пер. с.166. 1658 s.Nilus. De voluntaria paupertate, cap.27. Migne. P.s.gr., t.79, col.1004, рус. пер. ч.II, с.135. 1662 О ветхо- и новозаветных чудесах, совершенных молитвой, см., напр., у св.И.Златоуста: De praecatione, I, ibid., col.776–779, рус. пер. с.833–835; II, col.784–786, рус, пер. с.842–843; таких примеров, «как древних так и новых», бесчисленное множество, – De praecatione, I, col.778, рус. пер. с.835. Ср. еще s.Nilus. Ad Agathium monasticam vitam agentem, s.IV, cap.5–9, col.829–835; рус. пер. с.19–25 и др. Ср. еще Ефрем Сирин. О молитве, ч.3, с.411. 1664 Мы не можем согласиться с профессором М.М.Тареевы м, что «для иудеев чудеса Христа не были знамениями с неба, но были только знамениями на земле, внизу. Под знамениями с неба иудеи, по всей вероятности, разумели воздвигнуть из камней детей Авраама, сделать камни хлебами, быть носиму на руках ангелов, иметь их от Отца до двенадцати легионов. Таких чудес Христос не творил... По чудесам они гадали исключительно о том, когда придет Христос ( Ин.7:31 ). А чтобы увериться в лице Мессии, для них требовалось знамение с неба» (М.М.Тареев. Основы христианства, m.I, с.206–207). То же говорит и Трауб, что они ожидали особенного чуда, которое доказало бы им, что Он – Мессия, например, чтобы дуновением Своих уст Он мог убить врагов или мог спрыгнуть с вершины храма, или заставить идти огненный или серный дождь (G.Traub. Die Wunder, s.27). Когда свв.пророки повествовали о чудесах Христа Спасителя, скажем мы, то приводили чудеса, которые совершал Иисус Христос, а вовсе не говорили о тех чудесах, которых ожидали, по словам вышеупомянутых лиц, иудеи. 1668 «Не молись, да будет по желаниям твоим, – наставляет Нил Синайский , – ибо они не во всем бывают согласны с волей Божией. Но лучше молись, как научен, говоря: »да будет на мне воля Твоя« ( Мф.6:10 ). И во всяком деле так проси Его, да будет воля Его: ибо Он всегда желает доброго и полезного душе твоей, а ты не всегда этого взыскиваешь» (s.Nilus. De oratione, c.31. Migne. P.s.gr., t.79, col.1137, рус.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Во главе церковно-школьной инспекции Положением 26 февраля 1896 года поставлен наблюдатель школ церковно-приходских и грамоты с двумя помощниками. Деятельность центральной инспекции церковных школ выражалась в ревизии епархиальных Училищных Советов, уездных отделений оных и церковных школ, в руководствовании епархиальными и уездными наблюдателями. Деятельность епархиальных и уездных наблюдателей состояла в возможно более частом посещении церковных школ, в заботах об их материальном благосостоянии и вообще в содействии развитию церковно-школьного дела. Определением Святейшего Синода от 5 июня 1896 года епархиальным наблюдателям предоставлено участие в заведовании образцовыми школами, существующими при духовных семинариях. К обязанностям епархиальных наблюдателей отнесено составление отчетов о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты в учебно-воспитательном отношении за каждый учебный год. Приходские священники в качестве заведующих церковными школами руководили учебно-воспитательною частью школ и наблюдали ближайшим образом за ходом школьного обучения. Они же заботились об открытии и устройстве в своих приходах новых начальных школ и изыскивали необходимые средства на их содержание, располагая к школе местное крестьянское население и жертвуя иногда и из своих скудных средств на церковно-школьное дело, вверенное их попечению. Число церковных школ Количество учащихся в них В 1894–95 учебном году церковных школ в России было 31.835 с 981.076 учащимися обоего пола. В 1895–96 учебном году число церковных школ возросло до 34.836, а учащихся в них до 1.116.492 чел. К 1 января 1898 года церковных школ насчитывалось 38.475, а учащихся в них 133S.598 чел. обоего пола. Таким образом, с 1894–95 учебного года до 1 января 1898 года число школ увеличилось на 6.640, а учащихся в них на 357.522 чел. Отдельно по годам рост церковных школ и учащихся в них выражался в следующих цифрах. В течение 1895–96 учебного года школ прибыло 3001, в том числе церковно-приходских 1312 и школ грамоты 1689; число учащихся увеличилось на 135.416. В следующее за сим время до 1 января 1898 года число школ увеличилось еще на 3639 (церковно-приходских на 2579 и школ грамоты на 1060); число учащихся увеличилось за то же время на 222.106 чел., в церковно-приходских на 171.507 и в школах грамоты на 50.599.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

