800 Молились за умерших не только в день их погребения, но также в третий, девятый и сороковой день после их кончины. 801 О таинстве Крещения в Постановлениях апостольских В Постановлениях апостольских упоминается о главных таинствах христианских. Крещение 802 считается таинством, изглаживающим грехи, кроме того, оно есть посвящение в христианство. Сначала епископ помазывал крещаемого освященным елеем, потом крестил его в воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Диакон извлекал из воды крещеного, если это мужчина, а диаконисса – если женщина; затем епископ помазывал его освященным елеем, смешанным с благовониями и именуемым миром. 803 Вода при крещении считалась изображением погребения христианина во Христа. Елей означал освящение новокрещаемого Духом Святым. Знамение крестное, на него полагаемое – крест, который он обязуется нести по примеру Спасителя, а миро служило ему запечатлением или утверждением в исповедании веры. Это утверждение всегда сопровождало крещение. 804 Оглашенного, 805 прежде чем допустить в крещении, поучали. Когда же он приступал к крещению, то его спрашивали о его верованиях и он отвечал: «отрекаюсь сатаны и всех дел его, всего велелепия его и служения ему, всех ангелов его, всей силы его и всего владычества его». Затем он делал знамение крестное и говорил: «сочетаваюся Христу, верую в Него и крещаюся во имя единого вечного, единого истинного и всемогущего Бога Отца, Творца и Вседержителя всей твари, от Него же все исходить; и во имя Господа Иисуса Христа, Сына единородного, первородного всей твари, прежде век рожденного, а не сотворенного по воле Отца, Им же сотворено все на небесах и на земли, все видимое и невидимое; в последние дни сошедшего с небес, воплотившегося и рождшагося от Святыя Девы Марии, жившего свято, по закону Бога Отца Своего, распятого при Понтии Пилате, ради нас умершего и воскресшего в третий день после страданий, и восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и грядущего со славою при конце мира судить живых и мертвых, Его же царствию не будет конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

    802. О чем мы должны молиться при тяготах и искушениях?    При бедах и искушениях мы должны молиться, чтобы Господь нас не оставил и избавил нас от них.     803. Какие дни мы особенно должны посвящать молитве?    Особенно мы должны посвящать молитве воскресенье и праздники.     Пояснения:    I. Полагайся на волю Божию, и Он всегда услышит твою просьбу.    II. Привыкни к тому, чтобы пред каждой молитвой простил в сердце своем всех, кто тебя обидел.    III. При молитве не спеши.    IV. Господь нам напоминает, чтобы мы молились непрестанно и при всех обстоятельствах и нуждах (Лк.18:1). Неустанно же молится тот, кто в каждый момент — когда работает или отдыхает, когда что-либо делает, чувствует присутствие Бога. О таком христианине можно сказать, что все его дела и начинания являются молитвою. Такой человек живет в Боге, и Бог живет в нем. 3. О молитве Господней     804. Какая молитва самая главная?    Главной молитвой является «Отче наш», или молитва Господня.     805. Почему молитва Господня считается главной?    Молитва Господня является главной потому, что она содержит в себе все, о чем мы должны молиться.     806. Почему «Отче наш» называется молитвой Господней?    «Отче наш» называется молитвой Господней потому, что ей научил апостолов Сам Господь Иисус Христос.     807. Как читается молитва Господня?    Молитва Господня читается так: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь» (Мф.6:9—13).     808. Как делится молитва Господня?    Молитва Господня делится на призывание, семь прошений и славословие.     809. Как читается призывание в молитве Господней?    Призывание в молитве Господней читается так: «Отче наш, Иже еси на небесех».     810. О чем нам напоминают слова «Отче наш»?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Кафизма восемнадцатая Песнь восхождения, 119. 798 1 Ко Господу воззвал я в скорби моей, и услышал Он меня. 2 Господи, избавь душу мою от уст неправедных, от человека лживого! 3 799 Что постигнет его, и что навлечет на него язык его лживый? 4 800 Острые стрелы сильного, огненосные. 