783, 810, 816, 822 Комацу Роман – 831, 833, 835, 838, 842, 845, 877, 879 Комацу Тит – 14, 36, 70, 71, 77, 78, 134, 138, 139, 159, 416, 470, 489, 496, 502, 506, 518, 552, 572, 663, 685, 732, 733, 763, 778, 795, 822, 830, 835, 849, 877 Кометани – 48, 53 Кометани Пимен – 48 Комура, политик – 9, 11, 59, 73, 180, 195, 586, 591, 592

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010