е. добродетельными и счастливыми. «Истинно свободным – говорит Сенека – может считаться одно только занятие, делающее нас свободными, именно – возвышенное, чистое, высокое занятие философией. Все остальное – ничтожно и мелко (Epist. 88)», и это потому, что философия, по учению Сенеки, учит добродетели, a, следовательно, и счастью (ibid). В Epist. 72 Сенека говорит, что ради занятия философией нужно оставлять все другие дела; для занятия философией никакое время не может считаться слишком долгим, хотя бы наша жизнь продолжалась от детства до крайних пределов человеческого возраста… Всякое время, по Сенеке, удобно для занятия философией. Только мудрец всегда и везде спокоен… Он может испытывать некоторые неудобства, но истинное его счастье прочно (ibid)». «Я хочу – говорит Сенека в Epist. 32 – чтобы ты нашел удовлетворение в самом себе и, познав истинные блага, для обладания которыми достаточно одного познания их, не нуждался бы в продлении своей жизни» 835 . Понятно после всего сказанного, что у Сенеки не может быть места о какой-нибудь чрезвычайной Божественной помощи в деле борьбы человека со злом, a тем менее можно согласиться с тем, что Сенека, яко бы, признавал христианское учение об Искупителе в той или иной форме, как это, напр., полагают некоторые ученые. Видеть указание на Лицо Иисуса Христа в некоторых местах сочинений Сенеки напр., в Epist. 13, 41 ; 115; 120, 13 . (Constant. sapient. VI; XV и др.), на том только основании, что Сенека рисует здесь идеал праведника, относящегося к людям, как высший, и к богам, как равный (Epist. 41), праведника, подвергающегося всевозможным внешним бедствиям, вплоть до распятия на кресте, и, при всем том, остающегося спокойным духом и непоколебимым в добродетели 836 , – можно только при предвзятом мнении, что Сенека был основательно знаком с христианством и глубоко подпал под его влияние. Несостоятельность такого мнения очевидна уже из того, что в изображении Сенекой идеального страждущего праведника решительно нет ничего такого, что не могло бы быть заимствовано Сенекой из всем известного изображения идеального страждущего праведника, имеющегося в Платоновской «Республике».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

Выше уже отмечалось, что после периода тайного странничества («бродяжничества») Александр Благословенный «пришел в Сибирь с великою благодатию Божию» 833 . Дар прозорливости, «которая открывалась, – по словам епископа Петра (Екатериновского), – в его беседах с разными лицами, посещавшими его для получения наставлений» 834 , отмечен в источниках для всего сельского периода жизни в Сибири. При этом отмечали как прозорливость в отношении происшедших дел или мыслей посетителей, так и предсказание грядущих событий. Так, красноярская чиновница (а позднее – жена генерала) Куртукова «рассказывала, что, живя в Краснореченске, часто приходила к Старцу испросить благословения на какое-либо дело. И он всегда наперед знал, на какое дело » 835 (Выделено нами. – М.Г.) Казаку из станицы Белоярской Семену Николаевичу Сидорову 836 старец предсказал за двенадцать лет раздел с его братом Матвеем и обман со стороны брата, что и произошло 837 . Крестьянам этого же селения Григорию и Федору Егоровым, у которых подвижник бывал, он предсказал разорение их двора после смерти Федора. «Двор твой, – говорил ему старец Феодор, – по смерти твоей будет заперт и тын будет железный, нельзя будет попасть в него» 838 . В момент предсказания «хозяйство было в цветущем состоянии». А после смерти Федора Егорова последовал «неурожай хлеба, сряду несколько лет, между тем как у других домохозяев родились хлеба хорошие». В пришедший в упадок двор, как свидетельствовали жители в 1882 г., никто