5 801 Увы мне, длятся скитания мои, поселился я в шатрах Кидарских; 6 Много скиталась душа моя; с ненавидящими мир был я в мире. 7 Когда говорил я с ними, восставали на меня без вины моей. Песнь восхождения, 120. 1 802 Возвел я очи мои на горы Господни, откуда придет помощь мне. 2 803 Помощь мне будет от Господа, сотворившего небо и землю! 3 Не даст поколебаться стопам твоим, Израиль, и не задремлет Хранитель твой; 4 Нет, не задремлет и не уснет Хранитель Израилев! 5 Господь сохранит тебя, Господь будет покровом над рукою правой твоей. 6 804 Днем солнце не опалит тебя, и луна не будет тебе во вред ночью. 7 Господь сохранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою Господь; 8 805 Господь охранит всякий вход твой и исход твой отныне и вовеки! Песнь восхождения, 121. 806 1 807 Возрадовался я, когда сказали мне: «Пойдем в дом Господень!» 2 Стояли стопы наши во дворах твоих, Иерусалим! 3 Иерусалим строится вновь, и теснятся дома в городе. 4 808 Ибо туда, по откровению, полученному Израилем, вошли племена колена народа Господня, прославлять имя Его. 5 809 Ибо там воздвигнуты престолы для суда, престолы в доме Давидовом. 6 Просите о мире Иерусалиму, и да будет изобилие благ у любящих Тебя, Боже! 7 Да будет мир в твердыне твоей, изобилие в чертогах твоих! 8 Ради братьев моих и ближних моих говорил я: «Мир тебе!» 9 Ради дома Господа Бога нашего возжелал я благ тебе. Песнь восхождения, 122. 1 Возвел я очи мои к Тебе, живущий на Небесах! 2 810 Как взирает раб на руку господина своего, как взирает рабыня на руку госпожи своей, так и наши очи устремлены ко Господу Богу нашему, в надежде на милость Его. 3 Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо много унижений испытали мы; 4 811 Но больше всего потерпели мы поношения от богатых и унижения от гордых. Песнь восхождения, 123. 812

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иез. 30 :21. Сын человеческий! Я сокрушил мышцы фараона, царя Египетского 802 , и вот он не молился (Мне) 803 , чтобы дать ему исцеление, приложить ему пластырь (обвязать) 804 , дать силу, чтобы он взял меч. Иез. 30 :22. Посему так говорит Господь Бог: вот Я-на фараона, царя Египетскаго, и сокрушу мышцы его крепкия, и длинныя, и изломанныя, и исторгну меч из руки его. Иез. 30 :23. И разсею Египтян по народам и разсею их по странам. Иез. 30 :24. И укреплю мышцы царя Вавилонскаго, и дам меч Мой в руку его, и наведет его на Египет, и разграбит награбленное им и возьмет добычу его 805 . Иез. 30 :25. И укреплю мышцы царя Вавилонскаго, а мышцы фараона опустятся, и узнают, что Я-Господь, когда Я дам меч Мой в руки царя Вавилонскаго, и он прострет его на землю Египетскую. Иез. 30 :26. И разсею Египтян по народам и развею их по странам, и узнают все, что Я-Господь. Глава 31 Иез. 31 :1. В одиннадцатый год, в третий месяц, в первый день месяца, было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 31 :2. Сын человеческий! скажи фараону, царю Египетскому, и множеству 806 его: кому ты уподобляешь себя в величии своем? Иез. 31 :3. Вот Ассур-кипарис на Ливане, красив ветвями, высок ростом, с густым покровом, и в облака уходит вершина 807 его. Иез. 31 :4. Вода воспитала его, бездна подняла его, реками своими окружила сады его 808 и протоки свои пустила на все полевыя деревья. Иез. 31 :5. От этого высота его превысила все полевыя деревья, раскинулись ветви его, и поднялись отрасли его от обильной воды, когда он разростался. Иез. 31 :6. В сучьях его вили гнезда все птицы небесныя, а под ветвями его раждались все звери полевые, под тению его поселилось все множество народов. Иез. 31 :7. И он был красив высотою роста своего, при множестве ветвей своих, потому что корни его были в обильной воде. Иез. 31 :8. Кипарисы в саду Божием не были таковы и сосны не были подобны сучьям его, и ели не были подобны ветвям его: всякое дерево в раю Божием 809 не равнялось ему по красоте его, по причине множества ветвей его.