Сарацыны заняли Сирию я Емесу в 633 году. Из Хронографии св. Феофана сигрианского видно, что св. глава в 761 году из Маркеллова монастыря перенесена в Емессу в созданный храм по имя Крестителя, в коем она источала исцеления прите- к ней с верою. И- с усилением притесенений со стороны сарацин она ок. 810–820 г. перенесена в Команы (или армянские или капподийские) и, пребыв здесь около 30–40 лет, в третий раз обретена и перенесена в Константинополь около 850 года. (См. 25 мая). Что сн. глава пробыла в Евесе от 761 до 810–820 года, выводят из того, что св. Феофан сигрианский, умерший около 820 года (12 марта), говоря о построении храма во имя св. Крестителя в Емесе, в который перенесена была св. глава Иоанна Крестителя из обители Маркелла, утверждает, что она источает чудеса до сего дня и следов. не знает о перенесения ее в Команы, которое могло совершиться под конец его жизни, если не по смерти. Честная глава Предтечи, в 9 веке вторично перенесенная в Царьград, сначала положена был в царских златых палатах, а потом часть ее в студийском Предтечевом монастыре; в сей обители верх главы видел паломник Антоний в 1200 г.; другая часть главы была в Петре в монастыре Продром; крестоносцами она перенесена в Амиен во Франции, часть сея перенесена в Риме и находится в церкви папы Сильвестра Мордвинов стран 354. Другие части находится в афонском монастыре Дионисия и в Утровлахийском монастыре Калун. см. Византия I. 359. 25 Св. Тарасий . В Деяниях св. (Febr. III. 572. Aug. I. 102). помещено житие его, написанное Игнатием и исследование о сем патриархе. «Епископ никейский Игнатий был не только современник св. Тарасия, но и близок к нему. Во вступлении он предваряет, что повествует виденное им самим; в житии упоминает, что в юности учился у Тарасия поэзии (n. 56) и присутствовал при последних минутах умирающего (n. 46). Феофан также современник Тарасия.» св. Димитрий ростовский стр. 162, Св. Тарасий погребен в созданном им монастыре, посвященном всем мученикам в Стене понтийском (Bandurii Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

...Как красивы растения, насажденные по порядку, или хорошо построенное войско, когда оно выступает чинно и красивыми рядами! Это доставляет удовольствие, но приятнее и усладительнее всего благолепие взаимно соединившихся в любви, наподобие естественного союза, в очах Божиих оно важно и ценно (свт. Иоанн Златоуст , 53, 820). Если, по слову Господа, бывает радость на небе об одном кающемся грешнике, то намного больше о... множестве спасающихся. Уже отсюда открывается радость будущего века, для диавола печаль, демонов рассеяние, когда мы составляем взаимные хоры, чтобы в единодушном и единомысленном славословии Бога подражать всестройному и славному Херувимскому пению (свт. Иоанн Златоуст , 53, 820). Источник. Через любовь возрастает стадо Христово; любовь смиряет дух кровожадный, притупляет вражеское оружие, забывает всех врагов и вводит в мир мирную жизнь Христову... (свт. Иоанн Златоуст , 53, 820). Источник. ...Любовь указывает тебе на ближнего твоего, как бы на тебя самого, и переносит грехи (других), будто свои собственные (свт. Иоанн Златоуст , 53, 820). Насколько несокрушима стена, укрепленная связями из огромных камней и защищающая от вражеских приступов, настолько несокрушим союз святых, гармонированный узами любви и отражающий искушения диавола (свт. Иоанн Златоуст , 53, 820). Источник. Всюду вражду прекращайте и любовь насаждайте. Любовь друг к другу пусть будет у вас долгом, никогда не исполнимым (свт. Иоанн Златоуст , 53, 821). Источник. Как ежедневно мы требуем себе пищи и минувшим насыщением не освобождаемся от ежедневного требования ее, но, вынуждаясь своею природою, отбываем это как бы долг, так и в любви будем блюсти тот же самый образ: не насытится око зрети, ни исполнится ухо слышания ( Еккл. 1, 8 ). Приятен свет для глаз, и ничей глаз не утомляется зрением, ничьи уши слышанием, так неленостно нам нужно совершать и желанное дело любви, и никогда не насыщаться (свт. Иоанн Златоуст , 53, 821). Источник. Если, сказано, ты любишь любящего, какая польза? Это и язычники делают (см.: Мф. 5, 46–47 ). Но что служит признаком истинной любви? Любовь к ненавидящему (свт. Иоанн Златоуст , 54, 62).