не заходил и не заезжает 839 . Предсказание противоположного характера высказал Феодор Кузьмич крестьянам Белоярки Нилу Павлову и его жене, которых он часто посещал и беседовал с ними: «Вас Господь и Небесная Царица наградят». И действительно, «они, Павловы, в настоящее время живут в цветущем по крестьянскому быту положении» 840 . Купцу Озерову, жителю селения Боготол, «который имел неисчерпаемые, – по мнению крестьян, – источники капитала от золотопромышленности», старец предсказал, «что он, Озеров, в скором времени разорится, и в двухэтажных домах его будут водиться сороки и вороны, и что память Озерова загаснет, что действительно и исполнилось после его предсказания» 841 . Экономку купца Озерова, крестьянку Надежду Наумову, Феодор Кузьмич обличил в любодеянии с хозяином и предсказал ее конец притчею, звучавшею в изложении крестьян так: «Была одна экономка и половину царством обладала, и когда случилось ей идти в храм, то она не могла дойти, упала и испустила дух». «После того, – свидетельствуют далее крестьяне, – случилось чрез долгое время с Надеждою Наумовою, что она скоропостижно умерла» 842 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

и к себе самим, поскольку вы будете хранить единодушие до тех пор, пока будете справляться с названными мной страстями. И то миролюбие, о котором я всегда ревновал, цените, отбрасывая собственные слабости, 825. которые приводят в великое смятение общество верных. И я откажусь от свойственных мне [недостатков] – горжусь ли я более других, делают ли меня долгие годы слишком строгим и часто упрямым, полагаю ли (хотя один я поражен опьянением ума), 830. что опьянением поражены трезвенники! Думайте, как хотите, но всетаки помните, что я много пострадал от поведения друзей. Но всегда моим добрым покровителем был разум, а также старость избавляла меня от бед. 835. Может быть, на этом со мной примирится ктонибудь из друзей, раз угасла борьба, которой сопутствует недоброжелательство. 13. К епископам Приносящие бескровные жертвы иереи, достославные приставники душ, вы, которые на руках своих носите создание великого Бога, приводите человеков в преимущественное единение с Богом, 5. вы – основания мира, свет жизни, опора слова, тайноводители в жизнь светлую и нескончаемую, крестоносцы, вы, которые восседаете на знаменитых престолах, превознесены, восхищаетесь благолепными зрелищами, выходите лицедействовать, становитесь на деревянные ходули, 10. вы, которые под чужими личинами слабо отверзаете уста, а в делах внутреннего благочестия не отличаетесь от прочих, шутите, если угодно, и над тем, над чем вы шутите неприлично, говорите с важностью о том, что делаете слишком легкомысленно! 15. А я, хотя все вы единодушно почитаете меня человеком худым и несносным, далеко гоните от своего сонма, поражая тучами стрел и явно и тайно (последнее более вам нравится), а я скажу, что побуждает меня и что внушает мне сказать сердце. Хотя неохотно, 20. однако же изрину из сердца слово, как струю, которая, будучи гонима вон сильным ветром и пробегая по подземным расселинам, производит глухой шум и, где только может прорваться из земли, расторгнув узы, выливается из жерла. To же теперь и со мной: не могу удержать в себе желчи. Но снесите великодушно, 25. если скажу какое и колкое слово – плод моей горести. И то врачует от скорби, если и воздуху передашь слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Аппарат искусственной почки вместо цветов для патриарха 1 мин., 21.06.2018 Патриарх Кирилл попросил не дарить ему цветы на Пасху, а перевести деньги на покупку аппарата искусственной почки в больницу святителя Алексея. Этот жест патриарха уже стал традицией, сообщает сайт diaconia.ru . 1 млн. 835 тыс. - столько стоил дорогостоящий аппарат «Мультифитрат» для очищения крови, в котором уже давно нуждалась реанимация больницы. Раньше этот аппарат заменяла выездная служба из Института скорой помощи имени Н.В.