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иов. 35 :8. Нечестие твое (относится) к мужу, подобному тебе, и правда твоя – к сыну человеческому 788 . Иов. 35 :9. Переносящие клевету от многих воззовутъ 789 , отъ руки многих возопиют. Иов. 35 :10. Но (никто) 790 не скажет: „где Бог, сотворивший меня, устроивший стражи ночныя 791 , Иов. 35 :11. Отличивший меня от четвероногих земных и от небесных птицъ“? Иов. 35 :12. Тамъ 792 они возопиют, по причине гордости злых (людей), а Ты (будто) и не услышишь ихъ 793 . Иов. 35 :13. Безпорядка видеть Господь не хочет, ибо Вседержитель Сам видит совершающих беззаконие и спасет меня. Иов. 35 :14. Судись же пред Ним, если можешь похвалить Его, как и теперь (делаешь). Иов. 35 :15. Так какъ гнев Его не посетил (его) 794 , то он и не познал вполне какого либо прегрешения 795 , Иов. 35 :16. Посему Иов напрасно открывает уста свои, по неведению умножаетъ 796 речи. Глава 36 Иов. 36 :1. И продолжал Елиус еще, и сказал: Иов. 36 :2. Подожди меня еще немного, и я научу тебя, ибо у меня еще есть слово. Иов. 36 :3. Разсуждение 797 свое начавши издалека, делами моими 798 я возвещу истинную правду. Иов. 36 :4. И неложныя слова ты ложно (не) 799 пойми 800 . Иов. 36 :5. Узнай 801 же, что Господь не отвергнет незлобиваго, Иов. 36 :6. Сильный крепостью не оживит сердца нечестивых и даст судъ 802 бедным. Иов. 36 :7. Он не отвратит очей Своих от праведнаго и с царями на престоле посадит ихъ на славу 803 , и они возвысятся. Иов. 36 :8. А те 804 , связанные ручными оковами, будут содержаться въ узах нищеты 805 , Иов. 36 :9. И Онъ объявит им дела их и погрешности их, если они усилились. Иов. 36 :10. Но праведных Он услышит и скажетъ 806 , чтобы они обратились от неправды 807 . Иов. 36 :11. Если они послушаются и будут служить (Ему), то окончат дни свои в благополучии и лета свои в счастии. Иов. 36 :12. А нечестивых Он не спасет, ибо они не захотели познать Господа и даже вразумляемые были непослушны. Иов. 36 :13. Но лицемеры сердцем возбудятъ 808 гнев (Его), не воззовут, ибо Он связал их: 809 . Иов. 36 :14. Пусть посему умрет в юности душа их, и жизнь их да будет поражена ангелами 810 ,

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Небеса проповедуют славу Божию и о творении рук Его возвещает твердь. День дню передает слово и ночь ночи возвещает знание... В солнце поставил Он жилище Свое. И оно, как жених, выходящий из чертога своего, как исполин, с радостью стремится пройти свой путь. От края неба исход его и заход его на краю неба, и никто не укроется от теплоты его. Закон Господень непорочен: обращает души; откровение Господне верно: умудряет младенцев. Оправдания Господни правы: веселят сердце; заповедь Господня светла: просвещает очи. Страх Господень чист: пребывает во век века; суды Господни истинны, все они вместе праведны... (пер. Юнгерова) Цепь образов ясно просматривается: день – слово – солнце – закон – оправдание – заповедь – страх (т.е. благоговение, послушание). Во всех этих категориях, как они проиллюстрированы в параллелях, присутствует то, что характеризует общий настрой произведения: свет, тепло, ясность, веселье, неистощимость и непременяемость. Почему же «в солнце поставил Он жилище Свое»? Этот вопрос удовлетворительно может быть решен на библейском материале с привлечением некоторых параллелей из истории религий. 1 . Господь «одевается светом, как ризой» ( Пс 103:2 ). Источник и как бы селение света, солнце по этой же логике может называться «жилищем» Бога. 2 . Милость и истина – Божественные свойства, которые солнечный свет выражает полнее всех других вещей: «Бог будет с радостью предводить Израиля светом славы Своей, с милостью и правдою Своею» ( Вар 5:9 ). 3 . Солнце является также источником гнева: «Пал на них огонь, а солнца они не видели» ( Пс 57:9 LXX) 803 . 4 . Солнце соответствует Закону, оно царит на небе так же, как он в человеческом обществе. Поскольку «обитание» Бога в Израиле совместимо только с ритуальной чистотой, Его «обитание» на небе выражается чистой стихией света. 5 . Если солнце связано с жертвоприношением, как отмечалось выше по ассоциации с подобными явлениями в других древних культурах, то имеется аналогия между ним и храмом, в котором «живет» Господь 804 . Следовательно, прославление солнца как места «селения» связано с идеей небесного Храма, о котором нам еще предстоит говорить подробно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