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

(901, 1773) 3. Если кто-либо говорит, что священство или святое рукоположение не является истинно и в прямом смысле слова Таинством, установленным Христом, Господом нашим; или что это человеческое изобретение, вымышленное людьми, которые ничего не понимают в церковных делах; или что это только обряд, через который избирают служителей Слова Божия и Таинств, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 892, 894]. (902, 1774) 4. Если кто-либо говорит, что Святой Дух не дается через святое рукоположение и что напрасно епископ говорит: «Прими Духа Святого», или что в рукоположении не запечатлевается характер; или что тот, кто был однажды посвящен в священники, может стать мирянином, да будет предан анафеме [ХВ 671, 895]. (903, 1775) 5. Если кто-либо говорит, что святое помазание, используемое Церковью при святом рукоположении, не только не требуется, но достойно презрения и вредно и что то же самое есть в других церемониях посвящения, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 675]. (904, 1776) 6. Если кто-либо говорит, что в католической Церкви нет установленной по воле Божией иерархии, состоящей из епископов, священников и диаконов, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 895–896]. (905, 1777) 7. Если кто-либо говорит, что епископы не выше священников; или что они не имеют власти преподавать Миропомазание и рукополагать; или что их власть – общая со священниками; или что посвящение ими в чины без согласия или призвания народа или какой-либо гражданской власти недействительны; или что те, кто не был законно посвящен и послан церковной и канонической властью, но пришел помимо нее, являются законными служителями Слова и Таинств, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 895–898]. (906, 1778) 8. Если кто-либо говорит, что епископы, избранные властью Римского Понтифика, не являются истинными и законными епископами, но человеческим измышлением, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 895–898]. Декрет «Lamentabili» Конгрегации Вероучения (3 июля 1907 г.) Заблуждения модернистов

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Святитель Фотий, патриарх Константинопольский (около 810/820, Константинополь – около 890/895, монастырь Иерия, окрестности Халкидона) – выдающийся православный богослов, антилатинский полемист, экзегет, автор многочисленных гомилий, человек высочайшей энциклопедической образованности. Святитель Фотий происходил из аристократической семьи; его родители, претерпевшие гонения и ссылку от еретиков в годы иконоборчества, оказались затем, после победы православия, приближены к императорскому двору. Сам Фотий, приобретя блестящее образование, достиг в Константинополе высот светской карьеры, получив один из высших чинов (протоспафария) и должность протоасикрита (начальника императорской канцелярии). В 858 году, после незаконного смещения с патриаршего престола патриарха Константинопольского Игнатия, Фотий, по настоянию императора и после немалых колебаний и сомнений, стал новым патриархом Константинополя. С этого времени началась затяжная политическая и внутрицерковная борьба между сторонниками святителя Фотия и