Склифосовского, но в этом случае процедура по детоксикации проходила недостаточно эффективно. Сегодня, с помощью нового аппарата, эта процедура проводится в щадящем для больного режиме, повышая шансы на скорейшее выздоровление. «Мультифитрат» многофункционален: «он может применяться во многих случаях – как при крайней стадии хронической почечной недостаточности, когда почки не справляются со своей основной функцией очистки крови, так и при многих других тяжелых ситуациях», - пояснил заведующий реанимационным отделением больницы святителя Алексия Борис Белоцерковский. Этот аппарат используют так же при остром панкреатите, обширных ожогах, травмах, тяжелых отравлениях, грубых нарушениях электролитного баланса, можно производить заменные переливания плазмы у пациентов с заболеваниями печени. Больница уже использует новый аппарат для помощи больным. На оставшиеся средства больница приобретет еще один аппарат для аутогемотрансфузии, с помощью которого во время операции может проводится процедура возвращения собственной крови пациента. Центральная клиническая больница святителя Алексия, митрополита Московского является учреждением Русской православной Церкви. Ежегодно стационарная медицинская помощь бесплатно оказывается более 5000 пациентам вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. За помощью в больницу обращаются не только жители Москвы, но и жители регионов России. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/apparat-iskusstvennoy-poc...

Мало того: если бы в иудейском народе было ясно сознаваемо представление, что Мессия (обязательно должен быть последним отпрыском из корня Давидова, то новозаветные писатели, обличавшие неверие иудеев в мессианское достоинство Иисуса Христа, и в особенности евангелист Матфей, ясно поставивший это в числе своих важнейших задач, не преминули бы указать, что иудеи должны признать Иисуса Мессией или же навеки остаться без Мессии с прекращением в лице Христа дома Давидова. Но этого столь важного аргумента против неверующих иудеев, как известно, в Евангелии от Матфея не встречается.    В других же отношениях берлинский богослов очень верно придерживается этой гипотезы, лишь подкрепляя ее некоторыми новыми доказательствами. Так, подобно Иерониму, он старается доказать, что трое из братьев Господних принадлежали к лику 12-ти апостолов. А именно: Иакова отождествляет с Иаковом Алфеевым, Иуду — с Иудой Иаковлевым, Леввеем, Фаддеем, Симона — с Симоном Зилотом или Кананитом (S.835, 839—844). Но это мнение, хотя оно и создается ради благих целей, не может быть принято наукой. Ради каких целей создается это мнение? Имеют в виду, с одной стороны, упростить изучение евангельской истории через отождествление лиц, носивших одни и те же или сходные имена, а с другой стороны — возвысить авторитет братьев Господних, именно как братьев, и разрешить таким путем недоуменный вопрос: возможно ли, чтобы братья Христа, видевшие Его необычайные душевные качества и бывшие свидетелями Его дивных чудес, однако же не признавали Его мессианского достоинства и оставались вне круга Его доверенных учеников? Во всяком случае, мы не намерены долго останавливаться на разборе этого мнения. Вопрос о том — принадлежали или не принадлежали братья Господни к числу 12-ти, по нашему мнению, не относится к существенным вопросам. Укажем лишь на следующее. Во-первых, евангелист Иоанн очень ясно называет братьев Господних людьми, не веровавшими в искупительное достоинство Христа во время Его земной жизни (7:2—5), а неверующих апостолов, понятно, не могло быть. Во-вторых, в евангельских рассказах, например, у евангелиста Матфея (12:46) и в книге Деяний (1:14) очень ясно отличается круг 12-ти апостолов от круга братьев Господних. Этими замечаниями против указанного мнения и можно было бы ограничиться, если бы рассматриваемый нами берлинский богослов не делал попыток ослабить доказательную силу сейчас указанных свидетельств. Но мы не желаем, чтобы в богословской литературе оставались аргументы, противные нашим воззрениям и нами обойденные, ко вреду для предпринятых нами разъяснений. А потому хотя и кратко, но коснемся попыток Эндеманна поколебать силу указанных нами свидетельств о братьях Господних.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2640...