«Но что значит: во свидетельство всем народам? Так как Евангелие всюду было проповедано, – замечает святой Иоанн Златоуст , – но не всюду уверовали в него, Христос говорит: во свидетельство будет не уверовавшим, – то есть, в обличение, в осуждение; во свидетельство: уверовавшие будут свидетельствовать против не уверовавших и осудят их». 803 «Тогда придет конец… Следовательно, не пришел, а только, так сказать, приблизился. Таким образом мы имеем здесь общий признак конца (этого порядка вещей, конца настоящего мира), а не непосредственный, так что точное наступление кончины мира остается неизвестным. Блаженный Августин на вопрос епископа Исихия о времени кончины мира отвечал: тогда придет... – что означает как не то, что не придет прежде. Но когда придет после, – неизвестно это для нас. Посему, хотя бы нам и известно было, что проповедуется Евангелие среди всех народов, однако не можем сказать, сколько времени осталось до конца». 804 Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей (чтобы вы не мечтали о себе), что ожесточение произошло в Израиле отчасти до времени, пока войдет полное число язычников. Итак, весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова ( Рим.11:25–26 ). Так как вступление в Церковь Христову полного числа язычников совпадет с концом проповеди Евангелия всем народам, и иудеи обратятся ко Христу не раньше того, как войдет в Церковь полное число язычников, то, следовательно, обращение всего Израиля произойдет в самые последние времена и послужит признаком близости кончины мира и второго пришествия Христова. Указание на то, что иудеи обратятся ко Христу незадолго до Его пришествия содержится также в других словах апостола: если отвержение их (иудеев) – примирение мира (с Богом), то что [будет] принятие, как не жизнь из мертвых? ( Рим.11:15 ). Т.е. ничему иному не оставалось бы совершиться (по обращении иудеев ко Христу), как воскресению мертвых, так как весь мир будет духовно оживлен. Обращение Израиля имеет совершиться при посредничестве пророка Илии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Правда, в Писании и теперь, в применении к данному, земному нашему составу, встречаем указания на славу и честь человека: псалмопевец, как известно, благодарной любовью взывал к Богу, что Он человека «… умалил малым чим от ангелов, – славою и честью венчал его» 800 . Но несомненно, что тут ввиду имеется все положение и назначение человека, во всей его вечной участи, и в связи с делом спасения нашего во Христе, когда совершилась «… велия благочестия тайна: Бог явися во плоти» 801 . Само же по себе время жизни этой, как время прохождения во юдоли плачевной и в теле немощи всяческой, а во многом и позорного рабства князю мира сего, есть пора не славы, a уничижения. И уничижение это лишь растет и закрепляется в тех, кто становится на пути гордости современной и отвергает наш путь смирения и кротости христианской, – тех «… врагах креста Христова, мыслящих о земном… конец коих – погибель, Бог их – чрево, и слава их – в сраме». Для христианина же слава его – вся в Христе, и она одна и достойна быть той целью, к коей должны мы, подобно ап. Павлу, стремиться в этой жизни 802 . Земной же славы каждый из нас должен даже бояться 803 , и подобно Божественному учителю своему, прямо не желать ее 804 , и тогда в небесной жизни это настоящее скорбно-уничижимое состояние Бог и заменит прославленным. В приведенном только что месте послания к Филиппийцам ап. Павел далее и говорит, противопоставляя нас тем врагам креста Христова, что мыслят лишь о земном. «Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его , силою, Которою Он действует и покоряет Себе все» 805 . Физическим проявлением небесной славы ИисусаХриста, при земной Его жизни, было Его преображение, когда лицо Его сияло, как солнце, и «… одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» 806 : но, так как тело славы праведных, знаем мы, преобразится сообразно Славному Телу Христа, то образом и их славы был тот день преображения, ибо и они, сказал Господь, как то же солнце, засияют при воздаянии в Царствии Отца их, и идеже Христос, там и они – слуги Его – будут 807 . И потому, думать можно, что такое солнце – подобное свечение их является для нас не только символом будущего сияния духовных совершенств и добродетелей их, но и указанием на самое их, так сказать, – новофизическое состояние (хотя, само собою разумеется, объяснить, что это за свет, как и чем будет сиять он, мы, отнюдь, не можем, ибо один, то ведущий – Господь – не благоволил открыть это нам).