патриарха Игнатия. В 867 году последовало восстановление на патриаршем престоле Игнатия и смещение Фотия, его отправка в ссылку. В 873 году святитель Фотий вернулся в Константинополь и примирился с патриархом Игнатием. После смерти Игнатия в 877 году святитель вновь занял патриаршую кафедру Константинополя. Параллельно развивался конфликт между святителем Фотием и Римом, приведший к краткой «схизме», к прекращению литургического общения, между Константинопольской и Римской церквами. Организованный патриархом Фотием в 867 году в Константинополе Собор низложил и анафематствовал папу Николая I. Причиной этого осуждения стала прозелитическая по своему характеру миссионерская политика Рима на территории Болгарии. Также святитель Фотий ставил в вину Риму (в своем знаменитом «Окружном послании» 867 года) догматическое искажение текста Символа веры – так называемое «филиокве»: ложное богословское утверждение, что Святой Дух предвечно исходит не только от Бога Отца, но также еще и от Бога Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Товита книга (I: 853,530) V, 4 сл. (I: 714,206). X, 4 (II: 285,764). XII, 15 сл. (I: 714,206)· Толстой гр. Л. Η. I: XLIX,382. Тора–непреходяща (I: 48. 49,99. 821. 822,427. 829. 860. 864,238), и в ней единственное спасение (I: 292,56. 400,367). Траян имп. II: 849,120. или нижняя косточка позвоночного столба, сохраняющаяся по истлении человеческого организма для тела воскресения I: 634. II: 1156. См. и выше стр. 46. Тримфон иудей I: 796,364. Трихотомия I: 368 сл. II: 1032. 1123. Троичность II: 222. 632. 640,801. 644,810. 652. 653,820. 690. 823,104. 849,119.852,138.991.1120,1081.1172.1270.1274. V Труд по воззрению древнего мира II: 1085. 1157. 1232. tutor–tutela II: 1211–2. τουτ’ στι I: 225,132. . Телец золотой II: 841. Тело по иуд. нечисто и есть темница души II: 1000,117. Тело Христово II: 307,826. Тело Христово и Церковь I: 444. Тело воскресения по соотношению с нынешним (I. 615 сл. 626 сл. 630. 641) в иуд. (I: 631 сл. II: 765,1055) и у Ап. Павла якобы сходно с иуд. (I: 634. 638 сл.). Тело промежуточное–по смерти до воскресения I: 495 сл. 507–9. 513. 515–6. 518–9. Улла рав. 89 I: 3.95. Универсализм и любовь к ближним в христианстве якобы из иуд. II: 1086. 1231. Уничтожение посмертное умерших II: 610,619. Уриил Архангел I: 844. 869,548. Условное (факультативное) бессмертие (I: 306,119. 571 сл. 579–81) в иуд. (I: 306,119. 576–8) и оттуда якобы у Ап. Павла по-иудейски (I: 574–6). Усыновление (adoptio, υοθεσα) в оправдании I: 439–441. Усыпление посмертное I: 518. 567,278. 568,283. 631,511. II: 376,1069. Учение XII Апостолов XI, 4 (I: 442,487)· Учение–обучение–в иуд. II: 860 сл. Учение и дело в иуд. по взаимному отношению I: 33. 379,294. II: 1097–8. Ученые иудейские–раввины–заменяют, исправляют, или вытесняют Тору (I: 187,24. 188,37. 231,159. 466,51); они выше родителей (I: 187. 230,156. 820–1) и пророков (I: 820,417–8. II: 10,40); уменьшение их при «сыне Давидовом» (I: 396). φαι(β)λνη–φαι(ε)νλη (paenula) II: 939. Фараоны и почитание их гения II: 1274. Фарисеи I: 287,26. 462. 823,429. 823 сл. 831,454. 852,528. 853,530. 856,533. 857,536. 857–8. 865,541–2. 882,574. 882–3. 884,577. II: 5,18. 9,40. 14. 20. 858.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