Самое время его пророческого служения в точности неизвестно. Толковники обыкновенно определяют это время по тем событиям, какие описывает св. пророк, как уже совершившиеся; напр. по тому страшному голоду, какой произвела в Иудее саранча. Это бедствие пророк живописует с особенною силою. Но когда оно было? – Бедствия голода описывают пророки Иеремия ( Иер.12:4, 13, 14:1–22 ), живший при последних царях Иудейских, перед Вавилонским пленом (630–594) и во время пленения; Амос ( Ам. 4, 7–10 ), живший во дни Озии царя Иуд. и во дни Иеровоама 2, царя Израил. (809–757 до Р.Х.); о голоде говорится в свящ. истории при Израил. царе Иораме (904–892 до Р.Х. 4Цар. 4:38, 8:1 ). Которое же из этих бедствий изображается у св. пр. Иоиля? Первое у Иеремии было далеко после Иоиля, а потому должно разуметь другое. Ученые согласны разуметь более голод, описываемый св. прор. Амосом 3 , следовательно св. пр. Иоиль жил при царях Иудейском Озии и Израильском Иеровоаме 2-м (ок. 809–757 до Р.Х.); и можно с вероятностью полагать, что жил немного ранее пророков Амоса и Исаии, живших около этого же времени; потому что Амос начинает свое пророчество ( Ам.1, 2 ) изречениями прор. Иоиля ( Иоил. 4, 16 ) и заканчивает такими же обещаниями ( Ам.9, 18 ), как и Иоиль ( Иоил.4, 18 ). Исаия, при изображении будущего суда Божия ( Ис.13, 6 ), как видно, имел в виду пророчество Иоиля ( Иоил.1,15 ). Блаж. Иероним и другие, основываясь на том (впрочем не всегда верном) положении Иудейских раввинов 4 , что „пророк, не означивший своего времени в своих пророчествах, есть современник предыдущего“, полагают, что Иоиль есть современник Осии, который пророчествовал при Израил. царе Иеровоаме 2-м. Временем сего царя, посему, можно, хотя приблизительно, определить и время пророческаго служения Иоиля (ок. 835–794 до Р.Х.). „Божий пророк Иоиль, – гов. бл. Феодорит 5 ,– не указал нам ясно времени, когда он пророчествовал; но в самых предречениях дал видеть, что это было тогда, как чудный Осия сподобился прозрения в будущее. Ибо Иоиль предсказывает тоже самое, а именно: нашествие Ассириян и Вавилонян, отведение в плен и рабство Израильтян, и возвращение из плена“.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

828 Некоторые хотят относить его происхождение ко временам после плена, именно когда возвратившиеся страдали под давлением самарян и в борьбе с нуждою и бедствиями, и когда многие тяготились законом ( Мал.3:14,15 ). Псалмопевец хочет ободрять малодушных указанием на чудеса в древние времена и побудить к точному исполнению закона. Но радостный тон псалма (открывающийся уже в «аллилуйя») не соответствует этому положению 829 В совете; стоящее здесь евр. слово означает близость, а по связи речи дружественное собрание израильтян, чад Божиих, при богослужении, следов, синоним к собрание; LXX же под словом βουλη разумели собрание в тесном кругу, частное собрание праведников. 830 Изыскана во всех волях Его; с еврейского переводят весьма различно; кажется, вернее всего будет такой перевод: «велики дела Божий, изысканы они по предназначениям своим». Бог при всех Своих великих делах во Израиле имеет один внушенный Ему любовию план, открывает в этих великих делах Свою волю; исследуемые и рассматриваемые в отношении к этой, в основании лежащей, любви Божией, дела Божий являются только во всем своем величии. 