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Ср. Кол. 2, 14. 780 Ср. Быт. 3, 24. 781 Ср. Мф. 7, 13–14. 782 Ср. Ин. 7, 37–38. 783 Ср. Пс. 24, 5; Мф. 22, 4. 784 Ср. Мф. 22, 10; Лк. 14, 16. 785 Ср. Мф. 25, 6; 27, 52. 786 Ср. 1 Фес. 4, 17. 787 Ср. 1 Кор. 15, 52. 788 Ср. Мф. 24, 31. 789 Ср. Лк. 16, 24. 790 Ср. 1 Кор. 15, 54–56. 791 Ср. Лк. 6, 35; Гал. 3, 28. 792 Ср. Мф. 25, 7–10. 793 Ис. 56, 5 (Пешитта). Синод.: тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям. 794 Ср. Притч. 6, 27. 795 Ср. Мф. 25, 1–12. 796 (В) возлюбленные мои. 797 Ср. Фил. 2, 6–8. 798 Ср. Мф. 8, 20. 799 Ср. Дан. 7, 13; Мф. 26, 64. 800 Ср. Ин. 12, 14–15. 801 Ср. Флп. 2, 7. 802 Ср. Ин. 4, 6. 803 Ср. Ин. 19, 28. 804 Ср. Мф. 4, 2; Лк. 4, 2. 805 Ср. Пс. 120, 4. 806 Ср. Мф. 8, 24; Мк. 4, 38; Лк. 8, 23. 807 Ср. Мф. 9, 12; Мк. 2, 17; Лк. 5, 31. 808 Ср. Пс. 22, 17. 809 Ср. Пс. 49, 4. 810 Ср. Пс. 69, 22; Мф. 27, 34. 811 Ср. Ис. 59, 8–9. 812 Ср. 2 Кор. 1, 22; 5, 5; Еф. 1, 14. 813 Ин. 14, 3. 814 Ср. Евр. 2, 9. 815 Ср. Еф. 1, 14. 816 Ср. Лк. 1, 26. 817 Ср. Прем. 18, 15. 818 Ин. 1, 14. 819 Еф. 2, 6. Пешитта: и воскресил нас с Ним, и посадил с Ним на небесах. Синод.: и воскресил с Ним, и посадил на небесах. 820 Мф. 28, 20. 821 Ср. Мк. 16, 19; Еф. 1, 20; Евр. 10, 12. 822 Ср. Плач. 4, 20; Лк. 1, 36. 823 Ис. 53, 12. Фраза в Пешитте может быть переведена и так, как в Синод.: Я дам Ему часть между великими. 824 Ин. 14, 20. 825 Ин. 10, 30. 826 Чис. 11, 17. 827 Ср. 1 Кор. 12, 11–28; Рим. 12, 3–6. 828 Ср. Ин. 3, 34. 829 Ср. Иоил. 3, 1–2; Деян. 2, 17–18. 830 Ср. Мк. 10, 19; Еф. 1, 20; Евр. 10, 12. 831 Ин. 3, 34–35. Пешитта=Синод.: ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его. 832 Мф. 11, 27. 833 Ин. 5, 22. Пешитта=Синод.: Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну. 834 1 Кор. 15, 27–28. Пешитта=Синод.: все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. 835

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Сравнение Католическая догматика рассматривает несколько случаев, которые считает проявлением верховной власти – примата Апостола Петра: Руководство выборами апостола вместо Иуды. 797 Речь перед народом в День Пятидесятницы. 798 Речь перед синедрионом. 799 Принятие в Церковь первого язычника Корнилия. 800 Первый, кто говорит на Апостольском Соборе в Иерусалиме. 801 Павел идет в Иерусалим «видеть Петра». 802 Приведенные моменты не являются аргументами в пользу примата, так как они только указывают на характер Апостола, большее рвение в проповеди и особенности более пылкого характера. Утверждение о том, что Петр первый говорил на Соборе в Иерусалиме, противоречит контексту: «по долгом рассуждении, Петр встав, сказал им: ...». 803 Сначала было много выступлений, а Апостол Петр засвидетельствовал о своей проповеди среди язычников. Решающее значение имела речь Апостола Иакова. 804 Причину, по которой Апостол Павел ходил видеться с Петром, мы не знаем, но принципиального значения эта встреча не могла иметь, так как произошла спустя три года после начала проповеди Павлом. Нужно обратить снимание на контекст, подтверждающий это: «я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл и него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова брата Господня». 805 Для выяснения отношений между Апостолами необходимо обратиться к следующему месту из Деяний: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышавши, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна». 806 Цитата говорит о равных отношениях в среде Апостолов, которые посылают Петра и Иоанна – наиболее близких Христу учеников в Самарию. Достаточно яркое свидетельство против идеи примата. События, используемые католиками в качестве юридических прецедентов, подтверждающих примат, либо указывают на пылкий характер Апостола Петра, либо имеют совершенно иное значение, когда взяты в контексте, и не могут служить аргументами в подтверждение идеи примата. Разногласие с Ап. Павлом. Католическое учение

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010