е. был министром финансов. После того как Никифор в 811 году пал в битве с болгарами, в течение нескольких месяцев того же 811 года правил тяжелораненый в той же войне сын его Ставракий. Но еще до своей смерти он был низложен в пользу куропалата Михаила I, принадлежавшего к греческой фамилии Рангаве и женатого на Прокопии, сестре несчастного Ставракия и дочери Никифора I. Но и Михаил I царствовал недолго (811–813). Он был низложен, особенно ввиду его неудачной борьбы с болгарами, военачальником Львом, по происхождению армянином, который и известен в истории как Лев V Армянин (813–820). В 820 году Лев V был убит, и на престол был возведен один из начальников гвардии Михаил II (820–829), с прозванием «Косноязычный», родом из укрепленного города Амория из малоазиатской провинции Фригии, почему и его династия, давшая трех представителей, называется Аморийской, или Фригийской (820–867). Он был грубым, невежественным провинциалом, проведшим свои молодые годы во Фригии «среди еретиков, евреев и полуэллинизованных фригийцев». 768 Один поздний сирийский источник утверждает даже, что дед Михаила был обращенный еврей. 769 После смерти Михаила II царствовал его сын Феофил (829– 842), женатый на знаменитой восстановительнице православия Феодоре, из малоазиатской провинции Пафлагонии. Последним представителем этой династии является их сын, развратный и бесталанный Михаил III (842–867), вошедший в историю с презрительным прозвищем «Пьяница». Ни об одном византийском императоре не отзывались так плохо в византийской исторической традиции и последующей литературе, как о Михаиле III «Пьянице», «византийском Калигуле». Его невероятное легкомыслие, постоянное пьянство, ужасающее отсутствие благочестия (impiety), отвратительное шутовство и непристойность (scurIIIity) описывались многократно. В последнее время, однако, А. Грегуар предпринял значительные усилия для восстановления репутации Михаила. Он обращал внимание на многие факты времени Михаила и особенно на энергичную и успешную борьбу с восточными арабами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Если ты приучишь себя молиться с усердием, то не будешь иметь нужды в наставлении... так как Сам Бог без всякого посредника будет озарять ум твой (свт. Иоанн Златоуст , 44, 521). Источник. ...Он не словами только научает их молитве, но и Сам часто совершает молитвы и целые ночи молится в пустынях, вразумляя и научая нас, чтобы мы, когда намереваемся беседовать с Богом, избегали шума и смятений людских и удалялись в пустыню не по местности только, но и по всем обстоятельствам. Пустынею может быть не гора только, но и малая комната, удаленная от шума (свт. Иоанн Златоуст , 44, 588). Всякое место и всякое время удобно для нас к молитве (свт. Иоанн Златоуст , 47, 323). Пред Господом молится тот, кто вполне; сосредоточил свою душу и не имеет ничего общего с землею, но перенесся на самое небо и изгнал из души всякий человеческий помысл... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 792). Источник. Бог не гнушается местом: Он требует только пламенного сердца и смиренной души (свт. Иоанн Златоуст , 47, 820). Источник. Где бы ты ни был, везде можешь поставить жертвенник, , покажи только бодрую волю, и не помешает тебе ни место, ни время... хоть ты и не преклонишь колен, не станешь бить себя в грудь и не прострешь рук к небу, а только покажешь горячую душу, ты этим исполнишь все нужное для молитвы (свт. Иоанн Златоуст , 47, 820). Не станем же говорить в свое оправдание, что дом молитвы не близко; благодать Духа нас самих сделала храмами Божиими, если только мы бдительны; стало быть, (молиться) для нас везде весьма легко (свт. Иоанн Златоуст , 47, 820). Источник. ...Для молитвы требуется не (известное) положение тела, место или время, но мысль добрая и бодрая... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 820). Источник. Если ты имеешь дела, которые могут ходатайствовать за тебя, то ты непременно будешь услышан; и, напротив, если ты не имеешь их, то хотя бы ты был Давидом, ты не будешь в состоянии умолить Бога (свт. Иоанн Златоуст , 48, 11). У людей, от желающего подойти к кому-нибудь, требуется быть красноречивым, уметь льстить всем окружающим начальника и придумывать много иного, чтобы лучше быть принятым. А здесь не нужно ничего, кроме одной бодрственной души, и нет никакого препятствия приблизиться к Богу (свт. Иоанн Златоуст , 48, 13).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