831 Память сотворил есть чудес – величием чудес Он позаботился о памятовании их (память); по другим: и установлением известных праздников, наприм. Пасхи, Он позаботился о том, чтобы сохранилось воспоминание о великих Его делах. Помянет и проч. ­­ чудесное насыщение имело свое основание в верности Бога завету, было подтверждением Его. 832 Возвести; Бог фактически проповедовал о силе и крепости Своих дел, когда Он так легко ввел Израиля в наследие язычников (дати им). Истребление хананеев было делом божественной правды – они давно ее заслужили -и верности к Аврааму, семени которого обещана была земля (истина и суд). 833 Разум и проч. то разумение, т.е. религиозное познание, есть истинно, которое воплощается в действиях; доброе, истинное познание усвояется теми, которые живут по нем, истину Откровения испытывают в жизни. Ин.7:17 . 835 Правда пребывает, его праведность продолжается вечно в своих счастливых временных последствиях, простирающихся на детей и внуков, она имеет значение и на вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Каратаев (Коротаев) Семен, ссыльнокаторжный, садовник у смотрителя тюрьмы в Дербинском – Овчинникова В. В. Имеются письма Каратаева Чехову (ГБЛ) – 150, 754, 761, 819, 835 Карауловский Иван Семенович (р. 1838), сахалин. землемер (с 1880 г.), надворн. советник; жена – Карауловская Дарья Ивановна (р. 1864), дочь поселенца Сальникова – 78, 79, 232, 265, 318, 630, 761, 812, 857, 862 Карлов Карл (р. 1848), ветеринарный фельдшер, бродяга – 68, 401, 809 Карпенко Ненила (р. 1853), женщина свободн. состояния в Александровке, сожит. поселенца Видюкова Григория Прохоровича (р. 1858), плотника – 258, 591 Келбокиани Константин Васильевич (р. 1864), ссыльнокаторжный, грузин, писарь в Александровке, жилец Ляликовой – 304–306, 649 Кеннан Ж. (Kennan George) (1845–1924), америк. путешественник, публицист, автор известной Чехову книги «Сибирь и ссылка» – 60, 395, 745, 790, 808, 809, 891 Кеппен Алексей Петрович, горный инженер, зав. сахалинскими копями в нач. 1870-х гг., автор изв. Чехову книги – 135, 297, 456, 461, 827, 829, 830, 831, 870, 892 Кербалай Мамет Ирза Оглы (р. 1858), поселенец-торговец, татарин, сожит. Лопушкиной Дарьи Ивановны, русской (р. 1860) – 252, 584, 860 Кестлер Август (р. 1840), купец в Дуэ, женат на поселке Ульяне Ивановне Ивановой-Депрейсовой (р. 1850) – 265 Кинжалов, каторжный, один из четырех убийц лавочника Никитина в Александровке (13 ноября 1888 г.) – 90, 340, 882 Киселев Петр Васильевич, поселенец Верхнего Армудана – 244, 576 Кисляков Алексей Степанович (р. 1853), каторжный, б. военный писарь в Петербурге – 115, 116, 444, 825 Киц Франц (р. 1850), ссыльнокаторжный, бежал из Александровска в 1883 г. на пароходе «Триумф» – 353, 731 Клименко Петр Васильевич, дважды убегал из Александровской тюрьмы, убил солдата Белова – 347, 723, 736, 883 Климов Д. С. (1864–1897), смотритель Мало-Тымовской тюрьмы, следователь по Онорскому делу в нач. 1890-х гг. (см. Ханов) – 152, 153, 154, 155, 156, 163, 164, 481, 499, 714, 779, 836, 839, 877 «Книжки Недели», ежемесячн. журнал, прилож. к газете «Неделя», изд. в 1885–1901 в Петербурге, ред. изд. Гайдебуров П. А. – 618, 777, 799, 800, 819, 836, 841, 846, 858, 870, 876, 893

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010