—201— признать о. Евдокима вполне достойным степени магистра богословия. В заключение указываю те места, кои в сочинении о. Евдокима мною или исправлены или помечены к исправлению при печатании, при чем советую автору и самому сделать исправления в том же духе, буде что ускользнуло от моего внимания: I, II, III–IV, VI. VII, VIII, XII, XIII, XV, XVII, XXVI, XXVII, XXVIII, XXXIX, L. – 1, 2, 5, 6, 11, 12, 19, 20, 40, 45, 60, 62, 63, 85, 94, 96, 107, 109–112, 127–128, 129, 130, 131–132, 138–140, 143, 145–148, 151–152, 153, 154–155, 176, 183, 190–191, 196–197, 200, 215, 217, 232, 248, 249, 250, 258, 266, 273, 278, 283, 286, 287, 288, 289–295, 314, 315, 320, 322, 326, 330, 332, 333, 334, 349, 355, 391, 397, 399, 400, 401, 431, 432, 445–447, 489, 491, 657, 662, 669, 682, 683, 685, 689, 692, 693, 696, 702, 707, 711, 723, 724, 727, 733, 739, 755, 756, 807, 880, 885, 890, 897–902, 909–914, 923, 931–933, 934–936, 945, 960, 987, 1016, 1032». б) Экстраординарного профессора по кафедре греческого языка и его словесности Ивана Корсунского : «Сочинение о. Евдокима состоит из предисловия и осьми глав исследования. В предисловии (стр. I–LII) автор указывает важность и значение изучения жизни и деятельности Святого Апостола Иоанна, задачу и характер своего опыта такого изучения, раскрывает план исследования и перечисляет источники и пособия, которыми пользовался при исследовании. В первой главе (стр. 1–72) описывается среда и обстановка, среди которой родился, жил и воспитывался Иоанн. Во 2-ой (стр. 73–213) идет речь о родителях Иоанна и их влиянии на него, о воспитании и образовании Иоанна под влиянием современных ему идей и всего склада и строя жизни народа иудейского, о пребывании Св. Иоанна Богослова в школе Св. Иоанна Крестителя и о первой встрече Иоанна Богослова с Господом Спасителем, первом призвании его к апостольскому служению. В 3-ей (стр. 213–358) описываются окончательное призвание Иоанна в число учеников Господа Спасителя и отношения между Иоанном и Господом —202— Спасителем во время земной жизни Спасителя; вместе с тем предлагается характеристика Иоанна. В 4-ой (стр. 391–512) изображается жизнь и благовестническая деятельность Иоанна, по вознесении Господа Спасителя на небо, в Палестине; в 5-ой (стр. 621–768) – жизнь и деятельность его в Малой Азии, с характеристикою религиозно-нравственного состояния общества, среди которого действовал Иоанн; в 6-ой (стр. 769–895) – жизнь и деятельность его на острове Патмосе; в 7-ой (стр. 895–976) изображаются последние годы этой жизни и деятельности по возвращении с Патмоса в г. Ефес, кончина и погребение Св. Апостола Иоанна и, наконец, 8-я глава (стр. 977–1033) посвящена «Памяти об Апостоле Иоанне», причем излагаются «многочисленные легенды о его смерти и посмертной судьбе», а равно и приводятся доказательства влияния и значения его писаний для последующих за его кончиною веков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

820–821. Две книги Измарагдов, письменные в полдесть. 822. Книга Измарагд письменный, в четверть. 823–824. Две книги Златоструи, письменные в десть, одна Соборная. 825. Книга Иоанна Лествичника письменная в десть, Селиверстовская. 826. Книга Лествица в десть, бумага малая Аникеевская. 827. Книга Лествица с Дорофеем Селиверстовская письменная, в десть. 828. Книга Лествица Соборная письменная, в десть. 829. Книга Лествица в ней же Иоасафа Царевича житие письменное, в полдесть. 830. Книга Лествица с Дорофеем, письменная, в полдесть. 831. Книга Лествица с Петром Дамаскиным , письменная, в полдесть. 832–844. Тринадцать книг Лествиц, письменные в полдесть. 845–850. Пять книг Лествиц толковые письменные в полдесть. 851–852. Две книги Лествицы толковые в четверть. 853–856. Четыре книги Исака Сирина, письменные в десть; одна в них книга бумага малая. 857–867. Одиннадцать книг Исака Сирина, в полдесть. 868–869. Две книги в четверть, в начале от Исака Сирина, одна в коже. 870. Книга Патерик Скитский с Дорофеем, в полдесть, Соборный. 871–877. 7 книг Патериков письменных, в полдесть. 878–888. 11 книг Патериков письменных, в полдесть. 889. Книга Григория Синаита , в четверть. 890. Книга Григория Синаита с Петром Дамаскиным , да с Семионом Новым Богословом, письменная, в полдесть. 891. Книга Григория Синаита с Семионом Новым Богословом, в полдесть. 892. Книга Григория Синаита с Дорофеем, письменная, в полдесть. 893. Книга Семиона Нового Богослова с Федором Едесским, да с Петром Дамаскиным , в полдесть, Соборная. 894–895. Две книги Симеона Нового Богослова письменная, в полдесть, Соборная. 896. Книга Симеона Нового Богослова с Григорием Синаитом , письменная, в полдесть. 897–898. Две книги Симеона Нового Богослова , письменные, в четверть. 899. Книга святого Селивестра о Святой Троице, письменная, в полдесть, 900. Книга о Святом Духе, письменная, в полдесть, ветха. 901. Книга о шести днях, письменная, в полдесть. 902. Книга Феодора Студита, Селивестровская, в десть, в затылке. 903. Книга Феодора Студита, поучение с приписми, в десть, с жуки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Но едва византийский флот скрылся за горизонтом, Пипин вторгся на территорию Венеции и после полугода боев заставил этот город признать свою власть. Затем молодой король задумал поход в Далмацию, но весной 810 г. вновь появился патриций Павел с византийским флотом, а затем, 8 июля 810 г., в Милане 32-летний Пипин внезапно умер 350 . Впрочем, не имея сил сопротивляться Карлу, император Никифор направил весной 810 г. своего спафария Арсафия в Ахен, где начались долгие переговоры о мире с франками. Через год, весной 811 г., Арсафий вернулся обратно в византийскую столицу с посланием к Никифору от Карла Великого, в котором франк недвусмысленно предлагал обменять Венецию, Истрию и Далмацию на официальное признание себя императором. Но когда посольство прибыло в Константинополь, императора Никифора I уже не было в живых 351 . И хотя Византии не удалось полностью восстановить свои владения в Италии, возврат Венеции и Далмации нужно признать крупным военным и политическим успехом императора. Глава 2. Заговоры, неудачные войны и смерть императоров Как издавна повелось в Римском государстве, личность царя оценивалась обществом во многом исходя из его отношения к Церкви, а также от того, насколько удачно его правление. Не стало исключением и царствование Никифора I Геника, многие события которого были предопределены его отношением к VII Вселенскому Собору и иноверцам. К началу царствия Никифора I в Римской империи сложилась патовая ситуация в части противостояния иконоборцев и иконопочитателей. Ни для кого не являлось секретом, что VII Вселенский Собор, отвергнутый в Риме и на Западе, держался на Востоке исключительно авторитетом императрицы св. Ирины, а также узкой группой епископата и монашеством, где выделялись фигуры преподобных Платона и Феодора Студитов . С другой стороны, иконоборцы, все еще многочисленные, особенно в армии и среди высших сановников Римского государства, не могли ничего противопоставить железной аргументации VII Собора, спешно выискивая новые доводы против «язычников» и «идолопоклонников».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010